Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Народ и власть. 24
Проблема отношений между народом и властью обрела у нас в последние годы особую актуальность, если не остроту, и стала предметом немалого числа статей, очерков и социологических опросов. Это большая и сложная тема, которая требует кропотливого изучения и анализа применительно к разным слоям населения, к разным регионам и разным периодам в не долгой еще истории-постсоветской России. Ниже я хотел бы высказать ряд самых общих суждений.
Народ не безмолвствует, но терпит
Нет необходимости доказывать значительное ухудшение не только материального положения, но и всех главных показателей качества жизни подавляющего большинства граждан России в 1992 1997 годах. При сравнении своей жизни в Советском Союзе 80-х и в России 1995 1997 годов 85 процентов граждан отметили значительное ухудшение материального положения, 92 процента заявили о значительном ухудшении безопасности, 94 говорили о росте неуверенности в завтрашнем дне. 77 процентов опрошенных отметили низкую компетентность властей, 89 процентов говорили, что власти хуже поддерживают порядок. Более 70 процентов респондентов считает, что власти Советского Союза лучше относились к людям и лучше защищали права граждан, чем нынешняя, российская^ Чувство стыда за нынешнее положение России испытывало около 70 процентов граждан России, чувство несправедливости всего происходящего вокруг около 60, чувство заброшенности и одиночества около 50 процентов^
В конце 1997 года доверие к государственной власти в России испытывали лишь 6 процентов граждан. Только 4 процента опрошенных оценивали государственную власть в России как справедливую и лишь 2 процента испытывали к ней благодарность. Успешной в области экономики назвали деятельность государственной власти в России всего 2 процента респондентов) в области законности и правопорядка также 2 процента, в области культуры, науки, образования и социального обеспечения лишь 1 процент. Только 8 и 12 процентов граждан оценивали положительно деятельность государственной власти соответственно в области свободы слова и внешней политики, а 62 процента граждан страны заявили, что нынешняя власть не действует успешно ни в одной сфере своей компетенции^
Этому стремительному ухудшению качества жизни в России не соответствуют, однако, ни формы, ни размах проявлений протеста. В Российской Федерации происходит немало забастовок, манифестаций, голодовок, маршей протеста. Тем не менее число и размах таких проявлений недовольства и отчаяния несоизмеримы с масштабами бедствий, обрушившихся на население страны в 90-е годы. Даже поражение в Чечне не сопровождалось активными и массовыми проявлениями протеста. Российский народ продолжает терпеливо переносить лишения и тяготы повседневной жизни, хотя надежду на улучшение ситуации высказывают сегодня лишь 1012 процентов граждан. Историки знают, что наиболее массовые и решительные движения протеста возникают обычно не там и не тогда, где и когда народные массы живут плохо и бедно; примитивная и бедная жизнь во многих странах
МЕДВЕДЕВ Рой Александрович историк, политолог.
P. МЕДВЕДЕВ 12
Азии, Африки и Латинской Америки продолжалась столетиями. Социальный протест рождается обычно тогда и там, где большие массы людей начинают жить хуже, чем они жили раньше, когда ломаются их привычный уклад и образ жизни. Особое недовольство у людей вызывают невыполненные обещания и обманутые надежды. «Пока ничего не меняется, народы терпят и остаются инертными, писал итальянский политолог П. Отгоне еще о реформах М. Горбачева. Но когда начинают что-то менять, сразу рождаются ожидания и требования, которые резко превышают возможности институтов власти удовлетворить их. Народы СССР будут настойчиво требовать большей независимости, массы быстрого повышения уровня жизни. Это нарушит мир я обществе и вызовет пoтpяceния»'*. Такой прогноз оказался верным для Советского Союза, но не для новой России, где государство не выполнило и не выполняет практически ни одного из своих обязательств и обещаний. Тем не менее люди терпят.
Российское долготерпение вызывает разные чувства у политологов, политиков и писателей. Удивление по поводу низкого уровня социальной напряженности в России высказывает политолог Б. Кагарлицкий. «Все признаки революционной ситуации налицо, пишет он, верхи не могут управлять, а низы не хотят жить по-старому. То там, то тут вспыхивают забастовки, порой перерастающие в голодные бунты. Однако революция России не грозит. Выступления протеста прекращаются, как только правительство удовлетворяет минимальные требования или хотя бы что-то обещает... Оппозиция, имея большинство в Думе, боится политического кризиса еще больше, чем правительство. Страна взирает на происходящее без интереса и надежды»^ Публицист В. Белоцерковский недоумевает: «Люди бастуют, держат голодовки: требуют зарплат. Им выплачивают в конце концов. И опять перестают платить. Через какое-то время люди опять бастуют. И так продолжается уже более 4 лет... Смотришь на все это и оторопь берет: до каких же пор так будет продолжаться?^
У радикальных коммунистов и националистов поведение народа России вызывает негодование, даже презрение. «Народы бывшей Страны Советов, заявляет писатель Ю. Бондарев, превратились в овец безродных и заблудших, ищущих и не находящих многомудрого пастыря... Россияне предают себя, свое достоинство и самоуважение и эта трусость перед борьбой за нормальные человеческие права доводит их до крайнего нищенства... Россия безмолвствует, разграбленная, приниженная, потерявшая былую стать всемирного величия и гордости»^ «Такой народ, каким стали сегодня русские, пишет публицист С. Кара-Мурза, должно резать или стричь». Этот же автор писал «об исторической подлости русского народа, всей совокупности взрослых людей России», это «народ-предатель», «народ-матереубийца»^ В письме инвалида Отечественной войны В. Глуховского есть и такие строки: «Сожалею, что защищал народ, который рождает таких блудливых, корыстных холуев преступного правящего режима... Я сожалею, что воевал за народ, который покорно позволил кучке предателей и проходимцев осуществить беловежские злодеяния...»^ От оскорблений в адрес русского народа не удержался даже генерал А. Лебедь, назвав его терпение «ослиным». «Народа уже нет, а есть население, считает писатель В. Астафьев. Обрезались свободой, как малое дитя бритвой»'^. М. Горбачев более снисходителен к народу: «Просто народ мудр, он выживает. Он видит, что рассчитывать не на кого. Он не хочет, чтобы наша страна опрокинулась как телега. У страны золотой запас это терпение людей»^. Многие же из демократов и сторонников режима даже восхищены позицией народа. «Наши граждане, пишет журналист В. Яков, с поразительным долготерпением пережили и государственный грабеж методом обесценивания вкладов, и нашествие строителей «пирамид», обобравших всех доверчивых, и даже многомесячные невыплаты зарплат и пенсий. Народ, об-
НАРОД И ВЛАСТЬ 13
падающий таким безгранично философским отношением к жизни, поистине велик. И наших вождей можно поздравить с такими подданными»^.
