Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

тема семинара- Философия и жизненный мир человека- 1

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-07-05

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 20.5.2024

Философия

2)) Традиционные философские учения Древнего Китая

тема семинара: Философия и жизненный мир человека: 1.Что такое философия? Как я ее понимаю? 2. Является ли философия наукой? Обоснуйте. 3. Есть ли общее у философии с литературой, искусством, мифологией, религией? 4. Зачем нужна человеку философия, если она существует более  с половиной тысяч лет?

3-5 века до н.э заложены фундаментальные идеи, определившие культурное развитие Китая; форм-ся основные философские школы Др Китая: конфуцианство, моизм, легизм (фадзя), даосизм (Лао Цзы).

Философская мысль Др Китая возникает 6-5 веках до н.э. Цивилизация Китая традиционна, для нее характерно: чувство близости с природой; коллективизм, человек в ней выступает как неотъемлемый компонент общины, рода и семьи; ведущая роль принадлежит нравственным традициям; практически ориентированный характер. 

Центральная идея мировоззрения китайцев (рис.1): 1. небесная империя (природный космос, в котором существуют люди и существует гармония и порядок, т.к в нем действует дао - характерная природе закономерность. 2. поднебесная империя (Китай) 3. ван (правитель - связывает небо и землю - ниже неба, но выше земли - транслирует волю неба людям)

1) Конфуцианство

Для Конфуция главная задача деятельности заключается в управлении обществом/государством. Он сформулировал 3 основных принципа управления, которые должны гармонизировать отношения небесной и поднебесной империй: 1. принцип взаимности (не делай другому того, чего не желаешь себе) 2. принцип золотой середины (избегай крайностей в управлении) 3. принцип человеколюбия (безусловное почитание сыном отца, младшим старшего, простолюдином мандарина) Конфуций одним из первых поставил вопрос: Какими принципами (правовыми, нравственными, корыстными) должен руководствоваться ван? С его точки зрения именно нравственность и мораль должны быть положены в основу деятельности правителя. Потому что угрозой наказания можно заставить человека не нарушать закон, но никогда человека не заставишь осуждать другого человека, который нарушает закон.

Конфуцианство достаточно быстро стало официальной идеологией Китая, т.к для Конфуция законы и распоряжения вана это не его личные пожелания, правитель передает волю неба.

2) Моизм (основатель Мо Цзы)

Моисты по своим взглядам близки к конфуцианцам. Самое важное отличие с точки зрения Мо Цзы: небо не диктует через правителя какими должны быть законы, а желает ("демократизм")

3) Легизм (основатель Шан Ян)

С точки зрения легистов, главным в управлении обществом должно быть право, т.к человек от природы злой - он в душе потенциальный правонарушитель, поэтому власть права должна быть неограниченной. Закон требует безусловного выполнения. Закон - это абсолют, перед ним все равны, в том числе и правитель. Закон принимается чиновниками, причем анонимно. Вводились принцип коллективной ответственности, принцип привинтивного/предварительного наказания, принципы контроля за деятельностью чиновников: принцип обязательного рецензирования работы коллег (система доносов), принцип ротации/смены кадров. В итоге, Шан Ян был объявлен вне закона. У легистов роль правителя фактически формальна.

4) Даосизм (основатель Лао Цзы)

Основная задача: проблема управления обществом, раскрытие природы мироздания. С точки зрения даосизма в основе природного космоса лежат противоположности: Инь и Ян - они приводятся во взаимодействие дао. Ведущая роль в общественной жизни также должна принадлежать дао - принцип У-Вэй - принцип недеяния (победоносного недеяния). Роль вана в даосизме: Лучший правитель это тот, о котором известно, что он существует (традиционалистское управление, сохраняет существующий порядок)

3)) Философия Древней Греции. Возникновение и особенности Античной философии. Проблема первоначала в досакратической философии.

