Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

СРЕДСТВА БЫСТРОЙ РАЗРАБОТКИ ПРИЛОЖЕНИЙ

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-07-05

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 21.5.2024

СРЕДСТВА БЫСТРОЙ РАЗРАБОТКИ ПРИЛОЖЕНИЙ

Oracle Developer - это набор инструментов, который поддерживает полный цикл разработки прикладных программ. Прикладные программы, создаваемые с помощью таких инструментов Oracle, как Oracle Forms, Oracle Reports и Oracle Graphics, полностью масштабируемы и применимы для развертывания на любом уровне предприятия: от поддержки решений для малых рабочих групп  до критичных к стилю проектов с интенсивными транзакциями, которые должны поддерживать сотни пользователей.

ORACLE FORMS

Oracle Forms — инструмент, предназначенный для ввода, просмотра, изменения или удаления данных из базы данных Oracle посредством экранной формы.

В отличие от использования стандартных языков программирования третьего поколения здесь разработчик не пишет программу, которая представляет данные и управляет ими. Вместо этого разрабатывается приложение Oracle Forms путем создания экранных объектов, которые являются контейнерами, представляющими элементы в базе данных. Затем эти объекты помещают в форму с помощью редактора графической компоновки.

Основываясь на определенных действиях, называемых событиями, можно писать триггеры и программные компоненты для определения процесса, который будет выполняться всякий раз, когда происходит событие. Oracle Forms использует такие концепции объектно-ориентированного программирования, как наследование объектов, многократное их использование, инкапсуляция, а также модульность и полиморфизм.

Oracle Forms работает в среде графического интерфейса пользователя (graphical user interface — GUI). Основными инструментальными средствами разработки пользовательских форм являются Object Navigator, Layout Editor и листы свойств объектов. Кроме разработки экранных форм Oracle Forms также используется для создания и поддержки меню приложений и библиотек программных компонентов.

При построении программ с помощью Oracle Forms используется три компоненты:

  •  Oracle Forms Designer
  •  Oracle Forms Generate
  •  Oracle Forms Runform

Designer — это среда для разработки прикладных программ, в которой используется три типа модулей Oracle Forms: формы, меню и библиотеки.

Формы —  это совокупность объектов и программных модулей, включая окна, текстовые элементы, переключатели, кнопки, триггеры и процедуры; форма может включать любое количество отдельных окон.

Меню — это совокупность объектов меню (главное меню, ниспадающее меню, элементы меню) и программа команд меню.

Библиотеки — это совокупность процедур PL/SQL, функций и пакетов, которые могут вызываться из других модулей.

Designer включает набор визуальных средств, позволяющих создавать объекты, устанавливать их свойства и разрабатывать программные модули для прикладных программ. Можно объединять модули форм, меню и библиотек для построения завершенной прикладной программы.

Прикладная программа Oracle Forms может также включать модули Oracle Reports и Oracle Graphics. Например, кнопка в форме может вызывать отчет, построенный с помощью Oracle Reports. Или в форму может быть вставлен вывод диаграммы, сгенерированной с помощью Oracle Graphics. Такой модульный подход предоставляет максимальную гибкость при проектировании и разработке новых прикладных программ, а также для поддержания и улучшения существующих.

Компонента Generate используется для генерации исполняемых файлов прикладных программ. При генерации модуля формы компилируются все ее программные объекты и создается исполняемый файл с расширением .FMX.

Компонента Runform используется для выполнения законченной прикладной программы Oracle Forms.

ОБЪЕКТЫ ИНТЕРФЕЙСА ORACLE FORMS

Во время создания интерфейса прикладной программы используются два типа объектов Oracle Forms — блоки и элементы. Элементы — это такие объекты интерфейса, которые выводят на экран информацию для пользователей и позволяют им взаимодействовать с прикладной программой. Oracle Forms поддерживает множество элементов интерфейса, включая кнопки, переключатели, радио-группы, элементы списка, элементы неизменного текста, элементы изображения, OLE-контейнеры, элементы диаграмм Oracle Graphics и VBX Controls.

Объекты формы располагаются на Картинке — виртуальной структуре. Специальная пустая (null) картинка предназначена для хранения объектов, которые не выводятся на экран.

Каждый элемент принадлежит блоку. Блок — это логический контейнер для элементов. Он также является отдельным объектом с собственным набором свойств. Свойства блока определяют то, как конечные пользователи будут взаимодействовать с теми элементами, которые он содержит.

Блок может иметь прямую связь с таблицей или представлением базы данных. Это значит, что элементы текста, переключатели и другие элементы в блоке могут быть ассоциированы с определенными колонками в базовой таблице этого блока. По умолчанию это отношение позволяет операторам запрашивать, обновлять, вставлять и удалять записи в соответствующей таблице.

Блоки — это только логические группировки. Элементы в блоке формы могут выстраиваться в любом порядке и могут даже выводиться на экран в разных окнах.

Форма может включать любое количество блоков и блок может включать любое количество элементов.

Oracle Forms поддерживает модель программирования, управляемую событиями.

Программы, которые разрабатываются в Oracle Forms, пишутся на языке PL/SQL, процедурном языковом расширении Oracle для SQL, языке реляционных баз данных.

Oracle Forms включает интегрированную интерактивную среду отладки, позволяющую отслеживать и прерывать выполнение программы, совершать пошаговое движение, контролировать и устанавливать значения переменных.

Первый способ добавления в форму программы — посредством триггеров. Триггер — это блок программы PL/SQL, который подсоединяется к определенному объекту и который исполняется в ответ на определенное событие. Например, для создания командной кнопки ее необходимо    начертить на форме, а затем подсоединить триггер When-Button-Pressed, который будет запускать на выполнение соответствующий процедурный код каждый раз раз при нажатии этой командной кнопки.

