Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
8. Бекон о государстве и государственном устройстве
Особенность государств, по Бэкону, состоит в том, что они, «подобно громоздким машинам», приходят в движение медленно и после больших усилий, но зато и не так быстро приходят в упадок. Для успешной деятельности государства существенное значение имеет хорошая организация правления. Искусство власти, поясняет Бэкон, складывается из трех политических за дач: сохранить державу, сделать ее счастливой и процветающей и, наконец, расширить ее территорию и как можно дальше раз двинуть ее границы. Суждения Бэкона по этим вопросам адресованы прежде все го королю Якову I, которому он посвятил свой основной труд.
По своим политическим взглядам Бэкон был сторонником тогдашней английской абсолютной монархии, в системе которой он сам занимал высокие государственные должности. Такая форма правления с сильной централизованной властью, по его мысли, необходима для примирения различных социальных групп, сословий и партий во имя общего блага населения стра ны, хозяйственного и культурного развития общества, превра щения Англии в мощную и богатую державу. Вместе с тем, опасаясь тирании, он предлагает ряд мер, при званных предотвратить произвол королевской власти и вырож дение монархии в деспотизм. Важное значение в этом плане он придавал регулярному созыву и нормальной деятельности пар ламента, позиция которого, особенно в вопросах налогообло жения, должна учитываться королевской властью.
Устойчивое правление держится, по Бэкону, на четырех стол пах религии, правосудии, совете и казне. Ослабление любого из этих столпов может привести к смутам и мятежам.
Причинами и поводами к мятежам являются религиозные новшевства, налоги, изменение законов, нарушение привилегий, возвышение людей недостойных.
Средства против мятежей:
Достижение: открытие торговых путей, благоприятный торговый баланс, поощрение мануфактур, искоренение праздности, обуздание нищеты, уменьшение налогов и пошлин и тп.
Одна сторона продает другой 3 вида товаров: сырой продукт, как его дарует природа, обработанный продукт и наконец перевозку и доставку богатство в стране.
2 сословия:
А) знать
Б) простой народ
Опасность: знать ждет смуты в народе, чтобы тотчас выступить самой.
Мера: даровать некоторые вольности народу, возможность приносить жалобы и изливать недовольство
[ Поистине мудро то правительство, которое умеет убаюкивать людей надеждами, когда оно не может удовлетворить их нужны, и ведет дело таким образом, чтобы любое зло смягчено было надеждой.]
Ничто так не расшатывает власть, как колебания правительства и неожиданные, несвоевременные переходы от излишней суровости к чрезмерным послаблениям.
Отношение с соседями: нет никаких общих правил, кроме: государи должны следить, чтобы никто из соседей не становился опаснее, чем был раньше ( выгодная торговля с другими, усиление войска и пр.)
Опасные жены, те которые составляют заговоры против своих детей и те, которые имеют фаворитов.
О партиях:
Высшая мудрость велит сообразоваться либо с общими интересами, осуществуляя то, с чем согласны представители самых различных партий, либо с интересами отдельных лиц.
Королям не следует держать сторону какой-либо одной партии, потому что всяческие союзы неизменно пагубны для монархий. В борьбе против опасных претензий партий и знати государям надежнее всего заручиться расположением простого народа, без поддержки которого вельможи бессильны
Чрезмерное усиление партий и раздоров между ними указывает на слабость государей и вредит успеху их дел.
Чем партия слабее и малочисленнее, тем больше в ней единства.
Особо настойчиво Бэкон подчеркивает необходимость всячески поддерживать любовь и пристрастие народа к военному делу, его постоянную готовность немедленно выступить с оружием в руках по любому справедливому поводу. При этом под справедливым поводом для начала войны имеется в виду наличие некоторой важной или по меньшей мере благопристойной причины. Бэкон оправдывал внешние войны и считал, что для их ведения достаточно внутригосударственного обоснования: в государстве должны быть такие законы и традиции, которые бы всегда могли предоставить ему законную причину или по крайней мере предлог для применения вооруженной силы. Исходя из подобных весьма вольных представлений о справедливой войне, он характеризует ее как целительное средство, необходимое для сохранения здоровья политического организма любого государства.