Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

тема Общество 1

Работа добавлена на сайт samzan.net:


1. Общество как соц система  

Общество - 1. Конкретный этап в истор развитии страны, народа. 2. Обособленная от природы часть мира. 3.Опред группа людей, объединившаяся для общения и совместного выполнения к-либо деятельности.

Социология изучает общество с различных сторон: как взаимодействие индивидов и социальных групп, как иерархию социальных статусов или ролей, как совокупность социальных норм и ценностей, определяющих поведение индивида.

Социальная система – целостное образование, основными элементами которого являются люди, а также их устойчивые связи, взаимодействия и отношения. Социальные системы складываются на основе совместной деятельности людей.

Уровни социологического знания об обществе: 1) микроуровень: проблемы социализации личности и социального взаимодействия малых групп; 2) промежуточный уровень: культура, социальная структура, механизм социального контроля; 3) макроуровень: структура общества в целом, большие социальные группы, социальная стратификация, социальная мобильность, социальные институты.

Свойства общества как системы: целостность; универсальность; саморегуляция, интеграция, открытость, стабильность.

2. Соц общности и соц группы, виды

Социальная общность – совокупность индивидов, характеризующаяся общими условиями их жизни и деятельности. Выступает как самостоятельный субъект исторического и социального действия. Неустойчивость состава, неопределенность границ.

Виды: 1) социально-классовые (классы, социальные слои); 2) социально-демографические (мужчины, женщины, дети, родители, семьи и др.); 3) этносоциальные (нац. и этнографические группы); 4) социально-территориальные (город, деревня, регион); 5) социально-профессиональные.

Критерии выделения: положение в системе разделения труда, сфера приложения труда, этническая и национальная принадлежность, межэтнические, межнациональные, межгосударственные связи, половозрастные характеристики индивидов, место проживания, морфофизиологические и физические особенности, решение производственных проблем, родственные отношения.

Социальная группа – совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям. Большая стабильность и устойчивость, сплоченность и однородность, в отличие от с.о.

Классификация: 1. По мере осознания индивидом принадлежности к группе а) номинальные –искусственно выделенные с целью статистического анализа структуры населения; б) реальные –принадлежность к которым определяется по признакам, важным с точки зрения социальной идентификации личности (пол, возраст, профессия); в) агрегаты – совокупности людей, выделенные на основе поведенческих признаков (аудиторные группы). 2. По размеру: а) большие группы (социальные слои, этнические сообщества), б) средние группы (производственные объединения, территориальные общности); в) малые группы (семья, дружеская компания).

3. Соц структура общества

Соц структура – расслоение и иерархическая организация различных слоев общества, а также совокупность институтов, связей и отношений между ними. (Конт, Спенсер)

Элементы (подструктуры): Поселенческая (город, село); Этническая; Классовая; Демографическая (возраст, пол); Профессионально-образовательная; Сословная; Религия; Соц институты (наука, семья).

Подходы к изучению: 1) классовый, 2) стратификационный.

4. Соц стратификация

Социальная стратификация – иерархически организованная структура социального неравенства (Сорокин). Виды: одномерная и многомерная (семья, класс, нация).

Социальное неравенство – форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.

Критерии: власть, доход, образование, престиж, отношение к труду, соц функции в обществе.

Виды: 1) Физико-генетическая 2) Кастовая 3) Сословно-корпоративная 4) Этакратическая (по власи, привилегиям) 5) Профессиональная 6) Классовая 7) Культурно-символическая (ученые, жрецы) 8) Культурно-нормативная (По образу жизни) 9) Соц-территориальная.

5. Предмет, объект, функции социологии.

Социология – наука об обществе как целостной социальной системе, её подсистемах и отдельных элементах, о законах их действия и развития.

Социальная система – целостное образование, основными элементами которого являются люди, а также их устойчивые связи, взаимодействия и отношения.

Объект – вся совокупность св-в, связей, отношений, из которых складываются различные формы соц организаций.

Предмет система существенных свойств и законов, характеризующих способ существования и механизм проявления и функционирования социальных явлений, социальных процессов и отношений. Функции: 1) познавательная – изучение и объяснение закономерностей социального развития; 2) прогностическая – построение социальных прогнозов; 3) проекционная – разработка моделей организации социальных общностей и моделей социального управления; 4) социально-технологическая – создание служб социального развития, изучение социально-психологической обстановки в коллективах; 5) управленческая – разработка методов управленческой деятельности; 6) идеологическая –  формирование представлений о состоянии общества. 7) Соц планирование 8) воспитательная.

6. Структура социологического знания 

ССЗ – упорядоченная совокупность информации, представлений и научных понятий об обществе как динамично функционирующей соц системе.

Элементы структуры социологии: 1. Микро– и макросоциология. Микросоциология исследует поведение людей в повседневной жизни. Макросоциология изучает взаимосвязи различных частей общества. 2. Теоретическая и прикладная социология. Теоретическая социология определяет границы, цели, методы и функции социологического познания. Прикладная социология изучает реальные процессы общественного развития и предлагает способы воздействия на социальную реальность.

Элементы ССЗ: 1) З-н об обществе как о целостной соц орг-и 2) представления о развитии и функ-и отд сфер общ жизни 3) знания о составе населения и соц структуре 4) научные взгляды, представления, теории, относ к соц-и 5) научные пр-я и выводы о деят-ти соц институтов 6) теории о жизнедеят-ти подсистем и отд элементов общества.

Уровни ССЗ 1)общесоциологический–исследуют общие закономерности социального развития; 2) специальный-рассматривают отдельные социальные сферы, общности или процессы как относительно самостоятельные системы; 3)среднего уровня- занимают промежуточное положение между общесоциологическими и специальными теориями.

14. Организации, структура  

15. Организации, типология

Социальная организация – система социальных групп и отношений между ними для достижения опред цели, элемент соц структуры. (Пригожин).

Признаки: 1) цели; 2) конкретное воплощение отношений общественной власти;3) иерархия (по ролям и статусам членов); 4) правила и нормы; 5) формализация значительной части целей, задач и отношений.

Функции:1) интеграция и социализация индивидов в систему общественных отношений; 2) упорядочивание и социальный контроль над действиями членов организации в жизненно важных для них сферах.

Типы: По целям: 1) деловые (фирмы и учреждения, возникающие для коммерческих целей или для решения конкретных задач); 2) общественные союзы (объединения граждан, созданные для защиты общих интересов и достижения общих целей); 3) промежуточные формы, сочетающие признаки общественных союзов и предпринимательские функции (артели, кооперативы и т. п.).

По воз-ю 1) Формальные –возникают в р-те админ, полит решения. Юр нормы, разд-е труда, специализация. 2) Неформ – спонтанно сложившаяся система соц связей и отношений. Межличностные нормы, нет строгой дисциплины и регламента.

25. Соц действия, связи и взаимодействия  

Социальное взаимодействие 1) процесс непосредственного или опосредованного воздействия социальных субъектов друг на друга, в котором между взаимодействующими сторонами существует циклическая причинная зависимость. Имеет две стороны: объективную (содержание и характер взаимодействия) и субъективную (отношение участников взаимодействия друг к другу). 2) обмен материальными и нематериальными ценностями (Дж. Хоманс). 3) взаимный обмен коллективным опытом, знаниями, понятиями, высшим результатом которого является возникновение культуры (Сорокин).