Oracle Forms предоставляет множество событий, на которые можно реагировать с помощью триггеров. Вместе со стандартными интерфейсными событиями, такими как щелчок мыши в кнопке или на переключателе, Oracle Forms распространяется на множество событий внутренней обработки. Например, триггер When-Validate-Item срабатывает тогда, когда Oracle Forms проверяет достоверность значения в элементе текста. По умолчанию проверка достоверности происходит согласно хорошо определенному набору правил событий. Поняв однажды эти правила, то есть модель событий Oracle Forms, можно создавать триггеры для виртуального управления любым аспектом поведения прикладной программы.

Oracle Forms включает свыше 150 встроенных процедур и функций, выполняющих множество стандартных функций прикладных программ, включая навигацию, обработку данных, фиксацию транзакции и установки свойств объектов.

В дополнение к встроенным подпрограммам Oracle Forms можно также писать собственные именованные процедуры функции и пакеты. Эти объекты, собирательно именуемые как программные модули,  могут определяться в модулях форм, меню или библиотек. Определив однажды процедуру или функцию, можно вызывать ее в триггерах, командах элементов меню и других программных модулях.

PL/SQL используется как для прикладных программ Oracle Forms со стороны клиента, так и для триггеров и хранимых процедур со стороны базы данных сервера.

Можно использовать в Oracle Forms Designer интегрированные редакторы хранимых процедур и триггеров базы данных для программирования логики на стороне сервера. Oracle Forms позволяет перемещать процедуры между прикладной программой и сервером одной простой операцией мышью.

Oracle Forms включает большое количество функций по умолчанию, которые автоматически доступны в создаваемых  объектах. Например, если создается простая форма, содержащая один блок с базовой таблицей, то Oracle Forms автоматически поддерживает в этом блоке запросы, обновления, вставки и удаления записей. Кроме того, разработанная простая форма автоматически управляет блокировкой в многопользовательской среде, выдает сообщения в ответ на события пользователя и предоставляет меню по умолчанию со стандартными командами для навигации, ввода данных и обработки фиксирования.

ИНСТРУМЕНТЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ

Объектный навигатор

Объектный Hавигатор (Object Navigator) предоставляет иерархический вывод объектов во всех открытых модулях. Объекты группируются под соответствующим узлом (рис. 1). Например, все окна, определенные в модуле формы, появляются под узлом Windows. Узел Windows, в свою очередь, находится под соответствующим объектом модуля формы.

Узлы верхнего уровня в Навигаторе включают такие объекты как Forms, Menus, Libraries, Built-in Packages и Database Objects. Все другие узлы и объекты, которые они содержат, выводятся в виде иерархического дерева для отображения принадлежности узлам верхнего уровня.

Объекты и узлы в Навигаторе выводятся с символом + или -, чтобы показать, расширены они в данный момент или сжаты. Серый + выводится для узла, который еще не содержит объектов нижнего уровня. Перед одиночным объектом, который не может содержать объектов нижнего уровня, выводится кружок.

Каждый объект в Навигаторе выводится с иконкой, указывающей его тип. Для некоторых объектов двойной щелчок по иконке вызывает редактор, соответствующий этому типу объекта. Например, двойной щелчок по иконке объекта для View Canvas вызывает редактор Layout Editor.

Рис. 1. Окно Объектного Навигатора

В Объектном Навигаторе можно выполнять следующие действия:

  •  раскрывать и сворачивать элементы для быстрого поиска объектов;
  •  выбирать объекты;
  •  создавать и удалять объекты;
  •  копировать и перемещать объекты в модуле и между модулями;
  •  переключаться между видами для вывода объектов, над которыми выполняются операции;
  •  быстро находить объекты с помощью Быстрого Поиска;
  •  быстро выводить программу, связанную с объектами, такую как триггеры и программные модули.

В Навигаторе можно выбирать команды из меню и из линейки инструментов. Линейка инструментов предоставляет быстрый доступ к командам. Всплывающее описание команды линейки инструментов появляется при установке курсора мыши на иконке (рис.1).

Можно работать в Навигаторе с включенной или выключенной синхронизацией (устанавливается опцией Synchronize в меню Навигатора).

Когда синхронизация включена, то Навигатор и все открытые Layout Editor и Menus Editor поддерживают одни и те же текущие выбранные объекты. Например, выбор кнопки в Layout Editor автоматически делает кнопку выбранной в текущий момент также и в Навигаторе. Подобным образом, выбор элемента меню в Навигаторе делает этот элемент выбранным в текущий момент в Menus Editor.

Навигатор может выводить модули в одном из двух представлений: Ownership просмотр (полный, по умолчанию) и Visual просмотр (сокращенный, опции устанавливаются в меню Навигатора).

Окно Свойств

Окно Properties (Свойств) позволяет устанавливать свойства объектов, создаваемых в модулях формы и меню. При выборе объекта в редакторе или Объектном Навигаторе в  окне Properties показываются свойства этого объекта (рис. 2).

Рис. 2 Окно Properties

Редактор Разметки

Layout Editor (Редактор Разметки) — это средство графического конструирования для создания и упорядочения элементов, шаблонного текста и графики интерфейса формы. В Layout Editor (рис.3) регламентируется работа с одной картинкой. Картинки выводятся в окнах во время выполнения. То окно, в котором будет выводиться картинка, определяете путем установки свойства картинки Window. Можно открывать одновременно несколько окон редактирования и, при необходимости, копировать и вклеивать объекты между ними.

Контекст Layout Editor включает имя текущей формы, имя редактируемой картинки и имя текущего блока. Когда в Layout Editor создается элемент путем вычерчивания его на картинке, Oracle Forms назначает этот элемент текущему блоку. Можно изменить контекст блока Layout Editor, используя всплывающий список Block на линейке инструментов.