Конечно, терпение нашего народа не безгранично, и долго испытывать его рискованно для любого режима. Что бы ни говорили сегодня о политической пассивности и социальной апатии русского народа, история свидетельствует, что на всех критических переломах судьбу страны решал в конечном счете ее народ. Русский народ одолел и татаро-монгольское иго, и произвол самозванцев и «семибоярщины» начала XVII века, и нашествие Наполеона. Недовольство народа вывело Россию из Первой мировой войны и привело к революции 1917 года. Гнев и героизм народа позволили Советскому Союзу победить в Великой Отечественной войне. «Одним из отличительных признаков великого народа служит его способность подниматься на ноги после падения», говорил В. Ключевский. Ф. Тютчев писал еще в середине XIX века: «Судьба России уподобляется кораблю, севшему на мель, который никакими усилиями экипажа не может быть сдвинут с места, и лишь одна только приливающая волна народной жизни в состоянии поднять его и пустить в ход». Нет сомнения в том, что и в событиях конца XX века русский народ еще не сказал решающего слова.
Поведение нации, народа, огромных масс населения определяется многими факторами. Среди них есть главные и глубинные, порождаемые историческими условиями и обстоятельствами. Есть более поверхностные и временно действующие, которые определяются использованием разных методов социального манипулирования и политических технологий. Вот некоторые из этих факторов, применительно к нынешней российской действительности.
Хлеба, водки и зрелищ!
Как форма государственного управления демократия возникла еще в античные времена, но вместе с ней возникли и разные виды социальных амортизаторов, позволяющих сохранять власть аристократам и олигархам. Римская формула «Хлеба и зрелищ!» широко используется и в современной России.
Выступая на IX пленуме ЦК КПРФ с докладом об особенностях политической обстановки в России, Г. Зюганов назвал не только голодовки и самоубийства, но также пьянство, воровство и коррупцию формами протест-ного поведения населения^. Вряд ли правомерно ставить в один ряд самоубийства, пьянство и коррупцию; в то же время нет сомнения, что именно обилие дешевой и доступной водки стало в 1992 1995 годах одним из самых важных амортизаторов социального протеста. Хотя питание в России в 90-е годы значительно ухудшилось, голода в прямом смысле не было и нет. Хлеб существенно вздорожал, водка же стала, напротив, дешевле и доступнее, чем 10 лет назад, а ее производство и продажа перестали быть государственной монополией. На среднюю пенсию 1995 года можно было купить в 5 раз меньше хлеба, в 4 раза меньше дешевой колбасы, но зато в 2 раза больше водки, чем в 1985 году. Во времена Сталина, Хрущева и Брежнева водка служила в первую очередь средством пополнения бюджета «товаром № 1». Других товаров в стране всегда не хватало. Во времена Ельцина водка остается «товаром №1», но в ином качестве, она играет роль наркотика, снижая уровень социального напряжения в обществе. Только в 1996 1997 годах цена на водку стала подниматься, а производство и продажа начинают контролироваться. Однако и сегодня Россия занимает первое место в мире по потреблению чистого алкоголя на душу населения.
РЬль «зрелищ» в современной России играет, конечно же, телевидение самое важное из искусств. Его роль необычайно велика сегодня во всех
P. МЕДВЕДЕВ 14
странах, но в России это еще и наиболее эффективный амортизатор недовольства населения. Для очень многих людей виртуальная действительность существенно потеснила проблемы действительности реальной. «Мыльные» сериалы для одних, детективы и боевики для других, эротические шоу для третьих, разборки среди власть имущих для четвертых, спорт и новости для всех.
Весь мир входит в наш дом, и этот факт сам по себе способен отвлечь людей и снизить уровень социального напряжения в обществе. Телевидение в большей мере, чем печать, радио и другие средства массовой коммуникации, позволило использовать не известные ранее способы воздействия на общественное сознание и манипулировать общественным мнением. При опросе жителей Москвы, проведенном осенью 1997 года Российским независимым институтом социальных и национальных проблем, на вопрос о том, какие события последних месяцев привлекли их наибольшее внимание, 48,9 процента респондентов назвали гибель принцессы Дианы, 45,2 процента москвичей выделили из прошедших событий решение о деноминации рубля, 33,1 процента считали самым важным событием года празднование 850-летия Москвы, а 36 процентов назвали в этом ряду публичные казни в Чечне. Роль телевидения здесь очевидна. Отмечая, что внимание наших соотечественников концентрируется либо на вещах предельно утилитарных, либо на событиях, их вовсе не касающихся, но вызывающих сильную эмоциональную встряску, сотрудники РНИСиНП связали такое распределение интересов и с древним требованием римских плебеев «Хлеба и зрелищ»^.
Землю и свободу торговли рабочим и служащим!
Еще в 80-е годы власти страны смогли оценить важность такого амортизатора социального напряжения, как огородничество и садоводство. К 1986 году число горожан-огородников увеличилось до 93 миллиона.
Отмена ограничений по устройству и строительству на садово-огородных участках дала сильный стимул к их развитию. Еще весной 1991 года Верховный Совет РСФСР принял закон, разрешавший оформление всех дачных и садово-огородных участков как частной собственности граждан. Выделение таких участков населению производилось местными сельсоветами бесплатно. Эти льготы были расширены позднее рядом указов Ельцина. К концу 1995-го число садовых и огородных наделов превысило 30 миллионов. Это означало, что такой участок практически получила чуть ли не каждая городская семья. Небольшой сад или огород в пригородной зоне выполняет сразу несколько функций. Для одних это полезная смена труда, отдых, даже увлечение. Для других важная прибавка к семейному стелу и бюджету. По подсчетам экспертов, с каждых шести соток в средней полосе России собирается около 540 килограммов картофеля и овощей и до 250 килограммов фруктов в год^. Общая стоимость этой продукции по рыночным ценам 1997 года почти в два раза превышала размер средней годовой пенсии. Доля продукции личного хозяйства в объеме совокупного дохода городской семьи составляла в среднем около 20 процентов, уменьшаясь у жителей крупных и более обеспеченных городов и увеличиваясь до 50 процентов в маленьких и бедных провинциальных городах. Превращение, хотя бы временное и частичное, рабочих и служащих в мельчайших собственников земли изменяет в чем-то существенном и психологию городского жителя. Летом, осенью и весной миллионы горожан устремляются в выходные дни на свои огороды, затрудняя проведение выборов и любых других политических кампаний.
