Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Рисунок семьи как метод изучения детскородительских отношений -- Проективная психология

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-07-10

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 21.5.2024

Ширни Ч., Рассел К. «Рисунок семьи» как метод изучения детско-родительских отношений // Проективная психология. – М., 2000. – С. 345 – 353.

«РИСУНОК СЕМЬИ» КАК МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

Для психологического обследования детей методика «Рисунок семьи», вероятно, впервые была предложена Халсом (Hulse, 1951, 1952). Помимо единственного очерка, опубликованного несколькими годами позднее (Reznikoff and Reznikoff, 1956), журнальная литература кажется лишенной дальнейших ссылок на эту интересную технику.

Процедура проведения методики очень проста: ребенку дают лист бумаги и карандаш с просьбой нарисовать свою семью, включая себя. Другой вариант инструкции: «Нарисуй рисунок семьи». Мы предпочитаем последний вариант, так как он дает большую свободу рисующему, кроме того, мы обнаружили, что и в этом случае рисунок почти всегда отражает семейную ситуацию испытуемого и может интерпретироваться исходя из этого. После того как рисунок завершен, ребенка просят идентифицировать нарисованные фигуры и записывают ту последовательность, в которой они были нарисованы.

В этой статье мы хотим сообщить об уникальном, смеем надеяться, способе применения методики «Рисунок семьи», который заключается в том, что она проводится не только с ребенком, но также и с одним или обоими родителями. Мы надеялись, что в этом случае можно будет сравнить разные точки зрения на семейную ситуацию, а именно: точки зрения ребенка, матери и/или отца. Мы предполагаем, что сопоставление рисунков предоставит некий интересный материал, касающийся семейного взаимодействия и детско-родительских взаимоотношений. В целом, результат превзошел наши ожидания — во многих случаях полученный материал оказался довольно содержательным.

ПРОЦЕДУРА И ОБЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Исследование проводилось на базе Детского исследовательского отделения больницы штата Колорадо, небольшого центра оздоровления для детей от 6 до 12 лет. Методика «Рисунок семьи» была включена в батарею тестов, предъявляемых психологом каждому ребенку, проходившему предварительный осмотр перед госпитализацией. При взаимодействии с детьми не возникало никаких трудностей, поскольку они относились к этой методике точно так же, как и к другим в общей серии тестов. Получив инструкцию «Нарисуй рисунок семьи» — типичный ребенок приступал к воплощению на бумаге образа своей семьи, к которому впоследствии давал разъяснения, когда его просили идентифицировать нарисованные им фигуры. Встречались несколько более сложные случаи, когда ребенок в процессе идентификации фигур использовал только обобщенные понятия («брат», «сестра» и пр.) и умышленно не упоминал о собственной семье. Тем не менее, опираясь на наш богатый опыт, мы считаем, что такие рисунки раскрывают истинное отношение ребенка к собственной семейной ситуации, то, как он ее воспринимает. Лишь в двух случаях из 25 результаты оказались совершенно отвлеченными: один ребенок нарисовал семью уток, другой заявил, что будет рисовать семью своего друга, что в конце концов и сделал.

Рисунки взрослых были получены через работника социальной службы, который беседовал с одним или обоими родителями. Использовалась та же инструкция: «Нарисуйте рисунок семьи». Если для беседы были доступны оба родителя, методика «Рисунок семьи» применялась к каждому совершенно независимо, в ходе индивидуального интервью. Просьба выполнить рисунок сопровождалась такими ремарками, как: «Эта процедура поможет нам создать оптимальный план взаимодействия с Вашим ребенком. Можем ли мы в этом рассчитывать на Ваше содействие?» Большинство родителей, так же как и большинство детей, рисовали правдивый образ собственных семей. За некоторым исключением, в большинстве случаев не без оснований можно было предположить, что рисунок имеет отношение к актуальной семейной конфигурации.

