Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Повесть временных лет авторство которой принадлежит монаху Киево ~ печорского монастыря Нестору XIIв

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Восточные  славяне  в древности

Одним  из  основных  источников изучения восточных  славян в  догосударственный  период является  древнейшая  из дошедших  до  нас летописей – «Повесть временных  лет», авторство  которой принадлежит монаху Киево – печорского  монастыря Нестору (XIIв).

По  его  мнению, славяне  в  древности  жили на  Дунае, затем  на  них  напали кочевники и притесняемые славяне начали  широкое  расселение по  Центральной  и  Восточной  Европе. Выделяются три  группы славянских племен: западные, восточные и  южные.

Восточные  славяне, по  данным  Нестора,  насчитывали  около полутора  десятков племенных  союзов.       

Поляне (среднее течение Днепра, территория  современного  Киева), северяне ( на  востоке от  полян, Полтава). На  запад   от   полян жили  волыняне и  бужане, на северо – запад – древляне. На  юге  у Черного моря   и  у  Дуная находились уличи и  тиверцы. Дреговичи обитали  на  территории современной Белоруссии, в  лесной зоне. Радимичи и  вятичи – по реке Оке и  в  Подмосковье.

Самым северным  союзом славянских  племен  были  словене (бассейн озера Ильмень. На  их  земле возник  Новгород).

Восточные  славяне жили родо – племенным  строем. Как и у других народов, живших родо-племенным строем, главными  занятиями их были земледелие и  скотоводство. Основная  система  ведения хозяйства – подсечное  (огневое) земледелие. Эта архаичная форма ведения земледельческих работ  существовала приблизительно до VIII – IX вв. Для посевов выбирался участок леса, на котором вырубались и сжигались деревья. Образовавшаяся зола служила естественным удобрением почвы. Землю  обрабатывали таким образом,  2 – 3 года, а когда она переставала давать урожай, её забрасывали и  обрабатывали  новый участок леса.

Особенности хозяйства определяли общественный  строй славян. Подсечное  и  залежное  земледелие требовало больших трудовых  затрат, поэтому необходимы были  усилия большого трудового  коллектива, который существовал на  основе коллективной собственности.

В северо -  восточных  территориях в VIIIIX вв. подсечное  земледелие постепенно  вытеснялось пашенным.

На втором  месте стояло  скотоводство. Подсобными отраслями хозяйства являлись охота, бортничество, рыбная  ловля.

По своим религиозным представлениям восточные славяне были язычниками. К числу основных особенностей языческой религии относятся многобожие (политеизм), тесная взаимосвязь верований с природой и выполняемыми родом и племенем хозяйственными работами. Культ славянский языческих богов был различным у разных племенных объединений, многие божества носили многофункциональный характер. Главными божествами восточнославянского пантеона являлись Перун – бог грома и молнии и одновременно покровитель княжеской дружины, Велес – бог скота, Ярило – бог солнца, Мокошь – богиня плодородия и др. Языческий культ был тесно связан с древними родовыми славянскими праздниками, многие из которых сохранились и после принятия Русью христианства как государственной религии. Так, например, праздник масленицы, день Ивана Купалы сохранялись на протяжении многих столетий.  

Предпосылки образования  государства  у  восточных  славян. Основные  периоды развития Древнерусского  государства

Вопрос о начальных этапах русской истории и первых киевских князьях традиционно является одним их самых остродискуссионных в отечественной историографии. Корень проблемы заключается в очевидной скудности письменных источников, способных пролить свет на события тех древних времен. Поэтому вопрос о природе Древнерусского государства и времени его возникновения является объектом споров исследователей на протяжении двух с половиной столетий. Большой резонанс в исторической науке вызвала возникшая в 30-е гг. XVIII в. норманнская теория. Ее основоположниками являлись немецкие историки, жившие и работавшие в России (З. Байер, Г. Ф. Миллер и А. Л. Шлецер). Основным положением этой теории стала идея о том, что государственность на Руси имеет не славянскую природу, а искусственно привнесена извне, со стороны северных скандинавских народов (норманнов). Главным аргументом сторонников этой теории стала летописная легенда о «призвании» Рюрика на княжение в Новгород в 862 г.. Согласно этой легенде приильменские славяне, раздираемые внутренними противоречиями, не могли избрать себе князя и обратились к варягам со словами: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Придите и владейте нами». Варяги прислали на Русь своего военачальника Рюрика, который стал новгородским князем и основателем первой династии монархов на Руси. Данная теория встретила большое количество как сторонников, так и противников. Одним из основателей антинорманнизма стал великий русский ученый М. В. Ломоносов, который в ряде исторических работ подверг нещадной критике основные положения этой теории, доказывая славянскую природу древнерусского государства. Советская, как и современная российская историография, также базируются на антиннорманизме, считая образование государства процессом длительным и эволюционным, происходящим не по воле отдельных людей, а являющимся результатом формирования объективных социально-экономических и политических  предпосылок.

