Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Содержание
Введение
. Смысл, основное содержание, функции и методы философии
. Становление философии: от мифа к логосу
. Мировоззрение, специфика философского мировоззрения
. Структура философского знания
. Философия как любомудрие
. Философия как форма самосознания культуры
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Философия - это все единосущее, «схваченное в мыслях»; это квинтэссенция духовной жизни мыслящего человечества, это теоретическая сердцевина всей культуры народов планеты. Человек изначально обладал любознательностью. Само желание понять суть загадочного, неведомого являло собой склонность к зачаточному философскому размышлению, пусть даже пока на житейском уровне: ведь и на этом уровне люди нередко склонны пофилософствовать. Само слово «философия» восходит к Пифагору. Буквально оно означает любовь к мудрости, т.е. любомудрие.
Человек испытывает духовную потребность в том, чтобы иметь целостное представление о мире; он, по словам С.Н. Булгакова, не может согласиться ждать удовлетворения этой потребности до тех пор, пока будущая наука даст достаточный материал для этой цели; ему необходимо также получить ответы и на вопросы, которые выходят за поле положительной науки и не могут быть ею даже осознаны. Вместе с тем человек не способен заглушить в себе эти вопросы, сделать вид, что они не существуют, практически их игнорировать. Для человека как разумного существа бесконечно важнее любой специальной научной теории представляется решение вопросов о Том, что же такое наш мир в целом, какова его основа, имеет ли он какой-либо смысл и разумную цель, имеют ли какую-либо цену наша жизнь и наши деяния, какова природа добра и зла, и т.д. Словом, человек спрашивает и не может не спрашивать не только как, но что, почему и зачем. На эти последние вопросы у науки нет ответа, точнее, она их и не ставит, и не может разрешить. Разрешение их лежит в области философского мышления.
Задачи, решаемые в ходе работы: раскрыть смысл, основное содержание, функции и методы философии; становление философии: от мифа к логосу; мировоззрение, специфика философского мировоззрения; структуру философского знания; философию как форму самосознания культуры.
1. Смысл, основное содержание, функции и методы философии
Доминирующее первое мнение о философии определяет ее как специфический вид познания. Этот взгляд разделяют многие в истории философии, начиная с Аристотеля, который утверждал в "Метафизике", что предмет первой философии - познание причин сущего, поскольку оно сущее. Это убеждение исходит из гносеологической установки во взглядах на человека: основное предназначение человека, коль скоро он человек - узнавание, познание мира, "добыча знания"; для этого существуют естественные науки и особая наука (или познавание) - философия.
Доминирующее второе мнение в истории философии, мнение о философии исходит из другого представления о человеке - как существе, чья сущность наиболее аутентично реализуется в массовой, повседневной жизнедеятельности, квинтэссенция которой - мораль, нравственные отношения. Философия здесь трактуется как нормативно-практическое знание или мудрость жизни, вырабатывающие оптимальные поведенческие стандарты. Другими словами, это ответы, рецепты, вырабатываемые философами-мудрецами, дающие человеку знание о том, как организовать свою жизнь с тем, чтобы достичь счастья и спокойствия.
Третье мнение о философии сложилось относительно недавно и связано с кардинальным изменением взглядов на человека. Оно полагает, что качество "человека" определяет не познание или его "внешние" моральные поступки, а самоанализ и его бытийный выбор, основанные на самоанализе. Человек самоуглубленный, рефлексирующий над своим духовным опытом - стал главной фигурой философского внимания Кьеркегора, Хайдеггера, Сартра и др. Это мнение о философии исходит из противоположной эссенциализму установки - экзистенциальной позиции, которая утверждает о том, что "существование предшествует сущности".
Функции философии в культуре определяемы во многом спецификой философской деятельности и знания, о которых мы говорили в предыдущей лекции. Создают философские системы люди, которые всерьез озабочены вопросом о своем статусе в этом мире (кантовскими вопросами: "Что я могу знать ?", "На что я смею надеяться ?", "Что я должен делать ?").
Философия определяет другую функцию философии в культуре - функцию аккумуляции и трансляции концептуального опыта самопознания "homo sapiens".
. Становление философии: от мифа к логосу
философия мировоззрение самопознание
Наиболее разработанными и влиятельными являются мифогенные концепции возникновения философии (Шеллинг, Гегель, Корнфорд, Лосев). Так Гегель полагал, что и религия, и мифология - это уже философия, но выражаемая в образной, несовершенной форме. Миф возникает из-за неумения представить разумное, понятийное содержание в разумной же форме, поэтому оно воплощается символически. Философия, по Гегелю, возникает из мифологии /религии/ путем преодоления ее образной формы. При этом специальные знания, ставшие зачатками науки, не играют в этом процессе никакой роли.
