Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

эпоха БН Ельцина

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 24.11.2024

КОНСЕРВАТИЗМ КАК ^ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДКЛАДКА ПОД ВЛАСТЬ

II

Россия вступает в третье тысячелетие в состоянии выбора вектора дальнейшего развития. 3J декабря 1999 г. завершилась "эпоха Б.Н. Ельцина". Одна из особенностей нашей страны, хотим мы этого или не хотим, заключается в гипертрофированной персонификации власти. С уходом лидера меняются и определенные приоритеты, меняется и вектор развития. Главным смыслом этой уходящей эпохи стало разрушение несущих конструкций, опор коммунистического режима, а также начало общественной трансформации страны в сторону рыночной экономики и плюралистической демократии, того, что прочно ассоциируется в сознании современного человека с цивилизацией.

Кашенкова Ольги

Викторович -кандидат исторических наук. политолог.

Строительство этой новой России столкнулось с целым рядом проблем и трудностей, о которых и не подозревали инициаторы реформ. И одной из них стало последовательное крушение двух систем мифов - первоначально тоталитарной коммунистической, а затем, с интервалом в несколько лет, - и либерально-западнической (причем взятой в ее крайнем атлантическом варианте). Вследствие этого обозначился тяжелый и затяжной кризис в идейно-теоретической области. Попытки спешно сформулировать "национально-государственную идею" к предыдущим президентским выборам 1996 г. оказались малоуспешны и напоминали столь любимую нашей политической элитой очередную "красногвардейскую атаку на капитал". Более того, все усилия создать какую-либо идеологическую основу для власти обернулись в действительности стремительной девальвацией многих базовых ценностей в сознании россиян, выхолащи-вании их сущности.

В последние (1997-1999) годы продолжаются поиски идеи, способной консолидировать общество и направить его на решение уже не деструктивных, а конструктивных, созидательных задач. В этом поиске многие общественно-политические силы и их лидеры стали активно использовать в своем политическом тезаурусе положения из арсенала доктрины консерватизма. Причем спектр этих сил оказался чрезвычайно широким - от сторонников левой коммунистической идеологии до сторонников праволиберальной.

Наиболее последовательно в преддверии парламентских выборов 1999 г. о своей приверженности современному инварианту российского политического консерватизма заявило движение НДР устами своего главного идеолога Владимира Рыжкова.

Широко используют идеи неоконсервативной западной волны представители СПС (Союза Правых Сил). Это триада "свобода - собственность - безопасность". Но в каждое из этих понятий нужно вложить особое истинно российское восприятие, так как и традиции свободы и традиции собственности и восприятие безопасности серьезно разнятся у нас и на Западе. Позволим высказать и авторское мнение. Подобные

Власть

2'2000

ценности и подобная идеология в наших условиях могут быть восприняты достаточно узким кругом людей, которые относятся к "среднему классу". А власть верховная, власть президентская, традиционно патриархальная должна опираться на ценности, разделяемые подавляющим большинством населения. Думается, что осознание этого пришлет и к ряду ведущих лидеров СПС. Так. в частности, последние заявления главы РАО "ЕЭС России" Анатолия Чубайса, "ведущего менеджера России", выстроены в духе признания сильной государственности, жесткого политического курса, наведения порядка и законности в стране и крайне мало ассоциируются с традиционным арсеналом праволиберальных западных идей.

Активно задействуют консервативные идеи и лидеры КПРФ. Такие понятия, как "патриотизм", "гражданственность", "православная держава", стали часто звучать в выступлениях Геннадия Зюганова и других идеологов левых. По сути, те же ценности эксплуатирует и отпочковавшееся от компартии движение "Духовное наследие" во главе с Алексеем Подберезкиным.

Все эти примеры свидетельствуют о том, что консервативные идеи стали модны в российском политическом классе. И правые. и левые, и центристы - все стремятся стать консервативными. Все это крайне затрудняет для рядового избирателя ориентацию в политическом пространстве, осознанный выбор позиции. Неясным становится главное - а что же такое консерватизм вообще? Плохо это или хорошо? Нужно ли это нам вообще? И как сделать так, чтобы консервативные ценности не девальвировались так же стремительно, как и либеральные, в общественном сознании от столь частого и разнообразного толкования?

Представляется, что наш избиратель крайне устал от слов и их сочетаний в сложные и красивые конструкции, устал от борьбы лидеров, от слива компроматов и прорывов массированной и неадаптированной информации. Устойчиво обозначился дефицит доверия к политической идеологии и ее носителям (и к белым, и к красным, и к серо-буро-малиновым в крапинку). Девальвации подверглось само значение идейной основы реальной политики в целом или же, если использовать выражение одного из крупнейших идеологов политического консерватизма в России начала XX века Льва Тихомиро-ва, "идеологической подкладки под власть".

