Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

тема Проблема человека в современном гуманитарном знании

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-07-05

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 20.5.2024

экзамен

1 тема. Проблема человека в современном гуманитарном знании.

  1. Специфика социально-психологического подхода к понимаю личности.
  2. Личность в системе общественных отношений.
  3. Основные личностные «атрибуты»: ответственность, свобода, способность к выбору, развитие.
  4. Социальная психология личности как самостоятельная предметная область.
  5. Общая характеристика основных предметных направлений социальной психологии личности.

1

Представители:

Б.Г. Ананьев, отмечал, что личность – современник определенной эпохи и именно это определяет множество ее социально-психологических свойств, т.е. свойства личности зависят от принадлежности к классу, профессии и т.д.

А.В. Петровский охарактеризовал личность в системе межличностных отношений, выделил 3 аспекта личности: интраиндивидный (отражает свойства, присущие самому субъекту), интериндивидный (рассматривает особенности взаимодействия личности с другими людьми), метаиндивидный (воздействие личности на других людей)

Л.И. Анциферова определяет личность как способ бытия человека в обществе, в конкретно-исторических условиях. Личность – индивидуальная форма существования и развития социальных связей и отношений.

Личность рассматривается как результат социализации индивида, который усваивает традиции и систему ценностных ориентаций выработанных человечеством.

Л. И. Анциферова считает, что основным способом существования личности является постоянное развитие, направленное на реализацию своих возможностей в деятельности и общении.

3 стороны личности (И.М. Палей и В.С. Магун):

  1. внутреннее строение личности описывается через иерархичность и целостность. Под иерархичностью понимается подчинение в процессе развития низших функций более высшим. Целостность – единообразие поведения в меняющихся условиях и обстоятельствах.
  2. вторая сторона личности раскрывает особенности взаимодействия личности с предметным миром через 2 характеристики: активность и самостоятельность, т.е. зрелая личность занимает всегда активную позицию в любой деятельности, которой она занимается.
  3. третья сторона характеризует особенности взаимоотношения личности с другими людьми, т.е. согласно авторам зрелая личность содействует росту и развитию личности других людей.

Развиваясь в конкретной деятельности человек овладевает общественными отношениями. он присваивает себе социальную сущность. В конечном счете в личности оказывается все социально детерминировано. Природные свойства человека являются лишь условиями на фоне которых осуществляется социальная детерминация.

В основе социально-психологического понимания личности лежит характеристика социального типа личности как специфического образования, как продукта социальных обстоятельств, структура личности, совокупность ролевых функций личности и их влияние на общественную жизни.

Ядро социально-психологической характеристики личности – это установки личности, ее субъективные отношения к объективному положению вещей, к другим людям, самому себе, а так же оценки, ориентации. система мотивов поведения и убеждения.

2

Сущность личности (К. Маркс) составляет совокупность общественных отношений. Это экономические отношения, гражданские отношения, политические отношения, правовые, этические, эстетические и т.д. Вся сложная система общественных отношений детерминирует формирование членов общества, т.е. система общественных отношений формирует все те свойства, которые характеризуют индивида как личность. Общество порождает личность. Но личность не является простым слепком общества. Личность включена в систему общественных отношений своей деятельностью, т.е. активна.

Благодаря системе общественных отношений у человека формируется психологический склад, следовательно, структура личности производна от структуры общественных отношений.

3

В словаре «Психология», ответственность определяется как осуществляемый в различных формах контроль над деятельностью субъекта с точки зрения выполнения им принятых норм и правил.

Категорию ответственность в психологии разрабатывали: Л.И. Божович, А.Л. Слободской, Куанышбек Муздыбаев, Анисимов.

В ответственности выделялось 2 стороны:

  1. объективная сторона заключается в том, что ответственность понимается как совокупность требований, которые предъявляются обществом своим членам и коллективам в виде моральных принципов, норм, которые выражают общественную необходимость.
  2. субъективная сторона или психологическая; с этой стороны ответственность – своеобразное состояние сознания.

Ответственность никогда не бывает безличной, она всегда связана с субъектом, с личностью, которая включена в систему социальных отношений.

В любом определении ответственности всегда подчеркивается отношение субъекта и объекта ответственности, где субъектом выступает личность, а объектом – набор ролевых обязанностей, норм, правил, которые выполняет личность.

Под личностной ответственностью в психологии понимается интеграция всех психических функций личности, а именно субъективное восприятие окружающего мира, оценка своих жизненных ресурсов, эмоциональное отношение к должному, воля. Личностная ответственность выражается в моральных принципах и нормах личности и сознательно соблюдается личностью, как общественная ценность.

Ответственность включает в себя и фактор контроля за деятельностью и поведением человека. Контроль может быть извне, так же и внутренний. Контроль извне подразумевает подотчетность личности в плане реализации ей требований общества, кроме того, такой контроль подразумевает санкции (поощрительные и санкции наказания). В случае внутреннего контроля подразумевается, что человек готов действовать из мотива «я желаю».

Признаки ответственности: пунктуальность, точность, верность личности в исполнении обязательств, готовность отвечать за последствия своих действий, настойчивость, стойкость, смелость, выдержка, терпение, умение рисковать.

К. Муздыбаев сделал вывод о связи личностной ответственности со смыслом жизни. Чем более очевиден для личности смысл жизни, тем более ответственной является личность.

Личностная ответственность связана с локусом-контроля. Интернальность предполагает личностную ответственность. Развитию личностной ответственности сопутствуют такие качества эмпатия и честность.

