Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

1общение 2познания 3регулярного поведения

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-07-05

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 20.5.2024

Билет №1
1 вопрос ! Речь  как средство общения, познания, организации и планирования деятельности, усвоение культуры, эстетического воспитания детей.
  Речь- это сами отношения между людьми, контакт и сами выражение личности. Речь — сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредствованная языком. Язык-  это средство общения. Язык и речь-это нераздельные стороны одного  финомина(явлений). Речь выполняет 3 фун:1)общение, 2)познания, 3)регулярного поведения.( первыми словами регулярного поведения становятся слова можно, нельзя, надо.) Существуют 2 формы  речи:1)Устная, 2) Письменная. Использование письменной речи и чтение) реально оформляется у детей в школьные годы. Ей предшествует овладение устной речью ребенком на 2 году его жизни. Фун. Речи: 1) Коммуникативная(служит средством передачи информации от человека к человеку) 2) Мыслительная(Мышление ребенка связано с его знаниями. Поэтому в ходе обучения важно формировать у дошкольников такие мыслительные операции, как сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификацию.

2 вопрос! приемы для обучения грамм.  навыкам, предупреждают ошибки детей, помогают сосредоточить внимание ребенка на правильной форме слова: Образец-используется на первоначальном этапе обучения. Детям предлагается поучиться правильно говорить слова, запоминая их: снять (что?) - пальто, но раздеть (кого?) - куклу, надеть (что?) - шапку, но одеть (кого?) - мальчика.Объяснение-как следует употреблять трудные формы. Например: все слова изменяются, но есть такие как "упрямые слова": пальто, кофе, какао, метро, радио, которые никогда не изменяются, поэтом надо говорить: одно пальто, много пальто, на пальто меховой воротник, эти слова надо запомнить.Указание- сравнение двух форм (чулок - носков; карандашей - апельсинов - груш; столов - окон). Для прочного запоминания применяется многократное повторение детьми за педагогом, вместе с ним, хором и по одному.

Билет № 2
1 вопрос! Задачи, содержание и формы работы по развитию речи детей в дошкольном учреждении в ситуации двуязычия. Методы исследования развития речи.
Задачи:
1) Развитие словаря,  2) Фор-ние грамматической стороны речи, 3) Воспитание звуковой культуры речи, 4) Фор-ние раз говорной (диалогической) речи, 5)Обучение рассказыванию(монологической речи), 6)Ознакомление с художественной литературой, 7)Подготовка детей к обучению грамоте. Формы: 1.Спецыальные занятие. 2. Образовательные ситуации.3. Ситуация общения . Важной формой работы по развитию речи является занятие. Занятие - это итоговая форма работы по определённой теме или разделу. На занятии решается основная речевая задача. Методы исследования развития речи: 1. К теоретическим методам относится: (анализ и обобщение материала,  полученного в наблюдениях, беседах, эксперименте). 2.Эмпирические (наблюдение, беседа, изучение опыта работы воспитателей). 3. Метод моделирования – воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения. 4. Метод анализа и обобщения  используется на разных этапах исследования и позволяет сделать выводы по результатам каждого и них и работе в целом. 5.Наблюдение( помогает выявить особенности речи детей в разных ситуациях общения. 6.Беседы (используются для изучения постановки процесса обучения и выявления проблем по ходу исследования. 7. Опытно-педагогическая работа- метод внесения преднамеренных изменений в учебный и воспитательный процесс.

2 вопрос! Значение звуковой культуры речи для общения со взрослыми и сверстниками, в развитии личности и в подготовке детей к школе. Понятие звуковая культера речи включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую реч, элементы звуковой выразительности речи, связные с ними двигательные средства выразительности, элементы культуры речевого общения. Зв сторона языка усваивается ребенком постепенно. К  началу дошкольного возраста реч аппарат реб сформирован, функционирует и фонематический слух.У детей дошк. Возраста отмечаются неправильное произношение отдельных звуков, особенно шипящих, перестановка или пропуск звуков и слогов в слове.


Билет № 3
1 вопрос!
Принципы: 1. Пр. взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого (
он базируется на понимании речи как рече мыслительной дея-сти, становление и развитие которой тесно связано с познанием окружающего мира. Речь опираете на сенсорные представления, составляющею основу мышления, и развивается в единстве с мышлением. 2. Коммуникативно-деятельностный (основывается на понимании речи как дея-сти, заключающийся в использовании языка для коммуникации. 3.Пр. развития языкового чутья.(языковое чутье-это неосознанное владение закономерностями языка. Дети начинают все более свободно пользоваться формами языка)              4.  Пр. фор-ния элементарного осознания явлений языка.( основывается на том, что в основе овладения речью лежит не только имитация, подражание взрослым, но и неосознанное обобщение явлений языка). 5. Пр. взаимосвязи работы над различными сторонами речи ( освоение логики, фор-ние грамм.  строя, развитие восприятия речи и произносительных навыков, диалогической и монологической речи) 6.пр. обогащения  мотивации речевой дея-сти.( от мотива, как важнейшего компонента в структуре речевой дея-сти, зависит качество речи и в конечном итоге успешности обучения).7. пр. обеспечения активной речевой практики. ( речевая активность является одним из основных условий своевременного речевого развития ребенка

2 вопрос! Основные методы формирования звуковой культуры речи: игра, упражнение. Приёмы работы по произношению звуков.