Тот факт, что испытуемый не искренен и не признает за рисунком изображение собственной семьи, может быть потенциально более ценным, чем случай правильной идентификации рисунка.

ОПИСАНИЕ СЛУЧАЕВ ИЗ ПРАКТИКИ

Следующие три случая дают некоторое представление о том, какого рода материал может быть получен при использовании этой методики. Иногда выполненные интерпретации, возможно, носят умозрительный характер, но часто подтверждаются данными, полученными из других источников, которые в дальнейшем по возможности будут указаны. В порядке экономии места будут обсуждаться только наиболее значительные характеристики рисунков, как правило, с большим акцентом на взаимоотношениях между персонажами, не затрагивающие незначительные детали отдельных фигур.

Случай первый

Данная семья состоит из отца, матери и двух дочерей — двенадцатилетней Л ауры и нашей пациентки — Паулы, 11 лет. Когда проводилось обследование, мать находилась в длительном отсутствии, так как за два года до этого она была госпитализирована. Серьезно заболев еще несколькими годами ранее, она все-таки находилась в кругу семьи, за исключением коротких периодов отсутствия.

В неблагоприятных обстоятельствах, связанных с отсутствием матери, Паула и ее сестра были вынуждены быстро взрослеть. Старшая сестра, Лаура, несмотря на то что только на полтора года старше Паулы, выглядит довольно взрослой; Паула же избалована вниманием отца, который склонен относиться к ней как к маленькой.

Рис. 14

Учитывая эти факты, обратимся к рисунку семьи, выполненному Паулой (рис. 14). Отметим, что он состоит из 4 фигур и включает — в той последовательности, в какой они были нарисованы, — девочку, позже названную «подросток, 16 лет», другую девочку — «ребенок двух лет», большую фигуру, идентифицированную как «мать» и еще одну большую фигуру — «отец». Таким образом, изображенная семья по составу такая же, как и семья пациентки в действительности, но имеет два заслуживающих внимания искажения: разница в возрасте между двумя дочерьми на рисунке более существенная, чем в реальности, и мать представлена в кругу семьи, тогда как на самом деле ее нет рядом с ними. Другой, возможно, интересный момент заключается в том, что фигура отца расположена ниже остальных и как бы изолирована от них. В действительности же в таком положении находится мать.

При анализе рисунка создается впечатление, что Паула воспринимает свою сестру Лауру, которая только на полтора года старше ее, почти как взрослую женщину, себя же, напротив, изображает на рисунке совсем как маленькую.

Рис. 15

Это напоминает нам, что Паула уже в ранние годы довольно часто находилась в обстоятельствах, усиленно способствующих ее быстрому взрослению, а также о том, что отец всегда излишне баловал ее. Защитная реакция Паулы на участие отца в ее половом созревании во время длительного отсутствия матери может выражаться через ее восприятие себя в качестве маленькой девочки, а также в попытке навязать своей сестре роль взрослой женщины, которая заняла бы место матери. В рисунке, вероятно, выражена еще одна защитная позиция — желание вернуть мать назад, в семью, и в то же время до некоторой степени отделить отца от других.

Давайте теперь исследуем семейный рисунок, сделанный отцом Паулы (рис. 15). Он состоит из трех фигур, позже идентифицированных — в том порядке, в котором они были нарисованы, — как «отец», «она» и «ребенок». Отметим, что семейная конфигурация в этом случае включает в себя только три персонажа, что соответствует реальной ситуации. Размеры и пропорции второй фигуры, которая позже была названа просто «она», вызвали у него значительные затруднения при изображении. По-видимому, данная фигура представляет Лауру, которая теперь в глазах отца частично заменяет отсутствующую мать. Противоречие и смятение отца, связанные с этой ситуацией, отражаются в том, что он наделил фигуру неопределенным титулом «она». Фигура «ребенок», мы думаем, несомненно, изображает Паулу, и в этом отношении два рисунка поражают своей схожестью. Можно подумать, что Паула условилась со своим отцом о том, что она должна вести себя как маленькая, хотя для такого предположения нет никаких оснований. Было интересно наблюдать их обоих в приемной: несколько служащих из персонала заметили, что отец часто держал ее на коленях — такое поведение свойственно скорее маленькой девочке, чем 11-летней.