Соц действие (Вебер, Сорокин) – 1) действие, напр на человека; 2) соц взаимосвязь между группами людей в виде краткосрочного соц контакта и в виде соц взамодействия; 3) попытка изменить поведение человека к-либо образом.

Теория соц действия Вебера  ставит вопросы соотношения эмпир и теорт уровней познания, важнейшая часть – теория «идеальных типов» - «интерес эпохи, выраженный в виде теоретической конструкции», средство обобщения многообразия социальной действительности.

Ценность  – «установка той или иной исторической эпохи», «свойственное эпохе проявление интереса».

Социальное действие 1)  обладает смыслом для того, кто его совершает, 2) ориентировано на других людей.

Типы соц действия  : 1) целерациональное — когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей, постановкой цели и цепочки рассуждения; 2) ценностнорациональное - верой в ценность определённого действия независимо от его успеха. 3) аффективное -   эмоциями. 4) традиционное - традицией или привычкой.

20. Соц институты, понятие и признаки  45. Институт как форма орг-и общ жизни

Социальный институт – 1) комплекс норм, правил, ограничений и механизмов принуждения. 2) совокупность лиц, организаций, учреждений, мат средств, обеспечивающая определенную общественную потребность.  3) сов-ть ролей и статусов.

Виды: 1) реляционные – определяют ролевую структуру общества в системе отношений; 2) регулятивные – определяют нормы поведения в обществе и санкции, карающие за нарушение этих норм; 3) культурные – связанны с идеологией, религией, искусством; 4) интегративные – обеспечивают интересы социальной общности как целого.

Функции 1) регулируют действия членов общества в рамках социальных отношений; 2) обеспечивают устойчивость общественной жизни; 3) обеспечивают интеграцию стремлений, действий и интересов индивидов; 4) осуществляют социальный контроль.

Черты: 1) набор соц норм; 2) интеграция в структуры общества; 3) наличие необх средств и условий; 4) цели; 5) конкр функция; 6) взаимодействие внутри; 7) его регламентация и контроль; 8) четкое опр-е прав и обязанностей и функций каждого участника связей; 9) тесно связан с идеологией и ценностной системой общества.

Институционализация – процесс упорядочения и формализации соц связей.

Этапы: 1) организ действий для удовл возникшей потребности; 2) форм общих целей; 3) возн-е норм и правил; 4) воз-е процедур, с ними связ; 5) утверждение норм и процедур; 6) опр-е санкций; 7) воз-е в обществе ролей и статусов, кас всех членов института.

22. Метод соц-и, специфика  

44. Методология, теоретическое и эмпирическое в ней

Методология - 1) учение о научных методах познания. 2) совок-то приемов и методов конкр науки.

Метод - совок-ть приемов и операций, используя которые мы объясняем реальное положение сил.

В зависимости от уровня получаемого знания социологические исследования подразделяются на теоретические и эмпирические.

1) Для теоретического социологического исследования решающее значение имеет глубокое обобщение накопленного фактического материала в области социальной жизни. 2) В центре эмпирических социологических исследований находится само накопление, сбор фактического материала в указанной области (на основе непосредственного наблюдения, опроса, анализа документов, данных статистики и т.д.) и его первичная обработка, включая и начальный уровень обобщения.  

Теоретические методы:

1)  структурно-функциональный  - позволяет устанавливать общие, универсальные закономерности функционального действия социальных системобщество рассматривается как функциональная система, которая характеризуется такой функцией любой системы, как устойчивость. Эта устойчивость обеспечивается за счет воспроизводства, поддержки равновесия системы элементов. В качестве системы может быть рассмотрен любой социальный институт или организация, государство, партии, профсоюзы, церковь. Структурно-функциональный подход характеризуется следующими чертами:   - в центре внимания оказываются проблемы, связанные с функционированием и воспроизводством социальной структуры;   - структура понимается как всесторонне интегрированная и гармонизированная система;   - функции социальных институтов определяются по отношению к состоянию интеграции или равновесия социальной структуры;   - динамика социальной структуры объясняется исходя из «принципа консенсуса» - принципа сохранения социального равновесия.

2)  сравнительный   - на его основе сопоставляются однотипные соц. явления.   опирается на предпосылку, что имеются определенные общие закономерности проявления социального поведения, поскольку в социальной жизни, культуре, политической системе различных народов много общего. Сравнительный метод предполагает сопоставление однотипных социальных явлений: социальной структуры, государственного устройства, форм семьи, власти, традиций и т. д. Применение сравнительного метода расширяет кругозор исследования, способствует плодотворному использованию опыта других стран и народов.     

Эмпирические методы:

1) Наблюдение  - сбор первичной информации путем прямой и непосредственной регистрации событий у условий, в которых исследование имеет место быть. По степени формализованности различают неконтролируемое, или нестандартное, и контролируемое наблюдение. В зависимости от того, является ли наблюдатель участником наблюдаемой ситуации, различают включенное и невключенное наблюдение. Если наблюдение проводится вне научного учреждения, оно называется полевым. Могут быть и лабораторные наблюдения, когда людей приглашают для беседы, деловой игры. Наблюдения могут быть одномоментными и систематическими.

2) Работа с документальными источниками. По степени персонификации документы делятся на личные и безличные. В зависимости от статуса документального источника выделяют официальные и неофициальные документы. По источнику информации документы разделяют на первичные (составляются на базе прямого наблюдения или опроса) и вторичные (составляются на базе первичных документов).

3) Контент-анализ – это перевод в количественные показатели текстовой информации с последующей ее статистической обработкой.

4) Опросы: интервью и анкетные опросы. Интервью – проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом. Виды интервью: 1) свободное – беседа без строгой детализации вопросов; 2) формализованное – предполагает детальную разработку плана беседы; 3) фокусированное (клиническое) – выявление относительно узкого круга реакций опрашиваемого. Анкетный опрос предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму ответов, причем они регистрируются либо самим респондентом (заочный опрос), либо интервьюером (прямой опрос). Различают открытые опросы, когда респонденты высказываются в свободной форме, и закрытые опросы, когда в опросном листе все варианты ответов предусмотрены заранее.

5) Эксперимент  – метод получения нового знания в контролируемых и управляемых условиях, предназначен для проверки гипотез социологического исследования. Он позволяет установить наличие или отсутствие воздействия определенного фактора на исследуемый объект (личность, группа, социальный институт). Различают натурный эксперимент (предполагает вмешательство экспериментатора в исследуемую ситуацию) и мысленный эксперимент (исключает вмешательство в исследуемую ситуацию).

7. Взаимосвязь социологии и права   46. Социология права

С углублением уровня научного анализа с усложнением общественных отношений возникла необходимость появления самостоятельных и взаимосвязанных отраслей социологической науки, одна из таких отраслей - социология права - изучает взаимосвязь социологии и права.

