Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Санкт Петербургский университет
физкультуры и спорта им. П.Ф. Лесгафта
Контрольная работа
по легкой атлетике
Тема: «Теория и методика метания копья»
10 группа
АФК
-ый курс
Заочное отделение
Аксенова Анастасия
Немного из истории
Еще в глубокой древности человеку было необходимо уметь быстро бегать, ловко преодолевать различные препятствия, метать разного рода снаряды. От умения человека догнать и метко поразить добычу, от способности быть стойким и закаленным в борьбе с таинственными силами природы зависела его охотничья удача, а значит и жизнь. Итак, уже первобытному человеку были знакомы бег, прыжки и метания упражнения, составляющие фундамент современного легкоатлетического спорта. Археологи, раскапывая стоянки древнего человека, находят много красноречивых свидетельств тому, что уже на заре цивилизации эти навыки играли огромную роль в повседневной жизни человека. Конечно, в ту пору о спорте в современном его понимании и речи идти не могло. Родился он гораздо позже. Родиной спорта можно считать Древнюю Грецию. Программа этих соревнований была в основном легкоатлетической. Поначалу их участники состязались лишь в беге. Начиная с 16-й Олимпиады (708 г. до н. э.) программа Игр обогатилась новым видом пятиборьем. Он включал бег, метание диска, прыжки в длину, метание копья и борьбу. Копье и диск метали с небольшого возвышения. Причем копье держали не просто в руке, а при помощи петли из кожаного ремня, в которую метатель вставлял пальцы. Копье метатели в ту пору состязались в бросках на меткость попадания в цель, тогда как дискоболы соревновались на дальность.
МЕТАНИЕ КОПЬЯ ТЕХНИКА
Метание копья производится на дальность от криволинейной планки в размеченный сектор поля.
Центр тяжести копья может находиться под любой точкой обмотки. Выгоднее, чтобы он был расположен поближе к первому от наконечника витку.
Мужское копье применяется для соревнований мужчин и юношей старшего возраста, женское - для остальных участников соревнований.
Техника спортивного метания копья имеет свои особенности.
Первая, подготовительная, фаза представляет собой ускоряющийся разбег и обгон снаряда. В этой фазе спортсмен готовится к выполнению броска.
Вторая, основная, фаза - это финальное усилие - бросок из-за спины через плечо.
Третья, заключительная, фаза - торможение движения метателя после окончания броска
Сравнительно небольшой вес снаряда позволяет выбрасывать его с большой скоростью, превышающей у мужчин 30 м/сек, а у женщин 20 м/сек. Однако продолговатая форма копья и расположение центра тяжести примерно в середине снаряда затрудняют точность приложения усилия вдоль его оси. Малейшая неточность приводит к отклонению направления усилия от этой оси и к резкому сокращению дальности броска. Это усугубляется при увеличении силы рывка, особенно при метании копий с повышенными планирующими свойствами РИСУНОК 83.
а) первым и третьим пальцами б) первым и вторым
пальцами
Техника усложняется необходимостью мгновенно переходить от быстрого разбега к мощному рывку и постоянно контролировать положение снаряда.
Захват снаряда должен быть удобным, плотным (но без излишнего закрепощения мышц предплечья и кисти), позволяющим метателю хорошо контролировать положение снаряда в руке при разбеге, отведении и броске. Этим требованиям удовлетворяют два варианта захвата (рис. 83):
а) первым и третьим пальцами (этот захват крепче),
б) первым и вторым пальцами (этот захват удобнее).
Упор соответствующих пальцев в первый виток обмотки должен быть очень плотным, чтобы выдержать нагрузку, возникающую в момент рывка. Разбег. Начиная разбег, метатели держат копье над плечом (рис. 84). Длина разбега колеблется в пределах 20-35 м. Весь разбег делится на две части контрольной отметкой. Расстояние от старта до контрольной отметки называется предварительной частью; она пробегается за 6-14 беговых шагов. Вторая часть разбега от контрольной отметки до дуги называется заключительной и включает в себя 4-6 последних, так называемых бросковых, шагов.
