У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Архитектурная среда планеты Харбин

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 26.12.2024

Архитектурная среда планеты Харбин

Архитектурная среда жизнедеятельности российской диаспоры в дальневосточном зарубежье являлась одним из важнейших факторов сохранения ее русских культурных традиций на чужбине.

Иллюзия родного края, как пишет живой свидетель событий Харбина Елена Таскина, создавалась из многих реалий быта и граней духовной жизни россиян, оказавшихся в Китае (Неизвестный Харбин,1994). И, несомненно, сама материально-пространственная среда играла в этом созидательном процессе исключительную роль.

То значение, которое придавалось архитектурному облику зоны обустройства КВЖД, а также чрезвычайно краткие сроки, в течение которых проектировались и осуществлялись города, станции и их застройка, свидетельствуют об архитектурно-строительной деятельности российских специалистов как одном из активнейших и важнейших направлений в структуре занятости эмиграции в целом.

Всю духовную и материальную среду обитания россиян в Маньчжурии один из бывших харбинцев сопоставил с образом Планеты, имя которой - Харбин. Планета Харбинъ как средоточие всего, что объединяло и способствовало сохранению национального облика, а не отдельный конкретный город. Географическое положение неважно: сам ли Харбин, трехреченская глубинка, Хакэ, Дальний или даже Шанхай (Л.Чугуевский. Мы с одной планеты. Харбин.1993.4). В этой формулировке важна фиксация некой отдельной субстанции Планеты, родившейся в особых условиях и развивающейся по своим законам.

Все, без исключения, очевидцы отмечали в свое время чрезвычайно богатое стилистическое разнообразие Харбина. Оно являлось производной редкого многонационального конгломерата города, с явным преобладанием российско-китайских поданных ( Н.А. Василенко. Русское население в Маньчжурии( конец ХIХ- начало ХХ вв.).Во всей Восточной Азии в начале ХХ в. Харбин занимал 2-е место после Шанхая по количеству проживающих в нем представителей различных народов по некоторым данным до 35. Неизвестный нам автор в статье Город архитектурных стилей в газете Время за 1943 год характеризует Харбин с точки зрения архитектурного многообразия как самый интересный город во всем Китае. Поделив все время существования Харбина на три стилистических периода, автор характеризует первый этап период официального строительства Харбина,1898-1916гг. - как эпоху модерна, причем в его европейской интерпретации, т.н. венского модерна. Второй этап, продолжившийся по предложенной хронологии до 1930-ых гг., являл собой возрождение классицизма и ренессанса. В эти годы в Харбин приехало много архитекторов-беженцев из России, которые, не будучи ограничены в своей творческой работе, украсили Харбин его теперешним разнообразием стилей, включая и магометанский, мавританский, ближневосточный, китайский и т.д., - пишет автор. Третий этап после 1932 г. - был отмечен появлением многочисленных построек в конструктивистском стиле, который, по свидетельству журналиста, в1940-е годы был наиболее популярным. Автор статьи, в унисон многочисленным мемуарным высказываниям его современников, выделял православные культовые сооружения в общем типологическом ряду застройки: многочисленные русские церкви в Харбине являются ярким примером русской церковной архитектуры, особо придававшие городам русский облик. А разнообразие объемно-пространственных композиций и художественного оформления церквей, храмов, часовен позволило ему выделить несколько условных стилистических направлений традиционно-национальной архитектуры: так называемые древневологодский, псковский, шатровый, византийский, владимирский стили и стиль средней полосы России. Ясно, автор статьи не являлся профессиональным архитектурным критиком, но, несомненно, и то, что дух архитектурной среды Планеты Харбинъ он передал не только образно, но и объективно.

В традициях русской архитектурной культуры конца ХIХ - начала ХХ вв. возводились не только культовые сооружения, но и самые разнообразные здания: жилые дома и больницы, вокзалы и гостиницы, административные и торговые здания. Так, например, торговый дом Чурина и Ко, являющийся для горожан не просто магазином, а зеркалом всей городской жизни Харбина, по своей архитектуре был типичным образцом общественного здания российского губернского города руб. ХIХ-ХХ вв.

Район Пристани, в свою очередь, имел колорит североевропейской архитектуры, Елена Таскина, например, находит его схожим с привокзальными райономи Риги. В мемуарном романе Кувшин из раскопа Лариса Кравченко вспоминает улицу Китайскую - главную торговую улицу Пристани - как некое подобие Кузнецкого Моста в Москве или Петербургского Невского в уменьшенном масштабе. В вышеуказанной статье о Харбине Город архитектурных стилей выделены такие, условно говоря, стили как стиль Людовика ХIV, шведский замковый, что свидетельствует о существовании в архитектурном облике застройки ретроспективизма и в духе западно- и североевропейской архитектуры.

Большой проспект в Новом Городе являлся одним из главнейших символов Харбина, и представлял, по выражению Ларисы Кравченко, его кавэжэдэвское лицо, Одно перечисление культовых сооружений и мемориальных комплексов Большого проспекта говорит о многом как в архитектурном отношении, так и о духовно-религиозной жизни мультинационального города: Свято-Николаевский кафедральный собор, японский синтоистский храм, Старое православное кладбище с Покровской церковью, квартал лютеранской кирхи, квартал католического костела, конвента Святой Урсулы, буддийский храм и китайское кладбище с пагодой-памятником, Успенское или Новое кладбище, еврейское кладбище.

