Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Лекция 2 Возникновение массовых коммуникаций в обществе

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 9.11.2024

Лекция №2

Возникновение массовых коммуникаций в обществе.

«Особенности функционирования коммуникаций в социуме» – сообщение 3-5 минут, презентация, краткие итоги.

На рекламу расходуется ежегодно в мире 300 млрд долларов. В США обеспечивает свыше половины доходов журналов, 75% газет и почти 100% эфирного коммерческого ТВ. В России такой статистики по рекламе пока нет, но годовой тираж газеты приблизительно 100 млрд экземпляров, рекордсменом является еженедельник «Аргументы и факты» (до 4 млн подписчиков). В 90-е годы, когда в СССР были лимиты на подписку, а стоимость изданий была низкой «Аргументы и факты» выходили в свет астрономическим тиражом - 33, 2 млн экземпляров. У региональных газет после 90-х годов тираж несколько упал. Постепенно он возрастал, так как возникал интерес аудитории, что происходит именно в их регионе. В целом мире издается около 10 тыс. только ежедневных газет. Ежегодно печатается 10 млрд книг. Потенциальной аудиторией радио является все человечество, на сегодняшний день существует около 1,5 млрд телеприемников. Телепрограммы могут принимать более 3 млрд человек. Парк Телевизионных приемников превысил 1 млрд.  Полноценная жизнь современного человека естественно невозможна без развернутой системы СМИ, Профессиональная журналистика выступает как эффективное средство совершенствования общественной жизни. Весь процесс развития журналистики шел по пути демократизации: от папирусов и пергаментных летописей к изобретению бумаги и печатного станка; от рукописных «Курантов» к их многочисленным потомкам в виде современных многостраничных и многоцветных газет; от глашатых на площади к радиоприемникам; от Люмьеровского киноаппарата к вездесущей телекамере; и по словам Эйзенштейна: «Прямо и непосредственно пересылать миллионам слушателей и зрителей художественную интерпретацию, события в неповторимый момент самого свершения его, в момент первый и бесконечно волнующий встречи с ним». У профессиональной журналистики замечательные перспективы, вот почему этой профессии необходимы грамотные, опытные, честные, владеющие профессиональным мастерством журналисты.


 Последнее время аудитория сталкивается с такими понятиями, как мультимедиатизиция и, естественно, конвергенция. Многие вообще не понимают суть слова «мультимедиа».

Мультимедиа появилась достаточно давно, практически с появлением письменности. Само по себе слово «медиа», которое, если абстрагировать от ученых объяснений означает способ коммуникации, то есть процесс передачи информации. На самом деле к медиа относятся книги, кино, музыка, театр и т.д. исторически выделяют пять способов коммуникации, каждому из низ свойственен свой исторический период возникновения и активного использования:

  1.  Жест (появился раньше всех, в эпоху первых родовых общин и первых совместных поселений человека) кодирует информацию конкретную, относящуюся к данному моменту;
  2.  Речь (появилась позднее для активных коммуникаций внутри родовых сообществ) кодирует информацию в том числе абстрактную (переживания, воспоминания и т.д.);
  3.  Изображение (появилось с первыми наскальными рисунками) представляло собой попытку зафиксировать для последующих поколений информацию, это первый материальный информационный носитель;
  4.  Музыка (появилась одновременно с речью) в свое время кодировала информацию, то есть ритуальные танцы, гимны представляли собой способы коммуникации. Сегодня музыка в значительной степени утратила  способ коммуникации и используется, в первую очередь, как способ эстетического наслаждения;
  5.  Письменность (появляется, по сути, с образованием первых централизованных государств древнего мира) дала начало культуре, так как позволяет сохранять информацию для потомков и накапливать ее. С появлением речи медиа стали мультимедийными, потому что в чистом виде речь существует лишь в форме аудиозаписей, а в быту всегда сопровождается иными формами коммуникации – изобразительной (человек использует гримасы, способы визуального пояснения), основанный на жестах и т.д.