Чем лучше подготовлен метатель, тем длиннее может быть его разбег и соответственно выше скорость. Исследования показывают, что у контрольной отметки лучшие метатели развивают скорость около 7-8 м/сек, в то время как новички 5-6 м/сек.
Рис. 84. Метание копья.
Рекомендуется начинать разбег легкими пружинистыми шагами, постепенно ускоряя темп шагов, а не их длину, тк при растягивании последних шагов перед контрольной отметкой, метателю будет неудобно начинать отведение снаряда. 0ченъ важно чтобы разбег был непринужденным, хотя он и усложняется несением копья. В предварительной части разбега метатель может делать рукой, держащей снаряд, легкие движения вперед и назад (но ни в коем случае не вверх и вниз), стараясь, чтобы наконечник копья почти не колебался по вертикали.
В заключительной части разбега (бросковых шагах) метатель совершает так называемый "обгон снаряда" в процессе быстрого разбега за счет:
а) отведения руки со снарядом в сторону, противоположную направлению разбега;
б) ускоренного движения ног на 2 последних бросковых шагах.
В результате "обгона снаряда" метатель должен занять наиболее выгодное положение, чтобы затем, используя динамическое растягивание мышц, мгновенно перейти к мощному броску. Бросок при метании копья - это сложное движение. Рука, держащая снаряд, проходит по большому пути из-за спины вперед-вверх "через плечо", производя движения в плечевом, локтевом, лучелоктевом и лучезапястном суставах.
В зависимости от физических данных и степени подготовленности метатели могут по-разному решать указанные, довольно сложные задачи техники метания. Ниже приводятся самые распространенные варианты техники, распределенные по характерным признакам:
. По способу отведения руки со снарядом:
а) дутой вверх-назад,
б) прямо назад,
в) назад-вниз,
г) дугой вперед-вниз-назад.
. По количеству бросковых шагов*;
а) на четырех шагах,
б) на пяти шагах,
в) на шести шагах.
. По характеру выполнения бросковых шагов:
а) обычным бегом,
б) прыжкообразными шагами.
. По способу проведения броска:
а) без поворота оси плеч,
б) с поворотом оси плеч,
в) комбинированный.
Описание наиболее распространенных вариантов техники.
1. Метание с отведением снаряда на четырех прыжкообразных
шагах
С тех пор как метатели стали пользоваться копьями с повышенными планирующими свойствами, выяснилось, что следует предпочесть вариант, при котором можно наиболее прилагать усилия вдоль оси снаряда. Опыт показал, что способ отведения копья прямо-назад довольно точен и позволяет относительно эффективно использовать работу мышц при броске.
Метатель, набрав оптимальную скорость движения, попадает на контрольную отметку левой стопой, стараясь, чтобы ось плеч, таза и опорная нога располагались на одной вертикали.
Два первых бросковых шага отличаются от шагов стартового разгона пружинистым, акцентированным отталкиванием от грунта, при котором угол сгибания в коленных суставах минимален. На первом бросковом шаге метатель поворачивает ось плеч и начинает отводить руку со снарядом. При этом ось таза должна быть повернута минимально, что возможно, когда правая стопа ставится на грунт без разворота (кадры 1-3) и мышцы туловища достаточно хорошо раскрепощены.
На втором бросковом шаге (кадры 4, 5) метатель, сохраняя малый поворот оси таза, заканчивает отведение снаряда.
На первом и втором шагах кисть со снарядом двигается прямо назад, не опускаясь ниже уровня правого плечевого сустава. Наконечник копья при этом не поднимается выше головы. Это отличительная черта данного варианта.
Стремясь сохранить инерцию движения вперед, метатель не должен пока активно отклонять туловище.