Таким образом, естественно историческое сочетание самых различных в стилистическом отношении зданий и сооружений в одном архитектурном городском фасаде является главной чертой архитектурной среды русского Харбина.

Архитектурные новации России на КВЖД по-разному проявились в двух сферах архитектурной деятельности: так называемой объемной и градостроительной. В объемной архитектуре они выразились прежде всего в формировании методов синтезирования русских и китайских архитектурно-строительных традиций. Градостроительные новации выразились в разработке новых методов, соответствующих общему руслу архитектурно-градостроительных поисков и идей европейской России. Конкретная реализация этих методов на малоосвоенных землях дальневосточного зарубежья имела свои неповторимые особенности.

Архитектурно-планировочная структура Харбина к 1915 году представляла собой совокупность отдельных районов, поселений, городков, постепенно сросшихся в ходе исторического развития: Старый Харбин (первое местоположение русских на территории будущего Харбина), Новый Город или Новый Харбин (административный район), Пристань (коммерческий район), район Модягоу; поселки Мостовой (профессиональный), Алексеевка (военный), и др., китайский район Фу-дзя-дянь и др.; городки: сунгарийский, атаманный, корпусный, госпитальный, московские казармы и др.

Генеральный план Нового Харбина 1904 года (территория, заключенная между речкой Модягоу и ж/д направлением ДальнийМаньчжурия) представляет собой регулярную планировочную структуру, частью радиально-кольцевую, частью прямоугольную с развитой, композиционно оформленной системой площадей, бульваров, открытых зеленых пространств. Территория, в пределах которой был разработан план, поделена на три части: западную (слева от ж/д направления на пограничный Владивосток), центральную (единственно реализованную в натуре и сохранившуюся по большей части до сих пор) и восточную. Центральная и западная части запроектированны как единое композиционное целое. Планировочная структура западной зоны Нового Харбина композиционно полностью подчинена природному очертанию речки Модягоу, а центральной зоны очертанию ранее проложенной ж/д. Генеральный план Нового Харбина отразил как традиционные для России классицистические методы, так и новые методы градостроительного проектирования, характерные для рубежа ХIХ-ХХ вв. Центричное размещение крупных общественных зданий на площадях, ориентированных на главную плвнировочную ось Нового Харбина, симметричность объемно-планировочных решений зданий и сооружений, значимых для пространственной структуры города; регулярная планировка всех зеленых пространств; многократное применение приема трехлучья улиц, сквозные планировочные оси и т.д. традиционные методы прошедшей эпохи классицизма. Тонкий учет природных планировочных границ, многочисленность открытых зеленых общественных пространств, разнообразие приемов планировки кварталов и размещения рядовой застройки и т.д. свидетельствуют о творческом подходе авторов проекта генерального плана проблемам преемственности архитектурных традиций России в дальневосточном зарубежье.

Таким образом, особые условия Планеты Харбинъ это условия инокультурного мира, которые обусловили, с одной стороны, необходимость сохранения своих культурных (в данном случае, архитектурных) традиций, а с другой - способствовали активному созиданию и развитию новых культурных традиций.

Список литературы

Левошко С.С. Архитектурная среда планеты Харбин.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.nature.ru/




1. Стоматологія 8
2. И.В. Сталин был убежден что гитлеровцы в войне с Советским Союзом будут стремиться в первую очередь овладет
3. IV За~ы 2010 жыл~ы 9 желто~санда М~скеуде жасал~ан Ауыл шаруашылы~ын мемлекеттік ~олдауды~ біры~~
4. тематические операторы Visul Bsic 2
5. 48 Дальневосточный Государственный Университет Юридический Институт
6. Грильяж 1530 Дата время Официант Повар
7. Функция мышления ~ расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия
8. ПРАКТИКУМ Направление подготовки 081100 Государственное и муниципальное управление Профиль Муниципа
9. Тема 4 ОТРАСЛЕВОЕ И РЕСУРСНОЕ ПП ДОБЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ История
10. вариантов ответов 1 К компетенции арбитражных судов относится рассмотрение- А уголовных дел об и
11. раз в каждую сторону
12. вырасти из своего тоталитарного прошлого
13. 012006 г доходная часть местных бюджетов формировалась за счет собственных доходов поступлений от федеральн
14. Буря і натиск рух сутністю якого був пристрасний протест передової німецької молоді проти мерзенності та
15. Аргентина та Перу
16. членов В соответствии с принципом суверенного равенства государств каждая делегация имеет один голос
17. 4 УПК РСФСР соответствующие дополнения
18. а и военным воспитанием Лера
19. тема ~зв~язку реалізується у- Алканів Алкенів циклопарафінів алкадієнів алкінів
20. ГОРНАЯ ~ СВЯЗКА Группа 1 Класс дистанции- 3 Протяженность- 58 м