Понятие «свобода» впервые трактовалось в философии. Ницше разделил свободу на негативную и позитивную. Негативная трактовка – свобода от, имеется в виду, свобода от внешних рамок, от ограничений, которые стесняют жизнедеятельность человека, и от этого он бы хотел избавиться. Позитивная трактовка – свобода для, т.е. человек стремится к свободе. чтобы реализовать свои жизненные цели.

Свобода человека имеет отношение к трем вещам:

  1. по отношению к влечениям; человек способен сказать нет своим влечениям
  2. по отношению к наследственности; человек обладает свободой относительно своих природных задатков
  3. по отношению к среде; только человек сам может решить, что он может делать из среды

Вся свобода осуществляется в рамках определенных правил. Истинная свобода предполагает добровольное соблюдение норм и законов и каждый за это несет персональную ответственность. свобода не признающая никаких ограничений, не связанная с ответственностью несет за собой хаос и разрушения.

Выбор – момент свободы. Именно возможность выбора является предпосылкой ответственности. Выбор возможен только тогда, когда есть альтернатива. Необходимо помнить, личность ответственна не только за выбранное, но и за отвергнутое и нереализованное ею.

Процесс развития – это не сумма развития познавательных, эмоциональных и волевых компонентов человека. Процесс развития – это качественное преобразование личности, которое повышает уровень организации личности, которая помогает человеку по новому воспринимать мир, более интегрировано, более структурированно, более содержательно. В процессе развития расширяются горизонты сознания, возрастает уровень самосознания, совершенствуется искусство жить.

В психологии выделяют 3 частные способности личности к развитию:

  1. способность удерживать и сохранять все позитивное в содержании своей истории, способность аккумулировать результаты развития.
  2. способность обладать сензитивностью к непреднамеренным, случайным, стихийно возникшим результатам прошлой деятельности.
  3. способность создавать нечто новое, как в мире, так и в себе

А. В. Петровский предпринял попытку построить модель развития личности. Данная модель заключала в себе вхождение личности в стабильную социальную общность и принятие ей новых социальных ролей. Источником развития выступает противоречие между потребностью быть личностью и активностью, направленной на решение групповых задач, принятие групповых норм и правил.

Петровский выделил три фазы развития личности:

  1. адаптация; когда человек усваивает нормы общности и становится таким как все, чтобы быть принятым обществом
  2. индивидуализации; данная фаза имеет противоречие - человек стал таким как все, но не удовлетворены его потребности в персонализации.
  3. интеграция личности в обществе; на данной фазе субъект стремится быть личностью, однако общность одобряет лишь те его характеристики, которые соответствуют ценностям данной общности, способствуют успеху совместной деятельности. Если интеграция не произошла возникает дезинтеграция, личность становится либо аутсайдером, либо выталкивается из группы.

Если человек успешно прошел все 3 фазы, то у него формируется устойчивая структура личности.

4

  1. специфику социально-психологического исследования личности пытались определить от противного, т.е. через установления отличий в понимании личности в смежных дисциплинах (социология, педагогика, культура, антропология и т.д.) Г.М.Андреева сказала, что данный подход не конструктивен, т.к. личность только и можно понять изучая ее специфику в разных дисциплинах
  2. специфику пытались определить через анализ феноменов, в которых личность проявляется. Г.М. Андреева сказала, что он не конструктивен, т.к. данный подход может погрязнуть в бесконечном описании массива накопленных данных и их интерпретаций.
  3. специфику социально-психологического исследования можно установить путем исследования целого класса явлений, которые лежат на стыке социальной психологии и психологии личности. где человек развивается и формируется как личность, а именно: 1) в процессе выполнения различных социальных ролей; 2) в рамках различных социальных групп; 3) через расширение социальных связей с миром в процессах общения и взаимодействия;

Весомое основание для создания социальной психологии личности задала социальная практика и психотерапия, задачей которых были помочь человеку ориентироваться в системе социальных связей, противоречий и помочь человеку совладать с социальной реальностью.

Центральным понятием социальной психологии личности стало понятие социализация.

5

  1. рассмотрение социально-психологических аспектов развития личности, ее социализация
  2. социальная идентичность как результат социализации
  3. проблема взаимосвязи особенностей процесса социализации и структурно-динамических характеристик самосознания личности
  4. анализ активности моральной регуляции и контроля социального поведения человека
  5. проблема социальных ориентаций и установок личности

2 тема. Социально-психологические аспекты социализации.

  1. Социально-психологических подход к пониманию процесса социализации.
  2. Основные теоретические подходы к анализу социализации.
  3. Факторы, механизмы и стадии социализации.

1

Для обозначения процесса социального развития личности и активного вхождения человека в систему социальных связей используют понятие социализация.

В различных концепциях личности содержание понятия социализация сильно варьируется.

Юровский А. считал процесс социализации человека основой социальной жизни и главным объектом социальной психологии. На процесс социализации обращали внимание Г. Гибш, М. Форверг, они ее понимали как социальную обусловленность индивида.

