Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Великая Скифь И с этими со всеми пошел Олег на конях и на кораблях; и было кораблей числом две тысячи

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-07-10

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 21.5.2024

Повесть временных лет  в понятном изложении

В лето 6415 (907) Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же он с собою множество варягов, и словен, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов — всех их называют греки «Великая Скифь». И с этими со всеми пошел Олег на конях и на кораблях; и было кораблей числом две тысячи. И пришел к Царьграду. Греки же замкнули Суд, а город затворили. И вышел Олег на берег и начал воевать. И много убийства сделал около города, и разбил много палат, и церкви пожег. А тех, кого брали в плен, одних иссекали, других же мучили, иных расстреливали, а иных в море бросали. И много другого зла сделали русские грекам, как обычно делают враги. 
И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на них корабли. И так как был попутный ветер с поля, то подняли они паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав послов к Олегу:
— Не губи города, дадим тебе дани, какой захочешь. 
И остановил Олег воинов, и вынесли ему греки яства и вино, но не принял Олег вина, ибо было оно отравлено. Испугались греки и сказали: 
— Это не Олег, но святой Дмитрий, посланный на нас от Бога. 
И приказал Олег грекам дать дани на две тысячи кораблей, по двенадцати гривен на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей; а потом дать дани для русских городов: прежде всего для Киева, а затем для Чернигова, для Переяславля, для Полоцка, для Ростова, для Любеча и для других городов, ибо по этим городам сидят великие князья, подвластные Олегу. 
И согласились на это греки, и начали они просить мира, чтобы не воевал Греческой земли. И обещали греческие цари уплачивать дань. И давали друг другу присягу: сами целовали крест, а Олега с мужами его водили к клятве по закону русскому, и клялись те оружием своим и Перуном, богом своим, и Белесом, богом скота, и утвердили мир. И сказал Олег: 
— Сшейте для руси паруса из паволок, а словенам — полотняные. 
И было так. И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда, показуя победу, и пошел от греков. И подняла русь паруса из паволок, а словене — полотняные, и разодрал их ветер. И сказали словене: 
— Возьмем свои холщовые паруса, не дали словенам парусов из паволок.
И пришел Олег в Киев, неся золото, и паволоки, и плоды, и вино, и всякое узорочье. И прозвали Олега Вещим, так как были люди язычниками и непросвещенными. 

И вспомнил Олег коня своего 
В лето 6420 (912). И жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами. И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего, которого когда-то поставил кормить и уже не садился на него. Ибо когда-то спрашивал он волхвов и кудесников: 
— От чего мне умереть?

 И сказал ему кудесник один: 
— Княже! Коня любишь и ездишь на нем, — от него тебе и умереть! И запали слова эти в душу Олегу, и сказал он:
— Никогда не сяду на него и не увижу его больше.
И повелел кормить коня и не водить его к нему, и прожил несколько лет, не видя его, пока ходил на греков. 
Когда прошло четыре лета, на пятое, пришел Олег от Царьграда в Киев и вспомнил своего коня, от которого когда-то волхвы предсказали ему смерть. И призвал он старейшего конюха и сказал:
— Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь? 
Он же ответил: 
— Уже умер! 
Олег засмеялся и укорил того кудесника, сказав: 
— Неправду говорят волхвы, но все то ложь: конь умер, а я жив. 
И повелел оседлать себе коня: 
— Да увижу кости его. 
И приехал на место, где лежали его кости голые и череп голый, слез с коня и, посмеявшись, сказал: 
— От сего ли черепа смерть мне принять?

И ступил ногою на череп. И выползла змея из черепа и ужалила его в ногу. И с того разболелся и умер. И оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его, и похоронили на горе, называемой Щековица. Есть же могила его и до сего дня, слывет могилой Олеговой. И было всех лет княжения его тридцать и три. 
Пошел Игорь на греков 

В лето 6453 (945). И послал Игорь мужей своих к Роману, царю греческому, восстановить прежний мир. Роман же созвал бояр и сановников. И привели греки русских послов к своему царю, и велели им говорить, и записывали все речи на хартию. И клялись русские и греки хранить любовь правую, да не нарушится она до тех пор, пока солнце сияет и весь мир стоит, в нынешние времена и во все будущие.

