Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

О правлении государей Фома Аквинский соединяет восходящие к Аристотелю представления о человеке как общес

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 9.11.2024

Словарь имен

АКВИНСКИЙ Фома (1225—1274)— крупнейший средневековый философ и теолог, монах-доминиканец, в 1323 был причислен к лику святых. Фоме Аквинскому принадлежат комментарии к различным философским произведениям Аристотеля, Платона и другие работы, посвященные противоречиям православной и католической церквей. Учение его впоследствии было признано официальной идеологией католицизма.

Антропология Фомы Аквинского исходит из представления о человеческом индивиде как личностном соединении души и тела. В трактате «О правлении государей» Фома Аквинский соединяет восходящие к Аристотелю представления о человеке как общественном существе, об общем благе как цели государственной власти с христианскими догматами и доктриной о верховном авторитете папы римского. В соответствии с уже сложившейся христианской традицией он рассматривал социально-политические отношения как отражение небесного, божественного порядка в обществе, где существуют разные сословия и где в интересах общественного блага необходимо беспрекословное выполнение каждым человеческих обязанностей, ибо они установлены богом. Вслед за Аристотелем Фома Аквинский заявлял о необходимости ставить на первый план интересы государства, с оговорками признавал право народа восстать против тирана, систематически извращающего справедливость.

АРИСТОТЕЛЬ (384-322 до н. э.) — древнегреческий философ и педагог, оказавший большое влияние на все последующее развитие философской мысли, ученик Платона. Основатель собственной школы (Ликей, Афины), он первым в истории начал читать своим ученикам лекции по логике, физике, астрономии, метеорологии, зоологии, метафизике, теологии, психологии, политике, экономике, этике, риторике, поэтике.

Аристотель различал три «правильные» и три «неправильные» формы управления государством. В «правильных государствах» (монархия, аристократия, политая) власть служит всему обществу. «Неправильные государства» (тирания, олигархия и крайняя демократия) представляют собой выродившиеся правильные формы государства, в которых власть осуществляется в интересах правящего меньшинства. Аристотель был сторонником умеренной демократии — политии, где большинство составляет средний класс.

Свое экономическое учение Аристотель основывал на предпосылке, что рабство — явление естественное и всегда должно быть основой производства. Он исследовал товарно-денежные отношения, вплотную подошел к пониманию различий между натуральным хозяйством и товарным производством, первым наметил разграничение между потребительской стоимостью и стоимостью товара.

БЕЛИНСКИЙ Виссарион Григорьевич (1811-1848) — русский литературный критик, публицист. Сотрудничал с журналами «Телескоп», «Отечественные записки», «Современник». Критические статьи Белинского оказали большое влияние на русскую литературу XIX века.

Он утверждал: «Вполне признавая, что искусство прежде всего должно быть искусством, мы тем не менее думаем, что... отнимать у искусства право служить общественным интересам — значит не возвышать его, а унижать его, потому что это значит лишить его самой живой силы, т. е. мысли...».

Огромное влияние на взгляды Белинского оказали идеи представителей немецкой классической философии: Шеллинга, Фихте, Гегеля. На основе этих идей Белинский выстраивал свой критический метод. Этот метод базировался на следующих принципах: пафос объективной, существующей вне нас действительности, которую и изучать следует объективно; историзм, т. е. обусловленность явления окружающими его факторами прошлого и настоящего; процессуальность динамического движения истории и культуры; изучение художественного произведения как целостной системы; диалектическая взаимосвязь и взаимовлияние элементов (образов, произведений, событий) в системе.

БЕРДЯЕВ Николай Александрович (1874—1948) — русский философ, публицист. Получил известность на Западе как главный выразитель традиций русской религиозно-идеалистической философии и идеолог антикоммунизма. Главной темой творчества Бердяева была проблема личности. С проблемой личности связано внимание Бердяева к философии истории в трудах «Смысл истории», «Судьба человека в современном мире», «Русская идея». Бердяев считал, что человек принадлежит одновременно обыденному «миру», где господствуют отчужденность, вражда, рабство, и подлинному миру, где царствуют любовь и свобода. Цель человека — освободить свой дух от плена обыденного «мира» и выйти за его пределы в «космическую любовь». Это возможно благодаря творчеству, способностью к которому человек наделен богом.

БИСМАРК Отто (1815—1898)— немецкий государственный деятель, рейхсканцлер Германской империи. Под руководством Бисмарка было осуществлено объединение Германии путем «революции сверху» в результате трех победоносных войн Пруссии. При Бисмарке Германия начала превращаться в колониальную империю. Бисмарк провел реформы германского права, системы управления, финансов, образования. Литературным памятником Бисмарку являются его «Мысли и воспоминания», а «Большая политика европейских кабинетов» в 47 томах служит памятником его дипломатическому искусству.

БУАСТ Пьер (1765—1824)— французский лексикограф, философ и афорист,

автор универсального словаря французского языка, литературного словаря,

БЭКОН Фрэнсис (1561—1626)— английский философ-материалист, ученый, писатель и политик, лорд-канцлер Англии. Один из основоположников научно¬го материализма и научного метода. Прославился фундаментальными трудами по философии, логике и науковедению. Главным литературным творением Бэкона считаются «Опыты». «Опыт» — по-гречески «эмпирия». Индуктивный метод фило¬софского познания, предложенный Ф. Бэконом и опирающийся на опыт, получил название эмпиризма. Эмпирическое философствование — это выведение знания из окружающего мира в процессе жизненного опыта и последовательное наполне¬ние изначально пустого или чистого человеческого ума различными представлени¬ями и информацией. Выдвижение Бэконом нового метода познания и убеждение втом, что исследование должно начинать с наблюдений, а не с теорий, ставят его в один ряд с важнейшими представителями научной мысли Нового времени.

ВАЛЕРИ Поль (1871 — 1945) — французский поэт, прозаик, философ, критик. Среди его произведений — поэма «Очарования», философические «Тетради». «Литературные портреты» воскрешают имена и образы выдающихся деятелей фран¬цузской культуры — Вийона, Вольтера, Гюго.

Вся художественная проза Валери проникнута идеей философского осмысле¬ния действительности. Самый знаменитый текст Валери — цикл сочинений под общим названием «Господин Тест», где автор продемонстрировал сам «процесс мышления», показал, что он имеет право на существование не только как отвле¬ченная категория, но прежде всего как действующая сила, способная в художе¬ственной форме влиять на образ мысли и поступки современников.

ВЕБЕР Макс (1864—1920) — немецкий социолог, историк, экономист, юрист. Вебер во многом подверг критике и в определенных моментах развил учение К. Маркса. В социальной структуре общества Вебср наряду с классами выделял группы, обладающие социальным престижем, особым стилем жизни, и группы власти, наиболее явным выражением которых он считал политические партии. Вебер подчеркивал роль культуры, и прежде всего религии, в поведении людей. Решая вопрос о взаимодействии религиозной идеологии и социально-экономи¬ческой структуры общества, Вебер пытался «преодолеть» марксистскую теорию базиса и надстройки и представлял религию самостоятельной активной силой, определяющей возникновение капитализма на Западе вследствие распростране¬ния протестантизма. «Хозяйственная этика» протестантизма наиболее соответ¬ствовала «духу капитализма». Веберу принадлежит также теория бюрократии, ав¬торитета и власти.

