У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Знание ~ сила отражающего практическую направленность науки; прогностическая функция 3

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 29.12.2024

Возникновение и развитие науки, ее функции. Возникновение науки связано с отделением умственного труда от физического и формированием особой группы людей – ученых, для которых научная деятельность стала профессией. Наука ориентирована на поиск сущности (в отличие от обыденного познания), работает с идеальными, существующими в мысли, объектами. Основной функцией научной деятельности является: объяснительная (1), познание с целью переделки и преобразования природы (2) (Ф.Бэкон – автор афоризма «Знание – сила», отражающего практическую направленность науки); прогностическая функция (3).Наука возникла из практики и развивается на ее основе, под влиянием общественных потребностей (астрономия, математика, биология и т.д.). Практика не только ставит задачи и стимулирует науку, но и сама развивается под ее воздействием. Наука, превратившись в отрасль массового производства – индустрию знаний, стала производительной силой общества.Усилилась роль науки как социальной и политической  силы общества.Наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективно истинного знания о действительности.

Методы эмпирического и теоретического исследования. К основным методам эмпирического исследования относится наблюдение, измерение, эксперимент. Наблюдение – целенаправленное восприятие предметов и явлений в их естественном виде непосредственно и с помощью приборов. Измерение – установление одной величины с помощью другой, принятой за эталон, а также описание этой процедуры. Эксперимент – изучение предмета в специально подобранных условиях и наблюдение за ним. К общелогическим методам научного познания относится взаимосвязанный между собой анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение. Анализ – разделение предмета на его отдельные части. Синтез – объединение частей предмета в единое образование (систему). Индукция – движение мысли от единичного к общему. Дедукция – движение мысли от общего к единичному. Аналогия – на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве в других признаках. Моделирование – посредством одной системы (естественной или искусственной) воспроизводят другую, более сложную систему, являющуюся объектом исследования.

Абстрагирование – некоторое отвлечение от непосредственно воспринимаемой действительности (абстракции). Обобщение – установление общих свойств и признаков объектов (филос. категории). Методы теоретического исследования: мысленный эксперимент, идеализация (логическая реконструкция действительности, в теорет. идеальном объекте сущность отделяется от явления и выступает в чистом виде, например, материальная точка – тело, лишенное размеров, масса которого сосредоточена в точке), объяснение, аксиоматический метод (из аксиом и постулатов логическим путем выводятся все остальные утверждения на основе принимаемых правил вывода и определений), восхождение от абстрактного к конкретному (от свойств, отдельных сторон к целостному знанию, например, К.Маркс: от товара как исходной абстракции, характеризующей сущность капиталистического производства, восходил к абстракциям более богатым и содержательным (деньги, капитал, прибыльная стоимость, заработная плата и др.), воссоздавая всестороннюю картину капиталистической экономики в целом), единства исторического и логического (описание реального процесса возникновения и развития объекта осуществляемое с максимальной полнотой; фиксация объективной логики развития событий, отвлекаясь от их случайных конкретно-исторических особенностей. Логическое есть отражение исторического процесса в освобожденном от случайностей виде).Результат эмпирического исследования – данные наблюдения, эмпирические факты и зависимости.Результат теоретического исследования – идея, проблема, гипотеза, теория (концепция), научная картина мира.Идея – понятие, обозначающее смысл, значение, сущность вещи. Проблема вырастает из потребностей практической деятельности человека в ходе стремления к новому знанию. Проблема есть единство неизвестного и известного, незнания и знания. Гипотеза – знание, в основе которого лежит предположение, еще не доказанное теоретическое рассуждение. Теория – обоснованная и доказанная гипотеза (должна быть непротиворечивой и подлежать опытной экспериментальной проверяемости). Дает научную картину мира.