Другие ученые раскрывали термин социализация через термин адаптация. При описании социализации через понятие адаптации означало приспособление человека к условиям социальной среды. Возникло такое понятие как социальная адаптация. Результатом социальной адаптации является адаптированность личности к различным социальным ситуациям. Выделяют следующие уровни адаптации:

  1. целенаправленный конформизм; когда приспосабливающийся человек знает как он должен действовать, как вести себя, внешне соглашается с требованиями социальной среды, но продолжает придерживаться своей системы ценностей
  2. взаимная терпимость; взаимодействующие субъекты проявляют взаимную снисходительность к ценностям и формам поведения друг друга
  3. аккомодация; возникает на основе терпимости и проявляется во взаимных уступках, когда человек признает ценности социальной среды, а среда признает индивидуальные особенности человека
  4. ассимиляция или полное приспособление; когда человек полностью отказывается от своих прежних ценностей и принимает систему ценностей новой среды

С помощью понятия адаптация социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и его приспособление к культурным, психологическим и социологическим факторам.

Социализация представлена как самоактуализация Я-концепции, как процесс преодоления негативных влияний среды, которые мешают саморазвитию и самоутверждению личности.

И.С. Кон определяет социализацию как усвоение индивидом социального опыта в ходе которого создается конкретная личность.

С.С. Батенин связывает процесс социализации с развертыванием родовой сущности человека через процесс общения. В процессе общения растет чувств социальности и развивается индивидуальность.

Л.Б. Сохань говорит, что социализацию нельзя сводить к общению, это не только общение, но и познание мира человеком и преобразование этого мира.

Социализация осуществляет социальную типизацию личности, адаптирует и интегрирует человека в обществе, благодаря усвоению им социального опыта, ценностей, норм, установок, которые присущи как обществу в целом, так и отдельным группах. Однако личность в социуме стремится развивать и свою индивидуальность. Для социализации характерны две тенденции:

  1. социальная типизация
  2. автономность личности

Под социализацией понимается двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей, за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

Социализация может быть регулируемой, целенаправленной, и нерегулируемой, стихийной. Так же выделяют социализацию первичную и вторичную. Первичная социализация связана с формированием обобщенного образа действительности (становление человека как личности). Вторичная социализация связана с распределением труда, с приобретением ролевого знания (становление человека как субъекта деятельности).

Сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких ее процессов как адаптация, интеграция, саморазвитие, самореализация, их единства обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжение всей жизни человека.

Понятие ресоциализация рассматривалась Кеннеди и Кербер. Первоначально, трактовалась как вторичное вхождение индивида в социальную среду, в результате каких-либо дефектов.

Белинская в социализации выделяет как минимум три грани:

  1. инкультурация – процесс вхождения в культуру своего народа. Впервые термин был введен М. Херсковицем, он рассматривал культуру как созданную человеком часть среды, включающую знания, верования, искусство, обычай. В процессе инкультурации индивид осваивает присущие культуры миропонимания и поведение, в результате чего формируется его когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство с членами данной культуры и отличие от членов других культур. Конечный результат процесса инкультурации, это – человек компетентный в культуре. В качестве основного механизма передачи культуры выделяют культурную трансмиссию. Выделяют три ее вида:
  2. вертикальная, в процессе которой культурные ценности передаются от родителей к детям
  3. горизонтальная, в процессе которой культурные ценности передаются в общении со сверстниками
  4. непрямая, человек усваивает аспекты культуры везде
  5. интернализация различных проявлений социального опыта. Существуют 2 способа:
  6. усвоение модели поведения
  7. усвоение социальных значений
  8. социализация как адаптация; в качестве основного результата адаптации выступают характеристики индивида которые обеспечивают его нормативное функционирование, в результате чего социальное развитие становится успешным. Ф. Гиддингс заговорил первый об успешной адаптации. Результатом адаптации является успешное функционирование личности. Если человек достигает соответствия требованиям социальной среды, то он социально адаптирован. Если он не соответствует требованиям социальной среды, то он дезадптирован.

Выделяют два пути адаптации:

  1. аллопластический (изменение мира под себя)
  2. аутопластический (изменение себя под мир)

Выделяют 3 ряда факторов, которые определяют успешность социально-психической адаптации к социальным изменениям:

  1. способность человека к изменению своих ценностных ориентаций и Я-концепции
  2. ..
  3. ..

Во всех исследованиях социализации выделяют следующие общие положения:

  1. социализация понимается как конечный процесс, т.е. человек должен достичь определенного уровня успешности
  2. ход и содержание социализации представляется как однозначно заданные социальными требованиями
  3. социализация – количественный и качественный процесс
  4. как реакция следующая за изменением социальной ситуации

2

Биогенетические теории

Биогенетические теории основывались на 2 концепциях: биогенетическая концепция Э. Геккеля и эволюционная теория Ч. Дарвина. Все биогенетические теории исходят из ряда положений:

  1. развитие личности, и в том числе, социальное развитие, определяется биогенетическими факторами, следовательно, социальные типы поведения обусловлены генетически
  2. для реализации биогенетической программы развития необходимы определенные социокультурные условия, которые задают темп раскрытия врожденных задатков и способностей, но не влияют на само их наличие, следовательно, развитие – созревание в соответствие с внутренним планом
  3. развитие личности представляет собой последовательность определенных фаз, прохождение которых необходимо.

Теория рекапитуляции (С. Холл). Онтогенез повторяет филогенез. Стадии социального развития

  1. младенчество; ребенок подобен животному
  2. детство; ребенок воспроизводит тот период эволюции, когда человечество занималось собиранием и охотой
  3. отрочество; начало цивилизации; подчинение дисциплинам, развитие произвольного поведения
  4. юность; переходная эпоха, период зарождения современной цивилизации

Спиральная модель развития (А. Геззел). Любые человеческие способности и умения возникают сами собой, как результат созревания и не зависит от обучения и практики. Некоторые формы поведения повторяются на разных возрастных этапах. Проблемы, которые возникают в периоды развития разрешаются сами собой. Ребенок в ходе развития израстает трудности, которые возникают на пути социализации.