Социология права - отрасль социологии, изучающая влияние социальных условий на весь жизненный цикл нормы права - правотворчество, правоприменение и правоохрану, ибо правовые нормы возникают из фактически существующих общественных отношений. С другой стороны, социология права раскрывает механизм воздействия права на социальную практику, ибо реализация закона затрагивает не столько правовые отношения, сколько, опять-таки, действительные общественные в целом.

Формы взаимодействия социологии и права, изучаемые социологией права: 1) право относится к системе социальных норм, которые в совокупности определяют поведение личности в обществе и формируют структур) общественных отношений. Социология права изучает воздействие права на общественные отношения во взаимодействии с другими социальными регуляторами: обычаями, моралью и Т.д. Этот раздел социологии также рассматривает проблему о соотношении права и морали, права и традиций и т.п. 2) социология изучает нормы права в их соответствии с функциями государства и его целями, которые оно ставило, придавая данным нормам юридическую силу. То есть социология права дает возможность оценить эффективность правоприменения. 3) социология права как часть социологии рассматривает правовую область как одну из социальных подсистем, изучаемую сквозь призму социального действия и взаимодействия.

Социологический подход противостоит крайнему формализму в исследовании права и правовых явлений: он опирается на системный и функциональный методы и нацелен на широкоформатное изучение таких проблем, как нормотворчество, эффективность законодательства, неформальный механизм правосудия, мнение населения о праве и законодательстве, проблема формирования правосознания, правовая социализация и т.д.

Междисциплинарный хар-р социологии позволяет заниматься исследованием ее проблематики как юристам, так и социологам.

13. Культура как соц инст-т и форма общ жизни  

Культура (как с.и.) – система коллективно разделенных ценностей, убеждений, образцов и норм поведения для опред группы людей.

Культура (как ф.о.ж.) – генетически не наслед. совок-ть средств, способов, образцов взаимодействия людей со средой сущ-я, которые он вырабатывают в течение жизни.

Функции: 1) адаптационная: способствует социализации индивидов; 2) смыслополагающая: придает смысл человеческому существованию; 3) легитимации: поддерживает социальный порядок; 4) интеграционная: объединяет людей, 5) идентификации: формирует представление человека о самом себе; 6) социального изменения: изобретения и новации; 7) регулятивная, 8) семиотическая, 9) гуманистическая, 10)кумулятивная - накопление 11) ценностная 12)трансляционная

Социология культуры – отрасль социологии, изучающая закономерности развития и функционирования культуры в обществе, взаимовлияние «культурного» и «социального» аспектов общественной жизни людей.

Теоретические подходы в исследовании культуры: 1) функционализм: каждый элемент культуры функционально необходим для удовлетворения человеческих потребностей; 2) символизм: элементы культуры– прежде всего символы, опосредующие отношения человека с миром; 3) адаптивно-деятельностный подход: культура– система внебиологических механизмов, которые реализуют адаптивную и преобразующую деятельность людей.

Элементы: язык (средство коммуникации), ценности (значимые объекты и явления), нормы (средство регуляции поведения), отношения.

Источники развития: инновация, наследие, заимствование, синтез.

Формы: элитарная, народная, массовая.

Соотношение культуры и социальной структуры. 1. автономные образования, имеющие различные принципы организации (М. Вебер и Д. Белл). 2. культура вторична по отношению к социальной структуре, ее существование невозможно без экономического базиса (КМ). 3. доминирует культура (Парсонс).

17. Факторы разв-я личности, соц-я личности  

Личность – системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении.

Компоненты структуры личности: 1) биогенный – физические данные; 2) психогенный – эмоции, волевые устремления, память и т. д.; 3) социогенный: а) объективные социальные потребности (физиологические, потребности в безопасности); б) способности, знания, навыки; в) степень овладения культурными ценностями; г) нравственные нормы; д) способ реализации социальных качеств (семейная жизнь, труд).

Стадии вхождения личности в социальную среду: 1) адаптация – усвоение действующих в группе норм и овладение соответствующими приемами и средствами деятельности; 2) индивидуализация – порождается обостряющимися противоречиями между достигнутым результатом адаптации и не удовлетворяемой на первом этапе потребностью индивида в максимальной персонализации; 3) интеграция – детерминируется противоречиями между стремлением субъекта проявить свою индивидуальность и потребностью общности культивировать лишь те индивидуальные особенности субъекта, которые ей импонируют.

Социализация личности – процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта и преобразования этого опыта в индивидуальные ценности.

Стадии социализации: 1) первичная: некритическое усвоение социального опыта (детство, ранний подростковый период); 2) индивидуализация: формирование устойчивых свойств личности, критического отношения к общественным нормам поведения (подростковый и юношеский возраст); 3) интеграция: обретение определенного социального статуса; 4) трудовая: усвоение и воспроизводство социального опыта посредством трудовой деятельности (период зрелости); 5) послетрудовая: воспроизводство социального опыта, передача опыта новым поколениям (пожилой возраст).

Основные теории социализации: 1) Теория «зеркального Я» Чарлза Кули: формирование человеческого Я связано с суммированием тех впечатлений, которые, по мнению индивида, он производит на окружающих; итогом социализации является формирование представлений, трансформирующих самоощущения индивида в «социальные чувства». 2)Теория социализации Парсонса: индивид «вбирает» в себя общественные ценности в процессе общения со «значимыми другими», в результате чего следование общезначимым нормативным стандартам становится частью его мотивационной структуры. 3)Теория нравственного развития Колберга предполагает существование трех уровней нравственного развития: доконвенционный: безоговорочное принятие детьми авторитета и морального кодекса взрослых; 2) конвенционный: общественные правила и ожидания других людей определяют приемлемое или неприемлемое поведение; 3) постконвенционный: понятия о правильном и неправильном основаны на личном понимании этических принципов.

19. Соц статус, понятие, содержание 29. Статусное и ролевое пов-е личности

Социальный статус – положение индивида или социальной группы в обществе, соц системе, определяемое по ряду признаков, характерных для данной системы и предполагающее опред права и обязанности.

Виды: 1. а) предписанные (от рождения) и б) приобретенные; 2. а) Естественный статус – существенные и относительно устойчивые характеристики человека (пол, возраст). б) Профессионально-должностной статус – базисный статус личности, для взрослого человека чаще всего являющийся основой интегрального статуса. 3. а) привлекательные б) значимые.

Престиж – оценка обществом соц значимости того или иного статуса.

Авторитет – степень признания обществом достоинств конкр человека.

Социальная роль – стереотипная модель поведения человека, заданная социальной позицией личности в системе общественных или личных отношений; ожидаемое поведение человека со стороны общества. Роль определяется: социальным статусом индивида, выполняемой функцией в системе социальных отношений, ожиданиями окружающих.

Виды с.р.: 1) институционализированные (форм) – связанными с устойчивыми формами организации социальной жизни 2) спонтанные (неформ) – возникающими в силу неформальных обстоятельств совместной деятельности.

Статусное поведение - совокупность определенных обязательств, норм, совокупность ограничений, которые касаются прежде всего поведения, которые накладываются соц статусом на его носителя.