Проблема истины является фундаментальной в философии. Все вопросы теории познания концентрируются вокруг данной проблемы.Сама проблема истинности знания была сформулирована еще в Древней Греции. Формирование классической концепции истины, сохранившейся до наших дней, связано с именем Аристотеля. Согласно данному подходу, истина есть соответствие мыслей действительности. Классическое понимание истины разделяли Фома Аквинский, Гегель, Л.Фейербах и сторонники марксистской философии. Этот подход развивается и в традиционном материализме.Для объективного идеализма истина - это соответствие вещей их понятиям (Платон, Гегель). Так, например, Платон признавал существование сверхприродной, сверхчеловеческой истины. Для субъективного идеализма соответствия вещей их понятиям не существует, поскольку субъект познания имеет дело не с предметами, а с представлениями о них. Следовательно, он может сравнивать свои высказывания со своими представлениями. Истина определяется в зависимости от мнения человека, субъекта.Современный экзистенциализм сводит истину к особой форме психического состояния личности. В прагматизме истина - соответствие идей стремлениям и интересам личности. В русле прагматической трактовки лежит определение истины, данное А.А.Богдановым. Он выделил 2 критерия истины: общезначимость и полезность.Сторонники когерентной концепции истины (от лат. coharentia - сцепление, связь), опираясь на опыт математических доказательств, определяют истинность данных утверждений через логические операции вывода их из других предложений, ранее признанных истинными. Корреспондентная теория истины (от лат. correspondere - отвечать, осведомлять) исходит из того, что те или иные утверждения должны соответствовать внешней действительности. Однако в науке существуют понятия, истинность которых нельзя проверить путем прямого наблюдения. Так, к высшим разделам математики неприменима данная теория.Специфика диалектико-материалистической трактовки истины заключается в признании объективной истины, понимания истины как независимого от субъекта содержания знания, в утверждении зависимости истины от практики.Основным признаком любой истины является ее объективность. Истина по своей природе объективна, поскольку существует независимо от воли, интересов кого бы то ни было. В.И.Ленин охарактеризовал объективную истину как такое содержание человеческих представлений, которое “не зависит от субъекта, не зависит от человека, ни от человечества”1. Это означает, что истину содержат не вещи, а человеческое познание, отражающее вещи и явления мира.Объективная истина характеризует содержание нашего знания. В наших знаниях должно быть заключено такое содержание, которое в идеальной форме адекватно объективной реальности. В этом смысле следует понимать объективность истины. Однако наши знания субъективны по форме, вне нашего сознания не существует никаких знаний. То, что составляет содержание знаний, от человека не зависит.  Поэтому знания, будучи субъективны по форме, объективны по содержанию.      Из понимания объективной истины следует ее конкретность. Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Конкретность включается в объективную истину, поскольку для того, чтобы мысль верно отражала предмет, его свойства и отношения, она должна воспроизводить предмет в связи с конкретными условиями. В понятие конкретной истины включается указание на время существования объекта и период его отражения субъектом. Относительная истина - приблизительно верное, относительно правильное, неполное знание об объекте. Абсолютная и относительная истина взаимосвязаны друг с другом..Таким образом, процесс постижения человеком объективного мира - это процесс движения от одной относительной истины к другой, в котором происходит накопление зерен абсолютной истины.

Субъект и объект познания. Познание как отражение действительности. Гносеология – фил учение о чел-м познании. Человек и общество в своем бытии изменяют окружающий мир, о общество может существовать изменяя мир. Это практическое отношение к миру и является практической основой общ-ва. Особенности чел-ого бытия – это то, что для своего бытия, чел-к вынужден целе направлено изменять окр мир. Чтобы изменение было рациональным человечество выработало познание.Субъект и объект поз-я. В рационалистической фил-ии проблемы теории познания рассматривались под углом зрения взаимодействия субъекта и объекта. Однако даже в рамках рацио-ой традиции трактовка С и О существенно менялась. В докантовсой фил-ии под С поз-я понимали единично-оформленное бытие, человеческого индивида. Под О же, то на что напрвлена поз-ая деятельность и что существует в его сознании в виде идеальных мыслительных конструкций. Кант перевернул отношения О и С. Кантовский С – это духовное образование, то, что лежит в основе предметного мира. О же – продукт деятельности этого С. С первичен по отношению к объекту. В нем клас фил-ии С предстает как надындивидуальная развивающаяся система,сущность которой состоит в активной деятельности. У Канта, Фихте, Гегеля эта деят-ть рассматривалась прежде всего как духовная активность, которая пораждала объекты. У К М и Ф Э эта деят-ть носила материально чувственный характер, была практической. С – носитель материального целе направленного действия, связывающего его с О. О – предмет, на который направлено действие.Каковы же основные качества С отличающие его от О. Исходная хар-ка С – активность, понимаемая как самопроизвольное, внутреннее детерминированное порождение материальной и духовной энергии. О же это предмет приложения активности. Активность человека носит осознанный характер и, следовательно, она опосредуется целеполаганием и самосознанием. Свободная деятельность есть высшее проявление активности. Т о С – это активное, самодеятельное существо, осуществляющее целеполагание и преобразование действительности. О – это сфера приложения активности С.

