Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
1Вопрос. Для прочной политической консолидации Киевской Руси административную реформу необходимо было закрепить реформами в области идеологии.
На Руси официальной религией оставалось язычество, одной из главных черт которого было территориальное разделение. Не существовало общего для всех земель пантеона богов. Каждая область поклонялась своим, местным, часто довольно многочисленным богам. Автономистические выступления в отдельных землях часто принимали религиозную окраску, как движение на защиту своих «племенных» богов. Религиозные реформы Владимира Святославича были направлены на ликвидацию этого сильного идеологического оружия в руках сторонников сепаратизма. Князь и его окружение отлично понимали силу влияния религии на людей того времени и старались использовать это влияние в интересах феодального государства.
Владимир стремится превратить Киев в религиозный центр всех восточных славян. Сразу же после вокняжения в Киеве он создает пантеон главных языческих богов во главе с Перуном богом грома и молнии, покровителем князя и его дружины. В центральной части киевского детинца, «на холму вне двора теремнаго», было сооружено языческое капище, где поставили: «Перуна древяна, а главе его сребрену, а усъ златъ, и Хърса, и Дажьбога, и Стрибога, и Симарьгла, и Мокошь». Хоре и Дажбог (Даждьбог) олицетворяли солнце, но имели разное происхождение: Дажбог чисто славянское божество, а Хоре иранское, которое вошло в пантеон, вероятно, от северян, испытавших на себе сильное влияние ираноязычного населения. Симаргл бог земли, подземного царства, также иранского происхождения; Стрибог славянский бог ветров; Мокошь богиня плодородия и домашнего очага, по происхождению финское божество (земли некоторых финских племен входили в состав Киевской Руси).
Единый пантеон, объединяя всех древнерусских богов, должен был лишить почвы сепаратистские тенденции отдельных земель. Провозглашая Перуна (покровителя князя) верховным божеством пантеона, Владимир Святославич освящал этим феодальную систему.
Однако язычество уже пережило свое время. Это была религия первобытнообщинного общества, и поэтому попытки приспособить ее для нужд феодального государства были обречены на провал. Язычество уже не отвечало уровню социального, политического и культурного развития Киевской Руси, достигнутому во второй половине X в.
Новым социально-политическим условиям развития древнерусского государства должна была соответствовать монотеистическая религия. Во всех соседних с Русью государствах различные разновидности этой религии пришли на смену язычеству.
Устойчивым и необходимы были какие-то более действенные меры для сплочения державы». (История России.С древнейших времен до конца XX века / Ред. кол.: А.Н. Сахаров (отв. ред.) и др. Кн.1. М., 1996. С.77-78). И когда именно с этих позиций попытались рассматривать политику христианизации.
Ранее отмечалось, что Владимиру сразу же пришлось столкнуться с сепаратистскими тенденциями. Нами также выяснено, что новый культ Перуна давал сбои как в плане укрепления статуса великокняжеской власти (социально-политическая задача), так и в разрешении проблемы территориального единения. Тогда-то и наметился поворот...
Согласно Повести временных лет в 986 году на Русь началось настоящее паломничество представителей религиозных учений (ислама, иудаизма, христианства, и римского и византийского его вариантов), которые, употребляя современную терминологию, занялись рекламной кампанией предлагаемого им товара (религий). Ни один не привлек внимание Владимира. Исключение составил лишь грек-философ из Византии.
Исследователи достаточно единодушны в том, что во всех этих событиях нагромождена масса легендарного материала. Но как говорится: «Сказка ложь, да в ней намек». За легендами прослеживается ряд моментов, которые позволяют понять ситуацию перехода к христианству.
Обратимся к Повести временных лет.