 Рюрик (862 879 гг.)* правитель Новгорода. Предводитель варяжского военного отряда; был приз-ван славянами княжить в Новгород. Основатель династии Рюриковичей. 
Олег с 879 г. князь Новгородский; (882 - 912 гг.) Князь Киевский и Новгородский). В 907 г. совершил поход в Византию, и заключил с ней договоры в 907 и 911 гг. 
Игорь (912 - 945 гг.) - великий князь Киевский. В 941 и 944 гг. совершил походы в Византию. Убит древлянами. 
Ольга (945 - 957 гг.) - княгиня. Родилась около 890 г. Правила в малолетство сына Святослава. После убийства мужа в 945 г. жестоко подавила их восстание. Около 957г. приняла христианство. Крестилась в Константинополе. Умерла в 969 г. 
Святослав (957 - 972 гг.) - князь Киевский. Совершал походы на Оку, в Поволжье и на Балканы. Освободил вятичей от власти хазар в 967 воевал с Болгарией за Подунавье. В союзе с венграми и болгарами вел русско - византийскую войну в 970-971 гг. Убит печенегами. 
Ярополк (972-980 гг.) - великий князь Киевский. Старший сын князя Святослава. Пытался подчинить себе территорию на Севере и Севере Востоке Руси, но был побежден младшим братом Владимиром. Олег (977 г.) - князь Древлянский. 
Владимир Святой (980 -1015 гг.) великий князь Ки-евский. Младший сын Святослава. Покорил вяти-чей, радимичей и ятвягов. Воевал с печенегами. Волжской Болгарией, Византией и Польшей. При Владимире Русь приняла христианство, что уравня-ло ее с соседними государствами. В русских были-нах известен как "Красное Солнышко"

Если повадится волк к овцам, то выносит все стадо. 

И стал Игорь замышлять поход на древлян, желая взять с них больше дани.

В лето 6453(945).
Сказала дружина Игорю:
- Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдем, княже с нами за данью, и ты добудешь и мы. И послушал их Игорь: пошел к древлянам за данью и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его.
Взяв дань, пошел Игорь в свой город. Когда же шел он назад, поразмыслив, сказал дружине своей:
— Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу еще.
И отпустил дружину свою домой, а сам с малой дружиной возвратился, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идет опять, держали совет с князем своим Малом:
— Если повадится волк к овцам, то выносит все стадо, пока не убьют его. Так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит. 
И послали к нему, говоря:
— Почто идешь опять? Забрал уже всю дань. 
И не послушал их Игорь. И, выйдя из города Искоростеня, древляне убили Игоря и дружину его, так как было их мало. И погребен был Игорь, и есть могила его у Искоростеня, в Древлянской земле, и до сего дня. 

Хочу мстить за обиду мужа своего 
Ольга, вдова Игоря, была в Киеве с сыном своим, ребенком Святославом, и кормилец его Асмуд, и воевода был Свенельд. Сказали же древляне:
— Вот убили мы князя русского; возьмем жену его Ольгу за князя нашего Мала и Святослава, сына ее, возьмем и сделаем ему что захотим. 