Музыка изначально представляет собой мультимедийны способ коммуникации, так как является сочетанием речи и пластики. Самый сложный способ – это письменность6 так как он наиболее абстрактен. Письменный тест всегда абстрагирован от автора (он не присутствует в момент прочтения) и от аудитории (он всегда направлен к виртуальной непостижимой автором публике). Именно поэтому письменный текст для его коммуникации прибегает к отдельной форме коммуникации – носителю. Им может быть бумажный носитель, электронный и так далее. СМИ всегда исторически отдавали предпочтение какому-то одному основному средству коммуникации: газеты – письменности (реже – изображение), радио – устной речи, а телевидение – изображению или видиовизуализации. Именно поэтому с появлением каждого нового типа СМИ старые СМИ не умирают, однако всерьез говорить о мультимедиа начали только в последние 20 лет в связи с прогрессом именно компьютерной техники, компьютерных носителей, компьютерных сетей как способа трансляции. Именно эти технологии позволили объединить внутри одного носителя, например компакт-диска, разные ранее необходимые средства коммуникации, такие как визуальные, текстовые, звуковые.

Сегодня через Интернет, электронную почту, через телевизионную кабельную сеть можно с одинаковой легкостью получить доступ к текстовой, визуальной, звуковой информации. Это уже не способ передачи информации, это среда, в которой видео становится продолжением текста, а звук иллюстрирует картинки. Говоря о мультимедиа в СМИ, правильно будет вспомнить и термин «конвергенция». Чаще всего, употребляя этот термин, цитируют известного американского ученого профессора Итьеля де Сола Пула: «стирание границ между медиа, как средствами обоюдной коммуникации такими как телефон, почта, телеграф и, как СМИ, такими как прогресс, радио и телевидение.  

Что же такое стирание границ на практике? Норвежский ученый Андрес Фагерйорд и Танья Сторсул наиболее полно выразили этот термин «конвергенции», выделив, как минимум, шесть её интерпретаций, каждая из этих интерпретаций рассматривает особенный аспект медиа-конвергенции:

  1. Конвергенция сетей предполагает превращение аналогового сигнала в цифровой, делая таким образом абсолютно безразличным то, какие данные и какой вид коммуникации транслировать. Примером здесь может выступать появление современных цифровых кабельных телевизионных сетей, которые позволяют транслировать не только телевизионную картинку, но и компьютерные данные, предоставляя доступ в Интернет, а также к телефонной связи.
  2. Конвергенция терминалов предполагает объединение некогда различных устройств в единое мультифункциональное устройство предназначенное для приема и потребления информации. Конвергенция терминалов становится возможной благодаря конвергенции сетей, то есть цифровой контент может представлять собой любой вид коммуникации. Компьютер, на сегодняшний день, стал самым конвергентным терминалом.
  3. Конвергенция услуг предполагает, что на базе сетей и терминалов появляются совместные услуги, совершенно различные по своей сути, но предоставляемые одним и тем же электронным способом. Сюда относятся службы коротких сообщений в мобильной телефонии, чаты, блоги, а также другие виду и услуги доступа к электронной почте через телевизор по средством пульта.
  4. Конвергенция рынков вытекает на прямую из конвергенции терминала, сетей и услуг и приводит к тому, что телекоммуникационные компании сегодня активно играют на медиа-рынке (открывая собственные телеканалы), свидетельствуют тому, что сегодня мы постоянно находим в новых и новых сделках, в ходе которых могут исчезнуть обыкновенные телекомпании, газеты и так далее.
  5. Конвергенция жанров предполагает, что в результате сочленения различных медиа-платформ (печатные СМИ с телевизионными на базе интернет-порталов). Ранее, свойственные какой-либо одной медиа-платформе, жанры проникают и ассимилируются с другими (Интернет-колонка).
  6. Конвергенция регулирования на прямую вытекает из конвергенции рынков, так как в результате возникновения совместных рынков власти вводят регулирующие процессы общие для всех этих рынков. Именно поэтому наблюдается в последние 5 лет постепенное сочленение различных министерств (таких как массовые коммуникации и связи) в одно большое министерство. Очень важно понимать, что таким образом мультимедиадизация контента СМИ не происходит на уровне распространителя сообщений (то есть самой редакции СМИ), она присутствует на уровне каналов передачи информации, потребителей в повседневной практике, абонентских устройств, предназначенных для потребления медиасообщений и самих передаваемых сообщений.  


Специфика мультимедийного языка заключается в том, что, если для всех других способов коммуникации существует свой специальный язык (изображение, речь, письменный язык), то чуть мультимедии языка как раз состоит в сочетании различных языков. Обозначение людей, предметов, явлений в мультимедиа формируется на основе взаимодействия различных элементов, различных языков (визуальных, текстовых, графических, аудиовизуальных).