Еще в конце января 1992-го, стремясь разрядить стремительно нараставший протест против роста цен, Ельцин издал, по совету Гайдара) указ о
НАРОД И ВЛАСТЬ 15
полной свободе торговли. В первые месяцы действия этого указа в стране можно было продавать и покупать что угодно и где угодно, контроль за уличной торговлей был временно снят. Позднее уличная торговля была упорядочена, появились лотки, ларьки и лавочки, вещевые и продуктовые рынки и ярмарки, оптовые и мелкооптовые рынки, тысячи новых магазинов. Однако и сегодня можно увидеть торговлю в подземных переходах и у станций метро, на улицах и площадях возле вокзалов и станций, на людных улицах и в пригородных электричках. Обедневшие интеллигенты продают книги из своих библиотек, пенсионеры торгуют сигаретами, булочками и водкой. В электричках можно купить детективы, шоколад, носки и перчатки, любые домашние мелочи. Миллионы граждан России от 30 до 50 лет заняты в «челночной» торговле они везут товары из Турции и Китая, из Арабских Эмиратов и Италии, из Польши и Японии. Громадная сеть торговых предприятий приблизила товар к покупателю, безмерно расширила ассортимент и дала работу не менее чем 1215 миллионам людей, главным образом молодежи и пенсионерам. Именно социальные причины не позволяют властям укрупнить и усовершенствовать сферу розничной торговли и поднять здесь налоги.
«Юрьев день» круглый год
В 70-е годы академик А. Сахаров стремился доказать, что право на эмиграцию является главным из демократических прав граждан. При Горбачеве возможности для эмиграции были расширены, а при Ельцине в этой сфере были сняты почти все ограничения. В 1992 1997 годах Россию покинуло около одного миллиона человек, в том числе 70 тысяч ученых и десятки тысяч врачей, инженеров, конструкторов, спортсменов, артистов, писателей. В Китай, Южную Африку, Иран и Индию российские специалисты уезжают по контрактам, в США, Израиль, Канаду и страны Западной Европы на постоянное жительство.
Известно, что еще в XVIIXVIII веках массовая эмиграция в Америку снижала социальное напряжение в странах «старой» Европы. В России и после отмены знаменитого «Юрьева дня» (одна неделя до и одна неделя после осеннего церковного праздника Святого Георгия) тысячи крепостных крестьян бежали на юг, в нижнее течение Дона и Днепра, на Кубань и Терек, где образовались огромные и вольные казачьи районы. В конце XIX века российское правительство стало поощрять не только еврейскую, но также русскую, украинскую и польскую эмиграции в США и Канаду. Принудительная и добровольная эмиграция 1920 1923 годов снизила социальное напряжение в Советской России. Во времена Брежнева разрешение на эмиграцию использовалось для ослабления движения диссидентов. Сегодня Россия теряет важные и нужные для нее кадры, но одновременно она избавляется и от многих тысяч потенциальных участников оппозиции.
«Дорогая моя столица, золотая моя Москва»
В Бразилии и Турции, в Соединенных Штатах или в ФРГ экономическая, социальная или культурная роль столиц невелика. Иное положение во Франции к Австрии, в Англии и Венгрии, где Париж, Вена, Лондон и Будапешт являются центрами как политической, так и экономической и культурной жизни страны. Россия также относится к странам с особой ролью столиц. Все русские революции начинались и побеждали прежде всего в столицах Санкт-Петербурге (Петрограде) или Москве. Этот урок не был
P. МЕДВЕДЕВ 16
принят во внимание самодержавием, но был хорошо усвоен большевиками, а позднее и демократами. Первый «демократический» мэр Москвы Г. Попов писал в своих воспоминаниях: «Волею судьбы мне довелось руководить необыкновенным городом. Москва явление совершенно уникальное в современном мире... Долгое время Москва была не только столицей огромной империи, но и городом, изо всей империи выделенным, особым, где и социальная жизнь, и бытовая были на уровень выше, чем во всей остальной стране. В Москве лучшие газеты, крупнейшие издательства, театры, Академия наук, ведущие НИИ, лучшие вузы. Здесь жили самые крупные ученые, артисты, писатели... Десять миллионов москвичей особый народ, пользующийся льготами, разумеется, относительными при сравнении с остальной страной, поскольку правительство всегда заботилось о том, чтобы его в столице окружали люди, которые меньше других склонны взбунтоваться и больше других склонны к оказанию поддержки»^.
Но именно Попов, университетский профессор и теоретик, оказался не в состоянии справиться с управлением этого громадного мегаполиса, включающего в себя и почти все ближнее Подмосковье. «Мэр Нью-Йорка, заявил однажды Попов, не заботится о снабжении своего города картофелем». Ю. Лужков в отличие от Попова оказался эффективным руководителем и хозяйственником, он превратился также в крупную и самостоятельную политическую фигуру и может позволить себе проявлять такую самостоятельность в отношениях с правительством России, какую не могут руководители других городов и регионов. И Ельцин с Черномырдиным стараются без особой нужды не вмешиваться в дела московской мэрии. Чубайсу с его приватизацией было прямо предложено оставить Москву в покое. Разумеется, Москва многое берет из других регионов, но она многое и дает всем регионам.
Ни одна страна мира не может сегодня существовать без такой концентрации экономической, финансовой и культурной силы в определенных центрах. Но если в США имеется 34 таких центра на восточном и западном побережье и на юге, то в России подобный центр один Москва; Санкт-Петербург и Нижний Новгород существенно отстают от нее во всех отношениях. В 1997 году в Москве был отмечен заметный рост производства, но также и прожиточного уровня. Потребление мясных и молочных продуктов, овощей и фруктов в Москве в 1997-м на 1530 процентов превышало среднероссийские показатели^. На вопрос: «Если взвесить все «за» и «против», стали вы в 1995 году жить лучше или хуже, чем в 1985?» 10 процентов респондентов-москвичей ответили: «Значительно лучше», 28 «Немного лучше» и 20 процентов «Так же». Число недовольных своим положением оказалось в Москве втрое меньшим, чем в целом по России^. Ситуация в Москве явно не революционная.
«Разделяй и властвуй!»
Римский девиз «Разделяй и властвуй!» эффективно используется не только в авторитарно-деспотических, но и в демократических государствах. В деспотической системе власти речь идет о разделении подданных на разные категории и группы, чтобы они не могли объединиться. В демократическом же государстве речь идет о разделении полномочий между разными ветвями и разными уровнями власти. Подобное разделение властей делает демократическую систему управления более гибкой и прочной; она оказывается способной выдержать такие потрясения и толчки снизу, которые были бы губительны для деспотии. В новой России имеет место не только разделение полномочий между исполнительной и законодательной властью. В отличие от США институт президентской власти превратился у нас в самостоятельную ветвь власти. Ельцин удержался от вступления в какую-либо
НАРОД И ВЛАСТЬ 17
политическую партию, избрав статус «отца нации». Манифестации протеста редко происходят в последние годы на Васильевском спуске близ Кремля; гораздо чаще их можно видеть на площади перед резиденцией правительства в «Белом доме».
