Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

на тему- Культура римской античности

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-07-05

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 15.5.2024

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»

Центр дистанционного образования

Контрольная работа

по дисциплине: «Культурология»

на тему: «Культура римской античности»

                                                                                                                                Исполнитель: студентка

                                                                          Группа: ЭПБп-11 КФ

Ф.И.О:  Маклецова Л.А.

Екатеринбург

2014г.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3

1 Этрусская культура как пролог римской культуры…………………………5

2 Особенности мировоззрения древних римлян. Личность и государство….8

3 Культура республиканского и императорского Рима. Право, наука и искусство в Древнем Риме……………………………………………………...9

Заключение………………………………………………………………………17

Библиографический список……………………………………………………18

Введение

Искусство Древнего Рима с его оригинальными и совершенными памятниками живописи, архитектуры и скульптуры принадлежит к высшим достижениям мировой культуры. Римское изобразительное искусство, подобно искусству греков, составляет неотъемлемую часть художественной системы античности.

Границы Римского государства и сферы его влияния были обширны. В орбиту художественных влияний Рима включалось множество разнообразных народов и племён, обладавших своими, подчас сильными художественными традициями. Римское искусство, развиваясь в рамках античной рабовладельческой эпохи, вместе с тем сильно от него отличалось. Становление и формирование культуры римлян происходило в иных исторических условиях. Познание мира римлянами приобретало новые формы. Художественное осмысление жизни римлянами несло на себе печать аналитического отношения. Их искусство воспринимается как более прозаическое в отличие от греческого. Яркой особенностью искусства Рима является его теснейшая связь с жизнью.

Искусство Древнего Рима – заключительный этап в развитии античного искусства, так как время его расцвета приходится на период, когда гений эллинов заметно угас, а произведения, созданные римлянами в годы поздней республики и империи, значительно превосходили все появившиеся в их творчестве раньше.

В созданных римскими мастерами художественных произведениях тесно переплетались различные эстетические принципы, воспринятые не только от греков, но и от многих иных племен Европы и Средиземноморья; этрусков, карфагенян, египтян, кельтов. В этом заимствовании косвенно нашли отражение тенденции слияния к концу античной рабовладельческой эпохи различных художественных форм и попытки создания эстетического языка, понятного всем народам.

И все же в искусстве Древнего Рима нужно видеть художественную деятельность, не только продолжавшую греческую, но самостоятельную, с присущими римлянам особенностями, формировавших этот народ, спецификой и своеобразием религиозных воззрений, качествами характера, отличавшими римлян от других средиземноморских племен той поры.

Важным фактором, воздействовавшим на характер древнеримского искусства, являлась широта территориальных рамок его распространения. От пиренейских берегов Атлантического океана до восточных границ Сирии, от Британских островов до африканского континента племена и народы жили в сфере влияния художественных систем, которые диктовались столицей империи.

В истории искусства Древнего Рима есть несколько периодов, отличающихся особенно заметными, сильными изменениями художественного стиля. Одним из них является эпоха принципата Августа ( 27 г. до н. э. – 14 г. н. э.), когда республиканские формы в искусстве сменялись новыми и художники выражали в своих произведениях иные, волновавшие римлян, настроения и чувства, связанные уже с наступлением ранней империи. Можно с уверенностью сказать, что и в истории искусства период принципата Августа – один из самых сложных и значительных по воздействию, какое он оказал изменением художественных форм на последующую культуру Римской империи.

          1 Этрусская культура как пролог римской культуры.

До сих пор происхождение и язык этрусков полностью не выяснены. Большинство исследователей склоняются к их малоазийскому происхождению. Уже в VIII в. до н.э. этруски заявили о себе как отважные мореходы и опытные торговцы. Города этрусков были прекрасно укреплены, соединялись благоустроенными дорогами и мостами. Это были небольшие военно-жреческие рабовладельческие города-государства с царями во главе. Этруски были язычниками, многобожниками, но их религия была мрачнее, в ней большую роль играли божества смерти, загробного мира, а главными богами были Юпитер, Юнона и Минерва, и потому многие храмы имеют интерьер, разделенный на три целлы.