Различия м/у О и С относительны. С и О – это функциональные категории, которые означают роли различных явлений в тех или иных ситуациях деятельност. Индивид, если активно воздействует то С, а если на него воздействуют др, то он превращается в О. С т зр марксизма, чел-к становиться С поз-ия лишь в той мере, в какой он включен в соц-ую деятельность по преобразованию внешнего мира. А это значит что поз-ие никогда не осуществляется отдельным изолированным индивидом, а лишь таким С, который включен в коллективную практическую деят-ть. О – часть объективной реальности, с которой С вступил в практическое и позновательное взаимодействие. Т о марксизм считает, что подленным гносеологически субъектом является человечество, общество.Познание как отражение действительности. Отражение – это взаимодействие двух систем в результате которого особенности одной системы воспроизводятся в особенностях другой системы. В диалектико-материалистической фил-ии свойство отражения распространяется на весь материальный мир. Но на каждом уровне развития материи она обладает своими специфическими характеристиками. Рассмотрим особенности отражения в познавательном процессе, который происходит на уровне человеческого сознания. Объективный мир воздействует на сознание человека специфическим способом. Результатом этого воздействия являются образы сознания. Эти образы являются снимками, копиями реальных вещей. Они объективны по своему содержанию, содержательно воспроизводят особенности отражаемого объекта. Но воспроизведение особенностей отражаемого объекта в образах сознания происходит в соответствии с особенностями , отражающей системы, т е сознания. А это значит, что образы сознания, будучи объективны по содержанию, субъективны по форме, т е несут в себе определенные характеристики субъекта.

Основные формы чувственного познания: достоинства и недостатки.В процессе познания выделяют два уровня — чувственный и рациональный. К чувственному относят ощущения, восприятия, представления.Ощущения — переработанный в коре головного мозга результат взаимодействия внешнего мира и органов чувств человека (5 видов чувств, смешанные: вибрационные, температурные, вестибулярные).Восприятия — целостный образ предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств как результат синтеза всех конкретных актов ощущения отдельных свойств воспринимаемого объекта.Представление — чувственный образ ранее воспринимавшегося предмета или образ, вновь созданный творческой, активной деятельностью мышления. Для этого требуется память (свойство нервной системы, связанное со способностью хранения и воспроизведения информации о прошлом) и воображение (способность к созданию образов, ранее не воспринимавшихся).Основные формы рационального познания: достоинства и недостатки.В процессе познания выделяют два уровня — чувственный и рациональный. К рациональному относят понятия, суждения, умозаключения.Понятия — отражение вещей и явлений в их существенных признаках или сами существенные признаки, отвлеченные от самих вещей (понятие скорости).суждения (соединение понятий) — отражение связей утверждения или отрицания. Земля — планета. Солнце — центр солнечной системы.

Умозаключение (соединение суждений) — движение мысли, направленное на получение результата — заключения, вытекающего из мысленных данных, содержащихся в исходных посылках (жидкость упруга, ртуть — жидкость, ртуть — упруга). Умозаключения бывают дедуктивные и индуктивные. Взаимосвязь чувственного и рационального в процессе познания.Нельзя разделять чувства и разум, эмпирическое и теоретическое познание. Это различные стороны единого процесса познания. Чувственное восприятие определяется всем нашим жизненным опытом и имеющимся знанием. Взаимно дополняют друг друга. Хотя они и являются противоположностями, но способны на взаимопереходы и взаимосвязи, благодаря чему возможно движение к истине. Если познание диалектично, то должно быть движение как от чувственного к рациональному, так и наоборот. Их недостатки устраняются их взаимодействием.Критика сенсуализма и рационализма.Сенсуализм — только чувства доставляют истину, а мышление уводит от реальности. Рационализм — это превосходство мышления над чувствами, чувства могут только обманывать. В чистом виде, в виде чистого противопоставления их друг другу они вредны.

Познание как философское учение. Познание и отражение. Критика идеализма и агностицизма в теории познания.