Философия Др Греции возникает в 6 веке до н.э на малоазиатском побережье Средиземного моря, т.к материковая часть Греции была связана с патриархальным (сельским) хозяйством. На территории малоазиатского побережья жили греки-колонисты, которые отличались смешанным составом. Основное население 12 городов-полисов занималось взращиванием виноградников, ремеслом и торговлей и мореплаванием. В них и возникает древнегреческая философия - этих людей заинтересовал вопрос: каковы законы природы? как влияют приливы/отливы? почему происходит солнечное затмение? Фалес ( из известных философов) задался вопросом что лежит в основе природных процессов. В это время и возникает проблема субстанции. Ранняя досакратическая (натур-) философия занялась решением этого вопроса. 

Милетская школа занялась изучением этого вопроса. С точки зрения Фалеса, такой субстанцией, из которой все возникает, является вода. Анаксимандр пришел к выводу, что субстанцией является апейрон, который растворился во всем. Для Анаксимена первоосновой является воздух - сгущаясь воздук дает воду и камни, а разряжаясь дает огонь и присутствует во всем. Ксенофан считал первоэлементом землю, Пифагор - число, которое может воплощаться в реальных формах. 

Возникает также проблема способа существования природного космоса. 1 ответ был дан Гераклитом (один из первых диалектиков Греции) "Все течет, все изменяется" "В одну реку нельзя войти дважды". Причиной изменчивости он считал взаимопереход и борьба противоположностей. Субстанцией считал огонь - "Худшая душа - у пьяницы - она мокрая". 2 связан со школой Эллиатов (Парменид, Зенон) В основе мироздания лежит покой, движение существует только в конкретных вещах. Парменид: "Природный космос это сплошной твердый каменный шар. В нем нет пустот и нет движения." Зенон - автор апорий ("Ахиллес и черепаха") - надо доказать, что в сущности мира движения нет. Движение приводит к логическим противоречиям.

Феномен сократофилософии. Проблема человека в сократической философии.

Длительная борьба греков с окружающими народами (персами) привела к вытеснению персами греков-колонистов и центр философской жизни переместился в Афины, которые стали "кузницей" философских кадров; там утвердилась рабовладельческая демократия со своими традициями, законами, образом жизни. Возвышение Афин было связано, с тем, что жители смоли отстоять материковую часть (от персов) - они испытывали почитание, другие греки ориентировались на образ жизни Афин. Это привело к тому, что Афины заявили о себе как о лидере всей цивилизации Древней Греции. Во многом такое положение развращающим образом подействовало на афиниан. Появляется мыслитель, гневно обличающий Перикла (правителя) - Сократ - получил признание достаточно поздно, но его влияние на философскую жизнь Афин было огромным - оно оказалось переломным. (Гегель: С Сократа начинается настоящая философия). Сократ считал, что надо изучать человека: "Познай самого себя"; он не согласился с высоким самомнением афинян, считая, что оно является самообманом. На самом деле жители Афин разленились, перестали самостоятельно думать, целиком полагались на господствующие в обществе мнения. Сократ решил пробудить жителей Афин от "умственной спячки", привив им потребность в творческом мышлении. Отсюда фраза: "Я знаю, что я ничего не знаю, но другие и этого не знают". Сократ - философ площади, он не написал ни одной строчки, о его деятельности известно по свидетельствам более поздних философов (Платона, Ксенофонта, Диогена.

Сократ разработал особый метод майэвтики ("повивальное искусство" пер.) - подобно тому, как повивальная бабка помогает человеку родиться физически, так философ должен помочь родиться интеллектуально. ( По Платону = диалектика - "искусство спора" пер.) Аристофан (драматург того времени) написал драму "Оса" - аллегорический образ Сократа, который не давал спокойным людям жить, поэтому среди жителей Афин начались волнения и Сократ был обвинен в неверии и развращении умов юношества - сеял сомнения у молодежи в достоинствах афинской демократии. На суде Сократ потребовал либо награду за деятельность, либо смерть. Его приговорили к смерти. Он принял яд.

