Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Шпаргалка

Работа добавлена на сайт samzan.net:


2. Искусство в системе общества человека

Искусство – неотъемлемый компонент культуры. Оно возникает еще в первобытном обществе и вступает в сложное взаимодействие с философией, наукой, политикой, религией и т.д.

Психолог Л.С.Выготский писал, что искусство – это социальное в нас, т.е оно отражает устои общества, традиции, нормы и правила поведения. Но художник, являясь творческой личностью, имел свое мироощущение, способен повлиять и на развитие общества в целом.

Искусство – это творческое отражение воспроизведение  действительности в худ. образах.

Функции искусства:

1.Приобразующая, или искусство как деятельность. Искусство приобразует реальность через: - идейно-эстетическое воздействие на людей; - включение человека в ценностно-ориентировочную деятельность; - обработку разнообразного материала.

2.Компенсаторная, или искусство как утешение. Искусство помогает восстанавливать  гармонию, заряжать энергией, и компенсирует повседневность обыденной жизни.

3.Позновательно-эвристическое, или искусство как знание и просвещение. Через искусство возможно создание нового, передача системы взглядов и навыков мышления.

4.Худ.-концептуальное, или искусство как анализ состояния мира.

5.Функция предвосхищения, или искусство как предвидение.

6. Коммуникативная, или искусство как общение.

7.Информационная, или искусство как передача сведений.

8.Воспитательная. Искусство формирует чувства и мысли людей, передает нравственные нормы и ценности от одного поколения к другому.

9.Внушающая. искусство способно заворожить человека и передать опред. эмоциональный настрой, состояние.

10.Эстетичекая, или искусство как формирование чувства прекрасного. Благодаря искусству формируются художественные вкусы, потребности и способности человека, а также пробуждается его творческий потенциал, желание и умения творить по законам красоты.

11.Гедонистическая, или искусство как наслаждение.

3. Виды искусства.

Виды искусства – это исторически сложившиеся формы творческой деятельности, обладающие способностью худ. реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения.

Общая классификация видов:

1.Пространственные или пластические виды искусств. (Изобразительное искусство; Декоративно-прикладное; Архитектура; Фотография.)

2. Временные или динамические виды искусств.

(Музыка; Литература.)

3. Пространственно-временные виды. (Хореография; Киноискусство; Театральное искусство.)

Характеристика видов искусства:

1.Архитектура- это монументальный вид искусства, целью которого является создание сооружений и зданий, необходимых для жизни и деятельности человека, отвечающих утилитарным и духовным потребностям общества.

2. Изобразительное искусство – это группа видов худ-го творчества, визуально воспроизводящих окружающую действительность.

Виды:

- Графика- это отдельный рисунок и худ-ные печатные произведения (гравюра, литография). Произведения графики основаны на четких линиях, передаче светотени и т.д. К графике относят также карикатуру и плакат.

-Живопись – это плоскостное изобр. искусство , специфика которого заключается в представлении при помощи красок, нанесенных на поверхность, изображения реального мира, преобразованного творческим воображением художника. Живопись делится на : Монументальную (фреска, иконы) и станковую (на полотне)

- Скульптура – это пространственно-изобразительное искусство, воссоздающее мир в пластических образах. Подразделяется на: круглую ( т.е свободно размещающуюся в пространстве) и рельеф (т.е объемное изобр-ие располагается на плоскости).

3.Декоративно-прикладное искусство – это вид творческой деятельности по созданию предметов быта, предназначенных на удовлетворение утилитарных и художественно-эстетических потребностей.

Декоративно прикладное искусство всегда имеет национальный характер. В его основе лежат народно-художественные промыслы страны. В Беларуси: ткачество, гончарство, резьба по дереву и кости, плетение из соломки и лозы, стеклодувство.

4. Жанры изобразительного искусства(в живописи и скульптуре).

Жанр – это совокупность формальных и содержательных особенностей произведения искусства.

Отдельное произведение может относиться к нескольким жанрам искусства.

Жанры в живописи:

1.Портрет – это жанр изобр. искусства, отражающий внешний и внутренний облик человека, или группы людей.

Основные требования к портрету: передача внешнего сходства; раскрытие внутреннего мира человека.     Виды:

- Парадный (показывает человека в полный рост, стоящим или сидящим);

- Камерный  (Изобр.  человека по пояс или грудь);

- Одиночный (1 человек изобр.; подвидом является автопортрет);

- Групповой (2-е и больше людей).