Цель познания — достижение объективной истины. Основное содержание сознания — знание (результат познавательной деятельности). Проблема познания — одна из главных философских проблем (проблема истины). Гносеологический оптимизм (мир познаваем человеком), скептицизм (выражают сомнение в истинности познаваемого человеком мира), агностицизм (отрицают познаваемость мира, И. Кант, «вещь в себе», «вещь для нас»). Познание бесконечно (мир бесконечен во времени и пространстве).Материалистическое учение о познании действительности человеком, о процессах отражения в живой природе, в технике и предпосылках этого отражения в неживой природе. Диалектический материализм: психическое О., и общее свойство О., присущее всей материи.Для теории познания важно не отражение само по себе, а информация, т.е. содержание отражения. Информация, как и сознание (психика), не имеет вещественности, массы и энергии. Она характеризуется интенциональностью и выражает меру упорядоченности. Информация — содержание сигнала, сигнал — физический носитель информации. Мозг — орган приема, переработки, хранения и выдачи информации. Нужна постоянная связь с внешним миром. Сон, шаманы, транс (информация может извлекаться только из подсознания). Отражение — результат взаимодействия различных тел. Разделение реальности на отражение и отражаемое включает в себя отношение между реальностями. Насколько образ соответствует оригиналу — проблема номер один в теории истины.

Натуралистическая концепция общества описывает общество как живую популяцию, объясняет социальные явления исключительно действием природной закономерности (Ш.Фурье, Ш.Монтескье, Л.И.Мечников, А.Л.Чижевский, Л.Н.Гумилев), сводит высшие формы бытия к низшим.Идеалистическая концепция общества отрывает человека от природы, чересчур его одухотворяет.Абсолютизация духовного фактора в человеческом бытии означает следование просветительскому принципу «мнения правят миром». Идеализм не отвергает объективного фактора истории, но функцию творящего начала выполняет или мировой разум (объективный идеализм, ведущий к фатализму), или духовно-волевая активность человека (субъективный идеализм и волнтаризм).В целом для домарксистской социально-философской мысли характерна созерцательность, отрыв теории от практики.Обе эти концепции ориентируют на одностороннее понимание общества.Диалектико-материалистическая концепция общества преодолевает эту односторонность, освобождается от недостатков натурализма и идеализма и в переработанном виде использует лучшие достижения философской мысли. К.Маркс и Ф.Энгельс пришли к выводу, что основные исторические формы общественного устройства определяются по ведущему типу организации материального производства. Тип собственности создает социальную структуру  - «гражданское общество», которая упорядочивается и управляется государством. Общественная система в целом есть единство главных сфер общественной жизни – материально-производственной (экономической), социальной, политической и духовной. Сознание выступает как осознанное бытие.

В эпоху средневековья господствовали теологические концепции общественного развития.В Новое время был выдвинут принцип историзма в объяснении человеческого мира (Д.Вико), развивалась теория общественного договора (Т.Гоббс, Д.Локк, Ж.-Ж.Руссо и др.). Возникновение государства объяснялось соглашением людей перейти от естественного состояния к гражданскому, где государство призвано защищать право каждого на личную жизнь и собственность.Наиболее общие проблемы исторического процесса изучает «философия истории». Сам этот термин впервые употребил Вольтер (XVIII в.), который имел в виду универсальное историческое обозрение человеческой культуры. Философы стремились сформулировать цель и смысл истории, разрабатывали проблему единства исторического процесса и многообразия его форм, исторической закономерности, свободы и необходимости (Гегель, О.Конт, марксизм-ленинизм, зарубежная социология XX в.).В последней трети ХХ в. начинается новый этап в развитии обществоведческой мысли, связанный с глобализацией мира, интеграцией жизни людей планеты, превращением человечества в единого субъекта истории. На этой основе складывается едино-глобальная и одновременно плюралистическая многомерная картина социума.

