Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
УДМУРТСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
Банкротство “Удмуртнефти” может войти в учебники по менеджменту как уникальный пример оздоровления экономики предприятия.
Известие о начале процедуры банкротства в отношении крупнейшей нефтедобывающей компании Удмуртии вызвало шок в республике. “Удмуртнефть” - экономический оплот края - на протяжении 25 лет своей истории считалась гарантом стабильности республики. Это нефтедоллары для казны, новые рабочие места, передовые технологии, социальная сфера. И хотя многие были наслышаны о том, что после 17 августа “Удмуртнефть” вошла в “черную полосу”, все же не ожидали такого поворота событий.
История одного банкротства
Банкротство, а такая процедура в отношении крупного предприятия в Удмуртии была начата впервые, ассоциировалось с распродажей его имущества, потерей работы и стабильного заработка. И хотя генеральный директор Евгений Богомольный постоянно разъяснял в СМИ, что банкротство “Удмуртнефти” поможет навести порядок в расчетах за нефть и выйти на качественно новый уровень развития, верилось в это с трудом.
Прошло полгода, и сегодня за генеральным директором прочно закрепилась репутация человека, знающего, как вывести предприятие из пиковой ситуации, а сама процедура банкротства больше не внушает суеверный ужас. Что же произошло за эти шесть месяцев? Финансовые затруднения предприятия, добывающего около 70% удмуртской нефти, были вызваны катастрофическим падением цен на нефтепродукты и осложнением в расчетах с материнской компанией СИДАНКО. В новый год “Удмуртнефть” вошла с кредиторской задолженностью более 900 млн рублей, огромным долгом бюджету и семимесячной задержкой по зарплате. Поэтому появление 25 января в Арбитражном суде Удмуртии иска о признании предприятия банкротом вписывалось в логику событий, и было воспринято руководством без истерики.
С опережением графика на полгода предприятие “Удмуртнефть” выполнило условия мирового соглашения, рассчитавшись с кредиторами, и полностью компенсировало зарплату, задержанную в прошлом году. |
Банкрот, да не тот
Введенное на три месяца внешнее наблюдение положительно отразилось на состоянии предприятия. Оно позволило не только заморозить имеющиеся долги, но и проанализировать ситуацию, навести порядок в расчетах за нефть. За этот период было сделано главное. Руководство “Удмуртнефти”, при поддержке властей республики и основного акционера - холдинговой компании “Интеррос”, добилось того, чтобы за нефть вовремя платили, причем “живыми” деньгами. Учитывая, что цены на нефть к тому времени выросли до 15-16 долларов за баррель, объем поступающих средств увеличился в среднем до 400-500 млн рублей в месяц. В результате уже к 15 апреля, дню проведения собрания кредиторов, задолженность предприятия сократилась до 469 млн рублей. Кредиторы поверили в способность “Удмуртнефти” платить по счетам, поэтому подавляющим числом голосов (более 96%) проголосовали за заключение мирового соглашения. По условиям этого соглашения, утвержденного Арбитражным судом 26 апреля, компания обязалась до 1 февраля 2000 года погасить кредиторскую задолженность, пени и проценты за пользование денежными средствами кредиторов. Была прекращена и процедура банкротства, наделавшая столько шума.
Есть рекорд налоговых выплат!
Финансовое оздоровление “Удмуртнефти” в первую очередь почувствовали работники бюджетных организаций республики, когда в казну пролился обильный “дождь” нефтяных налогов. Все долги перед бюджетом были погашены еще в январе-феврале. С этого момента выплата текущих платежей производилась своевременно. В первом полугодии предприятие перечислило в бюджеты всех уровней 1107 млн рублей против предусмотренных 484 млн, что явилось абсолютным рекордом среди предприятий республики (для сравнения: сумма налогов, выплаченных “Удмуртнефтью” в прошлом году, составила 940 млн рублей). Доля налоговых платежей “Удмуртнефти” в консолидированном бюджете республики превысила 40% против 25% в прошлом году, причем практически все налоговые платежи перечислены “живыми” деньгами.
