Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Тема- драматический анализ пьесы Леси Украинки Лесная песня Выполнила- В

Работа добавлена на сайт samzan.net:


МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА»

ЦЕНТР Режиссуры и Продюсерского Мастерства.

Работа

по дисциплине «История и теория драмы»

Тема: «драматический анализ  пьесы Леси Украинки

«Лесная песня»

Выполнила: В.Д. Акимова

студентка 1 курса заочного  отделения

Специальность: 070209 Режиссура театрализованных представлений и праздников.

Специализация: Режиссура и продюсирование театрализованных шоу-программ.

Проверил:  В.Г. Хаунин

Старший преподаватель «Истории и теории драмы»

Санкт-Петербург

2013г.

Ле́ся Украи́нка (настоящее имя Лари́са Петро́вна Коса́ч-Кви́тка) — украинская поэтесса и писательница.

Леся Украинка родилась 25 февраля 1871 года в городе Новоград-Волынский, в той части Украины, которая входила в состав Российской империи.

Любимая всеми Леся поначалу росла здоровой и веселой. Она не получила систематического образования, так как не посещала гимназии. Ее единственным и довольно строгим домашним учителем была мать, Ольга Петровна.

Необычайно талантливая, восприимчивая, ранимая, с глубоким, истинным, музыкальным дарованием, (Леся начала играть и сочинять маленькие музыкальные пьесы с пяти лет!) в возрасте восьми лет написавшая первое стихотворение, она в 1881 году неожиданно тяжело заболела. Ее мучила нестерпимая боль в правой ноге. Сперва решили, что у нее острый ревматизм, лечили ваннами, мазями, травами, но все было бесполезно. Боль перешла в руки.

Врачи, наконец, смогли определить, что это — туберкулез кости. На музыкальной карьере Леси был поставлен крест. После первой, сложной, но крайне неудачной, операции рука осталось искалеченной! Тогда-то в глазах хрупкой девочки впервые появилась печаль. Она и в дальнейшем, словно легкое покрывало, будет окутывать все ее творчество. Отныне много месяцев в году девочка должна лежать в постели, не делать резких движений, все время испытывать мучительную боль...

Обращались к лучшим врачам, народной медицине, заграничным профессорам в Германии, но все было тщетно. Болезнь если и отступала, то ненадолго. Лесе теперь приходилось только вспоминать ее таинственные ночные прогулки по усадебному парку в Колодяжном (имении Косачей на Волыни), когда она слушала и ей казалось, что слышала сонное дыхание листвы и трав, видела купающуюся в пруду ведьму — русалку Мавку, вплетающую в волосы желто-белую кувшинку, ловила руками лунные лучи...

Об этих прогулках взрослые и не подозревали тогда! Позднее, когда мать говорила Лесе, что на создание ее прекрасной драмы — феерии «Лесная песня» (1911 год) повлияли только образы классической литературы, поэтесса смело отрицала это: «Я не поминаю лихом волынские леса. Вспомнив о них, написала «драму — феерию» в их честь и она принесла мне много радостей!»

Творческий метод Украинки более близок к романтизму, чем к реализму, но в основе он резко отличался от метода декадентствовавших украинских неоромантиков, в особенности символистов, прежде всего своей идейной и тематической направленностью, а также художественными средствами. В отличие от многих романтиков-декадентов Украинка не идеализировала прошлого, хотя и создавала свои образы на историческом материале; страстно ненавидя гнетущую действительность царской России, она не предавалась пессимизму, не впадала в отчаяние, а наоборот — звала к борьбе за полное освобождение от всякого гнёта и уничтожение эксплуатации человека человеком. Романтизм Украинки был пронизан революционной настроенностью.

В конце 1890-х и начале 1900-х гг. Украинка отдалась преимущественно драматическим жанрам. Первая её пьеса «Блакитна троянда» (1896) хотя и ставилась на сцене, но особенного успеха не имела. В дальнейшем Украинка выступала большей частью в жанре драматической поэмы и драмы, не рассчитанной на постановку в театре. В драматических произведениях талант поэтессы достигает кульминационной точки в своем развитии. Характерной особенностью драм Украинки является широкое использование образов мировой литературы и фабульного материала из области истории и мифологии различных эпох и народов мира. Поэтесса давала оригинальную трактовку сюжета, наполняла его новым идейным содержанием, талантливо обрабатывая классические фабульные ситуации.

В творчестве Леси Украинки слишком заметна тема родины, тема свободы для Украины.

Одним из наиболее выдающихся драматических произведений Украинки является драма-феерия «Лісова пісня» (1911), построенная на богатом материале волынского фольклора и написанная ритмически прекрасным стихом. В драме отражено недовольство действительностью и стремление к лучшей, свободной жизни. «Лісова пісня» много раз ставилась на сцене не только дореволюционного, но и советского украинского театра.

Внутренним пламенем чувства объято и одно из самых лучших ее творений — драма феерия «Лесная песня» Образ русалки — девушки Мавки, влюбленной в простого деревенского парня, ради которого она покинула озерный, лесной мир и пришла жить к людям, навеян сказками, легендами и поверьями, услышанными в детстве на Волынщине: Поэтесса писала эту поэму — драму дней десять, почти сразу набело, словно выплескивая из себя накопившийся поток слов и образов: Явственна здесь, конечно, перекличка и с волшебным миром Андерсена и его «Русалочкой». И с теми воспоминаниями, в которые погружалась Леся, записывая очередные строчки драмы, которую она определила немецким словом marchendrama — сказочная. «Знаете ли Вы, что я люблю сказки и могу их выдумывать миллионы, хотя не написала до сих пор ни одной» — признавалась она в письме А.Е. Крымскому от 14 октября 1911 года.

«Лесная песня» — рассказ о трагической любви русалочки — Мавки, погибшей в жестоком и циничном мире людей с восторгом была принята читателями, но сценическая ее постановка была осуществлена только много позднее Киевским театром драмы имени Леси Украинки где-то в середине двадцатого века, в советское время.

