этика аксиома этики начинается с определения субстанции которая объясняет все явления природы и аффекты
Работа добавлена на сайт samzan.net:
Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Предоплата всего
от 25%
Подписываем
договор
Проблема субстанции в философии нового времени
- Определение Субстанции причина самой себя, для собственного существования не нуждается ни в чем другом, кроме самой себя
- Развитие субстанции у мыслителей:
- Декарт: наличие двух субстанций: материальная и духовная (мыслящая), существуют независимо. (Дуализм)
Роль Бога (творца) этих субстанций
- Спиноза: «этика», аксиома этики начинается с определения субстанции, которая объясняет все явления природы и аффекты (страсти) человека
Спиноза отрицает дуализм Декарта и вводит понятие единственной субстанции природы.
Спиноза рассматривает природу с двух сторон:
1. Природа творящая (как Бог)
2. Природа сотворённая (материя)
- Лейбниц: показывает субстанцию как деятельную силу и как активное начало, для этого он допускает множество различных сил, которые он называет словом монада. (Монадология)
Классическая немецкая философия.
Основоположник и яркий представитель:
Иммануил Кант (Кёнигсберг, 17241804).
И. Кант Фихте Шеллинг Гегель
Философия И. Канта. Критическая философия. Трансцендентальная философия.
Словарь терминов Канта:
- Априорный (форма) доопытный, но направленный на синтез опыта.
- Апостериорный полученный из опыта
- Агностицизм отрицание познаваемости мира таким, какой он есть на самом деле, без отношения этого мира к познавательным способностям человека.
Человек (наука) познает явления мира, но не его сущность.
Кант ставит границы научного познания.
- Коперниканский переворот Канта: отношения субъекта и объекта.
До Канта Философия ставила в центр объект изучения, вокруг которого стоял субъект познания. Кант утверждает, что мир, который мы познаем, сообразуется с познавательными способностями человека.
- Трансцендентный внешний, потусторонний, вне сознания человека.
- Имманентный внутренний, внутри сознания человека.
- Трансцендентальный априорные принципы разума.
- Эмпирический противоположность трансцендентальному.
- Категорический императив досл. «безусловное принуждение».
- Ригоризм направление в этике, связанное с подавлением чувственной стороны человека.
Вопросы:
- Личность Канта
- Понятие философии Канта
- Теоретическая философия Канта
- Практическая философия (Этика Канта)
- Эстетика Канта
- Антропология Канта
Понятие философии Канта.
Высказывания Канта:
«Две вещи удивляют меня: звездное небо над головой и моральный закон внутри меня».
«Разум магнит, страсть вихрь»
«Жизнь людей, преданных только наслаждению без рассудка и без нравственности не имеет никакой цены».
«Дайте человеку всё, что он желает. И в ту же минуту он почувствует, что это всё не есть всё».
«Кто боязливо забоится о том, чтобы не потерять жизнь, никогда не будет радоваться ей».
«Удовольствие нужно отмерять таким образом, чтобы оно всегда ещё оставалось как удовольствие».
«На какой день проходит страсть? На восьмой день после свадьбы».
Два периода в творчестве Канта:
- Докритический (1770)
Работы: «Теория неба (теория происхождения вселенной)»
- Критический:
Работы:
- «Критика чистого разума» (1781, наука об априорных принципах познания»)
- «Критика практического разума» (1788, проблема этики, «Что я должен делать, чтобы быть достойным счастья?»)
- «Критика способности суждения» (1790, проблема эстетики)
Кант в центр философии поставил человека с точки зрения способностей души. Кант делит эти способности на 3 вида:
- Способность познания
- Пространство-время
- 12 априорных принципов рассудка
- Необходимость, случайность, действительность, возможность, причинность, субстанция
- Делятся на 4 типа суждения
- Категорический императив
- Априорный принцип целесообразности
- Способность желания
- Способность суждения вкуса
Эмпиризм и рационализм.
«Хотя всё наше знание начинается с опыта, вовсе не следует, что оно полностью происходит из опыта. Научное знание это синтез опыта и рассудка. В опыте предметы нам даются, а рассудком они осмысляются».
«Опыт без рассудка слеп, а рассудок без опыта пуст».
Способности познания.
- Созерцание: поток ощущений от предметов, действующих на органы чувств. Этот поток мгновенно упорядочивается благодаря пространству и времени. Пространство и время субъективные формы человека, это способ восприятия и упорядочивания мира. Способ оформления хаоса.
- Рассудок деятельность ума, направленная на осмысление опыта, который упорядочивается априорными формами
- Разум может выходить за пределы опыта к бесконечному, к безусловному (к идее разума, метафизике). Идея бога, идея свободной воли, идея мира как целого.
Разум вырабатывает принципы априорного знания, согласно которым рассудок и судит о вещах.
Высший принцип трансцендентальный принцип единства апперцепции (самосознание, непрерывный акт мышления, который сохраняет его тождество и его единство в мыслящем «Я», «Я мыслю»).
Этика Канта.
Практическая философия или учения о морали.
Категорический императив:
- «Относись к себе и к другому, как к цели, и никогда как к средству»
- Поступай согласно такому правилу, относительно которого ты можешь пожелать, чтобы оно, правило, стало всеобщим законом».