Рис.3. Окно Редактора Разметки

Измерительные линейки. Горизонтальная и вертикальная измерительные линейки вверху и слева от рабочего пространства предоставляют справочную информацию для определения размеров и расположения объектов в Layout Editor.

Сетка.   В пределах рабочего пространства имеется определенная сетка, помогающая размещать объекты. Сетка представляется в текущих единицах измерения измерительных линеек.

Опорные линии  — это горизонтальные и вертикальные точечные линии, которыми можно  пользоваться для ориентировки при размещении объектов на картинке. Во время выполнения опорные линии не показываются.

Статусная строка – располагается внизу окна Layout Editor и выводит следующую информацию:

  •  абсолютную позицию мыши;
  •  длину “перетаскивания” мышью (при создании или перемещении объектов);
  •  угол вращения (при вращении текущего выбранного объекта);
  •  уровень увеличения.

Элементы и шаблонная графика в Layout Editor. Элементы — это интерфейсные объекты управления (элементы текста, переключатели, радио-группы и т.д.), с которыми взаимодействует оператор в формах. Каждый элемент принадлежит блоку и дается в списке под этим блоком в иерархии Объектного Навигатора. Шаблонная графика — это линии, окружности, текст и изображения, которые вычерчиваются или импортируются на картинку. Шаблонная графика ассоциируется с картинкой, на которую ее помещают — удаление картинки удаляет все ее шаблонные объекты.

Редактор Меню

Menu Editor (рис. 4) — это графическое средство конструирования для размещения пользовательского меню. Для построения пользовательского меню необходимо открыть модуль меню и затем определить необходимые объекты меню и их свойства. Создав однажды меню, можно связать его с одним или более модулями форм.

Рис. 4 Окно редактора меню

Объекты меню включают сам модуль меню, отдельные меню и элементы каждого меню. Как и объекты формы, объекты меню имеют свойства, которые можно устанавливать в окне Properties, такие как Name, Command Type и Label.

Каждая форма имеет встроенное меню по умолчанию со стандартными командами для навигации, редактирования и взаимодействия с базой данных. Для простых форм такое меню часто бывает достаточным. Для более сложных форм можно использовать Menu Editor для создания собственного пользовательского меню.

РЕДАКТОР PL/SQL

PL/SQL Editor — это средство ввода и компиляции программных объектов (рис.5). Программные объекты в Oracle Forms включают триггеры событий, подпрограммы (функции и процедуры), команды элементов меню, программу запуска меню и пакеты.

 

Рис. 5 Окно редактора PL/SQL

Если текущий выбор — это программный объект (триггер, модуль программы и т.д.), то его программа выводится в PL/SQL Editor. Если текущий выбор — это объект, к которому могут подсоединяться триггеры (форма, блок или элемент), то выводится программа для первого триггера, подсоединенного к этому объекту. Если текущий выбор не является программным объектом или объектом, к которому подсоединены триггеры, то PL/SQL Editor выводится без текущего контекста и для создания нового программного объекта следует выбрать New.

РАБОТА С МОДУЛЯМИ

При проектировании прикладной программы в Oracle Forms осуществляется работа с отдельными компонентами прикладной программы, называемыми модулями. В Oracle Forms имеется три типа модулей:

  •  Модуль формы — совокупность объектов и подпрограмм. Примерами объектов, которые можно определять в модуле формы, могут быть окна, элементы текста (поля), переключатели, кнопки, сигналы, списки значений и блоки программ PL/SQL, называемые триггерами.
  •  Модуль меню — совокупность меню (объекта главного меню и любого количества объектов подменю) и команд элементов меню, которые вместе образуют меню прикладной программы.
  •  Модуль библиотеки — совокупность процедур, функций и пакетов с именами пользователя, которые могут вызываться из других модулей прикладной программы.

При необходимости можно построить одну прикладную программу из нескольких модулей форм, меню и библиотек. Модули можно  сохранять в файловой системе или в базе данных и можно  преобразовывать между двоичным, текстовым и скомпилированным исполнительным форматами. В Forms Designer может быть одновременно открыто любое количество модулей форм, меню и библиотек. При запуске Oracle Forms автоматически открывает новый модуль формы. Модули можно  сохранять в файловой системе как файлы .FMB, .MMB и .LIB, или в базе данных как модули с именами. Форматы файлов модулей представлены в таблице 1.

Таблица 1

Модуль

Двоичный (Design)

Текстовый

Исполняемый

Форма

.FMB

.FMT

.FMX

Меню

.MMB

.MMT

.MMX

Библиотека

.PLL

.PLD

.PLX

Генерация модулей

Перед запуском формы на выполнение необходимо  сгенерировать исполняемый файл .FMX из конструкторского файла .FMB. Генерация формы или меню компилирует все нескомпилированные программные модули и создает исполняемый файл.

В режиме генерации формы Oracle Forms компилирует все нескомпилированные программы PL/SQL, которые она содержит. Любая ошибка компиляции приводит к неудаче генерации. Когда это происходит, выводится сигнальное окно Generation Errors, показывающее соответствующие сообщения об ошибках.

По умолчанию Oracle Forms при генерации компилирует с приращением, что означает, что перекомпилируются только те программные модули, которые помечены как нескомпилированные. Когда создается модуль пользовательского меню, он подсоединяется к форме установкой свойства формы Menu Module. При запуске формы Oracle Forms автоматически загрузит подсоединенное меню. Перед эапуском формы, имеющей подсоединенное меню, меню должно быть явно сгенерировано.

