Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

а предреформенная Россия; б пореформенная Россия

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 9.11.2024

Периодизация русской художественной культуры.

  1.  Языческая Русь. До 988 г.
  2.  Искусство древней Руси XXVII вв. Почему 8 веков было искусство древней Руси? До Петра. И было 2 искусства – народное искусство, и церковное искусство. Не было гражданской архитектуры, изо, не было симфонии. У нас скоморохи, обряды.
  3.  Искусство просвещения XVIII в
  4.  Искусство XIX века. Оно делится на 2 периода, в связи с отменой крепостного права:

а) предреформенная Россия;

б) пореформенная Россия.

  1.  Искусство серебряного века (90-е гг. XIX в. – 20-е гг. XX в.) Русский культурный ренессанс («возрождение»)
  2.  Искусство социалистического реализма. 1917 г. – 1985 г. (до перестройки). Искусство должно быть идеологичным и нести в массы – идеологию партии.
  3.  Искусство посткоммунистического пространства. 1991 г. – до наст. вр. Разнообразие культур, плюрализм, синтез различных культур, свободное творчество, соединение искусства с техническим прогрессом.

Языческая Русь

Свадебный обряд – невеста и жених едут на разных машинах к ЗАГСу – почему? Идет это с языческих времен: предки боялись нечистой силы, поэтому, когда женились, чтобы запутать нечистую силу, ехали на разных повозках (машинах).

Жених вносит в порог жену – потому что порог это самое томное и непонятное место – потому что языческий человек делил мир на свой дом и чужой – то, что за порогом. И где найдешь эту грань.

Обряд похорон – покойника несут вперед ногами. Покойника боялись, так как он уже был в чужом мире. Выносили вперед ногами, чтобы он видел куда идти, но не видел куда возвращаться. Дорогу к могиле закрывали еловым лапником, для того чтобы закрыть следы, ведущие к дому. Чтобы душа, возвращаясь, покололась об эти ветки.

Эти обряды сохранились, потому что церковь не могла все это уничтожить.

Язычество – это политеизм (многобожие). На Руси было два раздела богов – высшие и низшие.

Высшие:

Ярило – яростный, страстный, выражает сильные эмоции, неподконтрольные рассудку и часто связанных с идеей плодородия, размножения, физической любви. Его можно назвать в какой-то степени богом любви.

Даждьбог – бог солнца, "дающий бог", "податель всех благ"

Стрибог – бог ветра

Перун – бог грозы, грома, покровитель воинов и витязей

Велес – покровитель домашнего скота и богатства, воплощение золота, попечитель торговцев, скотоводов, охотников и землепашцев

Род – родитель всего живого и сущего (корень во всех главных словах — приРода, плодоРодие, уРожай). Можно провести параллель между Родом и Саваофом (один из имён-эпитетов Бога в иудейской и христианской традициях).

Низшие:

Леший

Русалка

Водяной

Домовой (если семья переезжала, она забирала своего домового)

Полевик (нужен для того, чтобы гонять ребятишек с этого поля)

Банник – дух бани

Кикимора

В языческие времена искусство представляло собой первобытный синкретизм. Отличие понятий синтез и синкретизм: театр – это синтез искусств: актерское, вокальное, танцы, декорации, костюмы; то есть из целого берется часть, и она существует отдельно. Синкретизм – неразделенность, слитность видов искусств. Это значит, что просто так не пели. Например, охота: устраивали театральное действо, изображающее охоту, чтобы это принесло удачу в охоте. Втыкали копья в медведя (костюм).

В языческой Руси были созданы календарные и семейно-бытовые обряды. Календарные обряды связаны с земледельческим календарем. Семейно-бытовые – с циклом жизни человека.

С принятием христианства языческие представления переплелись с верой. Это явление получило название православно-языческий синкретизм.

В язычестве было 3 особенности сознания:

  1.  Анимизм – это одухотворение всего живого и неживого. Anima – душа. Стены имеют дух, доска имеет душу. Душа бывает злой и бывает доброй.
  2.  Фетишизм – религиозное поклонение материальным предметам — фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства. (Например, мы пришли давать зачет, пришли в определенной одежде, через 5 минут вышли радостные. И потом на все предметы будем ходить в этой же одежде. 5 рублей кладем под пятку. 12 часов ночи – 400 глоток орут – шара приди – начинают из неба доставать звезды. И лепят шар – и каждая рота отрывает от шары, потом себе от шары. Закатывают под тумбочку и закрывают на время сессии)
  3.  Тотемизм – вера в родство между племенем и так называемым тотемом — животное, растение, насекомое, птица, реже явление природы. Тотем – предмет религиозного почитания группы, носящей его имя. Российское тотемное животное – медведь. Русский языческий человек считал – что он произошел от медведя – он сильный, мощный, постоит всегда за свои интересы. Австралийские – паук – они лазают по деревьям и такие ловкие. Индийская деревня – обезьяна (отношение осталось до сих пор и теперь обезьяны расплодились до безобразия, нападают и отбирают еду). Два вида отношения к тотемам: или не трогают, или наоборот, поглощают, подпитывая себя их силой.

От языческой Руси до нас сохранились обряды и фольклор (сказки, пословицы, былины). Эпизодическая роль медведя есть в любой русской сказке.

Семеро одного не ждут – число семь – счастливое языческое число – состоит из 3 и 4… 4 стороны света – и 3

Збручский идол, домашняя утварь и мортыновские пластинки.

Збручский идол — единственный памятник, который сохранился от языческих времен. На реке Збруч нашли изваяние – это столб. С богатыми рисунками и с четырьмя лицами

Мортыновские пластинки (похожие на НЛО) потому что они плоские и ставились на седло лошади.

Киевская Русь

Масленица. Сжигание чучела — торжество православия над язычеством, или проводы зимы. Блины — языческий символ.