Случай второй

Данная семья состоит из матери и двух детей: восьмилетней Кэт и нашего пациента, Ронни, семи лет. Их мать развелась со своим мужем, когда Ронни было всего 18 месяцев, и с тех пор отец никогда не принимал участия в семейной жизни и никогда к этому не допускался. Когда Ронни было три года, его и сестру поместили в детский приют, где они с тех пор и жили. Мать, по-видимому, никогда не предпринимала серьезных попыток забрать оттуда детей, а также не проявляла к ним большого интереса даже в те моменты, когда могла с ними видеться. Например, она ни разу не оставляла их у себя дома переночевать, хотя имела на это право. В беседах с социальным работником мать произвела впечатление совсем незрелой молодой женщины нарциссического типа. Она обращалась за помощью и рекомендациями в благотворительное агентство, так как в повседневных делах была слишком экстравагантна при распоряжении своим небольшим заработком. Она уверенно говорила о том, что вскоре надеется выйти замуж, хотя мужчина, о котором шла речь, жил в другом городе, далеко от нее, и в течение прошлого года, вероятно, некоторое время встречался с ней.

В рисунке, сделанном Ронни (рис. 16), первой нарисована фигура, позднее обозначенная как «отец», следующая фигура — это «брат», затем — «ребенок»; здесь нужно отметить, что эта фигура нарушает заданную последовательность рисования слева-направо и находится на отдаленном расстоянии от остальных фигур. Фигуру, нарисованную последней, Ронни назвал тоже «папа», когда же экспериментатор, переспрашивая, повторил это определение, Ронни поправил себя: «Я хотел сказать «мама».

Рис. 16

Это характерный пример рисунка, в котором не так легко признать изображение реальной семьи пациента, тем не менее это возможно, так как имеются несомненные признаки, указывающие на заданную гипотезу, например, тот факт, что семейная группа на рисунке включает двух детей. Имеющиеся искажения очень похожи нате, которые были в детском рисунке из первого случая. Наиболее интересным обстоятельством является то, что здесь основной акцент сделан на фигуре отца, а образ матери был едва не пропущен. Этим самым Ронни, очевидно, выразил свою огромную потребность в отце, который, в его представлении, мог бы делать для него то, чего мать сделать не в состоянии, а также мальчик через рисунок признает, что мать не оказывает ему почти никакой поддержки. Выполненное толкование полностью подтверждается другими тестовыми данными, а именно материалами Мичиганского рисуночного теста, в котором отцовская фигура изображается активной, а материнская, напротив, в пассивной роли, за исключением одного случая, в котором мать заботится о малыше. По-видимому, в семейном рисунке Ронни фигура, обозначенная как «малыш», может представлять его самого. А тот интересный момент, что данная фигура нарисована в стороне от остальных, указывает на то, что Ронни не чувствует себя членом семьи, и это подтверждается реальной ситуацией. Крошечная фигурка малыша может представлять его концепцию о себе в настоящем, как о регрессирующем или инфантильном ребенке; вероятно, с его точки зрения, находясь именно в таком положении, он мог бы добиться от своей матери большей заботы или внимания.

Рис. 17

Посмотрим теперь на рисунок семьи, сделанный матерью Ронни (рис. 17). Он состоит из 4 фигур, сидящих вокруг стола, который празднично украшен цветами. Люди с улыбками на лицах в целом создают впечатление счастливой семейной жизни, в которой нет никаких проблем. Первой нарисована фигура, сидящая во главе стола, обозначенная как «отец» и «Том» — имя мужчины, за которого мать Ронни вскоре рассчитывала выйти замуж. Вторая нарисованная фигура — она сама, третья — Кэти и четвертая фигура — Ронни. В целом по характеру рисунок наивен. Кроме этого факта, возможно, наиболее поразительным является отсутствие дифференциации в размерах или других отличительных признаков у фигур, которые позволяли бы выделить взрослых и отличить их от детей.