Сферы проявления с.п.: 1) приобретение статуса; 2) поведение в статусном положении; 3)потеря статуса.

Ролевое поведение - поведение индивида в соответствии с задачами роли и ожиданиями окружающих. Условия р.п.: 1) ясность роли (человеку, ее исполняющему, известно и понятно не только содержание роли, но и связь его деятельности с другими людьми) 2)приемлемость роли (человек готов ее выполнять осознанно, поскольку поведение в соответствии с данной ролью будет приносить ему определенное удовлетворение).

34. Девиация, причины  

Девиантное поведение – действия и поступки, противоречащие социальным нормам.

Типы девиации: 1) деструктивный (+и-) – вред личности , 2) асоциальный – вред обществу.

Типы девиации (по Роберту Мертону): 1) инновация – согласие с целями общества и отрицание общепринятых способов их достижения (шантаж, мошенничество); 2) ритуализм – отрицание целей общества и абсурдное преувеличение значения способов их достижения; 3) ретретизм (или бегство от действительности) – отказ от социально одобренных целей и от способов их достижения (алкоголизм, наркомания); 4) бунт – отрицает и цели и способы, но стремится к их замене на новые (политический радикализм).

Подходы к объяснению причин: 1) Психоаналитический – они запрограммированы в человеке (Фрейд). 2) Особенности строения тела, врожденные изъяны (Шелдон, Ломброзо). 3) Аномия (деформация общества) – разрыв целей общества и средств их достижения (Мертон). 4) Соц-культ теория: среда (Конт, Спенсер, Дюркгейм). 5) результат негативной социальной реакции (Танненбаум, Беккер, Лемерт)

Условия девиации: цель – соц напряж – предконфликтная ситуация – решение или борьба – конфликтная девиация.

Конформность – согласие с целями и средствами их достижения.

Стадии девиации: 1) первичная девиация – начальное действие правонарушения; 2) вторичная девиация – принятие девиантной идентичности.

35. Соц контроль 43. Соц контроль, типология, уровни

Социальный контроль – совокупность средств и методов воздействия общества на нежелательные формы поведения с целью их устранения или минимизации. (Тард, Росс, Дюркгейм, Парсонс).

Виды: 1. внутренний (самоконтроль) и внешний (совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение социальных норм): 2. неформальный (общественное мнение, традиции, обычаи) и формальный (на одобрении или осуждении со стороны официальных органов власти и администрации). 3. через принуждение (система законов и наказаний) и через социализацию (в р-те - бессознательное выполнение ролей).

Соц санкции – система вознаграждений за выполнение норм и наказаний за отклонение от них.

Типы санкций: 1) формальные позитивные – публичное одобрение со стороны официальных организаций; 2) неформальные позитивные – публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций; 3) формальные негативные – наказания, предусмотренные юридическими законами; 4) неформальные негативные – наказания, не предусмотренные официальными инстанциями. Негативные санкции: 1) изоляция – отлучение от общества, вплоть до смертной казни; 2) обособление (тюремное заключение); 3) реабилитация (реабилитация алкоголиков).

Методы ск к личности: 1) информирование, 2) убеждение, 3) принуждение, 4) внушение.

23, 24, 39, 40. КСИ, требования, методика проведения и подготовки, этапы, программа

КСИ – исследование социальных объектов, отношений, процессов, направленное на получение новой информации о социальном мире и выявление закономерностей общественной жизни.

КСИ – система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, направленная на получение точных объективных данных об изучаемом соц явлении.

Этапы: 1) подготовка (формулировка проблемы, выбор объекта и определение целей и задач исследования, изучение литературы по теме исследования, составление программы, выдвижение гипотез); 2) сбор первичной информации; 3) обработка информации; 4) анализ полученной информации, подведение итогов исследования, подготовка выводов и рекомендаций.

Типы: I. По широте охвата материала и глубины анализа: 1) разведывательные (пилотажные – охватывают небольшие совокупности данных, по упрощенной программе; 2) описательные – по тщательно разработанной программе на базе методически отработанного инструментария; 3) аналитические – ставят целью углубленное изучение и всесторонний анализ явления. II. По общей направленности: 1) теоретико-прикладные –для разработки новых подходов к изучению крупных социальных проблем; 2) прикладные – направлены на практическое решение конкретных социальных проблем.

Программа КСИ – документ, в котором сформулированы концепции исследования. 1) Методологическая часть (цель, объект, проблема, гипотеза, задачи). 2) Методическая часть: изложение методов сбора инфо, опре-е поля изучения, логическая структура инструментария для работы.

Требования к КСИ: 1) теоретико-методологическая обоснованность; 2) структурная полнота, т. е. наличие всех структурных элементов; 3) логичности и последовательности ее частей и фрагментов; 4) гибкости (она не должна сковывать творческие возможности социолога); 5) ясности, четкости и понятности даже для неспециалистов.

Социологический эксперимент – метод, предназначенный для проверки гипотез социологического исследования. Он позволяет установить наличие или отсутствие воздействия определенного фактора на исследуемый объект (личность, группа, социальный институт). Различают натурный эксперимент (предполагает вмешательство экспериментатора в исследуемую ситуацию) и мысленный эксперимент (исключает вмешательство в исследуемую ситуацию).

 Методы сбора социологической информации: 1) Наблюдение. По степени формализованности различают неконтролируемое, или нестандартное, и контролируемое наблюдение. В зависимости от того, является ли наблюдатель участником наблюдаемой ситуации, различают включенное и невключенное наблюдение. Если наблюдение проводится вне научного учреждения, оно называется полевым. Могут быть и лабораторные наблюдения, когда людей приглашают для беседы, деловой игры. Наблюдения могут быть одномоментными и систематическими. 2) Работа с документальными источниками. По степени персонификации документы делятся на личные и безличные. В зависимости от статуса документального источника выделяют официальные и неофициальные документы. По источнику информации документы разделяют на первичные (составляются на базе прямого наблюдения или опроса) и вторичные (составляются на базе первичных документов). 3) Контент-анализ – это перевод в количественные показатели текстовой информации с последующей ее статистической обработкой. 4) Опросы: интервью и анкетные опросы. Интервью – проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом. Виды интервью: 1) свободное – беседа без строгой детализации вопросов; 2) формализованное – предполагает детальную разработку плана беседы; 3) фокусированное (клиническое) – выявление относительно узкого круга реакций опрашиваемого. Анкетный опрос предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму ответов, причем они регистрируются либо самим респондентом (заочный опрос), либо интервьюером (прямой опрос). Различают открытые опросы, когда респонденты высказываются в свободной форме, и закрытые опросы, когда в опросном листе все варианты ответов предусмотрены заранее.

26. Конфликт, элементы  27. Конфликт, стадии  28. Конфликт, хар-ка

С. конфликт – отношение между сторонами соц взаимодействия, связанное с противоречием их интересов. (Парсонс, Козер, Дарендорф)

Элементы: 1) Участник – не имеет целей; 2) Субъект – имеет цели, влияет на ход. Оппоненты – основные субъекты. Ранг – сила оппонента. 3) Предмет – проблема-причина; 4) Объект – некоторый ресурс; 5) Свидетели; 6) пособники; 7) подстрекатели.