Как же они взаимодействуют между собой?

  1. Преимущественно методом дополнения: один языковой элемент, к примеру, фотолента, дополняет другой, к примеру, текст.
  2. Методом построения иерархии информации (менее важная информация представлена в другом формате).
  3. Методом навигации (иная форма информации мультимедиа упрощает навигацию по информационному пространству).

Каждый из этих методов в ограниченной мере может использоваться другими носителями. Возьмём, к примеру, книгу; возможно ли к ней дополнение? Безусловно возможны. Обычно располагаются либо сноски, либо примечания (каждое из таких использований имеет ряд ограничений: читателю возможно лень лезть в конец книги и читать примечания, в целях экономии времени он просто пропускает эту сноску). Мультимедиа-форма позволяет без отрыва от основного документа получить доступ к дополнительной информации, по сути мультимедиа позволяет читателю создать свой собственный порядок чтения, можно ли построить иерархию в обычной книге? Оно конечно тоже возможно, но вынуждает автора наименее важную информацию размещать после более значимой. Читатель же не всегда читает текст подряд, а иногда склонен недочитывать до конца, что приводит к недостаточному восприятию значимой информации. Дает ли книга возможности для навигации? Безусловно дает, однако, эта навигация неудобна, так как навязывает читателю определенный сплошной строчный текст , в котором для навигации используются специальные указатели: оглавление, деление на главы и предметные указатели. Но такая навигация не экономит время читателю, заставляя перелистывать сотни страниц в поиске нужного элемента. Мультимедиа-документ облегчает поиск и навигацию, а также предоставляет больше возможностей для создания собственного порядка чтения и перемещения по документу. Говорят, когда древние ораторы сочиняли очередную речь, они мысленно рисовали план вымышленного дворца, располагая в каждой комнате по определенному набору аргументов, а затем заучивали наизусть маршрут перемещения по такому виртуальному в соответствие комнат и аргументов, то есть величайшей и главной задачей ораторов была организация информации, её иерархия. Как доказывали многие ученые второй половины XX века, читателю тоже важна организация информации, ему необходимо понимать, как перемещаться по тексту. Традиционные текстовые документы, как и фонографические и кинодокументы, предполагают, что читатель воспринимает информацию линейно, то есть человеческая память больше похожа на магнитную ленту, записывающую хронологию абзацев и череду слов. Исследования психолингвистов и физиологов второй половины XX века показали, что человеческая память скорее напоминает систему полочек и стеллажей, а не магнитную ленту, то есть человеческое сознание фрагментарно и не способно записывать на подкорку. Вместо этого сожнание начинает экономить время и воспринимать не всю информацию, а лишь существенную, располагая ее в ячейках памяти. В связи с этими открытиями переосмыслению были подвергнуты такие процессы, как чтение и письмо. Ряд экспериментов показал, что человек никогда не читает  текст целиком и слово за слово. Читатель в целях экономии времени не дочитывает до конца некоторые абзацы, часто заглядывает вперед и, в основном, полностью меняет в своем сознании концепцию произведения. ТО же самое происходит и с другими видами линейной информации, как видеофильм, кино, кинематография.

Мультимедиатекст есть нечто иное, это возможность предоставить читателю свободу выбора различных элементов, сред для ознакомления с информацией, более удобного заглядывания вперед, возможность отвлекаться, распылять мысли и так далее. В этом смысле мультимедийный язык является интерактивным, так как он позволяет при помощи различных вариантов и различных смысловых схем получать информацию, используя данные самой природой человек возможности. Интерактивные медиа – это медиа, которые читатель как бы создаёт самостоятельно, на основе бесчисленного предложенного количества вариантов, в этом состоит принципиальное отличие языка мультимедиа от языка других средств – без вмешательства пользователя информация остаётся неполной. Если аудиовизуальное изображение в кино и телевидении представляет собой картинку действия, то мультимедийное изображение заставляет пользователя самостоятельно определять свои перемещения и свою логику получения информации. Таким образом потребитель мультимедийного текста активен, так как потребление продукта требует от него не только «пассивного усвоения материала», но и разработки логики неких собственных действий, необходимых для получения информации. В этом смысле пользователь мультимедийных систем должен учиться, чтобы иметь возможность пользоваться комплексным интерфейсом, позволяющим ему совершенно различными путями получать информацию. Пользователь должен одновременно понимать, каким способом воспринимать информацию, а также, каким образом осуществлять навигацию в этом пространстве. Наиболее подходящим примером в данном случае являются виртуальные визиты, доступные на многих сайтах. Учёные предлагают следующую классификацию моделей чтений мультимедиа продуктов:

  1. Сеанс трансляции – линейная передача информации, которая не предоставляет потребителю иных возможностей влиять на потребление этой информации, кроме как остановить просмотр. Наиболее характерный вид – телевидение. Чтение предоставляет собой линейную передачу информации, которую можно прервать и вернуть в любой момент. Сюда относится любой записанный контент, например записанное на кассету видео или печатный текст.
  2. Справочная консультация предлагает модель выборочного чтения путем доступа к ней на основе формальной организации информации. Этой модели соответствует пользование телефоном или другими справочниками, или любой базой данных. Этой же модели соответствует система поиска информации на основании запроса в электронных базах и поисковых машинах.
  3. Навигации представляет собой перемещение по заранее запланированному маршруту, это вид чтения нам предоставляет любые иерархические меню или последовательные переходы.
  4. Изучение. Данный вид чтения предполагает индивидуальное перемещение без заранее намеченного маршрута. Примером такого перемещения может быть чтение электронных энциклопедий, Читатель может самостоятельно выбрать тот контент и те подробности, которые ему интересны. Этот вид чтения предоставляет человеку максимальное богатство возможностей.
  5. Виртуальный визит представляет собой навигацию полностью зависящую от действий пользователя. (3D)


СМИ (СМК) за последнее десятилетие изменилось достаточно основательно. Это объясняется влиянием основных двух факторов:

  1. Перемены в социальной структуре общества;
  2. Новые технологические моменты, требующие изменений СМИ во всех странах мира.

Это сложный процесс, который в Советское время полностью находился вне общественного потока развития СМИ. От вертикальной и партийной СМИ перетекают в горизонтальные и коммерческие. Эти преобразования произошли из-за нескольких факторов.

Во-первых, в прошлое ушло тоталитарное государство, определявшее основные параметры советских СМИ, и вместе с ним исчезло подавляющее большинство партийных изданий, на базе которых возникли независимые СМИ.

Во-вторых, распалась административно-командная система управления, определявшая элементы типологии СМИ (газеты, ТВ, радио). На сегодняшний день нет больше вертикали прессы от газеты «Правда» до районной газеты. Вместо этого получила развитие горизонтальная структура, соответствующая современным демократическим признакам (функционирование самостоятельных автономных и одновременно взаимодействующих организаций).

Ставши независимыми, издания, ранее входившие в структуры центральной прессы, такие как «Труд», «Комсомольская правда», «Известия» распространяются по всей территории России, но тиражами во много меньше, чем в начале 90-х годов. Тип центральных СМИ трансформируется. Доступ к центральным СМИ России крайне ограничен, что крайне негативно сказывается не целостности информационного пространства. Нишу, освободившуюся таким образом, занимают региональные СМИ. Получившие независимость, СМИ не долго остаются в руках журналистов. В большинстве своём в последствие они становятся собственностью банков и корпораций. На смену партийной прессе пришла коммерческая, принадлежащая различным холдингам, банкам, корпорациям и так далее, что привело к появлению новых видов издания.

Новые грани и границы типологии: СМИ финансовые и бульварные. Появилось новое деление, которое отсутствовало в советское время или было обозначено пунктирно: элитные СМИ (финансово-экономические), Массовые, которые практически перешли в бульварные. Эти изменения не совсем соответствуют тем переменам, которые произошли в мире. В большинстве стран снижается влияние массовой бульварной, больше становится качественных средств СМИ, рассчитанных на более образованную аудиторию. Это прежде всего связано с некоторыми причинами: изменение социального статуса многих групп в обществе, с возрастающей ролью такой категории, как «белые воротнички», которые предпочитают серьёзную во всех отношениях информацию. В то же время сами качественные СМИ меняются, расширяя круг своих интересов и охватываемых проблем: на ряду с традиционными разделами, посвящёнными искусству, доводятся материалы о возможности приобретения произведений искусств, которые могли бы быть интересны более состоятельной аудитории. Появляются многочисленные публикации о музыке, спорте, кино, телевидении, то есть происходит опрощение элитарных СМИ.