ВОЛЬТЕР (Франсуа-Мари Аруэ) (1694-1778) — французский философ, рома¬нист, историк, драматург и поэт эпохи Просвещения, один из величайших фран¬цузских писателей.

182

 

Его творчество было подчинено критике общественных порядков, церкви, суда, королевской власти. Наряду с идеалом просвещенной монархии в произве¬дении «Республиканские идеи» Вольтер выдвигал идеал республики как наиболее разумной формы государственного устройства. По своим философским взглядам Вольтер являлся последователем Дж. Локка, И. Ньютона. Придерживаясь материа¬листического объяснения природы, Вольтер не отказывался от идеи бога как перво¬причины, сообщившей материи движение и способность ощущать и мыслить. В религии он видел узду моральную и социальную, необходимую, чтобы охранять частную собственность и общественный порядок. В то же время Вольтер испыты¬вал страх перед движением низов и изменение общества мыслил в виде «революции сверху», осуществляемой «просвещенным» монархом в интересах нации, надеялся на мирное преобразование общества в «царство разума».

ГЕЛЬВЕЦИЙ Клод Адриан (1715-1771) — французский философ-материалист. Главные принципы этики Гельвеция: I) единственным мотивом всех человеческих поступков является эгоистический интерес; 2) эгоизм выступает как первичный фактор даже в поступках чисто морального свойства; 3) критерием моральности поступка является его полезность для общества; 4) законодательство и воспитание служат приведению к гармонии посредством вознаграждений и наказаний инди¬видуального эгоизма и общественного блага. Главную свою задачу Гельвеции ви¬дел в том, чтобы убедить законодателей и деятелей образования, что гений, добро¬детели и таланты (которым нации обязаны своим величием) зависят не просто от различий в органах чувств, но являются следствием образования, которое, в свою очередь, полностью зависит от характера законов и формы государственного прав¬ления. Поэтому счастье наций — в их собственных руках и зависит всецело от того, насколько серьезно они относятся к развитию образования. Взгляды Гельвеция нашли отражение в его трудах «Об уме», «О человеке, его умственных способностях и его воспитании».

ГЛАДСТОН Уильям Юарт (1809— 1898) — британский государственный дея¬тель, лидер Либеральной партии, премьер-министр. Его правительство провело ре¬форму начального образования, легализовало профсоюзы, ввело тайное голосова¬ние на выборах. После поражения либералов на парламентских выборах в 1874 году Гладстон возглавил оппозицию консервативному правительству Дизраэли. Встав в 1880—1885 гг. во главе правительства, Гладстон продолжал экспансионистскую внешнюю политику консерваторов.

ГОББС Томас (1588—1679) — английский философ и литератор. Материалист, отрицавший существование души, считал психические процессы феноменальным отражением мозговых процессов. Полагал, что в силу изначального природного равенства людей различное выражение человеческих способностей может быть обу¬словлено только условиями воспитания и активностью самого субъекта.

183

 

Гоббс рассматривал государство как договор между людьми, завершивший их естественный догосударственный образ жизни. Резко различал «естественное су¬ществование», где наблюдается «война всех против всех», и «общественный дого¬вор» — состояние общества, в котором1 индивиды отчуждают свои права в пользу одного суверена. Государство, которое Гоббс уподобляет мифическому библей¬скому чудовищу Левиафану (сочинение «Левиафан») — результат договора между людьми, положившего конец естественному состоянию «войны всех против всех». Задача государства — обеспечение общего мира и безопасности.

ГОГОЛЬ Николай Васильевич (1809—1852) — великий русский писатель, про¬заик, драматург, критик. В поэме-романе «Мертвые души», повести «Шинель», комедии «Ревизор» использовал метод критического реализма, оказал решающее влияние на утверждение гуманистических и демократических принципов в рус¬ской литературе.

Гоголь является представителем так называемой «натуральной школы» русской литературы, которую характеризуют обнаружение пошлости жизни; снятие всяче¬ских запретов на тему, материал и т. д.; установка на социальную критику, которой придается целенаправленный аналитический характер; гуманистический пафос решения темы «маленького человека». Главные мировоззренческие идеи Гоголя изложены в книге «Выбранные места из переписки с друзьями». Он конструирует идеальную программу выполнения своего долга всеми «сословиями» и «званиями», от крестьянина до высших чиновников и царя. Гоголь глубоко сознавал жизнестой¬кость человеческого зла, понимал, что никакой общественный прогресс не будет прочным без морального воспитания и перевоспитания каждого.

ГЮГО Виктор (1802—1885)— французский писатель, романист, драматург, глава и теоретик французского демократического романтизма. Гуманист, выступа¬ющий за примирение борющихся сторон, верил в силу слова, в возможность за¬менить классовую борьбу моральным воздействием. В романе «Собор парижской богоматери» Гюго дал контраст чудовищного (Квазимодо) и прекрасного (Эс-меральда), поднял чудовищное до прекрасного и так пришел к торжеству добра. В этом стремлении поднять людей из народных низов до трагических высот и вы¬смеять аристократов — ключ к художественным приемам Гюго. Разрешение соци¬альных проблем для Гюго — в моральном самоусовершенствовании, в нравствен¬ной победе добра над злом. Роман «Отверженные», по характеристике самого Гюго, «представляет движение от зла к добру, от несправедливого к справедливому, от ложного к истинному, от мрака к свету, от алчности к совестливости... от ничтоже¬ства к богу».

ДАЛАМБЕР Жан Лерон (1717—1783) — французский математик, энциклопе¬дист и философ. Работал вместе с Дидро над созданием «Энциклопедии наук, ис¬кусств и ремесел», где вел отделы математики и физики, дал классификацию наук.

184

 

Сомневаясь в существовании бога и выступая с антиклерикальной критикой, Даламбер, однако, не встал на позиции атеизма. В отличие от французских мате¬риалистов Даламбер считал, что существуют неизменные, не зависящие от обще¬ственной среды нравственные принципы.

ДАРЕНДОРФ Ральф (р. 1929) — немецко-британскии социальный мыслитель и общественный деятель. Ранние публикации Дарендорфа связаны с теорией кон¬фликта. В противовес господствующим концепциям он утверждал, что конфликт и изменение представляют собой жизненную силу общества. Свой подход к теории конфликта ученый разрабатывал в двух направлениях. Во-первых, как теоретик ли¬берализма, настаивающий на желательности изменений и реформ ради улучшения жизненных перспектив граждан. Такие его работы, как «Новая свобода», «Жизнен¬ные перспективы», развивают концепцию либерализма, соединяющего внимание к гражданским правам с потребностями развития экономики и ростом чувства со¬циальной солидарности. Вторым направлением работы Дарендорфа по развитию теории конфликта является анализ обществ, в частности, анализ ключевых исто¬рических событий с точки зрения их воздействия на общество. В книге «Общество и демократия в Германии» аналитической и эмпирической проверке подвергаются либеральные теории, ориентированные на проблематику конфликта. Перспективу этой критической проверке задают глобальные социальные изменения, произо¬шедшие в XX в.