Компиляция библиотек

В отличие от модулей форм и меню модули библиотек не должны явно генерироваться для создания отдельного исполняемого файла. Файл библиотеки .PLL включает как исходную программу, необходимую во время проектирования, так и скомпилированную исполняемую программу, необходимую во время выполнения. Использование версии библиотеки .PLL требуется при использовании Runform Debugger для просмотра исходной программы за скомпилированными программными модулями. Перед запуском прикладной программы из Designer необходимо, чтобы подпрограммы и пакеты в библиотеке были скомпилированы.

БЛОКИ И ЭЛЕМЕНТЫ

Элементы — это объекты интерфейса, которые выводят информацию для операторов и позволяют им взаимодействовать с прикладной программой. Oracle Forms поддерживает девять типов элементов интерфейса, которые можно использовать для построения интерфейса прикладной программы (табл. 2).

Таблица 2

Объекты интерфейса Oracle Forms

button

(кнопка)

Прямоугольник с текстовой меткой или графической иконкой внутри.

chart item

(элемент диаграмма)

Прямоугольник с окантовкой любого размера, выводящий диаграмму или иное изображение, генерируемый Oracle Graphics. Операторы не могут перемещаться к элементам диаграмм или манипулировать ими.

check box

(переключатель)

Текстовая метка с графическим индикатором состояния, которая показывает текущее значение или как отмеченное, или как не отмеченное. Выбор переключателя переключает его в противоположное состояние.

display item

(неизменяемый текст)

Только-читаемая текстовая рамка, значение которой должно быть извлечено или присвоено программно. Операторы не могут перемещаться к элементу неизменяемого текста или редактировать содержащийся в нем текст.

image item

(элемент изображение)

Окантованный прямоугольник любого размера, который может выводить изображения, извлеченные из базы данных или считанные из файловой системы.

list item

(элемент список)

Список вариантов, выводимый или как всплывающий список, или как t-список (иногда называемый списочной рамкой), или как combo-рамка.

radio group

(радио-группа)

Группа радио-кнопок, одна из которых всегда выбрана.

text item

(элемент текст)

Одно- или многострочная текстовая рамка, поддерживающая множество типов данных, масок формата, а также возможности редактирования.

OLE container

(OLE-контейнер)

Область, которая хранит и выводит объект OLE, создающийся прикладной программой OLE-сервера.

VBX cоntrol

(Visual Basic Control)

Пользовательское средство управления, которое упрощает построение и усовершенствование пользовательских интерфейсов.

Все элементы в форме принадлежат блоку. Блоки — это логические контейнеры, не имеющие физического представления, — в интерфейсе прикладной программы видимы только элементы, содержащиеся в блоке. Однако, как и другие объекты, блоки имеют свойства и могут в Designer создаваться, копироваться и изменяться. Блоки предоставляют механизм для группирования взаимосвязанных элементов в функциональные единицы для хранения, вывода и манипулирования записями. Нет ограничений для числа блоков, которые можно  определить в форме.

Различают два типа блоков – базовой таблицы и управляющие. Блок базовой таблицы ассоциирован с определенной таблицей или представлением (view) базы данных. Один или несколько элементов в блоке базовой таблицы связаны с колонками в базовой таблице блока. В противоположность этому управляющий блок не ассоциирован с таблицей базы данных и элементы в управляющем блоке не связаны с колонками базы данных.

Блок базовой таблицы автоматически включает функции поддержки запросов, обновления, вставки и удаления строк в таблице, с которой этот блок связан. Элемент в блоке базовой таблицы, который прямо связан с колонкой базовой таблицы, является элементом базовой таблицы. Элемент, не имеющий связи с колонкой базы данных, является управляющим элементом. Блоки базовой таблицы могут содержать как элементы базовой таблицы, так и управляющие элементы.

Так как управляющие блоки не связаны с таблицами базы данных, то ни один из содержащихся в них элементов не может быть элементом базовой таблицы. (Но можно заполнять управляющие элементы значениями из базы данных, включив собственные операторы SQL в программу триггера.)

Управляющие элементы могут использоваться:

  •  для вывода итогов, средних, ранжировок и другой суммарной информации, вычисляемой по значениям в элементах базовой таблицы и по таблицам базы данных;
  •  для ввода в интерактивном режиме данных, требуемых прикладной программой, но не сохраняемых в базе данных;
  •  для вывода значений базы данных из таблиц, не относящихся к базовой таблице блока.

Элементы в блоке могут выстраиваться в любом расположении и могут выводиться на нужной картинке (рис. 6).

Рис. 6. Изображение спроектированной формы

ТРИГГЕРЫ СОБЫТИЙ

Триггеры — это программные блоки, которые используются  для добавления функциональности прикладной программе. Каждый триггер имеет имя и содержит один или несколько операторов PL/SQL, его можно  ассоциировать с событием, исполнять и обращаться с ним как с отдельным объектом. Имена триггеров соответствуют событиям. Например, триггер When-Button-Pressed соответствует событию «Нажать Кнопку», которое происходит при выборе кнопки оператором. Имя триггера устанавливает связь между событием и программой триггера. Триггер должен быть подсоединен в форме к определенному объекту — к элементу, к блоку или к самой форме.

Oracle Forms распознает предопределенный набор событий, каждое из которых имеет соответствующий встроенный триггер.

События интерфейса:

Событие

Имя триггера

Нажатие кнопки

When-Button-Pressed

Щелчок по переключателю

When-CheckBox-Changed

Нажатие клавиши ТАВ

Key-NxtItem

События внутренней обработки происходят как результат обработки во время выполнения:

Событие

Имя триггера

Проверить элемент

When-Validate-Item

Покинуть элемент

Post-Text-Item

Проверить запись

When-Validate-Record

Покинуть запись

Post-Record

Покинуть блок

Post-Block

Войти в блок

Pre-Block

Войти в запись

Pre-Record

Войти в элемент

Pre-Text-Item

Блок готов для ввода

When-New-Block-Instance

Запись готова для ввода

When-New-Record-Instance

Элемент готов для ввода

When-New-Item-Instance

Навигационные события, такие как “Покинуть элемент” и “Войти в блок”, происходят как результат внутренней навигации при работе формы. Эти события происходят при проверке данных Oracle Forms в форме и “навигации” по иерархии объектов для перемещения от одного элемента к другому.