Роль взрослых сводится к предоставлению ребенку максимума самостоятельности.

Таким образом, согласно данному подходу, социальное поведение человека, это – результат существования его врожденных механизмов, которые сформировались в результате тысяч лет эволюции.

Социогенетические теории

Впервые ставится вопрос о тесной взаимосвязи культуры и типа личности. Эти теории были разработаны в культуро-антропологии. Руд Бенедикт, Маргарет Мид.

Отличительными чертами анализа процесса социализации является культурный детерминизм и культурный релятивизм. Культурный детерминизм – развитие личности определяется социокультурными условиями. Культурный релятивизм строится на след. положении: поскольку элементы культуры (традиции, нравы, обычаи и т.д.) в различных обществах различны, то культура – понятие относительное.

Основные теоретические постулаты социогенетических теорий:

  1. различные типы личности являются продуктом различных культур, тем самым культура выполняет функцию стандартизации и социокультурные элементы становятся для человека нормой мышления, чувствования, действия.
  2. социализация имеет и интегративную функцию, т.е. формируется чувство «мы», т.е. чувство принадлежности к данной социокультурной общности.
  3. социокультурные условия определяют направление развития ребенка.
  4. то общее, что есть у людей данной культуры в основном сводится к когнитивно-аффективным структурам (знания и эмоции).
  5. основным достижением социализации является адаптация человека к культуре, в которой он живет

Интеракционистский подход

Акцент ставится на анализе взаимодействия человека со своим социальным окружением. В центре оказываются процессы становления ролевого поведения и формирования Я.

Общие положения:

  1. человек осваивает мир через символические значения, которые приобретаются человеком в ходе социализации в результате участия во множественных интеракциях.
  2. одним из основных результатов социализации является развитие самосознания. Оно имеет социальную природу и формируется в процессе взаимодействия с другими.
  3. в социальном развитии каждый человек проходит 2 фазы: гейм (человек перенимает роли значимых других), плей (ребенок учится владеть ролями и соподчинять эти роли).
  4. социальное развитие заключается в основном в формировании определенного ролевого репертуара.
  5. опыт социального взаимодействия со многими другими выражается в формировании ребенка коллективных правил поведения.

Социально-экологический подход

Основатель – У. Бронфенбреннер. С его точки зрения в анализе социализации необходимо учитывать всю совокупность факторов окружающей среды и условия жизни, т.е. микро и макро социальное окружение, средства массовой информации. характеристики социальных институтов и т.п.

Основные положения:

  1. социальное окружение, которое задает особенности социализации непрерывно меняется, следовательно, процесс социального развития индивида принципиально не завершаем.
  2. социальная среда имеет уровневое строение. 4 уровня: уровень микросистемы (все те, с кем ребенок вступает в близкие отношения, кто оказывает на него непосредственное влияние); мезосистема (отношения между различными областями микросистемы); экзосистема (социальные институты, органы власти и другие элементы социальной среды, к которым индивид непосредственно не относится, но которые имеют на него влияние); макросистема (доминирующие на данный момент социокультурные нормы, правила социального поведения, установки, которые существуют в той или иной субкультуре).

Теория социального научения

Личность во всех своих проявлениях формируется окружающей средой.

Основные положения:

  1. личность является накопленным набором изученных моделей поведения
  2. научение человека социальным действиям происходит преимущественно в результате  наблюдения за поведением других людей, а так же в результате подражания
  3. необходимым моментов в процессе научения является подкрепление

Психоаналитические теории

Социализация представляет собой процесс обуздания природных инстинктов с помощью защитных механизмов личности.

Когнитивистские теории

Социализация – это возникновение психологических новообразований, благодаря развитию когнитивных процессов.

3

Факторы социализации – обстоятельства, при которых создаются условия для протекания процесса социализации.

Мудрик выделял 3 группы социализации:

  1. макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство)
  2. мезафакторы (этнос, место и тип поселения)
  3. микрофакторы (семья, учебные заведения и т.п.)

Механизмы социализации – способы и средства, которые позволяют человеку усваивать социальный опыт.

Механизмы: подражание, идентификация, руководство.

Выготский выделил 2 универсальных механизма социализации: интериоризация и экстериоризация. В их состав входят и другие психологические механизмы: механизм самоограничения (связано с возникновением в сознании личности когнитивного диссонанса); механизм проекции (приписывание собственных нежелательных черт другим людям); механизм идентификации (отождествление себя с кем-то)

Стадии социализации – фазы.

Юровский выделил 3 фазы:

  1. процесс освоения системы социальных отношений и норм; реализуется по мере вхождения человек в первичные социальные группы
  2. человек пытается приобрести определенный социальный статус, выполнение групповых ролей, статусных ролей и т.д.
  3. процесс духовного развития личности

Андреенкова Н.В. выделяет 3 этапа социализации:

  1. первичная (социализация ребенка)
  2. маргинальная или промежуточная или псевдоустойчивая (социализация подростка)
  3. устойчивая или целостная (переход от юношества к зрелости)

Андреева Г.М. выделяет 3 этапа:

  1. дотрудовая социализация (до начала трудовой деятельности)
  2. трудовая (трудовая деятельность)
  3. послетрудовая

3 тема. Социальное поведение: понятие, механизмы, проблема регуляции

  1. Понятие социального поведения и его регуляторов.
  2. Нормативная регуляция поведения. Девиантное поведение.
  3. Ценности и ценностные ориентации личности.