Успех на последних парламентских выборах сопутствовал политическим силам и лидерам, и вовсе демонстративно отказав-

шимся от каких бы то ни было идейных позиций и принципов и заявившим об одном ~ своей приверженности порядку и сплоченности вокруг исполнительной власти. Думается, в этой связи не совсем корректно называть подобные силы "виртуальными". Это одно из проявлений, отражений, прорывов девальвации идеологии в общественном сознании россиян. Это состояние, которое можно проиллюстрировать одним из любимых афоризмов покойного "архитектора китайских реформ" Дэн Сяопина: "Какая разница, какого цвета кошка, главное, чтобы она ловила мышей".

Но подобное состояние скорее временно, преходяще и отражает усталость и раздражение российского электората от несостоявшихся социальных ожиданий, от конфликта ветвей власти. Как показывает нам история, и давняя и недавняя, идеи обладают огромной силой, когда вокруг них консолидируется общество. Это мощнейший ресурс, задействуя который власть может решать сложнейшие задачи.

Ни одно общество, ни одна власть не могли стать стабильными и устойчивыми без базовой идеологии. Это наглядно подтверждает опыт развития форпостов современной цивилизации - стран Запада, США, Японии, опыт развития успешно модернизирующихся новых индустриальных стран, Китая.

Поэтому наша политическая элита должна приложить все возможные усилия, чтобы преодолеть идеологический хаос, а фактически вакуум в общественном сознании, негативные тенденции девальвирования идейных ценностей.

На наш взгляд, на этом пути следует внимательно и основательно (а не поспешно-конъюнктурно) подойти к осмыслению наследия политического консерватизма, четко и ясно сформулировать для российского избирателя (причем понятными для него словами) актуальную консервативную доктрину. Именно это, с нашей точки зрения, должно стать лейтмотивом начавшейся в стране президентской предвыборной кампании. Полагаем, что она даже более значима для нашей страны, чем парламентская, поскольку ценности парламентаризма, представительной демократии все-таки пока еще весьма виртуальны для россиянина. Спросите практически любого рядового избирателя - а сможет ли он прожить без Думы и без партий? Думается, что ответ вполне предсказуем.

А вот что касается Президента, Самого. хозяина в доме, то здесь ситуация иная. Еще раз повторимся - в России власть патриар-

2'2000

Власть

хальна и персонифицирована. Мы немного ушли в этом отношении от выклацки Николая Карамзина: "У нас живое отеческое правление". И наше отношение к верховной исполнительной власти во многом иррационально. Сложно воспринимаем мы формальную законность, и этот формальный акон слабо ассоциируется у нас со справедливостью с истиной, скорее корректно говорить об устойчивом правовом нигилизме в сознании россиян. Анализируя подобное явление, еще Лев Тихомиров приводил убедительные примеры этого - русские пословицы: "Закон, что дышло, куда повернешь, туда и вышло", "Закон, что паутина, шмель пролетит, а муха застрянет", "Что нам законы, коли судьи знакомы". А в "Словаре живого великорусского языка" Владимира Даля есть даже уникальное определение: "Власть - это право, сила и воля над чем-либо, свобода действий и распоряжений... закон определяет власть каждого должностного лица, а верховная власть выше закона". Ресурс формальной законности и правопорядка у нас в этой связи достаточно виртуален, власти опоры на него крайне недостаточно.

Тем более важно сейчас актуализировать поиски российской национально-государственной консолидирующей идеи. Причем осуществить эти поиски именно в консервативном поле.

Мы усматриваем востребованность консерватизма прежде всего в том, что его базовой ценностью выступает устойчивость и стабильность общественной системы, преемственность и некатастрофичность развития, принципиальная нерушимость систе-мообразующих факторов. Один из основоположников консервативной идеологии Эдмунд Берк писал: "В основе нации лежит идея непрерывности, протяженности во времени. как, впрочем, и в пространстве... Самое основное в освящении государства и законов - как бы временные владельцы и владельцы пожизненных рент, забывая о том, что они получили от своих предков, и не думая о том, что они оставят своим потомкам. не посчитали себя полновластными хозяевами и не приняли бы решения об отмене права наследования, разрушая тем самым для собственного удовольствия всю изначальную структуру общества и рискуя оставить тем, кто придет после них, руины..." Стабильность развития предполагает поиск и нахождение компромиссов вместо борьбы по принципу "кто не с нами. тот против нас". Тот же Берк отмечал в свое время: "Можно всегда найти компромиссное решение и из-

бежать альтернативы абсолютного разрушения или прозябания без всяких реформ". Российские консерваторы (Владимир Мещерский, Михаил Катков, Лев Тихомиров, Иван Ильин) также высказывались за успокоение общества от передряг и потрясений, остужение мозгов и взвешенное определение своих дальнейших перспектив.