ДЖЕБРАН ХалильДжебран (1883-1931) — арабский поэт, драматург, прозаик и художник. В его произведениях отчетливо прослеживаются библейские мотивы, влияние Ф. Ницше и У. Блейка. Основные темы творчества Джебрана, романтика и религиозного мистика по натуре, — жизнь и смерть, любовь, природа, любовь к своему отечеству. Его стихи — глубокие медитации, требующие полноты внимания и открытости ума, они пленяют завораживающей силой и космической мудростью. Его рисунки и картины, которые Огюст Роден сравнивал с произведениями Уилья¬ма Блейка, ошеломляют пластичностью образов и гармонией цвета. Его творче¬ство — сплав «совершенной литературной формы с мистической глубиной содер¬жания», проявление глубочайших побуждений сердца и разума человека.

IS5

 

положение о непротивлении злу силой. Им были сформулированы идеи правового государства и правосознания, лежащие в основе правовой жизни любого народа: «закон духовного достоинства», «закон автономии» (гражданин как внутренне сво¬бодный, ответственный, истинный субъект права) и «закон взаимного признания» (взаимное уважение и доверие между гражданами и государственной властью). Для России после крушения большевизма Ильин считал необходимым найти разумное сочетание монархических и республиканских начал.

КАМЮ Альбер (1913—1960) — французский писатель и философ, лауреат Но¬белевской премии (1957). Центральная тема философии Камю — вопрос о смысле человеческого существования, вопрос о том, «стоит ли жизнь того, чтобы жить». Камю пришел к выводу, что существование человека абсурдно, и сделал категорию «абсурда» исходным принципом своей философии. Камю— автор романов «По¬сторонний», «Чума», «Падение», эссе «Миф о Сизифе», философской книги «Бун¬тующий человек».

По мысли философа, человек может извлечь из абсурда только три следствия: свой бунт, свою свободу и свою страсть. В абсурдном мире ценность жизни изме¬ряется ее бесплодностью. Любой выбор оправдан, лишь бы он был сознателен. На¬стоящий момент и смена настоящих моментов — вот идеал абсурдного человека. В жизни как «борьбе интеллекта с превосходящей его реальностью» человек исчер¬пывает все и исчерпывается сам. Абсурд — это предельное напряжение человека, поддерживаемое всеми его силами в полном одиночестве. Только его сознание и каждодневный бунт служат свидетельством той единственно существующей исти¬ны, которой является брошенный им вызов.

КАНТ Иммануил (1724—1804) — немецкий философ и ученый, родоначальник немецкой классической философии. Исходным принципом его этических взгля¬дов было убеждение в том, что всякая личность самоценна и ни в коем случае не должна рассматриваться как средство для осуществления каких бы то ни было за¬дач, хотя бы и для всеобщего блага. Он сформулировал основной нравственный принцип — «категорический императив», который гласил, что в своих поступках человек должен относиться к себе и к другим только как к цели и никогда — как к средству: «Поступай так, чтобы правила твоего поведения могли стать принципом всеобщего законодательства». Величайшую задачу человеческого рода Кант видел в достижении всеобщего правового (основанного на законах) гражданского состо¬яния. Он выступал также за вечный мир между всеми государствами, средством к установлению и сохранению которого считал развитие международной торговли и общение с взаимной выгодой для различных государств.

КЕЙНС Джон Мейнард (1883—1946) — английский экономист, государствен¬ный деятель, основоположник одного из направлений современной буржуазной экономической мысли — кейнсианства. В работе «Экономические последствия Версальского мирного договора» выступил с критикой экономической политики стран-победительниц Первой мировой войны, которая усиливала послевоенную дезорганизацию хозяйства и закладывала предпосылки новой войны в Европе. Средство спасения капитализма в послевоенной Европе Кейнс видел прежде все¬го в стабилизации капиталистической экономики («Трактат о денежной реформе», «Трактат о деньгах»), В 1941 году Кейнс стал одним из директоров Английского банка, принимал активное участие в разработке и осуществлении экономической, прежде всего финансовой политики Британского государства. В своем основном сочинении «Общая теория занятости, процента и денег» сформулировал принципы экономической политики капиталистического государства. Именно его идеи спо¬собствовали основательной перестройке капитализма, превращению его по сути дела в смешанную систему, в которой действие рыночного механизма, заключен¬ное в цивилизованные рамки законов и общепринятых правил, увязано с государ¬ственным регулированием экономики.

КЛЮЧЕВСКИЙ Василий Осипович (1841-1911) — русский историк, академик Петербургской академии наук, почетный академик по разряду изящной словесно¬сти. Признанный глава московской школы историков. По его учебникам и «Курсу русской истории» учились несколько поколений школьников и студентов.

Ключевский концентрировал внимание на анализе в IX—XVIII вв. социальных и экономических факторов истории общества, что было новым явлением в русской историографии. Ключевский пытался проследить общественно-политическое раз¬витие страны, стремился проанализировать процесс развития общественных клас¬сов, их взаимоотношения и роль в экономической и политической жизни. Раз¬витие классов связывал с материальной основой общества, однако не признавал классовых противоречий и классовой борьбы основой исторического процесса и считал государство примиряющим общенациональным началом.

Ключевский разрабатывал общие вопросы истории крестьянства в России — причины возникновения и отмены крепостного права, этапы его развития, явле¬ния, свойственные крепостному хозяйству. Считал, что крепостная зависимость в России была порождена экономической задолженностью крестьян землевладель¬цам и развивалась на основе частноправовых отношений, а государство лишь за¬конодательно их оформляло. Отрицая последовательную смену социально-эконо¬мических формаций (в частности, наличие в России феодализма).

Отвергая революцию, Ключевский видел свой политический идеал в буржуаз¬ном государстве с представительным правлением и сотрудничеством всех классов.

КОН Игорь Семенович (р. 1928) — современный российский философ и со¬циолог, доктор философских наук, психолог Российской академии образования. Труды И. С. Кона посвящены философии истории, социальной психологии, про¬блемам личности. Многочисленные работы и выступления в прессе посвящены проблемам сексологии.

187

 

ЛАО ЦЗЫ (Ли Эр) (конец VII — начало VI в. дон. э.) —древнекитайскийфило¬соф, автор трактата «Дао дэ изин» («Канон пути и благодати») — канонического сочинения даосизма. Лао Цзы считается основателем даосизма, хотя в своем на¬стоящем виде даосизм имеет весьма мало общего с философией самого Лао Цзы, настолько последняя подверглась с течением времени всякого рода изменениям и искажениям. Основное понятие мировоззрения, изложенного в трактате, — дао, недоступное познанию и невыразимое в словах начало, в котором воплощено единство бытия и небытия и разрешаются все противоречия. Дао в трактате мета¬форически уподоблено воде — подобно ей оно кажется мягким и податливым, на самом же деле неодолимо. Образ действий, соответствующий дао, характеризуется недеянием (увэй), которое расшифровывается как уступчивость, покорность, от¬каз от желаний, борьбы, активных действий. Обращенная к правителю проповедь недеяния означает, что следует отвергнуть роскошь и войну, насилие над людьми и вмешательство в их жизнь. Возглавляющий государство мудрец, преданный недея¬нию, должен осчастливить народ путем возвращения его к примитивной простоте, чистоте и неведению, существовавшим до возникновения цивилизации, культуры и морали.