Начало этрусской культуры было отмечено также двумя новыми явлениями: появлением очень богатых погребений и присутствием в могилах предметов восточного происхождения или восточного стиля. Погребения VII-VI вв. до н.э. устраивались под большими насыпями – в каменных гробницах, состоящих из нескольких помещений, предназначенных для захоронения членов семей. Вход в гробницу оформлялся в виде коридора. Умершие сопровождались богатым инвентарем, в который входила повозка, оружие, бронзовые и серебряные сосуды, золотые украшения, импортная и местная гончарная керамика типа "буккеро", различные предметы пластики. Последняя отличалась довольно высоким качеством, была черного цвета, залощена, и покрыта тонким гравированным или штампованным узором, заполненным белой краской. Такие богатые погребения открыты во многих этрусских центрах: в Папулонии, Ветулонии, Тарквинии, Черветери а также в Палистрайне – на территории Лации, где в одном их захоронений была найдена золотая брошь с самой ранней надписью на латинском языке.

Одним из наиболее известных погребальных памятников VII в. до н.э. является гробница Томба делля Дуче (Ветулония). Пять траншей содержали многочисленный погребальный инвентарь, включая бронзовый щит, шлем, канделябр, бронзовые и керамические сосуды, серебряные фибулы, железные мечи и копья, а также останки коня и сбруи. Траншеи были окружены каменным кольцом. В одной из них найден бронзовый ящик с остатками кремации

Архитектура этрусков близка греческой, но этруски использовали камень только в фундаментах, каркас делали из дерева, а стены – из сырцового кирпича, как и греки, этруски украшали храм расцвеченными рельефами и статуями, но из терракоты.

Поселения изучены мало, хотя имена этрусских городов хорошо известны по письменным источникам. Двенадцать этрусских городов образовывали свободную конфедерацию. Наиболее значимыми среди них были прибережные города: Черветери (Каире), Тарквиния и Вульчи и материковые – Вей, Перуджа и Вольтерра.

На примере комплекса Вей, можно видеть, что города формировались из скопления маленьких деревень и кладбищ в рамках естественно укрепленных участков возвышенных плато. Однако примерно до VII или VI в. до н.э. в их планировке отсутствовала какая-либо регулярность. Позже – около V в. до  н. э. такие агломерации начали расширяться за счет включения новых земель и обноситься массивными каменными стенами. Внутренняя планировка имела уличный характер. В центре строились общественные и религиозные здания. Вне Этрурии – в долине р. По, занятой этрусками в период между VI и IV вв. до н.э., города имели несколько другой вид, развиваясь по заранее выработанному строгому плану.

Одними из наиболее исследованных северных городов являются порт Спина на Адриатике и колония Марцаботто, контролировавшая торговый путь с севера на юг через Апеннины, связывавший Этрурию с Болоньей и долиной реки По.

Марцаботто был основан в VI в до н.э., но формально его становление произошло в следующем столетии. Планировка города была удивительно регулярной. Совершенно прямые параллельные улицы, ориентированные с севера на юг, разбивались тремя перпендикулярными улицами, образуя кварталы. В центральной части проходила широкая дорога. Город был расположен на естественно укрепленном возвышенном холме. Часть площади использовалась для производственных целей: обработки металла и изготовления керамики. Дома, состоявшие из нескольких помещений, были сделаны из дерева, глины, кирпича и покрыты черепицей. Был построен и действовал водопровод.

В Спине с помощью аэрофотосъемки, была открыта система каналов вместо улиц, а дома устанавливались на деревянных сваях, глубоко вкопанных в лесс.

Материалы Марцоботто указывают на то, что так характерная для римской культуры регулярность планировки поселений, была уже хорошо известна этрускам, так же как и строительство дорог, мостов и виадуков. Были даже изобретены подземные туннели для осушения переувлажненной земли или для строительства дорог, как, например, в окрестностях г. Вей.

Этрусская керамика близка греческой по форме, но отличается техникой исполнения. Этруски обжигали сосуды до черноты, отсюда и название «буккеронеро» - «черная земля», затем полировали сосуды так, что они походили скорее на изделия из бронзы или золота, и украшали либо процарапанным рисунком, либо рельефным изображением животных или птиц.

Этруски – мастера в ювелирном деле, знали зернь и филигрань, но особенно славились в бронзовом литье. Именно им принадлежит знаменитая Капитолийская волчица (начала V в. до н. э.), сохраняемая и по сей день в Риме.

Этруски восприняли греческий алфавит, но их язык не принадлежал к индоевропейской группе. Пока не известно, был ли это язык местного населения или он принесен с какой-либо другой территории. Наиболее ранние надписи, выполненные с использованием греческого алфавита, происходят из Кумы – памятника, датированного 690 г. до н.э. Они достаточно короткие и преимущественно имеют религиозный и погребальный контекст.