Прежде того, как принять христианство, князь Владимир тщательно ознакомился с различными вероисповеданиями. В 987 г. к нему пришли послы от соседних народов: католики, магометане, евреи и православные. Каждого из них князь расспросил о его вере. Выслушав мусульманина, Владимир остался доволен возможностью иметь много жен – у него самого имелось 800 наложниц. Однако он не мог примириться с запретом на вино и заявил: «На Руси есть веселье пить, не можем без того быть». Иудей признался, что его племя за грехи рассеяно по всей земле. Это не устраивало князя. Свою веру предлагали и христиане западного обряда. Владимир довольно быстро отпустил всех послов, но с православными долго беседовал: ему интересно было побольше узнать о вере, за которую с такой решимостью приняли мучения Феодор и Иоанн.

После этого Владимир, посоветовавшись с дружиной и со старейшинами, послал 10 "добрых и смысленых мужей" объехать соседние страны и исследовать все веры на их местах. Когда послы вернулись, то они больше всего хвалили "греческую веру", т.е. православную. Вот как они описывали богослужение в Царьграде, в знаменитом храме Св. Софии: "и не свемы, на небе есьмы были, ли на земле", т.е. "[стоя в храме], мы не знали, где находимся: на небе или на земле". Послы также сказали: "Не даром бабка твоя, княгиня Ольга, мудрейшая из людей, приняла греческую веру".

Расцвет Киевской Руси связан с развитием христианства. Из Византии к нам пришло строительство храмов, церковное пение, иконопись, одежда. Переняв все из Византии, русские люди приспособили все к особенностям национального богослужения.

Купола. в Византии были более плоскими,  и у нас на них скапливалась вода, снег. И потом появились шлемовидные, а потом луковичные.

Пение. Русские сделали все - изменили стихи, мелодию и приспособили к себе.

К нам из Византии пришли иконы (которые направлены на то, чтобы устрашить) там были глаза черные большие, пронзающие. Но наши переделали их – как спасительный знак. Поплакать, выговориться.

Церковное искусство обладало несколькими признаками:

  1.  каноничность;
  2.  анонимность;
  3.  символичность;
  4.  соборность.

Каноничность. Происходит от слова канон. Канон это образец, по которому мы должны действовать. В музыке существовали подобны, которые использовал головщик или распевщик для создания песнопения. Он не мог придумывать свои ноты. Канон в архитектуре: церковь строилась на возвышении с запада на восток, это значит, что при входе в дверь на западе, глаза устремляются на восток. Потому что с востока должно быть пришествие Христа, с востока встает солнце. Западная стена для устрашения: на них рисовали сцены разрушения мира, страшного суда.

Рисовали икону – по прорисям (контурный рисунок иконописной работы по канону). И язычники сжигали их –  и говорили, что вы тоже поклоняетесь идолам.

Символичность заключается в том, что каждый сюжет, цвет, количество куполов, жест имел свою символику

Символика храма. С точки зрения житейства – луковичные купола были придуманы для защиты от осадков. Шлемовидные — охраняют церковь. Луковичные купола, на подобие пламени свечи, и когда мы молимся в церкви, наша молитва уходит вверх. В куполе изображается Глава Церкви – Христос Вседержитель. В ранних христианских храмах глава храма напоминала череп, голову (например, собор св. Софии в Константинополе)

Плохое отношение к четным числам, и хорошее отношение к нечетным. Это связано с древними представлениями (четные — плохо, нечетные — хорошо)

Символика чисел:

Многоглавие храмов. Количество глав храма раскрывает в числовой символике иерархию устроения небесной Церкви:

1 — знаменует единство Бога.

2 — соответствуют двум естествам Богочеловека Иисуса Христа.

3 — знаменуют Святую Троицу.

4 — обозначают Четвероевангелие и его распространение на четыре стороны света.

5 — обозначают Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов.

7 — знаменуют семь таинств Церкви, семь даров Святого Духа, семь Вселенских соборов.

9 — связаны с образом небесной Церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников.

13 — знамение Господа Иисуса Христа и двенадцати апостолов.

25 — могут быть знамением апокалиптического видения престола Святой Троицы и двадцати четырех старцев (Откр. 11, 15–18) или обозначать похвалу Пресвятой Богородице (25 икосов и кондаков древнейшего акафиста Богородице), в зависимости от посвящения храма.

33 — число земных лет Спасителя.

Количество глав связано с посвящением главного престола храма, а также часто и с количеством престолов, соединенных в одном объеме.

Символика цвета:

Желтый, золотой – цвет небесного сияния. Царство божие сияет.

Красный – цвет жизни, жертвы. Невесты – выходили замуж в красном, то есть она ходила в новый цвет и еще она была красна девица (красна, красивая)

Пурпурный цвет (темно-бардовый, свекольный) — цвет царской власти. Выходит король обычно в пурпурной мантии.

Корчиневый – цвет тлена и всего земного.

Белый цвет – символ Божественного света, чистоты и святости.

Черный цвет – сила зла и ада.

Серый цвет – цвет неясности, пустоты, небытия. Сочетает в себе белый и черный, добро и зло.

Синий и голубой цвета означали бесконечность неба, символ иного, вечного мира. Синий цвет считался цветом Богоматери, соединившей в себе и земное и небесное. Росписи во многих храмах, посвященных Богоматери, наполнены небесной синевой

Церковное искусство.

Кого изображают на иконах.

Кто пострадал за веру.

Кто много сделал для России. Илья Муромец, Княгиня Ольга.

40 мучеников ------22 марта их загнали в воду, если отречетесь выйдите на берег.

Иконографические типы икон пресвятой Богородицы:

  1.  

Елеуса – “УМИЛЕНИЕ”. Как Владимирская Богоматерь, например. Богоматерь и младенец щека к щеке. Оклад – это корона у младенца и у матери.