1

В общем виде, социальное поведение можно определить как особую форму существования активности человека в обществе, в социальных группах, направленную на поддержание и развитие этого общества, групп и самой личности. Социальное поведение при этом регулируется различными факторами, а именно социальными и психологическими.

Уровни общества:

  1. уровень больших групп; регуляторами выступают нравы, обычаи и традиции
  2. уровень малых групп; регулятором выступают социальные нормы
  3. уровень личности; социальное поведение регулируется социальными установками или аттитюдами.

Внешние факторы регуляции социального поведения путем интериоризации становятся внутренними психологическими регуляторами социального поведения.

На сегодняшний день наиболее изученными в социальной психологии являются регуляторы социального поведения такие как нормы и ценности. Они тесно взаимосвязаны друг с другом и образуют ценностно-нормативную систему регуляции социального поведения.

2

Социальные нормы вырабатываются первоначально обществом или социальными группами и определяются типом общества и деятельностью групп. Социальные нормы выполняют множество различных социальных- функций:

  1. обеспечивают деятельность социальных институтов
  2. осуществление передачи и сохранения социального опыта
  3. регуляция условий жизнедеятельности и взаимодействия людей

Социальные нормы увязывают между собой требования, условия, задачи общества с поведенческими поведениями личности.

Механизм нормативной саморегуляции поведения зависит от степени осознания и принятия тех или иных норм личностью. Осознанные нормы выступают эталоном с которыми индивид сравнивает свои и чужие поступки и регулирует свое поведение. Поведение, которое не соответствует нормам, принято считать девиантным.

Девиантное поведение (Кон И.С.) – система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали.

Впервые, социальное объяснение девиации было предложено в теории аномии Э. Дюркгеймом.

Аномия – отсутствие четкой системы социальных норм. разрушение единства культуры, в следствие чего жизненный опыт людей перестает соответствовать идеальным общественным нормам.

Р. Мертон. По его мнению, девиация происходит в результате разрыва культурных ценностей и социально одобряемых средств их достижения. Р. Мертон строит типологию девиантных поступков и выделяет 5 типов поведения, которые возникают как способ приспособления индивидов к условиям социального окружения:

  1. тотальный конформизм
  2. инновация или обновление предполагает согласие с целями культуры, но отрицает социально-одобряемые способы их достижения
  3. ритуализм проявляется в отрицании цели данной культуры, но согласии использовать социально-одобряемые средства (доведенное до абсурда)
  4. бегство от действительности или ретреотизм; характерно то, что человека одновременно отвергает и цели и социально-одобряемые средства достижения
  5. бунт или мятеж; отвергаются и цели и средства достижения целей.

Дюркгейм и Мертон основываются на концепции аномии.

Культурологические теории делают акцент на анализе культурных ценностей, которые благоприятствуют девиации.

Теория дифференцированной связи Э. Сатерленд.

Сатерленд утверждает, что люди обучаются девиантному поведению, т.е. люди в процессе общения перенимают ценности, которые приводят к девиации и тем самым обучаются.

Теория конфликтности норм (У. Миллер и Т. Селлин).

Девиация возникает в результате конфликта между разными социальными нормами, т.е. девиация возникает когда индивид идентифицирует себя с субкультурой нормы которой противоречат нормам доминирующей культуры.

3

Под ценностями понимаются идеальные цели общества, социальных групп или личности. Ценности – некая система отсчета при оценке событий. Они служат эталонами для оценки и сравнения желаемого и действительного.

Социальные ценности и личностные ценности. В этих понятиях подчеркивается принадлежность ценности. Однако путем интериоризации социальные ценности становятся личностными.

Ценностные ориентации относятся к мотивационно-потребностной сфере. Функция ценностных ориентаций – регуляция социального поведения личности, т.е. ценностные ориентации выполняют функцию побуждения к действию. Они направляют и корректируют поведение личности.

Д.А. Леонтьев выделяет 4 вида соотношений личностных и социальных ценностей в связи со степенью их совпадения. В зависимости от этого существуют 4 варианта социализации индивида:

1) конформное развитие (социализация) происходит максимальное совпадение личностных и социальных ценностей.

2) вариативное развитие (социализация) происходит частичное совпадение личностных и социальных ценностей.

3) маргинальное развитие происходит незначительное совпадение личностных и социальных ценностей.

4) девиантное развитие происходит полное несовпадение личностных и социальных ценностей.

Ценности могут быть рассмотренными как элементами когнитивной структуры личности, и как элементы мотивационно-потребностной сферы.

Двойная функция зависит от двойной природы ценностей. На это указывали В. Франкл, Гордон, А. И. Донцов, В. А. Ядов, С. Л. Рубинштейн и многие другие. Кроме того, двойственная природы ценностей позволяет реализовывать разноплановые функции.

Ценности организуются в определенные системы – иерархии.

А. И. Донцов рассматривает иерархию ценностей, выраженную их различными формами. Он выделяет стержневые ценности, (устойчивые) и нестержневые ценности.

В. А. Ядов разработал теорию иерархической системы диспозиции.

М. Рокич так же выделяет иерархию ценностей как структуру предпочтений каждой ценности для индивида. Терминальные ценности и ценности-цели – это убеждение в том. что какая то конечная цель индивидуального существования с личной или общественной точки зрения стоит того, чтобы стремится к ней. Инструментальные ценности – убеждение о том, что какой-то образ действий является с личной и общественной точек зрения предпочтителен в любых ситуация. Терминальные носят устойчивый характер, инструментальные – менее устойчивый.

