Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Тема 3. Министерство полиции (1811-1819 гг.).
ПЛАН
Введение…………………………………………………………………..3 стр.
Заключение………………………………………………………………13 стр.
Литература……………………………………………………………….14 стр.
Введение
Характерная черта общеисторического процесса развития полицейских органов России состоит в том, что в течение довольно длительного времени они были объединены организационно в масштабе государства. По сути дела, они представляли собой децентрализованный аппарат, не составлявший единого организационного целого. Такое положение сохранялось до начала XIX века и изменилось с учреждением в 1802 году Министерства внутренних дел, которое в результате объединило в единой системе весь полицейский аппарат.
В истории правоохранительной деятельности России принято выделять несколько основных этапов. Первый охватывает время до начала XVIII в. и характерен отсутствием регулярных полицейских органов: функции исполняются некоторыми органами управления общей компетенции. Содержание второго этапа, а он приходится на период с первой четверти XVIII в. до февраля 1917 г., связано с формированием и развитием регулярной полиции, специализированного органа, одной из основных задач которого является охрана общественного порядка. Третий этап это период создания и деятельности советской милиции.
Мы рассмотрим второй этап, а именно создание и деятельность Министерства полиции в 1811-1819 гг.
В стремлении усовершенствовать государственное устройство России Александр I и его ближайшие друзья доходили до обсуждения вопроса о возможности ограничения самодержавия, введения конституционной монархии. По поручению императора М. М. Сперанский подготовил проект реорганизации органов власти и управления “Введение к уложению государственных законов”. Документ предусматривал создание выборной законодательной Государственной Думы, Государственного Совета и значительную реорганизацию министерств.
Необходимость новой реформы Сперанский объяснял следующими несовершенствами учреждений 1802 г.:
1. недостаток действительной ответственности Министров,
2. недостаток единства в действиях отдельных Министров,
3. недостаток точности в распределении дел, основанном на случайном соединении прежних ведомств, а не на естественных отраслях государственного управления,
4. недостаток учреждений, т.е. отсутствие твердой внутренней организации Министерств: «ни внутри Министерств, ни в частях, от них зависящих, не сделано никакого правильного образования. Отсюда произошло, что дела, не будучи разделены на свои степени, все по-прежнему стекаются в одни руки и естественно производят пустое многоделие и беспорядки» 1
В 1810 году создается Государственный Совет и почти одновременно издается Манифест “Общее разделение государственных дел”2 по министерствам, который предусматривал создание специального Министерства полиции. В его состав вошли:
- Бывшая вторая Экспедиция Министерства Внутренних дел (до реформы она вела борьбу с религиозными и должностными преступлениями, в ее ведении находились политические тюрьмы);
- Бывшая третья Экспедиция Министерства Внутренних дел (до реформы она организовала наблюдение за иностранцами).
В задачи нового министерства помимо борьбы с преступностью должны были войти:
- проведение рекрутского набора в армию;
- охрана государственных запасов продовольствия;
- таможенный контроль;
- содержание и трудоиспользование осужденных;
- обеспечение исправности и безопасности путей сообщения;
- осуществлять явный и тайный надзор за иностранцами в России;
- выполнять цензурные функции.
В силу важности функций, возлагавшихся на Министерство полиции, для него первого было разработано и одновременно с “Общим учреждением министерств”3 опубликовано “Образование Министерства полиции”4 и “Наказ Министерству полиции”5, ставшие нормативной основой его организации и деятельности. «Наказом Министерству полиции», определялось существо власти, вверяемой министру полиции, предмет ведения и особенные отношения Министерства полиции с другими министерствами Военным министерством, Министерством юстиции, Министерством финансов и Министерством просвещения. Также составной частью в нем были "Правила особенной ответственности министра полиции"6. Действуя в "обстоятельствах чрезвычайных" (определение и условия "чрезвычайности" не давались) министр полиции мог требовать в свое распоряжение войска, причем минуя военного министра и давая непосредственные распоряжения командирам полков. Специальный параграф "Общего учреждения министерств" предусматривал освобождение министра от ответственности за превышение власти, если он действовал "в видах общей безопасности"7.
Первым министром полиции был назначен генерал - адъютант императора Александра I А. Д. Балашов, который с начала Отечественной войны 1812 года находился при действующей армии, выполняя особо важные поручения царя, в том числе вел переговоры с Наполеоном 8.