На политической и социальной ситуации в стране сказывается не только большое различие между столицей и регионами) но и существенные различия в положении самих регионов. Трудно объединиться Якутии и Приморью, Ивановской области и Татарстану, Калининграду, Пскову и Ставрополью. Доля низкодоходных групп в составе населения была в 1995 году в Нижнем Новгороде 17 процентов, в Екатеринбурге 30,9, в Воронеже 46,8 процента^. По индексу социального благополучия (или неблагополучия) социологи делят регионы России на шесть групп: весьма благополучные, благополучные, относительно благополучные, относительно неблагополучные, неблагополучные и весьма неблагополучные. Большой регион Северного Кавказа с его 8 субъектами Федерации является к тому же стрессовой зоной вооруженных конфликтов.
Социальная и политическая активность населения наиболее велика в относительно благополучных и благополучных регионах. Население самых неблагополучных и депрессивных регионов менее активно, у этих людей зачастую просто нет сил на протест. К тому же эти регионы слишком сильно зависят от дотаций Центра. Децентрализация власти в России дает президенту и правительству дополнительные возможности для маневрирования, ответственность с центральных органов власти переадресуется на региональные власти, а часто еще ниже на руководителей предприятий. Многопартийная система также вносит свою долю в разделение электората. К тому же политические лидеры и партии пока еще не смогли предложить такие программы перемен, вокруг которых можно было бы объединить значительные массы населения.
Кризис национально-государственных ценностей
Выше речь шла о важных, но все же не главных факторах, определяющих социальную и политическую пассивность населения России. На поведение народных масс влияют не только экономические мотивы, но и цели, ценности и идеалы, относящиеся к другим уровням общественного сознания. Однако именно в этой сфере национально-государственных, этических и культурных целей и ценностей наблюдается явный дефицит.
В отличие от Прибалтики и Закавказья в России в последние 2 3 столетия не имелось не только условий, но и нужды в возникновении сколько-нибудь значимого национального недовольства и национального движения в среде самой русской нации. Это ослабляло чувство национальной идентичности и снижало уровень самооценки нации. Нынешний дефицит специфически русской национальной идеи и русской исторической перспективы, по поводу чего столь яростно негодуют сегодня радикальные националисты, образовался вовсе не в последние 78 лет. Русской национальной идее было трудно развиваться и в многонациональной Российской империи, и в Советском Союзе с его 15 союзными республиками. Этот дефицит националистических настроений и национальных чувств в русской народной массе очень помогал в 90-е годы демократам-западникам, как помог ранее боль-тевикам-интернационалистам. Отсюда и недостаток национальных лидеров, на вакантное место которых претендовали и претендуют сегодня политики типа Хасбулатова и Жириновского, Баркашова, Лимонова и Н. Лысенко. Невозможно быстро изменить эту ситуацию, искусственно раздув национальное движение или выдумав новую национальную идею.
2. «Свободная мысль» № 4.
P. МЕДВЕДЕВ 18
Но речь может идти в данном контексте не только о национальных или национально-государственных ценностях и идеях. Мы наблюдаем в последние десять лет отсутствие согласия и по поводу других базовых ценностей и ориентиров. В стране происходит процесс общей духовной дезориентации населения, общего разочарования народа в своих лидерах, ибо за быстрым крушением в 1988 1991 годах многих коммунистических мифов в 1992 1994-м произошло еще более быстрое крушение антикоммунистических и либерально-демократических мифов и концепций. «Современное российское общество, писал еще в середине 1993 года доктор философских наук Б. Капустин, переживает глубокий кризис ценностей. Он порожден не самим по себе крахом господствующей ранее идеологии, не конкуренцией множества имеющих ныне хождение идеологом, а разрушением того поля смыслообразования, в котором все эти идеологемы могли бы стать чем-то большим, чем умственными упражнениями изолированных групп. Кризис ценностей не всегда и не автоматически ведет к политическому параличу... Но в ситуациях институционального слома и распада сферы представлений о высших целях, о социально возможном кризис ценностей грозит разложением самой ткани общественной жизни. Революции становились исторически продуктивными лишь тогда, когда их предварял сдвиг в общественном сознании, заключавшийся именно в перестройке поля смыслообразования. Современное развитие России, если его можно интерпретировать как антитоталитарный процесс, такого предварительного условия не имело. Институциональный слом тоталитаризма происходит одновременно с распадом поля смыслообразования, судорожными неплодотворными попытками, с одной стороны, найти новые точки опоры в дооктябрьских пластах российской истории или в западном опыте, а с другой, и как реакция на это в реставрировании утопии «красного порядка». Прагматический, выморочный характер усилий в обоих направлениях слишком очевиден, чтобы связывать с ними возможность восстановления или обновления поля смыслообразования в российском обществе»^.
Это был близкий к истине, не очень обнадеживающий, но и не совсем безнадежный диагноз. В 1993 году Капустину казалось, что тот глубокий кризис ценностей, который переживало российское общество, можно будет преодолеть на пути социал-либерализма, а не заимствованного на Западе монетаристского «экономизированного» либерализма. К концу 1996-го эти надежды у того же Капустина и близких ему философов и социологов сильно уменьшились. «Тоталитарное сознание, констатируют они в новой статье, в самом деле разложилось. Но его заместило не ответственное демократическое сознание, действующее в рамках взаимных социальных обязательств и памятующее о праве и морали, об общенацяональных интересах, а катастрофически безответственное сознание, готовящее нас к состоянию «войны всех против всех»»^.
Не во всем можно согласиться с автором этого заключения. Ни ценности дооктябрьских пластов российской истории, ни ценности советской эпохи не были полностью утрачены русским народом и российским обществом в последние 78 лет. Они сильно обветшали и потускнели, но не исчезли из народного сознания. Именно эти ценности продолжают удерживать наше общество и государство от полного распада. Однако невозможно и недостаточно было бы просто укрепить и реставрировать эти идеи и идеалы, обычаи и традиции, ибо в их прежней совокупности, в любом их сочетании и «наборе», оставшемся нам от прежних десятилетий и столетий, нет тех ценностей современного демократического общества, без которых Россия не сможет успешно развиваться в XXI веке. Соборность, терпение, отзывчивость и вера не менее важны сегодня, чем уважение к правам человека и достоинству личности, а стремление к социальной справедливости и свободе должно сегодня сочетаться с уважением к собственности.
