Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

тема ценностей созданная средневековой во многом церковной культурой и её аскетичный смиренный дух.html

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Предыстория дизайна. Развитие ремесла, науки и техники в период Возрождения.

Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе.

Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой, и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.

В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в серединеXV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.

Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Пизано,ДжоттоОрканья и др.), но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во ФранцииГермании и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко.

Периодизация:

Проторенессанс – вторая половина 13 – 14 века

Раннее Возрождение – 15 век

Высокое Возрождение – конец 15 – первые 10летия 16 века

Позднее Возрождение – последние 2/3 16 века

В эпоху Возрождения в европейских городах все чаще стали появляться частные мануфактуры, принадлежавшие зажиточным горожанам из новой знати. Верхушка третьего сословия строила свой фундамент не на происхождении, а на деньгах, гораздо более ценных в новую эпоху. Владельцу мануфактуры могло принадлежать сразу несколько лавок, а то и целая отрасль ремесленного производства. Монополия цехов сменялась монополией отдельных хозяев, также контролировавших цены на товар, но не сдерживавших объемы производства. Технические новшества стали все активнее проникать в мануфактурное производство, хотя в целом хозяева предпочитали использовать дешевый труд бесправных подмастерьев. С этой точки зрения мануфактуры, как и цехи, тормозили развитие производства. Дешевый труд подмастерьев позволял мастеру нанимать их достаточно много в одну мастерскую. В средние века в лавке городского ремесленника, члена гильдии, трудился сам мастер, а с ним несколько учеников и подмастерьев – не больше, чем определял устав цеха. С появлением частных мануфактур, лавки постепенно трансформировались в небольшие фабрики, разве что сами мастера играли в мануфактурах не всегда главенствующую роль.

Однако тяжелое положение ремесленников и подмастерьев косвенно способствовало распространению технических знаний в различных регионах. В поисках лучшей доли или заработков ремесленники нередко пускались странствовать по всей Европе с рабочим инструментом в заплечном мешке. Время оседлости, средние века, подошли к концу. Новое время заставляло ремесленника не ждать заказчиков, а искать их. Так технические приемы, распространенные в одной области, становились известны в другой. Вынужденно независимый ремесленник разносил знания, которые прежде строго охранялись уставом гильдии, по всему свету. Так, частные ремесленники, почти исчезнувшие во времена расцвета цехов, вновь вышли на сцену в эпоху Возрождения. Они, правда, не оказывали серьезного влияния на экономическую жизнь Европы. В производстве задавали тон мануфактуры, из которых впоследствии выросли первые буржуазные предприятия. 

Наиболее продвинутыми в этом отношении в Европе были два региона – Англия и Нидерланды. В Нидерландах политическая обстановка более благоприятствовала относительно свободному развитию городов. Известная независимость городов Фландрии, Брабанта, Голландии и Зеландии привела к бурному росту промышленных производств и гильдий ремесленников. Городская культура, бурно расцветшая в Высокое Средневековье в Италии, продолжила свое развитие в Нидерландах. Именно города были в XVI в. основой национально-освободительного движения этой страны, и в конце концов Нидерланды стали первой буржуазной республикой в Европе.

Англия, где королевская власть к XVI в. приобрела относительно устойчивый характер, обязана своим промышленным ростом именно королям. Города были для них давними помощниками в борьбе с баронами – не только с политической, но и с экономической точки зрения. К тому же, островное королевство обязано было заботиться о своей экономической независимости и о высокоразвитой промышленности – на случай войны с кем-либо из богатых ресурсами континентальных соседей. Но все вольности, которые получали города, не касались политической власти цехов. Короли не для того оттесняли от власти баронов, чтобы допустить туда гильдии ремесленников. Так что и в Англии в XIV–XVI вв. цехи не имели реального веса. 

В это время были изобретены телескоп, микроскоп, ртутный барометр, усовершенствован часовой механизм. Иоганн Гуттенберг создал печатный станок, что по значимости сравнимо с изобретением в древности колеса или письменности. 

Первые конструкции телескопов были изобретены Галилеем, Кеплером, Ньютоном. Так, телескоп Галилея состоит из одной выпуклой и одной вогнутой линз, которые позволяют получить прямое изображение удаленного предмета. 