1. Процесс разделения труда внутри соседской общины, который заключался в отделении  ремесла  от других  видов хозяйственной  деятельности. Раньше всего   обособились две  отрасли ремесла: металлообработка (кузнечное дело) и производство керамических  изделий.

2.Появление денежной системы как результат развития обмена. Этому  способствовал рост объемов торговли   как внутренней, так  и  внешней. Известны  два крупных  торговых  пути, которые использовали древние славяне для обмена товарами с другими странами и народами. Первый путь проходил через бассейн  Волги. По нему шла торговля восточными странами. Но наиболее значимым и известным был знаменитый торговый путь «из варяг  в  греки». Этот путь превращал Русь в посредницу между Западом и Востоком, соединяя два крупных древнерусских центра – Киев и Новгород. Экономический, политический и культурный рост Киева во многом был обусловлен тем, что этот город по своему географическому положению находился в центре этого пути. Путь «из варяг в греки» вовлекал в орбиту торгового обмена как страны Западной Европы, так и огромную Византийскую империю. Он соединял бассейны рек  Нева, Волхов, Ловать и  через Днепр выходил в  Черное море.  Крупным результатом развития торговли и ремесла стало появление городов  как торговых    и ремесленных центров. Среди  них помимо Киева и Новгорода  выделяются  Чернигов, Суздаль, Ростов, Полоцк, Любеч.

3. Важной предпосылкой образования Древнерусского государства стала    социальная  дифференциация и  появление  классов.

Возникновение  новых  орудий труда, новых технологий хозяйствования и  приемов  земледелия способствовало тому, что необходимость  в  ведении хозяйства большим  коллективом отпала. Одна  семья  могла  самостоятельно выполнять все хозяйственные  работы и обеспечивать себя всем  необходимым. Старая родовая община, состоявшая из  больших  семей  и родов, распадалась. Ей   на  смену пришла соседская  община.

Социальная  дифференциация проявлялась  в  формировании  знати (верхушки племени). Причиной  этого процесса стало имущественное неравенство соседских общин. К родоплеменной знати переходили  земли разорявшихся  общинников. Это создавало необходимость формирования аппарата управления обществом, подавления сопротивления эксплуатируемых классов.

  1.  Большую роль в процессе консолидации разрозненных славянских племенных союзов в единое государство сыграла внешняя  опасность. На юге Русь граничила с опасным соседом - Византией. Кроме того, славяне находились в постоянном окружении кочевых племен, совершавших набеги на их земли. Это обстоятельство требовало создания военной организации для обороны своей территории, что во многом обусловило появление института княжеской дружины.

К VIIIIX вв., по  мнению большинства  историков, у восточных  славян появляются  первые  признаки  государственности.

Выделяют следующие  периоды  развития  Древнерусского государства:

Первый период охватывает IXX .вв. Он характеризуется завершением  процесса  объединения славянских  народов  в единую древнерусскую народность. На данном этапе происходит формирование  аппарата  управления обществом и  военной организации в лице княжеской дружины.

Второй период (конец X – первая половина XI вв.) – это период расцвета  Киевского  государства. На данном этапе происходит  зарождение  боярского землевладения, рост  городских  центров, принятие христианства,  возникновение писаного права.

Третий период включает вторую  половину XI -  начало. XII вв.. Он характеризуется ослаблением  власти киевского  князя,  усилением  самостоятельности отдельных  частей государства, ростом центробежных тенденций. . Итогом завершающего этапа развития Древнерусского государства стал Любеческий съезд князей в 1097 г., где  было  провозглашено  разделение Руси  на  ряд самостоятельных  княжеств.

Социально-экономическая  структура и политический  строй Древней  Руси

Главным  источником изучения социального и политического строя Древней  Руси является «Русская Правда».

   Анализ  статей «Русской Правды»  показывает, что в  Древнерусском государстве сохранялись  черты родоплеменного  строя. Правда Ярослава  допускает  кровную  месть. Однако, в  статье  о  кровной  мести явно видна тенденция к  её  ограничению. (Был четко ограничен круг  родственников, имевших  право  мстить. Это отец, сын, брат   и  племянник). В Правде Ярославичей кровная  месть  уже  запрещена,  а  взамен её введен  денежный  штраф (вира) за убийство,  размер  которого зависел   от  социального  положения   убитого.

В Древней Руси  ещё сохранились пережитки родоплеменного  строя, но они постепенно  изживали  себя (носили переходящий характер). Свидетельством сохранения первобытно-общинных институтов в древнерусском обществе является существование  крестьянской общины (верви). Но это  была уже не  родовая, а  соседская  община. Она обладала  определенной территорией и в ней  выделились самостоятельные крестьянские  хозяйства.    

