У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Тайцзицюань как внутренний стиль ушу

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 29.12.2024

"Тайцзицюань как внутренний стиль ушу"

Введение

К группе стилей «внутренней семьи», или внутренним стилям, относятся три наиболее известных направления ушу – тайцзицюань, синъицюань, багуачжан. Все они имеют в качестве своих истоков простые и эффективные стили реального боя, но их внутреннее содержание разительно отличается от чисто боевой сферы ушу и связано с эзотерической практикой китайских мистиков. С рождением внутренних стилей ушу обрело свое мистическое содержание и оказалось способным передать тот духовный опыт, который присутствовал в даосизме и буддизме. Боевое искусство, когда-то бывшее для бойца самоцелью, превратилось в средство или промежуточную ступень на пути осознания просветлённого духа.

Смысл занятий внутренними стилями, в частности тайцзицюань, можно свести к трем базовым принципам. Первый из них гласит, что с помощью внутренних стилей возможно достичь долголетия и бессмертия. Это утверждение связано с давними даосскими сентенциями, но в современных условиях речь уже не идёт о физическом бессмертии, достигаемом гимнастическими и медитативными упражнениями. Бессмертие понимается как передача собственного духовного тела через родовое тело школы – вечное возвращение мастера-первоучителя во всех последующих поколениях учителей и учеников, что превращает саму школу в бесконечное единое тело бессмертного мастера.

Второй причиной для занятий тайцзицюань может служить задача укрепления здоровья. Современные исследования показывают, что посредством занятий внутренними стилями можно излечить такие тяжелейшие расстройства и болезни, как туберкулез, диабет, гипертонию, заболевания опорно-двигательной, костно-мышечной, кровеносной систем. Однако следует признать, что во всех подобных случаях тайцзицюань служит хотя и эффективным, но всё же вспомогательным средством по отношению к медицинскому арсеналу.

Необходимо также помнить, что тайцзицюань остаётся эффективным способом боя, несмотря на плавные, медленные движения и небольшое количество ударов.

Теория и практика тайцзицюань показали в наиболее полном виде единение методов боя с духовной практикой, с особым типом миропереживания. Формы кулачного искусства символизируют соритмичность человека и космоса.

В процессе занятий тайцзицюань возникает своеобразное ощущение пульсации окружающего мира, и этому соответствует геометрия движений: шаг вперед – шаг назад, поворот влево – поворот вправо, накопление ци – выброс ци и т.д. Это и есть обнаружение человеком вселенского ритма внутри себя. В данном ритме всё время ощущается мотив Дао – именно Дао в равной степени обладает и постоянством и изменчивостью: оно превосходит изменения во всех вещах и в то же время бесконечно трансформирует самоё себя. Именно Дао в один и тот же момент пустотно, так как не имеет в себе ни одной определенной вещи, и наполнено, так как содержит в себе семена всех вещей. Такими же свойствами Дао может обладать и человек, занимающийся тайцзицюань, если будет воспринимать не столько поверхностную ценность в бою приёмов кулачного поединка, сколько ощущение процессов мировых трансформаций внутри себя.

Форма движений будет считаться истинной только в том случае, если они имеют в качестве своего истока внутреннее движение, при этом внешнее и внутреннее соотносятся между собой как зеркальное отображение друг друга. Например, когда руки поднимаются вверх, ци опускается вниз; при движении корпуса и рук вперед ци одновременно направляется назад – это создает своеобразную внешне – внутреннюю «распорку» и позволяет сочетать внешнюю мягкость с внутренней жёсткостью, появляется особое внутреннее натяжение, по сути отличное от обычного мышечного напряжения.

Смысл стилей нэйцзяцюань заключается в обретении единого через порождение изменений. Каждое изменение фактически означает появление своей зеркальной противоположности. Лишь абсолютное напряжение может породить абсолютное расслабление, как это делается в стиле чэнь тайцзицюань, что соответствует философской концепции Великого предела: переход противоположностей друг в друга возможен лишь в предельный момент существования. При совершении любого движения необходима предельная работа сознания, когда мозг собирает воедино осколочное видение мира. Работа сознания не означает особой сосредоточенности на каких-либо точках или движениях, это свободное проистечение мысли, актуализация творческой небесной воли.

