Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
В.В. МАЛИНА ЛЕКЦІЯ 8
ЕТИКА ЯК ПРАКТИЧНА
ФИЛОСОФІЯ
Тема 5.1. Морально-етична культура і
самореалізація особистости.
§ 1. Моральна культура суспільства.
Нравственная культура общества, общностей и личности синтетический, интегральный результат всего духовного развития. Они характеризуются как уровнем усвоенных моральных ценностей общества, так и участием человека в их сохранении и приумножении,
Культура рассматривается нами как способ человеческой деятельности, как обобщающая характеристика универсальности развития человека. В ней фиксируются степень его овладения отношениями к природе, к обществу, к подобным себе и к самому себе. Культура это историческое явление, продукт истории, в котором утверждаются и передаются ценности и достижения социального опыта. Она реализуется в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений.
Но культура не только совокупность материальных и духовных ценностей, созданных обществом, она специфический способ человеческой деятельности, определенное качество этой деятельности, которое охватывает как мотивацию и стимуляцию социальной активности, так и механизм социальной регуляции и саморегуляции. Поэтому культура это качественная характеристика развития человека, его духовного мира, степень универсальности, с какой он взаимодействует с окружающим миром и самим собой.
Мораль является структурной частью, специфическим элементом культуры как целого, а именно такой частью, которая, прежде всего, обеспечивает специфически человеческий способ существования.
В системе культуры личности, как сложного полиструктурного общественного феномена, важное место занимает нравственная культура. Этим понятием охватывается уровень освоения членами общества моральных ценностей (нравственных норм, принципов, идеалов и т. д.), и практического претворения их в поступки, в каждодневное поведение, проявляющееся в отношении человека к другим людям, обществу в целом, к природе, в его ценностных ориентациях, социально-психологических установках, целях, жизненных планах и т. п.
Нравственная культура общества является совокупностью моральных норм, принципов, идеалов, оценочных и иных представлений, способов их воплощения в повседневной деятельности людей. Она включает в качестве подсистем:
1. Объективные нравственные ценности, т. е. реальные поступки, линию поведения людей и их соответствие или несоответствие интересам развития личности, общества, социального и нравственного прогресса человечества. Реализуются в многообразных сферах нравственных аспектов (мотивы, оценки) деятельности людей, их сознательных поступках, соответствующих или противоречащих установленным общественным моральным нормам, принципам и идеалам.
2. Субъективные нравственные ценности в виде постоянно развивающихся представлений о моральных нормах, принципах и идеалах общества и личности, фиксируемые в обыденном нравственном сознании и этических теориях.
Нравственная культура общества представляет собой сложную динамическую систему. В ней взаимодействуют три основных фактора:
во-первых, специфическое содержание общественной деятельности людей, включающее освоение, передачу, воспроизведение, обогащение и творческое преобразование ценностно-нормативных способов регуляции индивидуального и общественного поведения;
во-вторых, возникающая и обогащающаяся в процессе этой деятельности совокупность нравственных норм, принципов, идеалов и эталонов поведения, реализуемая в конкретных действиях индивидов и социальных общностей;
в-третьих, процесс духовно-нравственного развития общества и человека на основе активного применения оценочно-императивного способа регулирования поступков и действий, обогащения нравственных ценностей, имеющихся в распоряжении общества, а также интсриоризация этих ценностей в духовный мир личности, в ее повседневные поступки, жизненные позиции.
Нравственная культура выступает своеобразной «сквозной» системой культуры, которая «пронизывает» все без исключения виды, формы культуры, раскрывая нравственную ценность любой человеческой деятельности.
§ 2. Моральна культура особистості:
сутність і структура.
Нравственная культура личности представляется как мера ее нравственной социализации, т. е. степень освоения и присвоения господствующих в обществе моральных ценностей и степень приобщения к нравственным аспектам деятельности в различных сферах общественной жизни. Иными словами это достигнутая личностью мера нравственного развития, характеризующаяся усвоенными и реализуемыми в деятельности нравственными ценностями.
В обыденном понимании под нравственной культурой подразумевают нравственную воспитанность человека, степень усвоения им нравственных норм, предписаний и реализации их в своих поступках. По нравственной культуре человека судят о том, насколько глубоко и прочно нравственные установки, принципы и нормы, действующие на определенной ступени исторического развития общества, воплощаются в чувствах, мыслях, в повседневном поведении, в жизненной позиции личности. Только через деятельное обнаружение в поступках, общении с окружающими людьми проявляется нравственная культура человека, а также мера соответствия его нравственной развитости моральным эталонам и принципам конкретно-исторического общества.