Тема произведения – тяжелый выбор между свободой (свободным лесным духом) и подчинением (рабской человеческой душой). Эта тема – одна из основных в украинской литературе.

Идея в гармонии человека и природы, их неразрывной связи друг с другом.

Жанр произведения – драма-феерия.

Драма – пьеса, в которой конфликты не получают трагической развязки, но действия не приобретают и чисто комического характера.

Феерия - (франц. féerie, от fée — волшебница, фея), жанр сценических зрелищных искусств. В феерии, как правило, используется сказочный, волшебный сюжет; роскошные костюмы и декорации; многочисленные сложные постановочные эффекты. Феерия традиционно считается "легким", развлекательным жанром сценического искусства. Считается, что черты феерии свойственны и народному ярмарочному, балаганному театру, использующему в своих представлениях сложные механизмы машинерии, звуковые и световые эффекты.

Леся Украинка определяет жанр своей пьесы как драму-феерию, тем самым, подчеркивая единство фантазии и реальности. Драма проявляется в жизни реальных персонажей (Килина, мать Килины, Лукаш), их быте, так же конфликт приобретает чисто драматическую развязку. Феерия же – в яркой жизни леса и лесных духов, в вечном празднике природы и неукротимом движении вперед. Украинка объединяет два эти понятия и тем самым уже в обозначении жанра закладывает главный конфликт пьесы.

Основной конфликт – это столкновение человека и природы. Рабского человеческого духа и свободного лесного. Столкновение двух лагерей – лесных духов и людей. Наперекор этому идут Мавка и Лукаш (достигается главная идея произведения. Единство и гармония человека с природой), зарождается любовь. А где любовь, там и гармония. Но достижению этой гармонии мешают дополнительные конфликты.

- конфликты внутри леса (Мавка и Русалка, дядя Лев и Водяной, ..)

- конфликты среди людей (Килина и мать Лукаша, мать Лукаша и дядя Лев)

- внутренний конфликт Мавки (выбор между лесом и своей любовью. Наиболее ярко этот внутренний конфликт Мавки проявляется в спасении полевой Русалки. На тот момент Мавка выбирает лес, еще не может отказаться от родного до конца, хоть уже и ступила на человеческую тропу.)

Противодействие двух лагерей мешает свободной любви человека и лесной царевны. Объединению леса и человека мешают обе стороны, влияя на Мавку и Лукаша. Только Мавка сделала свой выбор окончательно и бесповоротно, «ступила на людскую тропу», (но после смерти вновь возвращается к природе, становясь деревцев, из которого Лукаш сделает свирель) а Лукаш отказался от нее по наставлению матери.

Автор задает нам две группировки в пьесе, ясно изложенные в афише – это лесные духи и люди.

По действию пьесы выделяются лагеря персонажей:

- Лесные духи, Дядя Лев.

- Килина и ее дети, мать Лукаша.

- Лукаш

Лукаш – особый персонаж. В  его душе  происходит постоянная борьба между его истинными желаниями, стремлениями и тем, что навязывает ему мать. Его нельзя отнести ни к одному из лагерей. Он – что-то среднее между ними. И лишь в конце пьесы он сделает свой окончательный выбор в пользу природы.

Так же мы можем выделить октанты:

Октанта страсти: Лукаш, Мавка

Октанта соперничества: Мавка, Килина

Октанта ненависти: Килина, Мавка, мать Лукаша, все лесные духи

Октанта душевной гармонии: Дядя Лев, лесные духи

Действие пьесы начинается ранней весной, в старом, густом, дремучем лесу на Волыни. (Леся Украинка так строит действие, что лес чутко реагирует на все происходящее, отражает душу и внутренние переживания Мавки.)

График:

  1.  Экспозиция
  2.  Приход в лес Дяди Льва и Лукаша

3-5 – Завязка

4 – знакомство Мавки и Лукаша

5 – сомнения Лукаша

5-7 – Развитие действия

6 – помощь Русалке, отказ от задания матери Лукаша

8 – Кульминация, точка невозврата

9 – развязка

Экспозиция – это пролог пьесы. Читатель знакомится с лесом и его пробуждением ранней весной, его обитателями и привычным ходом жизни. Здесь и маленькие Потерчата, просыпающиеся ото сна, и Водяной, следящий за порядком. В лес приходит любовь, она не обходит стороной даже лесных духов. (Тот, кто плотины рвет и Русалка)

Вся пьеса начинается с появления Того, кто плотины рвет, Леся делает это не случайно, ведь главный персонаж для нее – природа, а не человек. Природа выступает протагонистом, а человек – антагонистом, но Украинка в своей пьесе, сталкивая человека с лесным духом, желает прекратить эту вражду и воссоединить человека и природу, прийти к истокам бытия, когда они были неразделимы. Они находятся в постоянном конфликте. Олицетворением природы является Мавка, мира людей – Лукаш, его мать, Килина. Тему природы и человека, так любимую Украинкой, она задает уже в экспозиции:

Русалка держит у себя в водах рыбака, сама же про Того, кто плотины рвет, говорит:

Меня, царевну, губишь,

Дочь мельника ты любишь!

Эта любовь природы к человеку безответна.

Завязка – (первое действие) Приход в лес Лукаша и Дяди Льва, пробуждение Мавки от игры Лукаша на свирели. Лукаш отвечает на любовь Мавки. Рождение новой любви: человека и лесного духа.

 Конфликт начинает завязываться, когда человек прикасается к природе:

Русалка

Дедуся,! Лесовик! Беда! Спасите!

Там хлопец

Тростник на дудки режет!

Лукаш первый раз прикасается к живой природе, чтобы срезать себе дудку. Леся Украинка неслучайно задает это здесь, ведь в развязке, после гибели Мавки, Лукаш же и срежет дудку из калины, в которую превратится лесная царевна. Композиция в пьесе – кольцевая.