Исполняющим обязанности, а фактически министром полиции, до 1819 года был С. К. Вязмитинов, в прошлом - первый военный министр России (1802-1808гг.). Одновременно с управлением Министерством полиции он был генерал-губернатором Санкт-Петербурга. 9.
Министерство полиции состояло из трех департаментов:
- Департамент полиции хозяйственной,
- Департамент полиции исполнительной,
- Департамент медицинский.
А также из Канцелярии министра и Особого Медицинского Совета.
Департамент полиции хозяйственной разделялся на два отделения. В их компетенцию входили: контроль за соблюдением снабжения городов, особенно Петербурга и Москвы продовольствием, заготовление продовольствия для войск, наблюдения за исполнением постановлений о продовольствии, пресечение спекуляции, а также надзор за смирительными и работными домами, дела по опекам за малолетними и немощными.
Самым большим основным подразделением министерства стал Департамент полиции исполнительной, образованный на основе экспедиции государственного благоустройства Министерства внутренних дел. Департамент разделялся на три отделения.
Первое отделение Департамента полиции исполнительной занималось отбором кадров в различные полицейские службы, увольнением, награждением, учреждением городской стражи и пожарных команд, собирало статистические данные, занималось регистрацией происшествий, фактов рождения и смерти, для чего были введены специальные формы учета, а также проверка разных сведений и отчетов.
Второе отделение подразделялось на полицию Судебных и Уголовных дел. А именно, оно осуществляло устройство тюрем и их стражу, распределение преступников к работам, поимку беглых, пресечение бродяжничества, надзор за проведением следствия по уголовным делам, за исполнением полицией судебных приговоров, пресечение самоуправства.
Третьему отделению было поручено содействовать в организации и проведении общих ревизий в Государстве. На него возлагались также надзор за исполнением правил о взыскании разного рода податей и повинностей, рекрутский набор, содержание земского ополчения, отопление и освещение, строение казарм и конюшен, поимка дезертиров и другие задачи.
Департамент Медицинский делился на три отделения.
Первое отделение занималось определение, увольнением и награждение Медицинских чинов, создание Медицинского списка и ведомства Врачебных Управ, карантинов, организация мер по предотвращению эпидемий и эпизоотий, наблюдение за вольными аптеками.
Второе отделение занималось сбором врачебных растений, снабжением лекарствами, назначением сумм на медицинские потребности и на содержание медицинской части. Ко второму отделению также относились инструментальные заводы и Медицинская типография.
Третье отделение занималось счетом сумм по Медицинской части и ревизией материалов.
Канцелярия Министерства полиции, в компетенцию которой входили вопросы делопроизводства документов, поступающих к министру полиции, собирания и составления статистических сведений и производства дел, не имеющих точного назначения по департаментам, состояла из директора канцелярии, трех секретарей (из каждого департамента) и трех помощников секретарей.
Членами Совета были директора департаментов и посторонние члены по усмотрению министра полиции. Совет при министре полиции рассматривал наиболее важные вопросы деятельности Министерства полиции. Общее управление Министерства полиции осуществлялось министром полиции.
Порядок делопроизводства в Министерстве полиции устанавливался в соответствии с «Общим учреждением министерств» от 25 июня 1811 г.
Так были заложены организационные основы нового центрального учреждения государственной системы Российской империи.
Министерство полиции, кроме охраны внутренней безопасности, наделялось правом надзирать за "окончательным исполнением законов по всем вообще министерствам"10. Министр полиции имел право требовать сведения от всех местных органов, минуя соответствующие им министерства. Указы, циркуляры, относящиеся к деятельности местных органов различных министерств, направлялись в губернии для чиновника Министерства полиции, который при помощи полицейских органов следил за их соблюдением. Тем самым полиция обособлялась от административного аппарата, стояла над ним, контролируя его деятельность. Такой порядок был, в частности, зафиксирован в "Учреждении министерства финансов", где указывалось, что ''употребление сумм", выделенных для местных губернских органов, должно производиться "под надзором" Министерства полиции11.
В Министерстве полиции для ведения секретного делопроизводства была образована Особенная канцелярия при министре. Она выдавала заграничные паспорта, регистрировала иностранцев, проводила постоянную цензурную ревизию, выполняла личные поручения министра.