Первыми явились «болгары магометанской веры». «И спросил Владимир: «Какова же вера ваша?» Они же ответили: «Веруем Богу, и учит нас Магомет так: совершать обрезание, не есть свинины, не пить вина, зато по смерти, говорит, можно творить блуд с женами. Даст Магомет каждому по семидесяти красивых жен, и изберет одну из них красивейшую, и возложит на нее красоту всех; та и будет ему женой. Здесь же, говорит, следует предаваться всякому блуду». «Блуд», конечно, Владимира прельщал (если верить летописным данным, то у него было пять жен и порядка 800 наложниц, но «был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц»). Предложение, тем не менее, было отвергнуто. «Но вот что было ему нелюбо: обрезание и воздержание от свиного мяса, а о питье, напротив, сказал он: «Руси есть веселие пить: не можем без того быть».
Затем явились представители Рима. Но и эти получили от ворот поворот. «Сказал же Владимир немцам: «Идите, откуда пришли, ибо отцы наши не приняли этого».
Наступила очередь представителей иудаизма (хазарские евреи). «И спросил Владимир: «Что у вас за закон?» Они же ответили: «Обрезаться, не есть свинины и заячины, соблюдать субботу». Он же спросил: «А где земля ваша?» Они же сказали: «В Иерусалиме». А он спросил: «Точно ли она там?» И ответили: «Разгневался Бог на отцов наших и рассеял нас по различным странам за грехи наши, а землю нашу отдал христианам». Сказал на это Владимир: «Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны? Если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите?» Так что и иудеи отправились не солоно хлебавши.
Успех имел, как отмечалось, лишь явившийся из Византии грек-философ, показавший в конце беседы Владимиру картину Страшного Суда. «И, сказав это, философ показал Владимиру завесу, на которой изображено было судилище Господне, указал ему на праведных справа, в веселии идущих в рай, а грешников слева, идущих на мучение. Владимир же, вздохнув, сказал: «Хорошо тем, кто справа, горе же тем, кто слева». Философ же сказал: «Если хочешь с праведниками справа стать, то крестись». Владимиру же запало это в сердце, и сказал он: «Подожду еще немного», желая разузнать о всех верах. И дал ему Владимир многие дары и отпустил его с честию великою».
В 987 году Владимир направляет специальные посольства, для ознакомления с религиозными верованиями на местах. И опять же ни одна из религий не привлекла их внимание, но были поражены «красотой греческой службы». И Владимир принимает окончательное решение. «И спросил Владимир: «Где примем крещение?» Они же сказали: «Где тебе любо». (Повесть временных лет / Пер. Д.С. Лихачева.
Ясно, что никакого подобного ознакомления не требовалось. Русь прекрасно знала все эти религиозные системы. В Киеве уже давно существовали и христианская и иудейская общины. Мы знаем о ее контактах с исламским миром (непосредственно с арабами, с Волжской Булгарией). Но в «выборе веры» заметен ряд весьма примечательных моментов.
Во-первых, можно согласиться с авторами, которые утверждают, что Русь была «обречена на христианство». Ни ислам, ни иудаизм элементарно не соответствовали образу жизни и хозяйственным занятиям восточнославянского общества. Хотя бы, не есть свинину, тогда как свиноводство составляло ведущее направление животноводства у восточных славян. Как писал ибн-Даста, «они пасут свиней наподобие овец». (Сказания мусульманских писателей о славянах и русских. (С половины VII века до конца X века по Р.Х.). Собрал, перевел и объяснил А.Я. Гаркави. СПб., 1870. С.264).
Во-вторых, отражена необходимость отыскать нечто связующее земли Киевской Руси (что и должна была сделать новая религиозная система и ее организационная структура). Не случайно Владимира столь заинтересовал вопрос о собственной земле иудеев.
В-третьих, отказ от принятия христианства из Рима и всяческое подчеркивание благости византийского варианта христианства. Не является ли это отражением того, что византийский вариант более соответствовал двум центральным задачам (территориальное единение и упрочение восточнодеспотической власти)?