  1.  Оранта – “ПОКРОВИТЕЛЬСТВО” (“Молящаяся”). Изображение богоматери во весь рост. Покров – это начало свадебных церемоний до поста. Почему называется покров? - у нее пурпурная накидка (царская власть). Византийцы бились с сарацинами, и остались только женщины и дети в церкви. И над куполом церкви стояла в такой позе Богородица. Это означает знак покровительства – она приказала сарацинам уйти, и они все разбежались (произошло это 14 октября — ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ).
  2.  

Одигитрия – “ПУТЕВОДИТЕЛЬНИЦА”. Младенец сидит на руках, и она рукой указывает на младенца, то есть она всем людям указывает путь. В руках младенца находится сверток с писанием. Первый жест — мизинец, безымянный согнут, и два вместе. Второй жест — три пальца вместе и 2 вместе.

  1.  Знамение – “ЧУДО”. Это поясное или во весь рост изображение. На груди в медальоне изображен Иисус Христос. Руки у богоматери согнуты в локте и подняты кверху.

Иконографические типы икон Иисуса Христа:

  1.  Иисус –  Пантократор или Вседержитель. Часто находится под куполом церкви. В византийской традиции это выглядит страшно. Изображается с книгой его учений. Изображение часто по пояс. В левой руке свиток или Евангелие, правая – обычно в благословляющем жесте. Другая разновидность, это когда книга открыта и рукой он указывает на нас.
  2.  Спас нерукотворный. То есть не-руками-сделанный. Не

очень популярная икона с изображением Иисуса Христа. Изображено только одно лицо. Жил был царь Авгарь, он был язычником и даже не слышал, что появился Иисус Христос. Началась непонятная болезнь (по описанию, похоже, сифилис), но ни один врач не мог помочь. Авгарь услышал что в соседней области есть человек, к которому ходят все страждущие. Он посылает к Иисусу своего слугу. Слуга увидел Иисуса Христа, к которому большим потоком шли люди. Но он не мог забрать его, потому что поток людей не кончался. Иисус сам подошел к нему и спросил, тот рассказал ему, что если он не приведет Христа, убьют его и его семью. Иисус взял кусок ткани и приложил к своему лицу, и отпечаталось его изображение на ткани. И Авгарь прикладывал ткань к гниющим конечностям и вылечился.

  1.  Спас в Силах. Особый тип изображения Христа Пантократора в радужном сиянии небесной славы и в окружении небесного воинства. Христос изображен на фоне ромба и круга, на троне. Так же можно увидеть его в главном куполе.  
  2.  

Распятие Христово. Казнь Иисуса Христа через распятие, эпизод, венчающий Страсти Христовы и предшествующий погребению и Воскресению Христову.

C древних времен остался Софийский собор и руины Десятинной церкви (храм Успения Богородицы).  Софийский собор в Киеве переделывался несколько раз. Его строили греческие мастера по образу и подобию Софийского собора в Константинополе (православный собор,

впоследствии — мечеть, ныне — музей). 13-тикупольный храм который соединял государственность и православие. Петербург Петр построил на показ светской государственности, а СОФИЙСКИЙ СОБОР — мощь русского государства и русской церкви.

Десятинная церковь – князь выделял десятую часть своих доходов на ее содержание/восстановления. При нашествии Батыя церковь снесли дотла. И до нас ничего не осталось, только восторженные описания людей.

Многие соборы, которые уцелели при Батые, были разрушены при нашествии Гитлера.

В Киевской Руси была развита мозаика, секрет которой утрачен (мерцающая живопись). В середине XVIII века ее пытался возродить Ломоносов. Но у него это получилось не до конца.

Апостол Павел – фреска из софийского собора. Византийское письмо. Темные краски. Огромные черные глаза. Со священной книгой. Нимб – символ вечности. Аскетические черты лица, вытянутые, потому что на иконе должен быть лик, а не лицо.

Черная борода для устрашения.

Архангел Гавриил. – мозаика. Он спустился к деве Марии и принес весть, что Мария родит Иисуса Христа – непорочное зачатие. Глаза выпученные (базедова болезнь) – сделаны для освещения торжественности момента.

  •  Браслет 12 века.
  •  Киевская Русь  - кузница мастеров ювелирного дела.

Было развито переписывание книг – занимались специально обученные люди. Книги представляют собой художественную ценность. Особенно украшали первую букву новой главы. Пришло искусство из средних веков и в церквях таким занимались.

Большие буквы – назывались – ИНИЦИАЛ

  •  В софийском соборе двухметровая Оранта. Тонкий греческий нос. Использовалось византийское письмо.
  •  Гривна это украшение, которое вешали на шею – как подкова.
  •  

Реконструкция СОФИЙСКОГО СОБОРА (купола византийского стиля)

  •  От Киевской Руси до нас дошел один памятник — Остромирово Евангелие. Богатый купец, Остромир заказал Евангелие. И оно сохранилось до наших дней.

В этой иллюстрации, Евангелист Лука, яркие цвета, и изображено в стиле Византии.

Красивые вставки находятся в этом издании. Ювелирная работа обложки книги.

Книга богато иллюстрирована.

  •  Большая митра – вся сделана из жемчуга. У нас было очень много его в XI веке. Со вставками из священных писаний
  •  Лев в гривне – пришли к нам из греческой мифологии.
  •  Обложка Евангелие. Купола, солнце из золота.
  •  Византийский Пантократор – в центральном куполе софийского собора.

Огромные черные глаза, темные краски. Поясное изображение. Благословляющий жест.