Экономика этрусков этого времени основывалась на сочетании земледелия и животноводства. Большую роль играло выращивание винограда и оливковых деревьев. Этруски умели делать и ценили хорошее вино.

С V в. до н. э. начинается упадок этрусских городов, их главным соперником на море становятся Сиракузы. В IV в. до н. э. Этрурия попадает под власть Рима, и с этих пор римское искусство уже играет главную роль. Но традиции этрусского искусства, несомненно сказались на формировании искусства Древнего Рима.

2 Особенности мировоззрения древних римлян. Личность и государство.

Древнее население Италии жило родами в территориальных общинах — пагах, в результате объединения которых и возник город. Во главе архаического Рима стоял выборный царь, совмещающий обязанности верховного жреца, военачальника, законодателя и судьи, а при нем состоял сенат. Наиболее важные дела решало народное собрание.

В 510 — 509 гг. до н. э. образуется республика. Республиканское правление сохранялось до 30 — 29 г. до н. э., после чего наступает период империи. Рим в эти годы ведет почти непрерывные победоносные войны и превращается из небольшого города в столицу огромной державы Средиземноморья, распространяющей свое влияние на многочисленные провинции: Македонию, Ахайю (Грецию), Ближнюю и Дальнюю Испанию, регионы Африки и Азии, Ближнего Востока. Это приводит к интенсивному культурному обмену, интенсивному процессу взаимопроникновения культур.

Роскошная добыча триумфаторов, рассказы солдат, проникновение состоятельных людей в новоприобретенные провинции привели к революции на уровне бытовой культуры: менялись представления о богатстве, возникали новые материальные и духовные потребности, рождались новые нравы. Массовое увлечение восточной роскошью началось после азиатских триумфов Л. Корнелия Сципиона и Гн. Мандия Вольсона. Быстро распространилась мода на атталические (пергамские одеяния), чеканное серебро, коринфскую бронзу, инкрустированные ложа, подобные древнеегипетским.

Идеологию римлянина прежде всего определял патриотизм — представление о Риме как о высшей ценности, о долге гражданина служить ему, не щадя сил и жизни. В Риме почитались мужество, верность, достоинство, умеренность в личной жизни, умение подчиняться железной дисциплине и закону. Ложь, нечестность, лесть считались пороками, свойственными рабам. Если грек преклонялся перед искусством, философией, то римлянин сочинение пьес, труд скульптора, живописца, выступление на сцене презирал, как рабские занятия. Достойными же гражданина Рима делами в его представлении были лишь войны, политика, право, историография и земледелие.

Для раннеримского мировоззрения были характерны ощущение себя как свободного гражданина с чувством принадлежности к гражданской общине и приоритета государственных интересов личными, сочетавшимся с консерватизмом, который заключался в следовании нравам и обычаям предков. Во II — I вв. до н. э. произошёл переход от этих установок и усилился индивидуализм, личность стала противопоставляться государству, переосмыслялись даже некоторые традиционные идеалы.

3 Культура республиканского и императорского Рима. Право, наука и искусство в Древнем Риме.

Население Рима составляли две основные группы: собственноримские граждане, так называемые патриции, и их антагонисты - плебеи. Происхождение плебеев неясно и спорно. Несомненно, только, что они стояли вне племенной организации и поэтому не могли принимать участия в управлении общиной. Зато они беспрепятственно занимались земледелием, ремеслами, торговлей, плебеи были лично свободны, несли военную службу наравне с патрициями. Торговое и промышленное богатство было сосредоточено главным образом в их руках: гордый своим происхождением патриций считал унизительным любое занятие, кроме земледелия, политической деятельности, военной службы. Патриции были полноправными гражданами. Они распадались на три племени. Каждое племя состояло из 100 родов. Каждые 10 родов образовывали курию. Курии образовывали общее народное собрание римской общины (куриатные комиции). Оно принимало или отвергало предложенные ему законопроекты, избирало всех высших должностных лиц, выступало в качестве высшей апелляционной инстанции при решении вопроса о смертной казни, объявляло войну. Дела непосредственного управления, выработка законопроектов, заключение мира входили в компетенцию римского совета старейшин - сената. Он состоял из старейшин всех 300 родов и потому так назывался (от "сенекс" - старый, старейшина). Старейшины эти составляли потомственную аристократию римской общины, поскольку укоренился обычай, согласно которому их избирали из одной и той же семьи каждого рода. Военное предводительство, верховные жреческие и некоторые судебные функции принадлежали избираемому собранием курий "царю", которого называли рексом. Исторические предания называют первым рексом римской общины Ромула, а всего насчитывают семь рексов.

