Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

методическое объединение вузов по образованию в области строительства и архитектуры УТВЕРЖДАЮ

Работа добавлена на сайт samzan.net:


PAGE  10

Министерство образования Республики Беларусь

Учебно-методическое объединение вузов

по образованию в области строительства и архитектуры

УТВЕРЖДАЮ

Первый заместитель Министра образования

Республики Беларусь

__________________ А.И. Жук

__________________

Регистрационный № ТД – ___________ /тип.

ИСТОРИЯ ИСКУССТВ

Типовая учебная программа

для высших учебных заведений по специальностям:

1 – 69 01 01 Архитектура;

1 – 69 01 02 Архитектурный дизайн

СОГЛАСОВАНО                                                             СОГЛАСОВАНО

Председатель учебно-методического                               Начальник Управления высшего и

объединения   по  образованию                                        среднего специального образования                                                              

в области строительства и архитектуры                           Министерства образования           

                                                                                             Республики Беларусь

________________ Э.И.Батяновский                                 _________________ Ю.И. Миксюк

____________________                                                       _____________________

Проректор по учебной и                                                                                                                          

                                                                                                   воспитательной работе        

                                                                                             Государственного

Учреждения образования

«Республиканский институт высшей

школы»

___________________ В.И.Шупляк

______________________

Эксперт-нормоконтролер

_________________

_______________________

Минск 2011


СОСТАВИТЕЛЬ: 

Г.А.Лаврецкий, доцент кафедры «Теория и история архитектуры» Белорусского национального технического университета, кандидат искусствоведения.

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Кафедра архитектуры Учреждения образования «Полоцкий государственный университет»
(протокол № 11 от 05.07. 2010г.);

А.Г. Шимелевич, исполняющий обязанности. заведующего кафедрой «История и теория искусств» Учреждения образования «Белорусская государственная академия искусств», кандидат искусствоведения, доцент;

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ТИПОВОЙ:

Кафедрой «Теория и история архитектуры» Белорусского национального технического университета

(протокол №  1 от 01.09.2010);

Научно-методической комиссией Белорусского национального технического университета

(протокол №____ от ____________ 2011 г.)

Учебно-методическим объединением по образованию в области строительства и архитектуры

(протокол №__ от ___________ 2011 г.)

Ответственный за редакцию:  Г.А. Лаврецкий

Ответственный за выпуск:  В.Ф.Морозов


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Типовая учебная программа «История искусств» разработана в соответствии с требованиями образовательного стандарта по специальности 1-69 01 01 «Архитектура». Для специальности 1-69 01 02 «Архитектурный дизайн» курс «История искусств» входит в вузовский комплект цикла общепрофессиональных и специальных дисциплин.

Дисциплина «История искусств» стоит в ряду  историко-архитектурных дисциплин и продолжает изучение культурного наследия человечеств. Особое внимание обращается на периоды расцвета искусства, на те передовые явления, изучение которых необходимо для формирования творческих принципов молодых архитекторов.

Целью курса является создание стройной исторической перспективы развития мирового искусства,  

Задачами курса являются: знакомство с выдающимися произведениями мирового изобразительного искусства и архитектуры, чёткое усвоение основных периодов и стилевых направлений мирового искусства, приобретение навыка характеризовать произведение с точки зрения единства художественной формы и содержания. Курс имеет прикладной характер, связан с методикой учебного  проектирования и, тем самым, с ведущей для специальности «Архитектура» дисциплиной «Архитектурное проектирование».

В результате освоения курса «История искусств» студент должен:

знать:

закономерности и периодизацию исторического развития искусства в различные эпохи у разных народов;

основы современного процесса стилеобразования, особенности развития типологии, формообразования, художественных образов искусства;

творческие методы выдающихся представителей мировой художественной культуры;

выдающиеся произведения мирового изобразительного искусства и архитектуры;

уметь:

анализировать произведение искусства;

характеризовать произведение с точки зрения единства художественной формы и содержания;

анализировать особенности развития художественных образов искусства в конкретных исторических и социально-экономических условиях;

 

Методика (технология) обучения

Основными методами (технологиями) обучения, отвечающими целям изучения дисциплины, являются:

- элементы проблемного обучения (проблемное изложение, вариативное изложение, частично-поисковый метод), реализуемые на лекционных занятиях;

- элементы учебно-исследовательской деятельности, реализация творческого подхода, реализуемые при самостоятельной работе;

- коммуникативные технологии (дискуссия, учебные дебаты и другие формы и методы), реализуемые на конференциях;

Диагностика компетенций студента

 В соответствии с критериями, утвержденными Министерством образования Республики Беларусь, оценка уровня знаний студента на экзамене производится по десятибалльной шкале.