Вместе с тем Особенная канцелярия министра полиции выполняла и функций политической полиции, что обусловило ее превращение из вспомогательного, технического органа министерства, как было предусмотрено в "Общем учреждении министерств", в одно из важнейших его подразделений.
Возрастанию ее значения способствовало и то, что царь, понимая, какая власть сосредотачивается в руках министра полиции, установил порядок, по которому начальник Особенной канцелярии делал ему личные доклады, часто без предварительного согласования со своим непосредственным руководством.
Выполняя функции политической полиции, обладая не меньшей самостоятельностью, чем департамент министерства, Особенная канцелярия постоянно расширялась и к 1819 году состояла из трех подразделений, так называемых "столов", и секретной части. Первый "стол" занимался вопросами выезда за границу и въезда в Империю как российских, так и иностранных подданных, слежкой за иностранцами. Второй "стол" собирал "сведения о книжных лавках и типографиях", о привозе из-за границы книг и картин. В компетенцию третьего "стола" входил надзор за религиозными сектами, "подозрительными бродягами". Секретная часть Особенной канцелярии контролировала "размещение по городам высланных из столиц", организовывала слежку за политически неблагонадежными лицами. Занималась она и делами о злоупотреблениях чиновников полиции. Не без участия Особенной канцелярии министра полиции весной 1812 года было сфальсифицировано обвинение М. М. Сперанского в антигосударственной деятельности12.
Особенная канцелярия министра полиции не являлась единственным органом политической полиции. В годы царствования Александра I существовали органы политической полиции, официально не объявлявшиеся, тайные не только по методам действия, но и по способу образования, что отличало организацию политической полиции самодержавия в первой части XIX века от предыдущего и последующих периодов. Образование Министерства полиции с неудовольствием было воспринято значительной частью влиятельных государственных и общественных деятелей. Многие думали, что когда "заметили излишнюю многосложность Министерства внутренних дел" и провели очередную реорганизацию центральных органов, то и создали Министерство полиции "столь же многосложное и непонятное для русских"13. "Непонятность" заключалась прежде всего в предоставлении министерству полиции права контролировать местные органы других министерств, что ставило его как бы над местными учреждениями. Практика функционирования Министерства полиции доказала, что его учреждение не дало ожидаемого результата, а наоборот усложнило и запутало взаимодействие местных органов.
Проекты ликвидации Министерства полиции возникли в связи с попытками ревизии реформ Сперанского. Министерство полиции рассматривалось как учрежденное по неправильным понятиям, усложнявшее деятельность губернских органов, увеличивавшее финансовые издержки. Предлагалось возвратить функции управления полицией в Министерство внутренних дел. Также, образование Министерства полиции не дало ожидаемого правительством улучшения деятельности местной администрации, привело к увеличению потока жалоб и традиционных обвинений во взяточничестве.
В слабости полицейского управления убедился и сам царь. Проведенные по его распоряжению ревизии полицейских учреждений выявили массу недостатков: полусгнившие дела обнаруживались, например, в навозе во дворе полиции, а в остроге арестанты спокойно изготовляли фальшивые ассигнации.
Ликвидация министерства была предрешена. Бывший министр внутренних дел В. П. Кочубей, в 1819 году вновь назначенный на этот пост, обосновал перед царем необходимость возвращения функций управления полицией в Министерство внутренних дел, ликвидировав не пользовавшееся популярностью Министерство полиции.
В 1819 году после смерти министра полиции С. К. Вязмитинова нового назначения не последовало. Руководство министерством временно передавалось председателю Комитета министров. А управляющий Особенной канцелярией министра полиции докладывал о ее деятельности лично царю.
В конце 1819 года при перераспределении функций между министерствами из Министерства внутренних дел был выделен Департамент мануфактур и торговли, затем Почтовый департамент, а департаменты полиции хозяйственной и исполнительной вновь передавались в Министерство внутренних дел. Это означало ликвидацию Министерства полиции. Несколько позже согласно указу общая канцелярия Министерства полиции сливалась с общей канцелярией Министерства внутренних дел. Особенная канцелярия министра полиции и цензурный комитет без изменений функций также вошли в Министерство внутренних дел14.
В Министерстве внутренних дел Департамент полиции исполнительной как основное структурное подразделение министерства, занимавшееся непосредственно руководством полицейскими органами, подвергся некоторым изменениям. Была расширена канцелярия директора департамента, образован счетный стол, увеличены должностные оклады чиновникам.