Русалка

Здесь будут люди, что живут под крышей

Соломенной! Я их не выношу!

Я не терплю сломенного духа!

Я их топлю, чтобы отмыть водою

Тот ненавистный дух. Защекочу –

Пускай только придут!

Юное поколение лесных духов привыкло, что от людей можно ждать только зла  горя, что они губят лес, не оставляя за собой ничего. Но русалку успокаивает лесовик, что это Дядя Лев пришел, что леса он не тронет. Появляется надежда, что природа и человек, наконец, будут жить в гармонии. Посмотрим, как действие будет развиваться дальше.

Лукаш играет на свирели эта музыка пробуждает Мавку. Ее сердце уже откликнулось. Но лесовик предостерегает ее:

На хлопцев не заглядывайся, дочка,

То девушкам лесным небезопасно…

[…] но обходи людские тропы, дочка!

По ним не воля ходит – там печаль

Несет свой груз. Ты обходи их, дочка.

Раз только ступишь – и пропала воля.

Появляется новая интрига, к чему же приведет их знакомство, ведь мы не сомневаемся, что Мавка захочет познакомиться с Лукашем, неужели природа и человек наконец, взаимно полюбят друг друга и наконец настанет та гармония, которую видела Леся Украинка, будучи ребенком, гуляя по лесам Волыни или все же Мавка последует совету и будет обходить стороной «людские тропы»?

Появляется Лукаш, он хочет надрезать березу, чтобы добыть березового сока, на что Мавка реагирует молниеносно, она не дает ему сделать этого «ведь это кровь березы». Она вся готова встать на защиту родного леса. Происходит первое знакомство. Узнавание Мавкой человека, узнавание Лукашем Мавки, про которых он много слышал. Лукаш узнает тайны леса, что все кругом живое, деревья общаются между собою и живут так же, как люди, узнает о всех лесных обитателях.

Зарождается любовь:

Мавка

Сладко он играет,

Душу надрывает,

Грудь мне белую терзает,

Сердце вынимает.

Мавка никогда не знала, что такое любовь, она еще не осознает, что влюбилась, но сердце ее все за нее решило. Она хотела бы полюбить на век, как у людей, ведь, по ее словам, у лесных духов такого нет, все их чувства – как вихрь внезапный.

   Мавка влюбилась, влюбилась как бывает у людей… «на век». Лукаш же еще сомневается, снова появляется интрига, вернется ли он?

Мавка

Вернешься?

Лукаш

Я…не знаю.

Для утверждения чувств Мавки Украинка вводит сцену с Перелесником. Он хочет обнять Мавку, она уклоняется.

Мавка

Не тронь меня.

Перелесник

А Почему?

[]

Мавка

Забудь меня.

Перелесник

Не насмехайся! Хочешь – полетим!

Я понесу тебя к горам зеленым –

Ведь тах хотела ты увидеть пихты!

Мавка

Теперь я не хочу.

Перелесник

Но почему?

Мавка

Мне расхотелось.

Мы понимаем, что Мавка уже не отступит назад.

Лукаш к вечеру возвращается к Мавке. Их первый поцелуй, окончательно формируется главная тема и идея, конфликт пьесы.

Мавка

Твой голос чист, как будто ручеек,

А очи – непрозрачны.

Вот она – единственная, но такая емкая фраза Мавки. Ведь глаза – зеркало души, а Мавка не может разглядеть душу Лукаша, что же произойдет? Неужели люди уже утратили чистоту души, которую не может разглядеть природа?

Развитие действия – узнавание Мавкой мира людей, узнавание Лукашем мира леса. Борьба Мавки за Лукаша.

Русалка подсылает Потерчат, чтобы те утопили Лукаша, это первое испытание его лесом. Русалка не желает видеть в лесу чужих людей, да и людей вообще. Мавка спасает человека, она первые раз идет наперекор лесу, наперекор подруге – Русалке, первый раз сама вступает в небольшой, но конфликт. Это даже больше ее внутренний конфликт, но на разрешение его она пошла не задумываясь, она спасла человека. Природа защищается, она уже сама не хочет идти на контакт с людьми. Любовь Мавки и Лукаша может, наконец, все поставить на свои места.

Осенью в лес приходит мать Лукаша. Она приходит со своими правилами и законами в лес, она не собирается считаться с законами леса, как делал это Дядя Лев. Конфликт обостряется. Мать Лукаша агрессивно настроена ко всему, что связано с лесом, духами леса и мистикой, она, пришедши в лес, пытается руководить Мавкой, дает ей поручения. В сцене с полевой Русалкой Мавка делает шаг назад, она еще не может отказаться от леса навсегда, да никогда и не откажется. Мавке было велено скосить траву. А это значит – погубить полевую Русалку, та умоляла Мавку о помощи. Решение принять черезвычайно сложно. Убить Русалку – поступить как человек, не убить – быть непринятой людьми.

Мавка надсекает руку и с нее течет кровь «вот мой ответ тебе». Она отказывается губить лес. Действие преобретает неожиданный поворот, ведь мы уже были уверены, что Мавка ступила на человеческую тропу и уверенно идет по ней, уже не свернет обратно в лес. Но…все не так просто.

Мать Лукаша приводит с собой Килину, на которой планирует женить своего ненаглядного сыночка. Возникает новая интрига – кого же выберет Лукаш? Килину или Мавку? За чем последует  - за зовом сердца или наставлениями матери? Все идет к кульминации, какую же развязку должен получить конфликт пьесы? Выберет Лукаш человека и продолжит уничтожать лес или все же будет с Мавкой и продолжит дело Дяди Льва?

Для Лукаша мать – слишком большой авторитет. Она на глазах у Мавки заигрывает с Килиной, неужели, он сделает выбор в ее пользу? Погода реагирует на состояние Мавки, начинает идти дождь. Леся Украинка вновь вводит сцены с Русалкой, Перелесником, Лесовиком, на их фоне Мавка уже умерла – в ней погиб свободный лесной дух, весь лес переживает за это. Ее душу хочет забрать Тот, кто в скале сидит. Но Мавка отчаянно сопротивляется, она еще верит в любовь.