2.Исторический – жанр, который посвящен историческим событиям и персонажам.

3.Мифологический -  жанр, посвященный героям и событиям, о которых рассказывают мифы древних народов.

4.Батальный – жанр, специализирующийся на изображении битв, военных подвигов, боевых действий, воспитывающий воинские доблести.

5.Бытовой – жанр, показывающий сцены повседневной, личной жизни человека.

6.Пейзаж – жанр, где главным является изображение природы, окружающей среды, видов различной местности.  Виды: сельский, городской, архитектурный, индустриальный, морской, речной.

7.Анималистический – жанр, изображающий различных животных.

Жанры скульптуры:

1.Портрет. Виды: голова, бюст, полуфигура, поколенное изображение, фигура(полное изобр.).

2.Бытовой.

3.Анималистический.

5.Зарождение методики изобразительной деятельности как науки.

В конце 19 века распространение получила система Ф. Фребеля. Он предполагал большое количество материала для изо деятельности детей (камушки, глина и др.), но он исходил идеалистических позиций и считал, что детей учить изо деятельности не надо, т.е каждый ребенок должен развиваться по своему творческому пути.

1-й труд по изо деятельности вышел в 1887г. Назывался «Дети - художники», автор его К.Риччи. Он изучил большое кол-во детских рисунков и попытался обобщить результаты детского творчества.

1909г. В Москве открылась 1-я выставка детских работ под названием «Искусство в жизни ребенка».

В 1910г. Вышла книга В.М.Бехтерева «Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении», где он рассм. рисование детей 3- 4-х лет и доказал, что ребенок на первоначальной стадии в штрихах и каракулях ничего не изображает. Он доказал необходимость обучению рисованию.

Ф.И.Шмит в начале 20 века организовал 1-й музей детского творчества в Харькове.

А.В. Бакушинский изучал детское творчество в сравнении с несколькими рисунками первобытных людей, нашел в них сходство и посчитал, что обучать рисованию не обязательно, т.к это заложено в ребенке от рождения.

После революции организуется 1-я опытеая станция НаРКОМПроса (народного комитета просвещения), в которой разрабатываются проблемы эстетического воспитания детей.

8. Создание системы эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Вопросами эстетического воспитания занимались: сотрудники НИИ (научн.-иссл. институт);  дошк. воспитания АПИ (академии пед.наук) СССР.

В академии в 60-е года была организована специальная лаборатория эстетического воспитания. В ней проводилось многоплановое исследование развития творческих способностей детей в разных видах худ. деятельности.

Результаты были обобщены в книге Н.А.Ветлучиной «Худ. творчество и ребенок». Было доказано, что изо деятельность неизменно ведет к активизации эстетических чувств. Однако детей необходимо учить замечать прекрасное в окружающем мире в процессе воспитания или необходимо прививать чувство вкуса, умение изображать прекрасное с помощью различных материалов.

6. Вклад Е.А.Флёриной и Н.П.Сакулиной в развитие методики изо деятельности.

Именно Е.А.Флёрина  заложила основы методики изобразительной деятельности. В работе «Детский рисунок»(1924) она заложила основы руководства детским творчеством: разв. эстетического воспитания; разв. наблюдательности; разв. чувства цвета и ритма.

Флерина описала закономерности развития детского творчества. Доказала, что худ. воспитание необходимо производить в примерах реалистичного искусства.

В 1939 г. Она приступила к разработке программы и методов обучения детей рисованию. Она связывала развитие творческих способностей детей с воспитанием и ввела новый принцип – единство учебных и творческих задач.

В 1943г. В статье «Элементы обучения детей рисованию» она обобщила результаты своей экспериментальной работы, изложила основные выводы:

1.осн. приемами изо деятельности являются: наблюдение предметов и явлений; Рассматривание  образца; показ приемов изображения и техники работы.

2.Все обучение должно вестись в игровом ключе.

3.Необходимо проводить упражнения, направ-е на развитие руки.

4.Обучать детей рисованию, нужно уже с 1,5 лет.

Н.П.Сакулина проводила работы с группой воспитателей д\с Москвы по обучению их методике преподавания детского творчества.