Стадии: 1. Предконфликтная стадия: формирование конфликтной ситуации, соц напряжение, блокада, фрустрация, инцидент (повод).  2. Непосредственно конфликт: эскалация, агрессия. 3. Разрешение конфликта.

Причины: 1.) Объективные:- социальное неравенство;-социальная дезорганизация;-социальная депривация (расхождение интересов). 2.) Субъективные:-особенности мировоззрения человека; -несовпадение интересов и целей индивидов; -несовпадение ценностей.

Типология и уровни конфликтов: 1) По сферам проявления: экономический; идеологический; социально-бытовой; семейно-бытовой. 2) По субъектам: Межличностный; межгрупповой; конфликт принадлежности; конфликт с внешней средой. 3) По социальным последствиям: конструктивные; деструктивные. 4) По внутреннему содержанию: рациональные, эмоциональные. 5) По формам выражения: конфронтация; соперничество; конкуренция; схватки; дебатов; игры. 6) По предметам спора: Политическими; Экономическими; Культурными и религиозными; Профессиональными; Этническими.

36. Соц кризис

30. Соц кризис в российском общ-ве, особенности

31. Общественное мнение, роль к законотвор-ве  

Общ мнение – фактор соц управления, состояние массового сознания, показывающее скрытое или явное отношение соц группы к проблемам и событиям настоящего.

Черты: 1) Публичность – носители-большие группы людей; 2) Мнения, которые были услышаны, воспр как свои. 3) Оно показывает все стороны общ жизни, объединяет общество. 4) это центральная тенденция, установленная в ходе дискуссий в обществе, оно не единодушное и не обязательно мнение большинства.

Функции: 1) контрольная, 2) консультативная; 3) директивная.

Виды (по структуре): 1) монистичное, 2) единодушное, 3) плюралистическое.

Уровни проявления: 1) Духовный (оценочное суждение), 2) Дух-практический (эмоц-волевые побуждения), 3) Практический (масс действия).

Общественное мнение выступает как институт гражданского общества, и его воздействие на государственную деятельность осуществляется не напрямую, а опосредовано формами представительной демократии, также через выборы. Политических партии и движения в значительной мере берут на себя функцию выражения общественного мнения и доведения позиции общества до органов государственной власти. Общественного мнения как самостоятельного фактора политической жизни редко велико.

33. Общественные явления, социолог подход к их анализу

41, 42. Соц движения, типология, понятие   

Социальное движение – массовые или коллективные действия одной или нескольких социальных групп, связанные с обеспечением групповых или общественных интересов и направленные на социальные изменения или сопротивление им в конфликтном противодействии с другими социальными группами.

Основания классификации: 1) масштаб преобразовательной деятельности (движения против абортов и революционные движения); 2) сфера активности (социополитические, социокультурные, религиозные движения); 3) характер требований (прогрессивные и ретроактивные движения), 4) стратегия деятельности: одни движения следуют «инструментальной» логике, их первичная цель – политический контроль (партия зеленых в Германии), другие следуют «экспрессивной» логике, стремясь достичь автономии, добиться равных прав (движения за гражданские права).

Типы: I: 1) общее (рабочее, молодежь), основа – послед изменения человеческих ценностей, неформальное и неофициальное. 2) специфическое – имеет четко опред цель, собственную организационную структуру. II 1) направлено на радикальные измения, методы насилия 2) реформативные 3) религиозные 4) альтернативные – вносят частичные изменения индив. стиля жизни человека.

Функции: 1) выражение интересов соц слоев 2) согласование множества частных интересов 3) давление на гос власть 4) вовлечение широких слоев населения в управленческий процесс.

37. Соц изменения  

Социальное изменение – переход социальных явлений, элементов, структур, связей из одного состояния в другое (смена общественно-экономической формации, модификация социальной организации общества, изменение установленных образцов поведения, обновление институциональных форм и др.). Социальные изменения могут осуществляться эволюционным и революционным путем.

Факторы с.и.: 1) прогресс знания (Конт) 2) усложнение структуры общества (Спенсер), 4) рост производительных сил и появление новых средств и способов производства (КМ). 5) как переход от механической солидарности, основанной на неразвитости и сходстве общественных функций, к солидарности органической, возникающей на основе разделения труда и социальной дифференциации (Дюркгейм).

Уровни: 1) на ур организаций и институтов (изм-е системы образования) 2) ур межличностных отношений (изм структуры семьи) 3) ур больших и малых соц групп (воз-е нового класса) 4) на глобальном и социетальном ур (война).

Способы: 1) Соц эволюция – постепенные преобразовании в обществе. 2) Соц реформа – преобразование, переустройство, изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, оставляющее власть в руках прежнего правящего класса. 3) Соц революция – резкий качественный переворот в социальной структуре общества.

38. Соц процессы  

Социальный процесс - совокупность однонаправленных и повторяющихся действий.

32. Значение соц-и для подготовки юр спец  

Социология как наука об обществе является одной из составляющих частей гуманитарного образования, раскрывает широкий спектр соц процессов и противоречий общественной жизни человека, помогает сформировать четкие мировоззренческие и методологические позиции, более глубоко исследовать жизнь человека в обществе.

Изучение курса социологии является необходимой составной частью проф подготовки будущего юриста, так как деятельность юриста направлена на обеспечение правовых норм и правопорядка в различных сферах жизни общества. Объектами профессиональной деятельности юриста являются события и действия, имеющие юридическое значение; правовые отношения, возникающие в сфере функционирования государственных институтов; правовые отношения граждан и организаций.

Изучение социологии студентами  направлено на формирование современного социологического знания на основе достижений мировой и отечественной социологической мысли, законов социального развития, реализации этих законов в практической жизни современных государств, специфики их проявления в отечественной юридической практике. В процессе преподавания социологии акцент делается на формировании у студентов умения анализировать и прогнозировать развитие социальных процессов в российском обществе, развитии способностей профессионально оценивать и эффективно, аргументировано выстраивать логику возможного решения назревших проблем социального развития в процессе самостоятельной юридической практики.

12. Античная социология

С тех давних времён людей стали интересовать механизмы взаимодействия индивидов между собой, т.е. общественные отношения. Человек всегда пытался понять, как устроено общество себе подобных.

Одними из первых, кто дал достаточно полные объяснения о строении общества, были античные философы Платон и Аристотель. Хотя, к социологическим исследованиям эмпирического и прикладного характера также можно условно отнести и деятельность Сократа, т.е. считать его одним из первых известных социологов, поскольку он ходил по Афинам и задавал людям вопросы философского характера. Но, к сожалению, он не вёл никаких записей и о его выводах мы можем судить лишь по работам его учеников и современников.

I. Платон: идеалист, ученик Сократа, этический рационализм.

Первый в истории труд по общей социологии - его сочинение "Государство": подчёркивал особую роль разделения труда и создал модель идеального общества, основанную на впервые в мире разработанной им теории стратификации.