Мавка

Уйди, жива я!

Кульминация – предательство Лукаша, смерть Мавки. (конец второго действия)

В этот самый момент, когда Мавка так отчаянно борется за свою любовь и жизнь, будучи уже совсем ослабленной, бледной, Лукаш произносит роковую фразу, которая в одну сикунду рушит все. Это точка невозврата.

Лукаш

Какая страшная! Чего ты хочешь?

Приближается Тот, кто в скале сидит.

Мавка

Бери меня! Забвения хочу!

Уже ничто не сможет вернуться на прежние места. Лукаш сделал свой выбор и шаг, он подтвердил лесным духам, что от людей теперь одни несчастья.

Развязка – жизнь леса после смерти дяди Льва, «разлад» жизни. Смерть Мавки и Лукаша.

В лесу все изменилось, умер дядя Лев, дуб, вековой дуб, некогда посаженный им, срублен. Лесовик спасает Мавку, но она уже призрак.

Мавка

Я теперь как тень блуждаю

У этой хаты и уже не в силах

Ее покинуть… Только сердцем слышу –

Вернется он.

Уговор между лесом и людьми умер вместе с дядей Львом, жители леса больше не хотят иметь дела с людьми.

Лес идет в наступление (Уже и Злыдни подкрались к дому, жаждут крови, Куц комком земли разбивает стекло). Мавка плохо понимает происходящее, ее речь несвязна, приближается зима. Мавка превращается в вербу с плакучими ветками. Сын Килины срезает ветку и делает из нее дудочку. Возвращается Лукаш, узнает о переменах в лесу. Лес уже не тот, он мертвый. Лукаш учит мальчика играть на свирели и слышит голос Мавки. Килина топором хочет срубить вербу, но Перелесник успевает вперед, оборачивается огнем и все сгорает, огонь перебрасывается на дом, лес из последних сил смог за себя постоять. Килина пытается вытащить из дома все, что успевает, а на тюках вытаскивает злыдней. Тем самым Украинка подчеркивает, что люди всюду несут за собой зло и пока оно не сгорит, не выгорит, не будет добра. На Лукаша приходит прозрение.

Лукаш

Теперь я мудрый!

Я Не пойду из леса,

Я здесь останусь!

Лукаш остается в лесу один – к нему приближается женская фигура – Доля. Лукаш находит брошенную дудочку, появляется призрак Мавки. Только сейчас наступает единение человека и природы, на пепелище. Лукаш по игру свирели умирает, идет снег.

Коллизия – столкновение противоположных сил, стремлений, интересов в области человеческих отношений. Коллизия в «Лесной песне» - это выбор Мавкой Лукаша, таким образом, она идет на конфликт со всем.

Перипетия – внезапная перемена, неожиданное столкновение, трудно преодолимое обстоятельство. Неожиданный поворот в развитии сюжета. Перемена в ситуациях. Перипетии в драме-феерии: движение Лукаша и Мавки навстречу друг к другу (зарождение любви), приход в лес матери Лукаша и Килины, смерть Мавки и Лукаша.

Характеры и персонажи:

Мавка.

Лесная девушка, которая живет среди удивительной природы, среди своих братьев и сестер. У них единая душа, они живут едиными чувствами, поэтому и не разрешает Мавка Лукашу надрезать ножом березу: «Не убивай!» Своим сердцем она ощущает окружающую красоту: ощущает ее в шелесте деревьев, щебетании птиц, даже в том, как Лукаш играет на свирели:

Как сладко играет,

Душу надрывает,

Грудь мне белую терзает,

Сердце вынимает.   

Природа же чутко чувствует душу Мавки, отражает ее. Изменения в природе – это изменения внутреннего мира девушки. Мавка – воплощение духовной чистоты, красоты, которая в любом виде, преображаясь и перерождаясь всегда будет жить на Земле. В начале пьесы Мавка – лесной дух, не способный умереть, призванный жить вечно:

Не дано мне смерти…

А жалко…

Она обретает человеческую душу, влюбляется, и поэтому погибает. Но не погибает до конца, перерождается в вербе и голос ее души слышен в игре свирели. Леся Украинка показывает в этом вечность духовной красоты, которая была дорога ей во всем. Этим же перерождением Украинка возвращает душу Мавки обратно, к природе, не дает погибнуть ее душе человеком.

Мавка – наивная, простая, доверчивая девушка. Ни за чем не видит подвоха, зла. Все для нее, как в природе, просто (Поцеловались, значит, как голуби, обручились). Она еще ребенок, хотя живет и вечно. Все так, как она сама себе придумала. Всей душой тянется к Лукашу. Без опасений ступает на человеческую тропу, что и приводит к ее гибели.

После прихода Килины, измены Лукаша не умерло ее живое сердце, она не впала в отчаяние; ее душа хочет жить. Мавка не идет к «Тому, кто в скале сидит», который называет ее безжизненной. С каким гневом она отвечает:

Нет, я жива! Я буду вечно жить!

Я в сердце имею то, что не умирает.

Но достаточно всего одной фразы от любимого человека, чтобы убить лесную душу. Это точка невозврата в пьесе, ее кульминация, после этой фразы уже ничто не может вернуть действие на свой привычный ход, оно начинает стремительно развиваться и приводит к трагической развязке.

Лукаш

Какая страшная! Чего ты хочешь?

(Спешит к хате, стучит в дверь; мать открывает, не выходя, Лукаш матери у порога.)


Пора готовить, мама; сватам хлеб,-
Я завтра буду свататься к Килине!

После кульминации взрослеет, теряет свою легкость, появляется людская грусть. Она уже умерла, она лишь тень, нет уже той Мавки, которая проснулась весной от игры свирели Лукаша в лесу. Она погибает уже не свободным лесным духом, но с любящим сердцем.