Наиболее разработанный на сегодняшний день является структура ценностей, которая рассматривается в теории «универсального содержания и структуры ценностей» Ш. Шварца и У. Билски.

Данная теория обосновывает единую структуру личностных ценностей.

Они являются критериями выбора и оценки человеком своих действий, оценке других людей и событий. Определение ценностей включает 5 формальных признаков:

  1. ценности – это понятие или убеждение
  2. ценности имеют отношение к желательными конечным состояниям или поведению
  3. ценности превосходят специфические ситуации
  4. ценности управляют выбором или оценкой поведения событий
  5. ценности выстраиваются по степени важности в иерархию.

Ценности имеют содержательный признак. Основным аспектом содержания ценности является тип цели или мотивационное отношение, которое она выражает. Все ценности направлены на удовлетворение трех универсальных человеческих потребностей: потребностей индивидов как биологических организмов, потребностей в координировании социального взаимодействия, потребностей, связанных с выживанием и благосостоянием социальной группы. Все эти потребности удовлетворяются при реализации 10 различных мотивационных типов, которые образуются определенными ценностями личности. Каждому мотивационному типу соответствует мотивационная цель.

  1. саморегуляция
  2. стимулирование или полнота жизненных ощущений (желание новизны, состязания в жизни, которые необходимы человеку для поддержания собственной активности)
  3. гедонизм (получение удовольствия, наслаждения)
  4. достижение (достижение личного успеха за счет компетентности, получение социального одобрения)
  5. власть (достижение социального статуса, престижа и господства над другими людьми)
  6. безопасность (стабильность, безопасность как самого индивида, его семьи и общества в целом)
  7. конформность (ограничение действий и побуждений, которые наносят вред другим или нарушают социальные ожидания и нормы)
  8. традиция (уважение и поддержание обычаев, традиций, которые существуют в культуре или религии)
  9. благосклонность или заботливость (поддержание и повышение благосостояния людей, поддержание личных отношений тех людей, с которыми человек находится в постоянном контакте)
  10. универсализм (понимание, терпимость, признательность, поддержание благополучия всех людей)

Кроме этой типологии, Шварц и Билски рассмотрели динамические отношения между ценностями. По их мнению ценности могут находится либо в отношениях совместимости, либо противоречия отношения между ценностями и составляют стратегию поведения человека.

Ценности сохранения (безопасность, конформность и традиции) противоположны ценностям изменения (стимулирование, саморегуляция).

Ценности самоопределения (универсализм, благосклонность) противоположны ценностям самовозвышения (власть, достижение, гедонизм).

Непротиворечивы между собой:

  1. власть и достижения – оба означают социальный успех, направлены на превосходство
  2. достижения и гедонизм – оба связаны с получением удовольствия, потакания самому себе
  3. гедонизм и стимулирование – оба вызывают стремление к позитивному и эмоциональному переживанию
  4. стимулирование и саморегуляция – оба включают в себя стремление к изменению личности
  5. саморегуляция и универсализм – оба выражают возможность справедливого и комфортного существования в различных условиях
  6. универсализм и благосклонность – оба означают отказ от эгоистических интересов и направлены на удовлетворение потребностей внешнего мира
  7. традиции и конформность – оба подчеркивают самоограничения, покорность и подчинение
  8. конформность и безопасность – оба относятся к защите порядка, гармоничных отношений
  9. безопасность и власть – оба связаны с избеганием или преодолением угрозы неопределенности в отношениях

Все ценности Шварц и Билски разделили на 2 большие группы: ценности выражающие интересы индивида (власть, достижения, гедонизм, стимулирование, саморегуляция), ценности выражающие интересы группы (благосклонность, традиции, конформность). Универсализм и безопасность выражают интересы группы и личности в целом.

4 тема. Я-концепция как регулятор социального поведения личности.

  1. Проблема изменчивости и стабильности Я-концепции.
  2. Временные аспекты Я-концепции (Я-настоящее, Я-будущее, Я-прошлое).

1

Исторически для социальной психологии личности проблема изменчивости или стабильности Я-концепции выступает как проблема соотношения ролевых характеристик личности самотождественностью, т.е. на сколько выполнение личностью ролей характерно для личности.

Первый кто пытался разрешить эту проблему был И.С. Кон. Он говорил, что такое понятие как истинность Я – относительное понятие. Те ролевые маски, которые свойственны человеку и то поведение, которое выполняет согласно той или иной роли человек и являются подлинными. Истинное Я – продукт собственного воображения человека.

И.С. Кон вводит такое понятие как множественность Я. Под множественностью Я И.С. Кон понимает не только смену различных ролей, но и многомерность личности. Он предлагает рассматривать проблему изменчивости и стабильности Я в зависимости от контекста тех отношений, в которые вступает личность. Я, с точки зрения Кона, изменяется в зависимости от характера отношений. Встает вопрос – каковы границы изменчивости Я. Для того чтобы ответить на данный вопрос, было введено понятие возможного Я. К данному понятию обращались исследователи при анализе структуры Я-концепции как целостного образования.

Множественную структуру Я изучал В.В. Столин, Р. Бернс, М. Розенберг.