В конце изучения дисциплины предусмотрена сдача экзамена.

Изучение курса «История искусств» рассчитано максимально на 202 часа, в том числе 68 часов аудиторных занятий (лекции).

Примерный тематический план

Наименование раздела и темы

Лекции (часы)

Раздел I. Происхождение искусства

4

Тема 1. Виды и жанры искусств

2

Тема 2. Первобытное искусство

2

Раздел II. Искусство древнего Востока

6

Тема 3. Искусство Древнего Египта

4

Тема 4. Искусство Двуречья

2

Раздел III. Античное искусство

6

Тема 5. Искусство Древней Греции.

4

Тема 6. Искусство Древнего Рима

2

Раздел IV. Искусство Средних веков

10

Тема 7. Искусство Средних веков в Западной Европе

4

Тема 8. Искусство Византии

4

Тема 9. Искусство Древней Руси

2

Раздел V. Искусство эпохи Возрожднеия

8

Тема 10. Искусство Возрождения в Италии

6

Тема 11. Искусство Северного Возрождения

2

Раздел VI. Западноевропейское искусство XVII В. 

10

Тема 12. Искусство XVII в. в Италии

2

Тема 13. Искусство Фландрии

2

Тема 14. Искусство Голландии

2

Тема 15. Искусство Испании

2

Тема 16. Искусство Франции

2

Раздел VII. Европейское искусство XVIII – сер. XIX вв.

10

Тема 17. Искусство Франции

2

Тема 18. Искусство Италии, Испании, Англии

2

Тема 19. Романтизм и реализм в европейском искусстве

2

Тема 20. Искусство России XVIII – сер. XIX вв.

4

Раздел VIII. Европейское искусство 2 пол. XIX –  XX вв. 

14

Тема 21. Импрессионизм во французской живописи

2

Тема 22. Постимпрессионизм

2

Тема 23. Направления европейского искусства в ХХ в.

2

Тема 24. Русское искусство 2 пол. XIX – нач. ХХ вв.

4

Тема 25. Советское искусство

2

Тема 26. Искусство Беларуси

2

ВСЕГО

68

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел I. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИСКУССТВА

Тема 1. ВИДЫ И ЖАНРЫ ИСКУССТВ

Теории происхождения искусства.  Классификация искусств. Пространственные, временные, пространственно-временные. Станковое и монументальное искусство. Виды искусств. Архитектура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, театрально-декорационное искусство. Жанры изобразительного искусства (батальный, бытовой, портрет, пейзаж, натюрморт).

Тема 2. ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО

Основные этапы развития первобытного искусства (палеолит, мезолит,  неолит). Местонахождение основных памятников. Наскальные рисунки и росписи в пещерах. Скульптурные произведения. Мегалитические сооружения – менгиры, вишапы, дольмены, кромлехи.

Раздел П. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Тема 3. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Периодизация культуры Египта. Искусство додинастического и архаического периодов. Формирование характерных черт египетского стиля. Искусство Древнего Царства. Реалистические черты в портретном искусстве. Искусство  Среднего Царства. Строительство 11 и 12 династий. Развитие формы обелиска. Город Кахун – пример градостроительного искусства. Развитие монументальной скульптуры. Искусство Нового Царства. Масштабность монументального строительства. Идеализация образа при сохранении портретности. Искусство времени Ахетатона. Жреческая реакция  против реформы Эхнатона. Поздний Египет –  эклектизм в искусстве этого периода.

Тема 4. ИСКУССТВО ДВУРЕЧЬЯ

Храмовое строительство. Зиккураты. Роль цвета в архитектуре. Инкрустация, заменяющая живопись, облицовочные материалы. Особенности скульптуры Двуречья. Ассирийское искусство в 1 пол. 1 тысячелетия до нашей эры. Искусство позднего Вавилона.