Смысл философии тайцзицюань заключен в том, что человек повторяет движения космических образов и тем самым единится с небесным началом.

Истинное движение рождается само собой. Человек не выдумывает его, не вспоминает, не прилагает усилий для его воспроизведения. Движение во внутренних стилях подчинено внутреннему ритму – открытию и закрытию, опустошению и наполнению. Здесь человек уже не властен над производимыми им движениями и не может изменить или изобрести их, так как они являются образами уже существующих внутренних символов вселенского ритма.

Под наполненностью формы понимается момент совпадения внешнего движения и его внутреннего, природно заложенного в человеке образа, что иначе называется «одухотворением формы». Надо отдаться потоку духовного ритма, воспринимаемого как вибрация тонкого тела и воспроизводимого в конкретном материализованном приёме. Так происходит актуализация внутреннего ритма во внешнем действии ушу. Чтобы выразить в конкретных формах ушу некое космическое сверхдейство, надо научиться обнаруживать череду взаимосоответствий между внешним действием и духовным ритмом человека, его природным настроем и поступком.

Внутренний ритм человека неравномерен, в нем отсутствует монотонность, и внешняя форма будет воспроизводить все изменения ритма – например, резкие перемены ритма в стиле чэнь тайцзицюань.

Одним из высших выражений мастерства во внутренних стилях является усилие слышания, то есть некое сверхчувственное умение услышать и ощутить внутренний ритм мира. Если внимание постоянно ускользает из-под контроля и воля покидает движение, то формы оказываются резко суженными и выглядят механистичными. Если воля руководит формой, то её границы устремляются в бесконечность, и тогда рождается понятие сверхобыденного движения, которое преодолело самоё себя и превратилось в выражение ритма космических начал. В этот момент движение теряет свои технические характеристики – уже неважно, быстро или медленно движется человек, по какой траектории он наносит удар, какой конкретно приём выполняет. Такой мастер становится неуязвимым, так как он растворяется в потоке вещей и явлений. Именно поэтому практика медленных движений в тайцзицюань может быть названа высшим мастерством в боевом искусстве.

1. Литература по тайцзицюань

Упоминание тайцзицюань в различных трактатах начинается с ХVIIвека, когда и возникли первые направления этого боевого искусства. Литературные источники погружают историю создания тайцзицюань в область легенд и мифов, хотя о реальных создателях стиля можно говорить с определенной долей достоверности начиная с ХVIIвека.

В основе мифологической версии происхождения стиля лежат даосские легенды о древних алхимиках, создателях внутренней пилюли бессмертия, магах и небожителях. Самое первое перечисление легендарных создателей тайцзицюань встречается в трактате ХVIIвека «Исследования семейных хроник Сунов о происхождении искусства тайцзи и его ветвей». Там утверждается, что ещё в эпоху Тан даосский маг Ли Даоцзы обучал искусству тайцзи, называя его «кулаком Прежденебесного» или «37 форм».

В трактате ХVIIвека «Эпитафия на могильном камне Ван Чжэннаня» в качестве создателя тайцзицюань называется Чжан Саньфэн – даосский алхимик, живший в ХIII веке. Но эта фигура в китайской традиции переплетается с образом даосского мага ХVI века, имя которого в устной речи звучит точно так же, а на письме отличается лишь последним иероглифом. Так из двух реально существовавших Чжан Саньфэнов сложился единый внеисторический и вневременной образ легендарного первопатриарха тайцзицюань.

Автором основополагающего трактата по искусству тайцзи «Рассуждения о тайцзицюань» и составителем классического текста речитативов «Канон тайцзицюань» является Ван Чжэннань. До сих пор эти тексты считаются классикой тайцзицюань, и многие современные мастера по-прежнему находят в них секреты и откровения, сокрытые за полными внутренней символики фразами.