Чтобы переместить фокус ввода с исходного элемента в одном блоке на целевой элемент в другом, Oracle Forms сначала проверяет значение в исходном элементе, затем “входит в запись” для проверки всех элементов в этой записи, затем покидает эту запись и “входит в блок” и т.д. и заканчивает, наконец, в целевом элементе.

Модель обработки Oracle Forms включает обеспечение целостности данных на уровне элемента, записи, блока и формы. Богатый ассортимент событий, на которые можно отвечать программами триггеров, предоставляет полное управление над каждым аспектом  прикладной программы.

Когда создается триггер, он подсоединяется к определенномму объекту — к элементу, к блоку или к самой форме. Объект, к которому подсоединен триггер, обусловливает уровень определения триггера в иерархии объектов. Например, триггер, подсоединенный к блоку с именем Customer, имеет определение уровня блока, и называется “триггером на уровне блока”.

Уровень определения триггера очень важен, потому что он обусловливает сферу этого триггера. Сфера триггера — это его область в иерархии объектов Oracle Forms, она обусловливает место, где должно произойти событие, чтобы триггер на него срабатывал. Триггер на уровне блока срабатывает в случае, если событие происходит в пределах этого блока, но не срабатывает, если такое же событие произойдет в каком-то другом блоке.

Когда происходит событие, находящееся в сфере более чем одного триггера, то преимущество имеет триггер с более низким уровнем определения. Например, можно подсоединить триггер When-New-Item-Instance к блоку и еще один триггер When-New-Item-Instance к элементу текста в этом блоке. Когда оператор переместится к этому элементу текста, то сработает триггер на уровне элемента, а триггер на уровне блока будет проигнорирован.

Некоторые триггеры могут определяться только на конкретном уровне. Например, триггер When-Validate-Record, который «срабатывает» при происхождении события Проверки Записи, действителен только в случае, если подсоединен к блоку или форме — он не может подсоединяться к элементу.

ORACLE REPORTS

Многие  поколения  служаших  мечтают о  безбумажном  делопроизводстве,  при  котором  вся  корреспонденция  и  внутренние  документы  компании  сохраняются  в  памяти  машины,  а  бумажные  документы  ликвидированы.  В действительности,  однако, твердые  копии отчетов  продолжают требоваться,  причем потребность в них постоянно увеличивается.                                                                             

Oracle Reports — инструмент Developer,  предназначенный для  создания отчетов  по данным  из базы данных Огас1е. Эти  отчеты могут  быть просмотрены  пользователем на  экране перед  печатью или  могут быть напечатаны  сразу  без  просмотра.  При  желании  отчет  может быть  сохранен в  виде файла,  который будет использован впоследствии.

Oracle  Reports работает в среде графического интерфейса пользователя, характерной  для  Мicrosoft Windows.  Функции  могут  быть  выполнены в  результате щелчков  на графических кнопках  или  с  помощью  команд  меню.  Меню,  используемые  Reports,  динамически  изменяются  в  соответствии  с  выполняемым  в  данный  момент  действием. Designer Oracle Reports предоставляет доступ  к трем  основным компонентам  или инструментальным средствам: Object Navigator, Data Model Editor и Layout Editor.

Работа с объектным навигатором аналогична работе с объектным навигатором в Forms Designer.

РЕДАКТОР DATA MODEL  

Редактор Data Model используется  для определения  всех элементов  данных, которые должны  быть  включены  в  отчет.  Элементы  данных  —  это  запросы,  связи  и  столбцы,  организованные в наборы,  называемые  группами. Data Model Editor управляется  с  помощью  набора графических  кнопок, на которых можно щелкать мышью (рис. 7).   

                                                                          

Рис. 7. Инструменты редактора Data Model

В левой части окна Data Model Editor находятся восемь  кнопок, используемых  для создания  и изменения элементов данных (табл. 3).

Таблица 3

Кнопка

Использование

Select

Выбирает элемент(ы) данных для манипулирования им(и).

Query

Опреденляет запросы SQL для отчета.

Summary Column

Создает вычисляемый столбец.

Placeholder Column

Создает столбец, значения которого будут вычислены в процедуре PL/SQL.

Magnify

Увеличивает и уменьшает размер объекта. Работая в редакторе, щелкните, чтобы увеличить размер объекта, или, удерживая нажатой клавишу Shift щелкните, чтобы его уменьшить.

Link Data

Создает логическую связь между отдельными запросами базы данных.

Formula Column

Создает столбец, в котором будет выполнено вычисление в результате выполнения функции PL/SQL.

Cross Product

Определяет матрицу из двух отдельных групп запросов. Эта кнопка используется только для создания специальных отчетов, называемых матричными.

Кнопки  в  верхней  части  окна  редактора  используются  для  выполнения  функций,  которые   могут  быть реализованы  также  с  помощью  команд  меню.  Первая  кнопка  предназначена  для  открытия  уже  существующего  отчета,  а  вторая  —  для  сохранения  текущего.  Следующие  две  кнопки создают  отчет (пользователь определяет,  куда  его  выводить)  и  печатают  его с  помощью принтера,  установленного  по умолчанию.  Пятая  кнопка  очищает  канву  редактора  от  выбранных  объектов.  Шестая  кнопка  открывает  диалог, используемый  для  создания  структуры  отчета  по  умолчанию,  основанной   на  структуре   модели  данных.

Наконец, последняя кнопка вызывает контекстно-зависимую справку Oracle Reports.       

Область, в которой создаются объекты отчета — это область рисования.