ЛАРОШФУКО Франсуа де (1613-1680)— французский писатель-моралист, мастер психологического анализа, оставил в наследство потомкам глубокие фило¬софские размышления о человеческих пороках и добродетелях. Его перу принадле¬жат «Максимы» — сборник афоризмов, составляющих цельный кодекс житейской философии. Ларошфуко крайне пессимистически смотрел на природу человека. Основной афоризм писателя: «Все наши добродетели — скрытые пороки».

В основе всех человеческих поступков он усматривал самолюбие, тщеславие и преследование личных интересов. Изображая эти пороки и рисуя портреты че¬столюбцев и эгоистов, Ларошфуко имел в виду преимущественно людей его круга. «Максимы» содержат тонкий психологический анализ нравов французской ари¬стократии, и прежде всего тех сознательных, а чаще бессознательных уловок, с по¬мощью которых подлинные мотивы и интересы маскируются фиктивными этиче¬скими идеалами. Ларошфуко — мастер афористического стиля.

ЛЕЙБНИЦ Готфрид Вильгельм (1646—1716)— немецкий философ-идеалист, математик, физик и изобретатель, юрист, историк, языковед.

В философии Лейбниц явился предшественником немецкой классической фи¬лософии. Стремился синтезировать все рациональное в предшествующей филосо¬фии с новейшим научным знанием на основе предложенной им методологии, важ¬нейшими требованиями которой были универсальность и строгость философских рассуждений. Теория познания Лейбница — идеалистический рационализм — на¬правлена против эмпиризма, он отрицал чувственный опыт как источник знания, утверждал, что таким источником может быть только разум.

188

 

ЛИХАЧЕВ Дмитрий Сергеевич (1906-1999) —российский литературовед, куль¬туролог, общественный деятель. Основные труды — «Национальное самосознание Древней Руси», «Возникновение русской литературы», «Слово о полку Игореве». Во многих своих работах уделял большое внимание проблемам общей теории ис¬кусства. Лихачев впервые показал непреходящую художественную ценность рус¬ских летописей. Он выступал и как популяризатор русской культуры и отстаивал необходимость охраны и изучения памятников старины. В 1986 году организовал Советский (ныне Российский) фонд культуры.

ЛОКК Джон (1632-1704) — английский философ. Локк считается отцом за¬падного либерализма, теоретиком конституционной монархии и разделения вла¬стей на законодательную, исполнительную (включая судебную) и федеративную (внешних сношений), которые находятся в состоянии динамического равновесия в правильно устроенном государстве. В отличие от Томаса Гоббса, трактовавшего «естественное состояние» общества как «войну всех против всех», Локк считал та¬ковым состояние свободы и равенства людей, живущих своим трудом. Однако он полагал, что главное естественное право людей — право на собственность — долж¬но быть закреплено с помощью разумных законов, дабы исключить возникновение конфликтов. Для этого, согласно Локку, путем общественного договора создается политическое общество, формирующее правительство, ответственное перед наро¬дом. Локк был решительным противником теорий божественного происхождения королевской власти. Элементы его политической философии легли в основу идео¬логии и практики американской и Великой французской революций.

МАКИАВЕЛЛИ Никколо (1469—1527)— итальянский писатель, философ, дипломат эпохи Возрождения. Заслугой Макиавелли стали трезвые опенки осо¬бенностей политического развития разных народов, умение выявлять причин¬но-следственные связи важнейших событий прошлого и настоящего, стремление определить закономерности эволюции государственных форм вне теологического контекста, характерного для средневековой политической мысли.

Главный шедевр Макиавелли — «Государь», блестящий и широко известный трактат. Писатель видел силу государя в знании и способности учесть и осмыслить не только современный ход событий, но также и опыт сходных ситуаций в истории, он считал неотъемлемыми качествами правителя трезвость мысли, рационализм, умение принимать во внимание противоречивые интересы различных обществен¬ных кругов, наконец, понимание и использование в интересах государства особен¬ностей человеческой психики. Его образцовый «новый государь», стремящийся к созданию сильного принципата, должен был обладать несгибаемой волей, на¬правленной на осуществление этой задачи, и традиционные нормы морали, как считал Макиавелли, не должны были служить препятствием для достижения столь великой цели. Что же касается оценки различных форм правления — монархии, олигархии и республики, то симпатии самого Макиавелли на стороне последней, хотя он четко отмечает достоинства и недостатки каждой из них. Единовластие не¬обходимо, по его мнению, на начальном этапе формирования централизованного, способного отстоять свою независимость государства. Обретя силу и устойчивость, оно может перейти к «народному правлению». Жесткие методы правления, готов¬ность ради успеха в политике нарушить нормы морали — все это в отрыве от патрио¬тической цели, которой руководствовался Макиавелли, было абсолютизировано в последующей политической мысли и получило название «макиавеллизм».

ВАЛЕРИЙ МАКСИМ (I в. н. э.) — римский писатель. Автор сборника «О за¬мечательных деяниях и изречениях», написанного им в правление императора Ти-берия. Сборник предназначался главным образом для риторов и содержал истори¬ческие примеры, которые можно было использовать при составлении речей.

МОНТЕСКЬЕ Шарль Луи (1689—1755)— французский политический пи¬сатель, историк и социолог, родоначальник европейского либерализма. В книге «О духе законов» рассматривал проблему разумного государственного строя и его организацию. Различал три правильные формы правления (демократия, аристо¬кратия и монархия) и одну неправильную (деспотия). Считая наилучшей формой правления монархию, Монтескье в качестве средства, способного предотвратить трансформацию монархии в деспотию и обеспечить политическую свободу, пола¬гал принцип разделения властей, а также федеративную форму государственного устройства. Монтескье сыграл значительную роль в истории Франции, в развитии мировой общественной мысли как критик королевского деспотизма и идеолог кон¬ституционной монархии. В целом же его политическая программа — программа компромисса между буржуазией и дворянством на условиях совместного участия в осуществлении государственной власти. В области чисто правовой Монтескье выдвинул ряд прогрессивных принципов: равенство граждан перед законом, ши¬рокое избирательное право, свободу слова, печати, совести, отделение церкви от государства, отказ от пыток и суровых наказаний, необходимость международных соглашений о гуманизации методов войны.

НАПОЛЕОН 1 (Наполеон Бонапарт) (1769—1821) — выдающийся французский полководец и государственный деятель, первый консул Французской республики, император французов. Воспитанный на передовых идеях французского Просвеще¬ния, последователь Ж.-Ж. Руссо, Бонапарт воспринял Великую французскую ре¬волюцию с горячим одобрением, в 1792 году вступил в Якобинский клуб.

В 1799 году Наполеон осуществил государственный переворот, фактически предоставивший ему всю полноту власти. Экономическая политика наполеонов¬ского режима была направлена на развитие промышленности и торговли.

Наполеон был человеком огромной личной одаренности, исключительной ра¬ботоспособности, сильного, трезвого ума и непреклонной воли, был беспощаден

190

 

в достижении цели. В области военного искусства показал себя замечательным мастером стратегии и маневренной тактики. Со временем наполеоновские войны утратили свойственные им ранее прогрессивные элементы и превратились в чисто захватнические, закончившись поражением и отречением Наполеона от власти.