В 40-е г 20 века она стала более подробно изучать проблему декоративного рисования и искусства. Выяснила, что оно содействует развитию эстетических переживаний, способствует развитию патриотических чувств, обогащает технику работы детей по рисованию.

В 50-60-е годы под ее руководством велись исследования, посвященные проблеме восприятия худ. произведений и проблеме развития творчества.

Опыт своей работы Сакулина обобщила в книге «Рисование в дошкольном детстве»(1960): в книге рассматривается возникновение и характер рисования у детей от 1 до 3 лет, формирование рисунка детей от 3 до 7 лет. Все данные даются с позиции эстетическо-творческого воспитания.

 

9.Определение понятия способности к изобразительной деятельности.

Способности – индивидуально- психические свойства личности, которые являются условием успешного выполнения одного или нескольких видов деятельности.

Всегда проявляются в деятельности. Основой способностей являются задатки.

Задатки -  анатомо-физиологические предпосылки к развитию способностей.

Виды задатков:

1.Врожденные (длинные пальцы)

2.Приобретенные

Уровни развития способностей:

1.Репродуктивный – ребенок легко овладевает знаниями, осваивает деятельность, но не вносит в нее ничего нового.

2.Продиктивный, или творческий – создание нового, оригинального в деятельности.

Виды способностей:

1.Общие – обеспечивают быстроту и легкость в приобретении знаний, создают предпосылки для решения многих задач.

2.Специальные – обеспечивают достижение высоких результатов в определенном виде деятельности.

Способность к изо деятельности – специальная способность. Она характеризуется след. показателями: Высокая эмоциональность; творческое воображение; яркость зрительного восприятия; образная память; чувства формы и цвета.

Способности динамичны и зависят от воспитания и самовоспитания.

Одаренность- сочетание различных высокоразвитых способностей.

Гениальность – высший уровень развития у человека каких-либо способностей, делающих его выдающейся личностью в опред. сфере.

7.Создание первой программы для детского сада и совершенствование программ.

В 1929 году выходит методическое письмо НарКомПроса «о связи дошк. учреждений со школой и о планировании работы».

В письме указывалось на необходимость создания программы для д\с. В приложении к письму была опубликована программа ориентировачных навыков детей от 3 до 8 лет Навыки, связанные с изо отдельно выделены не были. Они включались в графические умения и в умения пользоваться различными материалами.

В 1932 г. вышла «Программа дошкольных учереждений». Материал программы распределялся по видам деятельности и по организующим моментам.

Программа не была обязательным документом для исполнения, в ней лишь предлагалась руководство детской деятельностью.

Объем изо умений был не велик. Лишь в старшей группе предпологались задания на определенные тамы.

В 1934 г была издана «Программа и внутренний распорядок детского сада». Раздел изо здесь был выделен в самостоятельный и назывался «Рисование, лепка и трудовые занятия».  Программный материал располагался по каждому виду деятельности и делился по возрастным группам. Минусом этой программы было то, что не были прописаны изо умения, которые должны освоить дети в определенном возрасте.

Объем умений и навыков по изо был сформулирован в 1938 г. в «Руководстве для воспитателя детского сада». Здесь были описаны темы занятий для каждого возраста, определен материал для занятий.

Далее это руководство переиздавалось несколько раз, включая дополнение и уточнение материала.

В 1962 г. была издана «Программа воспитания в детском саду». В ней материал изложен с научных позиций. Программа рассчитана на воспитание детей от 1 до 7 лет.

Начиная со 2-й младшей группы, материал дается по кварталам, что упрощает работу воспитателя. Четко прописаны задачи для каждого возраста, большое внимание уделяется преемственности между д\с и школой.

Эта программа переиздавалась много раз и в России большинство садов до сих пор работает по ней.

10.Анатомо-физиологическая основа развития изобр. способностей и условия их развития.

Любые задатки, перед тем как стать способностями должны пройти определенный путь развития. В процессе развития способностей выделяют след. этапы:

1. Подготовка анатомо-физиологической основы будущих способностей.

2.Становление задатков небиологического плана.

3.Становление соотв-о уровня нужной способности.

Первичный этап в развитии способностей связан с созреванием органических структур и с формированием на их основе нужных функциональных органов (от родж. до 6 лет).

Происходит совершенствование работы всех анализаторов, развития связи между органами движения и речи. Особую роль в этом развитии играют монипулятивные действия детей с различными предметами.