Первые сложные микроскопы были изготовлены уже в конце XVI в. Славу же микроскопу принесли работы голландского ученого Антонии Ван Левенгука, открывшего и изучавшего с его помощью мир микроорганизмов. Некоторые его приборы позволили получить увеличение в 300 раз.

Изобретение ртутного барометра связано с возникновением теории атмосферного давления, которую опытным путем подтвердил французский естествоиспытатель Блез Паскаль. Появилась новая единица измерения - миллиметр ртутного столба и в 1644 г. Э. Торричелли был изобретен прибор, с помощью которого можно измерить атмосферное давление - ртутный барометр.

Всевозможные новации наблюдались и в городском строительстве. Новые архитектурные идеи опирались на античные образцы, переосмысленные и улучшенные современными архитекторами. Эти идеи воплощались в камне с помощью более совершенных строительных технологий. В Париже был возведен знаменитый собор Парижской Богоматери, начато строительство Лувра и новой ратуши. 

В развитии военной техники можно отметить появление в первой половине XVI в. мушкетов (ружья с курком, снабжённым тлеющим фитилём), изобретение пистолета. При этом (как уже отмечалось выше), повышенный спрос на новые виды оружия привёл к быстрому развитию металлургии, а значит — к увеличению добычи железной, медной и оловянной руд. Интенсивнее стала развиваться металлургия и горнодобывающая промышленность. Создавались и усовершенствовались машины, применявшие в горнорудном деле. 

Научная мысль в эпоху Возрождения была представлена исследованиями по оптике, электричеству, магнетизму, механике. 

Среди работ в области математики и механики можно выделить труд Николы Тартальи (1499-1552) «Проблемы и различные изобретения» (1546), в котором он утверждал, что траектория снаряда всегда криволинейна и не содержит прямолинейного участка. Его ученик Джован Бенедетти (1530-1590) создал учение о перспективе и пропорциях, сформулирован «гидростатический парадокс» (сила тяжести жидкости, налитой в сосуд, может отличаться от силы, с которой эта жидкость действует на дно сосуда). 

Выдающимся математиком и механиком своего времени был голландец Симон Стевин (1548-1620). Им, в частности, были определены условия равновесия на наклонной плоскости и доказан закон Архимеда.

Научные исследования в области оптики проводил Франческо Мавролика (1494-1575). В своих научных трактатах он пытался уточнить представления об оптике глаза. Им были представлены объяснения причин близорукости и дальнозоркости на основании доказанного утверждения, что хрусталик работает как линза, строящая изображение на сетчатке. Мавролик также впервые указал на семь цветов радуги и показал, что лучи, проходящие через призму, дают такие же цвета, что и в радуге.

Блестящие опыты по магнетизму проводил Джован Батист Порта (1543-1615) и описал их в своей книге «Магнетизм».

Открытие в XV веке трактата Витрувия послужило стимулом к написанию ряда теоретических трудов об архитектуре, в которых излагались вопросы архитектурной эстетики (пропорции, построение ордеров и т.д.), производства строительства, строительных материалов, городского строительства, функциональной проработки отдельных типов сооружений зданий. Наиболее известными из них являются трактаты: Л.Альберти "Десять книг о зодчестве"; А.Палладио "Четыре книги об архитектура италии эпохи возрождения"; Д.Виньола "Правило пяти ордеров архитектуры"; многочисленные труды Леонардо да Винчи. 
Наиболее глубокие теоретические работы принадлежат Леонардо да Винчи (1452-1519). На основе закона Архимеда он занимался вопросами строительной механики и впервые применил основополагающий принцип "момента сил" – принцип рычага. Вслед за Леонардо Галилео Галилей (1564–1642) глубоко изучил свойства "изгибающей балки", положив начало теории сопротивления материалов. Начиная с начала XVI в. архитектура и теоретическая механика стали рассматриваться как отдельные предметы. Так, трактат Виньолы "Правило пяти ордеров архитектуры" уже полностью посвящен архитектурно-художественным вопросам. Статика и механика становятся прерогативой специалистов–ученых, а в архитектурных трактатах начинает преобладать эстетический аспект, связанный с правилами “украшений” зданий и архитектура италии эпохи возрождения теорией ордеров, композицией храмов, дворцов и общественных зданий. 

Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) (1452-1519), итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер. Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, создал образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам высокого возрождения.