Третий, предпоследний, шаг - переходный от разбега к броску. Энергичным, акцентированным толчком левой ногой, более резким, чем в предыдущих шагах, метатель начинает третий шаг (кадр 6) быстро выносит вперед несколько согнутую правую ногу. В безопорной фазе также быстро он выводит вперед левую ногу, чтобы к моменту упругого соприкосновения с грунтом правой стопы (которая коснется грунта внешним сводом, ближе к пятке) левая уже вышла за проекцию опорной ноги (кадр 8). Благодаря такому движению ног вперед туловище отклоняется назад-вправо на 30-37° от вертикали, при этом правой ногой метатель касается земли довольно далеко. Степень отклона зависит от угла разворота правой стопы, а соответственно и от расположения оси таза к моменту приземления на третьем шаге. Чем больше этот угол, тем выгоднее положение метателя. Однако вместе с тем, чтобы мгновенно перейти от разбега к броску, необходимо сохранить прямолинейность движения, которая нарушается при повороте оси таза и стоп. Чтобы избежать этих противоречий, метатели ограничивают угол разворота правой стопы до угла 25-35°.
У метателей, которые на третьем шаге поворачивают ось таза незначительно, движения ног похожи на бег. Когда метатели поворачивают ось таза больше,' ноги перекрещиваются. Поэтому предпоследний шаг и назван скрестным.
Метатель во время скрестного шага прикрывается согнутой левой рукой, помогая этим скручиванию оси плеч по отношению к оси таза. Необходимо, чтобы метающая рука оставалась на уровне оси плеч и не была излишне напряжена. Кисть регулирует положение копья: угол между снарядом и рукой должен быть не более 25-30°. В этот момент рука согнута в локтевом суставе не более чем на 15-25°, т. е. угол между плечом и предплечьем равен 155-165°. Увеличение сгибания - грубая ошибка.
Продолжается движение метателя вперед, и под влиянием возросшей нагрузки мышцы-разгибатели правой ноги быстро и сильно растягиваются, а затем так же быстро и сильно сокращаются. Метатель начинает разгибать правую ногу во всех суставах. Эта пружинистость движений и характеризует правильную технику выполнения скрестного шага, при которой спортсмен безостановочно переходит к четвертому бросковому шагу.
Последний бросковой шаг (кадры 8-10) отличается от предыдущих отсутствием безопорной фазы. Важно, чтобы левая нога ставилась на грунт быстро и достаточно далеко впереди, в то время как правая все еще не теряет опоры и не полностью разогнута. Это поможет метателю сохранить обгон (кадр 10) и удержать в некотором напряжении мышцы правой ноги и задней поверхности туловища, а также избежать преждевременных отклонов.
На протяжении всех 4 шагов взгляд метателя направлен в стороны разбега и контролирует угол наклона копья к горизонту.
Обычно считают, что момент окончания четвертого шага - исходное положение для броска и сигнал для его начала. На самом деле финальное усилие начинается с разгибания правой ноги после скрестного шага (кадр 9). В результате этого разгибания метатель проталкивает вперед таз, оставляя далеко позади правую стопу, опирающуюся на грунт и правую руку, держащую снаряд. Таким образом, к так называемому исходному положению мышцы передней поверхности правой ноги, туловища и плечевого пояса сильно растянуты. Тело метателя изгибается подобно натянутому луку. Метатель, завершив поворот руки наружу, берет снаряд "на себя". При этом рука должна быть согнута в локтевом суставе не более чем на 40° (кадр 9).
Так осуществляется первая часть финального усилия, которую условно можно назвать "тягой".
В следующее мгновение растянутые мышцы правой ноги, туловища и руки начинают сокращаться, и метатель заканчивает финальное усилие молниеносным рывком. Он коротко и резко сгибает туловище вперед, поворачиваясь грудью в направлении метания и "вытягивая" за собой руку со снарядом локтем вперед-вверх. Вслед за' этим движением следует мгновенный захлест рукой, разгибающейся с поворотом внутрь. Натянутый лук разряжается, и тяга заканчивается рывком, посылающим копье в полет.
В финальном усилии очень важны движения ног. Правая, разгибаясь, должна поворачиваться внутрь до положения носком вперед, чтобы метатель смог продвинуть и удержать туловище в положении грудью вперед, создавая опору для мощного рывка.
Некоторые метатели стараются, разгибая правую ногу, продвинуть коленный сустав больше вперед, чем вверх. Это довольно трудное движение позволяет предварительно растянуть мышцы области таза.