Предъявляются определенные требования к предметной среде, в которой развивается ребенок: ребенок должен взаимодействовать с предметами разными по форме, цвету, объему и т.д., играть в различные дидактические игры.

Важным моментом в развитии способностей явл. их комплексность, т.е одновременное совершенствование нескольких взаимосвязанных способностей.

Способности должны быть ориентированы на «зону ближайшего развития» (это понятие ввел Л.С.Выготский). РРРРРРРРоолл Ребенок должен действовать на пределе своих возможностей, т.е работа для него должна быть не очень легкой, но и не очень сложной, именно тогда развиваются новые умения и навыки.

Способности человека обладают таким качеством как компенсируемость, т.е одни способности могут реализовываться через задатки им не присущие (человек рисует ногами).

11.Структура способностей к изодеятельности.

Изодеятельность – продуктивная деятельность в процессе которой ребенок отражает свои впечатления об окружающем мире с помощью конкретных чувственно-воспринимаемых зрительных образов.

В изодеятнльности выделяют 2 стороны:

1-я - ориентировочная, связана со способностью воспринимать, с умением видеть.

2-я - исполнительная, связана со способностью отобразить то что увидел.

Н.П.Сакулина выделила след. компоненты в структуре изодеятельности:

1.Восприятие, т.е способность целиком и полностью увидеть особенности предмета.

2.Ручная умелость, т.е сенсомоторные качества руки.

Т.С.Камарова выделила 4-е группы изоспособностей:

1-я – способность адекватно воспринимать предметы и явления окружающего мира.

2-я – двигательные способности необходимые для изо.

3-я – способность к образному мышлению.

4-я – способность к воображению.

К.К.Платонов в структуре изо способностей выделяет:

1.Биологическую обусловленность.

2.Мышление, память, эмоции, воля.

3.Приобретенные ЗУН.

4.Направленность личности.

12.Доизобразительный этап – основа развития способностей.

 Выявление способностей детей и их правильное развитие – важнейшая педагогическая задача. Она должна решаться с учетом возраста детей, их психофизических особенностей и условий воспитания. Воспитание должно быть системным и планомерным.

Развитие способностей изображения зависит от воспитания наблюдательности, умения сравнивать предметы, выделять в них характерные признаки.

1-й этап в развитии способностей начинается с того момента, как ребенок впервые взял в руки материал для изображения. В пед. литературе этот этап называется доизобразительный. Т.к ребенок еще не создает изображение предмета, у него нет желания и замысла что-либо изобразить.

Задача воспитателя обучить ребенка ограничивать свои непроизвольные движения; учить использовать зрительный контроль; разнообразить формы движений ребенка; а затем научить его осознанно использовать полученный опыт в изображении.

На доизобразительном этапе важную роль играет ассоциативное мышление.

Дети путем нахождения ассоциаций, находят сходства между простейшими формами и линиями с определенными предметами.

Однако ассоциации ребенка не устойчивы, поэтому задача воспитателя – напоминать детям о том сходстве, которое они установили.

Ассоциации помогают перейти к работе по замыслу, когда дети целенаправленно повторяют ту форму, которая у них получилась случайно.

13.Развитие способностей на изобразительном этапе.

С появлением сознательного изображения предметов начинается изобразительный период в развитии способностей.

Деятельность приобретает творческий характер. Перед детьми ставятся задачи систематического обучения.

Однако 1-ые изображения детей схематичны и просты, в них отсутствуют некоторые детали и признаки. Это объясняется тем, что у маленького ребенка отсутствует анатомо-синтетическое мышление, т.е ему еще сложно создать целостный образ.

С развитием мышления развивается и характер изображения предметов. Дети способны передавать пропорции, форму, цвет и движение предметов.

В развитии способностей ребенок от обучения простому изображению предмета идет к передаче этого предмета во взаимодействии с другими, т.е от предметного изображения он переходит к сюжетному.

Флёрина развитие изо способностей описала схематично:

1.Форма

2.Цвет

3.Движение

Туловище дети дошк. возроста в профиль не изображают.

4.Композиция

Самой сложной задачей для ребенка является передача движения в рисунке.

Часто дети при изображении лица в профиль все равно изображают 2 глаза, 2 уха и т.д.