Секреты основных школ тайцзицюань вплоть до конца ХIX века передавались изустно, из поколения в поколение, от учителей к ученикам. Основные теоретические положения школы чэнь были впервые зафиксированы в письменном виде патриархом стиля в шестнадцатом поколении Чэнь Синем, второе имя которого было Чэнь Пинсань. В результате двенадцатилетней работы появился четырехтомный труд «Наглядное изложение системы тайцзицюань школы чэнь», в котором впервые было описано соответствие движений тайцзицюань открытию и закрытию каналов цзинло, а также циркуляции жизненной энергии ци в организме.

В начале ХХ века Ли Еюй составил новый текст «Канона тайцзицюань», положив в его основу принципы школы у тайцзицюань. Здесь раскрывалась теория тайцзицюань именно как внутреннего стиля, основное внимание уделялось не столько вопросам боевой практики и оздоровления, сколько эзотерическому осмыслению вселенских процессов, их символическому воспроизведению через формы ушу. Центральными понятиями в труде Ли Еюя были спокойное сердце, подвижное тело, густое ци, использование цельного усилия и сконцентрированный дух.

Первое пособие по тайцзицюань было издано в 1925 году Ян Чэнфу, который лично был изображен на опубликованных фотографиях демонстрирующим комплекс туйшоу. В 1934 году его ученик Чжэн Маньцин издал более обширное пособие. Эти книги определили издание учебной литературы по всем другим стилям тайцзицюань и предопределили популярность школы ян сначала в Пекине, а затем и по всему Китаю.

Один из наиболее известных последователей стиля у У Тунань в конце 30‑х годов ХХ века написал книгу «Общая теория национального искусства», где высказал мысль о необходимости реформирования ушу и его выведения из закрытых семейных школ. После образования КНР У Тунань участвовал в проведении реформы тайцзицюань в рамках общей реформы ушу, начавшейся в 50‑е годы нашего столетия.

В 1956 году на основе стиля ян тайцзицюань был создан комплекс в 24 формы, выполняемый в течение 5–6 минут. Древняя система упрощалась, новый комплекс был технически и психологически проще своих предшественников, отсутствовали многие повторы движений и промежуточные фазы. Книга, где был опубликован этот комплекс, была издана тиражом в несколько десятков миллионов экземпляров. Это таолу распространилось впоследствии и в странах Запада. В Китае же данный комплекс был введён в программу средних учебных заведений, по радио и телевидению транслировались популяризировавшие его специальные учебные программы.

В ХХ веке многие выдающиеся мастера тайцзицюань публиковали свои труды, обобщая бесценный опыт и оставляя для потомков собственные комментарии и разработки новых комплексов. Среди книг мастера внутренних школ ушу Сунь Лутана есть труд «Учение тайцзицюань». Результатом творческого поиска этого человека явился синтез трёх основных внутренних школ ушу – синъицюань, тайцзицюань и багуачжан.

Придавший окончательные черты школе ян тайцзицюань Ян Чэнфу предпринял огромные усилия по сведению воедино основных принципов тайцзицюань. До сих пор каноном тренировки считается его труд «Десять важнейших требований в трактовке тайцзицюань». Важнейшая мысль этого труда – достижение гармонического сочетания внешнего и внутреннего, воспитание физического тела и «сокровенной природы» в человеке. Ян Чэнфу обнаруживал за каждым внешним движением в тайцзицюань процесс самотрансформации духа, понимал, что каждый жест наполнен своим волевым импульсом. В каждом приеме тайцзицюань Ян Чэнфу наблюдал стимул для внутреннего движения, что позволяло перенести плавную непрерывность движений комплекса на цельность и неразрывность внутренней природы человека. Одним из последних трудов Ян Чэнфу стала книга «Способы применения тайцзицюань».

