Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Реферат
На тему
Китайская мораль в произведении Ши Наяня «Речные заводи»
Шкрабо Екатерина, 19 группа
Само определение морали может трактоваться очень по-разному, да и понимают под этим понятием каждый свое. Поэтому я и выбрала именно эту тему: из-за возможности выбора из сотен точек зрения и благоприятных условий создания своей собственной.
В произведении «Речные заводи» тема морали проходит красной нитью через весь сюжет, чаще всего находя отражение в поведении героев, реализуясь через поступки. Автор дает на рассмотрение читателя различные ситуации, в которых проявляются те или иные человеческие качества, моральны они по своей природе, или нет; предоставляет нам возможность оценки, и одновременно оценивая сам. Еще в предисловии нам показывается случай, где мораль проявляет себя со знаком «минус», а именно: когда Хунь Син, не слушая предостережений, посмел войти в священный запретный храм, тем самым проявив неуважение, невежество и исключительное себялюбие. Из отрицательного, по принципу «от противного» всегда можно прийти к положительному, следовательно: китайцы ценят почтение, смирение и согласие с установленным порядком вещей, скромность и умеренность. Идем дальше. По причине того, что мораль(или анти-мораль) проявляется на абсолютно каждом участке сюжетной линии, рассматривать буду те случаи, которые вызвали у меня наибольший интерес, и которые в большей степени типичны и отражают определенные закономерности.
На примере не слишком хорошо развитого, но тем не менее заметного персонажа из начала книги, Гао Цю, можно рассматривать черты характера, не вызывающие одобрения у автора. Этот персонаж является ярко выраженным негативным. Будучи самим смирением и почтительностью по отношению к вышестоящим, он тем не менее жесток и несправедлив к тем, кто стоит ниже его, не прощает старых, пусть и мелких обид. Противопоставлен ему Ван Цзинь, покорный и честный человек, полный своего достоинства. Своим поведением, а именно- бегством из города, он демонстрирует не трусость, а здравый смысл в сочетании со смирением и принятием своей судьбы. Небо/судьба/бог/автор/не так важно, что именно, вознаграждает его встречей со столь замечательными людьми, как Ши Цзинь и его отец, что не может не означать, что Ван Цзинь следовал правильному пути и совершал правильные поступки(=морально верные), и именно за это получил «в награду» столь полезное для себя и других знакомство. И это одно из подтверждений того, что через события, происходящие с героем, можно отследить положительную либо отрицательную оценку автора его действиям.
Много можно сказать и о Ши Цзине, за его личностью особенно интересно наблюдать. Будучи вспыльчивым и «не склонным к сельскому хозяйству», он сначала может показаться отрицательным, особенно в свете негативной оценки его собственного отца. Однако буквально через несколько минут мы видим резкий разворот: от первичного пренебрежения к Ван Цзиню, Ши Цзинь быстро пришёл к почтению и уважению, узрев его искусство и преклонившись перед ним. Видим мы перемены в персонаже и позже, а именно- на примере его отношения к разбойникам. От изначального отвращения он приходит к восхищению и искренней дружбе. Оба случая происходили примерно по одной схеме: изначальное состояние, инспирированное по большей части предубеждением, меняется по мере того, как Ши Цзинь начинает узнавать сущность людей, забывает то, что он хочет видеть, забывает о законе, правилах и возможных последствиях(в случае с разбойниками). Позже в книге часто встречаются подобные случаи иллюстрирующие то, что первое впечатление не всегда верно, и что стоит смотреть «глубже».
Также мы можем проследить идею того, что добродетели, ровно как и пороки, всесословны. У Ши Наяня нет тардиционного предубеждение, что человек высокого положения обязательно идеален во всем. Мы можем наблюдать проявления лучших качеств в самых «неожиданных» людях, вроде разбойников и бродяг, точно так же как и видеть обличение пороков людей высшего сословия(пример этому есть даже в предисловии).