На службе у правителя Милана Лодовико Моро (с 1481) Леонардо выступает в роли военного инженера, гидротехника, организатора придворных празднеств.
Занимаясь также архитектурой, Леонардо разрабатывает различные варианты "идеального города" и центрально-купольного храма.

Важнейшим источником для изучения воззрений Леонардо да Винчи служат его записные книжки и рукописи (около 7 тыс. листов), написанные на разговорном итальянском языке. Сам мастер не оставил систематического изложения своих мыслей. "Трактат о живописи", подготовленный после смерти Леонардо его учеником Ф. Мельци и оказавший огромное влияние на теорию искусства, состоит из отрывков, во многом произвольно извлеченных из контекста его записок. Для самого Леонардо искусство и наука были связаны неразрывно. Отдавая в "споре искусств" пальму первенства живописи как наиболее интеллектуальному, по его убеждениям, виду творчества, мастер понимал ее как универсальный язык (подобный математике в сфере наук), который воплощает все многообразие мироздания посредством пропорций, перспективы и светотени.

Как ученый и инженер Леонардо да Винчи обогатил проницательными наблюдениями и догадками почти все области знания того времени, рассматривая свои заметки и рисунки как наброски к гигантской натурфилософской энциклопедии. Он был ярким представителем нового, основанного на эксперименте естествознания. Особое внимание Леонардо уделял механике, называя ее "раем математических наук" и видя в ней ключ к тайнам мироздания; он попытался определить коэффициенты трения скольжения, изучал сопротивление материалов, увлеченно занимался гидравликой. Многочисленные гидротехнические эксперименты получили выражение в новаторских проектах каналов и ирригационных систем. Страсть к моделированию приводила Леонардо к поразительным техническим предвидениям, намного опережавшим эпоху: таковы наброски проектов металлургических печей и прокатных станов, ткацких станков, печатных, деревообрабатывающих и прочих машин, подводной лодки и танка, а также разработанные после тщательного изучения полета птиц конструкции летальных аппаратов и парашюта.

Оптика

Собранные Леонардо наблюдения над влиянием прозрачных и полупрозрачных тел на окраску предметов, отраженные в его живописи, привели к утверждению в искусстве принципов воздушной перспективы. Универсальность оптических законов была связана для него с представлением об однородности Вселенной. Он был близок к созданию гелиоцентрической системы, считая Землю "точкой в мироздании". Изучал устройство человеческого глаза, высказав догадки о природе бинокулярного зрения.

Анатомия, ботаника, палеонтология

В анатомических исследованиях, обобщив результаты вскрытий трупов, в детализированных рисунках заложил основы современной научной иллюстрации. Изучая функции органов, рассматривал организм как образец "природной механики". Впервые описал ряд костей и нервов, особое внимание уделял проблемам эмбриологии и сравнительной анатомии, стремясь ввести экспериментальный метод и в биологию. Утвердив ботанику как самостоятельную дисциплину, дал классические описания листорасположения, гелио- и геотропизма, корневого давления и движения соков растений. Явился одним из основоположников палеонтологии, считая, что окаменелости, находимые на вершинах гор, опровергают представления о "всемирном потопе".

Явив собою идеал ренессансного "универсального человека", Леонардо да Винчи осмыслялся в последующей традиции как личность, наиболее ярко очертившая диапазон творческих исканий эпохи. В русской литературе портрет Леонардо создан Д. С. Мережковским в романе "Воскрешенные боги" (1899-1900).

Методика творчества Леонардо да Винчи сродни современному дизайн-проектированию. Неожиданный, порой экстремальный взгляд на действительность,
междисциплинарный подход к решению многих задач, определяемые основными принципами Леонардо, представляются как нельзя более созвучными современности,
новой эре развития и инноваций.

Лишь одно изобретение да Винчи получило признание при его жизни - колесцовый замок для пистолета, который заводился ключом. Сначала этот механизм был мало распространён, но уже к середине XVI века приобрёл популярность у дворян, особенно в кавалерии, что даже отразилось на конструкции латы: максимилиановские доспехи ради стрельбы из пистолетов стали делать с перчатками вместо рукавиц. Колесцовый замок для пистолета, изобретённый Леонардо да Винчи, был настолько совершенен, что продолжал встречаться и в XIX веке.

      Леонардо да Винчи создал устройство, способное сжимать воздух и прогонять его по трубам. У этого изобретения очень широкий спектр применения: от разжигания печей до ... вентиляции комнат. 

