У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Тема 1 Становление средневековой культуры

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 28.12.2024

Содержание дисциплины «История средневековой культуры»

Введение

Предмет, задачи и структура курса. Периодизация истории европейской культуры в Средние века. Особенности средневековой культуры. Психология средневекового человека, основные черты мировоззрения. Влияние христианской идеологии: выбор сюжетов, символика. Культура и общество.

Тема 1. Становление средневековой культуры. Раннесредневековый эпос. Искусство раннего Средневековья.

Роль античной традиции. Синтез античного и варварского начал. Влияние христианской церкви. Остготское возрождение. Боэций, Кассиодор. Вестготское возрождение. Исидор Севильский и становление средневекового энциклопедизма. Поэзия древних кельтов. Ирландский героический эпос: роль языческих традиций. Поэзия друидов. Уладский цикл песен. Ирландские саги. Уэльский эпос. Формирование древнегерманского эпоса. Христианские мотивы. Англосаксонский цикл. Немецкая эпическая поэзия. Основные памятники древнеисландской литературы: песни Эдды, поэзия скальдов, прозаические саги.

Декоративно-прикладное искусство варваров. Филигранный стиль. Полихромный стиль. Звериный орнамент. Стиль викингов. Искусство рельефа. Становление новых архитектурных форм. Остготская базилика. Гробница Теодориха. Лангобардские крипты. Вестготские культовые сооружения. Англо-ирландская миниатюра: орнаментальный стиль. Художественная обработка крестов.  Скандинавское искусство. Резьба по дереву. Обработка изделий из металла. Франкское искусство в период Меровингов. Базилики и крипты. Становление франкской миниатюры. Искусство рельефа на саркофагах.

Тема 2. Каролингское возрождение. Культура Западной Европы в IXXI вв. Литература развитого средневековья.

Развитие просвещения. Обращение к классическому наследию. Дворцовая академия Карла Великого. Павел Диакон. Алкуин. Эйнгард. Идея всеобщей системы образования. Распространение школ, библиотек, скрипториев. Искусство периода Каролингов. Развитие каменной архитектуры. Аахенская капелла. Формирование монументальной живописи: фреска и мозаика. Каролингская миниатюра: появление минускула. Школа Годескалька. Школа евангелия Карла Великого. Реймская школа. Турская школа. Развитие монументальной скульптуры. Расцвет мелкой пластики: группа Ады, группа Лиутгарда, группа из Меца. Ювелирная пластика, литьё из бронзы.

Спад культурной жизни в конце IX в., негативное влияние католической церкви. Оттоновское возрождение. Деятельность Герберта. Влияние византийской культуры. Завершение процесса становления западноевропейской культуры.

Феодализация героического эпоса. Эпос Франции и Испании.

Рыцарская литература. Лирика трубадуров и труверов, её жанры. Бернарт де Вентадорн, Бертран де Борн. Миннезанг в Германии: народное и куртуазное направления. Вальтер фон дер Фогельвейде. Тангейзер. Формирование рыцарской этики: кодекс чести, культ прекрасной дамы.

Появление рыцарского романа, основные жанры. Обработка античных сюжетов, артуровский цикл, византийский роман. Кретьен де Труа.

Городская литература. Фаблио, шванки. Зарождение городского романа. Лирика вагантов. Мейстерзанг в Германии. Франсуа Вийон.

Расцвет народной песни. Баллада и её основные жанры.

Тема 3. Романское искусство. Готическое искусство.

Архитектура, как основа художественного синтеза. Романский стиль в западноевропейском искусстве. Тип храмовой постройки. Особенности архитектурной конструкции.

Бургундия - центр романской архитектуры. Клюнийские церкви. Монастыри в Нормандии. Рыцарские замки и крепостные сооружения Франции. Рейнская школа в Германии. Светская архитектура. Романская архитектура Италии. Пизанский ансамбль.

Развитие монументальной живописи. Французские школы «светлых» и «синих тонов». Развитие книжной миниатюры во Франции и Германии. Школа Рейхенау.

Расцвет французской монументальной скульптуры. Скульптурные рельефы соборов в Германии и Италии.

Декоративно-прикладное искусство. Ковёр из Байе.

Переход к готике в западноевропейской художественной культуре. Основные этапы её развития. Особенности готического стиля, его архитектурная система. Городской готический собор, его значение.

Ранняя готика во Франции. Нотр-Дам де Пари. Зрелая французская готика: совершенствование архитектурных конструкций. Поздняя («пламенеющая») готика: усиление светского начала. Роль витражей в готическом интерьере.

Особенности германской и английской готики. Фахверк и эркеры.

Готические церкви Италии. Светская готика. Дворец дожей.

Программный характер готической скульптуры. Оформление фасадов готических соборов во Франции и Германии.

Влияние готики на развитие книжной миниатюры. Мастерская Жана Пюселя во Франции.