Рис. 18

Напомним здесь, что реальное поведение матери очень сильно отличается от поведения женщины, имеющей двоих детей, поскольку она покинула их, предоставив самим себе, так, будто они были взрослыми и самостоятельными людьми. А сама была склонна вести себя скорее как ребенок, а не как взрослый человек. Кроме того, Ронни, судя по его рисунку, возможно, полагает, что только возвратившись к более инфантильному состоянию, он может сблизиться со своей матерью.

Как и в первом случае, в рисунках, по-видимому, отражаются реальные детско-родительские взаимоотношения или менее явно — динамические аспекты этих взаимоотношений.

Случай третий

Эта семья состоит из отца, матери и пяти детей: Долорес, 18 лет, Уолтер, 5 лет, Джанет, 13 лет, Дэвид, 11 лет (наш пациент) и Тамми, девочка пяти лет. Только младшая девочка, Тамми, родилась от настоящего брака, который для матери является третьим по счету. Остальные четверо детей — от ее второго мужа, который умер, когда Дэвиду было 4 года. Вскоре после этого мать вышла замуж за своего нынешнего мужа, который моложе ее на семь лет.

Согласно полученным сведениям ее нынешний муж — пассивный человек, который относится к ней сдержанно и отчасти враждебно. Некоторые социальные работники, контактировавшие с семьей, высказывали предположение, что предосудительное поведение Дэвида — вероятно, результат нарушения его взаимоотношений с матерью. Уолтер своим скандальным поведением также создавал проблемы, когда был младше, однако, похоже, остепенился и теперь особых проблем не доставляет.

Семейный рисунок Дэвида (рис. 18) правдиво представляет его семью, за одним значительным исключением: пропущена фигура матери. Очевидно, что он не подозревал об этом упущении до тех пор, пока его не попросили идентифицировать каждую фигуру, только тогда он вдруг обнаружил это: «Я забыл маму!» Этот феномен ясно указывает на то, что его продолжительный конфликт в семейной ситуации связан с матерью.

Рис. 19

Рисунок имеет несколько других интересных особенностей. Например, три женских сиблинга нарисованы впереди мужских фигур, это свидетельствует о том, что Дэвид воспринимает женскую половину своей семьи в более выгодной или доминирующей позиции, чем мужскую. Это подтверждается при сравнении размеров фигур. Фигуры двух старших девочек гораздо больше фигуры Уолтера, старшего брата, хотя он приблизительно одного с ними возраста, и примерно одного размера с фигурой отца, но расположены на листе выше него.

Сам Дэвид на рисунке самая маленькая фигура, даже меньше, чем фигура его пятилетней сестренки. Кроме того, он нарисовал себя последним и поместил на самый нижний уровень, ниже всех. Очевидно, он воспринимает себя как самую незначительную в семье фигуру. Тем не менее он нарисовал себя рядом со своим отцом, а на вопрос о положении рук последнего ответил словами: «Он подстригает меня», и этим как бы охарактеризовал их взаимоотношения. Таким образом, это своего рода намек на достаточно позитивные чувства, касающиеся его отношений с отчимом, которые могут использоваться в последующей терапии. Полученное предположение подкрепляется данными Мичиганского рисуночного теста, где материнская фигура изображается как доминирующее, контролирующее, ограничивающее лицо, тогда как фигура отца видится в более привлекательном свете.

Поражает сходство между рисунками обоих родителей (рис. 19 и 20), хотя они были сделаны совершенно независимо. Оба поместили свои рисунки в нижнем левом углу листа, оба расположили по четыре фигуры в верхнем ряду и по три — в нижнем, наконец, оба по окончании рисунка дали ему заглавие или сформулировали тему. Мы не можем объяснить такое удивительное структурное сходство, но на основании этого и нескольких других случаев можно заметить, что рисунки, полученные от обоих родителей, как правило, имеют между собой некоторое сходство.