Раздел IП. АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО

Тема 5. ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Эгейское (крито-микенское) искусство. Характеристика искусства. Микены. Искусство Греции 11– 9 вв. до н. э. (гомеровская эпоха). Греческий эпос, как исторический и художественный памятник. Искусство Греции 8–6 вв. до н. э. Архаическое искусство. Создание ордерной системы. Связь пластики с архитектурой. Чернофигурная и краснофигурная вазовая роспись. Сюжеты и особенности композиции. Искусство Греции 5– 4 вв. до н. э. Создание классического художественного стиля. Классический тип храма дорического стиля. Создание образа гармонически идеального гражданина. Сооружения Акрополя и их скульптурное убранство. Синтез скульптуры и архитектуры. Парфенон, его особенности. Скопас. Пракситель. Два направления развития искусства. Индивидуализация образа, психологизм (Лисипп), иклассицизм и идеализация образа (Леохар). Искусство Эллинизма – конец 4 –1 вв. до н. э. Рост новых городов. Развитие науки и техники, их влияние на искусство. Пергамская школа. Портретное искусство Пергама. Родосская школа Элементы натурализма, драматические сюжеты.

.

Тема 6. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА

Искусство Рима республиканского периода 5–1 вв. до н. э. Влияние этрусского и греческого искусства. Характерные черты римского искусства. Искусство ранней Империи (1 в. до н.э.). Искусство Римской империи 2 в. Искусство времени Траяна. Искусство времени Адриана. Искусство периода разложения римской империи 3 – 4 в. Строительство при Северах.

Раздел IV. ИСКУССТВО СРЕДНИХ ВЕКОВ

Тема 7. ИСКУССТВО СРЕДНИХ ВЕКОВ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ

Раннехристианское искусство как переходной этап от античных к средневековым традициям. Формирование основных типов храма. Церковное искусство Западной Европы X – XIII вв. Изобразительное искусство и пластика. Романский и готические стили.

Тема 8. ИСКУССТВО ВИЗАНТИИ

Периодизация византийского искусства. Искусство V – VII вв. Символика храма. Храмовое пространство и его декоративное оформление. Комниновский период византийского искусства (XI – XII вв.). Развитие крестово-купольной системы храма. Расцвет иконописи. Искусство Византии в XIII – XV вв. «Палеологовский ренессанс» в византийском искусстве. Влияние исихазма на икону и архитектурный образ. Развитие фресковой живописи.

Тема 9. ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ

Развитие монументального искусства. Искусство периода феодальной раздробленности. Формирование в XII – XIII вв. местных школ зодчества и иконописи. Искусство Полоцкого княжества. Гродненская архитектурная школа. Искусство Руси XIV – XVI вв. Искусство Феофана Грека, прп. Андрея Рублева и Дионисия. в иконе. Русское искусство XVII в.

Раздел V. ИСКУССТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДНЕИЯ

Тема 10. ИСКУССТВО ВОЗРОЖДЕНИЯ В ИТАЛИИ

Основные этапы развития итальянского искусства эпохи Возрождения. Проторенессанс (XIII – XIV вв). Искусство Италии XIV в. (треченто). Джотто ди Бондоне – основоположник живописи Возрождения. Сиенская живописная школа. Начало развития портрета и пейзажа. Раннее Возрождение (XV в.). Общая характеристика науки, техники и культуры. Распространение гуманизма. Флоренция как центр развития искусства Италии. Живопись Флоренции 1 пол. и сер.  XV в. Творчество Мазаччо. Искусство Флоренции 2 пол. XV в. Пьеро делла Франческа. Разработка проблем колористики и световоздушной перспективы в его творчестве. Искусство Северной Италии. Раннее Возрождение в Венеции. Высокое Возрождение. Общая характеристика культуры (1490 – 1530 гг.). Творчество Леонардо да Винчи. Творчество Рафаэля Санти и его лирический характер. Микеланджело – крупнейший мастер Высокого и Позднего Возрождения. Венецианская школа живописи. Джорджоне. Тициан.