НАРОД И ВЛАСТЬ 19
Покорность судьбе, терпение и психология выживания, которые культивировались в России и во времена крепостничества, и в сталинскую эпоху, должны быть замещены разумной активностью, верой в собственные силы, не исключающей и разумного протеста. Мировоззрение граждан России меняется, но эти глубинные процессы происходят слишком медленно и стихийно, сочетаясь с тем распадом самой ткани общественной жизни, о которой писал Капустин. Тот тяжелый и глубокий кризис ценностей, который переживает Россия, может привести к краху страны и нации, и такие случаи в истории уже были. Но имелось немало примеров и того, как сильный народ переживал и преодолевал еще более тяжелые кризисы.
Однако на сегодня общественное сознание в России расколото, а процессы атомизации и деморализации общества идут быстрее, чем процессы сплочения нации вокруг новых или старых идей. В такой ситуации какое-либо сознательное и массовое социальное движение в стране невозможно, хотя всегда остается возможность других, более опасных проявлений недовольства и протеста.
Слабость коммунистической оппозиции
Политическая апатия и пассивность народных масс являются как следствием, так и причиной той относительной политической пассивности, которую демонстрирует сегодня КПРФ, претендующая на роль главной оппозиционной партии. Согласно марксистским концепциям, недовольство народа может перерасти в революционное движение и в революцию только при наличии авторитетной революционной партии, которая способна привлечь на свою сторону наиболее сознательную часть народа и прежде всего рабочего класса. Политическая действительность современной России весьма далека от этой схемы.
Общий потенциал народного недовольства сегодня очень велик. На вопрос: «В чьих интересах действует нынешняя государственная власть?» в начале 1997 года только 5 процентов опрошенных ответили: «в интересах народа». 14 процентов граждан считают, что власть действует в интересах отдельных политических лидеров, 18 процентов граждан полагают, что нынешнее государство защищает интересы частного капитала и предпринимателей, и столько же граждан страны обвиняет власти России в защите интересов Запада. 32 процента респондентов ответили: «в интереса^ чиновников и госаппарата», а 35 процентов опрошенных убеждены, что нынешнее государство действует в интересах криминальных структур и мафии^. Однако при этом только 7 процентов граждан заявили о своей готовности принять участие в митингах, забастовках и других акциях активного протеста.
В нашей печати приводились и другие данные по вопросу о готовности людей к активному протесту. Так, например. Институт социологии и парламентаризма, проведя исследование в 02 субъектах Российской Федерации, в городах, поселках и селах, сделал вывод о готовности в конце 1997 года лишь 17 процентов взрослого населения страны принять участие в манифестациях и забастовках". А по данным ВНИИ МВД РФ, 23 процента опрошенных россиян выразили в конце 1997 года готовность прибегнуть к крайним мерам протеста «вплоть до вооруженных выступлений»^. Доктор исторических наук Л. Истягин писал в этой связи о России, как о «закипающем котле»^. Профессор Ю. Качановский называл Россию конца 1997-го «пороховой бочкой»^. Некоторые из идеологов компартии начали говорить если не о «революционной», то о «предреволюционной» ситуации. Эти данные нельзя игнорировать) хотя их нельзя и принимать безоговорочно. Число забастовок и манифестаций протеста в конце 1997 года заметно возросло по сравнению с предыдущими годами, однако называть Россию «пороховой
P. МЕДВЕДЕВ 20
бочкой» и прогнозировать при этом ее скорый взрыв является, на мой взгляд, преувеличением.
Динамика забастовочного движения в Российской Федерации свидетельствует о постепенном повышении уровня протестного поведения рабочего класса. В 1992 году, в самый разгар инфляции, падения производства и массовых задержек в выплате заработной платы, число участников забастовок в Российской Федерации составило всего 358 тысяч человек, увеличившись на 50 процентов по сравнению с уровнем 1991-го^. В 1993 году число забастовщиков упало до 120 тысяч за весь год. Это вызвало тогда огромное разочарование среди руководства только что восстановленной КПРФ. «Сознание масс, писала газета «Правда», - только начинает меняться, но этот процесс идет медленно и противоречиво. Даже рабочий класс в своей массе еще не понял антинародной сущности правящего режима. Нет никаких признаков того, что он качнулся в сторону коммунистов... Рабочие до сих пор еще не научились отличать коммунистов, борющихся за их права и интересы, от бывших партократов, отгораживающихся от трудящихся своими бюрократическими привилегиями»^. В 1994 году число участников забастовок в России поднялось до 155 тысяч человек, а в 1995-м оно составило около полумиллиона. В 1996 году количество участников забастовок возросло до 664 тысяч человек. В 1997-м наблюдался быстрый рост забастовочного движения; уже в первом полугодии число участников забастовок превысило 1,5 миллиона человек. Но хотя счет пошел теперь на миллионы, интеняивность забастовочного движения в России была в 1997 году меньше, чем, скажем, во Франции. Практически везде выдвигались только экономические требования. Очень незначительной была и степень политической организованности рабочего класса. Рабочее движение развивается вне и независимо от деятельности КПРФ.
Негодуя по поводу политической пассивности рабочего класса) который не желает поднимать свой «пролетарский булыжник», радикальные коммунисты из групп В. Тюлькина, В. Анпилова или Н. Андреевой обвиняют не только «неблагодарный» народ, но и тех «соглашателей» и «оппортунистов» из числа лидеров КПРФ, которые остаются и сегодня наиболее крупной и хорошо организованной политической силой на левом фланге нашего политического спектра. Эти обвинения несправедливы. Можно сказать многое о догматизме и эклектизме нынешней идеологии КПРФ и ее лидера Г. Зюганова. Однако общее направление политической деятельности и тактики КПРФ, ставящей целью предотвращение взрыва и крови, не вызывает возражений. Этой же тактики и курса на конституционные и законные формы политической борьбы придерживаются и Социалистическая партия трудящихся, а также созданное в 1997 году Российское движение за новый социализм (РДНС). Отказ КПРФ от примитивного радикализма, ее требование удержать политическую борьбу в стране в рамках Конституции и закона вполне соответствуют тем настроениям, которые доминируют не только в средних слоях, но и в низах общества. Радикалистские лозунги не приведут ни народ, ни рабочий класс в движение, но способны оттолкнуть людей от КПРФ, превратив ее в подобие организации радикал-большевиков Э. Лимонова. Отсутствие в России массовой радикально-коммунистической партии это не столько причина, сколько следствие царящих в обществе настроений. Разбитую и деморализованную армию невозможно поднять к новым боям одними лишь громкими призывами к новой атаке.