НИЦШЕ Фридрих (1844-1900) — немецкий философ, представитель иррацио¬нализма и волюнтаризма, поэт.

Консервативно-романтические взгляды Ницше и его волюнтаризм предо¬пределили его развитие в направлении иррационализма. В философии Ницше переплетаются разнообразные, часто противоборствующие мотивы; анархическая критика современной буржуазной действительности и культуры предстает в виде универсального отчаяния в жизни, которое самим Ницше осознается как явление «нигилизма». В мифе о «сверхчеловеке» культ сильной личности, преодолевающей буржуазный мир вне всяких моральных норм и с крайней жестокостью, сочетается с романтической идеей «человека будущего», оставившего позади современность с ее пороками и ложью.

Противоречивая философия Ницше оказала влияние на различные направ¬ления буржуазной мысли XX в. — философию жизни, прагматизм, экзистенциа¬лизм.

ПАТРИЦИ Франческо (1529—1597) — итальянский гуманист и философ, пред¬ставитель неоплатонизма эпохи Возрождения. В основном сочинении «Новая философия универсума» развил учение о мире как становящейся бесконечности, одушевленной органической целостности, иерархически упорядоченной. Источ¬ник этой органической связи и «родственности» всех вешей — свет, излучаемый божественным всеединством и пронизывающий весь мир.

ПЕРИКЛ (около 490 до н. э. — 429 до н. э.) — древнегреческий политический деятель, стратег Афин. С именем Перикла связаны законодательные мероприя¬тия, приведшие к дальнейшей демократизации афинского государственного строя: фактическая отмена имущественного ценза и замена голосования жеребьевкой при избрании большинства должностных лиц, введение оплаты должностным ли¬цам. Внешняя политика Перикла была направлена на расширение и укрепление афинской морской державы. Популярность Перикла объясняется тем, что прово¬дившаяся им политика отвечала интересам большинства афинских граждан. При нем Афины являлись крупнейшим экономическим, политическим и культурным центром эллинистического мира.

ПИЙ XI (в миру Акилле Ратти) (1857—1939) — папа римский с 1922 по 1939 гг. Осуждал социальные революции и коммунизм. Подписал Латеранские соглаше¬ния, предусматривавшие образование папского государства Ватикан. Блестящий ученый и дипломат, Пий XL расширил дипломатические связи святого престола. В 1937 году издал чрезвычайную энциклику относительно положения церкви в Гер¬мании, протестуя против нарушений обычного права и справедливости в нацист¬ской Германии. Папа напомнил Гитлеру, что человек как живое существо обладает правами, которые не могут нарушаться или подавляться. Такую же энциклику он направил в адрес коммунистов.

ПИРОГОВ Николай Иванович (1810-1881) — русский ученый, врач, педагоги общественный деятель. Один из основоположников хирургии как научной меди¬цинской дисциплины. Впервые в России выступил с идеей пластических операций, впервые в мире выдвинул идею костной пластики. Как педагог Пирогов вел борьбу с сословными предрассудками в области воспитания и образования, выступал за так называемую автономию университетов, за повышение их роли в распростра¬нении знаний среди народа. Стремился к осуществлению всеобщего начального обучения, был организатором воскресных народных школ в Киеве.

В своем исповедально-философском произведении «Дневник старого врача» провозглашал идеи биоцентризма. Беспрерывно текущий океан жизни вмещает в себя всю Вселенную, проницает все ее элементы, группирует и перегруппировыва¬ет их в более сложные образования, приспособленные к различным целям жизни. Причем этот океан жизни есть не «бессознательная воля», а высший вселенский разум. Наше Я — не продукт взаимодействия материальных элементов, а частица мирового разума (микрокосм нашего разума— частица макрокосма вселенского разума).

ПИТЕР Лоуренс — современный американский литератор, автор популярных книг по практической психологии «Закон Мерфи: Мерфология — общая и част¬ная». В книге «Принцип Питера», ставшей мировым бестселлером еще в конце 60-х гг. XX в., автор выводит смешной и очень точный закон всеобщей некомпе¬тентности. Смысл закона в том, что каждый следующий шаг компетентного в сво¬ем деле человека подводит к той верхней ступени, которая превышает предел его профессионализма. Индивидуум может оказаться на своем уровне некомпетент¬ности, если ступенька, преодолеваемая им при назначении на новую должность, будет слишком высока.

ПЛАТОН (428/427-348/347 гг. до н. з.) — древнегреческий философ, ученик Сократа, основатель первой в мире Академии в Афинах, просуществовавшей поч¬ти тысячу лет. Создатель системы объективного идеализма. Философия Платона изложена в диалогах, отличающихся своей художественной формой. По учению Платона, идеи образуют вечный, духовный мир истинного неизменного бытия, единичные вещи — только чувственные проявления идей, их копии. Все идеи объ¬единяются в идее блага, отождествляемой Платоном с божеством. Высшей обще-

192

 

ственной идеей считал благо, идеальное государство представлял как иерархию трех сословий: правителей-мудрецов, воинов и чиновников. Платон требовал полного слияния личности с государством, самой строгой регламентации всей жизни граж¬дан, включая вопросы брака и воспитания детей, запрета частной собственности.

ПОБЕДОНОСЦЕВ Константин Петрович (1827—1907) — известный юрист и государственный деятель, обер-прокурор Синода. Преподавал законоведение ве¬ликим князьям, будущим императорам Александру Ш и Николаю II. Автор Ма¬нифеста 29 апреля 1881 года об укреплении самодержавия. Победоносцев был противником западноевропейских политических учреждений, народного предста¬вительства, суда присяжных, свободы печати.

РУЗВЕЛЬТ Франклин Делано (1882-1945) — государственный деятель США, президент США в 1933—1945 гг. На этом посту принял меры по государственному регулированию экономики, считая, что они способны ее оздоровить. Правитель¬ство Рузвельта пошло также на некоторые уступки в социальной области. В целом реформы Рузвельта, получившие название «новый курс», знаменовали собой но¬вую ступень в развитии государственно-монополистического капитализма США. Во внешней политике проявил себя как реалистически мыслящий государ¬ственный деятель. В 1933 году правительство Рузвельта установило дипломатиче¬ские отношения с СССР. Рузвельт сознавал опасность, грозящую США со стороны фашизма, и осуждал агрессивные замыслы Германии, Италии, Японии. С нача¬лом Второй мировой войны выступил за оказание поддержки Великобритании и Франции против фашистской Германии. После нападения фашистской Германии на СССР заявил о готовности США оказать поддержку борьбе советского народа, внес крупный вклад в создание и укрепление антигитлеровской коалиции. Высту¬пал за сохранение и укрепление сотрудничества между СССР и США в послевоен¬ный период.

РУССО Жан-Жак (1712—1778)— французский философ-просветитель, пи¬сатель, композитор. Социально-философские взгляды Руссо нашли отражение в его трактатах, где он подверг критике современную цивилизацию, основанную на неравенстве и жестокой эксплуатации народа, и противопоставил ей «естествен¬ное состояние», где люди были равны и свободны, не зная власти общества с его системой принудительных узаконений. Руссо утверждал, что основанием неравен¬ства явилась частная собственность, причем имущественное неравенство породило политическое, закрепленное образованием государства. Руссо считал, что по мере развития цивилизации неравенство углубляется, и обосновывал право народа на восстание: современное государство держится силой, и только сила может его низ¬вергнуть,

В трактате «Об общественном договоре» он нарисовал картину идеального об¬щества, максимально приближенного к природе. Государство возникает на основе добровольного соглашения, договора, а люди пользуются свободой лишь как пол¬ноправные члены государства. Теория общественного договора приобрела у Руссо радикально-демократический характер. Условием свободы является равенство, и не только политическое, но и имущественное, его обязано охранять государство, не допуская поляризации богатства и нищеты.