Легче передавать движение при лепке. Ребенок сначала лепит фигуру без движения, а потом загибает те части как того требует замысел.

Детские рисунки часто характеризуются «прозрачностью», дети изображают конфету, телефон лежащий в кармане и т.д.

Также детям свойственно значимых и важных для них людей изображать большими по размеру, раскрашивать в яркие тона.

13.Развитие способностей на изобразительном этапе.

С появлением сознательного изображения предметов начинается изобразительный период в развитии способностей.

Деятельность приобретает творческий характер. Перед детьми ставятся задачи систематического обучения.

Однако 1-ые изображения детей схематичны и просты, в них отсутствуют некоторые детали и признаки. Это объясняется тем, что у маленького ребенка отсутствует анатомо-синтетическое мышление, т.е ему еще сложно создать целостный образ.

С развитием мышления развивается и характер изображения предметов. Дети способны передавать пропорции, форму, цвет и движение предметов.

В развитии способностей ребенок от обучения простому изображению предмета идет к передаче этого предмета во взаимодействии с другими, т.е от предметного изображения он переходит к сюжетному.

Флёрина развитие изо способностей описала схематично:

1.Форма

2.Цвет

3.Движение

Туловище дети дошк. возроста в профиль не изображают.

4.Композиция

Самой сложной задачей для ребенка является передача движения в рисунке.

Часто дети при изображении лица в профиль все равно изображают 2 глаза, 2 уха и т.д.

Легче передавать движение при лепке. Ребенок сначала лепит фигуру без движения, а потом загибает те части как того требует замысел.

Детские рисунки часто характеризуются «прозрачностью», дети изображают конфету, телефон лежащий в кармане и т.д.

Также детям свойственно значимых и важных для них людей изображать большими по размеру, раскрашивать в яркие тона.

14.Способность к творчеству как специфическая особенность человека.

Способность к творчеству является специфической особенностью человека, т.к. помогает не только использовать действительность, но видоизменять её.

Чем выше уровень развития способностей, тем больше возможностей у человека для реализации творческих замыслов.

Творческие способности- индивидуальные особенности человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности.

Воображение- творческая деятельность, основанная на комбинирующей функции мозга.

Л.С.Выгоцкий выделил 4 формы связи воображения с действительностью:

1.Высокое создание воображения строится из элементов, находящихся в прошлом опыте человека.

2.Готовый продукт воображения всегда относится к какой-либо сфере деятельности (картина к живописи).

3.Воображение и реальность всегда связаны эмоционально.

4.Закон реальности воображения: фантазия, воплотившаяся в вещи, наченает реально существовать.

  Американский психолог Гилфорд ввёл понятие «дивергентное мышление»-это такое мышление ,при котором человек рассматривает все возможные варианты решения проблемы и выбирает наилучший. Это мышление является основой творческого.

 Характеристики творческого мышления:

1 Быстрота-способность высказывать максимальное количество идей за определённое время.

2 гибкость-способность высказывать разнообразные идеи.

3 оригинальность-способность высказывать нестандартные идеи.

4 законченность-способность воплотить идеи в действительность.

21.организавия и методика работы по развитию восприятия

Восприятие окружающей действительности осуществляется в большинстве случаев через наблюдение.

Первичное знакомство с предметом всегда поверхностно и включает в себя задачу создания общего представления о предмете и его связи с окружающим.

При первичном наблюдении восприятие является широким. При повторном наблюдении задача сужается, и выделяются существенные признаки в предмете. Наблюдение должно быть направлено на развитие эстетических чувств. Для этого воспитатель должен задать вопросы детям, побуждая сравнивать предметы между собой. Для активации восприятия некоторым действиям необходимо придавать игровой характер. Игра активизирует внимание и повышает интерес. Кроме того следует активно использовать художественное слово (загадки, стихи, отрывки из сказок).

Восприятие в процессе наблюдения должно быть активным. У детей должна быть возможность потрогать предмет, повзаимодействовать с ним.

16. условия и средства развития художественно-творческих  способностей.

Выделяют 6 основных условий развития способностей:

1. раннее физическое развитие ребёнка (средства: раннее плавоние, гимнастика, хождение, знакомство с разнообразными материалами).