Леонардо да Винчи также разработал чертеж "предка" современного вертолета. Радиус винта должен был составлять 4,8 м. По плану  ученого он имел металлическую окантовку и полотняное покрытие. Винт приводился в движение людьми, которые шли вокруг оси и толкали рычаги. "Я думаю, что если этот винтовой механизм добротно сделан, т. е. сделан из накрахмаленного полотна (во избежание разрывов) и быстро раскручен, то он найдет себе поддержку в воздухе и взлетит высоко вверх", - писал да Винчи в своих работах.

  Вскоре Леонардо охладел к винтовым летательным аппаратам и переключил внимание на механизм полета, который успешно работал уже миллионы лет, — крыло птицы. Для начала были сделаны расчеты, которые показали, что длина крыла утки (в ярдах) численно равна квадратному корню ее веса. Исходя из этого, Леонардо установил — для поднятия в воздух летательной машины с человеком (136 кг) необходимы крылья, подобные птичьим и имеющие в длину 12 метров.

Один из самых знаменитых рисунков Леонардо представляет древние разработки автомобиля. Самодвижущаяся телега должна была двигаться с помощью сложного арбалетного механизма, который передавал бы энергию приводам, соединенным с рулем. Задние колеса имели дифференцированные приводы и могли двигаться независимо. Четвертое колесо соединено с рулем, при помощи которого можно управлять телегой. Первоначально это транспортное средство предназначалось для увеселения королевского двора и относилось к тому ряду самодвижущихся машин, которые были созданы другими инженерами средневековья и Возрождения. Мастер уделял основное внимание двигателю и ходовой части, поэтому дизайн “кузова”, которым могла бы обладать такая машина, до нас не дошел.

 Леонардо в письме к Лодовико Сфорца активно рекламировал свои военно-технические идеи. Например, он предлагал делать закрытые броней колесницы, которые не боялись бы вражеского обстрела. По форме они напоминали перевернутые суповые тарелки — своеобразные “черепахи”, покрытые металлическими листами и вооруженные пушкой.

      Двигателем этого “танка” должны были стать лошади, находящиеся внутри, однако позднее Леонардо отказался от этой идеи — животные могли запаниковать в закрытом пространстве, поэтому для приведения всей конструкции в движение и для ведения боя предлагалось использовать экипаж в 8 человек.

Еще одна военная новация заключалась в оснащении обычной пушки подъемным блоком, позволявшим корректировать угол стрельбы и повысить точность поражения. Позднее эта идея была применена Леонардо в рисунках многоствольных пушек, эффективных (в отличие от обычных, медленно заряжавшихся орудий того времени) при обстреле наступающей пехоты.

Разрабатывая новую военную технику, Леонардо не забывал и о традиционных устройствах, модернизируя их сообразно представлениям о тактике будущих войн. Здесь его одолевала гигантомания — мастер создал модели огромных арбалетов (24 метра в ширину), в том числе двойных, а также мощных катапульт для метания камней.

  Считается, что в 1495 году Леонардо да Винчи впервые сформулировал идею “механического человека”, иначе говоря — робота. По замыслу мастера, это устройство должно было представлять собой манекен, одетый в рыцарские доспехи и способный воспроизводить несколько человеческих движений. Первое механическое устройство, отдаленно похожее на то, что было предложено да Винчи, сконструировал французский механик Жак Вокансон в 1738 году.

Совсем недавно обнаружен в Стамбуле листок с турецким переводом письма Леонардо к турецкому султану Баязиду II, относящегося видимо к 1502—1503 гг. В этом письме Леонардо предлагал султану несколько своих изобретений и проектов, в том числе проект моста, соединяющего Галату и Стамбул.

Галата — предместье Константинополя, на противоположном берегу Золотого рога, в котором жило много генуэзцев. Первый (понтонный) мост через пролив был построен лишь в 1836г.

Флорентийцы поддерживали в те годы с турками дружеские отношения. В письме к султану Леонардо писал: «Я слышал, что ты имеешь намерение соорудить мост из Галаты в Стамбул, но что ты не соорудил его из-за отсутствия знающего мастера». Леонардо предлагал построить мост, под которым могли бы проплывать парусные суда.

В записной книжке Леонардо, относящейся к тому же времени, есть такая запись, сопровождаемая рисунком: «Мост из Перы в Константинополь шириною 40 локтей, высотою от воды 70 локтей, длиною 600 локтей, т. е. 400 над морем и 200 на суше; он образует сам собою свои устои (faciendo di se spalle a se medesimo)» (L, 66).