В структурном плане нравственная культура выступает в качестве диалектического единства культуры нравственного сознания и культуры нравственного поведения, которые в свою очередь представляют собой сложные подсистемы.
В культуру нравственного сознания входят культура этического мышления и культура нравственных чувств. Нравственное сознание представляет собой специфический вид социального познания, направленный на освоение ценностных свойств общественных отношений и поступков (деятельности) людей с точки зрения их соответствия принятым в обществе нравственным нормам и установлениям. Одна из существенных особенностей нравственного сознания состоит в том, что социально необходимое находит в нем форму личностного выражения, благодаря чему оно выступает в индивидуальной и общественной жизни в качестве своеобразной программы действия, нравственного императива. Культурный потенциал нравственного сознания реализуется, прежде всего, в культуре этического мышления, выражающейся в способности «этического суждения».
Культура этического мышления проявляется в нравственной оценке ситуации, в определении нравственного выбора и принятии нравственного решения. Критерием культуры этического мышления является оптимальность принятия нравственного решения и разрешения нравственного конфликта. Проявления культуры этического мышления многообразны. Это умение Пользоваться приобретенным этическим знанием, что проявляется в умении отличать добро от зла, несмотря на внешне обманчивые проявления того и другого, в умении применять к конкретной ситуации необходимую, соответствующую ей нравственную норму и т. п.
Но нравственная культура не сводится к знанию в области морали. Чтобы моральное знание превратилось в сознание, в умение пользоваться полученными знаниями, оно должно опираться не только на доводы разума, но и на силу чувств. Именно чувства человека, преобразованные, отшлифованные нравственностью, являются мощным фактором превращения этических знаний в нравственные поступки.
Нравственные чувства интериоризированное (внутренне принятое) представление общественного начала в человеке. Культура чувств одна из важнейших характеристик нравственного сознания личности. Степень нравственной воспитанности человека совпадает с тем, насколько развита у него способность к «моральному резонансу», сопереживанию, сочувствию, насколько нравственно чисты чувства. Все это не менее важно, чем культура этического мышления. Формирование культуры нравственных чувств важнейший резерв совершенствования нравственной культуры личности и межличностных отношений.
Такие нравственно-психологические качества личности, как способность к взаимопониманию, отзывчивость, ощущение сопричастности, солидарность обеспечивают хороший морально-психологический климат в коллективе, сплоченность его членов, нормальное межличностное общение. Эмоциональная сторона деятельности, нравственные чувства раскрывают степень субъективной готовности личности принимать и выполнять нравственные требования. В целом культура нравственных чувств является одним из основных показателей духовно-нравственного мира личности.
Наряду с культурой нравственного сознания в нравственную культуру личности входит и культура нравственного поведения (поступка). Практически-духовная природа морали, сращенность (зрощення) с общественными отношениями означает, что ее требования неотделимы от общественных задач, наполнены конкретным практическим смыслом. Условно культуру поведения можно подразделить на внутреннюю и внешнюю.
Определяющую роль играет внутренняя культура человека. Основываясь на мировоззрении и нормах нравственности, она воплощает результаты воспитания. Однако достаточно велико значение и внешней культуры, выражающейся в знании и воплощении в поступках, поведении правил этикета. Действительная культура, внутренняя и внешняя, проявляется во всем: в отношении к труду, во владении устной речью, в одежде, в повседневном общении с семьей, с коллегами по работе, в манере поведения в гостях, общественных местах.
Складываясь из многих компонентов, культура нравственного поведения проявляется, прежде всего, в двух из них:
а) умении выбирать адекватную внутренней нравственной культуре внешнюю форму и
б) умении оптимизировать способ деятельности, выбирать и применять эффективные средства исполнения морального решения.