После Сократа древнегреческая философия пошла двумя путями: путь возникновения классической философии Древней Греции (Платон, Аристотель); путь прямых продолжателей дела Сократа, который продолжали считать основной проблемой проблему ценности. Второй путь привел к появлению нескольких школ сократической философии: 

1) киники (циники) - свое название получила от слова киник - "собака". Когда одного из представителей этой школы Диогена спросили: Кто является олицетворением философа-киника? Он ответил: Собака, поскольку она ведет независимый образ жизни от людей, для нее свобода - главная ценность. С точки зрения кинической философии свобода и независимость - главные ценности. Основоположник школы - Антисфен. 

2) киренаики (от названия города Кирены) - основатель Аристип  - для них высшей ценностью является наслаждение, удовольствие. Киренаики были приверженцами геденизма. Разновидностей этой философии было много: были и радикальные, склонявшиеся к тому, что поскольку повторяющиеся чувственные удовольствия приедаются, значит надо максимально обновлять источники этого удовольствия, а когда источники удовольствия исчезнут, надо превратить самоубийство в высшую точку наслаждения (Гегесий смертопраповедник).

3) мегарская школа (название от города Мегары) - основатель Эвклид (не-геометр) - Эвбулид - высшая ценность - интеллектуальное удовольствие - прославились составлением софизмов (рассуждения, которые строятся по определенным правилам, но получаются парадоксальные суждения). Наиболее известные софизмы "рогатый", "лжец". Эти школы объединяет проблема человека, помощь человеку в оттачивании самостоятельного решения - это дает то, что этот человек будет и нравственно совершенным.

Магистральное течение (классическая философия)

Проблема бытия философии Демокрита, Платона и Аристотеля.

5-4 вв - время, когда у греков пробуждается потребность не просто охарактеризовать устройство природы и решить проблему субстанции - ставится задача раскрыть сущность мироздания: как устроен мир? что является настоящим бытием? Выделяют 3 основных ответа на вопрос о бытии:  

1) весь мир, все мироздание - материально; все материальные тела состоят из атомов - мельчайших частиц разной формы и веса, которые двигаются в пустоте по строго прямолинейным таекториям (из этого вытекает фатализм Демокрита - раз все состоит из атомов, значит, в мире все существует необходимо, не существует случайностей. Случайностью мы называем то, что возникает на перекрещивании необходимых путей; люди измыслили идол случая, чтобы прикрыть свое незнание); атомы могут сталкиваться, сцепляться - различные сцепления атомов дают нам различные фигуры.(Демокрит - "Домострой" - основоположник материализма, фатализма и атомизма, Левкипп)

2) Платон (Аристокл - наст. имя) - основоположник идеалистической философии - ученик Сократа. В Афинах основал собственную философскую школу, занятия в которой проходили в роще Академа, отсюда и название школы Академия. Одним из студентов этой школы был Аристотель. Для Платона настоящее бытие это бытие общего. Существует 2 мира - мир идей и мир вещей. Мир идей - мир общих понятий, таких как благо, справедливость, доброта, которые являются идеальным. Мир вещей - несовершенное подобие мира идей; человек существует в мире вещей, поэтому в обществе невозможна идеальная справедливость, чистая (платоническая) любовь и т.д. Но люди должны стремиться к тому, чтобы приблизиться к этим идеалам. Мы живем в мире теней. Существовали различные типы и формы государств: в реальном обществе есть тимократия (правление ради славы), но она сменяется олигархией (правление ради денег) - она демократией (понимается как охлократия) - обществом, когда люди делят богатство олигархов, но на всех не хватает - а она тиранией. Платон предлагает теорию идеального государства. 

Для Платона бытие - это бытие идеальных сущностей. Он оказал сильное влияние на развитие философии: возникает школа неоплатоников в Риме, в Средние века его взгляды легли в основу августинианской философии.