Укажу лишь два момента:
1) Рим настаивал на богослужении на латинском языке (в этом случае терялся весь смысл новой религиозной идеологии для решения отмеченных задач), а Константинопль (Царьград) не возражал против использования языка национального;
2) Византия признавала наместником божьим на земле высшего представителя светской власти императора («кесарепапизм»). А это идеально соответствовало устремлениям великокняжеской власти (мы наблюдали это еще в рамках языческого этапа религиозной реформы).
2 вопрос
Важной представляется и т.н. проблема “выбора веры”, от решения которой во многом зависел весь ход русской истории.
Согласно летописной легенде к Владимиру в Киев явились представители трех монотеистических религий: ислама, иудаизма и христианства. Князь отверг ислам. Описание Магометова рая и цветущих гурий пленило воображение сластолюбивого князя; но обрезание казалось ему ненавистным обрядом и запрещение пить вино уставом безрассудным. Вино, - сказал он, - есть введение для русских; не можем быть без него. “Веселие Руси есть питие, без пития Руси не быти”,- так, якобы, ответил он на соблазны мусульман. Иудаизм он не принял по причине отсутствия у евреев собственного государства, в результате чего они были рассеяны по всей земле. Выслушав иудеев, он спросил, где их отечество. В Иерусалиме, ответствовали проповедники, - но Бог во гневе своем расточил нас по землям чуждым. И вы, наказываемые Богом, дерзаете учить других?- сказал Владимир. Мы не хотим подобно вам лишиться своего отечества. Не принял он и предложение, сделанное посланцами папы римского, сославшись на то, что и его бабка отвергла католичество. Послы немецких католиков говорили ему о величии невидимого Вседержителя и ничтожности идолов. Князь ответствовал им: Идите обратно. Отцы наши не принимали веры от папы. Только проповедь представителя православной византийской церкви произвела на него благоприятное впечатление. Безымянный философ, присланный греками, опровергнув не во многих словах другие веры, рассказал Владимиру все содержание Библии, Ветхого и Нового завета: историю творения, рая, греха, потопа, первых людей, избранного народа, искупление христианства, семи соборов, и в заключении показал ему картину Страшного Суда, с изображением праведных, идущих в рай и грешных - осужденных на вечную муку. Пораженный сим зрелищем, Владимир вздохнул и сказал: Благо добродетельным и горе злым! Крестися, - ответствовал философ, - и будешь в раю с первыми. Но Владимир не спешил с решением и отправил своих послов в разные страны. Возвратясь в Киев, послы говорили князю с презрением о богослужении магометан, с неуважением о католическом и с восторгом о византийском, заключив словами: “Всякой человек, вкусив сладкое, имеет уже отвращение от горького; так и мы, узнав веру греков, не хотим иной”. Владимир желал ещё слышать мнение бояр и старцев. “Когда бы закон греческий, - сказали они, - не был лучше других, то бабка твоя, Ольга, мудрейшая всех людей, не вздумала бы принять его”. Великий князь решил быть христианином. Как отнестись к этой легенде? Каковы истинные основания выбора веры? Очевидно, что за этой легендой скрываются реальные факты, остановившие выбор Руси на православной форме христианства.
Это, в первую очередь, прочные культурные и экономические связи с Византией, наличие собственной влиятельной православной общины, сложившейся задолго до княжения Владимира.
Кроме того, князем, вероятно, учитывалась и международная обстановка, отношения церкви с государством, а также некоторые догматические различия. Например, притязания римского папы на светскую власть, нежелание католической церкви учитывать местные особенности и ее воинственность не могли не оттолкнуть главу молодого государства от этой формы христианства. Православная же церковь подчинялась светской власти. Это соответствовало восточнославянской традиции, в соответствии с которой князь был и главой религиозного культа.
Помимо прочего, православие было более терпимым к местным традициям, да и Византия в то время являлась центром цивилизации, наследницей великого Рима, самой развитой и культурной страной Европы.