Существо проекта Леонардо сводилось к устройству моста в виде очень пологой арки, с жестким закреплением концов посредством «ласточкиных гнезд» — прием, который, как отмечает Гейденрейх, Леонардо продумывал уже несколько раньше в связи с проектированием купола Миланского собора.

Если имеется в виду флорентийский локоть (~ 0.5836 метра), то получается ширина 23.75 метра, высота — 40.852, длина 350.16, из них — над водой 233.44 метра. Эти величины — явно фантастические. Самый большой такой мост через Адду был построен в 1370—1377 гг. и имел пролет 72 и высоту 21 метр. Проект гигантского моста через Босфор подстать грандиозному проекту памятника Сфорца.

Живопись, скульптура, и архитектура эпохи Возрождения развивались в Италии до 1425 года. Итальянский дизайн мебели XV века имел тенденцию к простоте и функциональности. С тех пор, на протяжении долгих лет в производство итальянской мебели внедрялись многие новшества, что позволило ей встать на первое место в мебельной промышленности.

Первым нововведением в итальянской мебели эпохи Возрождения было "Кассоне", сундук со сложной и искусной резной поверхностью с позолоченными украшениями или окрашенными отделками. Считается, что дизайн был навеян римскими саркофагами (древние каменные или мраморные гробы, часто украшенные скульптурой и надписями), а дизайн сундука был основан на их традиционных моделях. Ранние примеры итальянских сундуков имели изображения, иллюстрирующие международный готический роман или «Le Roman de la Rose».

Итальянская ренессанс мебель отличалась многочисленной искусной резьбой и использованием разнообразных украшений. Начало применения грецкого ореха (1500-е годы) вместо дуба, который использовался на протяжении веков, стало одним из этапов развития мебельной промышленности. Были возрождены более сложные и складные стулья с сиденьями из гобелена и кожи. С годами итальянцы начали развивать кожевенную промышленность, чтобы обеспечить более качественными материалами производство мебели. Были разработаны стулья с твердыми монолитными боковинами, с резными спинками и твердыми резными панелями в качестве опоры вместо ножек.    

К концу XV века итальянская мебель продвинулась в развитии и преодолела большую часть первоначальных. Интерьеры XV века, например, Рождество Богородицы (1485-1494, Санта Мария Новелла, Флоренция) Доменико Гирландайо или Сон святой Урсулы (1490-1495, Академия, Венеция) Витторе Карпаччо, выражают сдержанность итальянского дизайна мебели до Высокого Возрождения конца XV века. К началу XVI века итальянская мебель стала стандартизированной, чтобы распространяться в Европе и во всем мире. До сегодняшнего дня при производстве итальянской мебели используется богатый опят, накопленный предшественниками.




1. оглядываться на пройденные пути
2.  Природные условия и ресурсы
3. Введение [2] 2
4. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата технічних наук Харків 1999 Д
5. Тема- КГ Паустовский Корзина с еловыми шишками 4 класс Школа России Щербакова Т
6. публичный порядок; в каких случаях возможна ссылка на публичный порядок; правовое регулирование
7. Приднестровская Молдавская Республика
8. і. Скаляр ~ріс ке~істікті~ ~рбір н~ктесінде скаляр болатын функциямен сипатталатын физикалы~ ~ріс.
9. История Саратовского края
10. Класс Ложноножковые или Саркодовые (Srcodin)
11. реферату- Особливості формування підприємницької культури учнів молодших класівРозділ- Економіка підприємс
12. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ Целью турнира является пропаганда традиционной национальной силовой культуры популяризация
13. Оценка аудиторских рисков при формировании бухгалтерской отчетности
14. Тема- Разработка управленческих решений в условиях психической напряженности выполн
15. Они позволяют находить и устранять дефекты файловой системы оптимизировать настройки программного и аппар
16. Творческие работы учеников 8, 10 классов
17. VipVeN Торговые автоматы Контакты- Аман С нами работать ПР
18. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата юридичних наук Київ ~ Д1
19. .У кошки в эксперименте проводят раздражение одной из двигательных структур головного мозга в результате ч
20. Конкурентные преимущества стран The Competitive dvntge of Ntions В 1993 г