Тема 4. Европейский гуманизм. Западноевропейская литература эпохи Возрождения.

Основные черты гуманистической идеологии.

Идейные истоки гуманизма. Характеристика: светскость, антропоцентризм, рационализм, индивидуализм. Новый нравственный и эстетический идеал. Опора на античность.

Итальянский гуманизм. Особенности и этапы развития. Ранний гуманизм: Данте, Петрарка, Боккаччо. Создание классического типа итальянской новеллы. Гражданский гуманизм: Салютати, Бруни, Валла. «Идеальное государство» Альберти. Усиление антропоцентризма. Проблема человеческого достоинства. Дж. Манетти, Фичино, Пико делла Мирандола.

Немецкий гуманизм. Особенности немецкого гуманизма. Влияние на развитие идей Реформации в Германии. Основные представители: Конрад Цельтис, Ульрих фон Гуттен, Себастьян Брант. Эразм Роттердамский и его «Похвала глупости».

Развитие гуманистических идей в Англии и Франции. Особенности английского и французского гуманизма. Переосмысление гуманистических ценностей. Томас Мор, Франсуа Рабле. Влияние идей гуманистов на общество.

Литература и театр в Италии. Многообразие литературных идей и жанров. Расцвет лирики и эпической поэзии. Лодовико Ариосто. Торквато Тассо. Появление новеллистического жанра. Мазуччо Гвардато, Маттео Банделло.

Развитие итальянского театра. Направление «учёной комедии». Сатирические комедии Пьетро Аретино. Расцвет «комедии масок». Зарождение профессионального театра.

Английская литература и театр. Появление жанра новеллы. Джеффри Чосер. Романтическое направление. Томас Мэлори. Расцвет английской поэзии. Кружок «Ареопаг». Эдмунд Спенсер.

Становление английского профессионального театра. Развитие драматургии. Роберт Грин, Кристофер Марло. Шекспир – вершина ренессансной литературы.

Французская литература. Придворная поэзия Клемана Маро. Литературные поиски поэтов Плеяды. Дю Белле, Ронсар. Отражение исторических событий в творчестве Агриппы д'Обинье.

Гуманистические идеи и литература Испании. Особенности. Влияние католической церкви. Появление светского начала. Плутовской роман. Романтическое направление. «Дон Кихот» Сервантеса – переоценка идей гуманистов.

Немецкая литература. Развитие городской поэзии. Ганс Сакс. «Народные» книги.

Тема 5. Характерные черты и особенности эпохи Возрождения. Искусство треченто. Искусство кватроченто. Искусство Высокого Возрождения.

Характерные черты и особенности. Эстетика Ренессанса. Понятие красоты, роль гармонии. Изменение отношения к человеку. Человек как эстетическая категория. Обращение к реальному миру, светские мотивы. Активность человека, его деяний и чувств. Изменение роли художника, универсальность его деятельности. Искусство, как средство познание мира и человека.

Начало преодоления средневековой традиции в живописи. Новая техника и приёмы. Флорентийская школа. Чимабуэ. Джотто. Новый образ мира. Сиенская школа. Дуччо. Симоне Мартини. Влияние Джотто на мастеров Сиенской школы.

Поиски новых форм в архитектуре. Арнольфо ди Камбио. Развитие гражданской архитектуры. Разработка типа городского дворца.

Новые тенденции в скульптуре. Обособление рельефа от стены. Скульптурное оформление фонтанов. Никколо и Джованни Пизано – основоположники новых идей в скульптуре. Сиенская и Флорентийская школы.

Новая концепция искусства. Соотношение светского и религиозного начал. Синтез искусств на основе архитектуры. Флоренция – центр культурной жизни.

Влияние гуманистических идей на развитие архитектуры. Стремление к гармонии, прозрачной ясности. Разработка типа идеального здания. Теория искусства Альберта. Развитие архитектуры отдельных зданий. Филиппе Брунеллески: разработка новой концепции пространства.

Расцвет монументальной скульптуры. Отделение её от архитектурных форм. Стремление увековечить образ реального современника. Лоренцо Гиберти. Реформаторские идеи Донателло. Героическое начало и напряжённость образов. Появление жанра портретной медали. Антонио Пизанелло. Антонио Поллайоло. Андреа дель Верроккио: связь скульптуры со средой.

Завершение переворота в живописи. Мазаччо: черты реализма. «Благовещения» фра Анджелико. Развитие жанра итальянского портрета. Пьеро делла Франческо. Флорентийская школа. Сандро Боттичелли: мифологические композиции, портреты, религиозные сюжеты. Лиризм Умбрийской школы. Пинтуриккио. Развитие Венецианской школы. Дж. Беллини. Феррарская школа. Франческо дель Косса.

