Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Сущность, функция и структура эзотерической психологии

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 27.11.2024

"Сущность, функция и структура эзотерической психологии"

Обычный человек осознает себя как индивидуальное существо ("я"), пребывающее в мире ("не-я") и взаимодействующее с ним ("я" « "не-я"). Для него это несомненный, тривиальный онтологический и гносеологический факт, который он и переживает как таковой. Соответственно, его психология – как познавательная, так и преобразовательная – это психология индивидуального существа. Именно такова обычная, житейская психология. Современная психологическая наука – это в основе своей разновидность житейской психологии, специализирующейся на познавании сущности психического.

Вместе с тем имеет место и менее тривиальный онтологический факт, заключающийся в том, что человек и мир, психическое и физическое, сознательное и бессознательное, "я" и "не-я" представляют собой целостность . Физически человек слит с миром. Психическое есть также свойство целостности. Взаимодействие человека с миром есть частный случай целостности человека и мира.

Однако психологически человек находится в состоянии отчуждения от целого. Здесь мы не будем останавливаться на причинах создавшегося положения. Скажем только, что психическая расщепленность на "я" и "не-я" ("шизопсихия") может быть преодолена и человек может пережить целостность. Онтологический факт может стать психологическим.

Факт целостности человека и мира был открыт древними мудрецами и популяризирован основателями религий. Они пережили целостность и зафиксировали ее в виде знания. С тех пор этот психологический факт стал гносеологическим. Эта целостность в религиях получила различные названия: в христианстве "бог", в индуизме "брахмо", в буддизме "шунья", в даосизме "дао" и т.д. Она была мифологизирована, а в некоторых случаях и персонифицирована, и превратилась в предмет веры. В религиях также лейтмотивом звучит мысль об отпадении человека от целого, а эзотерическая цель религий заключается в восстановлении целостности.

Знание о целостности человека и мира было и остается непонятным большинству людей, не имевших осознанного переживания целостности; оно остается непонятным в том числе и верующим. По этой причине оно было названо тайным ("оккультным"), внутренним ("эзотерическим"), доступным узкому кругу так называемых посвященных.

В настоящее время научная психология подошла вплотную к открытию и теоретическому изображению психического аспекта целостности человека и мира, и не исключено, что в будущем людям представится возможность понимать целостность чисто умозрительно, без ее переживания. В этом случае эзотерическое знание станет экзотерическим, общедоступным.

Но как бы ни развивалось знание о целостности, оно ни в коей мере не может заменить непосредственного переживания целостности. Поэтому наряду с познавательной психологией существовала и существует разновидность преобразовательной 61 психологии, функцией которой является не теоретизирование, а указание путей к достижению переживания целостности. Это функция так называемой эзотерической психологии. В ней есть и теоретические выкладки, однако они имеют прикладное, даже условное значение.

Целостность человека и мира не тождественна ни сумме человека и мира, ни взаимодействию человека и мира, – она есть нечто большее, а точнее иное. Взаимодействие человека и мира представляет собой актуальный (проявленный) аспект их целостности; существует также и виртуальный (непроявленный) аспект. Этот последний аспект бесструктурен, о нем можно сказать, что он представляет собой поле возможностей. Прагматический смысл переживания целостности состоит в том, что этим самым возрастает способность человека трансформировать возможное в действительное.

Переживание целостности, фиксируемое в эзотерической традиции формулой "ТЫ – ТО", достигается вследствие освобождения психики от переживания частностей, фиксируемых формулой "НЕ ТО". Поэтому движение к переживанию целостности можно представить в виде развития способности произвольно освобождать психику от переживания так называемых внутренних и внешних процессов или, условно говоря, в виде освобождения от себя и от мира, от "я" и "не-я". В эзотерической психологии есть три направления преобразования психики: мистика, магия и йога. Они образуют структуру эзотерической психологии.