Теоретическая модель общества (категории и их система) – инструмент познания реального общества. Уровни теоретической модели общества:Первый уровень – взаимодействие природы и общества (природа-культура-человек).Второй уровень – экологический фактор (природная среда) функционирует в единстве с экономическим фактором и демографическим фактором.Третий уровень – взаимодействие материального производства, духовного производства, производства общественных отношений и формирование конкретного типа личности, составляющих способ производства общественной жизни.Четвертый уровень – отражает взаимосвязь и соответствие производительных сил, производственных отношений, базиса и надстройки.Пятый уровень – характеризует соотношение способа производства материальной жизни, социальной, политической и духовной жизни.Шестой уровень – фиксирует взаимоотношение жизнедеятельности, условий существования, потребностей и интересов, в совокупности составляющие образ жизни.Седьмой уровень – характеризует взаимоотношение исторической необходимости (объективных условий) и сознательной деятельности (человеческий фактор), воплощаемое в общественный прогресс как цивилизационно-формационный процесс.Восьмой уровень – закон первичности общественного бытия и активной обратной роли общественного сознания (в приведенной системе категорий имеет исходное и одновременно обобщающее значение).Конечно, любая модель упрощает действительность. Тем не менее, предложенная модель общества может быть полезна в методическом аспекте: для уяснения взаимосвязи и динамики ряда важнейших элементов общественной системы.Главными сферами общества являются: материально-производственная, социально-политическая, духовная. 

К.Маркс выделил этапы (стадии) смены качественных состояний общества, которые обозначил понятием «общественно-экономическая формация». Формации отличаются друг от друга способом производства материальных благ, тем, что и как производится (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая).Структура формации включает базис и надстройку. Базис – совокупность производственных отношений. Надстройка – совокупность общественных идей, идеологических отношений и общественных учреждений и организаций, возникающая на основе определенного экономического базиса, органически связанная с ним и активно воздействующая на него.Методологическое значение учения о формации заключается в том, что выявлен закономерный, поступательный характер развития социума, установлено соотношение между общим и спецфическим, единством и многообразием в развитии общества.Формационная концепция разработана на материале европейской истории и не совсем пригодна для объяснения характера восточного общества. Концепция исторического прогресса и его ступеней у Маркса не исчерпывалась лишь теорией общественно-экономических формаций. Марксизм при анализе исторических типов общества уделял внимание также цивилизационному развитию.Цивилизационная концепция исходит из развития социума как социальной целостности, формирующей определенный образ жизни со своим типом культуры и типом человека и вычленяет доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный типы цивилизации.Формационный подход к обществу является составляющей более универсального цивилизационного. Цивилизация – совокупность всех форм и видов материального и духовного выражения культурной деятельности человека и общества: техники, материального производства и духовной жизни, коммуникаций, социальных и политических институтов. Культура и образ жизни лежат в основе цивилизации. Через эти понятия происходит сближение концепций цивилизации и формации. В целом, развитие общества есть цивилизационно-формационный процесс. Понятия цивилизация, формация, культура и образ жизни выражают взаимосвязанные, дополняющие друг друга единые формы бытия социального.

Сознание контролирует лишь часть психики. Сложнейшая система физиологического жизнеобеспечения организма управляется бессознательно (Б.Спиноза, Г.Гегель, К.Маркс, З.Фрейд).

Материалистическая философия выделяет следующие уровни бессознательного:

неосознанный психический контроль человека за жизнью своего тела, координацией функций, удовлетворением наиболее простых нужд и потребностей тела. Обеспечивает большую скорость и точность операций (производственный процесс, спорт), высвобождает сферу сознания для решения творческих операций;

процессы и состояния, до определённой поры остающиеся неосознанными (рождение мысли, образа и последующее осознание их, различные переживания: тревожные, болезненные впечатления);

некоторые процессы художественной, научной, философской и прочей интуиции.

Основными уровнями сознания являются: осознание, подсознание, надсознание и самосознание.

Осознание связано с пониманием, формирует цели и гипотезы, выражается в отчётливой форме, позволяет выявить объективное место предметов среди других вещей, направлять и контролировать психику и поведение, анализировать собственное сознание. Подсознание выполняет функцию потенциала сознания, оперирует тем, что ещё не стало знанием, но уже имеется в мозге (“кладовая” для творчества).  Надсознание есть синтез осознания и подсознания (М.Т.Ярошевский).  Самосознание обеспечивает функцию контроля над деятельностью сознания. Его основными формами  являются: а) самочувствие, осознание своего тела, его вписанности в мир окружающих вещей и людей; б) осознание себя в качестве принадлежащего  к определенному социально-этническому сообществу, культуре; в) возникновение сознания “я” как особого образования, похожего на “я” других людей и в то же время уникального и неповторимого, совершающего поступки и несущего за них ответственность, предполагает возможность контроля над своими действиями и их оценку. Юнг личное и коллективное бессознательное (архетипы)