Лесовик

Быть дочерью лесной ты недостойна!
Дух у тебя не вольный, не лесной,
А сельский, рабский!

Лесовик


Дочка, дочка,
Наказана ты тяжко за измену!..

Мавка
(поднимает голову)


Кому же изменила я?

Лесовик


Себе.
Покинула высокие вершины,
На мелкие тропинки опустилась.
С кем, дочка, схожа ты?
С простой служанкой,
Батрачкою, что горькою работой
Краюшку счастья получить хотела
И не смогла, и только стыд последний
Ей нищенкою стать еще мешает.
Припомни ты, какой была ты в ночь,
Когда любовь твоя лишь расцветала:
Тогда казалась ты лесной царевной,
Венок из звезд сиял на темных косах,-
Тогда и счастье руки простирало
К тебе так жадно и несло дары!

До последнего верит в любовь. Полюбив однажды, уже не может бросить, прощает измену Лукаша.

Не знаю... Я теперь, как тень, блуждаю
У этой хаты и уже не в силах
Ее покинуть... Только сердцем слышу -
Вернется он…

Но Украинка не может позволить, чтобы чистая душа Мавки умерла совсем, отреклась от природы, поэтому она перерождается в вербе.

Лукаш.

О том, что было с Лукашем до появления в лесу нам не известно. Он приходит совсем еще юным, почти ничего не знающим о жизни. Привязан к дяде Льву, который раскрывает ему тайны леса, чрезвычайно любознателен, но не дальновиден. Он еще, как и Мавка, совсем еще ребенок. Леся Украинка отмечает, что в его взгляде есть что-то детское. Для него все забава, все игра. Своей игрой на свирели он пробуждает лес весной и пробуждает любовь в сердце Мавки. Он – романтик, сам еще не знает, чего хочет в жизни, не знает своей истинной сущности.

Мавка


Ведь я за то тебя и полюбила,
Чего ты сам в себе не понимаешь.
Хотя душа твоя поет об этом
Чистосердечно голосом свирели.

Он боится собственного мнения, боится сам принимать решения.

Лукаш
(смущенно)


Да я не знаю... Дядя Лев поведал,
Что здесь дадут мне и надел, и хату,
Ведь осенью женить меня решили...

Мавка
(с тревогой)


На ком?

Лукаш


Не знаю. Дядя не сказал мне,
А может, не нашел еще невесты.

Мавка


Что ж сам себе ты не отыщешь пары?

Лукаш
(поглядывая на нее)


Нашел бы, может, я, да...

Скорее всего, боится общественного мнения, иначе не отказался бы от Мавки. Для него слово матери неоспоримо. (Берет по ее наставлению в жены Килину) Он сам еще не знает, чего хочет. Когда Мавка уже решила, что Лукаш ее судьба, он же еще сомневается. Это видно при первой их встрече.

Мавка


Вернешься?

Лукаш


Я... не знаю.

В нем нет той жертвенности, какая есть в Мавке. Двойственность его натуры видна во всем. Он сам не хочет и боится, чтобы заглядывали в его душу, боится, вероятно, что увидят его не лучшие качества.

«Мне страшно, когда заглядываешь ты в душу»

Кульминация и вскрывает те самые качества, про которые дядя Лев говорил, что ведьмы не в лесу, а в селах, среди людей. Если же Мавка становится человеком, то Лукаш наоборот обретает звериные качества. Он убивает Мавку своим отношением к ней, хоть и пожалеет об этом. Его душевные метания и терзания приводят к гибели их обоих. Но, в финале, он все же делает правильный выбор, путем ошибок он возвращается к природе. Тем самым Леся Украинка предостерегает о роковой ошибке, которую может совершить человек. Нельзя губить природу, ведь осознание этой самой ошибки может прийти слишком поздно. Люди часто не задумываются о своих словах и действиях.

Тот, кто плотины рвет.

Молодой, белокурый, синеглазый, с бурными и вместе с тем плавными движениями, одежда его меняет цвета и поблескивает острыми золотистыми искрами. Как огонь захватывает все в вечном движении вперед, беззаботный, как и все молодые духи леса. На его пути не существует преград, для него нет ни правил, ни границ. Ветреный, быстро и легко меняет увлечения и занятия. Мать его – Горная Метель.

Водяной


Он не родной, хоть водяного рода.
Изменчив и лукав его характер.
Весною он бурлит, играет, рвет,
Срывает с озера венок роскошный,
Который целый год растят русалки,
Пугает птицу мудрую в лесу,
Вдовице вербе корень подрывает,
И маленьким сироткам потерчатам
Светильники водою заливает,
И размывает берега мои,
И старости моей покой тревожит.
А летом где он? Где тогда он рыщет,
Когда так жадно солнце воду пьет
Из моего ковша, как гриф несытый,
Когда от жажды никнут камыши,
На берегу засохшем изнывая,
И, умирая, лилии склоняют
К воде нагретой вялые головки?
Где он тогда?

Потерчата.

Двое маленьких бледных детишек в беленьких рубашках. Они как два призрака. У нет сильных эмоций, они боятся всего вокруг. Для них озеро – родное место. Их мама спать уложила (По украинской демонологии – утопила.) Доверчивы и наивны. Во всем слушаются русалку. (По ее наставлению пытаются утопить Лукаша).

Русалка.

Выросла с убеждением того, что она царевна. Очень капризна, избалованна, ветрена, кокетлива. Для нее существует только один авторитет – Водяной, но и ему она противостоит, если что не по ней. Пытается сбежать, за что получает наказание.

Водяной

Ступай на дно! Не смей три лунных ночи
Являться над водой из глубины.

Русалка
(сопротивляясь)


С какого времени русалки стали
Рабынями в воде? Ведь я свободна!
Свободна, как вода!

Водяной

В моих владеньях
Знать берега обязана вода! Ступай на дно!

Для нее любовь – игра, мгновенье. Полная противоположность Мавки.