2.создание обстановки опережающей развитие

3. организовывать деятельность так, чтобы она требовала максимального напряжения сил, но не утомляла ребёнка

4. предоставить ребёнку свободу в выборе деятельности

5. взрослые должны оказывать по необходимости помощь

6. создание положительной эмоциональной атмосферы в семье и в детском саду.

Воспитание творческих способностей детей будет эффективно лишь в том случае, если оно будет вестись как целенаправленный процесс и в семье и в дошкольном учереждении.

18.роль изо искусства в развитии худ. Восприятия.

Художественная деятельность во многом определяется способностью к восприятию произведений искусства. Умение видеть искусство расширяет и углубляет познание мира.

Художественное восприятие носит социальный характер т. к. зависит от уровня развития общества, от взаимодействия индивида со средой.

Художественное восприятие имеет и гносиологическую специфику, т.е. основана на процессе познания окружающего мира.

Восприятие несёт в себе и педагогическую специфику т.к. воспитывает социально активную личность.

 Выделяют 3 уровня восприятия произведений изобразительного искусства:

1 элементарный- в ходе восприятия усваивается лишь сюжетная сторона произведения. Человек замечает только то, что изображено, а как изображено не задумывается.

2 высокий уровень восприятия- человек вдумывается в смысл произведения, в технику работы, переживает эстетические чувства, осознает замысел художника.

3 художественного видения- это особый способ организации воспринимаемого материала, выделение в нём художественно значимых мотивов, оценка предметов и явлений с точки зрения соответствия художественному идеалу.

 Стадии художественного восприятия:

1 Предкоммуникативная (предшедствует контакту зрителя с произведением)

2 Коммуникативная (непосредственный контакт с произведением)

3 Посткоммуникативная (впечатления о произведении)

Худ. восприятие зависит от худ.-психологической установки.

Художественно-психологическая установка- это направленность внимания и определенного эмоционального отношения  к произведению искусства.

Восприятие- зависит также от потребности.

Художественная потребность-это стремление к прекрасному в области искусства.

25.виды и типы занятий.

Григорьева выделила следующие типы занятий по изо:

1 по сообщению новых знаний и ознакомлению с новыми способами изображения.

2 по упражнению детей в применении знаний.

3 творческие занятия

По содержанию изображения бывают:

1 предметные

2 сюжетные

3 декоративные

В зависимости от метода и способа изображения бывают:

1 по изображению с натуры

2 по памяти

3 по представлению

4 по воображению

По характеру выбора темы( на тему предложенную или по замыслу)

По источнику темы замысла:

1 на литературную тему

2 на музыкальную тему

3 на тему определенной действительност

17.критерии оценки творческих работ детей.

Критерии были разработаны в лаборатории эстетического воспитания под руководством Н.А.Ветлученой:

1. показатели отношения к творческой деятельности:

-искренность

-интерес к результату

-творческое воображение

-потребность к творчеству

-умение войти в воображаемую ситуацию

-изменение мотива от внешнего к внутреннему

2. качество способов творческих действий:

-изменение, дополнение, преобразование знакомого

-создание нового образа или комбинация других

-применение знакомого в незнакомой ситуации

-быстрота реакции

-находчивость

3. качество продукта детского творчества:

-использование адекватных изобразительных средств

 -индивидуальный детский почерк

-соответствие детской продукции элементарных худ. требованиям.

Показатели креативности (творчества) детей:

1. целостность восприятия, способность оригинально видеть

2. длительность и устойчивость внимания

3. целостность и гибкость мышления

4. прочность памяти и богатство ассоциации

5. яркость, образность и не стереотипность воображения.

6. инициативность, самостоятельность в решении задач.

7. высокая эмоциональность и независимость.

8. развитая воля и целеустремлённость.

9. отклонение от шаблонов поведения, непосредственность.

26.организация самостоятельной худ-й деятельности дошкольников.

Самостоятельная художественная деятельность – это деятельность вне занятий, которая возникает по инициативе ребёнка. В ней выявляются интересы и склонности детей. Эта деятельность способна также объединять детей по интересам.

Самостоятельной художественной деятельностью дети должны заниматься не только в помещении, но и на улице.

В связи с этим в д\с должны быть мольберты, цветные мелки, наборы для мозаики, пазлы.

 Зимой дети должны заниматься конструированием из снега. Чтобы работы детей были более яркими воспитатель должен приготовить цветные льдинки, снежки для украшения фигур из снега.