И послали древляне лучших мужей своих, числом двадцать, в ладье к Ольге. И пристали под Боричевым в ладье, ибо тогда вода текла под горой Киевской, и на Подоле не жили люди, но на горе. Город же Киев был, где ныне двор Гордятин и Никифоров; а княжой двор был в городе, где ныне двор Воротислава и Чюдина, и был вне города другой двор, где стоит теперь двор служителя за церковью святой Богородицы, а над горою двор теремной, был там терем каменный.
И поведали Ольге, что пришли древляне. И призвала их Ольга к себе и сказала им:
— Добрые гости пришли.
И ответили древляне:
— Пришли, княгиня. И сказала им Ольга:
— Говорите, чего ради пришли сюда? Ответили ей древляне:
— Послала нас Древлянская земля с такими словами: «Мужа твоего мы убили, ибо муж твой, как волк, расхищал и грабил, а наши князья хорошие, ибо пасут Древлянскую землю. Поди замуж за князя нашего, за Мала».
Было ведь имя ему, князю древлянскому, Мал. Сказала же им Ольга:
— Люба мне речь ваша. Мужа моего мне уже не воскресить, но хочу почтить вас завтра перед людьми своими, а ныне идите в свою ладью и ложитесь в нее, величаясь. Утром я пошлю за вами, а вы говорите: «Не едем на конях, ни пеши не пойдем, но понесите нас в ладье». И вознесут вас в ладье.
И отпустила их к ладье. Ольга повелела выкопать на теремном дворе вне города яму великую и глубокую, наутро же, сидя в тереме, послала за гостями. И пришли к ним и сказали:
— Зовет вас Ольга для чести великой.
Они же ответили:
— Не едем на конях, ни на возах, ни пеши не идем, но понесите нас в ладье.
Ответили киевляне:
— Нам неволя; князь наш убит, а княгиня наша хочет за вашего князя.
И понесли их в ладье. Они же сидели важно, избоченившись и в великих нагрудных бляхах. И принесли их во двор к Ольге. Как несли, так и сбросили их с ладьей в яму. И, приникнув к яме, спросила их Ольга:
— Хороша ли вам честь?
Они же ответили:
— Пуще нам Игоревой смерти.
И повелела засыпать их живыми. И засыпали их. И послала Ольга к древлянам, и сказала им:
— Если вправду меня просите, то пришлите лучших мужей, чтобы с великой честью пойти за вашего князя, иначе не пустят меня киевские люди.
Услышав об этом, древляне избрали лучших мужей, управлявших Древлянскою землею, и прислали за ней. Когда же древляне пришли, велела Ольга приготовить баню, говоря им так:
— Вымывшись, придите ко мне.
И разожгли баню, и влезли в нее древляне и начали мыться. И заперли за ними баню, и повелела Ольга зажечь ее от дверей, тут и сгорели все.
И послала Ольга к древлянам, говоря так:
— Вот уже иду к вам, приготовьте меды многие у города, где убили мужа моего, да поплачусь на могиле его и устрою тризну мужу своему.
Они же, услышав о том, свезли множество медов и заварили их. Ольга же, взяв малую дружину, отправилась налегке, пришла к могиле и плакала по мужу своему. И повелела людям своим насыпать великую могилу, и, когда насыпали, повелела совершать тризну. После того сели древляне пить, и повелела Ольга отрокам своим прислуживать им. И сказали древляне Ольге:
— Где дружина наша, которую послали за тобой? Она же ответила:
— Идут за мною с дружиною мужа моего.
И когда упились древляне, велела отрокам своим пить за них, а сама отошла прочь и велела дружине своей сечь древлян, и иссекли их пять тысяч. А Ольга возвратилась в Киев. 
В лето 6454 (946) Ольга с сыном своим Святославом собрала много храбрых воинов и пошла на Древлянскую землю. И вышли древляне против нее. И сошлись оба полка. Бросил копьем Святослав в древлян, и копье пролетело между ушей коня и ударило в ноги коню, ибо был Святослав еще ребенок. И сказал Свенельд, воевода отца его:
— Князь уже начал; ударим, дружина, за князем.
И победили древлян. Древляне же побежали и затворились в своих городах. А Ольга устремилась с сыном своим к городу Искоростеню, так как жители его убили мужа ее, и стала около города с сыном своим, а древляне затворились в городе и крепко бились из города, ибо знали, что сами убили князя и на что себя обрекли.
И стояла Ольга все лето и не могла взять города и замыслила так: послала к городу со словами:
— До чего хотите досидеться? Ведь все ваши города уже сдались мне и платят дань и уже возделывают нивы свои и земли свои, а вы, не желая платить дани, хотите умереть с голоду.
Древляне же ответили:
— Мы бы рады платить дань, но ведь ты хочешь мстить за мужа своего.
Сказала же им Ольга:
— Я мстила уже за обиду мужа своего, когда приходили вы к Киеву в первый раз и во второй, а в третий раз мстила я, когда устроила тризну по мужу своему. Больше уже не хочу мстить, хочу только взять с вас небольшую дань и, замирившись с вами, уйду прочь.
Спросили же древляне:
— Что хочешь от нас? Мы рады дать тебе медом и мехами.
Она же сказала:
— Нынче у вас нет ни меду, ни мехов, вы ведь изнемогли в осаде. Я же не хочу возложить на вас тяжкой дани, как муж мой, оттого и прошу у вас мало: дайте мне от каждого двора по три голубя да по три воробья.
Древляне обрадовались и собрали от двора по три голубя и по три воробья и послали к Ольге с поклоном. Ольга же сказала им:
— Вот вы уже и покорились мне и моему дитяти. Идите в город, а я завтра отступлю и пойду в свой город.
Древляне же с радостью вошли в город и поведали людям, и обрадовались люди в городе.
Ольга же раздала воинам — кому по голубю, кому по воробью — и повелела к каждому голубю и воробью привязывать тлеющий трут, завертывая его в маленькие платки и ниткой привязывая к каждому. И повелела Ольга своим воинам, когда станет смеркаться, пустить голубей и воробьев. Голуби же и воробьи полетели в свои гнезда: голуби в голубятни, воробьи же под стрехи. И так загорелись — где голубятни, где клети, где сараи и сеновалы. И не было двора, где бы не горело. И нельзя было гасить, так как все дворы загорелись сразу.
И побежали люди из города, и повелела Ольга своим воинам хватать их. И так взяла город и сожгла его, городских же старейшин забрала в плен, а других людей кого убила, кого отдала в рабство мужам своим, а прочих оставила платить дань. И возложила на них тяжкую дань. Две части дани шли Киеву, а третья Вышгороду к Ольге, ибо был Вышгород град Ольгин.
И пошла Ольга с сыном своим и с дружиною по Древлянской земле, устанавливая уставы и уроки. И сохранились места ее стоянок и охот до сих пор.
Пошла Ольга к Новгороду и установила по Мсте погосты и дани, и по Луге — оброки и дани. Ловища ее есть по всей земле, и сани ее стоят во Пскове до сего дня, и по Днепру и по Десне есть места ее для ловли птиц; есть доселе и село ее Ольжичи. И, упорядочив все, возвратилась к сыну своему в Киев и жила с ним в любви. 