Общественное сознание - совокупность идей, теорий и взглядов, социальных чувств,  привычек и нравов людей, отражающих объективную действительность и обратно воздействующих на нее. Являясь продуктом исторического развития, оно играет роль культурных оснований личности. Существует  в качестве продуктивного фактора истории и культуры тогда, когда его содержание освоено индивидуальным сознанием и деятельностью. Индивидуальное сознание - неповторимый духовный мир конкретного человека, выступает как отражение сложного взаимодействия социальной среды данного общества и среды, специфической для определенной личности (микросреды), включает в себя и самосознание. У общественного и индивидуального сознания общий источник - бытие, единая основа - практика, единый способ выражения - язык. Вместе с тем общественное сознание отвлекается от конкретных специфических черт сознания индивидов, фиксирует только общезначимое в индивидуальном сознании. Сознание на уровне психологии отражает поверхностную сторону действительности, не поднимается до научных обобщений. Общественная психология включает в себя чувства и настроения людей, сопровождающие любую общественную идею. Социально-психологический фактор в современной жизни играет существенную роль. Идеология - система взглядов, идей, в которой осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, содержатся программы деятельности, направленной на закрепление или изменение данных общественных отношений. В сфере идеологии происходит осознание бытия людей, их интересов, стратегических задач и определяются средства их решения. Идеология (концепции, стереотипы, ценности) не возникает стихийно, это дело политиков, экономистов, юристов, философов, историков, деятелей науки и искусства. В сознании идеология утверждается с помощью средств информации, системы образования и воспитания.Оба уровня сознания взаимодополняют друг друга. Формирование положительной общественной психологии должно быть ориентировано на порядочность, добро, человека, природу и т.д. Общественная идеология должна подвергать критическому анализу возможные альтернативы и обосновывать преимущества определенного образа жизни. А общественная психология еще раз закрепляет осознанное идеологией.

Антропология - учение о природе и сущности чел-ка. Центральная проблема - что есть чел-к. Термин “философская антропология” ввел Кант, как раздел фил-и, интерес кот. прикован к проблеме автономности чел-ка. Занимается выработкой идеи чел-ка на основе знаний, накопленных в разных науках о чел-ке. Современная западная фил.антропология пытается выявить основы и сферы человеческого бытия, индивидуальности и уникальности человеч. личности, ее творческих возможностей, смысл существования.Происхождение человека. Труд, общение, речь как основные факторы антропосоциогенезиса.В Библии излагается миф о творении человека Богом. В настоящее время существуют следующие основные гипотезы происхождения человека:натуралистическая. а) Человек создан природой, значит, по Дарвину, возникновение чел-ка подготовлено, оно произошло в процессе естественного отбора.б) в социобиологии: чел-к появился в результате мутации - изменений в наследственности. Они вызвали перестройку организма животного и произошел человек.в) чел-к всегда существовал на Земле, но для этого надо допустить вечное существование Земли. Это не верно, чел-к вечно существует в природе, космосе, Земля заселена пришельцами из космоса.идеалистическая. Наиболее четко выражена Гегелем. В предке чел-ка  “дремал”мировой разум, а затем проснулся. Обнаружение мир.разума в чел-ке выразилось в становлении ознания, прямой походке и развитии правой руки. Культурные ценности формируют чел-ка. Культура - продукт сознания людей, сознание - продукт мрового разума..выражается в трудовой теории возникновения чел-ка. С момента появления мат.производства начинается процесс возникновения чел-ка и общ-ва. Общ-во выступает как способ бытия человека. Отсюда берет начало антропосоциогенез. Труд. теория говорит о том, что, благодаря труд. деят-ти появляется человек. Творческая роль труда выразилась в том, что человек стал производить орудия труда и с их помощью материальные ценности.появл. речи и языка. С помощью орудий труда общаться нельзя. Вырабатывается язык слов, в членоразд. речи, звуках фиксир-ся символы. Символы в матер. смысле - слова и графич. изображение - это средство изобрет. человеком для общения . Слово - инструмент к формированию людского коллектива. Слово позволило вынести внутр. мир формирующегося человека во вне и сделать внутр. наглядным.Человек и его место в мире. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества.Смерть - естественный конец всего живого. Жизнь - форма существования материи, возникающая при определенных условиях в момент ее образования. От всех других живых существ человек отличается более всего тем, что на протяжении всей своей индивидуальной жизни он никогда не достигает "целей" жизни родовой, исторической; в этом смысле он постоянно не реализуемое адекватное существо. Человек не удовлетворяется ситуацией. И эта неудовлетворенность содержит в себе причины творческой деятельности, не заключенные в непосредственных ее мотивах. Поэтому призвание, задача каждого человека - всесторонне развивать все свои способности и по мере возможностей вносить свой личный вклад в историю, в прогресс общества, его культуры. В этом и заключается смысл жизни отдельной личности, который она реализует через общество, но таков же и смысл жизни общества и человечества в целом. Буддизм: человек живет для того, чтобы прервать цепь перерождений и никогда больше не возрождаться. Христианство - восхождением человека к богу. Основная миссия человека характеризуется как спасительная, испытательная, и назидательная. Ислам: человек живет для того, чтобы потом воскреснуть. Средневековая Ф. - теоцентризм, в библии одна из главных проблем жизнь после смерти. Жизнь человека мука. Затем эпоха рационализма - человек механизм - смертен. Задача не умереть раньше времени, выработать максимально свой ресурс; а затем эпоха просвещения - смертен - руководствуйся всеми ценностями(!) - побуждает к активности. Ф. существования главная проблема смерти и бессмертия. Практический смысл проблемы: определяет систему ценностей и направления поведения.