Крещение
Владимирский собор в Херсонесе
Согласно «Повести временных лет», в 6496 году «от сотворения мира» (то есть приблизительно в 988 году н. э.)[19] Киевский князь Владимир Святославич принял решение креститься от Константинопольской Церкви. После чего, в царствование Императоров Василия II и Константина VIII Багрянородных, присланное Константинопольским Патриархом Николаем II Хрисовергом духовенство крестило киевских людей в водах Днепра и (или) Почайны. Согласно русской летописи Повесть временных лет, князь во время крещения своего народа вознёс следующую молитву:
« Боже великий, сотворивый небо и землю! При́зри на новыя люди сия и даждь им, Господи, уведети Тебе, истиннаго Бога, якоже уведеша Тя страны христианския, и утверди в них веру праву и несовратну, и мне помози, Господи, на супротивнаго врага, да надеяся на Тя и Твою державу, побежю козни его!
4 вопрос
Христианизация Руси.
Между крещением князя Владимира и крещением всей Русской земли прошло немало времени. Лишь B 990 г. Владимир предпринял первые шаги по введению христианства на всей территории Руси. Это было большое испытание для народа, особенно на Севере, где язычество было в большей силе и где языческие волхвы являлись выразителями умонастроения людей.
Вначале крещение приняло население Киева. В один из летних дней по приказу Владимира были опрокинуты языческие идолы во главе с Перуном. На следующее утро все жители города явились к реке. Там все они мужчины, женщины, дети вошли в воду, и над ними священники провели обряд крещения. Тут же великий князь приказал начать строительство церквей. Первую из них церковь святого Василия он указал поставить на холме, где прежде возвышалось изображение Перуна. Следом за ЭТИМ началось обращение в христианство других русских городов и земель. Этот процесс занял несколько лет.
Христианизация Новгорода была поручена дяде князя Добрыне. Языческий Новгород выступил против прихода Добрыни со священниками и крестами. Лишь после ожесточенных стычек, в ходе которых язычники разгромили двор Добрыни и убили его близких, новгородскому наместнику удалось сломить сопротивление восставших. Много людей было жестоко наказано. С таким же трудом вводилось христианство в Ростове и других землях. В сельских, лесных районах язычество еще долго сохраняло свои позиции.
Христианизация Руси проводилась не только путем княжеских указов, но и другими путями. В Киев из Византии привозились иконы, священные книги; был организован их перевод на славянский язык, повсюду воздвигались христианские храмы.
Одной из особенностей византийского христианства являлось то, что оно разрешало вести церковную службу в землях новообращенных народов на их родном языке в отличие от римской церкви, которая допускала богослужение лишь на латинском языке. Это приближало новую религию к народу, делало ее частью его духовной жизни, быта и культуры.
Владимир не мог не учитывать и еще одной особенности византийской церковной организации. Во главе ее стоял не церковнослужитель, как римский папа, а глава светской власти император, ему подчинялся патриарх. Эта традиция переносилась на Русь.
В 996 г. в Киеве было окончено строительство огромного главного храма Руси каменного собора святой Богородицы. Строилась и украшалась эта церковь греческими мастерами и иконописцами. В этот собор Владимир передал церковную утварь и иконы, вывезенные из Херсонеса. Службу там вели херсонесские священники во главе с Анастасом. Возможно, он встал во главе всей русской церковной организации в качестве митрополита независимо от санкции константинопольской патриархии. Тем самым Владимир как бы подчеркивал независимость русской церковной организации. На содержание этого храма Владимир дал десятую часть княжеские доходов. Поэтому с тех пор церковь стала называться Десятинной.
Вместе с христианством на Русь пришла грамотность, стали создаваться первые школы. Туда Владимир приказал забирать детей из «нарочитых», т. е. богатых, семей. Со страхом и плачами отдавали матери в учение своих детей, не ведая, для чего все это делается.
5Вопрос
ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ
Переход к христианству имел огромное историческое значение и сказался на всех сферах жизни древнерусского общества.
Крещение помогло преодолеть языческий изоляционизм восточных славян, объединило их в единое древнерусское общество, создав духовную основу русской государственности. Став христианином, человек переставал себя ощущать только частью какого либо локального коллектива (семьи, общины, племени, в дальнейшем - сословия), все более осознавая себя русским православным.