И крестил ее царь с патриархом. Было же наречено ей имя во крещении Елена, как и древней царице, матери Великого Константина. И поучал ее патриарх. Она же стояла, склонив голову, внимая учению, как губка напояемая. И благословил ее патриарх и отпустил.
После крещения призвал ее царь и сказал ей:
— Хочу взять тебя в жены себе.
Она же ответила:
— Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал меня дочерью? А у христиан не разрешается этого — ты сам знаешь.
И сказал ей царь:
— Перехитрила ты меня, Ольга.
И дал ей дары многие: золото и серебро, и паволоки, и сосуды различные; и отпустил ее, назвав своею дочерью.
Пришла Ольга в Киев и учила Святослава, сына своего, принять крещение, но он не внимал тому, говоря:
— Как мне одному принять иную веру? А дружина моя смеяться начнет, — и продолжал жить по языческим обычаям, но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем.

Иду на вы 
В лето 6472 (964).
Когда Святослав вырос и возмужал, начал он собирать много храбрых воинов. И легко ходил в походах, как пардус, и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так и ел. Не имел он и шатра, но спал, подостлав потник, с седлом в головах. Такими же были
и все прочие его воины. И посылал в иные страны со словами: «Иду на вы». 
И пошел на Оку-реку и на Волгу, и встретил вятичей, и сказал им:
— Кому дань даете? 
Они же ответили:
— Хазарам по щелягу от сохи даем.

Имейте любовь между собой, потому что все вы дети от одного отца и матери 
В лето 6562 (1054). Преставился великий князь русский Ярослав. Еще при жизни дал он наставление сыновьям своим, сказав им: 
— Вот отхожу я от этого света, сыновья мои; имейте любовь между собой, потому что вы дети от одного отца и матери. И если будете жить в любви между собою, Бог будет в вас и покорит вам врагов. И будете мирно жить. Если же будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов, которую добыли они трудом своим великим; но живите мирно, слушаясь брат брата. Вот я поручаю стол мой в Киеве старейшему сыну моему и брату вашему Изяславу; слушайтесь его, как слушались меня, пусть он будет вам вместо меня; а Святославу даю Чернигов, а Всеволоду — Переяславль, а Игорю — Владимир, а Вячеславу — Смоленск. 
И так разделил он между ними города, запретив им переступать пределы братьев и сгонять со стола. И сказал Изяславу: 
— Если кто вздумает обидеть брата своего, ты помогай тому, кого обижают. 
И так наставлял сыновей своих жить в любви. Сам же он был болен тогда и, приехав в Вышгород, сильно расхворался. И пришел конец жизни Ярослава. 
Всеволод был тогда при отце, ибо любил его отец больше всех братьев и держал его всегда при себе. Обрядил Всеволод тело отца своего и, возложив на сани, повез его в Киев в сопровождении попов, певших положенные песнопения. И, принеся, положили его в гроб мраморный в церкви святой Софии. И плакали по нем Всеволод и все люди. Жил же он всех лет семьдесят шесть. Поднял рать Всеслав Полоцкий 
После смерти Ярослава Изяслав сел на столе в Киеве, Святослав же — в Чернигове, Всеволод — в Переяславле. 