Реформы в консервативной доктрине выступают как ценность, но они должны проводиться во изменение, обновление, совершенствование существующих общественных институтов и отношений, а нс на их разрушение. Это тем более актуально, что задачи деструктивного характера уже во многом осуществлены в предыдущую эпоху. Задача реформ в понимании консерваторов - это придание обществу необходимого динамизма, это сохранение во времени базисных несущих конструкций, норм, общественных коммуникаций. Консервативная доктрина стоит над групповыми и классовыми интересами, призывает проявлять "благоразумие в условиях социальных изменений без катастроф" (по выражению Карла Мангейма). Сущность консервативной модели реформаторства во многом сформулирована в афоризме, вынесенном в эпиграф статьи, который можно перевести с латыни таким образом: "Общество, для того чтобы реформировать, нужно сохранить". Совсем не случайно в старой России консерваторов называли одновременно охранителями. Думается, что и современная Россия чрезвычайно нуждается именно в охранителях, созидателях, а не в уничтожителях.

Кроме того, консервативная доктрина предполагает апеллирование к традициям, устоям общества. Традициям историческим. национально-государственным, семейным и правовым, религиозным и нравственным. В этом и состоит залог непрерывности и преемственности развития, понимания общества и государства как партнерского соглашения, как живой корпорации. "Mos majores" -"нравы и обычаи предков" - непреходящая ценность консерватизма.

Предпочтительней и надежней опираться на известное, знакомое, устоявшееся. Классик консервативной мысли Берк отмечал: "Настоящий патриот и истинный политик в первую очередь будет рассматривать, как добиться наибольшего из имеющегося в наличии, из того, чем страна располагает в настоящий момент. Установка на то, чтобы сохранить лучшее и способность к усовершенствованию, недостаточна, взятые вместе - вот что определяет для меня государственного человека".

50

Власть

2'2000

Значимы традиции консервативной мысли и в нашей стране. Они насчитывают не один десяток лет. К сожалению, многое из этого наследия незаслуженно забыто, фальсифицировано, выхолощено. Естественно, особо досталось консерваторам при коммунистическом режиме, где актуален был скорее не принцип преемственности и сохранения, а "разрушения до основания, а затем...". Примером традиционного для советского общества подхода к консерватизму можно считать следующий пассаж: "Консерватизм давно уже и с полным основанием стал синонимом косной политической силы, реакционной идеологии, враждебной просвещению, защищающей отжившие установления и порядки, препятствующей духовному и социальному раскрепощению человека, социальному прогрессу в целом". Только в последние годы отношение существенно изменилось. Мы смогли познакомиться со статьей Константина Победоносцева "Великая ложь нашего времени" о специфике парламентской демократии и многопартийности в России, со сборником аши задачи" Ивана Ильина, где, опираясь на блестящее знание российской политической традиции, автор рассуждал о трудностях и проблемах трансформации России от коммунистической диктатуры к демократическому обществу. Многое из этого наследия может и должно быть востребовано, многому может и должно быть придано актуальное звучание.

Остановимся на кратком изложении основополагающих принципов консервативной доктрины.

1. Идея сильной государственности. Государство активно участвует в регулировании всех сфер общественной жизни. В российской истории именно государство, государственная власть всегда брала на себя функцию движителя, генератора импульсов поступательного развития. Консерваторы открыто выступают как этатисты, более того, они открыто признают патерналист-ское персонифицированное начало верховной власти в стране, ее харизматический ресурс.

2. Идея самостоятельности исторического пути России, невозможности некритического заимствования опыта развития других стран, приживления в нашей стране норм и институтов, укоренившихся в иных общественных условиях. В тоже время ни в коей мере консерваторы не склонны к изоляционизму и автаркии. Любой позитивный опыт должен быть изучен, но проведение его в жизнь допустимо только с учетом условий нашей страны.

3. Консерватор воспринимает общество как сложную корпорацию, систему, в которой все взаимосвязано, в которой значим каждый элемент. Прежде чем что-либо менять и разрушать, нужно внимательно продумать и просчитать всю цепь последствий, по возможности минимизировать инновационные риски, сопутствующие любому преобразованию. Именно учет рисков отличает консервативное мышление. "Консерватизм всегда есть реакция защиты существующих институтов от угрозы их разрушения потому, что они существуют и рассматриваются как наша традиция, а не потому, что они соответствуют некоторым отвлеченным идеалам" (Б.Капустин).