Объекты модели данных, которые можно создавать в области рисования, включают в себя запросы, группы, колонки (итоговые и формулы), параметры и связи. Нельзя вырезать, копировать, вклеивать или дублировать объекты модели данных

У объектов модели данных только относительные позиции в модели данных, графически представляемой в редакторе. Чтобы увидеть установки объекта, необходимо открыть его окно свойств, дважды щелкнув по объекту.

LAYOUT EDITOR

Layout Editor используется  для создания  формата отчета.  Редактор представляет  каждый из элементов отчета так, как он  будет выглядеть  после его  формирования. Подобно Data Model Editor редактор Layout Editor  управляется  посредством  набора  графических  кнопок,  а  также   с  помощью   команд  меню (рис.8).

Рис.8. Окно Layout Editor

Кнопки  в  левой  части  окна  редактора  предназначены  для  управления  объектами  компоновки (табл. 4).

Таблица 4

Кнопка

Использование

Select

Выбирает объект для манипулирования.

Rotate

Вращает объект.

Magnify

Увеличивает или уменьшает размер объекта. Щелкните на канве редактора, чтобы увеличить объект, или щелкните там же, удерживая нажатой клавишу Shift, чтобы его уменьшить.

Rounded Rectangle

Рисует прямоугольник с закругленными углами.

Ellipse

Рисует эллипс или окружность.

Polygon

Рисует многоугольник.

Freehand

Рисует объект произвольной формы с помощью мышы.

Frame

Создает кадр структуры.

Field

Создает поле отчета.

Oracle Graphics

Присоединяет к отчету объект Oracle Graphics.

Anchor

Привязывает один объект к другому так, чтобы они поддерживали взаимное относительное  расположение в заключительном отчете.

Additional Default Layout

Создает дополнительную структуру для отчета.

Frame Select

Выбирает все объекты внутри кадра.

Reshape

Повторно формирует объект.

Line

Рисует прямую линию.

Rectangle

Рисует прямоугольник.

Arc

Рисует дугу.

Polyline

Рисует полилинию.

Text

Вставляет неизменную строку текста.

Repeating Frame

Создает повторяющийся кадр.

Link File

Присоединяет к отчету внешний файл.

Button

Создает на отчете кнопку.

OLE2 Object

Внедряет в отчет объект OLE

Ниже кнопок редактора в левой нижней части окна расположен квадрат  (с литерой  Т в  центре), который выводит на экран атрибуты каких-либо объектов на канве  Layout Editor.  Указывается цвет  заполнения, цвет линии окантовки, цвет текста объекта.  Все эти  атрибуты могут  быть изменены  с помощью  кнопок, расположенных непосредственно под этой кнопкой.

В  верхней части  окна Layout Editor находится  другой ряд  графических кнопок  для работы  с отчетом. Первые четыре кнопки (назначение их такое же, как и  для Data Model Editor)  — Open File, Save File, Run Report и Print Report.  Следующие  три  кнопки  выполняют  стандартные  функции Windows вырезки, копирования и вставки, с помощью  которых объекты  могут перемещаться  между отчетом  и буфером  обмена.

Затем кнопка Default Layout открывает диалоговое окно, в  котором проектировщик  может выбрать  столбцы модели данных, которые будут включены в отчет, и, основываясь  на пользовательских  опциях и  выбранном типе отчета, создаст отчет, поддерживаемый по умолчанию.

Следующие  четыре  кнопки  используются для  выбора одной  из четырех  частей отчета,  которая должна быть отредактирована. Этими частями (по порядку) будут тело (Body),  поле (Margin), верхний  колонтитул (Header) и  нижний колонтитул (Trailer).

Тело отчета — основная его часть, т.е. единственная обязательная часть отчета, которая должна быть создана.  Поле  используется  для определения  элементов, которые  должны быть  вверху или  внизу каждой страницы  тела  отчета.  Верхний  колонтитул  — страница  или набор  страниц, которые  предшествуют телу отчета, а нижний колонтитул следует за  телом отчета.  Верхний и  нижний колонтитулы  часто используются для  представления  резюме  о  данных,  содержащихся в  теле отчета.  Другим назначением  этих элементов может быть представление условий, используемых для создания  запросов отчета  или для  вывода титульной страницы.

Следующая кнопка в этом окне предназначена для переключения в режим Confine в Layout Editor. По умолчанию все объекты внутри кадра не могут быть перемещены вне родительского кадра, если режим Confine включен.

Следующая кнопка позволяет включать и выключать режим Flex. С включенным режимом Flex всякий раз, когда изменяется размер кадра, все объекты-потомки внутри кадра будут соответственно изменять свой размер. Последняя кнопка предназначена для получения контекстно-зависимой оперативной справки.

СОЗДАНИЕ ОТЧЕТА 

Новый отчет создается командой меню Fi1е | New | Report. При этом  в Objесt Navigator появится отчет под именем Untitled.  Затем определяются свойства созданного отчета установкой значений соответствующих опций в диалоговом окне Report Properties, которое вызывается командой меню Тооls | Prореrties.

Наиболее  часто  используемый  отчет,  который  может  быть  разработан с  помощью Reports — табличный отчет, состоящий из строк и столбцов.

После  установки параметров отчета командой меню Тоо1s | Data Model Editor вызывается окно Data Моdеl Еditor, в котором устанавливаются объекты отчета.

Первым элементом отчета является запрос, определяющий  данные, составляющие тело отчета.

После определения данных отчета в Data Model Editor появится новое окно со списком всех столбцов, которые были сгенерированы оператором  SELECT в запросе (рис. 9).

Рис. 9. Окно формирования отчета

Данные  для отчета находятся в этих столбцах, после двойного щелчка на  каком-либо из столбцов открывается форма определения столбца. На этом этапе можно создать структуру отчета, используя значения, поддерживаемые в Layout Editor по умолчанию, с помощью команды меню Тоо1s | Default Layout (рис.10).

