У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

философия техники в своей работе

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 26.12.2024

PAGE  3

ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ

1. Философия техники как научная дисциплина. В 1877 году немецкий философ Эрнст Капп впервые употребил термин «философия техники» в своей работе. Данная область философии стала интенсивно развиваться, начиная с 1960-х гг.

Данное направление начинает развиваться тогда, когда техника становится проблемой, т.е. начинает проявлять не только положительные, но и негативные качества.

Проблемное поле философии техники: что такое техника, где лежат ее границы, какие цели она преследует; техника и человек; роль техники в эволюции человека, в истории культуры, искусства, в общественной организации; поиски концепции взаимодействия человека и природы, вопросы этики в сфере технического производства и пр.

Искусственный мир, техническая реальность по своим масштабам стали сопоставимы с естественным миром, с природой. Современный мир в мысли философа предстает уже не как тривиум – природа, общество, человек, а как квадривиумприрода, техника, общество, человек.

Каждый здравомыслящий человек укажет на те технические устройства и орудия, которые окружают нас в повседневной жизни. Но все это – лишь предметы технической деятельности человека, материальные результаты его технических усилий и размышлений. За всем этим лежит обширная сфера технических знаний и основанных на этих знаниях действий.

Технические знания воплощаются не только через техническую деятельность в разного рода технических устройствах, но и в статьях, книгах, учебниках и т.д., поскольку без налаженного механизма продуцирования, накопления и передачи знаний никакое техническое развитие в нашем современном обществе было бы невозможно.

Объект философии техники - техника, техническая деятельность и техническое знание, взятые вместе как феномен культуры.

Итак, техника должна быть понята:

– как совокупность технических устройств, артефактовртефа́кт – любой искусственно созданный объект, имеющий как определённые физические характеристики, так и знаковое или символическое содержание) – от отдельных простейших орудий до сложнейших технических систем;

– как совокупность различных видов технической деятельности по созданию этих устройств – от научно-технического исследования и проектирования до их изготовления на производстве и эксплуатации, от разработки отдельных элементов технических систем до системного исследования и проектирования. Техническая деятельность пр. собой целенаправленную деятельность по изменению природы в соответствии с потребностями человека. Техникой также можно назвать совокупность умений и навыков, составляющие профессиональные особенности того или иного рода человеческой деятельности, искусство и мастерство человека (существует техника мышления, развития памяти (мнемотехника), техника живописи, игры на скрипке и пр.). Техника как способ достижения цели присуща и духовному, и психическому мирам.

– как совокупность технических знаний – от специализированных рецептурно-технических до теоретических научно-технических и системотехнических знаний. Предмет технического знания – не естественные, а искусственные объекты. В отличие от науки (лишь косвенно воздействующей на социальные события) технические достижения способны оказывать непосредственное влияние на развитие общества.

2.1. Онтологические характеристики техники (сущность техники). 

Главной характеристикой технической реальности является ее искусственность. Мир технической реальности создан, сотворен человеком. Техническая реальность – это социоприродная реальность (т.е. преобразованная природа).

Техника связана  человеком и его деятельностью, с одной стороны, но, с другой, в рамках технологического детерминизма (см. ниже) за ней признается определенная самостоятельность. Дуализм техники: она невозможна без природы, создается по законам природы, но ее цель, назначение, функции носят не природный, а социальный характер. Техника – посредник между природой и обществом.

Техника принципиально рационализируема, другими словами – технике можно научить. Этим техника отличается от искусства, которому научить принципиально невозможно, искусство неповторимо, индивидуально, единично (при этом техника живописи – совсем другое дело, ей-то научить можно). Техника нацелена на полезность (она утилитарна).

Техника неразрывно связана с властью. Техника не оставляет места для свободы, независимого роста, техника все и всегда регламентирует.

Антропологическая концепция техники: она есть естественное продолжение органов человека, его способности мышления. Орудия и оружие суть продолжения (проекции) человеческих органов (эту идею высказывали многие, от Аристотеля до Эмерсона). Э. Капп пишет о бессознательном воспроизведении человеком самого себя в орудиях, форма орудия исходит из формы соответствующего органа. Примеры: железная дорога - кровообращение, телеграф - нервная система, и др.

Один из важнейших онтологических вопросов, связанных с техникой, это вопрос: откуда берется техника? какова природа знания, изобретения, открытия? Раньше открытие, изобретение новой вещи интерпретировалось как снятие покрова тайны с чего-то уже существующего. Если человек способен сделать скамью из дерева, значит, в дереве уже заложена идея, идеальный прообраз скамьи (Платон). Сейчас гораздо бóльшая активность приписывается человеческому разуму. Но проблема возникновения нового все равно не снимается.