Бульварные СМИ присутствуют во всех странах за исключением Англии и Германии. В Англии (в Лондоне) издаётся несколько бульварных газет, таких как Star, в то же время число этих СМИ уменьшается. В Германии выходила всего лишь одна бульварная газета. Во Франции таких газет вообще нет. В США бульварная пресса себя изжила, её заменили мужские и женские журналы и многочисленные развлекательные еженедельники. В то же время наблюдается достаточно активное усиление СМИ, которые раньше считали специализированными и рассчитаны они были на биржевиков и экспертов-аналитиков. Они занимают нишу качественных СМИ и рассчитаны на управление элиты. Такие же тенденции проявляются и в российских СМИ. Сейчас Россия переживает бум финансовых СМИ, которые по своему уровню приближаются к элитарным изданиям, выпускающимся на западе. Первой попыткой занять нишу элитарной прессы является газета «КоммерсантЪ». К сожалению, она не смогла вокруг себя объединить читателей из кругов финансовой элиты и стала более газетой массовой, рассчитанной на тех, кто просто интересуется финансовыми вопросами. Попытку пересадить на российскую почву совместных продукт двух элитарных качественных газет предприняли крупнейшие западные финансово-экономические издательские концерны американские Dow Jones и английский Pearson. Газету «Ведомости» издают соперники, объединившиеся для совместной деятельности в России. Это Financial Times Wall  Street Journal& Типология Российской прессы, в первую очередь газеты, развивается в том же направлении, что и в международной практике. Это не означает, что российская пресса унифицируется под западные модели, но и не свидетельствует об антагонистическом противопоставлении основных типологических структур СМИ России и развитых стран запада. Тем более, что западные СМИ сами существенно разнятся между собой.

Английская, французская, шведская модели сильно отличаются друг от жруга и еще больше от американской. Российская модель СМИ приближается к европейской, частью которой она и является. За последние 10 лет резко вырос информационный компонент российских СМИ. Однако важнейшей частью журналистики остается аналитика, интерпретация событий, публицистика, в отличие от американской модели. В мире российской прессы, в её типологии на ряду с увеличением некоторым количеством числа качественных изданий наблюдается процесс бульваризации (пожелтение многих СМИ).Бульварной (в полном смысле этого слова) ежедневной газеты нет. Зато существует множество бульварных еженедельников, примитивного уровня, типа «Мегаполис Экспресс».

Особое место занимает издание, объединяющее несколько типов СМИ (серьёзные информационные и аналитические блоки, граничащие с бульварными, рассчитанные на широкие массы, «Московский комсомолец» пользуется самой большой читательской аудиторией). Реклама на сегодняшний день стал важным действующим фактором в мире российских СМК, что способствовало появлению нового виде бесплатных газет, распадающихся в свою очередь на 2 типа:

  1. Чисто-рекламные;
  2. Информационно-рекламные.

Многие тенденции международные типологии связаны с влиянием глобализации и развития новых технологий, которые позволяют ускорить передачу сигнала в разные точки земного шара. С одной стороны, создаются глобальные газеты (Wall Street Journal, USA Today), все они создаются на английском языке, языке общения международного бизнеса. К сожалению, нет таких газет ни на каких других языках. Глобализация сопровождается также усилением развития местных СМИ, которые весьма влиятельны для небольшого населённого пункта или города. Подобная тенденция наблюдается в России, где растёт число малотиражных газет для небольших групп лиц. Ещё в большей степени это проявляется в журнальном виде, где увеличивается число специализированных изданий. По тиражированию они мало уступают развлекательной продукции или специализированным изданиям. Современные информационные еженедельники, которые выпускаются концерном MostMedia («Итоги»), издательским домом «КомерсантЪ» («Власть», «Деньги») существенно уступают по тиражу, хотя их можно отнести к изданиям непосредственно связанным6 которые участвуют в политическом процессе. Круг реально участвующих СМИ в политике пока слишком мал, чтобы создать реальную почву для действительно массовых информационных еженедельников.

Глобализация во всем мире меняет философию и радиовещания. Цифровой радиосигнал позволяет соединить внешнее глобальное и местное, вплоть до общественного. Главная тенденция – бурный рост местного радио. Типология радио также изменилась. Резко сокращается доля национальных радиовещательных компаний и увеличивается число местных станций, работающих в диапазоне FM. Местные российские станции уже обозначили своё присутствие на российском радиорынке и пытаются создать общероссийские сети. Так, например, «Эхо Москвы» распространяет свой сигнал через Интернет по всей России и за её пределами.

