Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Композиция
Вопросы к экзамену по теоретической части для 2 класса
1.Мы живем в постоянно изменяющемся мире. В произведениях изобразительного искусства художники стремятся отобразить течение времени. Движение в картине - выразитель времени. На живописном полотне, фреске, в графических листах и иллюстрациях обычно движение воспринимается нами в связи с сюжетной ситуацией. Глубина явлений и человеческих характеров наиболее ярко проявляется в конкретном действии, в движении. Даже в таких жанрах, как портрет, пейзаж или натюрморт, истинные художники стремятся не просто запечатлеть, но наполнить изображение динамикой, выразить его сущность в действии, в ходе определенного периода времени или даже представить будущее. Динамичность сюжета может быть связана не только с перемещением каких-нибудь объектов, но и с их внутренним состоянием.
2.Симметрия соразмерность, полное соответствие правой и левой части целого, относительно средней линии, называемой осью симметрии.
Симметричные композиции статичные (устойчивые), левая и правая половины уравновешены.
Симметричное построение композиции позволяет достигнуть впечатления покоя, величественности, особой торжественности и значимости событий.
Симметрия в искусстве основана на реальной действительности, богатой симметрично устроенными формами. Например, симметрично устроена фигура человека, бабочка, снежинка и многое другое.
Асимметрия отсутствие или нарушение симметрии. В искусстве асимметрия используется как художественный приём, вносящий в композицию разнообразие, свободу и динамику.
В асимметричной композиции расположение объектов может быть самым разнообразным в зависимости от сюжета и замысла произведения.
В реальной действительности асимметрия встречается в природных стихийных явлениях, связанных с движением и положением во времени и пространстве. Например, таяние снега, листопад, ледоход и др.
3. По схемам построения и характеру трактовки композиционные решения бывают двух видов: статичные и динамичные.
Статика, статичность в изобразительном искусстве качество покоя, неподвижности, уравновешенности. В большинстве случаев соответствует симметричным композициям. Противоположные качества динамичность, асимметрия, ритмичность. Статичные композиции в основном используются для передачи покоя, гармонии. Чтобы подчеркнуть красоту предметов. Может быть для передачи торжественности. Спокойной обстановки. Предметы для статичной композиции выбираются близкие по форме, по массе, по фактуре. Характерна мягкость в тональном решении. Цветовое решение строиться на нюансах сближенные цвета: сложные, земляные, коричневые.
Динамика, динамичность движение, отсутствие покоя. В динамичных композициях, элементы располагаются по диагональным осям или свободно располагаются на плоскости картины. В них ярче подчёркивается ощущение движения, более разнообразное расположение предметов, присутствует смелое нарушение симметрии - приветствуется ассиметричное расположение. Используя динамическое построение в своих работах, можно более ярко передать настроение, взрыв эмоций, радость, подчеркнуть форму и цвет предметов! Все построено на контрастах - контраст форм и размеров, контраст цвета и силуэтов, контраст тона и фактуры. Можно наблюдать смещение контуров по отношению цветовых пятен. Цветовое решение в динамических произведениях может быть ярко выраженным и более эмоциональным.
Цвета открытые, спектральные.
4.Формат форма плоскости, на которой выполняется изображение (прямоугольная, овальная, круглая и т.д.). Она обусловлена её общими очертаниями и отношением высоты к ширине.
Выбор формы зависит от содержания и настроения, выраженного в произведении. Формат картины всегда должен соответствовать композиции изображения. Он имеет существенное значение для образного строя произведения.
Вытянутый вверх формат придаёт изображению ощущение стройности и возвышенности. Формат в виде прямоугольника, расположенного по горизонтали удобен для изображения эпического (повествовательного, грандиозного) действия. Чрезмерное увеличение формата по вертикали превращает изображение в свиток, чрезмерное увеличение формата по горизонтали диктует применение панорамной или фризовой композиции. При выборе формата следует учитывать, как расположены основные объекты композиции по горизонтали или по вертикали, как развивается действие сюжета слева направо, в глубину картины или как-то иначе.
Формат в виде квадрата лучше использовать для создания уравновешенных, статичных композиций потому, что они мысленно соотносятся с равными центральными осями и равными сторонами границ изображения.