   Культура императорского Рима

Императорский Рим — это третий, завершающий период истории древнего, рабовладельческого Рима. Ему предшествовали Рим царский, слабо мерцающий в густом сумраке далеких веков, и Рим республиканский, вышедший на широкую арену мировой истории в III - II вв. до н. э. и силой оружия подчинивший себе огромные территории.

Древние римляне всегда были агрессорами и не скрывали этого; война была их естественным состоянием. Удачные войны от века к веку приносили Риму все больше и больше материальных ценностей, а военнопленные, превращенные в рабов, постепенно стали все энергичнее использоваться в производстве, составляя конкуренцию труду свободного земледельца, римского гражданина. Долговое рабство римляне запретили еще на заре своей истории, считая недопустимым превращение сограждан в рабов, разорившийся должник становился нищим, но не рабом.

Рабовладельческий способ производства в условиях Римского государства достиг наивысшего развития в период с конца III в. до н. э. до II в. н. э.; с конца II в. Наступает кризис рабовладельческого способа производства, который на протяжении III и IV вв. постепенно, утрачивает свою жизнеспособность и в V в. изживает себя; вместе с ним уходит в небытие античный Рим. С конца III-начала II в. до н. э. на смену первоначальному, патриархальному рабству приходит рабство развитое, классическое; если когда-то, в давние времена, в Риме рабов было так мало, что они даже имен своих не имели и юридически считались детьми господина ,то теперь рабов становится много и их труд широко применяется в производстве: раб фактически переходит на положение орудия производства, на положение вещи, которую берегут, пока она в хорошем состоянии, и которую выбрасывают, когда она пришла в негодность.

Сенека, римский философ I в., признавал, что от гнева рабов людей погибло не меньше, чем от гнева царей. Антагонизм между рабами и рабовладельцами не был единственным антагонизмом римского общества: положение осложнялось наличием третьего класса, который находился в большем или меньшем антагонизме с первыми двумя. Такой третьей социальной силой были мелкие свободные собственники, главным образом земледельцы и ремесленники, которые жили трудом своих рук, имея в хозяйстве одного или двух рабов. Им было очень трудно конкурировать с дешевым рабским трудом; их слабое хозяйство нередко терпело крах под натиском развития товарного производства, основанного на более широком применении рабского труда.

Во II в. до н. э. процесс разорения и обезземеливания мелких собственников стал массовым явлением, которое пагубно отразилось на боеспособности государства. В те времена римское войско по сути дела представляло собой народное ополчение. Каждый гражданин, в зависимости от своего имущественного положения, был обязан идти на войну с собственным вооружением и при этом не получал никакого жалования — ему доставалась лишь доля военной добычи. Самых бедных граждан, не имевших денег на покупку оружия, на войну не брали; называли их пролетариями (от латинского слова proles — потомство), ибо от этих бедняков государству не было иного проку, кроме того, что они производили на свет потомство. Во II в. до н. э. Римская аристократическая республика была сотрясена мощными раскатами грома восстаний рабов в Сицилии и местного населения в Испании и Пергаме. Римским войскам лишь с великим трудом и далеко не сразу удалось совладать с этими грозными стихиями. Часть римской аристократии стала осознавать, сколь опасно для государства беспредельное увеличение числа рабов и быстрое сокращение количества мелких свободных собственников. Наиболее дальновидный и здравомыслящий из римлян Тиберий Гракх в 133 г. до н. э. предложил ограничить размеры землевладения и наделить землей разорившихся римских граждан. Не только жалость к бездомным беднякам, но и страх перед массами рабов лежали в основе реформ Тиберия Гракха.

В I в. до н. э. республиканский Рим был сотрясен не только мощным восстанием рабов в Италии под руководством Спартака, но и жесточайшими гражданскими войнами. С подлинно трагической яростью вспыхнули внутренние раздоры, и на арену политической деятельности вышло несколько явных претендентов на единовластие: в хаосе смуты выявилась неизбежность преобразования республики в империю. Дальнейшее развитие рабовладельческого способа производства и его интенсивное проникновение в ремесло вело к увеличению масс рабов в городах, поэтому для государства рабовладельцев сильная централизованная власть становилась необходимостью.