  •  СОФИЙСКИЙ СОБОР – лестнично-подобный – крепость, мощь государства. Он имел достаточно приземистый вид.
  •  Подвески к головному убору. – от дурного сглазу первоначально все украшения которые носили женщины.
  •  Рясный колд на шею.
  •  СОФИЙСКИЙ СОБОР СЕГОДНЯ – не осталось и следа треугольности. Переделанные купола,

Женские украшения – на них наносились знаки – крест и круг

  •  Фрагмент оклада – или на Евангелие или иконе. Камни, бирюза, перламутр.
  •  Футляр для лука и стрел – сцены из жизни князя пиры.
  •  Чарка - (у нас стопка) – пили медовуху и вино.

Киев, по своей красоте, соперничал с самой Византией.

До нас дошло имя только одного иконописца, Али́пий (Али́мпий) Пече́рский. Потому что рукой художника водит Бог, и он не имеет права присваивать себе его труды.

В летописях есть упоминание только об Алипии. Он был богобоязненный, писал иконы на заказ. Деньги делил на 3 части. Одну треть отдавал монастырю, одну бедным, и одну себе. Алипий заболел, и, будучи больным, он писал картину. Смерть застала его в тот момент, когда он работал, и он не успел дописать последний штрих. Прилетел ангел  и дописал икону.

В Киевской Руси началось ЛЕТОПИСАНИЕ.

Самое известное произведение Киевской Руси – «Слово о полку Игореве». Считалось, что произведение литературное и автор был неизвестен. В последних исследованиях — что этот текст пелся, значит это первая авторская песня.

Великий композитор-кучкист, Александр Бородин, 18 лет писал оперу «Князь Игорь», по этому произведению.

1185 г. Битва Игоря с половцами XII век. Произошло еще к тому же солнечное затмение, и монахи истолковали, что это дурной знак. Русь была раздираема междоусобицами. Призыв к объединению уже звучит в «Слове о полку Игореве».

Стиль искусства Киевской Руси — Монументальный историзм (выражение Д. С. Лихачева). Это означает оценивание исторических событий с точки зрения духовности православия, поэтому в искусстве изображали самое величавое и значительное. Киевская Русь так же и оставила нам первую гражданскую книгу  «Поучения Владимира Мономаха». Это советы для своего сына, написанные Владимиром Мономахом.

Киевская Русь заложила основы культуры. Но монголо-татары разрушили все исторические памятники, и все северные княжества. Новгородское, Псковское сохранились лучше.

Искусство Новгородского княжества

Новгород было отцом русских городов, а Киев матерью русских городов. Господин Великий Новгород. Новгород находился в выгодном географическом положении, через него проходил ”путь из Варяг в Греки”. Новгород соединял Восток и Запад. В отличие от Киевской Руси в новгородском искусстве чувствуется влияние средневековой Западной Европы.

Новгород выделялся своей грамотностью, берестяные грамоты сохранились в Новгороде. К Новгороду относились настороженно и завидовали. Он был вечевой демократической республикой, право голосовать могли иметь все. Князей они приглашали и не выбирали – и князя использовали как военачальника.

Мореплавание и торговля способствовали становлению характера новгородцев. Киевлянин отличался от новгородца, как аналогия - Москва и Питер. В Киеве идеал человека  богатырь, человек на защите русской земли (былины). В Новгороде – предприимчивый, умный, привыкший к свободе, смекалистый (купец Садко). Москвичи приветливые, приютят и так далее. Дом – это там где есть погреб. В Питере же – застегнут на все пуговицы. Дом тот, – который ближе к службе.

Новгородцы были избирательны к своим святым, писали иконы и молились тем, которые получают конкретный успех. Конъюнктурные люди (определяемый конъюнктурой, сложившимся положением). Почитались:

  •  Илья Пророк – еда, урожай
  •  Николай Чудотворец.
  •  Георгий Победоносец
  •  Флор и Лавр – покровители скотоводства.
  •  Параскева пятница.–  дарила удачу в торговле.

В Новгороде сложилась своя ИКОНОПИСНАЯ И АРХИТЕКТУРНАЯ ШКОЛА, великое искусство КОЛОКОЛЬНОГО ЗВОНА. Колокол был как глас народа, как глас демократии, и Петр, как символ вечевой республики, привез колокол из Новгорода в Петербург.

Новгород сначала все перенял из Киева, но постепенно новгородские мастера начали находить свое.

На возвышенном месте новгородцы построили Софийский собор, но в отличии от 13 купольного киевского был построен большой пятинефный пятиглавый крестово-купольный храм, окруженный с Сев., Зап. и Ю. двухъярусными, первоначально открытыми галереями. С какой бы стороны ты не подьезжал к Новгороду, тебя встречал Софийский собор. Отличают суровая мощь и простота форм, скупость декора

Собор олицетворял идею могущества государства и православия. Для новгородского стиля характерна суровость, лаконизм, простота, малокупольность. Соборы похожи на суровых воинов.

Самые известные соборы:

  •  Георгиевский собор Юрьева монастыря XII век.
  •  Церковь рождества богородицы Антониевого монастыря.
  •  Церковь благовещения Благовещенского монастыря.
  •  Апостолов Петра и Павла на Сеничьей горе.
  •  Церковь преображения на горе Нередице.
  •  Рождества Богородицы в Перыне (около Новгорода)

Все эти церкви мало украшены снаружи, для этих церквей так же характерно легкая ассиметрия.

Расцвет новгородской архитектуры начинается в XIII веке.

Первая церковь. 1292 г. Церковь Николы на Липне. Есть версия, что на этом месте был липовый лес.

С XIII века известные храмы.

  •  Церковь Спаса на Ковалеве (село)
  •  Церковь Спаса Преображения на Ильине улице.
  •  Церковь Св. Федора Стратилата на ручье

Все внутреннее убранство этих храмов повторяют фрески киевских мастеров

С фресками соперничала иконопись. Новгородская икона так же очень сурова, проста и лаконична.