В отличие от деятельности животных человеческая деятельность является сознательной и продуктивной. В процессе своей деятельности люди не просто как животные приспосабливаются к природе, но приспосабливают природу к себе, изменяют ее в соответствии со своими развивающи­мися потребностями. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Деятельность характеризует сознательную сторону личности человека (в отличие от поведения). Виды деятельностипсихологическая деятельность (Активность личности)двигательная деятельность (в физиологиии человека) Стояние (действие), локомоциявнутренняя деятельностьвнешняя деятельностьтворческая деятельностьперцептивная деятельностьречевая деятельностьсовместная деятельностьтруд (трудовая деятельность)предметная деятельностьучение (учебная деятельность)научная деятельность.  Теория деятельности — система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов. Основным предметом исследования признается деятельность, опосредствующая все психические процессы. Данный подход начал формироваться в отечественной психологии в 20–е гг. ХХ в. В 1930–е гг. было предложено две трактовки деятельностного подхода в психологии — С.Л. Рубинштейна (1889–1960), который сформулировал принцип единства сознания и деятельности, и А.Н. Леонтьева (1903–1979), который совместно с другими представителями Харьковской психологической школы, разработал проблему общности строения внешней и внутренней деятельности. Деятельность — это совокупность действий, направленных на достижение целей (по Рубинштейну).