Крепкая монархическая власть, хотя и облеченная сначала в республиканские формы, сумела на время укрепить основы рабовладения и упорядочить состояние государства. В условиях империи рабовладельческий способ производства получил возможность продлить свое благополучное существование, по крайней мере, еще на два века.

К концу II в. рабовладельческий способ производства исчерпал свои возможности и вступил в состояние кризиса, что закономерно пагубно отразилось на общем положении государства.

С III в. императорский Рим, пропитанный кровавыми смутами, переживает тяжелый период медленного заката, который завершается в V в. его погружением в мир варварства, где в дальнейшем феодализм неторопливо поднимется на сцену истории.

Право, наука и искусство в Древнем Риме

Первоначальное  образование было до известной степени распространенно в Риме: умение читать, писать, считать было не редкостью среди   самых   простых  граждан,  араб – управитель сколько-нибудь значительного   поместья непременно знал грамоту и счет. Лучшим средством образования всегда служит изучение языка.

Римские  трагедии  и  комедии  как   чисто литературные произведения были долгое время переделками с греческого. Трагедии   были  в  меньшем   почете, чем комедии. Содержание трагедий заимствовалось у мифов, комедий – из жизни. Оно было      бедно  и   однообразно:  почти  всегда  действие  вращается  около  любви   или,  точнее,  влюбленности,   страстной, глубокой и вместе с тем приторной и т.п.

От древних римских писателей до нас дошли лишь незначительные отрывки. Первым    римским  автором   был   Ливий  Андроник   (приблизительно   272-207). Занимался   обучением  детей  и  перевел – первоначально  как  учебное  пособие – “Одиссею”. Затем он составил первое драматическое произведение  на  латинском языке, которое было представлено в 240 году.

Значительным  писателем  является Тит Макций Плавт (254-184). До нашего времени дошла 21 комедия Плавта.

Несколько     позже   стихотворных  произведений  появилась   прозаическая литература. Она   имела   меньше   представителей,  пользовавшихся,  тем не менее, большим почетом, чем   сочинители  трагедий  и  комедий.  В  противоположность авторам этих последних  прозою писали исключительно римляне, знатные и люди, занимавшие высоко положение в государстве.

В 219 г. появился в Риме  первый  греческий  врач   и  быстро прославился, в след    за  тем  медицина и  лечение  стали  делаться  своего  рода  модой,  и  Катон попытался   собрать   в   небольшую  книжку   те  советы по медицине, которые он считал    исконно    латинскими    и   противопоставлял   новомодным,   греческим.

Римская    литература   3   века     заслуживает,    при всех своих недостатках, полного внимания за то,  что   она  стремилась   перенести  в  свою  родину чудное дерево греческой поэзии.  Надо   признать   заслугою  и  то,   что римские писатели подражали     преимущественно     несовременным   им   писателям,  а   писателем сравнительно   уже   старым,   но    более    талантливым.   С   этой   точки    зрения деятельность Невия, Энния, Плавта заслуживает  высокой   оценки,   но  нельзя  не признать,     что     самый   дух    греческой   поэзии   стоял  в   слишком    большом противоречии  со всею предшествовавшею жизнью римской общины, с тем духом, который ее ранее   оживлял.  И  поэтому   вполне   понятно,  что находились люди, боровшиеся против этого эллинского  влияния.  Во  главе  их   был   Катон. Ему не удалось остановить наплыва  тех  идей,  которым  он  не сочувствовал, но в борьбе против них этот  типичнейший   представитель  римской  национальности   все так сделал  великое    дело:  он   положил     основание   той     латинской прозаической литературе, которая в последствии доставила римскому имени новую    славу.   

Римское гражданство приобреталось, прежде всего, путем рождения (в законном браке) от римских граждан, затем - путем отпущения на свободу из рабства, а также посредством дарования римского гражданства иностранцу.

Правоспособность римского гражданства в области частного права слагалась из двух основных элементов: права вступать в законный брак, при котором дети получали права римского гражданства, а отцу принадлежала власть над детьми, и право торговать, совершать сделки, а следовательно, приобретать и отчуждать имущество.

Существенное значение имело деление римских граждан на свободнорожденных и вольноотпущенников. Последние не только находились в зависимости от своих патронов (т.е. отпустивших их на свободу), но нередко и эксплуатировались ими.