Таким образом, нравственная культура личности это качественная характеристика морального развития и моральной зрелости личности, проявляющаяся в трех уровнях:
1) культуре этического мышления, выражающейся в знании моральных требований общества, в способности человека сознательно обосновывать цели и средства деятельности. Это ценностно-ориентирую-щий и программирующий уровень нравственной культуры, зависящий от этических знаний и нравственных убеждений, мировоззрения личности, обеспечивающий внутреннее принятие моральных целей и средств;
2) культуре нравственных чувств, проявляющейся в способности к сочувствию, сопереживанию, милосердию;
3) культуре поведения, базирующейся на принципе гуманизма, посредством которой реализуются поставленные и принятые нравственные цели. В ней, в конечном счете, выражается жизненная позиция человека. Культура поведения характеризует способность к моральному выбору и практической деятельности в соответствии с господствующими моральными ценностями, установившимися правилами пристойного поведения.
В зависимости от зрелости этих компонентов моральной практике известны несколько уровней-типов нравственной культуры личности: низкий когда человек не обладает элементарными моральными представлениями и часто нарушает общепринятые нравственные нормы;
«мозаичный» когда отрывистые моральные представления соседствуют с нравственными поступками, совершенными под воздействием общественного мнения, традиций и т. д.;
рациональный характеризующийся чисто вербальным усвоением моральных норм без внутренней убежденности в их правомерности и необходимости;
эмоционально-экспрессивный когда человек приобретает обостренное нравственное чувство добра и зла, справедливого и несправедливого, но ему не хватает знаний и чаще всего воли для их материализации;
высокий отличающийся единством глубоких научно обоснованных знаний, богатства чувств и практических действий. В реальной жизни могут проявляться и другие уровни-типы нравственной культуры человека.
Становление нравственной культуры индивида зависит от социального окружения, организации среды воспитания, общей и педагогической культуры воспитателей, но не в меньшей степени от самого человека, его постоянной работы над собой.
§ 3. Моральне виховання й самовиховання особистості.
Содержание процесса формирования человека включает в себя диалектическое единство объективного и субъективного, наследственного и социального, материального и духовного, сознательного, целенаправленного и стихийного, положительного и негативного. В качестве основных его слагаемых следует выделить влияние природной среды и социального окружения, воздействия субъектов общественного и семейного воспитания, самовоспитание, участие в предметно-практической деятельности и общение.
Проблема формирования личности, воздействия различных факторов в этом процессе, соотношения понятий, с помощью которых анализируется данное явление, не нова. Она имеет свою историю, свою философско-социологическую, психолого-педагогическую традицию. Представители французского материализма XVIII в. и утопического социализма считали, что человек продукт обстоятельств и воспитания и для того, чтобы изменить его, нужно, в первую очередь, изменить обстоятельства и организовать просвещение. Сторонники субъективного идеализма, наоборот, абсолютизировали работу человека по самосовершенствованию.
Но человек не только продукт обстоятельств (воздействия социальной среды), но и их активный участник, создатель, творец, преобразователь. В процессе преобразования окружающего природного и социального мира он изменяет и свой внутренний мир, сознание, себя как биологического, социального и духовного индивида. Человек формируется одновременно как объект и субъект социальных отношений. Он их творец, продукт, реальный носитель и выразитель.
Социальная среда, как совокупность объективных факторов, влияющих на формирование и поведение личности, включает в себя макро- и микросреду. Макросреда представляет собой единство способа производства, характера общественного разделения труда, социальной структуры общества, образа жизни, систем образования, воспитания и других социальных институтов и опосредованно влияет на человека, главным образом, через микросреду. Микросреда как непосредственное устойчивое социальное окружение индивида влияет на развитие человека через семью, школу, трудовой (учебный) коллектив и различные референтные группы.
Социальная среда оказывает влияние на потребности, интересы человека, задает цели его деятельности. Однако она сама по себе не может формировать положительные качества у человека, автоматически порождать развитую, зрелую личность, так как внешние условия создают лишь предпосылки к реализации потребностей и интересов человека. Социальная среда с ее многочисленными сферами является объективным основанием социализации индивида, становления его сознания.
Социализация процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования в конкретно-историческом обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре (коммуникации и научения), с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в общественной жизни. Социализация обеспечивает вживание человека в общественную практику через усвоение предшествующего опыта, приобретение знаний, умений и навыков деятельности и общения.
Целенаправленную деятельность по выработке у людей программируемых качеств, как правило, называют «воспитанием». Воспитание призвано смягчить, скорректировать стихийные негативные воздействия социальной среды на человека, усилить и опереться на положительные и использовать их для выполнения социального заказа общества на соответствующий тип личности. Как сознательная целенаправленная деятельность воспитание отличается от стихийных влияний наличием определенной программы, средств и методов воздействия, концентрирующих в себе исторический опыт прошлых поколений, результаты специальных научных исследований.