  Осенью дети могут конструировать из опавших листьев.

19.сенсорная основа развития восприятия.

Для творчества детей большое значение имеет познавательная сторона восприятия.

Ребёнок должен различать цвет, форму размер и т.д. ,но этому ребёнка нужно обучить. Эту задачу в педагогической литературе называют воспитанием сенсорной культуры.

Сенсорное восприятие- это целенаправленная деятельность педагога, направленная на формирование у ребёнка широкой ориентировки в разнообразных свойствах реальных предметов.

Для сенсорного воспитания важную роль играет зрение и осязание.

Ребёнка учат воспринимать сенсорные эталоны, которые относятся к форме, цвету, размеру, положению в пространстве.

При зрительном восприятии важно научить детей понимать относительность изменений в объектах (деревья одного размера, просто некоторые расположены дальше).

 Структура сенсорных способностей:

1 способность целенаправленно изображать воспринимаемый предмет.

2 способность формировать обобщенное представление

3 способность создать изображение предмета на основе имеющегося представления и материалов

4 способность совершать комплекс движений под контролем зрения

5 способность восприятия создаваемого и законченного изображения.

 Тамара Семёновна Комарова определила ручную умелость как сложную сенсорную способность и выделила в её структуре 3 компонента:

1.техника работы (умение правильно держать кисть, ровно проводить линии и др.)

2.формаобразующие движения (движения которые передают форму)

3.умение удерживать направление движения (по прямой дуге, под углом и др.)

20.методика проведения обследования предметов.

В разных видах изобразительной деятельности цели обследований будут разными.

Перед любым видом деятельности воспитатель обращает внимание на форму, размер, положение предмета. Затем выделяет его контур, части и уточняет свет.

Перед лепкой обращают внимание на слитность частей.

Перед конструированием на пропорциональное соотношение частей.

  Надежда Павловна Сакулина выделяет 5 этапов в процессе обследования предметов:

1 восприятие предмета в целом (педагог должен в яркой образной форме дать полную характеристику предмета).

2 обследование с анализом (в начале крупные части, определяются их характеристики, затем мелкие также с характеристикой).

3 определение строения предмета (соотношение крупных и мелких частей).

4 выделение цвета

5 вновь рассматривание предмета в целом.

15.Этапы творческой деятельности ребёнка

Процесс творчества включает 3 этапа:

1 накопление материала через восприятия

2 переработка накопленного материала. Через диссоциацию ( разделение на части), ассоциацию (объединение с известным), комбинацию частей.

3 построение нового сложного объекта

   Протекание этих этапов зависит от след. факторов:

1)потребности человека в приспособлении к окружающей среде.

2)от условий этой среды.

Этапы творческой деятельности ребёнка:

1. возникновение развития осознания и оформление замыслов.

2. процесс сознания изображения

3. анализ результата

Средства выразительности в творческой деятельности ребёнка:

-линия, -декоративность, -композиция, -цвет, -символ, -форма.

27.руководство самост. Худ-й деятельностью детей.

Педагогическое руководство самостоятельной художественной деятельностью вызывает трудность т. к. в нём могут быть использованы лишь косвенные приёмы.

В частности в ходе прогулок воспитатель должен указывать детям на красоту окружающей природы, поддерживать их интерес и желание нарисовать что-либо после занятия.

  Когда ребёнок выполняет какую-либо работу воспитатель должен напоминать ему что аккуратно следует работать не только на занятиях, но и вне его.

  Педагог должен выступать в роли советчика, а не диктовать ребёнку что ему делать.

  Задачей воспитателя является создание насыщенной предметной среды в групповой комнате.

  Материалы рисования, лепки, аппликации и конструирования. Должны быть расположены так, что бы ребёнок мог их самостоятельно взять и работать с ними.

22. занятие как основная форма обучения изо деятельности.

            Занятие-это специально организованная деятельность педагога по передаче детям знаний, умений и навыков.

В д\с проводятся следующие занятия по изо:

-по рисованию

-по лепки

-по аппликации

-по конструированию

Все занятия проводятся в определенное время, согласно режиму дня детей. Занятия строятся на основе программы дошкольного образования.

       Структура типового занятия:

1. вводная часть (создание у детей мотивов деятельности, анализ натуры, показ или напоминание техники работы).

2.  основная часть (выполнение детьми задания, этап творчества детей).