М. Розенберг выделял различные планы функционирования Я, т.е. план реальности, план фантазии, план будущего, план возможности и т.д. Именно эти планы задают многоуровневость Я-концепции. Возможное Я соответствует плану возможностей, т.е. это представление человека о том каким он мог бы стать. Возможное Я не тождественно идеальному Я, так же как и желаемому Я. Желаемое Я включает в себя моменты рефлексии, непроизвольного  фактора в собственном развитии.

Концепция Х. Маркус. Она рассматривала идею возможного Я в отрыве от идеи уровневого строения Я-концепции. Маркус в свою концепцию изменчивости и стабильности Я-концепции вводит понятие Рабочая Я-концепция. Под ней она понимает  - Я-концепция в данное время и в заданном социальном контексте взаимодействия. В зависимости от того, какого взаимодействие одни Я-концепции актуализируются чаще, другие реже. Проблема изменчивости-стабильности Я-концепции звучит как вероятность проявления той или иной рабочей Я-концепции в ситуации социального взаимодействия.

Маркус вводит понятие возможное Я. Их такое же неограниченное количество как рабочих Я. Рабочие Я и возможные Я могут быть как положительными, так и отрицательными.

Как соотносится возможное Я с другими структурными составляющими Я-концепции?

Сильные различия между текущей рабочей Я-концепцией и возможным Я является источником тревожных или депрессивных состояний.

Т. Хиггинс «Концепция противоречия в Я».

Утверждается, что тревога или депрессия – результат противоречий между тем кем человек действительно является и тем кем по его мнению он должен бить или ожидает, что будет. Противоречие между долженствованиями и идеалами он назвал «проводники Я». Он выделил 4 таких проводника Я.

  1. собственные долженствования – те черты, которыми человек по собственному мнению должен обладать.
  2. представление человека о том, кем бы он хотел быть
  3. долженствования человека связанные с другими, т.е. что другие ожидают от человека
  4. идеалы, которые связаны с другими, это то, что другие хотят от человека.

Если противоречие возникает между Я-концепцией и долженствованиями, то результатом будет возникновение тревоги. Если противоречие возникает между идеалами и Я-концепцией, то результатом будет депрессия.

2

Введение в обиход понятия научного Я привело к разработке проблемы временных аспектов Я-концепции.

Существует несколько взглядов на проблему временных аспектов Я-концепции.

  1. идея времени я-концепции присутствует при анализе факторов, которые формируют представления о себе
  2. многие исследователи обращаются к временным аспектам Я-концепции при анализе мотивации
  3. идея временной составляющей Я-представлений с точки их согласованности либо связанности присутствует во всех психотерапевтических практиках, их согласованность является показателем психического здоровья человека

Более подробно временные аспекты Я-концепции изучал К. Левин в своей теории поля, в которой он указывал представления человека о себе в прошлом, настоящем и будущем.

Временные аспекты Я-концепции, временная изменчивость Я тесно связаны с такими понятиями как жизненный план, жизненная перспектива, субъективная картина жизненного пути, жизненная стратегия человека.

На сегодняшний день уже не изучается проблема изменчивости и стабильности и временная изменчивость в онтогенезе, сейчас интересно во взрослом возрасте.

Тема 5. Социальная идентичность как результат социализации.

  1. Социально-исторические и гносеологические предпосылки становления проблематики идентичности.
  2. Изучение персональной и социальной идентичности в философских и психологических концепциях.
  3. Социально-психологические исследования формирования и развития социальной идентичности.

1

Первым, кто использовал близкое понятие к идентичности А. Кардинер – «базовая личность». Представитель культуро-антропологической теории. Под базовой личностью понимал манеру вести себя и вступать во взаимодействие с другими людьми.

Понятие идентичность широко использовалось в ролевых теориях. Представителем является И. Гофман. Ролевая идентичность – совокупность различных ролей,  которые интериоризируются в процессе социального научения.

Эрик Фромм в рамках философских обсуждений вводит 2 понятия: персональная идентичность и социальная идентичность. Персональная идентичность – результат индивидуализации человека, его обособление от природы и других людей. Социальная идентичность достигается путем самоотождествления с идеями, стандартами социальными, ценностями, общности.

Идентичность получает статус самостоятельной научной категории благодаря Э. Эриксону.

Э. Эриксон понимал идентичность в целом как процесс организации жизненного опыта в индивидуальное Я. Идентичность имеет динамику на протяжение всей жизни. Основной функцией является адаптация в самом широком смысле слова. Идентичность – центральное понятие при рассмотрении вопроса о стадиях психосоциального развития. Согласно Эриксону, идентичность  - сложное образование, которое имеет многоуровневую структуру. Многоуровневость связана с тремя уровнями анализа человеческой природы.

1) индивидный; идентичность определяется как результат осознания человеком собственной временной протяженности (представление человека о своем физическом облике, темпераменте, задатках)

2) личностный; идентичность – ощущение человеком своей неповторимости, индивидуальности. На данном уровне формируется персональная идентичность

3) социальный; идентичность отражает внутреннюю солидарность человека с социальными групповыми стандартами, нормами, идеалами. человек делит мир на похожих и непохожих себя.

Для Эриксона персональная и социальная идентичность выступают как некоторое единство, как две неразрывные грани одного процесса – психосоциальное развитие.

2

Понятие персональной и социальной идентичности исследуется в рамках когнитивных теорий. Здесь идентичность имеет иное представление.

М. Шериф рассматривал понятие идентичность при анализе межгрупповых конфликтов. При межгрупповом конфликте полное осознание его участниками своей групповой принадлежности повышает уровень внутригрупповой солидарности в конфликтном взаимодействии.

Теория социальной категоризации. А. Тешфел и Дж. Тернер.