СААДИ (Муслихаддин Абу Мухаммед Абдаллах ибн Мушрифаддин) (между 1203/10—1292) — персидский писатель и мыслитель.

Перу Саади принадлежат «Пять меджлисов» — прозаические, пересыпанные стихами «послания»-поучения в религиозно-философском духе, «наставления ца¬рям», ответы на некоторые сложные нравственно-богословские вопросы, а также поэмы, элегии, стихи. Основу литературных проповедей Саади составили светлые идеи человечности.

СЕНЕКАЛуций Анней (4—65 гг. н. э.) — знаменитый философ, драматург, по¬литический деятель. Располагал обширными знаниями, умением глубоко прони¬кать в природу, в сущность человека. Философия, согласно Сенеке, является нрав¬ственно-религиозным руководством в жизни. Исходя из нравственных слабостей человека Сенека требовал нравственной строгости по отношению к самому себе и разумной, свободной от сострадания снисходительности к ближнему. Высшая до¬бродетель — верность самому себе. Наиболее известное его произведение — «Нрав¬ственные письма к Луцилию», этико-философское сочинение, в котором обсужда¬ются разнообразные жизненные ситуации, идеи, мнения и предубеждения.

СИР Публий (I в. до н. э.) — римский поэт, автор мим с нравоучительными сен¬тенциями. Сохранились только фрагменты его пьес и два названия: «Пьяницы или Лесорубы» и «Брюзга». Под именем Публия Сира до нас дошел сборник моральных сентенций, составленный уже в I в. н. э., в котором содержались житейские макси¬мы разных писателей.

СМИТ Адам (1723—1790) — шотландский экономист и философ. Автор книг «Теория нравственных чувств», «Исследования о природе и причинах богатства на¬родов», которые положили начало развитию политэкономии как отдельной дис¬циплины и созданию первой системы экономических знаний.

Смит выступал идеологом промышленной буржуазии XVI11 в., когда она игра¬ла прогрессивную роль. Он подверг критике феодальные институты и пережитки, тормозящие развитие капитализма. Признавая своекорыстный интерес основным мотивом хозяйственной деятельности, «естественным порядком» в области эконо¬мической жизни считал свободную конкуренцию, господство частной собствен¬ности, ограничение всякого рода монополий, свободу торговли, невмешательство государства в экономику.

194

 

Заслуга Смита — разработка важнейших категорий трудовой теории стоимости. Смит обрисовал классовое строение буржуазного общества, выделив три его основ¬ных класса: наемных рабочих, капиталистов и земельных собственников, причем наемных рабочих он противопоставлял остальным двум классам. Экономическое учение Смита оказало большое влияние на развитие экономической мысли.

СОКРАТ (ок. 470—399 г. до н. э.) — древнегреческий философ. Проповедовал на улицах и площадях Афин, ставя своей целью борьбу с софистами и воспитание молодежи. Был казнен (принял яд), как гласило официальное обвинение, за вве¬дение новых божеств и за развращение молодежи в новом духе. Сократ не оставил после себя каких-либо сочинений, источниками сведений о его жизни и учении являются сочинения его учеников Ксснофонта и Платона, в большинстве диалогов которого Сократ выступает как главное действующее лицо.

Сократ был одним из родоначальников философской диалектики, понимаемой как нахождение истины при помощи бесед. Обратился к анализу человеческого со¬знания и мышления. В этике основной тезис Сократа гласил, что добродетель есть знание, или мудрость, что знающий доброе обязательно и поступает по-доброму, а поступающий по-злому или не знает, что такое добро, или творит зло в целях конечного торжества добра. В понимании Сократа не может быть противоречия между разумом и поведением.

В последующие эпохи образ Сократа часто выглядел как идеальное воплоще¬ние мудреца.

СОЛЖЕНИЦЫН Александр Исаевич (р. 1918) — русский прозаик, поэт, дра¬матург, публицист, общественный деятель. Лауреат Нобелевской премии по лите¬ратуре (1970). Среди самых известных произведений — «Архипелаг ГУЛАГ», опыт художественного исследования государственной системы уничтожения людей в СССР. Книга получила международный резонанс, повлияла на изменение обще¬ственного сознания, в т. ч. на Западе. В десятитомном «Красном колесе» на огром¬ном фактическом материале рассматриваются причины революции (слабость власти, упадок религии, общественный радикализм) и ее ход, анализируются по¬литические и идеологические платформы различных партий и групп, обосновы¬вается возможность альтернативного исторического развития России. В публици¬стических статьях «Как нам обустроить Россию», «Русский вопрос» к концу XX в.» Солженицын отстаивает религиозные, национальные и классические либеральные ценности, призывает к личной и общественной ответственности.

СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич (1853—1900) — религиозный философ, поэт, публицист, разрабатывавший нравственные проблемы.

Понимал правду как реализацию христианского идеала. Социальный идеал Со¬ловьева — «свободная теократия» или «вселенская церковь», чуждая какого-либо

13"

 

национализма и объединяющая православие, католицизм, протестантизм. Реа¬лизация этого идеала предполагает «свободную теургию», созидающую конечную стадию истории — «Богочеловечество» (труд Соловьева «Чтения о Богочеловече-стве»). Основной пафос соловьевской «философии всеединства» — «оправдание добра». Смысл человеческой жизни он видел в осуществлении человеком, обще¬ством и человечеством в целом идеи добра.

Соловьев стоит у истоков нового религиозного сознания начала XX в.: богои¬скательства и религиозной философии С. Н. Булгакова и П. А. Флоренского.

СОРОКИН Питирим Александрович (1889—1968) — русско-американский со¬циолог. Родился в России, с 1922 года в эмиграции. Рассматривал историческую действительность как иерархию в разной мере интегрированных культурных и со¬циальных систем. В основе идеалистической концепции Сорокина — идея о прио¬ритете сверхорганической системы ценностей, значений, «чистых культурных си¬стем», носителями которых являются индивиды и институты. Сорокин выделяет три основных типа культуры: чувственный — в нем преобладает непосредственное чувственное восприятие действительности; идеациональный, в котором преоб¬ладает рациональное мышление; идеалистический — господствует интуитивный метод познания. Тип культуры определяется господствующим мировоззрением, выраженным в праве, искусстве, философии, науке, религии и структуре обще¬ственных отношений, радикальное преобразование и смена которых происходят в результате кризисов, войн, революций. Кризис современного буржуазного обще¬ства Сорокин связывал с развитием материализма и науки и выход из него видел в будущей победе религиозной «идеалистической» культуры. Сорокин — один из родоначальников теорий социальной мобильности и социальной стратификации.

Работы Сорокина: «Система социологии», «Социология революции», «Обще¬ство, культура и личность».