Политическая пассивность молодежи
Любое революционное движение это в первую очередь движение молодежи. То же самое можно сказать и о национальных движениях. Все
НАРОД И ВЛАСТЬ 21
формы движения «новых левых» в Западной Европе были связаны со студенчеством. В 1917 году средний возраст членов партии большевиков не превышал 22 лет. Молодым был и почти весь актив РСДРП(б); средний возраст делегатов VI съезда партии, принявшего решение о вооруженном восстании, составлял 26 лет. Школьники и студенты 30-х годов были увлечены политикой, это увлечение сохранилось и в 40-е годы, но пошло на убыль в 50-е. Сегодня школьники старших классов и студенты аполитичны. По данным социологических опросов, до конца 1991 года каждый четвертый подросток или юноша России интересовался политикой «серьезно и глубоко». К осени 1993-го в интересе к политике признался каждый двадцать пятый, в основном это были студенты, с большим отрывом от них шли старшеклассники. Почти никто из молодых людей сейчас не рвется «делать политику». Около трети старшеклассников и студентов первых курсов не собирается никогда ходить на выборы^.
Изучение электората ясно показывает, что КПРФ получала на выборах 1995 1996 годов наибольшую поддержку среди пенсионеров и сельских жителей. Жители села и пенсионеры были наиболее активны по всех избирательных кампаниях последних лет, хотя именно эта часть электората считается наиболее консервативной. Молодежи очень мало сегодня во всех оппозиционных партиях, хотя и правые партии, равно как и движения и партии центра, тоже не могут похвастаться влиянием среди подрастающего поколения. В своем большинстве российская молодежь и студенчество в политическом и социальном отношении пассивны; никакого студенческого движения с политической окраской практически не существует.
Конечно, молодежи легче приспособиться к новой социально-политической и экономической реальности. Молодым и сильным людям проще преодолеть существующие в стране материальные трудности. В то же время имеется много не особенно обременительных для бюджета способов отвлечь молодежь от политики, и режим использует все эти способы. А между тем значительная часть молодежи испытывает серьезные материальные трудности. Это касается молодых рабочих, учащихся технических училищ, значительной части студентов и школьников. Очень многие молодые люди плохо питаются. В молодежной среде отмечается в последние годы повышенный интерес к знаниям и образованию. Конкурсы почти во все высшие учебные заведения остаются высокими, в том числе и по научно-техническим специальностям. Но в этой же среде наблюдается рост преступности, а также наркомании и алкоголизма. При таких настроениях среди молодежи трудно ждать быстрого развития «революционной ситуации».
Роль демократических институтов
Политическую и социальную напряженность если и не снижает, то смягчает деятельность тех демократических институтов, которые были созданы в стране в последние десять лет и которые утвердились в нашей общественной и политической жизни. Нетрудно доказать ограниченность и ущербность этих демократических институтов, например, тесные связи телевидения и большинства газет и журналов с бизнесом, а также коррупцию, которая проникает не только в системы исполнительной, но и законодательной власти. Как в экономике, так и в политической жизни новой России продолжают сочетаться мощные блоки наследованной нами системы государственного социализма и элементы демократической организации жизни. Это неизбежно, так как страна живет в условиях переходного режима, не слишком хорошо сознавая при этом, от чего и к чему она переходит.
И тем не менее относительная свобода слова и свобода печати, свобода поиска и распространения информации у нас существуют, как и система
P. МЕДВЕДЕВ 22
относительно свободных выборов, многопартийность, а также система законодательных и представительных органов на разных уровнях. Нельзя преувеличивать, но не следует и преуменьшать успехи демократии в новой России. Несмотря на все свои недостатки, демократия уже начинает превращаться в такую политическую ценность, которой общество дорожит и которую оно готово защищать.
В условиях свободы слова, манифестаций и демонстраций, а также свободы забастовок народные массы получают новые и более рациональные возможности для выражения недовольства. Демократические институты позволяют давать выход накопившимся в стране эмоциям, не позволяя им перерасти в неуправляемый бунт. Многие дебаты переносятся с улиц и площадей в стены Государственной думы. Тяжелое положение, о котором можно говорить, писать, даже кричать, уже не кажется многим таким уж тяжелым.
Пружины власти не сжаты до предела, инакомыслие открыто не преследуется. Один из примеров «дозированная оппозиционность» популярной телевизионной передачи «Куклы» вызывает определенные эмоции телезрителей, но эти эмоции не выходят за пределы их квартиры. Еще в 50-е годы в Японии в условиях роста социальной напряженности и забастовочного движения на многих японских фирмах в специальных комнатах были размещены резиновые куклы главных владельцев и менеджеров этих фирм. Рабочие и служащие, кончая трудный рабочий день, могли вдоволь поколотить эти резиновые куклы дубинками. Ту же самую, в сущности, функцию выполняет и телевизионная программа НТВ «Куклы».
Смягчает социальную напряженность и система выборов. «Мы же сами выбрали этого президента», говорят одни. «Мы покажем ему на выборах», говорят другие. Известный журналист и специалист по западной журналистике Я. Засурский справедливо отмечал: «Несмотря на все разговоры о том, что взрыв близок, что демократия несовершенна, именно демократия и свобода слова стали тем спасительным ресурсом, который эти взрывы предотвратил. Котел кипит, но пар выходит... Сейчас самое опасное отойти от демократических процедур»^.
Демократическая система в политике и новые возможности в экономике создают немало путей для реализации способностей наиболее активных и энергичных граждан. Но эти же процессы усиливают маргинализацию общественных низов и опирающихся на них радикальных политических групп. Это достаточно деликатная тема, и мне не приходилось встречать научные исследования по этой проблеме. В условиях национального и социально-сословного неравноправия, когда положение человека в обществе определялось не его способностями, а его национальностью или принадлежностью к тому или иному сословию, роду, племени, клану, тейпу, во главе недовольных масс, социальных движений и радикальных групп становились наиболее способные и активные люди той или иной нации, угнетенного класса или сословия.
Однако уже в советском обществе национальные и сословные различия перестали играть прежнюю роль. Дети рабочих и служащих, дети самых бедных крестьян получили доступ к образованию и продвижению наверх. Выходцы из социальных низов, обладавшие талантами, способностями) сильной волей, могли подняться в высшие слои общества, выдвинуться в науке, искусстве, политике, армии, во всех сферах общественной и культурной жизни. При этом выходцы из провинции нередко опережали выходцев из столичных семей.