Прямой преемник Ян Чэнфу Дун Иньцзе, к концу жизни создавший стиль дун тайцзицюань на основе школы ян, разработал и другое направление – «быстрый кулак Великого предела», где все движения тайцзицюань выполняются сначала медленно, а затем, после овладения основными принципами, чрезвычайно быстро, как во внешних стилях. Свой опыт Дун Иньцзе присовокупил к знаниям предшественников и в 1948 году издал труд «Объяснение смысла тайцзицюань» с публикацией редких текстов и комментариев к ним.

В последние десятилетия в Китае появились труды современных мастеров тайцзицюань. Например, по стилю чэнь тайцзицюань вышли книги Чэнь Сяована «Всемирно известный стиль чэнь тайцзицюань» и двухтомник Чэнь Чжэнлэя «Свод важнейших материалов по кулачному искусству и работе с оружием в стиле чэнь тайцзицюань». Мастер Гу Люсинь в своей книге «Тайцзицюань, стиль чэнь» знакомит читателей с восьмью особенностями движений гимнастики тайцзицюань и с первым и вторым комплексами, составленными в середине ХХ века мастером Чэнь Факэ. Также перу Гу Люсиня принадлежит обобщающий труд «Искусство тайцзицюань».

Для изучающих тайцзицюань по первоисточникам большой интерес могут представлять изданные в Китае сборники, составленные на основе древних трактатов, текстов и других документов, содержащих информацию об истории развития различных стилей тайцзицюань. Это компендиумы «Тайцзицюань сюаньбянь» и «Тайцзицюань цюаньшу».

В общем виде теория и история тайцзицюань даны в таких обобщающих фундаментальных трудах по ушу, как книги Си Юньтая «История китайского ушу» и Куан Вэньнаня «Общая теория культуры китайского ушу».

Некоторые труды мастеров и историков тайцзицюань уже переведены на русский язык. Среди россиян – исследователей ушу в первую очередь хочется отметить А.А. Маслова, неустанно пропагандирующего китайские боевые искусства в контексте национальной культуры Китая.

Из числа западных авторов, в основном поверхностно исследующих вопросы ушу и увлекающихся его внешней стороной, забывая об эзотерической сущности боевых искусств, можно было бы отметить работы американских популяризаторов ушу М.де Марко и Д. Драэгера. Но для западных последователей ушу оно всё еще состоит из сплошных тайн и загадок, так как научиться исполнять внешне правильные движения – ещё не означает постичь подлинный, глубинный смысл стиля ушу, тем более такого мистического, как тайцзицюань.

 

2. История развития тайцзицюань

2.1 Истоки тайцзицюань

Тайцзицюань – один из самых известных и наиболее популярных стилей ушу, поэтому о его происхождении ходят всевозможные слухи и легенды. Особенно популярны версии о даосе Чжан Саньфэне. Согласно одной из них, он создал тайцзицюань на основе




1. Станкевич Н Українська мова професійного спрямування- Навчальний посібник
2. DS- Комбинированный ожог обоих глаз I ст
3. горячее цинкование понимают нанесение цинкового покрытия на поверхность металлических изделий преимущес
4. РЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук Москва 2010 Раб
5. Детская кроватка
6.  И.В
7.  20 р.1
8. стр О мерах борьбы с огнем в Енисейской губернии
9. экономических отношений со своими главными торговыми партнерами- ес сша и японией
10.  Все что было создано в западных районах страны в годы первых пятилеток оказалось разрушенным
11. за этого. Сказали что дочь Кей но днем раньше ~ дочь михайлов.1
12. Точнее двадцать ему исполнилось незадолго до конца путешествия
13. Банк аргументов из художественной и публицистической литературы Человек и
14. 19ПЗ 5 Определение количества рабочих для пунктаТО2экипировки Количество рабочих для выполнен
15.  Перевод с французского Дягилевъ Центръ
16. Документационное обеспечение законотворчества и судопроизводства
17. Развить у учащихся учебные знания и умения
18. дизонтогенез от греч.
19. НА ТЕМУ- ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СВОЙСТВА СЫРОВ И ФОРМИРОВАНИЕ ИХ В ПРОЦЕССЕ ПРОИЗВОДСТВА
20. Об основах туристской деятельности в РФ