СУМАРОКОВ Апександр Петрович (1717—1777)— русский драматург. Из¬бранное им литературное направление — классицизм. Действующие лица трагедий являются у Сумарокова рупорами идеи «просвещенного абсолютизма», а вся она — школой гражданской добродетели для подданных и монарха. Дидактическая задача ставится и комедии — «издевкой править нрав», высмеивая невежество и скопи¬домство провинциальных помещиков, поверхностную «образованность» щеголей и щеголих и особенно ненавистное Сумарокову подьяческое (чиновничье) сословие. Цель Сумарокова — повысить культурный уровень дворянства и указать истинную, по мнению автора, причину государственного нестроения (начинавшегося кризиса помещичьего хозяйства) — злоупотребления низших агентов власти, мелкой бюро¬кратии. Это не мешало ему быть убежденным сторонником крепостной системы, врагом каких бы то ни было преобразований в этой области. Сумароков — автор трагедий «Хорев», «Синав и Трувор», «Димитрий Самозванец».

196

 

ТАГОР Рабиндранат (1861 —1941) — индийский писатель и общественный дея¬тель, лауреат Нобелевской премии (1913). В своих произведениях дал обобщенную картину колониальной действительности, произвола властей, забитости крестьян, создал образ борца с несправедливостью. Поэт призывал бенгальцев сплотиться в борьбе с тиранией. Тагор был одним из руководителей национально-освободитель¬ного движения. Стихотворение Тагора «Душа народа» стало национальным гим¬ном Индии.

ТОЛСТОЙ Лев Николаевич (1828—1910) — великий русский писатель. Заявил себя исследователем человеческой природы, желающим понять сокровенные зако¬ны, по которым движется сознание «естественного человека», чуждого сословным привилегиям.

Аристократ по воспитанию и семейной традиции, Толстой в своей жизни ис¬пытал глубокий духовный кризис и нашел выход из него в сближении с народом, его интересами, нуждами.

В романе «Война и мир» писатель отвечал на насушное стремление литературы 60-х гг. XIX в. понять ход исторического развития, роль народа в решающие эпохи национальной жизни.

Разочарование в буржуазных реформах 60-х гг., не принесших ожидаемого со¬циального мира, успокоения и благоденствия, сознание тщеты жизни вообще, и в особенности перед лицом неизбежной смерти, приводит к усилению религиозных настроений Толстого. К характерной для него и прежде критике материалистиче¬ских и позитивистских теорий прогресса, к апологии наивного сознания добавляет¬ся теперь резкий протест против государства и казенной церкви, против привилегий и образа жизни своего класса. Сторонник резкой социальной критики, Толстой вме¬сте с тем выступил с проповедью непротивления злу насилием, считая единственно разумными средствами борьбы со злом его публичное обличение и пассивное не¬повиновение властям. Путь к грядущему обновлению человека и человечества он видел в индивидуальной духовной работе, нравственном усовершенствовании лич¬ности и отвергал значение политической борьбы и революционных взрывов.

Резкая критика церковных обрядов в «Воскресении* была одной из причин от¬лучения Толстого святейшим Синодом от православной церкви.

Через все его творчество проходит тема мучительных поисков нравственного идеала в приобщении к естественной жизни народа, к природе. Вся цивилизация, по его мнению, является злом, принося людям только одни несчастья, поэтому до¬лой все «культурные блага», ортодоксальную церковь, государство с его принужде¬нием, вообще всякое насилие, даже сопротивление ему. Простой крестьянский об¬раз жизни и труд, самоотречение во имя служения богу и ближнему, установление царства божьего на земле — таковы его идеалы.

Творчество писателя знаменовало новый этап в развитии русского и мирово¬го реализма, перебросило мост между традициями классического романа XIX в. и литературой XX в. Реализму Толстого свойственны особая откровенность тона,

197

 

прямота и вследствие этого сокрушительная сила и резкость в обнажении социаль¬ных противоречий. Толстой оказал огромное влияние на эволюцию европейского гуманизма, на развитие реалистических традиций в мировой литературе.

ФЕЙЕРБАХ Людвиг Андреас (1804—1872) — немецкий философ-материалист и атеист. Пытался объяснить мир из него самого. По его мнению, понятия «бытие», «природа», «реальность» обозначают одно и то же.

Главным делом жизни Фейербаха была борьба против религии. Первоисточ¬ник религиозных иллюзий Фейербах усматривал в чувстве зависимости, бессилия человека по отношению к неподвластным его воле стихиям и силам. Религия, по мысли Фейербаха, парализует стремление человека к лучшей жизни в реальном мире и к преобразованию этого мира, подменяет его покорным и терпеливым ожи¬данием грядущего сверхъестественного воздаяния. Отвергая религиозный культ, Фейербах противопоставлял ему культ человека, облекаемый им в религиозную оболочку «обоготворения человека». Фейербах рассматривал свой девиз «человек человеку бог» как противоядие от теистической религии. Поэтому в центре учения Фейербаха — человек как «...единственный, универсальный и высший предмет фи¬лософии». Антропологический материализм Фейербаха исходит из рассмотрения человека как психофизиологического существа. Человек, по Фейербаху, есть ма¬териальный объект и одновременно мыслящий субъект. С этой позиции Фейербах отвергал вульгарный и механический материализм.

В последние годы жизни Фейербах проявлял большой интерес к социальным и экономическим проблемам, изучал «Капитал» К. Маркса, а в 1870 году вступил в социал-демократическую партию.

ФОРД Генри (1863—1947) — американский промышленник, один из основа¬телей автомобильной промышленности США. Начал карьеру с ученика механика, несколько лет работал механиком в различных компаниях, потом главным инже¬нером. Создал свой первый автомобиль с четырехтактным двигателем внутреннего сгорания, основал компанию «Форд мотор», которая впоследствии стала одной из крупнейших в мире автомобильных компаний. На своих заводах широко внедрял стандартизацию и ввел конвейерную сборку. Свои представления об организации труда и производства изложил в произведениях «Моя жизнь и работа», «Сегодня и завтра», «Движение вперед».

Представитель классической школы менеджмента, он на всех ступенях управ¬ления рекомендовал принцип сочетания власти и ответственности. Форд считал, что регламентировать исключительно все производственные процессы, тем более с активным участием человека, невозможно, так как сложности регламентации обу¬словлены самой природой человека, который всегда, в той или иной степени, стре¬мится к определенной самостоятельности и противится принуждению. Учитывая это обстоятельство, Форд руководствовался в управлении следующими простыми

правилами: избегайте ненужных формальностей в отношениях с подчиненным, хорошо оплачивайте труд подчиненного и не заставляйте работать сверх нормы, используйте наилучшее, современное оборудование, поддерживайте его в поряд¬ке и настаивайте на абсолютной чистоте, чтобы люди уважали себя и свое рабочее место.

ФРАНКЛИН Бенджамин (1706—1790) — американский государственный дея¬тель и ученый (основная область исследований — физика), участник Конституци¬онного конвента по выработке Конституции США 1787 года.