Существенное изменение происходит и в типологии ТВ, хотя в большей степени они затронули мировое ТВ. Прежде всего надо отметить разделение труда между эфирным ТВ и кабельным. В России кабельное ТВ сосредоточено на сугубо местной аудитории. В Москве ТВ действует на уровне районного или даже квартального вещания. Они включают в себя 2 элемента: районные или квартальные – это местные новости, а к ним иногда подключаются городские новости, и видеофильмы (часто нелицензированные). Эти каналы активно эксплуатируют местные власти, префектуры и управы.

Перечень Севастопольских газет (+интернет-версия)

Перечень Крымских газет (+)

Перечень Украинских газет (+)

Перечень Российских газет в Севастополе

Какое ТВ кабельное, а какое эфирное


Ведущие мировые издание переходят на интегрированную систему работы. Исходя из этого, можно условно выделить несколько типов редакций:

Мультимедийная редакции. Основной особенностью редакции является наличие специальных редакторов для каждой технологической платформы издательства, то есть отдельные редакционных единицы работают для печатной и онлайн версий изданий. Есть два варианты подобных редакций:

Один или несколько редакторов делают копию печатной версии и размещают её на веб-сайт. Это может произойти ещё до того момента, как новостная история была издана в печатной версии или после того, как газета вышла  в свет.

Есть полностью снабжённый необходимыми технологиями редакционный отдел с онлайн репортёрами, онлайн редакторами, которые проводят собственное исследование, создают собственный контент и работают с веб-сайтом, как с независимой от печатного издания платформой. Онлайн редакции такого типа могут быть частью редакции печатного издания или даже отдельной компанией.

Вне зависимости от вариаций в мультимедийной ньюсруме ответственность за печатные и онлайн платформами распределяются между различными людьми: редактором онлайн версии и печатного СМИ. Создание, обработка и распространение информации происходит на различных платформах.

Кросс-медийная редакция. Редакция работает по принципу взаимного обмена информацией. Создание, обработка и распространение контента происходит сразу для всех технологических платформ. Работники различных тематических отделов (культура, политика, спорт, бизнес и т.д.) создают контент для печатной и для онлайн версии издания, а также обеспечивают видео и аудио ролики для веб-сайтов.

Интегрированная редакция. Такая редакция объединяет все новостные потоки, проходящие на всех технологических платформах на уровне планирования и производства, тем самым обеспечивая контентом все информационные каналы. В редакции такого типа нет одного человека, ответственного за определённый информационный канал. Ответственность за освещение новостей на печатной и цифровой платформах лежит на плечах главы определённого тематического отдела. Концепция основана на том, что «владелец» темы лучше всех знает, как правильно выстроить структуру новостной истории в зависимости от специфики информационного канала и какой формат лучше выбрать. Нет понятия «мы» или «они», нет конфликтов между различными людьми или командами по поводу того, как и где лучше изменить угол на новостную историю. 

Концепция «супер журналист».

Традиционно журналисты подразделяют себя на газетчиков, телевизионщиков, радио и фотожурналистов. В условиях стремительно развивающегося направления конвергентности целесообразно задуматься не о различиях, а о том, что объединяет все типы журналистов. У журналистов всех специализация схожи принципы сбора, обработки и распространения информации, которая необходима и интересна аудитории. Работая в объединённой редакции журналистам необходимо избавиться от принципа «мы против всех», от вражды между представителями между представителями разных СМК. Пишущие журналисты работают бок о бок с телевизионными, фотожурналистами, радио журналистами, объединяющей единицей такого содружества является текст, над которым работают схожими методиками, Текст – это объединяющее начало для всех СМИ.

Не смотря на то, что некоторые исследователи настаивают на том, что журналист должен оставаться специалистом в своей сфере, безусловно имея представление о том, как работают его коллеги, большинство сегодня же принимают сторону и идею универсального журналиста или супер журналиста, как основную единицу современной медиа среды.