Учитывая напряженную ситуацию по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы Ижевска, руководство “Удмуртнефти” откликнулось на просьбу администрации города и приняло беспрецедентное решение произвести авансовое перечисление обязательных налоговых платежей в бюджет города. Налоги заплачены до конца года. Нефтяные деньги позволили ижевской мэрии снять социальную напряженность.
Почувствовали улучшение ситуации в “Удмуртнефти” и кредиторы. С опережением графика на полгода предприятие выполнило условия мирового соглашения, рассчитавшись с кредиторами. На начало июля, из 469 млн рублей кредиторской задолженности осталось 145 млн, из которых в течение месяца руководство предприятия намерено погасить еще 70 млн рублей. Таким образом, на сегодняшний день пропала сама суть конфликта.
В июле этого года руководство “Удмуртнефти” откликнулось на просьбу администрации Ижевска и приняло беспрецедентное решение произвести авансовое перечисление обязательных налоговых платежей |
Новые планы, новые проекты
“Удмуртнефть” вошла в нормальный ритм работы, и сегодня руководство серьезно думает о развитии нефтяного бизнеса за пределами республики и о новых проектах. Так, до конца текущего года компания инвестирует из собственных средств 80 млн рублей в разработку Верх-Тарского месторождения в Новосибирской области. С учетом вложений СИДАНКО общая сумма инвестиций в Верх-Тарское месторождение составит в этом году 200 млн рублей. Основным подрядчиком по его обустройству определена “Удмуртнефть”. В настоящее время достигнута предварительная договоренность о вхождении в состав “Удмуртнефти” предприятия “Новосибирскнефтегаз”, владеющего лицензией на разработку месторождения. По расчетам, через 2-3 года “Удмуртнефть” сможет осуществить серьезный прорыв в увеличении объема добычи черного золота: если получать с Верх-Тарского месторождения 1-1,2 млн тонн в год, есть перспектива выйти на общий годовой объем добычи нефти в 6,5 млн тонн.
Чертовски хочется работать
Новые планы руководства предприятия были с одобрением встречены трудовым коллективом. Еще бы, настроение “чертовски хочется работать” сегодня подкреплено материально. Нефтяники Удмуртии забыли о задержках заработной платы: как и прежде, ее выплачивают дважды в месяц. В полном объеме проведена компенсация по зарплате, задержанной в прошлом году. В среднем, каждый получил дополнительно по полтора оклада. На этот шаг администрация пошла сознательно, чтобы частично восполнить потери работников, вызванные обвальным ростом цен. С 1 августа зарплата вырастет в 1,5 раза. Это уже второе в текущем году повышение зарплаты (в феврале размер премии за перевыполнение бизнес-плана был увеличен до 75% оклада). С июля в 4 раза увеличится дотация на питание. С учетом этих выплат доходы нефтяников возрастут до 3,5 тыс. рублей и займут лидирующую позицию в табеле о рангах высокооплачиваемых и престижных профессий республики. Ведь средняя зарплата по Удмуртии только-только перевалила за тысячу рублей.
Здоровые финансы,
здоровый соцкультбыт
На предприятии вновь введены все социальные льготы, которые были заморожены осенью по причине сложного финансового положения. Путевки в санатории, на базы отдыха и в пансионат на берегу Черного моря, отдых детей в своих пионерских лагерях по льготной цене, медицинский полис о добровольном медицинском страховании на 3,5 тыс. рублей - эти и другие льготы вновь доступны каждому работнику. В начале июля администрация и профсоюзный комитет “Удмуртнефти” подписали коллективный договор, который вводит ряд новых льгот и социальных гарантий. В частности, по итогам 1999 года работники предприятия получат так называемую “тринадцатую” зарплату, которую не видели более трех лет.
По сравнению с прошлым годом, общая сумма затрат “Удмуртнефти” на реализацию социальных программ увеличится в 8 раз и составит 132 млн рублей. Таких социальных гарантий нет ни на одном удмуртском предприятии. Не случайно многие жители республики с интересом смотрят на “Удмуртнефть”, размышляя о том, не пройти ли и их работодателям процедуру банкротства.