По этой теории любое общество делится на три основных страты, которые существуют на паритетных началах. 1) Высшая - философы, мудрецы; 2) средняя – воинов; 3) низшая - ремесленники и крестьяне.

Отношения между стратами основаны на взаимном уважении и общности интересов, поскольку они должны служить идее справедливости. Справедливость же, по мнению Платона, заключается в том, что все граждане свободны, равны и счастливы. Свободны - потому что внутренне осознали необходимость своего положения, равны - потому что каждый занимает предназначенную для него социальную ячейку общества, в рамках которой человек располагает всеми возможностями, а значит - равен и, соответственно, счастлив, поскольку не ощущает дисгармонии и чувства неравенства.

Главная причина появления общества – необходимость объединения.

Поскольку Платон считал, что зло кроется в частной собственности, которая развращает людей, то он предлагал лишить права на обладание ею членов высшей страты, дабы они не злоупотребляли властью в силу своих огромных привилегий. К управлению же обществом необходимо допускать лишь людей высокообразованных, талантливых и перешагнувших 50-летний возрастной порог.

Наилучшей формой правления он считал аристократию - власть избранных, наилучших представителей общества. Далее в порядке ухудшения располагаются тимократия - власть воинов, олигархия - власть богачей, и демократия - власть народа.

Наихудшей формой правления Платон считал демократию, поскольку из неё обычно вырастает тирания, А тирания - самая отвратительная форма правления при которой царят произвол и насилие, несмотря на то, что тиран приходит к власти как народный избранник в условиях демократии.

По Платону, в плохом государстве над всеми стоят правители, а в разумном - выше всего стоят законы. Закон призван ограничивать как власть правителей, так и свободу управляемых. На страже законов должно стоять правосудие, к осуществлению которого должны быть причастны все граждане государства.

II. Аристотель: ученик и последователь Платона, крупнейший учёный античности, философ и энциклопедист, оставивший после себя огромное научное наследие.

"Политика": критиковал своего учителя с позиций защиты частной собственности, семьи и прав граждан. Он считал, что обобществление Платоном имущества, жён и детей ведёт к уничтожению государства, хотя был согласен с тем, что наихудшими формами правления являются олигархия, демократия и тирания. Частная же собственность не вредит обществу, но развивает здоровые эгоистические интересы. А при наличии коллективной собственности все люди, или их большинство, бедны и озлоблены.

Стратификация: опорой государства должен служить средний класс - класс собственников. Кроме этого существуют ещё два класса: богатая плутократия и пролетариат без собственности.

Наилучшее управление гос-ом, когда: 1) бедняки имеют возможность участвовать в управлении; 2) ограничиваются эгоистические интересы богатых; 3) наиболее многочисленным является средний класс.

Аристотель различает два вида справедливости - уравнительную и распределительную, соответственно выводя их из платоновских определений "арифметического равенства" и "геометрического равенства". Первая действует в сфере обмена и применяется в области гражданско-правовых сделок, возмещения вреда, преступления и наказания. Вторая - это проявление справедливости при распределении всего (власти, почести, выплат и т.п.), что может быть разделено между членами общества пропорционально вкладу каждого в общее дело, т.е., деления соответствующих общих для всех граждан благ "по достоинству". Несовершенства же общества исправляются не уравнительным распределением, а моральным улучшением людей. Законодатель должен стремиться не к всеобщему равенству, а к выравниванию жизненных шансов.

Наилучшей мерой во всём Аристотель видел "золотую середину", а лучшим состоянием общества, защищающим его от застоя и разложения, он считал состояние войны.

Первых социологов античности, живших в V-IV вв. до н.э., называют социальными философами. Их взгляды принято классифицировать как донаучный этап развития социологии.

18. Источники возн-я соц-и как науки

Появление социологии было обусловлено наличием общественных потребностей, интерпретации и разрешении проблем, возникающих в соц. системе, а также определенным уровнем теоретико-методологических предпосылок, обеспечивающих определенный уровень научного анализа. Под воздействием этих же факторов происходит и развитие социологии как науки. Идея социологии как строгой науки об обществе появилась в первой трети XIX века. Но, разумеется, проблемы социального взаимодействия людей оказались в поле внимания философской мысли задолго до того, как стали предметом отдельной науки.

Основными факторами возникновения социологии как науки являются:

1) Утверждение в середине XIX столетия в странах Западной Европы, в США нового общественного строя – капитализма. 2) внутренняя логика познавательного процесса общественной жизни. 3) к середине XIX века появились ученые, мыслители, которые осмелились изучить то реальное общество.

Непосредственными источниками возникновения в середине XIX века научной социологии были три выдающихся течения в европейской социальной мысли:

1) шотландская политическая экономия (Смит, Фергюссон и другие);

2) французский утопический социализм (Сен-Симон, Бабеф, энциклопедисты);

3) немецкая классическая философия (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель).

Именно они стали методологической базой нового направления социального познания, освободившего себя от социальных идеологических влияний, в частности, от клерикализма.

Гоббс ввел понятие общественного договора и обосновал идею перехода к гражданскому обществу, а также легитимность власти.
Монтескье разработал основные принципы «географического направления» в социологии, согласно которым географическая среда, и в первую очередь климат, определяет особенности государственного устройства.
Тюрго создал идею социального прогресса.
Сен-Симон разрабатывал концепцию социальной физиологии, сочетающей в толковании общественных явлений рационализм и историзм. Сен-Симон рассматривал общество как единый организм, а социально-исторический процесс – как поступательное движение человечества от низших общественных форм к высшим.

Конт впервые ввел термин «социология». Сам философ определял социологию как источник знаний об обществе, необходимых для оптимизации отношений между людьми. Наука об обществе, идею которой обосновывал Конт, должна была быть позитивной, т. е. опираться на положительные (достоверные) факты и приносить положительные результаты – служить благоустройству общества. Первоначально социология называлась социальной физикой и мыслилась как состоящая из двух частей: социальной статики и социальной динамики. Основной закон социальной динамики – «закон трех стадий», согласно которому в основе общественного развития лежит развитие человеческого сознания, проходящее теологическую, метафизическую и позитивную стадию. Предметом социальной статики является взаимоотношение сохраняющихся при всех исторических условиях элементов социального организма.

 11. Соц-я в России, становление и развитие

Предпосылки появления: 1. необходимость глобального методологического осмысления и обобщения материала, накопленного конкретными социальными науками (историей, этнографией, социальной статистикой). 2. усложнение социальной структуры русского общества после реформы 1861 г., бурный рост городских сословий, появление новых профессий.

Особенности русской социологии 19 века: оппозиционно-политическая ангажированность, публицистичность, подчеркнутая гуманистическая ориентация.

Направления социологической мысли в России:

1) Социогеографическое (Мечников, Щапов). Мечников исследовал зависимость общественного развития от географических условий. Щапов активно развивал земско-общинную, федеративную теорию русской истории, изучал естественно-психологические и социально-территориальные особенности жизни русского народа.

2) Органическая школа (Де Роберта, Стронин, Новиков). Де Роберта выдвинул био-социальную гипотезу происхождения общества, в основе которой лежало понятие надорганического. Надорганическое эквивалентно разумной, общественной или культурной стадии развития человечества.