Особенности, новый тип художника. Сочетание художника и учёного. Прославление героического начала в человеке. Универсализм, масштабность. Идея совершенного человека. Формирование новых представлений о мире. Апология живописи и скульптуры. Сохранение ведущей роли архитектуры в художественном синтезе.

Основные центры Высокого Возрождения. Папы – покровители искусства. «Титаны» Возрождения.

Грандиозность и величие архитектурных сооружений. Миланская и Римская школы. Леонардо да Винчи - миланский период. Донато Браманте – проблема архитектурного ансамбля.

Драматизм и героика в скульптурных образах Микеланджело. Статуи для гробницы Юлия II. Пафос «тираноборчества».

Гармония в образах «мадонн» Леонардо да Винчи, его историческая живопись. Новый тип монументальной фрески. «Тайная вечеря». Росписи Сикстинской капеллы Микеланджело: слияние живописи и архитектуры. Гармонический идеал в мадоннах Рафаэля. Росписи Ватиканского дворца. Пармская школа. Корреджо: предвосхищение барокко. Венецианская школа. Джорджоне. Начало творчества Тициана, основные этапы. Значение колорита в венецианской живописи.

Тема 6. Поздний Ренессанс. Маньеризм. Искусство Северного Возрождения.

Кризис мировоззрения Ренессанса. Феодально-католическая реакция в Италии. Изменение роли искусства. Утрата интереса к героическому. Нарастание экспрессии. Антиренессансное направление – маньеризм. Примат стилевой формы над творческим восприятием действительности. Этапы маньеризма. Борьба двух направлений в искусстве.

Архитектурные школы Рима и Флоренции. Строительство собора св. Петра. Конфликт в творениях Микеланджело. Дж. Вазари. Б. Амманати.

Последние скульптурные работы Микеланджело. Бенвенуто Челлини. Утрата гуманистической основы.

Усложнение динамики в живописи. Фрески «Страшного суда» и «Пьеты» Микеланджело. Расцвет маньеризма. Преобладание декоративно-прикладной живописи и придворного портрета. Понтормо, Пармиджанино.

Развитие венецианской школы. Творчество Тициана. Возрастание роли колорита. Мифологические сюжеты. Л. Тинторетто. П. Веронезе.

Хронологические рамки и центры Северного Возрождения. Основные черты и особенности. Реализм, демократизм, светскость. Идеал «универсального человека». Поддержка абсолютизма. Влияние Реформации.

Нидерландская художественная школа. Становление нидерландской школы живописи. Робер Кампен. Ян ван Эйк. Гентский алтарь. Поэтизация среднего человека в портретной живописи. Новая концепция мира и человека. Рогир ван дер Вейден. Гуго ван дер Гус. Мистицизм и гротеск в творчестве Иеронима Босха. Реализм в картинах П. Брейгеля.

Реалистические тенденции в скульптуре. «Тварный» образ человека. Портретная скульптура. Андре Боневе. Клаус Слютер.

Искусство Германии. Обособление живописи и скульптуры. Творчество А. Дюрера. «Всадники» Апокалипсиса. Развитие портрета. Ганс Гольбейн Младший. Черты маньеризма в творчестве Лукаса Кранаха. Т. Рименшнейдер.

Искусство Франции Светское течение в искусстве Франции. Жан Гужон: декор Лувра. «Школа Фонтенбло»: Россо, Приматиччо. Портретная живопись: Жан и Франциск Клуэ.




1. ГУМАНИТАРНОПРОГНОСТИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
2. психические болезни.html
3. НАЗНАЧЕНИЕ И ПРЕДМЕТ КУРСА ИГПЗС
4. 600 масштаб в сочетании с разрешением влияет на размер изображения; Scn сканировать; Есл
5. ] 28Письменно должны заключаться все сделки между гражданами если сумма сделки превышает минимал.html
6. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата медичних наук1
7. Промприбор Чебоксары; А
8. Введение Введение Электродинамика это наука о физических законах связанных со свойствами
9. Пути повышения эффективности управления финансами Городской поликлиники
10. татарский разговорник Ключевые слова Автобус Автобус
11. Со временем стало ясно что зерно легче растирать чем толочь в результате были созданы зернотерки представ
12. аспирино вая астма
13. Имидж деловой женщины
14. аса килет К Иванов революцичченхи поэзи ~ит~н~в~сене п~т~~терсе пир~н литератур~н ~м~рл~х ник~сне хывн~
15.  декабря 2013 года ЗАКЛЮЧЕНИЕ по результатам рассмотрения заявления гражданина Троянова А
16. Тема 7 Профессиональная деятельность обязанности и этика аудитора
17. Пражский Голем- легенда и литературный геро
18. Ongoingconcern разделяются на две группы
19. 3 470 082 ББК 60.5 Р 76 Российское общество на рубеже веков- штрихи к портрету Отв
20. варианта Задача 1 Откройте таблицу Транспортные перевозки