Почто губим Русскую землю? 
В лето 6605 (1097).
Пришли Святополк Киевский, и Владимир Мономах, и Давыд Игоревич, и Василько Ростиславич, и Давыд Святославич, и брат его Олег и собрались на совет в Любече для устроения мира и говорили друг другу:
— Почто губим Русскую землю, сами между собой устраивая распри? А половцы землю нашу несут розно и рады, что между нами идут войны. Объединимся отныне единым сердцем и будем блюсти Русскую землю, и каждый да владеет отчиной своей: Святополк — Киевом, Изяславовой отчиной, Владимир — Всеволодовой, Давыд и Олег — Святославовой, и те, кому Всеволод роздал города: Давыду — Владимир, Васильку — Теребовль.
И на том целовали крест:
— Если отныне кто на кого пойдет, против того будем мы все и крест честной.
Сказали все:
— Да будет против того крест честной и вся земля Русская. И, попрощавшись, пошли восвояси. Не бывало в Русской земле такого зла 
Пришли Святополк с Давыдом Игоревичем в Киев, и рады были все люди, но только дьявол огорчен был их любовью. И влез сатана в сердце некоторым мужам, и стали они говорить Давыду: 
— Владимир Мономах соединился с Васильком против Святополка и тебя. 
Давыд же, поверив лживым словам, начал наговаривать Святополку на Василька, говоря: 
— Кто убил брата твоего Ярополка? А ныне задумал против тебя и меня и сговорился с Владимиром? Подумай о своей голове. 
Святополк, смутившись умом, сказал: 
— Правда это или ложь — не знаю. 
И сказал он Давыду Игоревичу: 
— Коли правду говоришь, Бог тебе свидетель. Если же от зависти говоришь, Бог тебе судья. 
Святополк же пожалел о брате своем и про себя стал думать, не правда ли это? И поверил Давыду, Давыд же обманул Святополка, и начали они злоумышлять на Василька. А Василько этого не знал. И Владимир не знал. И стал Давыд говорить: 
— Если не схватим Василька, то ни тебе не княжить в Киеве, ни мне во Владимире. 
И послушал его Святополк. 
Василько пришел на Выдобечь и пошел поклониться к святому Михаилу в монастырь и ужинал тут, а обоз свой поставил на Рудице. Когда же наступил вечер, вернулся в обоз свой. А наутро прислал к нему Святополк, говоря: 
— Не уходи от именин моих. Василько же отказался, сказав: 
— Не могу медлить, как бы не случилось дома войны. 
И сказал Давыд Святополку: 
— Видишь, Василько не помнит о тебе здесь, когда ходит под твоей рукой. Если же уйдет в свою волость, сам увидишь, что займет города твои: Туров, Пинск и прочие города твои. Тогда вспомнишь меня. Но призови его теперь, схвати и отдай мне. 
И послушался его Святополк и послал за Васильком, говоря: 
— Если не хочешь остаться до именин моих, то приди сейчас, поприветствуешь меня, и посидим все с Давыдом. 
Василько же обещал прийти, не зная об обмане, который замыслил против него Давыд. 
Василько, сев на коня, поехал, и встретил его отрок его и сказал ему: 
— Не езди, княже, хотят тебя схватить. 
И не послушал его Василько, помышляя: «Как им меня схватить? Ведь только что целовали крест да говорили: если кто на кого пойдет, то на того будет крест и мы все». 
И приехал с малою дружиной на княжой двор. И вышел ему навстречу Святополк, и пошли в избу. И пришел Давыд, и сели. И начал говорить Святополк: 
— Останься на праздник! И сказал Василько: 
— Не могу остаться, брат: я уже и обозу велел идти вперед. Давыд же сидел как немой. И сказал Святополк: 
— Позавтракай хоть, брат. 
И обещал Василько позавтракать. И сказал Святополк: 
— Посидите вы здесь, а я пойду распоряжусь. 
И вышел вон, а Давыд с Васильком остались сидеть. И стал Василько говорить с Давыдом, и не было у Давыда ни голоса, ни слуха, ибо был он объят ужасом и обман имел в сердце. И, посидевши немного, спросил Давыд у отроков своих: 
— Где брат? 
Они же сказали ему: 
— Стоит на сенях. И сказал Давыд: 
— Я пойду за ним, а ты, брат, посиди. И, встав, вышел вон. 
И как вышел Давыд, заперли Василька в 5-й день ноября и сковали его двойными оковами и приставили к нему сторожей на ночь. 
Наутро Святополк созвал бояр и киевлян и рассказал им, что говорил Давыд: «Василько брата твоего убил, и против тебя соединился с Владимиром, и хочет тебя убить и города твои занять». 
И сказали бояре и люди: 
— Тебе, княже, надо блюсти голову свою. Если правду сказал Давыд, пусть примет Василько наказание. Если же неправду сказал Давыд, пусть будет ему отмщение от Бога. 