3) Аристотель - вышел из школы Платона, не сойдясь с ним во мнениях по поводу того, что является настоящим бытием - с его точки зрения это мир, в котором мы существуем. Аристотель формулирует принцип гилеморфизма (материя+форма) - вещи этого мира являются единством двух начал - материи и формы - они взаимодействуют и в итоге возникает мир, который нас окружает - на субстанцию накладывается форма. Аристотель был назван первым энциклопедистом Древней Греции (по значимости)

Проблема отношений человека и космоса в философии греческого эллинизма

Эллинистический период - 3-1 вв до н.э. - в это время  внимание обращается на проблему мудреца в философии: как должен жить человек, чтобы быть счастливым? Вновь становится популярной философия киников, возникают 3 мощные школы: эпикуреизма, стоицизма, скептицизма.

1) согласно Эпикуру, не все так фатально. Для человека высшей ценностью должно быть удовольствие, но наслаждение наслаждению рознь. Наслаждение умеренное, а высшим наслаждением является отсутствие страданий. Есть 3 рода страхов, которые гложут человека: страх перед загробным миром, страх перед богами, страх перед смертью. Лукреций Кар

2) стоицизм - с точки зрения стоиков, Бог существует в виде природного космоса, значит, в природе все закономерно, органично и последовательно - природа божественна и она обладает дыханием (пневмой) - это означает, что все в мире фатально - судьба пронизывает все процессы в мире. Мудрец - человек, который стремится познать судьбу, не противореча ей, а познав судьбу может идти вместе с ней. Отсюда известная сентенция: Того, кто слушает судьбу, она ведет по жизни, а того, кто противится судьбе - она тащит за собой. Основатель - Зенон из Китиона (греч); стоики - Эпиктет, Сенека, Марк Аврелий (рим)

3) скептицизм - основатель Пиррон - все в мире текуче, подвижно, изменчиво. Поэтому не надо доверяться существующим в обществе знаниям и оценкам. По настоящему мудрый человек ничего не должен принимать на веру, он должен все подвергать сомнению (не во всем сомневаться!) Чтобы не разочаровываться и сохранять эвтюмию (невозмутимость души) нужно никогда не выносить категорических суждений: в лучшем случае, говорить "мне кажется", "возможно". 

В 6 веке нашей эры эти школы и школы эклектиков (Цицерон - для обоснования собственной позиции можно использовать положения любых философских систем) и неоплатоников (Прокл, Порфирий, Плотин) фактически потеряли влияние и император Юстиниан запрещает существование последней античной школы неоплатоников. Упадок античной философии связан с потрясениями, которые испытал Рим, но удар по этой философии нанесла и возникшая христианская философия.

Философия в системе Средневековой культуры. Особенности философской патристики и схоластики.

2-14 вв - время христианизации Европы, когда постепенно утверждается новая картина мира (для Древней Греции - космоцентрическая) - теоцентрическая. Центральной фигурой нового мировоззрения выступает Бог, который является  творцом и задает основной вектор развития мира. Все трактовалось исходя из религиозных представлений. Главная задача, которая стояла перед философией: задача обоснования системы религиозных догматов и теоцентрической картины мира. Но выполняла эту задачу философия по-разному. Выделяют 2 основных этапа в развитии Средневековой христианской философии: этап патристики и этап схоластики.

1) Патристика - философия отцов церкви. В ее развитии выделяют несколько стадий: 2-3 вв. - апологетика. Основное значение в рамках патристики имел второй этап - 4-5 вв - создано основное в философии патристики. Центральная фигура этого периода - Августина Аврелия (Августина Блаженного) - опирался на философию Платона, считал, что Бог - это чистое сознание, аморфная сущность.Августин Аврелий переработал на христианский лад философию Платона: 1) креацинизм - обосновывает идею творения мира из ничего. 2) Бог имеет персональный характер. 3) провиденциализм 4) финализм - земная жизнь имеет свой конец. Этап 6-8 вв - этап кодификации патристики - полученные знания обрабатываются и делаются официальными для церкви.