В основе политических воззрений Франклина лежит концепция естественных и неотъемлемых прав человека, к которым он относил жизнь, свободу, собствен¬ность. Полагая, что основой государства является общественный договор, Фран¬клин утверждал право народа на восстание в случае нарушения правительством этого договора. Первоначально Франклин выступал за усиление самостоятельно¬сти колоний в рамках Британской империи, затем с развитием революционного движения — за отделение колоний от метрополии и провозглашение политической независимости. Был решительным противником рабства.

Этические воззрения Франклина основывались на представлении о естествен¬ном, утилитарном характере нравственности, которая должна быть освобождена от религиозной санкции.

ФРОММ Эрих (1900—1980)— немецко-американский философ, психолог. С 1925 года работал как практикующий психоаналитик, но в основном его привле¬кали теоретические проблемы, прежде всего вопрос о соотношении социального и биологического в человеке. Стремился синтезировать идеи молодого Маркса с психоанализом и другими современными философскими учениями (экзистен¬циализмом, философской антропологией и др.). Фромм критиковал стремление ортодоксальных фрейдистов сводить социальное в человеке к инстинктам. Как здоровая, так и больная психика рассматриваются Фроммом в связи с различными культурными факторами, социальными отношениями, господствующими в дан¬ном обществе.

Опираясь на идеи психоанализа, экзистенциализма и марксизма, стремился разрешить основные противоречия человеческого существования — между эгоиз¬мом и альтруизмом, обладанием и бытием как двумя способами жизнедеятельно¬сти индивида, негативной «свободой от» и позитивной «свободой для». Пути выхо¬да из кризиса современной цивилизации видел в создании «здорового общества», основанного на принципах и ценностях гуманистической этики.

ХАЙЕК Фридрих Август (1899—1992) — австрийский экономист, один из пред¬ставителей и наиболее крупная фигура неоавстрийской школы экономики моне¬таризма, один из самых ярких защитников концепции свободного рынка и невме-

199

 

шательства государства в экономику, критик социализма, коммунизма, этатизма и тоталитаризма. Работы Хайека посвящены торговому циклу, денежному обра¬щению, ценообразованию и др. Хайек — создатель теорий «спонтанного порядка» и «правил верного поведения». Удостоен в 1974 году Нобелевской премии по эко¬номике.

Основные идеи и принципы экономической науки изложил в работах «Цены и производство», «Дорога к рабству», «Конституция свободы*, «Безработица и моне¬тарная политика: государство как источник делового цикла».

ЦИЦЕРОН Марк Туллий (106—43 гг. до н. э.) — древнеримский государствен¬ный деятель, оратор, писатель.

Политический идеал Цицерона — «смешанное государственное устройство», сочетающее элементы монархии, аристократии и демократии, образцом которого Цицерон считал Римскую республику начала II в. до н, э. Философский идеал — со¬единение теоретического скептицизма, не знающего истины, допускающего лишь вероятность, с практическим стоицизмом, неукоснительно следующим нравствен¬ному долгу, совпадающему с общественным благом и мировым законом. Оратор¬ский идеал Цицерона — сознательное владение всеми средствами, способными за¬интересовать, убедить, увлечь слушателя.

Из сочинений Цицерона сохранились 58 судебных и политических речей, 19 трактатов, свыше 800 писем, являющихся уникальным памятником латинско¬го разговорного языка и источником сведений об эпохе гражданских войн в Риме. Вопросам права и закона посвящены такие его работы, как «О государстве», «О за¬конах».

Цицерон был последовательным сторонником республиканского строя, поэто¬му и государство он понимал как дело народа, достояние народа. Основную причи¬ну происхождения государства и права Цицерон видел во врожденной потребности людей жить вместе. Он отмечал изначальную связь государства и собственности и видел одну из причин образования государства в необходимости охраны собствен¬ности. Цицерон приписывал государству и праву божественную природу, в то же время их происхождение согласуется с велениями человеческой природы. Он был одним из первых теоретиков идеи естественного права, и вся его правовая теория пронизана обращением к природе, ее законам и разуму. Отсюда требования Цице¬рона, чтобы человеческие установления соответствовали справедливости и праву, ибо ни право, ни справедливость не зависят от мнений и усмотрений людей.

ЧЕРЧИЛЛЬ Уинстон Леонард Спенсер (1874—1965) — политический и госу¬дарственный деятель, премьер-министр Великобритании, лидер Консерватив¬ной партии. Занимаясь в 1921 — 1922 годах вопросом колоний Великобритании, он принимал непосредственное участие в создании некоторых арабских государств и решении вопроса создания еврейского государства на Ближнем Востоке в рамках мандата, предоставленного Лигой наций Британии на управление Палестиной.

200

 

В период Второй мировой войны был одним из организаторов антигитлеров¬ской коалиции и второго фронта в Европе. Приверженец демократической формы правления, после Второй мировой войны являлся одним из идеологов политики «холодной войны».

В 1953 году Уинстон Черчилль получил рыцарский титул и Нобелевскую пре¬мию по литературе за многотомный труд «Вторая мировая война».

ЧЕХОВ Антон Павлович (1860—1904) — великий русский писатель, драматург. В своих произведениях «Степь», «Палата № 6», драмах «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад» дал ряд неподражаемых по силе художественной изобра¬зительности и глубине психологического анализа, выпуклых и ярких картин быта купцов, чиновников, актеров, врачей, учителей. В творчестве Чехова преобладал критический реализм, который предполагал обращение к насущным проблемам общества, попытку художественными средствами наметить пути их решения.

С особой глубиной и объективностью Чехов раскрывал образ русской интелли¬генции, проблему бездуховности.

ЭМЕРСОН Ралф Уолдо (1803—1882) — американский философ-идеалист, поэт и эссеист. Философские взгляды Эмерсона сформировались под влиянием немец¬кого классического идеализма. Эмерсон рассматривал природу как воплощение духовного абсолюта. Человеческая душа, по Эмерсону, — микрокосм, образующий промежуточное звено между макрокосмической «сверхдушой» и природой.

           

           




1. Статья 784 Общие положения о перевозке 1
2. П. И. Бартенев
3. Введение Существует ли Бог на самом деле Глава первая Сознание Процветания Глава вторая Закон пустоты
4. Субъекты международного права
5. ЗМЗ Сохранение рабочих мест
6. Бах превосходно знал немецкую органную музыку хоровую полифонию эпохи Возрождения особенности немецкого
7.  Обработка поверхности образующей размер 164
8. линейная комбинация требует уточнения
9. Вита Оглавление О книге К читателю Благодарности Введение Часть I
10. Тема 1. Социология управления как специальная социологическая теория 1.
11. Лекція 18 СУТНІСТЬ ПЕДАГОГІЧНОЇ ДІЯЛЬНОСТІ ТА МАЙСТЕРНОСТІ ВЧИТЕЛЯ планконспект Лра- Педагогічна
12. высокая культура противопоставляемая массовой культуре по типу воздействия на воспринимающее сознание
13. Анализ международного контракта купли-продажи
14. Реферат- Новые измерения отношений Север ’ Юг.html
15. ПРОЛОГ Гул Взрыва стоял в ушах еще неделю после того как грянуло
16. Вступил в силу 0608
17. ТЕМА- СИНАНТРОПНЫЕ СРЕДСТВА.
18. Становлние советского права в 1917-1920 гг
19. Истории успеха- саморегулирование32.html
20. 2012 учебный год Целями является- содействие администрации и педагогическому коллективу в