3) Социолого-юридическое направление. Это направление развивали ученые, работающие в области права и социологии (Коркунов, Петражицкий, Новгородцев, Кистяковский, Чичерин). Их интересовало взаимодействие социальных, физиологических и биологических причин в праве.

4) Марксистская школа в социологии представлена Туган-Барановским, Богдановым, Плехановым, Лениным, отчасти – Струве, С. Н. Булгаковым и Бердяевым.

5) Представители субъективной школы (Лавров, Михайловский) высшим мерилом общественного прогресса и исходным пунктом исторического исследования считали отдельную личность.

Этапы: 1) 2/2 19в.: начала складываться социологическая мысль в России в связи с ускорением социально-экономического развития.

2) 1910 – публикация труда Ковалевского «Социология», где уже есть самост подход к вопросу о социологии.

3) 1916 – основание Русского социл-го общества (Сорокин, Данилевский, Лавров, Киреев, Михайловский)

4) 1920е – начало эмиграции ученых из страны.

5) 1930е – социология названа «буржуазной наукой», иск из системы обр-я и науки.

6) 1950е – возрождение в связи с либерализацией курса.

7) 1958 – создание Советской социологической ассоциации.

8) 1969 – в системе АкН СССР образован ин-т КСИ.

9) с 1974 – журнал «СИ», появление социологических служб.

10) а с 1987 всё просто охрененно: преподавание её в вузах, международные связи, развитие, создание ВЦИОМ – всесоюзн (всерос) центра изучения общественного мнения.

16. Современные социолог. школы

Структурный функционализм (Толкотт, Мортон, Парсонс): в обществе разнородные элементы должны действовать как части хорошо отлаженного механизма. Социальная деятельность как на уровне индивида, так и на уровне группы направлена на поддержание стабильности социальной системы. 1) Неоэволюционисты – соц революция – продолжение биолог револ., 2) Прсихоаналитическое напр. – по методам Фрейда.
Концепция социального обмена (Джордж Хоманс) объясняет такие понятия социологии, как «роль», «статус», «конформизм», «власть», не действием макросоциальных структур, как это принято в функционализме, а с точки зрения порождающих их социальных отношений. Суть этих отношений Хоманс видит в стремлении людей к получению наград и выгод и взаимному обмену ими.

Конфликтология: 1. Концепция позитивно-функционального конфликта Козера: обществу присуще социальное неравенство, и отсюда – постоянная напряженность в отношениях между индивидами и группами. 2. Конфликтная модель общества Дарендорфа: любое общество опирается на принуждение одних его членов другими, разница в социальном положении вызывает взаимные противоречия и как результат изменение структуры общества; 3. Общая теория конфликта Боулдинга: все конфликты имеют общие образцы развития; изучение этих образцов позволит обществу контролировать конфликты, прогнозировать их последствия.
Символический интеракционизм: общество – результат взаимодействий людей, субъективная реальность, пронизанная субъективными намерениями и действиями индивидов.
Феноменологическая социология (Шюц) Применительно к области социального знания он пытался решить поставленную Гуссерлем задачу – восстановить связь абстрактных научных понятий с жизненным миром. Этнометодология – направление, изучающее взаимодействие людей и их отношение к происходящему с позиции, близкой к этнографической.

Эмпирическое (Котле, Пло, Осипов, Ядов, Здравомыслов) – соц-я д.б. точной наукой, собирающей и изучающей факты.

8. «Социологизм» Дюркгейма (соц реализм)

Эмиль Дюркгейм – виднейший французский социолог конца 19 – начала 20 века. «Обществ разд-е труда», «Метод социологии», «Элементарная форма религ жизни». Был убежденным реалистом, то есть подходил к социальной действительности, как к надиндивидуальному единству, системе отношений, независимой от индивидуального сознания. Существование и закономерности развития общества не зависят от действий отдельных индивидов.

Доктрина соц реализма: 1) природу соц явлений можно объяснить соц фактами. 2) исходный момент анализа пов-я людей – общество как система взаимодействий индивидов, соц групп и соц институтов.

Предмет социологии - социальные факты, которые характеризуются двумя основными признаками: во-первых, они существуют вне индивида; во-вторых, оказывают на него принудительное воздействие.

Соц факты – это независимая от индивидов реальность, обладающая «принудительной силой» (способ мышления, законы, обычаи, язык, верования, денежная система), они основа соц-и, морфологические (например, плотность населения) и духовные (коллективные представления).

Несколько позже, развивая мысль о социальных фактах, он рассматривает «социальный факт» в более широкой плоскости и выражает этот весьма специфический способ бытия термином «институт».

Отсюда он дает следующее определение социологии: «можно определить как науку об институтах, их генезисе и функционировании». (до этого соц-я – наука о соц фактах).

Основные правила социологии: 1) с.ф. должны рассматриваться как вещи 2) систематическое отмежевание от всех врожденных идей и предрассудков 3) признание первенства целого над составл его частными.

При изучении социальных фактов Дюркгейм рекомендовал широко применять метод сравнения. Он также предложил использовать функциональный анализ, который позволял устанавливать соответствие между социальным явлением, социальным институтом и определенной потребностью общества как целого.

Уровни в соц реальности: 1) уровень структуры (физическое и материальное основание общества, территория, население), 2) уровень функционирования (социальные институты, нормы, правила) и 3) уровень коллективных представлений (ценностей и идеалов).

Аномия – состояние, когда общество теряет свою регуляторную функцию, а человек в нём перестаёт верить в ценности.

9. Спенсер (Структурный функционализм, «Социальный дарвинизм»).

Одним из виднейших представителей английской социологии является Герберт Спенсер, работавший во второй половине 19 века. Спенсер разделяет позицию «социальной физики» или «социальной биологии» и рассматривает общество как своего рода организм. Однако между биологией и социологией Спенсер ставит психологию. Психологическое объяснение социального механизма, с его точки зрения, необходимо, ибо человек и другие биологические организмы различны по уровню эволюционного развития.

Идеи структурно-функционального анализа: 1) функциональное единство общества, т. е согласованность функционирования; 2) универсальный функционализм, т. е. полезность социальных явлений, и 3) функциональная необходимость.

Эволюционная теория явилась особенно ценной для изучения общества. Эволюционизм – центральное понятие всей его мировоззренческой концепции. Эволюция – универс прцесс, объясняющий все изменения во всех сферах. Существенным измерением социального прогресса Спенсер считает переход от общества, в котором личность целиком подчинена социальному целому, к такому состоянию, при котором общество «служит» составляющим его индивидам. В социологии он видел науку о «надорганическом» развитии.

Общие черты его социологии: 1)широкое использование историко-сравнительных методов;

2) трактовка общества как организма.

3) идея закономерной эволюции общественной жизни. Спенсер выступал против социальной революции и даже против социальных реформ, настаивая на поддержании естественности процесса эволюции общественных отношений.

Основы эволюции: 1) интеграция – от пр к сложн, 2) дифференциация – от однор к разнородн, 3) возрастание порядка – от неопр к опред.

