Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
«Живые» декорации Гордона Крега
О движении писал Гордон Крэга в книге «Искусства театра», обращаясь к будущим мастерам сцены:
«Вы должны посредством движения дать откровение вещей невидимых, тех, которые постигаются с помощью глаз, но не глазами; посредством чудесной и божественной силы движений…Эта область, который человек не научился властвовать, область, которая ему грезилась, ждала, чтобы он приблизился к ней с любовью. Это было что-то незримое и всё-таки всяко ему сопутствующее. Прекрасное при своём приближении, но быстро ускользающее; нечто ждущее появления настоящих людей, готовое помчаться с ними через все надземные сферы. Это движение».
Так писал Крэг ещё в 1911 году и с тех пор неустанно работал над практическим разрешением проблемы движения в театре. Но проблема движения предстала Крэгу в формах чрезвычайно сложных, нарочито углублённых. Связана она была со всей сложной теорией театра, которую развил Крэг в названной книге. Крэг пришёл к несколько неожиданным выводам, и один из них тот, что «мы должны выкинуть из головы всякую мысль о применении человеческих фигур, в качестве инструмента с целью передать то, что мы зовём движением».
Эта мысль привела Крэга к тому, что он «придумал и начал создавать» свой инструмент, а с этим инструментом он вскоре намеревается «пустится в поиски за красотой».
Так встала перед Крэгом мысль о создании подлинно динамического, действенного театра. Ступенью к осуществлению его были те «ширмы», в которых была показана постановка «Гамлета». Судя по тем заграничным известиям, которые дошли до нас, - известиям о деятельности Крэга, - видно, что Крэг продолжает усовершенствование своих ширм и тесно с этим связанное усовершенствование световых эффектов. Крэг добился возможности при помощи изменения объёма своих трёхмерных ширм и направленных на них лучей света создавая из одной декорации десятка разнообразных и существенно различных вариантов.
Но ширмы, по выражению Крэга, лишь меньший брат другого искусства искусства живой декорации, последнего изобретения Крэга, того , о чём мечтаю новейшие теоретики и практики театра, что пытались осуществить некоторые русские режиссёры в своих постановках (Таиров «Соломея», Комиссаржевский «Сказки Гофмана»), но что разбивалось о ряд технических препятствий и потому оставалось неосуществлённым.
Крэг видит, как актёры будут блуждать по сцене среди бесконечно изменяющихся декораций «подобно Данте и Вергилию». Декорация начинает принимать действенное участие в пьесе: декорация играет.
Для осуществления своей мысли Крэг изобрёл особый механизм, который управляется, однако, одним человеком посредством клавиатуры. Ряд чертежей показанных корреспонденту той французской газеты, которая принесла нам известие об открытии Крэга, рисует подробно сцены, в которых «играют» декорации-ширмы: то пересекающиеся, опускающиеся и изменяющиеся колонны, то разрушающиеся пространства среди мерцаний изменчивого света.
Сцена приобретает характер подлинной динамичности, внутренняя и внешняя динамика актёра будет находить выражение в ожившей, динамической сцене таков смысл изобретения Крэга.
У Крэга всё исчислено и проверено; дело ждёт практического осуществления, но опыты седого мудреца, одинокого искателя истины, воплотятся практически не скоро: с недоверием и опаской к его намерениям относится большинство театров, в особенности театров Запада.
И может быть, то, к чему пришёл Крэг - к синтезу в театре трёхмерности обстановки, преобладающей роли света т осуществлению динамики сцены трёх основных проблем «левого» театра, - найдёт наиболее радушный приём и практическое осуществление в театрах той страны, которая дала приют его «Гамлету».
«Вестник театра», 1920, № 63. П. А. Марков о театре, том 3 «Дневник театрального критика»