(С шутливым пафосом.)


На целый долгий миг тебе я буду верной,
Минуту буду я возлюбленной примерной,

Привыкла все получать и не перед чем не останавливается. Живой рыбак для нее – игрушка. Такая «папина дочка», но со своей твердой точкой зрения, очень хитрая.

Русалка


Ой, горе! Хатку?
Здесь будут люди, что живут под крышей
Соломенной! Я их не выношу!
Я не терплю соломенного духа!
Я их топлю, чтобы отмыть водою
Тот ненавистный дух. Защекочу -
Пускай только придут!

Водяной.

Чувствует себя полноправным царем леса. Любит порядок, но он созерцатель. Любит, когда по его указаниям это порядок наводят. В основном бездеятелен (кроме попытки утопить дядю Льва). Он боится за свой мир и поэтому бережет его. Весь его труд – созерцание порядка.

«То Водяной привык в трясине топкой спокон веку живое все засасывать»

Лесовик.

Полная противоположность Водяного. Так же любит порядок, но и сам поддерживает его. Безумно любит Мавку и желает ей лишь добра. (Спасает ее душу от Того, кто в скале сидит) Говорит со всеми на равных, никогда не поднимает голоса. (Он никогда не приказавыет, лишь дает наставление и старается указать правильный путь.)

«А я люблю свободу»

Более лоялен. Проворный в движениях маленький бородатый старичок. Любит свободу. Уважает дядю Льва. Когда дело касается порядка – строг.

Русалка


Ой ли! А мой отец их всех утопит!

Лесовик


Пускай не пробует! Я завалю
Все озеро листвою прошлогодней.

Дядя Лев.

Лесовик

В той хатке поселится дядя Лев,
А он приятель нам. Он все шутя
Осиною да терлычем пугает.
Люблю я старика. Когда б не он,
Давно б уж этого не стало дуба,
Что столько видел разных наших сборищ,
И танцев, и лесных великих тайн.
Уж немцы мерили его, вставали
Втроем вокруг и охватить пытались
Могучий ствол. Давали много денег,
Чеканных талеров, что людям милы.
Поклялся жизнью дядя Лев тогда,
Что дуб рубить вовек он не позволит.
И я тогда же бородой поклялся,
Что дяде Льву и всей его родне
В лесу вот этом будет безопасно.

Дядя Лев – живой пример гармонии природы и человека. Он хранитель всех лесных тайн Волыни, его защитник. Не желает лесу зла, считает, что все зло – в людях. Дядя Лев – идеал, к чему нужно стремиться, он введен в пьесу как яркий пример лучшей жизни. Он на себе держал гармонию леса с человеком, но все, что им построено, погибает с его смертью. Люди еще не готовы к воссоединению с природоой.

Куц


Скорбь не пристала мне, а все ж я должен
Признаться - старика, конечно, жалко.
Умел он жить всегда в согласье с нами.
Бывало, держит черного козла
При лошадях, чтоб мог на нем я ездить.
Я молнией промчусь на нем, бывало,
А лошади стоят себе спокойно.

Сердитый, но не злой. В его ворчливости чувствуется какое-то добродушие, домашность. Вспыльчивый, но быстро успокаивается. Слегка раздражителен, к новому поколению относится с опаской.

Перелесник.

Красивый юноша в красной одежде, с красноватыми, буйно развевающимися, как ветер, волосами, с черными бровями, с блестящими глазами. Все в его отношениях легко и просто, быстро забывает Русалку Полевую, устремляется к Мавке. Но Мавку действительно любит, бросается спасать ее. Лукавый, часто «подкалывает» и провоцирует Мавку.

Мать Лукаша.

Сварливая баба. Ворчит и командует всегда и везде. Все должно быть по ней. Дядю Льва ни во что ни ставит. Ее мнение – превыше всего. Распоряжается судьбой сына, с презрением относится к лесу и всем лесным духам. Леся Украинка В матери Лукаша и Килине собрала современное отношение человека к лесу.

Лукаш


Ведь род лесной она совсем не любит...
Свекрови доброй из нее не будет!

После кульминации все еще больше сжала в кулак. Уже раздражительна по отношению к Килине, жалеет, что женила Лукаша на ней.

Куц

Вот эти бабы жить-то не умеют,
Как надо, с нами,- продали козла,
Срубили дуб. Нарушили условье.
Ну, я ж им отплатил! Коней их лучших
Заездил насмерть, купят - вновь заезжу,
И ведьму, что чертовке повивалкой
Была, просил, чтоб скот их, не жалея,
Она испортила,- пускай же знают!
А Водяной стожок им подмочил,
А Потерчата хлеб им погноили,
А Лихорадка их трясет за то,
Что засорили озеро пенькою.
В лесу теперь добра уж им не будет.
Здесь вот и Злыдни возле хаты ходят.

Килина.

Ей нужно только устроить свою жизнь, пристроить детей. Лукаш для нее – лишь удачный вариант для замужества.

Мавка


Скажи ей,
Чтобы она сюда не приходила;
Я не люблю ее - она лукава,
Как выдра.

Лукаш


Ты совсем ее не знаешь.

Мавка


Нет, голос я и смех ее слыхала!

Лукаш


Но этого ведь мало.

Мавка


Нет, довольно.
И хищная она, как рысь.

Она ни во что не ставит Лукаша, после кульминации она постоянно в ссоре с матерью Лукаша. Они неустанно «пилят» друг друга. Спасая барахло из сгорающего дома, она выносит и Злыдней с собой. Леся Украинка еще раз доказывает, что пока человек не научится уважать и любить природу, она будет мстить за себя.