Гносеогенные концепции (Спенсер, Богданов, Богомолов) выражают собой позитивистскую традицию "онаучивания" философии. Предполагается, что философия возникает на базе положительных знаний, накопленных предшествующей эпохой как оппозиция религиозному опыту. Она основана на знании и поэтому противостоит религии, основанной на вере. Современный отечественный профессор Богомолов утверждает, что философия возникает как разрешение противоречия между мифом и элементами первоначального, эмпирического знания о природе и обществе.
Собственно говоря, предпочтительней выглядит мифогенная теория. По моему мнению, будем считать, что возникновение философии связано с процессами разложения мифа, потребовавшими в качестве компенсации интеллектуальной деятельности по выработке разумно-устойчивого мировоззрения, а также с параллельным формированием понятийного мышления.
. Мировоззрение, специфика философского мировоззрения
Человеческое мировоззрение только выражает жизнь, которая разнообразно представлена в философских, религиозных учениях, произведениях искусства и литературы. Схематизированно концепцию Дильтея о взаимоотношениях "жизни" и "мировоззрений" можно представить в следующих основоположениях.
Первое основоположение выводимо из высказываний Ницше по проблемам бытия и человека, вернее бытия человека. Его можно сформулировать следующим образом: "Реальность-для-нас необходимо ценностна". Данный тезис задает трансцендентно-ценностный характер всей философии Ницше. Что это означает ?
В своих воззрениях на природу реальности Ницше разделяет трансцендентальную установку Канта и Шопенгауэра - на "антропологизацию" бытия - отождествление бытия как такового с "человекобытием", для которого всё остальное может быть дано только через значения человеческого существования /"опыта"/.
Таким образом, Ницше принимал кантовский тезис о "раздвоенности" реальности на “мир-для-нас» и “мир-сам-по-себе”: трансцендентальное и трансцендентное. Более того, Ницше радикализовал этот тезис Канта. Если последний, говоря о “ вещах-самих по-себе” имплицитно предполагал, что "там" все же есть некоторая упорядоченность, которая входит некой гранью в наш феноменальный опыт, то Ницше отрицает даже это. Человеку даны лишь явления мира, но "за" явлениями ничего определенного быть не может - там, скорее всего, лишь "бесформенный, недоступный формулировке мир хаоса ощущений, следовательно, некоторый феноменальный мир другого рода: "не познаваемый" для нас".
Таким образом, есть только "реальность-для-нас”. А вот она зависит от нас, нашего родового активизма. Здесь Ницше использует фихтеанскую идею самополагания субъектом своего бытия/ Я= Я, Я устанавливает себя как сущее/, но интерпретирует ее антропологически - основные значения или ценности нашей реальности устанавливает сам, же человек /где человек - зоологический вид со своими специфическими особенностями/. Эти значения задаются, таким образом, императивами /велениями/ биологического вида "хомо салиенс" - основными условиями его сохранения и экспансии. Именно эти условия формируют наши априорные формы восприятия и основание мышления, которые и создают нам наш "мир явлений".
"Мир явлений - утверждает Ницше, - это значит мир, рассматриваемый с точки зрения ценностей: урегулированный и подобранный по ценностям, т.е. с точки зрения полезности в смысле сохранения и возвышения власти определенного зоологического вида". Ценности, таким образом, "имплантированы» в саму "плоть" значений нашего бытия, а человек со своими ценностями-условиями - укоренен в подобном мире.
Второе основоположение касается теории познания Ницше и выводимо из первого. Если значения “реальности-для-нас” формируются условиями жизнедеятельности человеческого вида, то и наше познание также условно.
"Познавать - пишет Ницше, - значит "ставить себя в некоторые условия к чему-нибудь": чувствовать себя чем-нибудь обусловленным и, со своей стороны, обуславливать это что-нибудь, следовательно, это, при всех обстоятельствах, есть установление условий, их обозначение, их осознание /не исследование сущностей, вещей, каких-либо "в себе".
4. Структура философского знания
И философское, и научно-теоретическое виды знания имеют несомненные общие черты: это виды знания, представленные во всеобщих значениях и в объективистской форме, где отвлекаются от конкретных и личностных моментов процесса получения теоретического знания; в обоих случаях знание организуется по определенным методологическим образцам.