2.2. Становление технического знания.

Современная техника, и прежде всего техническое знание, неразрывно связаны с развитием науки. Сегодня этот тезис никому не надо доказывать. Однако в истории развития общества соотношение науки и техники существенно менялось.

Древность. Будучи одной из форм активности человека, техника появилась вместе с ним. Объектом рефлексии (осмысления) техника стала достаточно поздно.

Рецептурно-техническое знание достаточно долго противопоставлялось научному знанию, об особом научно-техническом знании вообще вопрос не ставился. "Научное" и "техническое" принадлежали фактически к различным культурным ареалам. В более ранний период развития человеческой цивилизации и научное, и техническое знание были органично вплетены в религиозно-мифологическое мировосприятие и еще не отделялись от практической деятельности.

Др.-греч. «технэ» – в это понятие входит и умение ремесленника, и художественное творчество, также это земледелие, охота, мореходство, врачевание, театральное искусство и т.д. В античности понятие "тэхнэ" обнимает и технику, и техническое знание, и искусство. Но оно не включает теорию. Поэтому у древнегреческих философов, например, Аристотеля, нет специальных трудов о "тэхнэ". Более того, в античной культуре наука и техника рассматривались как принципиально различные виды деятельности. "В античном мышлении существовало четкое различение эпистеме, на постижении которого основывается наука, и тэхнэ, практического знания, которое необходимо для дела и связано с ним.

Эпоха Возрождения. Инженеры, художники и практические математики эпохи Возрождения сыграли решающую роль в принятии нового типа практически ориентированной теории. Изменился и сам социальный статус ремесленников, которые в своей деятельности достигли высших уровней ренессансной культуры. В эпоху Возрождения наметившаяся уже в раннем Средневековье тенденция к всеохватывающему рассмотрению и изучению предмета выразилась, в частности, в формировании идеала энциклопедически развитой личности ученого и инженера, равным образом хорошо знающего и умеющего – в самых различных областях науки и техники.

Новое время. В науке Нового времени можно наблюдать иную тенденцию – стремление к специализации и вычленению отдельных аспектов и сторон предмета как подлежащих систематическому исследованию экспериментальными и математическими средствами. Одновременно выдвигается идеал новой науки, способной решать теоретическими средствами инженерные задачи, и новой, основанной на науке, техники. Именно этот идеал привел в конечном итоге к объединению науки и техники. В социальном плане это было связано со становлением профессий ученого и инженера, повышением их статуса в обществе. Специализация и профессионализация науки и техники с одновременной технизацией науки и сциентификацией техники имели результатом появление множества научных и технических дисциплин, сложившихся в XIX–XX веках в более или менее стройное здание дисциплинарно организованных науки и техники. Этот процесс был также тесно связан со становлением и развитием специально-научного и основанного на науке инженерного образования.

3. Отношение к технике: 2 точки зрения. Чему предназначена техника, злу или добру?

Техника, как правило, рассматривается с противоположных позиций. Положительно она оценивается в рамках технологического детерминизма.

3.1. Технологический детерминизм – принцип определяющей роли техники в процессе социального развития. Концепция технологического детерминизма исходит из признания техники как объективной реальности, обладающей собственными закономерностями, способной изменить не только социальные отношения, но и природу человека. Техника гуманна по своей природе, человек же некомпетентен, неадекватно интерпретирует ее фундаментальный смысл.

Технологический детерминизм включает в себя следующие постулаты:

– во-первых, техника обладает «автономией развития», она в определенном смысле может развиваться «сама по себе», вне зависимости от человека, от какого-либо контроля;

– во-вторых, развитие техники понимается как прогресс (и в том плане, что все без исключения технические новации прогрессивны, и в плане исчерпанности социального прогресса как такового прогрессом техники);

В рамках концепции технологического детерминизма оформляются многочисленные типологии и периодизации истории общества, в основание которых положен принцип зависимости общественного развития от этапов совершенствования техники.

Концепция Г. Мак-Люэна.

Мак-Люэн устанавливает зависимость между развитием общества и средствами коммуникации и связи.

МАК-ЛЮЭН (McLuhan) Херберт Маршалл (1911-1980) - канадский философ и социолог.

М.-Л. создана концептуальная модель исторической динамики общества, в центре которой лежит проблема типа и способа коммуникаций; смена коммуникационных технологий положена М.-Л. в основу социальной типологии и выступает критерием периодизации истории.