ЗНАМЕНИТЫЕ ИКОНЫ:

  •  XI век – икона Петр и Павел.
  •  Святой Георгий.
  •  Благовещение Устюжское.
  •  Богоматерь знамение с избранными святыми.
  •  Битва Суздальцев и Новгородцев.
  •  Деисус (Иисус изображен к нам лицом) и молящиеся Новгородцы.
  •  Икона Флора и Лавра (последняя четверть 15 века).
  •  Положение во гроб.

Новгородская иконопись оказала влияние на развитие иконописи в Северных землях – Карелия, Вологда, Архангельск. Иконопись этих княжеств называется Северные письма. Иконы Северных княжеств более простые и примитивные. В XIV веке Новгород становится центром древнерусского зодчества (то же что архитектура).

Каждый храм этого периода отмечен творческим подходом архитекторов, каждый храм уникален.

Летописи донесли имя новгородского архитектора, Петр (“а мастер трудился Петр”). Этот архитектор впервые использовал принцип архитектурной ассиметрии. Он, например, сделал 2 купола посередине, и один, меньший – сбоку. При этом здание кажется подвижным и пластичным (при ассиметрии).

К XV веку Новгород придет к однокупольным храмам. Новгород присоединился к Москве в XV веке, и Москва многое взяла у него.

  •  Киев - Византии
  •  Новгород - Западно-Европейский средневековый город.

Феофан Грек

Феофан Грек поселился в Новгороде в 1370 году. Существует две версии, зачем приехал Феофан Грек в Россию: за “длинным рублем”, или, по зову сердца приехал в Россию. Светлые блики прослеживаются на всех работах Феофана Грека.

Есть мнение, что Феофан Грек принадлежал к течению Исихазм (аскетическая монашеская практика). Учение о Фаворском свете сложилось в Византии. Ф.Г. познакомил русских с этим учением. Фаворский свет – божественный, нетварный, свет Сына Божия. Смысл земного бытия в таком духовном совершенствовании, которое позволит ему преображенным зрением воспринять нетварный Фаворский свет. И в том обрести начало своего соединения с Богом.

У Феофана грека была школа учеников. Самое известное произведение Ф. Грека – “Троица”.

 

Оказал на развитие русской иконописи большое влияние. Он стоял у истоков диалога русской и зарубежной культуры.

Феофан Грек был образованным человеком и искусным мастером, возможно, родился в 30-х годах XIV века, и в 70-х годах XIV века работал в Новгороде.

Летописец Лепифаний Премудрый писал о Греке: рукой рисует, ногами указывает что писать, и ведет еще диалог с людьми, и взгляд у него был добрый.

Работы Феофана грека отличает красно-коричневый тон и белые блики. Это связано с Исихазмом. Они олицетворяют божественную энергию и свет. В Новгороде он расписал храм Спаса Преображения на Ильине улице. Самым грандиозным изображением в храме является погрудное изображение Спаса Вседержителя в куполе.

Имел большую школу учеников. Вместе с ними он создал фрески Церкви Святого Федора Стратилата на ручье, Храме Успения Богоматери, расписывал храмы в Переславле-Залесском.

Его перу принадлежит:

  •  Богоматерь Донская
  •  Преображение Господне.

В конце XIV века Феофан Грек работал в Москве вместе с Андреем Рублевым. После этого о нем больше ничего не написано. Считается что последней работой Феофана Грека являются иконы Благовещенского Собора в Москве. Так же сохранилась его икона «Троица», где один ангел довлеет над другими.

Владимиро-Суздальское княжество

  •  Суздаль
  •  Ярославль.
  •  Дмитров
  •  Москва
  •  Переславль-Залесский – город паломничества русских царей..

Строительство в княжестве началось со времен Владимира Мономаха. Задача была – укрепить северо-западные границы княжества. Возводили в духе киевских традиций.

Самые известные соборы:

Задача была – соединить государственность и церковь. Тенденция как в Новгороде, храмы -  богатыри, мощные, одноглавые:

  •  Собор Спаса Преображения в Переславле-Зелесском.
  •  Владимирский Успенский собор - утверждал политическое и духовное могущество Владимира.
  •  Церковь Покрова Богородицы на Нерли (XII век). Самый древний храм – Джоконда.

Имеет богатый декор снаружи – изображен библейский царь Давид – с музыкальным инструментом Псалтырем.

  •  

Дмитриевский собор во Владимире. Богато декорирован снаружи. Изображен Александр Македонский, библейский царь Соломон, русский князь Всеволод Третий. Так же есть изображение животных, растительный орнамент. Храм, таким образом, посвящен единству всего христианского мира.

Сохранились в этом княжестве так же иконы XII - XIV вв. Богоматерь Оранта. (Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле)

В годы всенародного бедствия владимирцы молились Архангелу Михаилу, мученику Дмитрию Солонскому.

Особенность икон. Их иконы соединяют лики и реальные черты людей. На иконах часто используют меч. Меч становится символом власти, силы и защиты и с XIII века становится неотъемлемой частью некоторых икон.

Вход в княжество через Золотые и серебряные ворота. До нашего Времени сохранились золотые. Белые красивые своды.

Псков находился под влиянием Новгородской архитектуры. Княжество было наиболее уязвимо для врагов. С отделением от новгородских земель начинается самобытное развитие архитектуры.

Церковь Покрова Богородицы на Нерли. Храм отражается в воде.

Церковь Покрова и Рождества Пресвятой Богородицы от Пролома.

Свято-Успенский Светогорский монастырь. Это первое каменное сооружение, построенное после татаро-монгольского нашествия. Псковичи строили много оборонительных сооружений, потому что со всех сторон были враги.  Поэтому строили меньше храмов и гражданских зданий. Псковское иконописное письмо экспрессивно и живописно.

  •  Собор Богородицы
  •  Огненное восхождение Ильи.

Киевское

Новгородское (Москва переняла)

Псковское

Владимирское

Московское княжество

1147 г. – первое летописное упоминание о Москве. На объединение повлияло удобное географическое положение. Перенесена кафедра митрополита Всея Руси в Москву.