Вопрос  о  времени возникновения феодального землевладения на Руси остается спорным. Большинство  историков  считает, что его  появление  относится лишь  к  XIXII вв. (появляется  феодальная вотчина). До  этого  существовали лишь  отдельные княжеские села, хозяйство  которых  носило скотоводческий  характер. В крупном княжеском землевладении не  было  необходимости. Князья  и  дружинники полностью  обеспечивали себя  всем необходимым за  счет сбора дани  с зависимого населения  (полюдье). Собранную  дань князь  делил  между дружинниками. Дань  собиралась  с  крестьянского  населения,  отдававшего князю и его дружине часть своего продукта. Поэтому  большинство  историков характеризует Древнерусское государство как  раннефеодальное. Но, вместе   с тем, в  нем существовали  элементы и  родоплеменного и  рабовладельческого уклада.

Политический  строй  Древней Руси  сочетал  в  себе элементы  новой  феодальной  формации и  старой  первобытнообщинной. Во  главе  государства  стоял  князь. Его  власть была  наследственной. Киевскому князю  подчинялись  владетели  других  княжеств. Князь  был  военным  предводителем, законодателем и  верховным судьей.

Наряду  с  князем  существовала княжеская  дружина. Дружинники  вместе   с  князем участвовали  в  походах, делили  с ним  собранную  дань, жили  на княжеском дворе, пировали вместе   с князем.

Князь  советовался с  дружиной  по всем  вопросам государственного  управления. Дружина  имела большое  влияние  на  князя. Несколько наиболее уважаемых, приближенных  к  князю дружинников составляли так  называемую «думу» (т.е. постоянный  совет  при князе) и  назывались боярами.

У  некоторых  из  бояр могла  быть своя дружина (младшая  дружина). Для  её  обозначения использовались термины: отроки, чадь, гриди.

Княжеская  власть  была  ограничена  элементами сохранявшегося народного  самоуправления. Для политической жизни Руси было характерно существование веча – народного  собрания, куда входили все  свободные  общинники. Собиралось  вече в  случае острой необходимости для решения наиболее важных государственных проблем. Руководители веча – народные  старейшины (старцы градские) входили  в  состав княжеской  думы. Постепенно  роль веча падает ( за  исключением Новгорода и  ряда других княжеств).

Все  население  Древней Руси  можно  условно разделить на  три  категории: свободное, полусвободное, зависимое. Основной  категорией свободного  населения были  «люди». Это  крестьяне – общинники, которые вели  самостоятельное  хозяйство в  рамках  соседской  общины. За убийство  «людина» полагался штраф 40 гривен. Промежуточное  положение между  свободным  и зависимым населением занимали  закупы и рядовичи. Закупы (необельные, т.е. неполные  холопы) – это разорившиеся общинники, пошедшие  в  долговую кабалу  к  князю или его дружиннику. Он  отличался  от  раба  тем,  что мог выйти  на  волю, если возвращал  купу. Кроме  того, закуп вел  свое, отдельное от  господина хозяйство. По  своему социальному статусу закуп был  близок   к  положению крепостного крестьянина.

К  полусвободному  населению  в   Древнерусском государстве относят  также  рядовичей. Это  люди, служившие по договору (ряду)  в  доме  господина и  исполнявшие разные  хозяйственные  функции.

Древнерусскими рабами традиционно  считаются холопы (более древнее название  - челядь). Они находились в полной  личной  зависимости от господина  и  были полностью  бесправны. Главным  источником холопства являлся военный  плен. Кроме  того, дети, рожденные от холопов, сами  автоматически пополняли  эту  категорию  населения.

Таким образом, Древнерусское общество и государство по своему характеру было многоукладным. Оно сочетало в себе элементы разных социально-экономических укладов: родо-племенного, рабовладельческого, феодального. Однако, потенциальные возможности для развития имел именно феодальный уклад, поэтому большинство исследователей рассматривают Древнерусское государство как раннефеодальное.  




1. декоративность происходит от ит
2. ИНСТИТУТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСЫ ПО ПОДГОТОВКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ТУРИСТИЧЕСКИХ ГРУПП ДЛЯ
3. Gudemus ISBN 5829104024 В предлагаемом учебнике авторы исходят из того что история философии есть та же фил
4. Изумительны эти необыкновенные растения оживающие под снегом
5. Творчество М.Равеля.html
6. Методика решения задач на построение в стереометрии Суть решения задачи на построение состоит в том что
7. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата сільськогосподарських наук5
8. ll Points ddressible позволяет индивидуально управлять свечением каждого пиксела независимо от других
9. ВВЕДЕНИЕ Строительство автомобильных дорог ~ это дисциплина рассматривающая выбор и применение способ
10. ВАРІАНТ 1. Завдання 1
11. х годов. Она включала в себя комплекс политических социальноэкономических и организационных мер нацеленны.html
12. Ижевская государственная сельскохозяйственная академия Иванова Ивана Ивановича завершившего обуче
13. ЮРИДИЧНА АКАДЕМІЯ УКРАЇНИ імені ЯРОСЛАВА МУДРОГО ПРОГРАМА НА
14. по теме Глагол 1
15. Математическое моделирование в управлении
16. Система сжатия и уплотнения каналов
17. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия на примере ООО Карьера
18. Введение Футбол по праву считается самым массовым и популярным видом спорта
19. 2010 уч год 6 класс Район
20. Социально-психологический тренинг.html