Рис. 20.

Отчим нарисовал себя первым, Тамми — единственного действительно своего ребенка — следующим, а Дэвида — третьим. Это говорит о том, что в большей степени он склонен к сближению с Дэвидом, чем с остальными детьми, что подтверждается и рисунком мальчика.

Мать нарисовала первым мужа, потом — себя и затем — Дэвида, но в этом случае маловероятно, что такое расположение — следствие особенно позитивных чувств или чувства близости с Дэвидом, скорее, причиной этому является слишком проблематичное поведение мальчика. Надо отметить, что Уолтер, другой мальчик, который прежде был источником беспокойства, а потом исправился, нарисован последним. Хотя мать отдает в рисунке дань той традиции, что отец — глава семьи, нарисовав фигуру отца первой, следует заметить, что все же она меньше, чем ее собственное изображение, к тому же образ мужчины феминизирован. Фигура мужа выглядит так, как будто он одет в платье, так же нарисована фигура Уолтера, старшего мальчика. Дэвиду позволено иметь штаны, но маленькая девочка Тамми, которая на 6 лет моложе него, выглядит так же, и эти две фигуры внешне почти одинаковы. Таким образом, ясно, что в настоящее время мать относится к Дэвиду как к маленькому ребенку, и покуда в ее глазах он будет выглядеть как ребенок, она может позволить ему быть мужчиной. Можно предсказать, что, когда он подрастет, она постарается определить его в фемининную категорию; очевидно, со своим мужем и Уолтером она уже поступила именно так.

Так же как и в 1 и 2 случаях, при изучении рисунков во взаимосвязи друг с другом был выявлен содержательный материал функционального характера.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сравнительное изучение семейных рисунков, выполненных проблемными детьми и одним или двумя родителями, обычно приводит к некоторым интересным выводам, касающимся семейной динамики. Кое-что из этого материала подтвердилось социальной историей или другими источниками информации о семье. Другое не находит непосредственного подтверждения, но должно рассматриваться как указание для изучения в ходе семейной терапии. Продуктивность техники варьируется от случая к случаю, но в основном мы признаем ее довольно интересной, полезной и не требующей больших усилий.




1. Экономические показатели работы
2. Содержание и структура теории управления на примере ресторанного бизнеса
3. Закон України Про охорону праці
4. Несмотря на известную инерционность мышления связанную с негативным отношением к философии как науке не да
5. Реферат Лук от семи недуг Материал подготовлен к уроку окружающего мира
6. ассасином Но сейчас наряду с конвоем за ней пришел человек в черном плаще
7. Системи оброблення економічної інформації
8. Все, что вы хотели узнать о избыточном росте волос
9. тема методов управления Выполнил- Студент группы ЗИО112 Кокорин Роман Проверил- Преподавате
10. Grundriss Густав фон Шмоллер 1838 1917 при виде чисто теоретических трактатов терял хладнокровие
11. МИТСО Витебский филиал Кафедра экономики менеджмента и логистики БЕЗРАБОТИ
12. Целлюлозосодержащие растительные материалы а также отходы бумажного текстильного лесоперерабатывающего
13. структурный срез.html
14. Сотни заводов по производству сборных панелей в настоящее время постоянно работают.html
15. модульному типу. Обязательно должна присутствовать как минимум одна подпрограмма либо микрокоманда.html
16. I семь основных заповедей Вначале было внепространственная СИЛА
17. фўзўологобўохўмўчними ознаками карўотипом ўз спўльним походженням якў схрещуються ў дають плўдне п
18. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата технічних наук Ки1
19. Спецэлектроника на рынке
20. Роль оксида азота как медиатора воспаления и фактора атерогенеза