1350 г. – победа на Куликовом поле. Не выяснено где находилось Куликово поле, возможно под Москвой (у черта на куличках).

В Москве, недалеко основали Троице-Сергиеву обитель (70 километров). Это место связано со знаменитым Сергием Радонежским. Сергий Радонежский родился в семье купцов, в миру он был Варфоломеем. Ему явился ангел во сне. Он ездил и мирил княжества, пропагандировал силой божеского слова. Искусствоведы называют это время – предвозрождение. Это равно по значимости раннему возрождению в Италию. В это время в России не было условий для возрождения (не было светского искусства). Русской античностью считали период Киевского государства.

Собираются летописи, агиографическая литература (изучение жития святых). Летопись приобретает общерусский характер. В XV веке в музыке появляются лирические светские песни, не связанные с обрядами. В художественном поприще развивается сфера, связанная с внутренними миром человека, с его нравственным и психологическим образом..

Работают Андрей Рублев, Дионисий, появляются церковные песнопения Федора Христианина.

В новом искусстве XV века воплотился новый идеал прекрасного, новый идеал Христианства.

Иконопись Московского княжества. Искусство Андрея Рублева

XV век – вершина развития русской иконописи. Андрей Рублев родился около 1360 г., умер в Спасо-Андрониковом монастыре, в 1430 г.

Был знаменит при жизни, многие монастыри и церкви хотели иметь его работы. Был современником изгнания татаро-монголов, и был знаком с Сергием Радонежским. Был монахом Спасо-Андроникова монастыря.

В 1405г. Расписывал вместе с Феофаном греком – Благовещенский собор в Москве. Искусствоведы считают, что он потомственный иконописец. Он прошел путь от доличного – до своих вершин.

Феофан Грек, безусловно, оказал влияние на Андрея Рублева, но он пошел своим путем. У Андрея Рублева было много учеников, поэтому многие работы спорны в принадлежности авторства.

  •  Успенский собор в Звенигороде;
  •  Успенский собор во Владимире;
  •  Роспись Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры;

  •  

Иллюстрации Евангелие Хитрова

После 1917 г. церкви были – складами, домами культуры, клубом.

Манера письма Рублева абсолютно отличается от византийской.  В своих иконах он проповедовал добро, красоту, кротость, гармонию мира, истинную красоту, духовную возвышенность и одновременно простоту.

МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

Колокольня Ивана Великого

Построена в XVI веке – вершина архитектуры того времени. На месте этой колокольни была церковь. В XVI веке это здание было самым высоким в Москве – 81 метр. Выше него здания строить не разрешалось. Колокольня имеет 21 колокол, на каждом из них барельеф, надписи об истории создания колокола.

Царь-колокол. Ни разу не звонил. Cлучился пожар, и колокол тушили водой, и он дал трещину, огромный кусок откололся. Колокол пострадал в начале XVIII века при пожаре. Весит он более 200 тонн, маленький кусок весит 11 тонн. Колокол 100 лет пролежал в литейной яме, и в 1836 г. Монферан установил его на постамент.

Сегодня  в компьютер заложили все параметры колокола, и задали программу – как бы он звучал? По радио дали такой звон.

Царь-пушка отлита в 1586 г. Отлита Чеховым Андреем во времена царствования Федора Иоанновича (сын Ивана Грозного) для обороны кремля. Длина пушки 5 метров. Пушка украшена барельефами, орнаментом. На пушке есть изображение Федора Иоанновича на коне.

Пушка на протяжении четырех веков меняла свое местоположение. Современное местоположение (в кремле) она обрела в 1960 г. Из пушки ни разу не стреляли.

Большой кремлевский дворец

Дворец съездов

Грановитая палата                  

Потешный дворец

Арсенал

Оружейная палата

Теремной дворец

Могила неизвестного солдата

Патриаршие палаты

Собор Василия Блаженного (вне территории)

Кремлевский дворец съездов

В 1961 г. был построен для проведения съездов, конференций, концертов. Кремлевский дворец сочетает в себе черты современной архитектуры XX века с традициями русского зодчества. Дворец вписан в здание кремля, углублен вниз на высоту 5-тиэтажного дома. В нем 800 помещений. Зрительный зал на 6 000 человек. СЦЕНА одна из самых больших в мире.

Потешный дворец

Гражданское сооружение XVII века. Все гражданские постройки были из дерева. Потешный дворец был построен для боярина Милославского. Зодчий неизвестен. Там устраивались чтения, концерты, (на Руси это называлось, потеха). С XVII века после смерти Милославского Потешный дворец переделали под театр. В XIX веке в этом дворце жил комендант Москвы. Этот дворец, единственный сохранившийся архитектурный памятник Боярского жилья.

Государственная Оружейная Палата 

Упоминание о ней в 1509.г. Но в XIV веке при Иване Калите было положено начало княжеской сокровищнице. Вначале это было здание княжеских сокровищ, все подарки, покупки были в Оружейной палате. К концу XV века Москва становится центром художественных ремесел. Оружейная палата стала центром этих художественных ремесел.

Во время оккупации польских интервентов, сокровищница была почти полностью разграблена.

Лучших мастеров Петр I забрал в Петербург. После победы под Полтавой, Петр все захваченное в битве оружие, знамена, трофеи передал в Оружейную палату.

В 1844 г. Архитектором Тоном было построено новое здание оружейной палаты.

В оружейной палате как в музее представлены воинские доспехи, произведения мастеров золотого и серебряного дела. Единственная в мире коллекция тканей и одежд.

В оружейной палате находится коллекция подарков из стран западной Европы.  Коллекция экипажей, шапка Мономаха.