Первая вкладка выводит на экран  шесть типов отчета, а вторая используется для выбора столбцов, которые должны быть включены в отчет.

После щелчка на кнопке  ОK в окне структуры отчет выводится в окне Layout Editor в режиме WYSIWYG. В структуре отображается расположение столбцов данных  вдоль  линий и  соответствующих заголовков в верхней части, а весь отчет  окружен двумя  прямоугольниками (называемыми  рамками). Внешняя рамка определяет группу запроса, принадлежащую группе в модели данных. Внутренняя рамка называемая повторяющейся, обозначена указывающим вниз треугольником, который повторяется для  каждой записи, возвращенной в результате выполнения запроса.

Рис. 10. Окно установки структуры отчета

Размеры  и расположение  каждого элемента  могут быть  изменены с  помощью мыши.

Для формирования других частей отчета  необходимо их активизировать выбором соответствующих пиктограмм в верхней части окна Layout Editor.

Запускается отчет на выполнение командой File | Run из меню или щелчком на  пиктограмме с изображением  светофора.  Отчет может  быть сразу  выведен на  принтер или сначала на экран либо в файл, который  будет  распечатан позднее.  Кроме того,  отчет может  быть послан  другому пользователю  по почте. Отчет можно сохранить командой меню File |Save as.

СОЗДАНИЕ ОТЧЕТА MASTER - DETAIL

Отчет Master - Detail распределяет данные на несколько групп (например, один раз вывести название отдела для списка сотрудников этого отдела). Отдельные  группы  показываются в Data Model Editor в рамках, содержащих столбцы данных, принадлежащие группам.

Один  из  способов создать в отчете отдельные группы — определить  вторичные запросы, связанные с предыдущим запросом так, чтобы в каждой записи,  найденной в  результате выполнения  первого запроса, производилась вторая выборка.

Для формирования такого отчета создаются отдельные группы запросов. Например:

Запрос Q_1: Select * from otdel;

Запрос Q_2: Select fam,sotr.ko from sotr,otdel where sotr.ko=otdel.ko  order by sotr.ko;

Затем эти группы запросов связываются между собой. Для этого на панели инструментов Data Model выбирается кнопка Data Link и с помощью мыши проводится линия от столбца ko к столбцу ko1 (рис. 11).

.

Рис.11. Связи вторичных запросов

Для создания структуры  отчета Master - Detail необходимо выбрать в окне Default Layout опцию Master - Detail и все столбцы данных, кроме ko и ko1. После щелчка на  кнопке ОK отобразится структура отчета, в котором для каждой группы создана рамка (рис. 12).

Рис. 12. Структура отчета Master - Detail

Layout Editor по умолчанию не позволяет проектировщику перемещать объект за пределы охватывающей его рамки. Для обеспечения возможности изменения размещения объектов необходимо щелкнуть по иконке Confine (с изображением замка) в верхней части окна Layout Editor. При открытом замочке можно перемещать объекты и изменять размеры рамок.

Другой, более простой способ создания отчетов Master - Detail заключается в добавлении уровней разбиения отчета, основанного на одном запросе, например:

select fam,no,sotr.ko,otdel.ko from sotr, otdel where sotr.ko=otdel.ko order by sotr.ko;

В Data Model Editor появится запрос со всеми запрошенными столбцами. Следует выбрать подчиненный столбец и переместить его за пределы запроса (рис. 13).

Рис. 13. Разбиение отчета

Затем сформировать структуру отчета Master - Detail вышеуказанными действиями.

ORACLE GRAPHICS

Oracle Graphics используется для графического представления информации базы данных. Обладая возможностью представить содержимое базы данных графически, пользователю легче принять правильное решение. Можно запустить Oracle Graphics, чтобы вывести на экран диаграммы, построенные по данным из базы данных Oracle; однако этот инструмент используется прежде всего как графический сервер, который может представить данные Oracle для другого совместимого приложения, такого как Oracle Forms или Oracle Reports.

СРЕДА ORACLE GRAPHICS

Подобно Oracle Forms и Oracle Reports инструмент Oracle Graphics работает в среде графического интерфейса пользователя, характерной для Microsoft Windows. Можно выполнять функции, выбирая их из меню или щелкая на графических кнопках. Oracle Graphics  Designer состоит из двух главных компонентов:

  •  Object Navigator
  •  Layout Editor.  

LAYOUT EDITOR

Layout Editor содержит канву, на которой выводятся диаграммы после их создания. Можно работать с этим инструментом, используя графические кнопки и команды меню. Кнопки по левому краю Layout Editor предназначены для создания и управления объектами при компоновке диаграммы (рис.14).

Рис. 14. Окно Layout Editor

Ниже графических кнопок в левой части окна расположен квадрат, который выводит на экран текущие атрибуты визуализации для выбранного элемента (или поддерживаемые по умолчанию, если никакой объект не выбран). Они указывают цвета заполнения, линии и текста. Ниже расположены три кнопки для использования палитры цветов. Четвертая кнопка в этой области определяет текущий символ, который будет выводиться на диаграмме.

В верхней части окна Layout Editor расположен другой ряд графических кнопок, которые используются для управления модулем. Первые две кнопки открывают существующую диаграмму и сохраняют текущую диаграмму. Следующая кнопка позволяет протестировать работу графического модуля. Последние три кнопки используются для вырезания, копирования и вставки объектов диаграммы через буфер обмена Windows.  

СОЗДАНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ 

После запуска Oracle Graphics новое изображение создается командой меню File|New|Display. В Оbject Navigator будет создано новое пустое окно Layout Editor для проектирования диаграммы согласно установленным предпочтительным параметрам в диалоговом окне Tools Options. Базовой модульной единицей для Oracle Graphics является  изображение. Внутри изображения диаграмма или набор диаграмм представляет собой функциональный модуль — компонент приложения Oracle Graphics.

Создание круговой диаграммы. Круговая диаграмма представляет данные из нескольких источников для визуального отображения соотношения каждого источника в общем итоге.

Диаграмма в Oracle Graphics создается в окне Layout Editor командой меню Chart | Create Chart. Появится диалоговое окно запроса, в котором можно именовать и создать новый запрос с целью выбора данных для круговой диаграммы.

После создания запроса следует протестировать его, щелкнув на кнопке Execute в нижней части диалогового окна. Результаты запроса видны во второй вкладке диалогового окна New Query. Если результат удовлетворительный,  щелкнуть на кнопке ОК, чтобы открыть диалоговое окно Chart Properties.

Диалоговое окно Chart Properties позволяет определить, как данные запроса будут представлены на канве. Для создания круговой диаграммы ввеcти имя диаграммы и ее заголовок. Определить тип диаграммы, выбирая соответствующую пиктограмму типа и подтипа. Выбираемый формат диаграммы будет сохранен как шаблон, которому можно присвоить имя внутри изображения и использовать для вывода каких-либо других диаграмм.

После завершения компоновки диаграммы, щелкнуть на кнопке ОК и вывести  ее на экран на канве Layout Editor. На этом этапе можно сохранить диаграмму в файле (или базе данных), выбрав команду File | Save as из меню.

Создание столбцовой диаграммы. Столбцовая диаграмма отображает данные в виде ряда вертикальных заполненных полос.

Для создания этой диаграммы следует щелкнуть мышью внутри Object Navigator и выбрать категорию Queries. Используя графические кнопки в левой части окна Object Navigator, щелкнуть на пиктограмме Add Object, чтобы создать новый запрос. На первой вкладке диалогового окна  Query Properties ввеcти код нового запроса.

Для формирования столбцовой диаграммы необходимо активизировать Layout Editor и выбрать инструмент Сhart из вертикальной панели инструментов Graphics. Используя этот инструмент, растянуть область для диаграммы на канве. Это действие обусловит появление диалогового окна Chart Genie, позволяя определить источник данных для новой диаграммы. Если запрос существует, выбрать опцию Existing Query (существующий запрос) и выбрать имя запроса, который был создан ранее.

Определить структуру диаграммы, используя диалоговое окно Chart Properties. Выбрать  тип диаграммы и подтип. Можно сохранить созданную диаграмму. По умолчанию файлу присваивается  расширение .ogd.

Другие типы диаграмм. Oracle Graphics обеспечивает возможность создания десяти типов диаграмм с дальнейшим уточнением подтипа, определяя в итоге 56 различных видов диаграмм.

При построении всех этих видов диаграмм можно выбирать символы для отметки исходных точек. Можно вывести в одних осях координат несколько линий одну над другой, складывая значения в соответствующих исходных точках и заполняя, если нужно, пространство между ними или между линией и горизонтальной осью.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ С НЕСКОЛЬКИМИ ДИАГРАММАМИ

Oracle Graphics обеспечивает возможность создавать изображения, использующие несколько диаграмм, которые связаны посредством параметров. В приложении можно вывести  на экран диаграмму и связанную с ней вторую диаграмму, основанную на данных, переданных из первой. В других случаях вторая диаграмма может вывести дополнительную информацию, связанную с отдельными уровнями первой диаграммы.  

Зависимые диаграммы. Несколько диаграмм, среди которых одни зависят от других. Например, щелкнув на одном из сегментов круговой диаграммы, можно получить столбчатую диаграмму, отображающую другой набор данных, соответствующий выбранному сегменту.

В этом случае в Layout Editor строятся обе диаграммы. Для связи этих двух диаграмм необходимо выбрать круговую диаграмму, щелкнув на ней, а затем щелкнуть еще раз на одном из сегментов круга. При этом откроется лист свойств объекта. Выбрать вкладку Drill-down. Эта вкладка используется для установления связи между диаграммами, которая определяется выбором параметра, который будет содержать значение для запроса. Установить режим выполнения запроса для второй диаграммы.

Многоуровневые диаграммы. Другой тип мультидиаграммных приложений использует в каждый момент времени единственную диаграмму, вид которой определяется в результате взаимодействия с пользователем. Для этого создаются диаграммы на отдельных уровнях и управление ими осуществляется с помощью кнопок или других элементов интерфейса. Обычно многоуровневые диаграммы используются с целью проинтерпретировать в виде ее отдельных уровней различные наборы связанных данных.

PAGE  18

EMBED PBrush  

EMBED PBrush  

EMBED MSPhotoEd.3  

EMBED PBrush  




1. тема Пропорційна система
2.  Перечислите организационные мероприятия
3. Жизнь и учение Будды
4. Курсовая работа- Развитие внимания младших школьников на уроках природоведения с помощью создания проблемных ситуаций
5. это период характеризующийся небывалым ростом объема информационных потоков
6. Оценка воздействия объекта на окружающую среду
7. Тема- Культура Субкультура План Поняття культури
8. Жизнь по Болотову Заведующая редакцией В.html
9. ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.html
10. А. Валуева Киевскому Московскому и Петербургскому цензурным комитетам от 18 июля 1863 г
11. Денежное обращение и типы денежных систем
12. вариантах сетевого окружения
13. ет сравнение оцениваемого бизнеса с аналогич.html
14. Пять языков любви
15. Оформление машинописных работ
16. ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА Князев Г
17. Если несколько лет назад приоритетными направлениями были разведка и разработка новых месторождений нефти
18. I Анотація II Вступ ІII
19.  Групування і класифікація витрат
20. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