Исполнение Министерством внутренних дел административно-полицейских и некоторых хозяйственных функций рассматривалось как "основанное на здоровом понимании государственных дел в их взаимной связи"15.
После реорганизации Министерства внутренних дел в 1819 году существенных изменений в его структуре, функциях, компетенции до конца царствования Александра I не происходило.
Ликвидация Министерства полиции и передача его функций в Министерство внутренних дел большинством высших чиновников империи расценивалась как правильное решение.
Заключение
Известно, что органы внутренних дел выполняют многообразные функции, тесно связанные друг с другом в силу своей природы. Это органы исполнительной власти, каждый «блок», часть которых реализует установленный и специфический объем правоохранительных задач и функций: охрану общественного порядка, прав и свобод граждан, борьбу с правонарушениями и преступностью во всех их видах; оперативно-розыскную и уголовно-процессуальную деятельность; обеспечение безопасности дорожного движения; функции миграционной и паспортно-визовой службы; организацию и управление внутренними войсками и др.
Сферы деятельности органов внутренних дел столь обширны и разнообразны, что объективно появляется потребность в формировании, совершенствовании, реконструкции этих органов, в особенности их специализированных подразделений, осуществляющих деятельность по борьбе с организованной преступностью, с терроризмом, по другим актуальным правоохранительным направлениям. В данном случае речь идет о постоянной эволюции в сфере организации и деятельности органов внутренних дел.
Литература
1. Адрианов С.А. «Министерство внутренних дел. Исторический очерк. 1802-1902 гг.» - СПб.: 1901г.
2. Воронцов В. И. «Органы и войска МВД России. Краткий исторический очерк» - М.: Изд-во Объед. ред. МВД России. 1996г.
3. Гребенкин М.Ю. «История полиции и милиции России: Хрестоматия» Под ред.: Сафиуллин Н.Х. - Казань: Изд-во Юрид. ин-та МВД России. 2005г.
4. Ерошкин Н. П. «История государственных учреждений дореволюционной России» - М.: Издательство: Москва. "Высшая школа". 1983г.
5. Корф М. А. «Жизнь графа М. М. Сперанского» Т. 1-2 .- СПб.: Издание Императорской публичной библиотеки. 1861г.
6. Курицин В. М. «История полиции России. Краткий исторический очерк: Учебное пособие» - М.: Изд-во «Щит-М». 1998г.
7. Сперанский М.М. «Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Первое» Том XXXI. 1810 1811 гг. - СПб. 1830г.
1 Адрианов С. А. Министерство внутренних дел. 1802-1902. стр. 18
2 Сперанский М.М. «Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Первое» СПб. 1830г. Том XXXI. 1810 1811 гг. №24.686 ч.1 гл.1 стр. 687
3 Сперанский М.М. «Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Первое» СПб. 1830г. Том XXXI. 1810 1811 гг. №24.686 стр. 686
4 Сперанский М.М. «Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Первое» СПб. 1830г. Том XXXI. 1810 1811 гг. №24.687 ч.1 стр. 719
5 Сперанский М.М. «Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Первое» СПб. 1830г. Том XXXI. 1810 1811 гг. №24.687 ч.2 стр. 724
6 Сперанский М.М. «Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Первое» СПб. 1830г. Том XXXI. 1810 1811 гг. №24.687 ч.2 гл.5 стр. 727
7 Гребенкин М.Ю. История полиции и милиции России: Хрестоматия. 2005г. стр.56
8 Гребенкин М.Ю. История полиции и милиции России: Хрестоматия. 2005г. стр.57
9 Курицин В. М. История полиции России. Краткий исторический очерк: Учебное пособие М.: Изд-во «Щит» 1998г. стр. 34
10 Гребенкин М.Ю. История полиции и милиции России: Хрестоматия. 2005г. стр.57
11 Воронцов В. И. Органы и войска МВД России. Краткий исторический очерк. М.: 1996г. стр.45
12 Корф М. А. Жизнь М. М. Сперанского. СПб. 1861г. Т. 2 стр.57
13 Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России. М. 1997г. стр.46
14 Гребенкин М.Ю. История полиции и милиции России: Хрестоматия. 2005г. стр.58
15 Гребенкин М.Ю. История полиции и милиции России: Хрестоматия. 2005г. стр.58