Христианская церковь, стремясь к стабильности, осуждала как социальные протесты и насилие со стороны низов общества, так и чрезмерную тягу к богатствам и насилие со стороны его верхов. При этом она формировала уважение к власти, т.к. “несть власти не от Бога”, воспитывала терпимость к ближнему.
Да и в целом, христианство, резко противопоставляя идеальное материальному, способствовало духовному развитию человека.
Принятие христианства повлекло за собой и качественные сдвиги в развитии культуры. Распространяется письменность, летописание, появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Благодаря Византии и Болгарии Русь познакомилась с достижениями античной культуры. Принятие христианства повлекло за собой зарождение каменного зодчества, возникновение иконописи, фресковой живописи. В монастырях велось летописание. Крупные церковные храмы типа Софийского собора в Киеве становились центрами духовной жизни, символами могущества и святости Руси.
Православная церковь не только образовывала, но и воспитывала древнерусское общество. Смягчая нравы, церковь упорно боролась против многоженства и других языческих пережитков, активно выступала она и против рабства.
Таким образом, христианизация способствовала формированию русской цивилизации, ставшей разновидностью христианского европейского мира.
В то же время своеобразие русского православия определило и значительные отличия русской цивилизации от европейской. Основу христианского учения представляет идея индивидуального “спасения”, достигаемого путем нравственного самосовершенствования и духовного очищения. Приближение к Богу достигается через подавление в себе всего плотского и материального, дьявольского. На Руси же в условиях сохранения общины и коллективистских принципов, идея личности не получила должного развития, христианство воспринималось как учение, указывающее путь спасения для всего народа, или, как будут говорить славянофилы в Х1Х в., - соборной личности. В итоге, западноевропейское “прочтение” христианства, исходящее из того, что спасение человека зависит от его собственной воли, открывало больше возможности для самостоятельности, а следовательно и внутренней свободы человека, что создавало духовные предпосылки для становленияличности и достижения ею внешней свободы. В результате этой активности личности и происходило более динамичное развитие европейских стран. Православие, воспринимая общество как единое целое, которому каждый человек обязан служить, побуждало личность жертвовать своими интересами во имя общего. Более требовательно оно относилось и к человеку, ориентируя его не на внешнее обустройство мира, а на достижение морального совершенства Это приводило к аскетизму, стремлению не приспособить мир согласно своим потребностям, а качественно преобразовать его, добившись коллективного спасения. Однако трудность достижения как духовного совершенства, так и особенно одухотворения мира, его спасения, очень часто приводила к разочарованию и, в итоге, - к отпадению человека от бога. В русской истории эти периоды были отмечены народными бунтами, преступлениями и другими социальными бедствиями. Переходы же от одной крайности к другой, т.е. от стремления к идеалу, а затем - к резкому отказу от него, определяли циклический, инверсионный характер русской истории.
Еще одно отличие православного и католического мира заключалось в разных отношениях между церковью и властью. На Западе церковь соперничала с королевской властью, вступая с ней в различные соглашения, что способствовало формированию гражданского, договорного в своей основе, общества. Православная же церковь исторически занимала подчиненное положение и не только не ограничивала, но скорее укрепляла светскую власть, доказывая ее божественное происхождение. В итоге это открывало дорогу деспотии.
В дальнейшем под влиянием целого комплекса геополитических, природных, этнических, социально-экономических и исторических факторов различия между западной и русской цивилизациями будут нарастать. Отчуждение особенно усилится в годы вхождения Руси в состав азиатского государства- Золотая Орда. Таким образом, с самого начала русской цивилизации характерной ее чертой станет раскол, т. е. сочетание в себе черт западной и восточной цивилизаций, с одновременным стремлением преодолеть этот раскол, обрести определенную цельность. Противоречивое единство различных цивилизационных векторов будет влиять на весь ход русской истории, обуславливая ее цикличный, инверсионный характер.