Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Инновация В номинации Произведение визуального искусства победило изображение 65метрового мужского ре

Работа добавлена на сайт samzan.net:


КВАДРОЧЛЕН

В 2011 году в Санкт-Петербурге проходил конкурс современного искусства «Инновация». В номинации «Произведение визуального искусства» победило изображение 65-метрового мужского репродуктивного органа на разводном мосту.

Жюри признало это искусством, но можно ли считать это культурой? Общественность почему-то возмутилась. Можно ли сравнить это изображение с фресками Пикассо? Может культура это не все разнообразие артефактов, потому что многие человеческие «творения» являются не прекрасными детищем, а уродливым выкидышем. Социум, как мы видим на примере конкурса граффити, пытается отказаться от больного и уродливого. Происходит это, скорее всего, на интуитивном уровне, из чувства самосохранения.

В одном из своих выступлений доктор исторических наук Наталья Нарочницкая однозначно заявила: «Только в условиях жестких табу и высоких идеалов рождаются великие цивилизации». Выходит, культура - это, в первую очередь, система запретов и ограничений?

Вспомним структуру личности по Фрейду, где наше «Эго» оказывается зажатым между «Ид» и «Супер-Эго».

«Ид» – природное начало в человеке, животные страсти, инстинкты, все, что свойственно нам, как биологическим существам. Его функция состоит в том, чтобы снять напряжение путем раскрепощения и освобождения запертых в человеке желаний и влечений.

Такой закрепощающей силой является «Супер-Эго». Это все то, что создает запреты, ограничения, моральные нормы, довлеющие над «Эго». Наше «Эго» разрывается между естественной потребностью следовать «Ид» и необходимостью подчиняться правилам, втискиваться в рамки действующих в обществе отношений. Этот конфликт, на первый взгляд, деструктивно сказывается на психике, однако может сыграть и роль созидающей силы.

Настойчивые требования «Ид» не могут выйти на волю в своем реальном обличии, потому что тут же встретят воинствующее неодобрение моральных норм, поэтому «Ид» проделывает своеобразный «черный» ход и бесстыдно предстает перед общественностью в виде сублимации. Притом, сублимированная энергия не просто удобное «прикрытие». Фрейд считал культуру продуктом сублимации и обосновывал эффективность этого пути тем, что на нем происходит полная реализация накопленной энергии, приводящая к катарсису.

В творческих кругах не смолкают возмущения Советской властью, похоронившей искусство и зуд самореализации за железным занавесом. Однако настоящий «застой» культуры и искусства мы наблюдаем далеко не во времена Леонида Ильича, а в эпоху свободы слова, гуманизма и толерантности. Разрешено все, а уже ничего и не хочется. Как пел А. Макаревич:

«Ты шел как бык на красный свет,

Ты был герой, сомнений нет,

Никто не мог тебя с пути свернуть.

Но если все открыть пути,

Куда идти и с кем идти?»

Заглянем еще раньше и не куда-нибудь, а прямиком в Золотой век русской литературы. Творили Пушкин, Гоголь, Тургенев, Достоевский, Толстой. Одновременно моральные нормы творили свои правила, формулируя так называемый «Кодекс чести». Только представьте, что такое для «Ид» столкнуться лицом к лицу с «Кодексом чести»? Хуже, разве что, кодекс уголовный.

Порывы, влечения и желания во все времена одинаковые, а девятнадцатый век - это еще и на двести лет ближе к первобытности, чем сейчас. За «базар» отвечай, даму защищай, батюшку-царя люби, лишнего не скажи… А творчество хлещет, как вода из крана, полузажатого пальцем.

Может, все-таки нужен этот палец, чтобы напор был? А то все камни с ручейков посдвигали, цензуру практически ликвидировали, слова теперь, оказывается, ничего не значат, а ручей почему-то неумолимо превращается в болото.

Следуя теории Фрейда, можно предположить несколько исходов борьбы бессознательного поведения с должным. Для сильных и содержательно наполненных личностей - это сублимация в дело, в частности, в искусство, а для личностей слабых – синдром непризнанного гения с сопутствующим алкоголизмом.