3. Заключительная (итог занятия, анализ детских работ)

Кроме того на занятии должны проводится физкульт.минутки, разнообразные игры.

  В группе «малыши» занятия длятся приблизительно 10 мин.

  В группе «почемучки» -15-20мин.

  В группе «фантазёры» -30-35мин.

23. подготовка занятий.

Подготовка занятий включает в себя подготовку материалов и оборудования, правильную организацию дежурств.

 Подготовка материалов:

 1. бумага для рисования и аппликации должна быть плотной, альбомной, формата А4. Если используются нетрадиционные техники( кляксография, рисование толстой кистью)- бумага А3. Для коллективных работ– лист ватмона.

2. цветные карандаши должны быть хорошо заточены, у воспитателя должен быть дополнительный набор карандашей, чтобы при необходимости заменить поломанные.

3. акварельные и гуашные краски до занятия необходимо смочить водой. Гуашь разводят до состояния жидкой сметаны. Переливают в палитру, а старшим дошкольникам дают набор с гуашью (баночки).

4. для рисования готовят кисти, тряпочки и стаканы для воды.

5 .для аппликации в младшем дошкольным возрасте заготавливают цветные формы. В средним- цветную бумагу по размеру близкую к форме. В старшем- дают весь набор цветной бумаги.

6. глина заготавливается летом, хранится в специальных ведрах, перед занятием воспитатель ее разводит с водой, готовит к работе. Пластилин перед занятиями подогревают.

7. в д\с должен быть создан фонд наглядных пособий: предметы для изображения, иллюстрации, образцы работ.

Организация дежурств

Дежурства вводятся в среднем дошкольном возрасте. Сначала дети готовят материалы к занятию вместе с воспитателем, затем он даёт поручения и вмешивается по неоходимости. В старшем дошкольном возрасте дежурные должны действовать самостоятельно и кроме подготовки материала к занятию следят чтобы каждый ребёнок убрал своё рабочее место.

24. организация занятий.

Чтобы дети легко подключились с игровой деятельности на учебные занятия - проводятся чётко по режиму дня. Организационный момент должен занимать 1-2 мин.

Обычно воспитатель подзывает детей к себе и просит их стать или сесть полукругом.

Вводная часть занятия должна занимать 5-7 мин. Воспитатель должен ввести какой-либо игровой момент занятия, использовать вопросы к детям, чтобы уточнить поняли ли они задание.

 Основная часть самая длительная по времени. В ходе выполнения детьми работы воспитатель должен по необходимости оказывать помощь, следить чтобы не возникало пауз в работе.

 За несколько минут до окончания работы воспитатель должен предупредить детей  об этом. Необходимо учить детей заканчивать выполнение работы в одно время.

 Итог занятия проводит воспитатель.

Для анализа работ необходимо организовать выставку.

 В младших группах работы анализирует воспитатель и только с положительной стороны.

 В средней - начинают приобщать к анализу детей и может указывать и на недостатки.

 В старшей – анализ проводят дети при помощи воспитателя.




1. тема понятие гражданского правоотношения и его виды основания возникновения гражданских правоотноше
2. это элемент формы государства характеризующий организацию верховной государственной власти порядок
3. Павел Александрович Флоренский (доклад)
4. Product plcement- Троянский конь
5. ТЕМАТИКЕ А
6. Курсовая работа на тему- Производство Метанола Вариант 3.
7. Курсовая работа- Российско-Латиноамериканское деловое сотрудничество
8. Трудовий договір про роботу за сумісництвом Згідно з ч
9.  Общие положения о гарантиях в трудовом праве РФ
10.  ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ Правила эксплуатации электрозащитных средств далее Правила распространяются на эл
11. тема экотнний по поводу образовя распредния и испния ден
12. 29 декабря~ 2013 го~да
13. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по экологии Экология человека
14. на тему Эмоционально ~ волевые и познавательные процессы Работа Жанталиева Жаната ответы в скобка
15. Методические рекомендации по выполнению курсового проекта по дисциплине Рабочие процессы конструкция и
16. К вопросу о самобытности евразийской концепции
17. Религия Вед в Древней Индии
18. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата економічних наук Микол
19. Система контроля за реализацией управленческих решений
20. Маркетинг был востребован практикой в связи с возникшими трудностями со сбытом товаров исторически в боле