Верую, ибо это нелепо - разум человека ограничен и он не в состоянии понять многое.

2) Схоластика - 11-14 вв - установка Ансельма Кентанберийского: Не размышляю, чтобы верить, а верую, чтобы размышлять. Утверждается принцип гармонии и веры - философия (разум) и религия (вера) должны дополнять друг друга. Религия и философия имеют разные объекты изучения, наука изучает природу, философия изучает природу, человека, общество, а религия изучает высшие ценности, природу, человека и высшие ценности. Петр Домиани: "Философия - служанка богословия". Одна из центральных фигур философской схоластики - Фома Аквинский (Томазо Аквинат) - заложил основы аристотелевской версии католической философии.

Средневековая философия развивалась в соперничестве  основных течений: номинализма и реализма.

1) Номинализм (Расцелин, Дунскотт) - единичные явления и процессы обладают самостоятельной сущностью и не зависят от общего.

2) Реализм - общее существует само по себе, существуют общие сущности (Бог, ангелы), определяющие на единичные явления.

Также выделяют промежуточное течение - концептуализм.

В 14 в. в Италии наблюдаются радикальные изменения в экономике, складываются ростки буржуазных отношений, пробуждается светская жизнь. Постепенно начинает эпоха Возрождения.

Особенности философии Ренессанса

Ранний Ренессанс (сер 14в)

Классический Ренессанс (15-16вв)

Поздний Ренессанс (нач 17 в) - Германия, Скандинавия

Эпохе характерно: крупные географические открытия; начало новых экономических процессов; возникновение опытного естествознания (эксперимента); подготовка возникновения классической науки; пробуждение интереса к развитию общества; возникновения протестантизма, реформации, контррреформации.

Особенности философии этого времени: 1) возникновение гуманизма, как направления в Европе, главная идея которого в том, что человек - высшая ценность развития общества и главным достоянием его является свобода. это означало не только признание самоценности человека, но и определенную вспышку индивидуализма. Обморок от свободы - человек не знает, как распорядиться свободой. 2) антропоцентризм - человек ставится в центр мироздания 3) возрождение натурфилософии 4) интерес не только к изучению природы, но и к изучению общества - становится специальным предметом исследования  - возникают 2 крайние точки зрения по поводу перспектив развития общества: 1) социальный прагматизм (Николо Маккиавелли - разрабатывает механизмы удержания власти правителем - принцип "Цель оправдывает средства") 2) утопизм (Томас Мор, Томазо Кампанелла) - общество равных возможностей.

В целом эпоха Возрождения явилась важной вехой на пути создания новоевропейской философии (17 - пп 19 вв)




1. Создание сайта на языке ASP
2. Варіант ’28 Тестові завдання При множенні матриці А розмірності k x m на матрицю В розмірності m x p отр
3. Полномочия нотариальной палаты
4. Действует ли принцип объективной истины в гражданском процессе
5. Тема- Загальні поняття про асептику і антисептику
6. Г Данільяна Київ Юрінком Інтер 2002 Рекомендовано Міністерством
7. Измайлово Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Педагогика
8. варіант відповіді 1
9. реферату- Чижевський Д
10. тематичних наук ХАРКІВ 1999 Дисертацiєю є рукопис
11. Реферат- Моральне виховання студентів
12. экспрессивная выражение чувств эмоций; волюнтативная или призывнопобудительная функция функция
13. Организационно-правовые основы международного сотрудничества в таможенной сфере
14. і. Цю стадію розвитку колективу не слід затягувати
15. Модуль 1 Фізіологія та психологія праці в галузі фізичної реабілітації та спорту
16. рефератов по истории
17. Реферат- Влияние человеческого фактора
18. Планирование и организация работ по восстановлению магистральной линии связи и контактной сети на заданном железнодорожном участке
19. вом которой является способность сокращаться приводит в движение костные рычаги
20. и П.Сма пед.наук и