Леся Украинка, с детства любившая природу, а особенно родную Волынь, вложила в свою драму-феерию всю душу. В какой-то мере воплотила себя в Мавке, дала возможность вырваться себе из больного тела.  «Лесная песня» – это поэтическое произведение о красоте чистой любви, о высокой мечте человека, о его вечном стремлении к прекрасному, к гуманным человеческим отношениям, к гармонии человека с природой. Прекрасное в природе, как и в человеческой душе, никогда не умирает. Драма учит любить природу, познавать ее законы. В современных постановках эта тема – редкость. Драматурги и режиссеры не обращают на тему человека и природы внимания. Возможно, считают ее неактуальной и «не кассовой» в современное время. Но это не так и «Лесная песня» доказывает это. Ее нужно ставить, она заставляет задуматься о истинных человеческих ценностях. Здесь чистая человеческая любовь переплетается с природой и создает с ней единое целое. Те немногие постановки «Лесной песни», которые идут в театрах Украины, доказывают, что люди идут в театр на эти спектакли, что они не остаются без внимания. Но в России Лесю Украинку уже давно забыли и это, я считаю, не правильно. Нужно возродить постановки этой пьесы на русской сцене.

Примечания: Персонажи украинской демонологии. Знание их необходимо при разборе пьесы, лучшем понимании персонажей и мотивов их поступков:

Мавки — персонажи украинской демонологии, происходящие из душ умерших (ср. укр. диалектные названия Мавок — навки, нявки, мертвушки, которые восходят к древнеслав. навь — умерший). По целому ряду признаков Мавки сближаются с русалками. Согласно народным представлениям, мавками становились малолетние дети: мертворожденные, либо умершие на Русальной неделе, либо те младенцы, которых не успели окрестить перед смертью; реже считалось, что ими могли стать дети, проклятые родителями или похищенные чертями.

В тех местах, где Мавки сближаются с русалками и представляются в облике молодых красивых девушек (укр. Прикарпатье, Волынь), популярны рассказы о том, что Мавки заманивают парней и вступают с ними в любовную связь, либо зачарованный Мавками парень сам выслеживает ее в лесу возле озера, крадет ее одежду и вынуждает выйти за него замуж; однако такой брак не бывает счастливым: Мавка исчезает, а околдованный ею супруг погибает от тоски. Название произошло от старославянского «мав» — мертвец. Мавками становятся малолетние дети, умершие без крещения или задушенные матерями, мертворождённые. Также мавкой может стать ребёнок, умерший на Русальной неделе. Считаются, что таких детей забирают русалки, уносят их к себе в воды, где превращают их в мавок. Поверье позднее, христианизированной Руси. Их представляют в виде детей или дев с длинными волосами, в белых сорочках. Особенностью внешнего вида Мавок является отсутствие кожного покрова на спине, в результате чего сзади у них можно было видеть все внутренности. По этой причине их также называют «не имеющие спины».

Они скрываются в лесах, на полях, в реках и озёрах, часто сближаются с русалками и мстят людям, за то что допустили их раннюю смерть, сбивая путников с дороги, заводя в болота и убивая, могут защекотать до смерти. Так же, как и русалки, часто завлекают к себе мужчин и убивают их. Часто просят путников дать им гребешок. Если гребешок получают, то расчесываются и уходят, иначе могут погубить.

На Русальную неделю бегают по полям и напевают - «Меня мать родила, некрещеную похоронила!» - укр. «Мене мати породила, нехрещену схоронила!».

По представлениям словинцев, Мавки летают по воздуху в виде больших черных птиц с большими клювом и когтями, которыми они задирают людей до смерти.

Если на них брызнуть водой и сказать «Крещу тебя во имя Отца, Сына и Святого Духа», они обращаются в ангелов и оказывают своему благодетелю большие услуги. Это может произойти только в течение семи лет, после того, как ребенок превратился в мавку. Если же в течение семи лет мавку никто не покрестит, то она навсегда остается мавкой.

Защитой от мавок по народным поверьям служит чеснок, хрен и полынь.

Злыдни, злыдень — в восточнославянской мифологии злые духи, маленькие существа, которые, поселившись за печкой (как домовой), остаются невидимыми и приносят дому несчастья. Украинские и белорусские пословицы и речения упоминают злыдней в контексте, обычном для древних мифологических персонажей: украинское: “Бодай вас злидни побили!” — пожелание несчастья, “к злидню” — к черту. Злыдни имеют неопределенно - округлые очертания, либо это невидимые маленькие старики - нищие, либо они имеют вид старой, злой и противной женщины. Человек, у которого в доме поселились злыдни никогда не выберется из нищеты. Обычно их бывает двенадцать; живут злыдни за печью или под ней, живется злыдням, как и их хозяину, очень плохо. От злыдней можно избавиться обманом: посадить их в табакерку, и когда бегущие за хозяином его злыдни попросят понюхать табаку, закопать их; засадить в бочку, чтоб им было попросторней, и вывезти в чистое поле и т.п. Избавившись от злыдней, человек быстро богатеет, а вселившийся в дом, где живут злыдни погрязает в нищете. Если кто-то из жалости к злыдням или из зависти к разбогатевшему освободит злыдней из заточения, они набросятся на него уцепятся и уже не отстанут, ср. украинскую поговорку: “Просилися злыдни на три днi, тай вигнати не можна”. Чтобы не занести в дом злыдней, нельзя мести веником от порога, а если мести пол к порогу, можно вымести злыдней из хаты. Злыдней можно убить колом (как и другую нечистую силу), после чего следовало бросить их в трясину и заткнуть в злыдней кол, но если кол вытащить, злыдни вновь оживут. злыдни часто упоминаются в проклятиях: “Най го злыдни поб'ють!” и т.д.  Нападая на человека, Злыдни вскакивают ему на плечи и «ездят» на кем, в результате все его хозяйство приводит в упадок, сам он впадает в нищету и болезни.

Украинская Недоля может иметь вид нагого человека, дряхлого старика, растрепанной девушки с лицом старухи, старой черной, горбатой женщины в рваном платье, калеки, дохлой собаки, голой кошки, зайца, совы, мыши, птицы с большими крыльями, яйца и др. Недоля входит в дом не спросясь хозяина, садится на печь, грызет сухие корочки и кутается в тряпье, потому что ей всегда холодно. Если у человека несчастливая судьба, т.е. Недоля, ему ни в чем нет удачи, он не вылезает из нищеты, хотя и много работает. У него болеют дети, не плодится и дохнет скот, на его поле всегда бывает плохой урожай.