Универсальность заключается не только в умении обращаться с фотоаппаратом, видеокамерой, диктофоном, писать тексты для разных видов СМИ. Главное качество универсального медиа профессионала – это умение быстро определить в каком формате лучше подать тот или иной информационный продукт. Чтобы иметь чёткое представление о том, какой контент когда и где лучше подать, журналист должен обладать навыками работы в различных видах СМИ и знать, каким образом подать контент определённого типа издания, то есть уметь снимать видео, монтировать сюжет, писать текст, записывать аудиоподкасты, работать с блогами, чтобы собрать как можно больше информации и максимально раскрыть суть новостного повода. Журналисту важно мыслить мультимедийно.

Журналисту надлежит создавать контент в том формате, в котором ему удаётся лучше всего и который максимально подходит для освещения конкретного информационного повода. К примеру, на сайте издания размещается новость, сопровождающаяся аудио и видео, а в печатной версии – статья с глубоким анализом и комментариями экспертов. Использование различных типов информационных каналов для освещения одного события – основная черта работы объединённой или конвергентной редакции.

Редакция «Daily Telegraph». Журналист посещает событие, пишет заметку для газеты, размещает в блоге призыв посетить интернет издание этой же газеты. Га сайте читатель находит более развёрнутый, чем в газете репортаж, снабжённый фотографиями, аудио комментариями журналиста и интервью очевидцев. Таким образом читатель онлайн версии получает информацию о событии в полном объёме, так как он читает, смотрит и слушает. Консультант по онлайн журналистике и медиа Пол Бредшоу также предлагает идею мобильного журналиста, который выполняет свою работу за пределами офиса. По его словам мобильный журналист должен быть постоянно в дороге, загружать новости в твиттер, транслировать видео прямо с телефона, публиковать не редактированное аудио с места действия.

Таким образом, основное отличие универсального журналиста от традиционного – в том, что первый должен быстро определить оптимальный формат для печати информационного продукта. Нужно уметь и владеть хотя бы элементарными навыками работы с техникой, обладать техникой интервью, уметь подбирать факты и данные, обрабатывать фото и видео материалы, писать тексты для газеты, телепрограммы, передачи.

Навыки супер журналиста:

  1. Писать новости для онлайн ресурсов
  2. Делать видео репортаж
  3. Загружать аудиоподкасты в интернет
  4. Снимать фотографии, обрабатывать и загружать  в интернет
  5. Слать новостные сообщения по смс
  6. Быстро печатать на компьютере
  7. Искать информацию в интернете
  8. Пользоваться числом программ, в том числе уметь передавать информацию через wi-fi прямо в выпуск, в номер или на сайт
  9. Вести блоги
  10. Отбирать факты и данные
  11. Работать практически круглосуточно

В условиях перемен журналиста безусловно должны волновать вопросы этики , он должен опираться на свои моральные и этические принципы и взгляды, быть способным быстро принимать верные, с точки зрения этики, решения. Поэтому на первый план для универсального журналиста выходят такие качества, как гибкость ума и разнообразное образование, а также глобально видение проблемы. У журналиста всегда есть возможность рассказать свою историю наилучшим образом. А в условии конвергентности эти условия расширяются. Талантливый журналист должен уметь играть сильными сторонами каждого вида СМК. Также нельзя упускать из виду то, что контент на различных технологических платформах подаётся по разному. То, что может быть вынесено в еженедельник совсем не подходит для онлайн газеты или аудио сюжета. Для аудио важно передать атмосферу так, чтобы у слушателя возник визуальный образ происходящего. Для видео важно прокомментировать то, что не попало в кадр. Текстовой материал нужно писать чётко по правилам. Таким образом журналист должен собрать с места события максимум информации, чтобы его можно было определить в любую платформу.


Новые роли журналиста и редактора в конвергентной редакции

Для оптимизации работы в объединённой редакции у журналистов и редакторов появляются новые роли. Одна из наиболее важных – это редактор потока новостей. Этот редактор занимается отбором наиболее важных и актуальных новостных поводов. После отбора он распределяет работу журналистов, учитывая профессиональные качества каждого. Если определённую новость лучше всего иллюстрировать с помощью видеосюжета редактор отправляет на место события журналиста, которые наилучшим способом владеет навыками видеосъёмки и в то же время сможет создать качественный текстовой материал. Главное отличие редактора конвергентной редакции от редактора традиционного – это умение мыслить различными форматами и сразу определять как и какое событие лучше представить в аудитории. Поэтому в объединённой редакции очень важны горизонтальные связи, чтобы журналисты могли сами оперативно взаимодействовать с редактором. Очень важно в объединённой редакции роль редактора, ответственного за конкретную новостную историю. Этот человек назначается редактором контент-группы и руководит всем рабочим процессом по созданию определённой новостной истории. Все его функции входят в координацию членов группы, работающих над определённым информационным продуктом: журналист, оператор, верстальщик, фотограф.