М.-Л. понимает коммуникацию как проявление чувственной способности человека к восприятию, выделяя на основе этого критерия аудио- или (речевую) коммуникацию и видео- (или зрительную) коммуникацию, что, в свою очередь, ложится в основу разделения аудио- и видео-культур, т.е. «культур слуха» и «культур зрения».

Аудио-культура традиционного (бесписьменного) общества. Как показано М.-Л., исторически первой является эпоха устной речи (аудио-культура), которая характеризуется синкретизмом сознания (неразделенность разных форм деятельности) и растворенность индивида в родовом коллективе. Кроме того, "культура слуха" порождает стиль мышления, демонстрирующий патерналистские (зависимые, несамостоятельные) установки массового сознания. Именно общая зависимость от авторитета и выступает основой той сплоченности, которая отличает социальные группы в аудио-культуре.

Видео-культура письменного общества и ее итог – индустриальное общество. Формирование фонетического алфавита - как первый толчок - и изобретение наборного шрифта (И. Гутенберг, 15 в.) - как главный импульс - породили новый тип культуры - видео-культуру, "культуру зрения", которую М.-Л. называет "галактикой Гутенберга". Типографское тиражирование создает, по М.-Л. первый культурный образец стандарта как такового и образец стандартно воспроизводимого товара, задавая тем самым стандарт массового производства. Именно в изобретении печатного станка коренятся, по М.-Л., истоки и всеобщей грамотности и промышленной революции.

Синтез аудио- и видеоустановок в современной культуре – информационное общество. Синтез возникает на основе компьютерных средств коммуникации. Если аудио- и видео-культуры репрезентировали и объективировали в средствах массовой коммуникации - соответственно - слуховые и зрительные анализаторы, то компьютерная техника объективирует ("выводит наружу") саму нервную систему, экстраполированную на все человечество. Mass-media на новой технологической основе возвращают человеку утраченную включенность в общность, только теперь эта общность приобретает всечеловеческий масштаб, ибо предоставленная компьютерной техникой возможность мгновенной передачи информации и мгновенного же на нее реагирования, фактически упраздняет пространство и время. Общество как единое человечество ("раскрепощенный и беззаботный мир") характеризуется М.-Л. в качестве "глобальной деревни", в силу ощутимо реального для каждого ее представителя единения со всеми и с целым, непосредственности коммуникации.

3.2. Антитехницизм – установка, нацеленная на обнаружение в технике угрозы для человека. Крайним выражением антитехницизма выступает технофобия и вытекающая из нее позиция крайней враждебности к технике.

Критическое отношение к технике начало складываться еще в XVIII веке: Жан-Жак Руссо «Рассуждение о науках и искусствах», 1750: «Наши пороки породили науки и искусства».

В романтической традиции (XIX столетие) считалось, что научно-технический прогресс не способствует развитию культуры, а, наоборот, растлевает человеческие души.

Гуманитарная традиция защищает представление о первичности гуманитарного начала перед механистическим, указывает на опасность тотальной технизации жизни.




1. Просвещение в России закрывается и на его место помещается мракобесие чернота и средневековье
2. Моделирование систем управления
3. ТЕМА 7- Договір підряду Поняття та юридична характеристика договору підряду
4. Особенности разработки триггеров и хранимых процедур в СУБД
5. Странный Эл Янкович Сатори Тычки и пинки Унабомбер Доброе утро Мистер Навозник
6. Ритуалы проводятся в местах Силы на кладбище в лесу в заброшенных церквях
7. Учение школы физиократов
8. тема права Содержание категорического императива И.
9. Реферат- Хозяйственное право
10. Я бы хотела чтобы ты перестал стучать ножом по столу скажите просто- Не стучи
11. і 1 верасня у 4 гадзіны 45 хвілін у Польшчу уварваліся 62 нямецкафашысцкія дывізіі колькасцю 16 млн салдат i афіц
12. тема теоретических воззрений на мир и место в нём человека 3
13. Внешнеторговые операции без паспорта сделки
14. . Понятия- окисление и восстановление окислитель и восстановитель
15. Когда авторитет законов захватывает не только поступки но и мнения всё законодательство становится на сли
16. Отчет по лабораторной работе
17. Смутное время и его последствия конец XVI началоXVII вв
18. История, причины, виды инфляции и методы борьбы с ней
19. Исповедь I Я был крещен и воспитан в православной христианской вере
20. Детская литература