И узнали обо всем игумены и стали просить Святополка за Василька. И сказал им Святополк: 
— Это Давыд. 
Узнав об этом, Давыд начал подущать на ослепление: 
— Если не сделаешь этого, а отпустишь его, то ни тебе не княжить, ни мне. 
И в ту же ночь повезли Василька в Белгород — небольшой город около Киева, верстах в десяти, и привезли его в телеге закованным, высадили из телеги и повели в избу малую. Сидя там, увидел Василько Берендия, овчаря Святополкова, острившего нож, и понял, что хотят его ослепить. И возопил к Богу с плачем великим и со стенанием. И вошли посланные Святополком и Давыдом и начали расстилать ковер и, разостлав, схватили Василька и повергли его на ковер, и боролись с ним крепко, и одолели его. Тут приступил Берендий и ослепил его. И был Василько в то время как мертвый. И, взяв его на ковре, взвалили его на телегу как мертвого и повезли во Владимир. И когда везли его, остановились с ним, перейдя Воздвиженский мост, на торговище, и стащили с него сорочку, всю окровавленную, и дали попадье постирать. Попадья же, постирав, надела на него, когда те обедали; и стала оплакивать его попадья как мертвого. Услышал Василько плач и сказал: 
— Где я? 
И ответила ему та: 
— В Воздвиженске-городе. 
И попросил воды, она же дала ему. И испил воды, и вернулась к нему душа его, и опомнился, и пощупал сорочку, и сказал: 
— Зачем сняли ее с меня? Лучше бы в той сорочке кровавой смерть принял и предстал в ней перед Богом. 
Те же, пообедав, поехали с ним быстро на телеге по неровному пути, ибо был тогда месяц «неровный» — грудень, то есть ноябрь. И пришли с ним во Владимир в 6-й день. Пришел же и Давыд с ним, точно некий улов уловив. И посадили Василька во дворе Вакееве, и приставили тридцать мужей и двух отроков княжих стеречь его. 
Владимир же Мономах, услышав, что схвачен был Василько и ослеплен, ужаснулся и, заплакав, сказал: 
— Не бывало в Русской земле ни при дедах наших, ни при отцах наших такого зла. 
И тотчас послал к Давыду и Олегу Святославичам, говоря: 
— Идите в Городец, да поправим зло, случившееся в Русской земле и среди нас, братьев, ибо брошен в нас нож. И если этого не поправим, то большее зло встанет среди нас, и начнет брат брата закалывать, и погибнет земля Русская, и враги наши половцы, придя, возьмут землю Русскую. 
Услышав это, Давыд и Олег Святославичи сильно опечалились и плакали, говоря: 
— Этого не было в роде нашем. 
И, тотчас собрав воинов, пришли к Владимиру. Владимир же с воинами стоял тогда в бору. Владимир, и Давыд, и Олег послали мужей своих к Святополку, говоря: 
— Зачем ты это зло учинил в Русской земле и бросил нож в нас? 
Зачем ослепил брата своего? Если бы было у тебя какое обвинение против него, то обличил бы его перед нами и, доказав его вину, поступил бы с ним так. А теперь объяви вину его, за которую ты сотворил с ним такое. 
И сказал Святополк: 
— Говорил мне Давыд Игоревич: «Василько убил брата твоего, Ярополка, и тебя хочет убить и занять волость твою и целовал крест с Владимиром, что Владимир сядет в Киеве, а Василько — во Владимире». А мне поневоле пришлось свою голову беречь. И не я его ослепил, но Давыд. Он и привез его к себе. 
И сказали мужи Владимировы, и Давыдовы, и Олеговы: 
— Не отговаривайся, будто Давыд ослепил его. Не в Давыдовом городе схвачен и ослеплен, но в твоем. 
Сказав это, разошлись. 
Наутро собрались они перейти через Днепр на Святополка, Святополк же хотел бежать из Киева, и не дали ему киевляне бежать, но послали вдову Всеволодову и митрополита Николу к Владимиру, говоря: 
— Молим, княже, тебя и братьев твоих, не погубите Русской земли, ибо, если начнете войну между собой, поганые станут радоваться и возьмут землю нашу, которую собрали отцы ваши и деды ваши трудом великим и храбростью, борясь за Русскую землю и другие земли приискивая, а вы хотите погубить землю Русскую. 
Всеволода же вдова и митрополит пришли к Владимиру и молили его и поведали мольбу киевлян — заключить мир и блюсти землю Русскую и биться с погаными. Услышав это, Владимир расплакался и сказал: 
— Воистину отцы наши и деды наши соблюли землю Русскую, а мы хотим погубить. 
И преклонился Владимир на мольбу княгинину, ибо чтил ее как мать, ради памяти отца своего. 
Княгиня же от Владимира пришла в Киев и сказала все речи Святополку и киевлянам и что мир будет. И начали между собой посылать мужей, и целовали крест, и заключили мир.