Освобождение человека от переживания внутренних процессов составляет суть мистики. Освобождение от переживания внешних процессов составляет суть магии. Освобождение от того и другого составляет суть йоги. Условно говоря, для мистика внутренний мир имеет нулевое значение, для мага нулевое значение имеет внешний мир, для йогина – и внутренний и внешний, и в этом смысле для него внутреннее и внешнее тождественны.

Отсутствие переживания внешних или внутренних процессов не означает отсутствия их восприятия или интроспекции, а также торможения или остановки деятельности двигательной и интеллектуальной функции. То есть речь идет не о трансовых состояниях. В то же время будучи в сознании, человек принципиально не способен вообще освободиться от переживания. ("Скажи мне, что ты переживаешь, и я скажу, кто ты".) Поэтому освобождение от переживания всей совокупности воспринимаемых и рефлексируемых процессов ("частностей") при сохранении сознания приводит к переживанию целостности. Что касается транса, то технология его достижения иная: освобождение от восприятия и рефлексии при сохранении сознания.

Мистика характеризуется принципом пассивности ("тамас") и методом созерцания, нижним уровнем которого является медитация. Магия – принципом активности ("раджас") и методом трансмутации, нижним уровнем которого является операция. Йога – принципом нейтральности ("саттва") и методом интеграции, нижним уровнем которого является гармонизация.

Мистика, магия и йога являются необходимыми компонентами пути к переживанию целостности ("закон трех"). Ограничиться мистикой – значит завязнуть в фатализме, стать рабом мира. Ограничиться магией – значит завязнуть в волюнтаризме, стать тираном мира. Что касается йоги, то она невозможна без мистических и магических достижений, ибо тогда нечего интегрировать в смысле взаимодополняющего эзотерического опыта, а значит нет и йоги. Как говорят оккультисты, йога – это "и мистика, и магия", и в то же время "ни мистика, ни магия". Уравновешивание и интеграция бинера мистики и магии и есть йога ("пятый аркан"). Йога может также пониматься как освобождение от мистики и магии и выход на более широкий масштаб интеграции ("метатерический") целостного и индивидуального психического опыта.

Достаточно развитые мистические и магические учения имеют выраженный интегральный характер. Так, в развитой мистике имплицитно, в скрытой форме присутствуют магические и йогический компоненты. Для йоги интеграция, так сказать, аутентична. В связи с этим развитые йогические учения характеризуются интеграцией эзотерической и житейской психологии ("Йога есть осознанная жизнь, а жизнь есть неосознанная йога".).

Список литературы

А.В.Чистяков (Владимирский). Сущность, функция и структура эзотерической психологии




1. Синтетические пестициды bellum contra omnes
2. Реферат- Понятие о минералах как о кристаллических веществах
3. тема в основном настроена на обложение потребление; налоги на доходы и собственность являются умеренными
4. Социальная политика государства- основные цели направления и механизмы ее реализации Вопрос 1
5. Популяция наименьшая элементарная эволюционная единица
6. Лекція прочитана в 1975 р
7. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ЗАЩИТЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ Москв
8. Розрахунок природного освітлення та загального рівномірного люмінесцентними лампами для офісно
9. 12а Воронин ДИ Перевірив к
10. Духовные основы православной семьи
11. Автономный источник дежурного освещения с таймером
12. Ничего такого чтобы ее заметно выделяло среди других
13. тема Сегодня понятие общество стало даже более широким чем об этом говорилось выше
14. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата філологічних наук
15. Основные понятия психологии
16. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата медичних наук
17. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата хімічних наук Одеса ~00 Дисерт
18. по теме- ldquo;СТРОЕНИЕ БИОСИНТЕЗ И КАТАБОЛИЗМ УГЛЕВОДОВ ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА НАРУШЕНИЙ УГЛЕВОДНОГО
19. Мировоззренческая сторона этики состоит в том что цели практической деятельности человека формулируются в.
20. ЛЕСНОЙ ДОЗОР метод фокусирования зрения