Тема 11. ИСКУССТВО СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ

Особенности нидерландской культуры. Нидерландская живопись XV – XVI вв. Творчество братьев Ван Эйк, Рогира Ван дер Вейдена, Иеронима Босха, Питера Брейгеля Старшего. Немецкое Возрождение и его представители (Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн Младший, Лукас Кранах). Характерные черты французской культуры XV – XVI. Расцвет графики и прикладного искусства.

Раздел VI. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО XVII В. 

Тема 12. ИСКУССТВО XVII В.В ИТАЛИИ

Исторические предпосылки и художественные особенности барокко. Болонская академия братьев Карраччи. Влияние Караваджо на европейскую живопись. Лоренцо Бернини – крупнейший мастер зрелого барокко.

Тема 13. ИСКУССТВО ФЛАНДРИИ

Особенности художественной культуры Фландрии. Питер Пауль Рубенс – глава фламандской школы. Антонис Ван Дейк – мастер аристократического парадного портрета. Якоб Иорданс.

Тема 14. ИСКУССТВО ГОЛЛАНДИИ

Расцвет художественной культуры Голландии в первой половине XVII в. Франс Хальс – мастер реалистического портрета первой половины XVII в. Рембрандт ван Рейн – величайший художник-реалист. Вермеер Дельфтский – мастер жанровой картины и портрета. Малые голландцы. Реалистический пейзаж. Натюрморт.

Тема 15. ИСКУССТВО ИСПАНИИ

Испанская живопись кон. XVI – нач. XVII вв. Эль Греко. Хосе Рибера. Диего Веласкес – величайший художник Испании Жанровые и религиозные картины Б. -Э. Мурильо.

Тема 16. ИСКУССТВО ФРАНЦИИ

Общая характеристика социально-экономического и политического положения Франции в XVII в. Развитие реализма во французской графике. Жак Калло, Жорж де Латур, Братья Ленен. Никола Пуссен – основоположник классицизма во французской живописи.

Раздел VII. ЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО XVIII – СЕР. XIX ВВ.

Тема 17. ИСКУССТВО ФРАНЦИИ

Рококо – придворно-аристократический стиль. Антуан Ватто. Реализм и психологизм его творчества. Влияние французских просветителей на искусство. Жан Батист Симеон Шарден – крупнейший представитель французского реализма середины XVIII в. Интерес к античному искусству. Творчество Жана Антуана Гудона. Связь искусства Гудона с идеологией просветителей.  Классицизм конца XVIII в. во Франции. Жак Луи Давид – художник французской революции. Жан Огюст Доминик Энгр.

Тема 18. ИСКУССТВО ИТАЛИИ, ИСПАНИИ, АНГЛИИ

Расцвет венецианской школы в XVIII в. Искусство Испании. Франциско Гойя.  Искусство Англии. Уильям Хогарт – реалист, основоположник национальной живописи. Английский портрет во 2 пол. XVIII в. Джон Констебл – основоположник западноевропейской реалистической пейзажной живописи XIX в.

Тема 19. РОМАНТИЗМ И РЕАЛИЗМ В ЕВРОПЕЙСКОМ ИСКУССТВЕ

Особенности и тенденции романтического направления во французском искусстве 2 пол. XIX в. Жерико – основоположник романтизма. Эжен Делакруа – центральная фигура романтической школы. Пейзажная живопись художников барбизонской школы. Критический реализм творчества Оноре Домье. Густав Курбе, его ведущее место в развитии критического реализма.

Тема 20. ИСКУССТВО РОССИИ XVIII – СЕР. XIX ВВ.

Светский характер культуры. Связь русской художественной культуры с искусством Западной Европы. Живописцы 1 пол. XVIII в. И. Никитин, А. Матвеев. Создание Академии художеств и её роль в развитии искусства. Реалистический портрет в творчестве Ф. Шубина. Исторический жанр в академической живописи. Развитие портрета (Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский). Воздействие Отечественной войны 1812 г. на русское искусство. Живопись 1 пол. XIX в. Романтические тенденции в портретах О. Кипренского. Пейзажи С. Щедрина. В. Тропинин и А. Г. Венецианов, их роль в развитии русской бытовой живописи. Творчество К. П. Брюллова. А. Иванов и его работа над картиной «Явление Христа народу». П. Федотов – основоположник критического реализма в русской живописи 2 пол. XIX в.