«Ид» будит в нас животное, которым мы, как ни крути, являемся в первую очередь. Для эмоционального комфорта, наверное, неплохо поскакать часик-другой зайкой-сереньким, но почему-то каждый зайка признает необходимость двигаться по пути прогресса и постоянно нуждается в капусте. Выходит, зайка хочет вести себя как животное, но потреблять он желает как член человеческого сообщества. Так что заяц из человека никакой. Поэтому «Супер-Эго» стоит на страже человеческого в человеке и по мере необходимости дает подзатыльники животному началу.

Почему в девятнадцатом веке люди за идею готовы были взойти на эшафот, до последней минуты сохраняя достоинство и самообладание? Почему величайшие произведения искусства создавались в период таких радикальных мер пресечения «инакомыслия» и любого другого «недолжного» поведения?

На смену этому «абсурду» и «несправедливости» постепенно пришли всевозможные свободы. «Свобода совести и вероисповедания» по конституции Российской Федерации, «Свобода мнений и убеждений» по конституции Республики Беларусь, «Свобода слова»… Только где эта совесть, обоснованные мнения и достойные слова?

В 1915 году Малевич нарисовал свой знаменитый «Черный квадрат», возбудив споры о скрытых смыслах этого нехитрого изображения. Отдельные искусствоведы и философы сходятся во мнении, что художник поставил точку в эпохе реалистического искусства. Теперь, спустя почти сто лет, на «черном квадрате» проявляется белый контур. Правда однозначность формы вновь не гарантирует нам однозначности смысла. Что означает этот детородный орган на створке моста: это конец или это потенция?

Двадцать лет прошло с тех пор, как раздернули железные шторы, но школьный учебник литературы до сих пор обрывается советским периодом. В радио-эфире то и дело крутят «дискотеку 80-х», а продукция теперешней «Фабрики звезд» сходит со сцены также быстро, как сошла с конвейера. Великие произведения, как известно, создаются в эпоху перемен и социальных потрясений. Сейчас достаточно и того и другого, только произведений почему-то нет и нет. Так может фаллос, вздымающийся над Невой, и есть то неосознанное желание современного искусства после стольких лет бесплодия наконец-то зачать и выносить прекрасное дитя?!

Кроме того, этот символ Фрейд ассоциирует с властью, насилием. Тогда можно трактовать изображение на мосту как потребность прекратить вседозволенность, потому что свободный полет фантазии чаще всего заканчивается свободным падением.

Все эти желанные свободы напоминают безалаберных родителей, которые надеются на сознательность своих трехлетних детей. В таких условиях «Супер-Эго», стоявшее на страже морали, отправляется в отставку, а на волю выходит голодный «Ид».

Закрепощение, о котором идет речь, не ушло с появлением демократии. Только раньше в людях закрепощали животное, а сейчас в человеке закрепощают человеческое.

Тамара Шавердо




1. тема ерс ~ це сукупність трьох е
2. ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ Утверждена Ученым советом юридического факультета
3. реферату- Діяльність ТОВ торговий патентРозділ- Економіка підприємства Діяльність ТОВ торговий патент З
4. Вариант 4 Составил- ст
5. Взгляд Йохана Галтунга на теорию международного конфликта
6. Право галузі знань 0304 Право Шифр за ОПП ППНЗ 2
7. Екологічне виховання в школі
8.  Свято першого дзвоника 1
9. РазДельный Сбор посвященная селективному сбору отходов
10. . ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ИЗЛУЧЕНИЯХ Электромагнитные поля генерируются токами изменяющимис
11. анархистом - утопистом - материалистом I-{{52}} ТЗ 82; t0; k0; ek60; m100; c0; S- Основное понятие этики стоицизм
12. Реферат- Валдайская психиатрическая больница
13. ДИПЛОМНАЯ РАБОТА студентки филологического факультета группы Л51 Першиной Е
14. Вариант 7 1 Complete the sentence- These flowers three times week
15. Искривления мужского полового члена и болезнь Пейрони
16. варианту контрольных измерительных материалов 2010 года по английскому языку При ознакомлении с демонстра
17. 072011 N 200ФЗ от 21
18. О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХВОЗНИКШИХ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ О ПРИСУЖДЕНИИ КОМПЕНСАЦИИЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВА НА СУДОПРО
19. Реферат- Психология семейных отношений
20. Реферат- Собственность- содержание и формы