Главный фактор развития общества Спенсер видел в разделении труда, которое ведет к высшему типу общественного устройства – индустриальному обществу.

Структура общества: 1) производительную, 2) распределительную и 3) регулятивную (государство и право) системы.

Типы обществ: 1) военное (централизованный контролеь со стороны государства) и 2) промышленное (политическая свобода и гибкая политическая организация).

Взаимоотношения государства и личности основывались на идее справедливости: 1) Признание за всяким человеком права на свободную деятельность; 2) Признание известных ограничений этой свободы, необходимых, благодаря присутствию других людей, имеющих те же права.

10. «Понимающая социология» Вебера. 

Макс Вебер – виднейший немецкий социолог, историк, экономист и юрист к. 19 – н. 20 века.

Задача социологии - установить общее правило событий безотносительно к их пространственно-временному определению.

Предмет социологии - не в целом (обществе), а в отдельном рационально (осмысленно) действующем индивиде, а особенно - в результате этих действий.

«Понимающая социология» - изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия опред смысл, т.е. изучает социальное действие и его влияние на социальную реальность. «Понятийным» является действие осмысленное, направленное на достижение ясно осознаваемых целей. Идеальным типом здесь является целерациональное действие.

Теория соц действия ставит вопросы соотношения эмпир и теорт уровней познания, важнейшая часть – теория «идеальных типов» - «интерес эпохи, выраженный в виде теоретической конструкции», средство обобщения многообразия социальной действительности.

Ценность – «установка той или иной исторической эпохи», «свойственное эпохе проявление интереса».

Социальное действие 1) обладает смыслом для того, кто его совершает, 2) ориентировано на других людей.

Типы соц действия: 1) целерациональное— когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей, постановкой цели и цепочки рассуждения;

2) ценностнорациональное - верой в ценность определённого действия независимо от его успеха.

3) аффективное -  эмоциями.

4) традиционное - традицией или привычкой.

М.Вебер высказался за интроективную социологию, т.е. за социологию, изучающую сознание человека. Понять событие - значит объяснить его. Познать же действие человека - значит вывести его из сознания данного человека - его целей, мотиваций, интересов и точек зрения.

Методологический индивидуализм: 1) человеческую деятельность нельзя анализировать, применяя естественнонаучные методы. 2) отрицание первичности общества, исходил из действий отдельных людей. 3) общ инст-ты должны изучаться в той форме, в которой они интересны для отд индивидов. 4) главное в соц действии – ориентация на другого.

Всеобщей исторической закономерностью Вебер считал движение в направлении формальной реальности. Формальная реальность- это то, что поддается количественному учету, без остатка исчерпывается количественной характеристикой, это, по существу, веберовская теория капитализма.

Вебер противопоставляет культурный фактор экономическому детерминизму Маркса.

Общество - совокупность действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению собственных целей.

Главные методологические требования в теории Вебера – «отнесение к ценностям» и «свобода от оценки».

Корни бюрократии более глубоки и лежат не столько в плоскости экономических отношений, а исходят из антологических потребностей человека в социальном структурировании.

М. Вебер разделял два типа бюрократии:1. Патримониальную 2. Рациональную.

21. Конт

Огюст Конт – французский мыслитель 1 половины 19 века, основатель социологии как самост науки об обществе. «Курс позитивной социологии». Конт отрицательно относился ко всему негативному, разрушительному, критическому. Категория позитивного, созидательного становится главной в его мировоззрении.

Идеи позитивизма: 1)отделение науки от метафизики и теологии. 2) истинная наука должна отказаться от неразрешимых вопросов. 3)нужно опираться на факты, доступные эмпирическому наблюдению. 4) общество нужно изучать с помощью естественно-научных методов.

Элементы позитивизма Конта: 1)реальность, 2)полезность, 3)достоверность, 4)точность, 5)созидательность.

Социология делится на: 1)социальную статику – изучает условия и законы (социальная «анатомия», «порядок и прогресс», цель – познание законов социального порядка)

2)социальную динамику – раскрывает механизм функционирования и развития общества (социальная «физиология», «порядок и прогресс», изучает законы социального прогресса).

Закон «трех стадий», которые неизбежно проходят человек, общество и человечество в своем развитии:

1)теологическая (фиктивная): человеческий разум стремится к абсолютному знанию;

2)метафизическая (абстрактная): человеческий разум объясняет явление не посредством сверхъестественных факторов, а посредством абстракций;

3)позитивная (научная): действует закон постоянного подчинения воображения наблюдению. Именно на этой, высшей стадии формируется истинная, т. е. позитивная наука, цель которой – познание не фактов, а вытекающих из них законов.

Законы эти неизменны и естественны, для их познания необходимо привлекать достижения естественных наук.

Методы позитивизма: 1.чистое наблюдение, 2.эксперимент; 3.сравнительный метод (сравнение человеческих и животных обществ; сравнение различных состояний человеческого общества в оси пространства; сравнение различных состояний человеческого общества в оси времени). 4.исторический.

Структура общества: 1)предст-ли научного, философского и эстетического. 2) производственной и торговой сфер. 3)земледельцы. 4)рабочие.

Семья – основной структурный элемент общества.

Примат общества над индивидом, Конт не делает различия между обществом и человечеством. Человечество рассматривается как расширенное общество, как высшая форма социальной реальности.

Основной фактор, обуславливающий порядок в социальной системе – солидарность. В теории Конта консенсус – основной компонент социальной статики.

Решающий фактор прогресса – дух и умств развитие.

В творчестве Конта переплетались 2 типа этики: научная и социально-практическая. С одной стороны, Конт провозгласил социологию наукой объективной и строгой. С другой – социология оказалась для Конта не просто наукой, а мировоззрением, призванным практически преобразовывать всю общественную жизнь, включая политику, мораль, религию и т.д.

PAGE   \* MERGEFORMAT 18




1. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 6
2. Финансы определяются как один из базовых элементов экономических отношений предметной областью
3. а геронтология б гериатрия в герогигиена г геродиетика 2
4. Контроль за использованием и охраной земель Глава 12 ЗК РФ установила 4 вида контроля ~ государственный м
5. Картель и сговор
6. Экономическое содержание и значение внебюджетных фондов 1
7. Тема 11 Действия с числами
8. Видя что ничего не могу сделать чтобы отвести тень беды от детей этой семьи я поднялась и распрощалась
9. .Протест представление постановление предостережение прокурора в порядке общего надзора Одной из основн
10. і Пояснюється це надзвичайно високими навіть в порівнянні з старшими класами середньої школи взаємними ви
11. РЕФЕРАТ З ІСТОРІЇ НА ТЕМУ-.html
12. Оптина пустынь в жизни Гоголя
13. тема и противосложения к этой теме
14. Введение Полы в промышленных зданиях выбирают с учетом характера производственных воздействий на них а
15. Бланковый тест состоит из отдельных бланков
16. Бизнес план турагенства (туроператора)
17. Особенности банковского менеджмента, содержание процесса управления, кредитный менеджмент
18. охранительный режим его элементы и значение
19. Лабораторная работа 11
20. Эволюция представлений о ландшафте