Левая нога сдерживает резко возрастающую нагрузку и приостанавливает движение таза вперед, благодаря чему возможен удар верхней частью туловища. В момент до вылета снаряда необходимо выпрямить левую ногу (кадр 12), удерживая от преждевременного поворота ось таза и предупреждая возможность отклона и закручивания туловища влево. Левая нога при этом имеет небольшой угол наклона назад.
Если описанные движения выполнены технически грамотно, то мгновенно протекающее финальное усилие имеет характер захлеста, при котором мышцы ног, туловища, руки включаются в работу последовательно. К концу движение резко ускоряется
На рис. 85 показаны примерное соотношение скорости движения метателя и снаряда, а также величина бросковых шагов. Степень акцентирования движений отмечена восклицательным знаком, а временные соотношения - количеством точек, условно показывающих длительность бросковых шагов.
Для сохранения равновесия после окончания броска метатель вынужден быстро перепрыгнуть с левой ноги на правую, ставя ее на грунт под углом к направлению движения, а иногда сделать еще два-три скачка на ней.
2. Метание с отведением снаряда дугой вверх-назад обычно
совершается на 4, реже 6 бросковых шагах прыжкообразного
характера
В процессе отведения копья на первом и втором бросковых шагах туловище отклоняется назад в пределах 10-20 , почти без "скручивания" оси плеч. Кисть со снарядом, описывая дугу, к исходному положению оказывается несколько выше оси плеч (рис. 86, кадры 1-3, и 87).
Финальное усилие из-за незначительного "скручивания" туловища производится почти без поворота оси плеч (кадры 5-7), что облегчает выведение руки на бросок.
В данном варианте облегчается быстрый переход от разбега к броску, упрощается движение метающей руки и достигается точность приложения усилий к копью. Он применяется для начинающих метателей, особенно женщин, которым трудно дается выведение руки на бросок из-за относительно малой силы мышц туловища и плечевого пояса. Иногда этим способом метают копье и выдающиеся спортсменки (рекордсменки мира Н. Смирницкая, Э. Озолина, Е. Горчакова).
3. Метание "свободной рукой"
Метание "свободной рукой" имеет несколько разновидностей. Наиболее выгоден для метания планирующих копий вариант с отведением руки со снарядом дугой вперед, вниз, назад.
"Обгон снаряда" совершается на 5 бросковых шагах. Во время первого шага с левой ноги рука со снарядом делает небольшой мах вперед (рис. 88). На втором и третьем шагах метатель, не отклоняясь еще назад, продолжает дугообразный замах рукой, назад с таким расчетом, чтобы кисть со снарядом не опускалась намного ниже локтевого сустава и двигалась по дуге до уровня оси плеч (кадры 1-4).
Дальнейшие движения такие же, как в первом из описанных вариантов.
Дугообразный замах рукой со снарядом позволяет хорошо раскрепощать мышцы руки и плечевого пояса, контролировать положение снаряда и хорошо прилагать усилия вдоль его оси. Таким образом, используя преимущества метания свободной рукой, спортсмены могут применять планирующие копья.
Полет снаряда. Современное копье следует метать под углом 30-35°. Сопротивление воздушной среды влияет на дальность полета отрицательно. Поэтому в момент вылета угол между продольной осью снаряда и направлением усилия метателя (так называемый угол атаки) должен быть около 0°. Тогда копье в первой, восходящей, части траектории будет испытывать малое сопротивление. В нисходящей части траектории проявятся удовлетворительные планирующие свойства снаряда, что положительно скажется на результате
Когда угол атаки и делается резко положительным, т. е. когда ось снаряда находится под большим углом к направлению рывка, копье с "задранным" в полете наконечником может приземлиться на хвост. Если угол атаки отрицателен, то копье прижимается встречным потоком воздуха и резко снижается.
ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ
При обучении метанию копья особое место занимают специально-подготовительные упражнения со вспомогательными снарядами (набивные мячи, ядра, гранаты, камни), которые помогают овладеть сложными деталями техники и одновременно развить специальные качества. Особенно необходимы специально-подготовительные упражнения при занятиях с женскими группами.
Задача 1. Создать правильное представление о технике метания копья.
Средства. 1. Рассказ о технике метания копья, ее вариантах.
2. Демонстрация захвата, держания снаряда.