Арсенал

Начало строительства было при Петре I. Он был построен для хранения снаряжения и трофеев. Затем сгорел. В конце XVIII века архитектором Казаковым (строил Царицыно) был построен заново, после пожара. В 1812 г Наполеон его взорвал. В 1828 г. здание было реконструировано Осипом Бавэ.

Грановитая палата

Самое древнее гражданское здание Москвы. С 1487 г. строили Марк Фрязин и Пьетро Салари. Название такое получено из-за граненого камня. В Грановитой палате проходили приемы, в 1552 г. в ней праздновали победу над Казанью (Иван IV Грозный). А Петр I праздновал здесь победу над Шведами.

Во время Наполеона она очень пострадала, особенно внутренности. Восстанавливал в XVII веке художник Симон Ушаков. В конце XIX века по образцам Ушакова внутренняя роспись была восстановлена.

Большой Кремлевский Дворец

Построен в середине XIX века. Расположен на Боровицком холме. Был построен под руководством Карла Тона. Это была временная резиденция Императора. В этом дворце использованы различные стили:  Барокко, Рококо, Классицизм.

Всего помещений в дворце 700. Георгиевский зал – самый красивый и величественных из залов, он посвящен ордену Георгия Победоносца. Георгиевский зал посвящен победам наших войск XV - XVIII вв. Награждали генералов, офицеров за боевые отличия.

Зал заседаний – один из монументальных залов.

Теремной дворец

Был создан в XVII веке для царя Михаила Федоровича. В 1960 г. в этом дворце сделали Зимний Сад.

Могила неизвестного солдата

Была открыта в XX веке, в декабре 1966г. 8 мая 1966 г. был открыт мемориальный архитектурный ансамбль. Вечный огонь взяли из Ленинграда, с Марсового поля.

Памятник Минину и Пожарскому

Сделан по проекту архитектора Мартоса. Памятник уникален, в Европе нет нигде. Открыт в 1818 г. Памятник посвящен войне с польскими оккупантами.

Александровский Сад

Назван и построен по приказу Александра I. Его связывают с борьбой против  Наполеона. Он хотел возродить Москву после нашествия. Проектировал сад Осип Бавэ. Площадь сада 10 гектаров. Сад имеет мемориальное значение.

Собор Василия Блаженного

Неправильное его название. Первоначальное название собора – Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву. Был построен в честь победы Ивана Грозного над Казанью. Раньше там был Ров.

По искусствоведческим источникам этот храм строили или один человек или два. Преподавали в советское время рассказывали легенду:

1 версия — 2 мастера, Барма  и Постник  Яковлев построили этот храм, призвал их Иван Грозный и ослепил.

На самом деле Иван Грозный их отпустил и наградил…

2 версия — Строил Постник Яковлев, а Барма это его кличка.

Храм был назван впоследствии. В честь одного Юродивого, Василия блаженного. И его похоронили под храмом.

2 типа юродивых – “не в себе” (больные)  и ярые поборники веры.

Красная площадь

По летописям возникла в конце XV века. Первоначальное название было – ТОРГ. Потом она называлась Троицкой площадью, потому что рядом находилась Троицкая церковь. Затем ее называли Пожаром.

Официально название “Красная” она получила в XIX веке. Но не официально по документам XVIII века она уже так называлась.

Название ее от слова красивый, лучший. В кремлевской стене – было захоронено более 100 урн с прахом известных людей. Недалеко находилось Лобное место.

Лобное место

Это не место для казни. На лобном месте читались указы царей. Выступали патриархи, показывали народу наследника.  До 15 лет  народу не показывали царя. После 15 лет он выходил в царском обличии и вставал на лобное место.  

Отрубали головы за храмом Христа Спасителя. Там было болото, и туда забрасывали трупы.

Мавзолей Ленина

В 1924 г был построен Временный Мавзолей. В 1930 г по проекту архитектора Щусьева был построен современный мавзолей. На трибуне мавзолея Мейерхольд придумал чтоб по разные стороны бежали дети и привязывали ленточки.

В 1953 г – умер Сталин. И когда при съезде были разоблачен культ личности Сталина. За одну ночь его тело было вывезено из мавзолея.

Художественная культура России середины и второй половины XVIII века

Стиль Барокко середина XVIII век.

проявилось.

  •  Пышность
  •  Массивность
  •  Красочность
  •  Лепнина

Живопись

  •  Классицизм
  •  Синтементализм
  •  Романтизм

Растрелли. Сын и Отец Растрелли.

Атланты екатерининского дворца. Атланты держат небо - это излюбленный сюжет барокко.

Ломанные украшения окон. Разорванный фронтон.

Овальные окна.

Голубой, золотой цвета.

Екатерининский дворец в царском селе.

Бартоломео Растрелли.

  •  Смольный монастырь.
  •  Янтарная комната. – ее воссоздали по рисункам и фотографиям.
  •  Андреевская церковь в Киеве. Бартоломео Растрелли.
  •  Большой зал Екатерининского дворца. Обилие зеркал, на потолке росписи.
  •  Большой Петергофский дворец.
  •  Воронцовский дворец.
  •  Зимний дворец.
  •  Смольный монастырь. Построен на смольной улице, где изготовляли смолу.
  •  Танцевальный зал Петергофского дворца. Резные стулья, верх украшен позолотой лепниной.
  •  Строгановский дворец.  Дом уже более строгий – и уже много элементов классицизма.
  •  Парк – в царском селе.
  •  Карло(отец) и Бартоломео Растрелли(сын)
  •  Бюст Меньшикова. Первый губернатор Санкт-петербурга. Поворот лица на 3 четверти.
  •  Бюст Петра 1. Разворот лица.

  •  Восковая фигура – Растрелли.
  •  Памятник Петру 3. Правнуку Петра 1- на коне.        + фото проекта.
  •  Анна Иоанновна с Арапченком.
  •  Маска по картине Петра 1.

КАЗАКОВ – КЛАССИЦИЗМ.