4. В консервативной идеологии весьма своеобразные представления о гражданстве и подданстве. Сторонники западного либерализма жестко противопоставляют позицию гражданина и подданного. Некоторые аналитики, в частности, высказывались о последних парламентских выборах как о триумфе подданнических умонастроений в обществе и свидетельстве крайней незрелости гражданского сознания. Так комментировались, к примеру, результаты выборов в Приморском крае, Башкортостане, Татарстане, некоторых иных регионах. Консерваторы, особенно российские, никогда не разводили и тем более не противопоставляли друг другу гражданство и подданство. Более того, один из главных идеологов консерватизма князь Владимир Мещерский даже назвал свой журнал "Гражданин". Все дело здесь в различии подходов к самому понятию гражданства. В либеральной доктрине под гражданской позицией понимается крайне индивидуалистическое осмысление себя как носителя определенных прав и свобод и отношение к государству как институту, защищающему эти права и свободы, институту, с которым гражданин заключил договор. Эта позиция опирается на зрелые традиции и культуру обладания собственностью. У нас же в России значимым является такое понимание гражданства, как служение Отечеству, как долг по отношению к обществу и власти. Мы только недавно стали осознавать себя в качестве носителей прав и свобод, также .недолог срок формирования отношений частной собственности. И через опыт обладания собственностью прошла ничтожно малая часть российского общества. К тому же трудно говорить даже об этой части как обладающей культурой владения собственностью. Эту специфику осмысления гражданской позиции россиян необходимо учитывать при выстраивании предвы-

2'2000

Власть

борной президентской кампании и не утверждать, что, пока россиянин не изживет или даже не убьет в себе подданного, он не сможет стать гражданином своей страны. Может быть, следует прислушаться к толкованию гражданской позиции Карамзиным, Погодиным, тем же Мещерским. Гражданин России это человек знающий и уважающий историю своей страны, чтящий своих предков и их деяния, осознающий свой долг по отношению к обществу и ощущающий себя неотъемлемой частью общества.

5. Консерваторы поставили перед политиками проблему осмысления национально-государственного интереса. Вот как писал об этом Михаил Катков: "...теперь нам нужно света, как можно более света, чтобы найтись в путанице дел и разобраться в своих интересах... только истинный национальный интерес, тесно связанный с нашим государственным существованием, заслуживает охраны. Россия, хранящая в недрах своих несметные богатства, не может в угоду каким бы то ни было доктринам оставаться в униженном и нищенском положении, в которое привели ее эти доктрины, рабски принятые. При национальном направлении нашей политики внутри и вне, при разумной и зоркой заботливости правительства, при оживлении народного труда мы несомненно поправим наши обстоятельства и сбросим с себя тяжкую, изнурительную и постыдную зависимость от других стран. Политика национальная не требует разобщения, она побуждает, напротив, к сближению с другими, как в политических, так и в хозяйственных делах, но на основании взаимности, не выпуская из виду пользы всей страны, которая должна быть для правительства дороже всего". Трудно представить, что эти строки были написаны более ста лет назад.

б. Важный постулат консервативной идеологии - рассмотрение семьи в качестве главной опоры общества. Прочность семейных уз, семейного быта, поддержание традиционных семейных устоев всегда выступали у консерваторов в качестве главного приоритета государственной политики. На наш взгляд, проблемы семьи, отношений в семье, воспитания детей должны занять не последнее место в предвыборной программе кандидатов в президенты. Кроме того, на это следует обратить внимание и имиджмейкерам предвыборных штабов. Вряд ли для нашего избирателя актуален образ президента, дирижирующего оркестром или танцующего рок, а вот демонстрация ужина в скромном семейном кругу, с детьми, фраг-

мент семейного досуга за городом - это может привлечь внимание и расположить избирателя к кандидату. Давайте вспомним, как формировался в общественном сознании образ великого вождя мирового пролетариата Владимира Ленина - "Ленин и дети под новогодней елочкой", "Ленин - самый простой и человечный человек". Чем не блестящий пример имиджмейкерства? На наш взгляд, не будет перегибом заявление о приверженности кандидата строгим и, может быть, даже несколько чопорным семейным традициям. Приведем несколько строк из "Речей консерватора" князя Мещерского: "Мы думали, что можно подрывать уважение к принципам и авторитетам старого порядка и в то же время воспитывать людей для государства, и жестоко ошиблись. Кто уничтожает принципы и основы семейного быта, тот подрывает основы общества, кто подрывает основы общества, тот разрушает основание государства, кто разрушает принципы, тот уничтожает почву, родящую и воспитывающую людей для государства". А посмотрите, что мы имеем сейчас. Понятие "семья" в политическом лексиконе настолько дискредитировано, что прочно ассоциируется у нас с коррупцией, кумовством, закулисными и подковерными интригами. Это абсолютно недопустимо.