Перемены последних лет позволили многим людям, не входившим ранее в круги советской номенклатуры и почти не имевшим шансов на выдвижение, преуспеть в сфере бизнеса и в политике. Но люди, добившиеся успеха, обычно выбывают из числа потенциальных лидеров радикальной
НАРОД И ВЛАСТЬ 23
политической оппозиции. Их борьба и их начинания имеют иной характер и иное измерение. В условиях социально защищенного и демократического общества низы этого общества пополняются, главным образом, за счет маргиналов. Это обстоятельство существенно сокращает интеллектуальные ресурсы и политические возможности радикальной оппозиции и ее лидеров.
«Историческая усталость» народа
Одной из важных причин пассивности и даже беспомощности народа перед лицом выпавших на его долю испытаний В. Белоцерковский считает «историческую усталость» народа. «Эта тяжелая усталость народа, поясняет он, которая накопилась в нем за прошедший век. Ей было с чего накопиться: жестокие войны, революции, коллективизация, индустриализация, а теперь вот и «капитализация». Все эти события и периоды требовали от людей колоссального напряжения, тяжелейшего труда и к тому же выбивали преждевременно из жизни самых активных и непокорных людей»^.
Трудно не согласиться с этим суждением. В первой половине XX века народы России пережили одно за другим несколько страшных кровопусканий, которые не могли не оставить следа даже на генетическом уровне национальной жизни. Революция и Гражданская война привели к уничтожению или изгнанию из страны не только большей части дворянства и аристократии, но также буржуазии, купечества и духовенства. Было в значительной мере истреблено казачество. Но погибла или подверглась деклассиро-ванию и большая часть промышленного пролетариата. Из 34 миллионов квалифицированных рабочих, имевшихся в России в 1916 году, к 1922 году сохранилось едва ли 500600 тысяч. В 1922 году из Советской России была изгнана значительная часть российской интеллигенции, которую не могли заменить поспешно подготовленные «красные профессора». Жестокая кампания «раскулачивания» 1929 1933 годов привела к уничтожению экономически и социально наиболее активной части крестьянства, затронув при этом не только относительно богатых крестьян, но и верхи среднего крестьянства.
Была подавлена и поднявшаяся на гребне нэпа новая российская буржуазия, массовые репрессии были проведены и против «буржуазных специалистов». В середине 30-х годов был физически истреблен актив самбй Коммунистической партии и Советского государства, его хозяйственные и военные кадры. Нельзя не отметить, что в Китае именно эти слои КПК и нового государства, подвергшиеся репрессиям, но не истреблению в годы «культурной революции», составляют основу нынешнего руководства этой страны. В годы Отечественной войны погибла ббльшая часть социально и физически здоровой и активной советской молодежи. В каждый из 1400 дней этой беспримерно тяжелой войны погибало 10 тысяч человек. Это были потери фронта, но очень много людей погибало и в тылу. «Историческая» усталость народа по-разному влияет на поведение разных поколений. Но она несомненно отражается и на поведении всей нации.
Однако, кроме чувства «исторической усталости», на поведение народа оказывает влияние и простое чувство усталости, связанное с огромными тяготами и нагрузками повседневной жизни в условиях еще малоцивилизованного рынка. Всероссийский центр изучения общественного мнения провел в конце 1996 года экспресс-опрос по многим проблемам жизни российских граждан. На вопрос «Какие чувства появились и окрепли у окружающих вас людей за прошедший год?» только 20 процентов опрошенных назвали чувство «надежды». 17 процентов российских граждан сказали о «страхе» и 16 процентов о «растерянности». 29 процентов граждан ис-
P. МЕДВЕДЕВ 24
пытывали к концу года «озлобленность», а 43 процента чувства «усталости» и «безразличия». Газета «Сегодня» поместила данные этого опроса под заголовком «Количество оптимистов среди россиян уменьшается»^.
Страх безвластия
Историческая память народа порождает у российских граждан не только усталость, а и страх перед анархией и безвластием. Недовольство властью велико, но оно связано в первую очередь с ее неэффективностью. Никто не хочет беспорядков и тем более возможной гражданской войны. По сравнению с началом века население главных российских губерний возросло вдвое, а главное, оно живет по преимуществу в городах со сложной системой жизнеобеспечения. Сам характер протеста не может быть поэтому одинаковым сегодня и 80 лет назад, когда в домах большинства жителей не было ни газовых плит, ни электричества, ни центрального отопления, ни теплой воды на кухне и в ванной, ни лифтов, ни телефона и телевизора. Не было в городах ни метро, ни современной системы общественного транспорта.
Этот страх перед безвластием лишь частично объясняет тот необычный для нашей страны «феномен Ельцина», о котором говорят не только историки и социологи, но и психологи. Массированная критика Ельцина в печати началась еще в 1988 1990 годах, но уже тогда эта критика лишь увеличивала его популярность и авторитет. Перемены 1992 1995 годов подорвали этот авторитет, но не столь уж значительно, что и позволило ему выиграть выборы 1996-го. Критика в адрес Ельцина возросла в 1997-м. Бестселлером года стала книга А. Коржакова. Усилились нападки в адрес Ельцина со стороны западных наблюдателей и корреспондентов. И речь идет не только о вспыльчивости, авторитаризме или злоупотреблении алкоголем. «Худо-бедно мы наблюдали Ельцина в самых разных ипостасях и сказать о нем можно многое, писал итальянский журналист Дж. Кьеза в книге, которая была издана в начале прошлого года в Италии, а осенью и в России. Что он груб, циничен, склонен выжимать своих соратников до капли и затем жертвовать ими, сваливая на них всю ответственность, что он исчезает в самые деликатные моменты, чтобы спокойно отдать на растерзание кого-нибудь из своих верных людей, невежественен в экономике, неспособен критически воспринимать лесть и любит окружать себя царской роскошью... Но главная его черта другая. Он лжец. До такой степени, что отрицал факт бомбардировок в Чечне, демонстрировавшихся в то же самое время телевидением всего мира»".
В январе 1998 года британская телекомпания Би-би-си начала демонстрацию и продажу большого телефильма из двух частей «Царь Борис Ельцин». Этот фильм сделан на очень высоком уровне, интервью репортерам дают Дж. Буш и Дж. Бейкер, а также многие другие известные политики Запада. Фильм помогали делать Горбачев и Шушкевич, Кравчук и Руцкой, Хасбулатов и Коржаков. При этом телефильм явно антиельцинский российский президент показан не просто как самодур, а почти как бандит. Сцены расстрела и разгона парламента даны с симпатией к Верховному Совету и Хасбулатову, а не к Ельцину и его генералам. Вторая часть фильма посвящена Чечне, и Ельцин выглядит здесь еще хуже. Этот фильм свидетельствует о явной смене ориентации на Западе по отношению к Ельцину. Можно предположить, что анализ западных экспертов говорит, что продолжение нынешней политики приведет к власти коммунистов, и потому влиятельные западные группы начинают искать альтернативу ей.