  •  Колонны отделились от стены. Классический портик(неразрывно). Цвет изменился. Голицинская больница  2 флигеля (заворота здания).
  •  Елисеевский магазин. На верху музей Островского.
  •  Московский дом Генерал-Губернаторов.. Красный цвет.
  •  Здание Мэрии Москвы.
  •  Здание сената в кремле.
  •  Петровский путевой дворец.
  •  Усадьба Барышникова.
  •  Царицино.
  •  Церковь филипа Метрополита.
  •  Проект царицинского дворца.

В строгом классицизме работали – Казаков, Баженов, Кваренги.

Кваренги – это итальянский архитектор из семьи живописцев. Работает в различных мастерских, учится музыке, чтобы постичь связь музыки и архитектуры.  

В течение жизни он пронес идею перенести музыкальные формы в архитектурные пропорции (но не воплотил ее). Особенно глубоко изучал архитектуру возрождения.

Он оставил работы в Петербурге, в Москве, в Курске, Павловске. Оставил серию графических работ посвященных Петербургу и Москве.

  •  Эрмитажный театр
  •  Главное здание академии наук.
  •  Гостиный двор.
  •  Здание Биржи.
  •  Александровский дворец в царском селе.
  •  Смольный институт- благородных девиц.
  •  Старый гостиный дом в Москве.
  •  Нарвские ворота для встречи русских войск из Парижа.
  •  Триумфальная арка.
  •  Екатерининский институт.
  •  Здание академии наук.

Дмитрий Левицкий.

Пенсионер – прославился портретами Смоляна по заказу Екатерины 2. Он нарисовал воспитанниц Смольного Института во время их занятий Театром, живописью, музыкой. Про него сказали что он переписал весь Петербург. Для него характерно;

  •  любование моделью
  •  Психологическая конкретность

Для классицизма

  •  Поворот фигуры
  •  Жемчужно серый и золотистый колорит.
  •  Показ фактуры ткани.

Самый известные портреты:

  •  Смолянки- Нелидовой.
  •  И мецената Демидова
  •  Окутан тайной портрет Дьяковой
  •  Парадный портрет Екатерины 2.
  •  Дени Дидро.
  •  Демидов – (с лейкой)

Антропов

Большое количество портретов царских особ  - 8 портретов Екатерины 2.

Картины Женщин.

Идеал своего времени середины 18 века.

Так же известным живописцем был Иван Аргунов. Оставил множество парадных портретов, для него характерно :

  •  плоскостное изображение,
  •  проработка деталей
  •  Показ фактуры
  •  Декоративность.- для украшения стен.

В его творчестве впервые происходит поиск индивидуальности модели.

Известные его произведения –

  •  Калмычка Аннушка
  •  Портрет княгини Хрипуновой с книгой.
  •  Портрет неизвестной в русском костюме.

ФЕДОР РОКОТОВ.

Возможно был из крепостных. Жил в Москве. Искусствоведы дали определение глазам его модели(Рокотовские глаза):

  •  Суженые
  •  Миндалевидные
  •  Таинственно мерцающие

Самый  известный портрет – графини Струйской, на Новосильцевой.

Рокотов принимал участие в коронации Екатерины 2. Был написан парадный портрет – «правосудная монархиня»

Поздние работы Рокотова свидетельствуют об определенном Регрессе творчества.

Про Рокотова сказали что он переписал всю Москву.

Владимир Боровиковский работал в сентиментализме- предтече романтизма. Конец 18 начало 19 века.

Вводит новый идеал женщины- Женщина как растение идеал природы-  в духе Руссо. (портрет Арсеньевой)

В поздних работах усиливается возвышенное восприятие индивидуальности, его работы отличает Тонкое чувствование и внимание к душевному сосотоянию.

Портрет Лопухиной.

  •  Боровиковский написал первый не парадный портрет Екатерины 2.

В не парадной одежде как простая помещица, с собачкой.

Боровиковского называют историографом эпохи.

  •  Фрейлина Норышкина.
  •  Портрет писательницы Луизы сталь
  •  Портрет систер Гагариных – новый тип семейно группового портрета.

В творчестве Боровиковского русская школа портрета нашла свое завершение.

Сентиментализм вырабатал новый идеал женщины- мечтательной и хрупкой

В середине 18 века родоначальником исторической живописи был Антон Лосенко.

Самые известные работы:

  •  Владимир и рогнеда.
  •  Прощание Гектора сандромака.

16 мая в 11 часов возле входа  в Третьяковку. С собой студенческий 70 рублей.

.




1. Возвращение на Милос Тип фильма- Документальный Год- 2008 Продолжительность- 80 мин
2. Оцінка екологічної безпеки території Харківської області та виявлення факторів ризику
3. помещение приборов чувствительных к электрическому полю внутрь замкнутой проводящей оболочки для экранир
4. Плавка во взвешенном состоянии
5. И уперлась взглядом в ту же самую стену на которую смотрела перед тем как зажмуриться
6. правовой статус органов исполнительной власти
7. .1 PCXP Содержание диска
8. Научнометодическое обоснование структуры и содержания дисциплин цикла
9. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ СТАВРОПОЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ КАФЕДРА общегуманитарных дисциплин
10. Порядка 95 галактик образуют группы галактик[21]
11. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата педагогічних наук Одеса 2004 Д
12. Тема- Рекомендации по совершенствованию системы менеджмента качества на примере ГБОУ СПО МГКБИТ
13. Бюджетирование как элемент управленческого учета на малых предприятиях
14. против тех определений которые соответствуют Вашему представлению о себе если нет полной уверенности з
15.  Милетские материалисты [24]2
16.  г. по г.html
17. Музыкально игровое развитие занятия для детей 67 лет ДШИ 2 26
18. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата біологічних наук КИЇВ ~
19. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине История экономических учений Вариант 2
20. Фактори фінансового менеджменту