Центральным понятием является понятие социальной категоризации. Социальная категоризация – это система ориентаций, которая создает и определяет конкретное место человека в обществе. Согласно Тешфелу межгрупповые формы взаимодействия рассматриваются как некий континуум. На одном полюсе – варианты социального поведения, которые обусловлены групповым членством, на другом полюсе – формы поведения, которые определяются индивидуальными характеристиками. Роль регулятора в возможных вариантах социального поведения личности в рамках этого континуума выступает Я-концепция. Я-Концепция состоит из 2 подсистем – персональная и социальная идентичность. Тешфел рассматривает их как равнозначные структуры. Персональная идентичность описывается в терминах физических, интеллектуальных и нравственных черт, а социальная идентичность – принадлежность к полу, этносу, проф. группе, и т.д.

Тернер указал что, между этими двумя подсистемами Я-концепции существует взаимозависимость, т.е. актуализация персональной идентичности подавляет социальную идентичность, и наоборот. Такая зависимость называется реципрокная.

Тернер считает, что Я-концепция имеет уровневое строение, т.е. процесс самокатегоризации, результатом которого является Я-концепция, может идти на трех иерархизированных уровнях.

  1. высший уровень – категоризация себя как человеческого существа.
  2. средний уровень – категоризация как члена соц. группы
  3. низший уровень – личностная самокатегоризация

Согласно Тешфелу и Тернеру процесс становления идентичности содержит в себе три последовательных когнитивных процесса:

  1. индивид сам определяется как член некоторой социальной категории
  2. человек усваивает нормы, стереотипы поведения, свойственные группе
  3. человек приписывает себе усвоенные нормы, стереотипы группы

Путь формирования позитивной социальной идентичности – это процесс социального сравнения. Социальное сравнение должно подчиняться определенным правилам:

  1. сравнение должно происходить с близкими группами
  2. процесс сравнения должен охватывать не все параметры группы, а лишь ценностно-значимые

В итоге позитивная социальная идентичность основана на положительным отличиях своей группы от другой.

Если человек включен в низкостатусную группу, то он может применять несколько стратегий, направленных на сохранение или достижение позитивной социальной идентичности.

  1. индивидуальная мобильность; человек пытается покинуть эту группу и присоединится к другой
  2. социальное творчество; человек переоценивает критерии переоценки, он понижает планку
  3. социальная конкуренция; человек приписывает желаемые качества и характеристики своей группе

3

Эриксон использует понятие «диффузная идентичность» или размытая. Это неспособность сформулировать свои цели, ценности, идеалы, трудность полоролевого, этнического, профессионального и другого самоопределения, т.е. если конфликт подростково-юношеского этапа формирования идентичности  разрешается в сторону позитивного полюса, то формируется Я-концепция, если в сторону негативного, то возникает диффузия идентичности.

Диффузия в работе, т.е. нарушение работоспособности подростка.

Диффузия может проявляется в негативизме – отрицать социальные роли, стандарты, образцы поведения и т.д., не потому, что сам так хочет, а потому что общество диктует что такое хорошо, а что такое плохо.

Последствия диффузной идентичности: развитие инфантилизма, развитие тревожности, депрессии, к трудностям межличностной коммуникации, а именно публичные выступления и установление взаимоотношения с противоположным полом.

М. Де Левита конкретизировал концепцию развития социальной идентичности. Он выделил 3 вида со. идентичности:

1) «приписная»; определяется условиями, которые человек не выбирает – пол, этнос, и т.д.

2) приобретенная соц. идентичность – все то, что достигнуто собственными усилиями

3) заимствованная социальная идентичность

Дж. Марсиа выделяет свои этапы развития идентичности в зависимости от тех проблем и социальной выбора, который делает подросток.

  1. реализованная идентичность; подросток делает выбор в рамках сексуального, профессионального и идеологического
  2. мораторий; критический период формирования идентичности; происходит конфронтация подростка с тем, что предлагает общество
  3. диффузия идентичности; подростка не волнует, что он из себя представляет, проблема выбора тоже не волнует и нет предпочтений каких-либо в половых, идеологических и профессиональных моделях поведения
  4. предрешение; подросток опирается на родительские установки и становится тем, кем хотят видеть его окружающие




1. Реферат- Характеристика состояния и тенденции развития текстильной промышленности России
2. Лекция 5 ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СХЕМЫ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ Распределительные устройства станций подста
3. Доклад- Нормативно-правовая база осуществления процедуры реструктуризации в рамках конкурсного производства
4. Аромотерапия
5. Князь Олександр Ярославович Невський
6. Материалы кредит счета 60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками
7. методическим учреждением в составе каждого ЛЭН
8. Маршрутные перестановки
9. .10.93 с
10. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 1 Тема- ОБСЛУЖИВАНИЕ ДИСКОВ И ДИСКЕТ Задание 1
11. исторического развития человечества позволяющего обозначить специфические особенности характерные для м
12. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата технічних наук Київ ~ Дисерт
13. Реферат- Валерий Харламов
14. Все виды борьбы казаков сходны с борьбой великорусов малорусов и белорусов как собственно и сама ка
15. реферата или научного доклада на одну из предложенных в варианте тем
16. Исследование каталитических свойств полимерных комплексов
17. записка ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ВЕЛИКОБРИТАНИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
18. Розташування ділянки для проектування та характеристики території
19. Московский городской педагогический университет Институт педагогики и психологии образования Общеин
20. Лекция 3. Ионная полимеризация