Но мало кто сомневается в том, что Ельцин, если здоровье его не подведет, останется президентом России до 2000 года. Доктор политических
НАРОД И ВЛАСТЬ 25
наук В. Пастухов писал по этому поводу: «Кем и чем бы ни был Ельцин раньше, сегодня он воплощение легитимности в глазах массы. Для массы он вышел из прошлого, из истории и принес с собой все атрибуты власти. Он есть олицетворение Власти безотносительно к тому, хороша эта власть или плоха. Он символ не конкретной власти, а Власти как таковой, как властного могущества вообще. Власть есть ценность сама по себе, в том числе и как антипод безвластию, беспорядку, хаосу. Исторически русским присущ апокалиптический страх перед сменой власти. Конец данной им на сегодня власти они склонны рассматривать как конец власти вообще. Поэтому в России более, чем в других культурах, власть держится силой инерции. Для преодоления этой инерции требуется время и значительные усилия. Ценность власти переносится массовым сознанием на фигуру президента. В превращенной форме традиционное отношение россиян к власти вылилось в положительное восприятие ими Ельцина. Тезис о том, что поддержка Бориса Николаевича связана с одобрением проводимой им политики, ложен. Ельцин поддерживается массами независимо от того, какую политику он проводит) а часто и вопреки ей. Эта поддержка оказывается, скорее, на подсознательном, чем на сознательном уровне. Переключение Ельциным авторитетно-властных ориентаций населения на себя можно считать одним из самых исключительных достижений»^. Не все согласятся с этими тезисами Пастухова, но в них несомненно имеется значительная доля истины.
Надо ли звать народ к топору?
В конце XIX и в начале XX века многие из лидеров и идеологов оппозиционных партий выступали за революционное насилие и призывали народ «к топору». Не исключались при этом ни террор, ни гражданская война. Сегодня таких призывов не выдвигают даже самые радикальные из оппозиционных лидеров. Хотя слова Зюганова о том, что «Россия исчерпала свой лимит на революции» и подвергаются критике его оппонентами среди коммунистов, никто из них не идет дальше предложений о всеобщей политической стачке. «Может показаться странным, констатирует в газете «Правда пять» Д. Баранов, но бедный человек в нашей стране не революционен». Каким же образом, задается вопросом автор, привлечь народные массы на сторону оппозиции? «Может быть, в новых условиях религиозное чувство заменит революционизирующую роль голода? Но тогда идея, предлагаемая оппозицией, чтобы повлечь за собой людей постиндустриального общества, должна иметь силу Моисеева завета, слова Магоме-та и проповеди Лютера, никак не меньше». Баранов даже предлагает начать разработку такой религии, основанной на индуистском учении о перевоплощении душ. «Хорошую религию придумали индусы, повторяет он вслед за Высоцким. Вы не сможете убедить «нового русского», что получение прибыли по высокой ставке ГКО является нарушением заповеди «не укради»... А вот если он будет уверен, что спустя годы он вновь родится в семье рабочего, которого он разорил, или того хуже уродом какой-нибудь чернобыльской зоны, его социальное поведение будет носить на себе печать этого загробного опасения»^.
Я отнюдь не против идеи о вечности духовной субстанции, но сегодня это философия) а не религия, ибо время, когда было возможно зарождение массовых религий, прошло и никому не дано сегодня стать новым Ма-гометом. В этом нет и нужды. Тот же Баранов с явным сожалением говорит, что не только в Москве, но и в остальных крупных городах становятся все более популярными идеи социал-демократического и отчасти социалистического толка: большинство людей вовсе не прочь поправить свое соци-
P. МЕДВЕДЕВ 26
альное положение, но без коренной ломки, без риска. «Г^е же созреть теперь, восклицает он с отчаянием, революционной ситуации?»^ Это, однако, не повод для отчаяния, но основание для надежды.
В Западной Европе победа социал-демократических идеологий над коммунистическими была связана не только с относительным благополучием рабочего класса и демократическими традициями, но и с неприятием тоталитаризма. В современной России рабочий класс и народ в целом далеки от благополучия, но их исторический опыт отвращает их как от тоталитаризма, так и от дикого капитализма. Это и ведет в новой России к росту популярности идей демократического и гуманного социализма, основанного на многоукладной экономике и не отрицающего многих ценностей как традиционного, так и современного западного общества. Но это особая проблема, которая требует отдельного разговора.
примечания
' «Вопросы экономики», 1997, № 5, стр. 77. ^«Мир России», 1996, №2, стр. 91.
" Из материалов информационно-аналитического центра АО «регион» (1997, № 49). •* «Московские новости», 1988, № 49, стр. 6. ^ «Независимая газета», ]9 февраля 1997 года. ^«Свободная мысль», 1996, № 6, стр. 14. ^«Советская Россия», 21 декабря 1995 года. "«Правда-5», 1421 февраля 1997 года. " «Дуэль», 1996, № 22.
'"«Российская газета», 13 января 1998 года. " «Новая газета», 1218 января 1998 года. ^«Известия», 5 марта 1997 года. ^«Правда России», 19 декабря 1996 года. '•* «Общая газета», 1622 октября 1997 года. ^ Все данные здесь предоставлены автору Жоресом Мерведевым. ^Г. Попов. Снова в оппозиции. М., 1994, стр. 154. ^«Сегодня», 12 января 1998 года. '"Аналитический центр при президенте Российской Федерации. «Московский мониторинг», 26
октября 1995 года.
'"«Мир России», 1996, № 2, стр. 95. ^ «Полис», 1993, № 56, стр. 76. ^ «Полис», 1996, № 4, стр. 7.
^ Аналитическая серия независимого фонда Центра политических технологий «Российские политические партии» (1997, вып. 2). " «Аргументы и факты», 1997, № 44, стр. 2. ^«Независимая газета», 26 ноября 1997 года. " «Свободная мысль», 1997, № 12, стр. 78. ^ «Советская Россия», 4 января 1998 года.
^ Аналитическая группа Информационно-аналитического управления аппарата Совета Федерации. (Вып. № 1, 1 октября 1997 года.) ^«Правда», 28 июля 1993 года. ^«Российский обозреватель», 1997, № 2, стр. 101. ^ «Общая газета», 2026 февраля 1997 года. ^ «Новая газета», 713 апреля 1997 года. ^«Сегодня», 31 декабря 1996 года. "Дж. Кьеза. Прощай, Россия! М„ 1997, стр. 72. "«Полис», 1997, № 4, стр. 35. ^«Правда-5», 916 января 1998 года. •^ Там же.