Сословные и иные социальные различия особенно сильно давали о себе знать в области налогового обложения и вообще в публичном праве; но они сказывались и в области частного права, например не допускался брак между сенатором и вольноотпущенницей и пр.

Дееспособность человека всегда и везде, прежде всего, зависит от возраста, так как понимание смысла совершаемых действий и способность владеть собой и трезво принимать то или иное решение приходит лишь с годами. В Римском праве различались: (до 7 лет) - вполне недееспособные; (мальчики от 7 до 14 лет, девочки от 7 до 12 лет) - признавались способными самостоятельно совершать такие сделки, которые ведут к одному лишь приобретению для несовершеннолетнего (без каких-либо потерь или установления обязанностей). Для совершения действий, которые могут привести к прекращению права несовершеннолетнего или к установлению его обязанности, требовалось разрешение опекуна, которое должно было даваться непременно при самом совершении сделки (не раньше и не позже). Опекуном был обычно ближайший родственник по указанию отца несовершеннолетнего, сделанному в его завещании, или по назначению магистра. Опекун обязан был заботиться о личности и имуществе несовершеннолетнего. Отчуждать имущество несовершеннолетнего опекун не имел права, за исключением случаев, когда это было, безусловно, необходимо.

Если несовершеннолетний совершал сделку без разрешения опекуна, она юридически обязывала его только в пределах полученного обогащения.

Следующую ступень возраста составлял период с 14 (для женщин с 12) до 25 лет. В этом возрасте лицо было дееспособно

          Заключение

Культурное наследие Древнего Рима не погибло, его влияние прослеживается во многих европейских языках, в научной терминологии, архитектуре, литературе.

Многие памятники римской культуры сохранились до наших дней. Латинский язык на протяжении Средневековья и Нового времени был языком всех образованных людей, до сих пор он используется научной терминологией, особенно в медицине, биологии, юриспруденции, а также в естественных и общественных науках.

Христианство, впитавшее в себя ценности античной культуры, стало ведущей мировой религией. Римское право легло в основу всех систем права западноевропейских государств. Современные виды и жанры литературы также восходят к античности. К ней постоянно обращались европейский театр и драматургия. Римская архитектура, опиравшаяся на греческие каноны, стала основой европейской архитектуры эпохи Возрождения и Нового времени.

Римская культура с ее развитыми представлениями о целесообразности вещей и поступков, о долге перед собой и государством, о значении закона, справедливости в жизни общества, смогла дополнить греческую культуру с ее стремлением к познанию мира, развитым чувством меры, красоты, гармонии, ярко выраженным игровым элементом. Синтез этих двух культур и создал неповторимую античную культуру, ставшую основой европейской культуры

Библиографический список

1 Культурология: Учеб. Пособие / Под ред. Г.В. Драча. Ростов н /Д, 1995. С. 174-194, 562-573.

  1.  Ильина Т.В. История искусств. / Т.В. Ильина., Пособие для вузов. М.: 1993г.

      3  Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. М.: 1987г.




1. описательный серед 16 ~ начало 18в товароведнотехнологический нач 18нач 20 веков товароведноформирующий
2. Частица с энергией движется вдоль оси x в состоянии плоской волны с единичной амплитудой и попадает в по
3. .Освіта в СРСР в 2030рр.
4. 2 Типы уровни и виды научения Основные понятия Научение любое целесообразное устойчивое изме
5. Тел ~~м м~д~ният
6. Курсовой проект Анализ точностигрейферного механизма Выполнила- Студентка 022 гр
7. Условия истинности знаний в процессе развития естественных наук
8. тематизации и гармонизации
9. Реферат- Административное принуждение, его формы
10. Определение цены на продукцию строительного предприятия
11. на тему- ДИАЛЕКТИКА И МЕТАФИЗИКА Работа выполнена-
12. Исследование управленческого потенциала менеджера
13. Адаптивная технология возделывания горчицы в ООО Тингутинское Светлоярского района Волгоградской област
14. Отметим- к свободным людям
15. Действие лекарств на сексуальную функцию мужчины
16. ВСТУПЛЕНИЕ Дядя мой полковник Егор Ильич Ростанев выйдя в отставку переселился в перешедшее к нему по н
17. на тему Содержание торговых кодексов зарубежных стран В
18. Структурное программирование
19. Аудит ефективності діяльності комерційних банків за міжнародними стандартами
20. Аренда персонала минимизируем ЕСН