«В следующую ночь Василька повезли в оковах в Белгород, ввели в небольшую избу. Василько увидел, что ехавший с ним торчин стал точить нож, догадался в чём дело, начал кричать и взывать к Богу с плачем. Вошли двое конюхов: один Святополков, по имени Сновид Изечевич, другой Давидов — Дмитрий; они постлали ковёр и взялись за Василька, чтобы положить его на ковёр. Василько стал с ними бороться; он был силён; двое не могли с ним справиться; подоспели на помощь другие, связали его, повалили и, сняв с печи доску, положили на грудь; конюхи сели на эту доску, но Василько сбросил их с себя. Тогда подошли ещё двое людей, сняли с печи другую доску, навалили её на князя, сами сели на доску и придавили так, что у Василька затрещали кости на груди. Вслед за тем торчин Беренда, овчар Святополка, приступил к операции: намереваясь ударить ножом в глаз, он сначала промахнулся и порезал Васильку лицо, но потом уже удачно вынул у него оба глаза один за другим. Василько лишился чувств. Его взяли вместе с ковром, на котором он лежал, положили на воз и повезли дальше по дороге во Владимир».




1. величина Обозначение Значение Перевод в СИ Ускорение с
2. реферату- Тарас ШевченкоРозділ- Сценарії Тарас Шевченко Мета
3. .5.22- Сатсварупа- Идам Шрила Прабхупада- идам хи пумсас тапасах шрутасйа ва свиштасйа суктасйа ч
4. тема на яку покладено- підтримку державного обвинувачення в суді; представництво інтересів громадянина або
5. ментів та вигляду класи елементів керування графіки архівування та доступу до файлів класи баз даних різн
6. Fiction Ses livres De l Terre ~ l lune Le tour du monde en 80 jours Vingtmilles lieues sous les mers ont mrqu~ ce genre litt~rire et l litt~rture frn~ise en g~n~rl
7. ЗАДАНИЕ N 1 сообщить об ошибкеТема- Цели и принципы управленческого учета
8.  С юридической точки зрения центральной проблемой обеспечения благоприятного инвестиционного климата явл
9. Тема 8 Специфика электронной коммерции
10. Японський досвід в управлінні якістю продукції
11. Реферат- Федерализм как идеология самоуправляющегося общества
12. тематичного класу
13. Определение витамина В12 в биологических объектах
14.  Wht re three min prts of the hull2
15. раб. 10 ВИРТУАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ И АБСТРАКТНЫЕ КЛАССЫ Виртуальный метод VM ~ метод объявленный в базовом
16. Лабораторная работа 1 По дисциплине Обогащение полезных ископаемых
17. по памяти сведения о прошлом изучаемого получаемые от него самого или при объективном анамнезе от хо
18. Верховный суд РФ
19. тема фонетических звуки лексических слова синтаксических знаки препинания единиц средство общения люд
20. бурый дым как будто хороший курильщик лежа на земле через множество грязных папирос ~ труб