7. Значительное внимание обращают консерваторы на роль школы. Высказываясь о будущей образовательной политике, кандидатам необходимо обратить внимание на то, что школа должна не только передавать определенную сумму знаний, но, что немаловажно, воспитывать в духе гражданственности и патриотизма. Следует возродить, реанимировать воспитательную роль школы, восстановить систему воспитательной работы, обратить внимание на программы курсов гуманитарных знаний. То, что мы имеем сейчас, во многом напоминает переведенные и переложенные американские программы и пособия, мало адаптированные к российским условиям. Содержание школьного образования, подъем авторитета школы в общественной жизни - это, на наш взгляд, должно стать частью предвыборной программы. Важно обратить внимание на характер социализации личности молодого человека, восприятие им принятых норм общежития, формирование у него позитивной жизненной программы. От того, какие ценности воспримут наши дети, зависит в конечном счете будущее страны.

8. Ценностью для консерватора всегда выступает прошлое, История. Актуальным пунктом позиции кандидатов в президенты,

Власть

2'2000

думается, будет подчеркивание важности нашего исторического опыта, апеллирование к прошлым достижениям и победам. Даже Сталин в годы Великой Отечественной войны пошел на то, чтобы учредить ордена Александра Невского и Нахимова, торжественно отметить в 1947 г. 800-летие Москвы, в ряде своих выступлений обращаться к страницам славного исторического прошлого народа. Надо не уничтожать память, не ошельмовывать прошлое, а, напротив, искать в нем опору.

9. Власть и церковь тоже важная проблема для консерваторов. За последние годы практически все наши руководители наглядно продемонстрировали свою лояльность православной церкви и другим ведущим конфессиям. Патриарх Алексий II стал участником целого ряда важнейших политических мероприятий. Вступая в должность исполняющего обязанности Президента Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин принимает благословение Патриарха Всея Руси. Это символично и вполне соот-

ветствует духу и букве консерватизма. Важно поддержать усилия церкви в борьбе за возрождение нравственных традиций и в то же время остановить проникновение в страну всякого рода тоталитарных сект, сомнительных миссий и миссионеров.

Конечно, данный перечень не исчерпывает содержание политической доктрины консервативной мысли, да и каждое из этих положений может быть обстоятельно развито и раскрыто, но это уже выходит за рамки небольшой статьи. В заключение хотелось бы привести строки, принадлежащие Владимиру Мещерскому, в которых говорится о значении консерваторов в общественной жизни: "Консерватор - человек-труженик, человек с религией, человек с правильным пониманием о свободе, человек, любящий свою родину и своего ближнего, человек, мыслящий так, как мыслили его дед и отец. Вот они-то, а вовсе не либералы двигают тихо и почти незаметно жизнь вперед. Они сосуды, сберегающие завет русской веры, русской народности, русской семьи и будущности своего государства".




1. наступает время формирования единого российского государства
2. us er um s нул
3. ВВВВВВВВВВВВ В Республике Казахстан по Конституции существует следующие формы собственности- Частная.
4. тема грез 21я картина
5. на тему Строение цветка и соцветия З а д а ч и у р о к а Образовате
6. утилитаризм происходит от латинского
7. Тема 7- Издержки производства Понятие издержек производства и их классификация Структура издержек
8. Информационная система учета заявок ЗАО ЦРТ сервис
9. МЕДИЦИНАЛЫ~ УНИВЕРСИТЕТ АСТАНА А~ 1 Денсаулы~ са~тау кафедрасы П~Н БОЙЫНША БІЛІМ Ж~НЕ ДА~ДЫЛА
10. Аутекологі
11. Договор страхования
12. Характеристика 11
13. Проблемы развития социально-экономической сферы России в 90-е годы
14. концентрированное молоко обычно с сахаром
15. И за некоторые моменты которые нарочно упускаю из вида не раскручивая их тайные смыслы
16. всё что есть Например Le m~re chet~ les oeuvres de Dums.
17. Мишка косолапый медовый грильяж
18. Ефективна потужність турбоагрегату Ne кВт Вихідні дані 33100 2
19. Западно-Сибирский экономический регион
20. Живопись как вид изобразительного искусства