Воспитание призвано не подменять объективное социальное воздействие или конкурировать с ним, а выявлять в хаотическом процессе этого воздействия наиболее благоприятные факторы для создания планируемой модели личности, нейтрализуя, насколько возможно, негативные влияния. Общественное воспитание в основном совпадает с объективным воздействием наличного бытия. Оно охватывает все виды овладения социальным опытом (знаниями, умениями, социальными установками) и осуществляется через образование, обучение и непосредственное воспитательное воздействие с целью формирования системы ценностей, социальных установок, мировоззрения.
Через воспитание человек получает большую часть знаний, норм, умений, принципов, идеалов, свойственных общественному сознанию и представляющих теоретически обобщенный опыт общества. Воспитание направлено на усвоение ценностей общества, в котором живет индивид. Но человек усваивает не только ценности своего окружения и современного ему мира. Его ценностные ориентации вырабатываются с учетом всех достижений человеческой культуры. В процессе воспитания, обучения человек приобретает знания, овладевает методами преобразования мира и самого себя. Усвоение опыта, знаний, системы ценностей всегда индивидуально. Они не просто усваиваются, а перерабатываются в сознании индивида в уникальных, неповторимых комбинациях.
Нравственное воспитание, как одно из направлений системы общественного воспитания, призвано вырабатывать наиболее общие регулятивные принципы жизнедеятельности человека, обеспечивать его готовность действовать в соответствии с конкретно-историческим общественным идеалом на основе общечеловеческих ценностей. Главная особенность нравственного воспитания заключается в направленном превращении внешних для человека нормативных требований в систему личностных качеств, утверждающих добро и справедливость в жизни.
Формирование у индивидов нравственных способностей наряду с нравственными потребностями составляет своеобразную сверхзадачу нравственного воспитания. Нравственное воспитание, как и любой воспитательный процесс, складывается из единства последовательных звеньев:
• нравственного просвещения;
• превращения этических знаний в нравственные убеждения;
• выработки привычек должного поведения;
• формирования потребности и способности к нравственному самосо-вершенствованию;
• выработки непримиримого отношения к аморализму, воспитание готовности и способности противостоять злу.
Нравственное воспитание, таким образом, ориентирует, убеждает, приучает. Нравственная дееспособность, нравственная культура личности проявляется в том, что она знает, желает и умеет достичь желаемого, нравственно одобряемого. В системе воспитательных средств особое место занимают сила положительного примера, моральная оценка поступков авторитетными лицами, общественным мнением или самооценка.
Следовательно, в процессе общественного воспитания формируется сознание и самосознание человека в единстве его познавательной, эмоционально-оценочной, действенно-волевой и регулятивной сторон, социально значимая и индивидуально-значимая направленность личности, ее мировоззрение, потребность в самовоспитании, происходит становление личности, соответствующей существующим и создаваемым условиям, приближение ее сознания и поведения к характеру этих условий.
В достижении целей воспитания все большее значение приобретают сознательные усилия самой личности. Оставаясь объектом воспитательного воздействия общества и его подсистем, индивид в то же время становится все более активным субъектом, осуществляя самовоспитание, самосо-вершенствование. Поэтому личность не только и не столько объект воспитания, сколько субъект, способный к самовоспитанию. Без ее внутреннего стремления, активности воспитание будет малоэффективным, недейственным. Таким образом, воспитание закономерно дополняется и завершается самовоспитанием.
Самовоспитание по форме субъективный процесс, по целям и содержанию оно обусловлено потребностями общественного развития, характером деятельности, доминирующими ценностями. Социальная среда и воспитание детерминируют самовоспитание и способствуют созданию необходимых социально-психологических предпосылок для него. В обществе все они могут быть подчинены общим целям и требованиям или групповым, частным. Решение любой задачи воспитания личности непосредственно содержит в себе необходимость самовоспитания. Воспитательные воздействия в ходе самовоспитания преломляются во внутреннем мире (сознании) личности и либо принимаются как собственные требования, либо отвергаются.
Самовоспитание относится к высшим духовно-практическим способностям личности, реализующимся в специфической, свободно предпринимаемой деятельности по самосозиданию, творению самого себя. Оно одна из форм самодвижения, саморазвития, социальной саморегуляции человека, в которой проявляются индивидуальные возможности воспитания. Самовоспитание, самосовершенствование представляет собой высшую форму программирования и управления личностью своим поведением и деятельностью, высшую рациональную ступень ее саморазвития.