В то время, как универсальный журналист работает на место события, в редакции работают специалисты-помощники, работающие под редактором, добывая дополнительную информацию: инфографика, статистика, фотографии из архива, факты предыстории…

В онлайн журналистике этот метод и эти люди называются добытчиками данных.
Редактор контента, который формируется читателем, зрителем. Его задача - контроль, обработка информации, которая поступает на интернет ресурс. Ставка на пользователей контента увеличивает ответственность работников редакции. Мониторинг блогов позволяет сделать срез интересов аудитории.

Таким образом, важным моментом в переходе от традиционной журналистики к универсальному журналисту становится обработка новостей, возрастает роль журналиста, как провайдера контента и смыслового фона. Возможно в будущем изменится и стиль письма в зависимости от потребности аудитории. На сегодняшний день есть два предполагаемых жанра:

Очень короткие сообщения (срочные новости в режиме онлайн и новостные дайджесты на газетных полосах);

Обширные тексты (журнальные статьи и исследовательские материалы).

Обширные тексты станут наиболее популярными с точки зрения информативности, но только в том случае, если аудитория будет готова посвятить достаточно время чтению.

Литературная журналистика хороша для быстрых репортажей, акцентируя внимание публики на самых основных моментах новостной истории. Опыт синтеза и анализа поможет журналисту будущего сократить бурные информационные потоки и сжать историю до сотни слов.

Важным этапом является качество интегрированного информационного продукта. На начальном этапе не стоит ждать фотографий и видеороликов качества, хотя бы близко к тому, которое могут предоставить опытные репортёры и фотографы. Постепенно универсальный журналист научится предоставлять контент высокого качества. Интегрированная система работы позволяет изданиям удовлетворить потребности аудитории:

Видеть, слышать, читать одновременно и оперативно получать максимум информации;

Получать информацию там, где удобно, когда хочется и на том носителе, какой будет под рукой;

Выбор между форматами подачи новостей;

Принцип 5А  (any volume, anytime, anybody, anywhere, anything)

СМИ меняют схему освещения событий: из последовательной она превращается в параллельную. Схема подачи новостей примерно такова:

  1. Первичные текст
  2. Параллельный поиск статистики, информации по смежным событиям в архивах
  3. Параллельная подготовка фото-контента
  4. Подготовка видео-контента
  5. Создание инфографики на тему

В итоге, каждая новостная история превращается в кубик, грань которого символизирует определённый формат истории. Редакции производит некий контент, которые затем может легко видоизмениться в зависимости от требования аудитории.

Мультимедиа 07.10.13 10:53




1. Вариант 5 1. Сравнение ~ наиболее распространённый способ в АФХД
2. Тема- Исследование параметров аналогоцифровогои цифроаналогового преобразователей студентов 4 к
3. тема стандартов безопасности труда ССБТ относится к- Межотраслевым правилам Единым правилам
4. Поетика Сказання про Сігурда.html
5. Реферат- Де Кесада Гонсало Хименес.html
6. Алтайский государственнотехнический Университет им
7. Участие прокурора в гражданском процессе
8. Обучая левое полушарие вы обучаете только левое полушарие
9. Нет ничего в мыслях в разуме чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущения
10. Тема 3. Спрос и предложение 1
11. Проектирование электромеханических устройст
12. заданием преподавателя
13. . Массовые общественные явления при помощи статистических показателейчисленность населения количество пр1
14. Узгоджено-
15. Контрольная работа По дисциплине Муниципальный сервис ВЫПОЛНИЛ Студент
16. Работа с базами данны
17. Тема-Аналіз рядів динаміки Обсяг часу2г Контрольні запитання для вивчення теми 1
18. Популяції та популяційні системи
19. реферату- Лесь Курбас і театр ХХ століттяРозділ- Література українська Лесь Курбас і театр ХХ століття Пла
20. объединяет все случайные переменные Второе свойство ~ обеспечивает индивидуальность каждой случайной пе