При чтении романа периодически возникает мысль о повторении, некое дежавю, которое в определенной степени создает впечатление заезженной пластинки. А всё потому, что Ши Наянь без устали описывает по сути дела не такие уж многочисленные добродетели, которые можно смело включать в понятие «морально верные». Среди черт характера можно выделить следующие, нашедшие особенно частое отражение в произведении. Храбрость. Очень ценится и уважается героями самого романа. Храбрость в Китае внушает уважение, доходящее в иных случаях до границы с религиозностью. Трусость же наоборот не поощряется, таких людей презирают, а если это их качество приносит какой-либо вред людям, то их карают, а то и вовсе убивают. Честность. Правда, сказанная в глаза, может спасти даже того, кто совершил неверное деяние. Утаивая же свои грехи, герои, как правило, не доходили до добра (их, как правило, убивали). Благородство. Могло затмить все прошлые грехи и возвысить человека, несмотря на все его прошлые деяния. Высоко ценилось героями произведения, а следовательно, и автором. Встречалось у людей, как и все другие качества, независимо от их социального статуса(как пример можно снова привести разбойников: Чжу У, Чэнь Да и Ян Чуня. Через них мы видим, что честностью и благородством намерений можно искупить все прошлые грехи, даже такие тяжкие как грабежи и убийства, и снискать к себе расположение. Тем не менее, автор делает сильный акцент на искренности благородства, на то, что оно не показушное, а идет изнутри- снова мы возвращаемся к категории честности. Смирение. Смирение, однако, не слепое, а до определенной степени разумное. Иногда герой выбирает путь ухода от ситуации, так как не может бороться с ней. В этом тоже проявляется смирение, хотя и может показаться, что трусость здесь преобладает. В эту же категорию смирения я бы отнесла и согласие со всем, что даёт Небо. Приветствуется ненасильственное принятие данности и благодарность за уже имеющееся. Партнёрство. Слово не слишком удачное, однако подобрать ему адекватную замену я не могу. В «Речных заводях» как в «Трех Мушкетерах»: один за всех и все за одного! Существует некая безмерно сильная преданность, не так важно кому: господину, другу, или делу. От нее не отступаются даже в минуты опасности для себя лично: тревога за других побеждает тревогу за себя. Ши Наянь, а через его перо, и весь Китай, поощряет пренебрежение малым(собой) ради блага большего (какого-либо коллектива). Поражает, с какой готовностью простые люди, крестьяне, брали в руки последние вилы и шли на защиту господина. Или то, как жертвует своим собственным счастьем, безопасностью и поместьем тот же самый Ши Цзинь, и всё ради спасения друзей-разбойников. Воистину такие поступки, пусть возможно и вымышленные, вызывают восхищение и желание им подражать. Щедрость. Считается глубоко положительным качеством характера, порой достигает ошеломляющих размеров(например, в виде подарков немыслимой ценности без особого на то повода, щедрых пиров и застолий, на которых вино лилось рекой). Преданность делу, мастерство. Одна из центральных конфуцианских добродетелей не обойдена вниманием и в «Речных Заводях». Периодически в книге бывают места, когда начинает казаться: если персонаж искусно владеет каким-либо искусством, если он мастер своего дела, то он наверняка окажется положительным. Возможно, Ши Наянь исходит из того, что плохой человек по определению не может стать мастером в каком-либо деле. Отличительной чертой отрицательных персонажей зачастую является привязанность к какому-либо не слишком достойному занятию, например, игре с мячом и картёжным застольям. Бескорыстие и благодарность. Персонажи, совершающие положительные поступки, как правило ничего не ожидая взамен: им достаточно того, что они поступили правильно. Бескорыстие и отвержение всякой материальной благодарности есть отличительная черта морального устоя в произведении. Однако принимающая сторона, за редкими исключениями (только когда человек мало что из себя представляет), пассивной не остаётся, вместо материальных благ, одаривая своих покровителей чем-то более ценным: переданными знаниями или опытом и оказанной взаимно помощью. Здесь в косвенном виде, но все же проявляется мотив пренебрежения бренным, мирским, ради чего-то более высокого. Душа выходит на первый план, задвигая тело в дальний конец сцены.
Сложно в небольшом объеме охватить все, освященное этим великим произведением. Помимо содержания хочется сказать хоть пару слов о его форме. Цепь событий непрерывно ведет нас по стопам героев, позволяя наблюдать не только за их действиями, но и за мыслями, что особенно интересно. Плавные переходы от одной сюжетной линии к другой не оставляют впечатления прерывистости, несмотря на бесчисленное множество персонажей. Возможно именно из-за этого произведение читается на одном дыхании. События непрерывны, перетекают одно в другое, не дают остановиться. В иносказательной форме повествуют об укладе жизни и менталитете великой нации китайцев. Многое можно почерпнуть лично для себя- в плане той же морали. Получила огромное удовольствие от чтения и анализа и советую прочитать эту книгу всем, кто хоть немного интересуется Китаем.