Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Вьетводао
История Вьетнама - это более двух тысяч лет войн с иностранными государствами и внутренних распрей. За это время вьеты создали систему своих боевых искусств "во-дао", что означает "боевой путь". Народные предания и легенды гласят, что в старину воины северных провинций особенно славились своим мастерством в сражении палицами и алебардами. Бойцы Куангбиня, Намха, Тхайбиня, Тханлога слыли наиболее искусными в поединках на мечах. Кангшон был известен лихими наездниками, без промаха стрелявшими из лука, а Тэйнгуен - экипажами боевых слонов, поражавшими врагов дротиками либо из арбалетов.
Кулачный бой ("во-туат") в стародавние времена считался вспомогательной дисциплиной, служившей основой для обучения бою с оружием. Его называли "малым искусством". Молодые воины сначала занимались общефизическим тренингом, осваивали стойки и передвижения. Потом изучали уходы, уклоны, обманные движения, нырки и кувырки. Затем удары голыми руками и ногами, блоки и отбивы с захватами и бросками. Потом учились владеть "коротким" оружием, затем переходили к длинному.
В государстве Дайвьет для того, чтобы получить какую либо должность при дворе, в королевской гвардии, в армии или в аппарате управления, требовалось сдать экзамены. Чем более высокому рангу соответствовало вакантное место, тем более сложными они являлись. У претендентов проверяли умение читать и писать иероглифы, знание математики, медицины и юриспуденции, степень осведомлённости в канонах буддизма и конфуцианства но главное - способность сражаться с оружием в руках и без него. Эта военизированая система подбора кадров без особых изменений сохранялась в дайвьете до середины 19-го века. Сложившиеся традиции не смогло поколебать даже распространение огнестрельного оружия.
К экзаменам можно было готовиться в буддийских монастырях, в многочисленных "семейных" школах, а также в государственных учебных заведениях, так называемых "академиях". Самая знаменитая из них "Академия боевых искусств", основанная королём Ли Тхай То ещё в 1010 году. Указом 1253 года король Чан Тай Тонг обязал всех военначальников, от младших командиров до полководцев, проходить обучение в этой академии. Зачисление в состав слушателей не было пустой формальностью. Требовалось сдать добрый десяток вступительных экзаменов. А выпускники подвергались сложным испытаниям, прежде чем король даровал им своим указом почётную степень "доктора военных наук".
В период с 1858 по 1884 годы Франция завоевала Вьетнам, на 70 лет ставший французской колонией. Французская колониальная администрация строжайшим образом запретила вьетнамцам обладать каким-либо оружием, тем более - учиться владеть им. Поэтому в годы колониального режима искусство кулачного боя из вспомогательного превратилось в основной вид боевого искусства. Техника работы с "настоящим" оружием сохранялась только в семьях бывших наставников военного дела, тайно передавалась там от отцов к сыновьям.
В период колониализма сохранение и поддержание традиций "во-дао" стало исключительной прерогативой нескольких десятков семейных и монастырских школ. Каждая из них была немногочисленной, зато ученики подбирались очень тщательно. Школы работали в условиях строгой конспирации, а поступавшие в них маскировались под наёмных работников, слуг, буддийских монахов и т. д. Тогда же укоренился обычай давать при поступлении в школу клятву на верность ей и её руководителю. Немаловажно, что клялись своей жизнью. Подобная присяга сохраняется до сих пор в наиболее ортодоксальных школах.
С постепенным изменением социально-экономической и политической ситуации во Вьетнаме грозные запреты мало-помалу утратили свою силу. Благодаря этому, прославленный мастер кулачного боя и военного дела Нгуэн Лок (1912-1960) смог организовать в 1938 году первый клуб "во-туат", открытый для всех желающих. Он назвал свою школу "вьетводао-вовинам", что означает "наилучшее из боевых искусств вьетов". С той поры "во-туат" всё чаще и чаще стали называть "вьетводао". В конце концов, прежний термин уступил место новому.
В течении 7 лет Нгуэн Лок непрерывно разъезжал с показательными выступлениями, читал лекции, помогал организовывать занятия тем соотечественникам, которые хотели практиковать вьетнамский кулачный бой. Благодаря его усилиям, к 1946 году клубы вовинам появились почти во всех городах севера и центра Вьетнама. С 1954 года Нгуэн Лок перенёс свою деятельность в Южный Вьетнам, в Сайгон. Следуя его примеру, начиная с 1946 года, из подполья вышли многие традиционные школы.
В последующие годы стиль Вовинам и другие стили "во-туат" начали с потоками эмигрантов распространяться за пределы страны. В 1973 году появилась французская федерация Вьетводао-вовинам, первая организация вьетнамских боевых искусств вне Вьетнама. В 1980 году эта федерация была преобразована в Международную. В настоящее время в неё входят организации более 30 стран.
Ещё позже, в 1987 году, другая группа мастеров, под руководством Нгуэн Зык Мока, образовала вторую такую организацию - международную федерацию Во-Вьетнам.
Общее число школ во-дао пока никем не определено. Все эти школы условно подразделяются на две основные группы: китайско-вьетнамские и собственно вьетнамские. Первые получили наибольшее распространение среди хуацяо - этнических китайцев. Среди чисто вьетнамских школ можно выделить три наиболее крупных: Во-Бинь-Динь, Ким-Ке, и Вовинам, а также несколько десятков мелких. У каждой из этих школ имеются свои методы развития силы, ловкости, выносливости, быстроты, закалки тела. Но основные различия между ними не в этом, а в технических комплексах, выполняемых в одиночку или с партнёром, с различными предметами и без них.
Деления на ранги в старину не существовало. Но когда Нгуэн Лок возродил "во-дао", он заимствовал из дзю-до идею цветных поясов и степеней. Технические нормы, выполнение которых даёт право на пояс того или иного цвета, стали своего рода программой обучения. Младшие и старшие ученики носят белые, синие, чёрные пояса (в зависимости от конкретной школы), а ученические степени называются "кап". Всего их шесть, семь или восемь. Инструкторы и мастера носят чёрные, чёрно-жёлтые, чёрно-красные , красно-белые или жёлтые пояса. Степени этого уровня называются "данг".
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://tkd.km.ru/