Специфика же философского знания обнаружима в следующем:
Философское знание более рефлексивно, т.е. отдает себе отчет в известной условности своих исходных основоположений, их возможной плюралистичности в зависимости от существенного своеобразия самосознания рефлексирующего человека. Напротив, научное знание базируется на безусловности принятия в качестве исходного основоположения так называемой "естественной установки". Последняя означает "генетическую" веру в объективность содержания высказываний, типа: "мир наличен и объективно правомочен; общ, един и однозначен для всех нас; "наше познание направлено на сам мир; "существует гармония между миром, соответственно, истинами, которые имеют собственную значимость и между нашими познавательными актами и формами".
Вследствие этого, в философском знании наличествует гораздо большее число методологических образцов, чем в научном знании. Философское знание, таким образом, менее унифицировано и содержательно ограниченно, более метафорично и креативно.
. Философия как любомудрие
Можно сказать, что философия - это все единосущее, «схваченное в мыслях»; это квинтэссенция духовной жизни мыслящего человечества, это теоретическая сердцевина всей культуры народов планеты. Человек изначально обладал любознательностью. Само желание понять суть загадочного, неведомого являло собой склонность к зачаточному философскому размышлению, пусть даже пока на житейском уровне: ведь и на этом уровне люди нередко склонны пофилософствовать. Само слово «философия» восходит к Пифагору. Буквально оно означает любовь к мудрости, т.е. любомудрие.
Человек испытывает духовную потребность в том, чтобы иметь целостное представление о мире; он, по словам С.Н. Булгакова, не может согласиться ждать удовлетворения этой потребности до тех пор, пока будущая наука даст достаточный материал для этой цели; ему необходимо также получить ответы и на вопросы, которые выходят за поле положительной науки и не могут быть ею даже осознаны. Вместе с тем человек не способен заглушить в себе эти вопросы, сделать вид, что они не существуют, практически их игнорировать. Для человека как разумного существа бесконечно важнее любой специальной научной теории представляется решение вопросов о Том, что же такое наш мир в целом, какова его основа, имеет ли он какой-либо смысл и разумную цель, имеют ли какую-либо цену наша жизнь и наши деяния, какова природа добра и зла, и т.д. Словом, человек спрашивает и не может не спрашивать не только как, но что, почему и зачем. На эти последние вопросы у науки нет ответа, точнее, она их и не ставит, и не может разрешить. Разрешение их лежит в области философского мышления.
. Философия как форма самосознания культуры
Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом, как в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим решением практических и теоретических проблем, наконец, воплощением самых дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена сознания.
Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий. Сознание состоит из чувственных образов предметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка. Таким образом, сознание является особой формой взаимодействия человека с действительностью и управления ею.
Если идеализм вырывает пропасть между разумом и миром, то материализм ищет общность, единство между явлениями сознания и объективным миром, выводя духовное из материального. Материалистическая философия и психология исходят в решении этой проблемы из двух кардинальных принципов: из признания сознания функцией мозга и отражением внешнего мира.
Заключение
В завершении работы можно сделать следующие выводы:
Философия - это все единосущее, «схваченное в мыслях»; это квинтэссенция духовной жизни мыслящего человечества, это теоретическая сердцевина всей культуры народов планеты.
Философия - вечный спутник человечества, а это значит, что она выражает нечто имманентно-необходимое в человеческом существовании - те качества человека, которые свойственны его природе настолько, что устранение их уничтожает саму неповторимую определенность человеческого бытия. Речь идет о рефлексии, а философия, как мы уже выяснили, есть концептуальная рефлексия, одновременно выражающая собой существенное своеобразие самосознания философа.
Таким образом, основание философского познания образует самосознание. Однако, это не рациональная очевидность /"в мысленном видении"/, а иррациональная вера и одновременно бытийное полегание "чувства Я"- в "субстанцию Я",- основание всех значений "человеческого мира". Специфически-человеческое отношение к миру самоорганизовано "Эго-формой" - исходной точкой отсчета для всех значений нашего мира. Статус же познания в человеческой жизнедеятельности Ницше определил, исходя из тезиса о его подчиненности общим задачам онтологического сохранения вида "хомо" и создания условий для его дальнейшей экспансии. В силу этого и логика, и категории разума есть лишь средство для обработки мира в целях видовой полезности, а потому не могут быть ничем другим как "полезной фальсификацией".