Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Литература периода «застоя»(70-80е гг.)
Период нахождения Брежнева(1964-1987) у власти принято называть эпохой "застоя". Этот период был отмечен отсутствием каких-либо серьезных потрясений в политике страны, а также социальной стабильностью и относительно высоким уровнем жизни. Культуре "застоя" свойственна противоречивость и неоднозначность.
Характерными особенностями в развитии литературы "застойного периода", стали преследования "неугодных", увеличение "отложенной" литературы, дороги "изгнаний".
Вместо ожидаемого обновления после разоблачения культа личности в обществе продолжали существовать две культуры: официальная и "катокмбная", т.е. неофициальная, оббогащенная опытом 60х годов. На смену напечатанным происходили новые "недобные" для власти произведения. Количество невостребованной и запрещенной литературы увеличивалось.
В.С.Гроссман принет свой роман "Жизнь и судьба" будучи уже признанным писателем. Главный редактор Кожевников В.М. не принял рукопись. А через некоторое время она была изъята сотрудниками КГБ. В октябре 1958 Б.Л.Пастернаку была присуждена Нобелес=вская премия за роман "Доктор Живаго". Его основная тема - судьба человека, захваченного вихрем революционной стихии,- не была новой. Она звучала в романе Шолохова М. "Тихий Дон", за который автор также был награжден Нобелевской премией. Рукопись "Доктора Живаго" к печати не приняли. публикация состоялась в Италии, а затем почти во всех европейских странах в 1988г.
В одном из самоиздатных журналов «Синтаксис» (1959-1960) А.Гинзбурга публиковались не прошедшие цензуры произведения В.Ш.Окуджавы, Б.А.Ахмадулиной, В.П. Некрасова, В.Т.Шаламова. В 1960г. А.Гинзбург был арестован и выпуск журнала прекратился. А курс «самиздатовской» литературы продолжал расширяться. Сформировалась культурная среда, в основном состоящая из интеллигенции «оттепели». Среди них были Е.А. Евтушенко, И.А.Бродский, Л.Н. Мартынов и многие другие, более или менее известные.
Событием, расколовшим общественное сознание, стал процесс над писателем А.Д. Синявским и Ю.М. Даниэлем. Их имена были известны с 1965 г., оба - выпускники филологического факультета МГУ, оба прошли дорогами войны. Причина ареста: выбрали сатиру для характеристики своего времени, чем нарушили «правила игры». Многие писатели, ученые, просто граждане страны высказались в защиту их позиции. Но это ничего не дало.
Позже, уже после лагерного срока А.Д. Синявский в своей статье «Литературный процесс в России» писал: «Все произведения литературы я делю на разрешенные и написанные без разрешения. Первые - это мразь, вторые - ворованный воздух».36
Но круг «самиздатовской» литературы между тем продолжал расширяться. Стихи поэтов, не признававшихся официально, здесь печатались или переписывались от руки.
Новый виток борьбы за единомыслие происходил вокруг журнала «Новый мир» - глашатая «оттепели». В 1970 г. А.Т. Твардовского второй раз за историю журнала сняли с должности главного редактора. Досталось и журналу «Октябрь». «Новому миру» были предъявлены обвинения в «очернительстве» исторической практики. Власть пыталась вернуть утраченные позиции «запретительства» в культуре. Но наиболее значимые достижения предыдущего периода - «деревенская проза» и «военный роман» не только не сдали своих позиций, но и успешно развивались.
Писатели - «деревенщики» в качестве героев своих произведений выдвинули представителей уходящего поколения - тех стариков и старух русской деревни, что показали примеры стойкости в тяготах коллективизации, голода, войны, бесправия. «В произведениях В.П. Астафьева, Ф.А. Абрамова, В.А. Солоухина, Р.Г. Распутина, В.М. Шукшина и других авторов говорилось о гордости и достоинстве человека из народа, в бедах и унижениях сохранившего высокий строй души».39
Авторы пытались понять суть времени «застоя». «Деревенская проза стала искать нравственную опору для сохранения живой души человека в традиционной системе ценностей.
«Военная проза» времени «застоя» («Навеки - девятнадцатилетние Г.Я. Бакланова, «Горячий снег» Ю.В. Бондарева, «А зори здесь тихие» Б.Л. Васильева, «Сашка» В.Л. Кондратьева) также не только описывали события, они пытались через своих герое постичь смысл времени, в котором они жили. Но далеко не все трагедии военных лет могли попасть на страницы книг. Например, повесть В.В. Быкова «Сотников» смогла увидеть свет только после 1885 г. Литература 70-х гг. не отказалась и от проблемы исторического самосознания. Она была продолжена в произведениях Д.М. Балашова («Симеон Гордый»), В.А. Чевелихина («Память»), в романах на исторические сюжеты В.С. Пикула. Темы, которые волновали этих писателей, заставляли читателей их книг задуматься о прошедшем, помогали осмыслить его. Новаторской по форме и философской по содержанию стала главная книга В.А. Чивилихина - «Память», в которой он исследовал связь времен русской истории через личностное восприятие исторического пространства.
Таким образом, лучшая литература 70-х годов не утратила авторской позиции. Писатели ставили перед читателями проблему ответственности и выбора.