Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Цветков А. В., Дунаев Е. А., Смирнов И.А.
В данной статье пойдет речь о создании и использовании в обучении настольных экологических игр. В качестве примера будет рассмотрена разработанная авторами статьи игра "Путешествие по России". К созданию этой игры авторов побудили несколько причин.
С одной стороны, в последнее время практически не осталось настольных игр: их почти полностью вытеснили компьютерные. До сегодняшнего дня данной проблеме не было уделено должного внимания. Трудно спорить с тем, что настольные игры в большей степени развивают воображение, стимулируют творческую активность, учат взаимодействию в команде. Живое общение, происходящее во время игры за одним столом, едва ли заменит виртуальное общение игры компьютерной. В отличие от компьютерных грамотно построенные настольные игры кроме визуального и звукового каналов восприятия информации задействуют и другие — например тактильный. Настольные игры проще использовать для проведения как различного рода мероприятий: не смотря на быстрые темпы компьютеризации, найдется не много школ или иных образовательных учреждений, которые смогут обеспечить персональным компьютером всех участников не то что крупного, но среднего по масштабам мероприятия. Таким образом, можно подвести следующий итог: настольные игры нужны. Но новые игры практически не появляются, а достать старые особенно в хорошем состоянии очень сложно. Кроме того, современных биологических и экологических настольных игр практически нет. Между тем целым рядом авторов (например, Кавтарадзе, практикующим игровой подход уже более 15 лет) показана эффективность использования экологические игр.
С другой стороны, важным фактором патриотического воспитания является знакомство с родной природой и ее изучение. Сейчас значимость этого аспекта образования и воспитания не до конца осознана и используется мало. В условиях современной России путешествовать стало значительно легче. Кажется, что это должно способствовать лучшему знанию природы России. Между тем ситуация оказывается иной: иногда учащиеся знают лучше рыб Красного моря, чем подмосковные кустарники. В системе школьного образования практически не предусмотрены многодневные учебные практики или экспедиции, а в дополнительном образовании из-за сокращения финансирования с каждым годом объем экспедиционной деятельности сокращается. Скоро может сложиться такая ситуация, когда выездных биологических практик просто не будет. К сожалению, их адекватной замены не существует. Только в рамках данной формы учебной деятельности возможно полноценное ознакомление с ландшафтным и биологическим разнообразием различных природных зон. Для развития интереса к познанию природы России в созданной нами настольной игре все упоминающиеся биологические объекты встречаются на территории Европейской части России.
В комплект игры входит: игровое поле, 2 набора карточек с фотографиями биологических объектов, карточки с теоретическими заданиями, описание правил игры, 2 кубика, набор фишек, таблица учета результатов игры и таблица правильных ответов.
Во время игры игроки кидают кубик и перемещают фишки по полю. На игровом поле изображена карта некой воображаемой местности, объединяющая самые различные биотопы и ландшафты: горы, различные типы леса, несколько видов водных экосистем и различные открытые биоценозы. Игроки перемещают фишки по маршруту, проходящему через все эти биотопы. При остановке на определенном пункте (станции) игрок достает карточку с номером этой станции, на обратной стороне которой изображен организм, встречающийся в этом местообитании. В игре предусмотрено 2 варианта сложности — 2 комплекта карточек с биологическими объектами. В один из комплектов входят фотографии живых организмов, встречающихся в различных природных зонах России от самых северных до самых южных (горы Крыма и Кавказ, тундра Кольского полуострова, болота Карелии, альпийские луга, пустыни и полупустыни Астраханской области, тайга и широколиственные леса, водные экосистемы рек, ручьев и озер). Данный комплект карточек представляет реальную сложность и может быть рекомендован аудитории не только имеющий интерес к биологии, но и обладающей определенными биологическими знаниями (например, учащимся специализированных школ или биологических кружков).
Второй комплект более простой. В него входят живые организмы, характерные для средней полосы Европейской России (данный комплект хорошо работает и в рамках обычной школы). Преимуществом обоих комплектов игровых карточек является их всесезонность. Так как большая часть биологических объектов может быть встречена как в летний, так и зимний период, сфера применения игры значительно расширяется. Кроме карточек с фотографиями живых организмов участникам игры предлагается и другой вариант заданий. По пути им встречаются стоянки: станции, которые нельзя преодолеть в текущий ход. На стоянках предлагаются теоретические вопросы по экологии того биоценоза, где располагается стоянка. Для учащихся младших классов теоретические вопросы могут быть слишком сложны, поэтому для них предусматривается и другой вариант прохождения стоянок. Для них вопросы (ситуационные или ролевые) на стоянках задаются по отгаданным ранее карточкам (например, "один из участников вашей экспедиции простудился, какое из встреченных вами растений может ему помочь?").
За счет того, что игра включает несколько комплектов вопросов и подразумевает несколько сценариев, достигается значительная вариативность: игра легко адаптируются к тем условиям, в которых должна быть проведена.
Вариативность сохраняется и в методах оценки результата. Возможна расстановка баллов за правильные ответы (правильно названный объект — 1 балл, организм назван не точно или с ошибкой — 0.5 балла, ответ на теоретический вопрос до 10 баллов). Другой вариант оценки — по карточкам. В случае правильного ответа команда берт карточку с биологическим объектом с собой ("гербаризирует растение" или "ловит животное"). Если ответ не верен, то "животное убегает" (карточка остается в колоде). В случае этого варианта на стоянках тоже даются вопросы по карточкам, при неправильном ответе те карточки, про которые был вопрос, на стоянке исчезают. Выявление победителя происходит после окончания игры по числу карточек.
Продолжительность игры сильно зависит от варианта правил. Время прохождения поля составляет от получаса до 2 часов. Ускорить игру можно, используя не 1, а 2 кубика. Игра может быть как командная, так и индивидуальная. Максимальное число команд или индивидуальных игроков за одним полем — 4 (при этом рекомендуется использовать 2 кубика).
Представленная игра может быть использована для прохождения или закрепления нового материала и контроля знаний (проверочные и контрольные работы, обобщающие и заключительные уроки). Возможно и повторение пройденного материала в виде викторин и конкурсов.
Тематика игр может быть синхронизирована со школьной программой. Мы использовали игру для проведения занятий с учащимися 1 – 11 классов. Игра может быть применена в рамках предмета "Мы и окружающий мир" в 1 – 4 классах. В 5 классе в 3 – 4 четвертях в теме "Жизнь на земле" — как заключительный урок. Обычно к концу четверти все устают, и после написания итоговой контрольной работы иногда требуется эффектное завершение занятий. Эту функцию может выполнить описанная игра. В 6 классе игра может быть использована в начале года для актуализации знаний приобретенных в 5 классе, а также в конце года для обобщения пройденного материала 6 класса. В 7 классе игра применяется для повторения материала 5 – 6 классов, а также в зависимости от программы для закрепления знаний полученных (либо в конце 2 и 4 четвертей, либо в случае программы Сонина на протяжении всего учебного года, так как весь 7 класс посвящен изучению биологического разнообразия и систематики). В 8 классе игра с трудом синхронизируется с программой Сонина и может быть использована лишь для повторения пройденного ранее. В 9 (в концентрических программах), 10 и 11 классах игра хорошо вписывается в курс экологии.