3. Показ техники изучаемого варианта метания или кино.
4. Выполнение бросков с небольшого разбега.
Задача 2. Обучить метанию копья с места облегченным способом (из-за головы).
Средства. 1. Метания набивных мячей, ядер, гранаты из-за головы двумя руками, затем одной рукой из исходных положений ноги параллельно на ширине плеч и ноги в шаге, левая впереди (рис. 89).
2. Метания копья из-за головы двумя руками, затем одной рукой из тех же исходных положений (рис. 90).
Методические указания:
1. Вес вспомогательных снарядов (мячей, ядер, камней) для бросков двумя руками - 1-4 кг (женщинам 1-3 кг), для бросков одной рукой - 0,2-1 кг (женщинам 0,2-0,5 кг).
2. Выполнять броски вначале только движением рук, затем
сочетая пружинистые движения ног, туловища, рук.
3. При бросках одной рукой поворачивать ось плеч незначительно, руку держать чуть согнутой в локтевом суставе (она как бы висит) за головой.
4. Выполняя бросок, ноги от грунта не отрывать, но полностью выпрямлять их с окончанием захлеста кистью. На захлесте кистью в занятиях с женскими группами следует остановиться специально.
5. При метании копья выполняются те же движения. Основное внимание уделяется точному приложению усилия вдоль оси снаряда, при метании его в цель (яма с песком, линия на грунте и т. п.).
6. Дальность броска увеличивать, постепенно отходя от цели.
рис 89. Бросок вспомогательного снаряда рис 90 Бросок копья с места из-за головы с места из-за головы.
Задача 3. Обучить метанию с места с отведенной рукой.
Средства. 1. Метание малых мячей, гранаты, камней (весом 0,2 - 1 кг) из положения с отведенной рукой, стоя левым боком к направлению броска.
2. Метание копья из того же исходного положения (рис. 91).
Методические указания:
рис 91. Бросок копья с места с отведенной рукой.
При овладении прямо назад на счет “раз” поворот оси плеч направо, на счет “два” отведение руки со снарядом прямо назад и сгибание правой ноги.
При отведении дугой вверх-назад на счет раз- выпрямление руки со снарядом вверх, на счет два - небольшой поворот оси плеч, опускание и отведение руки со снарядом, сгибание правой ноги.
При отведении вперед-вниз-назад на счет "раз" небольшой мах рукой со снарядом вперед, на счет "два" поворот оси плеч, замах рукой со снарядом вниз-назад до полного отведения. Кисть не опускать ниже уровня локтевого сустава.
2. Вначале выполнять бросок по разделениям:
а) отвести руку и принять исходное положение,
б) вывести руку для броска локтем вперед-вверх,
в) выполнить бросок.
Выведение руки для броска начинать с разгибания правой ноги, повернуть ее до положения носком вперед и оставить согнутой в коленном суставе. Локоть метающей руки поднимать до уровня уха.
Рис. 92. Подводящее упражнение для овладения выходом руки на бросок.
3. При возникновении трудностей в овладении броском с места применять парные подводящие упражнения (рис. 92). Это особенно важно при обучении женщин, которым данный элемент техники дается с трудом.
Задача 4. Обучить правильному ритму последних З бросковых шагов в сочетании с броском облегченным способом.
Средства. 1. Метание набивных мячей, ядер, гранаты, камней двумя руками, затем одной рукой с 3 шагов: стоя грудью в направлении метания, тяжесть тела на правой ноге, левая сзади на носке, руки "висят" за головой, придерживая снаряд (рис. 93).
2. Метание копья из того же положения одной рукой.
Методические указания 1. Характерные особенности ритма 3 шагов, первый шаг с левой ноги делается легко, ось плеч и таза не поворачиваются, второй шаг правой ноги начинается отталкиванием левой с одновременным выведением правой. Во время этого, предпоследнего шага, туловище быстро отклоняется назад, ось плеч поворачивается направо. Рука со снарядом висит за головой. Быстрый третий шаг с левой ноги приводит метателя в исходное положение для броска. Если занимающиеся не усвоили ритм движений, преподаватель может помочь звуковым сопровождением или давлением рук на поясницу.