РАЗДЕЛ VIII. ЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО 2 ПОЛ. XIX –  XX ВВ. 

Тема 21. ИМПРЕССИОНИЗМ ВО ФРАНЦУЗСКОЙ ЖИВОПИСИ

Эдуард Мане – выдающийся мастер французского реализма. Особенности живописной техники импрессионистов. Усиление формальных исканий в передаче цвета и световоздушных эффектов. Клод Моне и развитие импрессионистического пейзажа. Эдгар Дега и его место в импрессионизме. Огюст Ренуар Интерес к жанровым сюжетам и портрету. Пейзажная живопись импрессионистов (А. Сислей, К. Писсаро). Кризис импрессионизма в середине 1880-х годов.

Тема 22. ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ

П. Сезанн. Винсент Ван Гог. Поль Гоген. Анри Тулуз-Лотрек. Пуантилизм. Жорж Сера и Поль Синьяк. Теория «научного импрессионизма». Французская скульптура конца XIX – нач. XX вв. Огюст Роден – крупнейший французский скульптор этого времени. А. Бурдель – мастер монументальной скульптуры. Классицистические черты в творчестве А. Майоля.

Тема 23. НАПРАВЛЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО ИСКУССТВА В ХХ В.

Развитие французского искусства в ХХ в. «Фовизм» – первое модернистское течение во французском искусстве ХХ в. (А. Матисс, М. Вламинк, А. Дерен). Кубизм и его основоположники Пабло Пикассо и Жорж Брак. Основные этапы развития кубизма: «сезанновский», «аналитический», «синтетический». Дадаизм. Сюрреализм. Сочетание иррационального с натуралистическим в творчестве сюрреалистов (Х. Миро, И. Танги, М. Эрнст, С. Дали). П. Пикассо. Основные этапы творчества. Абстракционизм. Оп-арт 1960-х годов. Искусство Италии ХХ века. Футуризм, его основные представители   – Ф. Маринетти, У. Боччиони, Д. Северини.

Тема 24. РУССКОЕ ИСКУССТВО 2 ПОЛ. XIX – НАЧ. ХХ ВВ.

Возникновение «Товарищества передвижных художественных выставок. Программа передвижников. Место передвижников в художественной культуре России второй половины XIX века. И. Крамской – идейный руководитель передвижников. В. Перов. Н. Ге. Жанровая живопись 1870–80-х годов. Создание национального пейзажа в 1960–80-х годах. А. Саврасов. И. Шишкин, Ф. Васильев. Творчество И. Е. Репина. В. И. Суриков. В. Васнецов. Творчество И. Левитана. Модерн в русском искусстве. Бытовой жанр. М. Врубель. В. Серов. Развитие реалистического портрета. Объединения «Мир искусства», «Союз русских художников», «Голубая роза», «Бубновый валет». Русский импрессионизм и его своеобразие. К. Коровин, И. Грабарь.

Примитивизм и экспрессионизм в русском искусстве 1910-х годов. М. Ларионов, Н. Гончарова, М. Шагал, П. Филонов и др. Скульптура начала ХХ в. А. Голубкина, С. Коненков.

Тема 25. СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО

Искусство периода революции и гражданской войны. Развитие политического плаката. Основные художественные группировки 1920-х годов. Искусство в годы Великой Отечественной войны. Плакаты Кукрыниксов, И. Тоидзе. Живописные произведения А. Дейнеки, А. Пластова, С. Герасимова, П. Корина. Искусство послевоенного периода. Развитие бытового жанра. Тенденции советского искусства 1960 – 1980-х годов. «Суровый стиль». Взаимодействие различных национальных школ в советском искусстве. Скульптурные памятники-мемориалы 1970 – 1980-х годов. Проблема синтеза искусств в творчестве современных художников.

Тема 26. ИСКУССТВО БЕЛАРУСИ

Формирование коллективов художников в крупных городах. Искусство довоенного периода. Тема Великой Отечественной войны в творчестве белорусских художников. Скульптура (А. Бембель, З. Азгур). Живопись (В. Зайцев, В. Волков, В. Цвирко). Синтез искусств. Развитие пейзажа  (В. Цвирко, С. Катков, В. Громыко). Белорусская тематическая картина (А. Савицкий). Мемориальные комплексы Беларуси. Современное белорусское искусство.



ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ОСНОВНАЯ  ЛИТЕРАТУРА

Вёрман К. История искусства всех времен и народов: в 3 т. / К. Вёрман. – М.: Изательство АСТ, 2001.

Всеобщая история искусств в 6 т. / редкол.: Б.В. Веймарн (гл. ред.) [и др.]. - М.: Искусство, 1956–1966.

Гiсторыя беларускага мастацтва ў 6 т. / рэдкал.: С.В. Марцэлеў (галл. рэд.) [i iнш.]. – Мiнск: 1990 – 1996.

История искусства зарубежных стран: Первобытное общество, Древний Восток, Античность: учебник для вузов / М.В. Доброклонский [и др.]; под общ. ред. М.В. Доброклонского. – 4-е изд. – М.: Изобразительное искусство, 1981.

История русского искусства в 2 т. / редкол.: М.М. Ракова (гл. ред.) [и др.]. – М.: Изобразительное искусство, 1979.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Алпатов М.А. Этюды по истории западноевропейского искусства / М.А. Алпатов. – 2-е изд. – М.: Издательство Академии художеств, 1963. – 418 с.

Базен Ж. История истории искусства: От Вазари до наших дней / Ж. Базен. – М.: Прогресс – Культура, 1994. – 528 с.

Барокко / Р. Томан [и др.]; под общ. ред. Р. Томана. – Кёльн: КЁНЕМАНН, 2004. – 500 с.

Бернсон, Б. Живописцы итальянского Возрождения /Б. Бернсон. – М.: Искусство, 1965. – 436 с.

Готика / Р. Томан [и др.]; под общ. ред. Р. Томана. – Кёльн: КЁНЕМАНН, 2001. – 521 с.

Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства / Б.Р. Виппер. – М.: Изобразительное искусство, 1985. – 288 с.

Искусство итальянского Ренессанса /Р. Томан [и др.]; под общ. ред. Р. Томана. – Кёльн: КЁНЕМАНН, 2000. – 520 с.

Классицизм и романтизм / Р. Томан [и др.]; под общ. ред. Р. Томана. – Кёльн: КЁНЕМАНН, 2001. – 520 с.

Лонги Р. От Чимабуэ до Моранди / Р. Лонги. – М.: Радуга, 1984. – 352 с.

Мислер Н., Филонов. Аналитическое искусство / Н. Мислер, Д. Э. Боулт. – М.: Советский художник, 1990. – 247 с.

Никулин Н. Н. Золотой век нидерландской живописи / Н.Н. Никулин. М.: Изобразительное искусство, 1982. – 398 с.

Романское искусство / Р. Томан [и др.]; под общ. ред. Р. Томана. – Кёльн: КЁНЕМАНН, 2001. – 481 с.

Фар-Беккер, Г. Искусство модерна / Г. Фар-Беккер. – Кёльн: КЁНЕМАНН, 2004. – 425 с.




1. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата педагогічних наук Київ ~ Д
2. а трудовые правоотношения; б организационноуправленческие правоотношения; в правоотношения по трудоу
3. ЛЕКЦИЯ 7 Резонансные явления в электрических цепях
4. ЭкоГэлакси СипСтрой
5.  Расставьте ударения в следующих словах- туфля повторена красивее о скольких ожил обоим магазин
6. Зубчатые колеса
7. БТК40 21
8. Доказательство сильной гипотезы Гольдбаха-Эйлера
9. Структура реальности
10. Концепция развития ОАО
11. Радуга Брыксиной Л
12. Останкино. Театр-дворец
13. Кот в сапогах по мотивам сказки Ш
14. По многим из этих вопросов среди участников дискуссий отсутствует единство мнений
15. Контрольная работа на тему ldquo;Философия истории Карла Марксаrdquo;
16. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛАН-УДЭ
17. Характеристика архаїзмів у творах Семена Скляренка
18. БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ В.
19. Контрольная работа- Развитие и обучение персонала организации
20. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата економічних наук Київ2002.