Композиция произведения в овале и круге строиться относительно воображаемых взаимно перпендикулярных центральных осей. Здесь чётко должны быть выражены верх и низ изображения. Овал часто применяется как формат для изображения портрета человека, так как его конфигурация легко соотноситься с овалом человеческого лица или контуром погрудного изображения.
Художники могут использовать форматы сложной конфигурации, состоящие из сочетания двух перечисленных геометрических фигур, например полукруга и прямоугольника.
5.Целостность (цельность) необходимое важнейшее качество произведения искусства, способствующее его большей художественной выразительности, заключающееся в соответствии разных частей друг другу, в подчинении частного общему, второстепенного главному, частей целому, а также в единстве приёмов исполнения.
Для достижения цельности композиции следует выделить центр внимания, где будет расположено главное, отказаться от второстепенных деталей, приглушить отвлекающие от главного контрасты. Композиционной цельности можно добиться, если объединить светом, тоном или колоритом все части произведения.
Единства впечатления, цельности можно достигнуть, если найти необходимые изобразительные средства для воплощения замысла композиции.
Цельность композиции зависит от способности художника подчинить частное общему, от связей всех элементов между собой. Недопустимо, чтобы сразу бросалось в глаза что-то второстепенное в композиции, в то время, как самое главное оставалось незамеченным. Каждая деталь должна восприниматься как необходимая, добавляющая что-то новое к развитию замысла автора.
6.Ритм - это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности; один из главных законов пластических искусств, отражающий в пространственных ритмических рядах присущие природе временные и пространственные закономерности, взаимосвязи, движения. В более широком значении ритм указывает на особую соразмерность частей, ведущую к стройной, закономерной слаженности целого.
В произведениях изобразительного искусства, как и в музыке, можно различать активный, порывистый, дробный ритм или плавный, спокойный, замедленный. В искусстве возможны перебои ритма, ритмические акценты, его неравномерность, не математическая точность, как в технике, а живое разнообразие, находящее соответствующее пластическое решение.
В живописи, графике, скульптуре, декоративном искусстве ритм присутствует как одно из важнейших выразительных средств композиции, участвуя не только в построении изображения, но и зачастую придавая содержанию определенную эмоциональность.
Ритм может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета.
Можно использовать чередование одинаковых элементов композиции, например фигур людей, их рук или ног.
Ритм может строиться на контрастах объемов.
Особая роль отводится ритму в произведениях народного и декоративно-прикладного искусства. Все многочисленные композиции разнообразных орнаментов построены на определенном ритмическом чередовании их элементов.
7. Контраст противопоставление и взаимное усиление двух соотносящихся качеств. Контраст одно из важных выразительных средств в искусстве. Важную роль играет контраст объёмов, пространств, вертикалей и горизонталей в архитектонике и композиции зданий, сооружений, художественных произведений. Цветовые и светотеневые контрасты являются также средством моделировки объёмной формы или выражения пространственных отношений.
Контраст как универсальное средство помогает создать яркое и выразительное произведение. Основной замысел картины может быть построен на контрастах доброго и злого, весёлого и грустного, нового и старого, спокойного и динамичного и т.п.
8.Ансамбль (фр. ensemble вместе) взаимосвязь, взаимная согласованность, гармоническое единство частей, каждая из которых представляет собой законченное целое.
Понятие ансамбль близко к понятию композиция, однако оно имеет более широкий смысл, так как может объединить несколько композиций. Ансамбль можно составить из элементов одного вида искусства или объединить разные виды.
Ансамбль, сочетающий архитектуру, живопись, декоративное искусство, оказывает многостороннее эстетическое воздействие. В этом случае говорят уже о синтезе искусств. Ансамбль отражает художественно-стилистические особенности времени и каждую историческую эпоху. Например, можно отметить единство стиля, равновесие градостроительных ансамблей классицизма или узорочье и разномасштабность древнерусской архитектуры. В архитектурный ансамбль входят различные здания или сооружения ландшафтной архитектуры, хорошо сочетающиеся с объектами природы. Предметы интерьера мебель, посуда, светильники могут составить ансамбль вместе с прочим декоративным убранством комнаты. В ансамбль костюма входит не только одежда, обувь, головные уборы, но и украшения