. В развитии классической философии сложилось несколько традиций   осмысления проблемы сознания. Истоки исторически первого субстанционального подхода к анализу сознания, трактующего его как  внутренний духовный мир человека, уходят в античность (Платон, Аристотель). В рамках этого подхода в философии Нового времени сознание предстает в качестве замкнутой в себе субъективности, особой субстанции ( Г. Лейбниц, Р. Декарт). Субстанциональный подход, несмотря на свою ограниченность, позволил выявить сложную структуру субъективной реальности, мира идеальных феноменов.Натуралистически-функциональный подход к анализу сознания берет свое начало в философии Нового времени. Согласно этому подходу, развивавшемуся метафизическим материализмом (Ж. Ламетри, П. Гольбах,  П. Кабанис) и опиравшимся на  достижения физиологии и медицины, сознание -- это особая функция мозга человека, благодаря которой он оказывается в состоянии познавать окружающий мир и самого себя. В границах натуралистического подхода была поставлена психофизиологическая проблема, но не были учтены связи человеческого сознания с миром культуры, его социальная  обусловленность.Социокультурный подход к детерминации сознания представлен в истории философии двумя версиями. Первая из них разработана в немецкой классической философии (И. Кант, Ф. Гегель), выявившей влияние мира культуры на формирование феноменов индивидуального сознания (воли, воображения, ценностей) и разграничившей индивидуальное и надиндивидуальное сознание. Вторая версия этого подхода была заявлена философией марксизма (К. Маркс, Ф. Энгельс), не признававшей субстанциональности сознания. В рамках диалектико-материалистической философии была детально проанализирована проблема генезиса и развития сознания под воздействием социокультурных факторов и выявлены механизмы связи наиндивидуального (общественного) сознания со сферой практически--предметной деятельности люде  Постклассические варианты филосоФского осмысления проблемы сознания заданы главным образом в рамках экзистенциально-феноменологической и психоаналитической традиций. Первая из них ( Э. Гуссерль, Ж.-П. Сартр) в трактовке сознания отказывается от характерной для философской классики оппозиции “субъект--объект” и исходит из рассмотрения субъективности как специфического бытия. Для нее в мире имеет место не мышление о бытии, а бытие мышления. Феноменологию интересует не бытие предметов как таковых, а многообразие способов их данности, явления себя человеку.  Психоаналитическая традиция (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм)  поставила перед философией проблему бессознательного, т.е. проблему существования скрытых детерминат сознания, не представленных в нем самом. Наряду с признанием  персонального бессознательного, она ввела представление о коллективном бессознательном, символизирующем наследие опыта предшествующих поколений людей в  индивидуальной психике человека. Наряду с перечисленными традициями, постклассическая философия в лице структурализма (М. Фуко, Р. Барт) и философской герменевтики (М. Хайдеггер, Г. Гадамер) стремится представить бытие сознания через структуры языка. В концепциях философии постмодерна сознание трактуется как процесс рече- и текстопорождения, призванный продуцировать и транслировать безадресные сообщения по каналам коммуникации.   Проблема генезиса сознания получила детальную разработку в рамках социокультурной стратегии его исследования, в частности в диалектико-материалистической философии. С точки зрения философии марксизма предпосылками становления сознания выступают: эволюция свойства отражения, присущего всей материи;  развитие зачаточного интеллекта животных;  переход особой ветви гоминид к орудийной деятельности и предметно-практическому освоению мира с помощью искусственных орудий труда; развитие в процессе труда знаковой коммуникации и новых форм передачи накопленного опыта, положивших начало формированию культуры как особого мира человека.

        

Можно выделить ряд достаточно разработанных в зарубежной и отечественной науке подходов к осмыслению феномена культуры.Аксиологический (ценностный) подход заключается в выделении мира ценностей, культура выступает как совокупность материальных и духовных ценностей.Деятельный подход культуру рассматривает как специфический способ человеческой жизнедеятельности (технологическая трактовка), с этой точки зрения культура – своего рода «технология» человеческой деятельности.Семиотический подход рассматривает культуру как внебиологический знаковый механизм передачи опыта через знаково закрепленную совокупность деятельностных схем, обеспечивающих социальное наследование (совокупность знаковых систем).Структуралистский подход культуру рассматривает как совокупность социальных элементов, «культурных образов» - носителей ценностных отношений, регулирующих деятельность, но без учета личного фактора (брак, семья, обычаи, тексты, символы и др.).«Социологический» подход трактует культуру как социальный институт, дающий обществу системное качество, позволяющий рассматривать его как устойчивую целостность, отличную от природы.Гуманитарный подход акцентирует внимание на совершенствовании человека как духовно-нравственного субъекта культуры (культура как мера человеческого в человеке).Все эти подходы взаимодополняют друг друга, способствуют выработке более полного и глубокого представления о ней.

1




1. Молитва в жизни героев Войны и мира
2. Радужка Шаг 3
3. цивільне право і цивільний п
4. Основные характеристики и функции
5. САНКТПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА ИНЖЕНЕРНАЯ ШКОЛА ОДЕЖДЫ КОЛЛЕ
6. Тема 24 Мышление Требования к знаниям- студент знает- понятия мышление интеллект физиологические о1
7. Твердые- промышленные 2
8. КОНТРОЛЬНА РОБОТА з англійської мови 3 варіант 7 Виконав- студент групи
9. Повышение эффективности продукции скотоводства
10. Информатика на 2013-2014 учебный год Специальность- все специальности Семестр 1 курс 1 все группы Препо
11. Российские РСЗО
12. Накопив огромный потенциал Аристотель развил собственное философское учение
13. Реферат- Шутить изволите
14. тематического аппарата и общие принципы построения импульсных систем
15. заменителей и меньше ~ дорогих
16. М Толстогоrdquo;
17. Мексика
18. Хронические гепатиты лечение патогенез
19. тематике. Изучив методическую литературу по вопросам обучения решения задач познакомившись со статьями жур
20. Визитная карточка