Эффективность процесса формирования личности зависит от того, в какой мере цели и задачи субъектов воспитания трансформируются в личностные цели самовоспитывающегося индивида. Высокая действенность самовоспитания состоит в том, что оно является выражением собственного желания и инициативы личности, в субъективном плане идет не от внешней необходимости, а от собственного выбора, своей воли, не навязано личности, а является проявлением ее свободы, способом самовыражения. Без этого субъективного фактора практически невозможно становление социально зрелой, общественно активной, творческой личности с жизненной позицией гуманистической направленности.
Источник самовоспитательной деятельности не внутри индивида и не в социальной среде, а в противоречивом характере взаимодействия человека и среды. Самовоспитание это:
• развитие положительных социальных качеств;
• устранение отрицательных, связанных с негативным влиянием среды, природной предрасположенностью, совершенствование психических процессов (внимания, памяти, воображения и др.);
• преодоление физических, психических недугов, укрепление здоровья и развитие воли, характера, эмоциональной и интеллектуальной сферы. Все это является системной характеристикой личности и важным показателем ее культуры, свидетельством осознания ответственности перед обществом за формирование своего облика, качество деятельности и поведения.
У социально зрелой личности самовоспитание, самосовершенствование становятся главной движущей силой ее развития; у конформистской внешнее всегда будет занимать доминирующее положение и подавлять внутреннее.
Самовоспитание, будучи зависимым от образа жизни определенной общности и системы воспитания в коллективе, семье, характера деятельности относительно самостоятельно и при определенных обстоятельствах может иметь асоциальную направленность. Противоречивые воздействия социальной макросреды и различных ее элементов, а также микросреды (коллектив, семья, референтная группа и др.) и воспитателей могут создавать противоречия между воспитанием и самовоспитанием, в немалой степени это зависит от уровня педагогической и обшей культуры различных субъектов воспитания, включая и саму личность.
На единство общественного воспитания и самовоспитания могут влиять мировоззренческая позиция индивида, слабость либо бездействие волевого фактора. Без воли перевод желаемого в действительное невозможен. Слабость воли основная либо одна из основных причин поражения личности в самовоспитании, приводящая ее к внутреннему разладу.
Следовательно, благодаря самовоспитанию расширяется сфера развития личности, оно фактор ее социализации (особенно вторичной), всестороннего развития. Без самовоспитания, самосовершенствования не бывает полноценного развития личности, не могут сформироваться ее самостоятельность, высокая социальная активность, ответственность. Анализ биографий, дневников, мемуаров, жизнеописаний великих, выдающихся и известных людей (Сократ, Л. Толстой, М. Ганди, А. Швейцер, О. Шмидт и многие другие) свидетельствует о том, что в выработке цельного мировоззрения, трудолюбия, интеллектуальной, профессиональной, эстетической, нравственной и других видов культуры, в восстановлении утраченного здоровья, устранении физических и психических дефектов исключительная роль принадлежала самовоспитанию, самосовершенствованию. Известный писатель В. Пикуль в беседе с корреспондентом акцентировал внимание на том, что он сам воспитывал свой характер в трудные, исключительные времена на «Мартине Идене» Джека Лондона и что только неустанный труд души способен выковать личность.
В. Ф. Тертычная (Яровая), исследовавшая проблему самосовершенствования личности, подчеркивает, что явления самовоспитания и самосовершенствования личности, хотя и имеют единство по своей родовой сущности, но принципиально различны, поскольку процесс самосовершенствования связан исключительно с духовно-нравственной системой координат. Для самосовершенствования значима не мера развития каких-либо качеств личности, а их нравственное содержание, способность к утверждению общечеловеческих нравственных ценностей.
Самосовершенствование личности наполняет нравственным содержанием все проявления ее активности, формируя тем самым духовно-нравственную целостность личностного бытия, направленного к максимально полному воплощению общечеловеческого нравственного идеала '. Процесс самосовершенствования личности представляется одним из существенных показателей нравственной культуры личности, с одной стороны, а с другой средством нравственного возвышения человека до мыслимого предела. Нравственное самосовершенствование во многом зависит от повседневной внутренней работы над собой, которую осуществляет личность как активный носитель и творец нравственных ценностей.