Доля - в славянской мифологии воплощение счастья, удачи, даруемых людям божеством; первоначально само слово “бог” имело значение “доля”. Наряду с доброй ДОЛЕЙ как персонификацией счастья в мифологических и позднейших фольклорных текстах выступают злая (нечистая, лихая) ДОЛЯ, недоля, лихо, горе, злосчастие, беда, нуж(д)а, бесталанница, кручина, бессчастье, злыдни как воплощение отсутствия ДОЛИ, дурной ДОЛИ.

Русалка - один из самых колоритных персонажей украинского демонолога, олицетворение опасной водной стихии. Это молодые, красивые девушки, которые живут на дне рек в прекрасных  хрустальных дворцах. Ночью, когда восходит луна, Русалки выходят на берег, расчесывают свои длинные волосы, водят хороводы. Прекрасным пением, они заманивают юношей и девушек, затягивают их в воду, защекочивают.

По распространенным представлениям, русалками становились молодые девушки, которые утонули или умерли до крещения маленькими детьми, что русалками становились люди, которые умирали на так называемую Русалочью Пасху. Оберегом от них служили крест и полынь.

Русалки могли жить также в полях и лесах, где любили кататься на ветках деревьев. В разных местностях у них были разные названия (нявки, лесные...) Отдельную категорию русалок составляли мавки.

Леший мифологический образ, что воплощает опасность, которая подстерегала  человека в лесу. Чаще всего изображается как старый кошлатый дед. В отличие от людей леший не имеет тени. О его нечистой природе свидетельствует стремление получить душу охотников, которые отказываются от Бога, чтобы получить в вознаграждение разную дичь. Леший совращал женщин, сбивал людей с дороги, приносил не мало другого вреда.

Одновременно существовали версии, согласно которым леший был пастухом от зверей, то есть охранял зверей от хищников, охотников, других опасностей. Считалось, что леший был не только мужского так и женского пола. Лесные люди вели свое хозяйство, создавали семью, как обычные люди, хотя происходили от волчиц, медведиц, олениц. и т.п.

Перелесник - разновидность злого духа, который, как звезда, падает с неба и посещает людей, принимая образ родных, близких, любимых. Верили, что его можно приобрести из-за большой печали по умершему человеку. Воплотившись в его образ, перелесник мог вступать в семейную жизнь с живыми людьми. Дети, которые рождались от перелесника, внешне напоминали одминов. Прогнать перелесника из дома, где он поселился очень трудно.

Доля (талан) - судьба фантастично- поэтичный образ, который в поверьях украинцев отождествлялся со счастьем. Сложились и соответствующие поверья  про не судьбу и несчастья. Чаще всего судьба изображалась  в виде женщин, панычей, незнакомцев. Счастливая судьба приятная на вид, опрятная, а несчастливая заспанная, опухшая, неопрятная.

По народным представлениям, каждый человек имеет свою судьбу, которая фатально определяет возраст, благополучие и т.п. Под какой планетой и в какой планетой и в какой час родится человек такая и судьба. Судьба воспринималась не как божество, а как двойник человека. В народных повествованиях судьба богатого , счастливого человека появляется   про хорошее ведение хозяйственных дел. Судьба убогого человека чаще всего бьет баклуши, катается на ветках или спит. таким образом, за все повороты и красоты судьбы, все таки она зависит от характера и способностей человека: чтобы нажить успехов, он должен найти свою судьбу. Рассказы более позднего происхождения проникнуты христианской окраской: судьба дается человеку от Бога, избежать ее невозможно. Считалось, что счастливую судьбу следует принимать с благодарностью, а не с гордыней, потому что можно потерять ее.

Украинцы верили, что узнать про судьбу можно случайно подслушав разговоры вещих птиц. Вместе с  этим охотно принимали услуги разных ворожек, планетников, мальфар.

Список использованной литературы:

  1.  Большая Советская Энциклопедия, 1969-1978
  2.  Леся Украинка // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3.  Забужко О. Notre Dame d’Ukraine: Українка в конфлікті міфологій. — К., 2007.
  4.  Дейч А. Леся Украинка. — М., 1954.




1. Александр Тихомиров Тихомиров Александр Валентинович кандидат исторических наук старший научный сот
2. Особливості адаптації дітей старшого дошкільного віку з порушеннями мовлення до навчання у школі
3. Bout myself Text B- My Biogrphy
4. Р и н а до неї од люстра- Ой Улю ой тільки Улю і тобі не сором Я жду тебе жду жду Нерви як не луснуть се
5. Декарт и Бэкон о методах познания
6. Но дети взрослеют от школьной скамьи Дорогами жизни шагают И в памяти носят уроки твои А в сердце тебя сох
7. Производственные возможности экономики4 1
8. Интеллигенция и её жизнь в обществе
9. Документированный процесс движения кадров
10. українське питання в міжнародній політиці напередодні другої світової війни Наприкінці 30х років україн
11. Тема 1. 1.Управление персоналом включает комплекс взаимосвязанных видов деятельности- аопределение потребн
12. Способи зєднання деталей одягу
13. Выделяют 4 вида сложных предложений- сложносочинённое предложение сложноподчинённое предложение сложное
14. то делать Это пусть философы психологи всякие там гносеологи и прочие бездельники делают как раз для них
15. Просвіт Самчиківський СБК 2 Деревянська Віталіна Вікторівна Д
16. АП Чехов Тоска
17. В теории права под правоотношением понимают общественное отношение урегулированное нормами права уча
18. Реферат- Место и роль Правительства РФ в системе органов государственной власти России, обеспечивающих оборону государств
19. пояснительная записка 1
20. Методичні вказівки