Овладение произношением всех звуков родного языка к 5-ти годам возможно при правильном руководстве развитием речи детей. 1.дид. игра («чей домик») 2.подвижные или хороводные игры с текстом («Лошадка», Каравай») 3.Дид. рассказы с включением учебных заданий 4.Упражжнения, заучивание и повторение знакомых скороговорок. Приемы: 1. Образец правильного произношения. 2 объяснение. 3 произношения или интонирование звука. 4 образное называние звука или звукосочетания. 5 хоровые и индивидуальные повторения. 6 совместное произношение ребенка и воспитателя. 7 отобранная речь. 8 оценка речи или ответа и исправление. 9 образная физкультурная пауза. 10 наглядные приемы- показ артикуляционных движений, демонстрация игрушек, картинок.


Билет №4
1 вопрос! Средства развития речи: отношения взрослых и детей, культурная языковая среда, речь воспитателя , обучение родному языку и речи на занятиях, художественная литература, разные виды искусства.
В методике разв. Речи выделяют следующие средства речевого развития детей: 1. Общение взрослых и детей. 2. Культурная языковая среда, речь воспитателя. 3.обучение родной речи и языку на занятиях. 4. Художественная литература. 5. Различные виды искусства(изобраз., музыка, театр). Важнейшим средством разв. Речи является общение. Общение-взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата. Поэтому в методике рекомендуется как можно больше и чаще разговаривать с детьми. Средством разв. Речи в широком смысле является культурно языковая среда ( подражание речи взрослых является одним из механизмов овладения родным языком. Поэтому к речи педагога предъявляются высокие требования: содержательность и одновременно точность, логичность, соответствие возрасту детей. В процессе речевого общения с детьми воспитатель использует и невербальные средства( жесты, мимика) они выполняют важные функции: помогают эмоционально объяснить значение слов. Одним из средств является обучение. это целенаправленный, систематический и планомерный процесс, при котором под руководствам воспитателя дети овладевают определенным кругом речевых навыков и умений.
2 вопрос! Обучение правильному произношению специфично белорусских звуков в разных возрастных группах. В ситуации близкородственного двуречия важное внимание необходимо уделять обучению русскоязычных дошк. Правильному произношению специфично беларуских звуков. В  зависимости от степени сходства с фонемами русского языка фонемы белорусского языка можно поделить на три группы: 1. фонемы, которые совпадают в белорусском и русском языке. Это все гласные и большое кол. Согл фонем. 2. Составляют фонемы, похожие в русском и белорусском языках. 3. Фонемы, аналогов каких нету в русском языке. (дж, ў) В д. с. С бел яз обучения и воспитания звуки первой группы отрабатываются по традиционно методике. Каждый зв. 2 и 3 групп необходимо сначало поставить, а только потом отрабатывать его произношение в играх и упр.

Билет №5
1 вопрос!
Методы и приемы развития речи: 1) Наглядные методы(непосредственны, о посредственные). 2) словестные методы  (чтение и пересказ художественных текстов, заучивание на память , обобщающая беседа). 3) Практические методы (разнообразие дидактических игр, игры драматизации, инсцинировки, подвижные игры со словами приговорами). 4)  Проблемные методы (творческие занятия, словообразовательные ситуации, проблемные вопросы). Репродуктивные методы основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов. Продуктивные методы предполагают построение детьми собственных связных высказываний, когда ребенок не просто воспроизводит известные ему языковые единицы, а выбирает и комбинирует их всякий раз по-новому, приспосабливаясь к ситуации общения.

2 вопрос! Понятие связной речи. Её роль в развитии детей. Диалогическая и монологическая речь- основные формы связной речи.
Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание.  Осн. Функция с. Р. – коммуникативная. Она осуществляется в двух осн. Формах- диалоге и монологе. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание. Монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развернуто. В монологе необходимы внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном. Здесь тоже важны неречевые средства (жесты, мимика, интонация), умение говорить эмоционально, живо, выразительно, но они занимают подчиненное место.. Монологическая речь является более сложным, произвольным, более организованным видом речи. Связная речь может быть ситуативной и контекстной. Ситуативная речь связана с конкретной наглядной ситуацией и не отражает полностью содержания мысли в речевых формах. В контекстной речи в отличие от ситуативной ее содержание понятно из самого контекста.
Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

Билет №6
1 вопрос! Приёмы развития речи:
Приемы: Речевой узор (правильная продуманная речь воспитателя). Повторное проговаривание (специальное многоразовое повторение одного и того же звука, слова с целью его запоминания). Словестные упражнения (многоразовое использование детьми определенных речевых умений и навыков). Объяснение – раскрытие сути какого-нибудь явления или способа действия. Указание - объяснения сообщения детям способа действия для достижения определенного итога. Оценка детской речи – развернутое, мативированное представление о речевом высказывании ребенка. Вопрос – словестное обращение который требует ответа. Наглядные приемы – показ различного иллюстрационного материала.

2 вопрос! Содержание работы по обучению детей диалогической речи. Разговор с детьми в повседневной жизни- основной путь развития диалогической речи. Требования к содержанию разговоров с детьми разного возраста.
Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении является разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог). Это наиболее распространенная, общедоступная и универсальная форма речевого общения воспитателя с детьми в повседневной жизни. Общение воспитателя с детьми должно строиться с учетом изменяющейся на протяжении дошкольного детства потребности ребенка в общении. Следует правильно организовывать диалог с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей каждого ребенка, его интересов, уровня речевого развития. Разговоры с детьми могут быть индивидуальными и коллективными. Разговоры с детьми могут быть преднамеренными и непреднамеренными. В младшей группе круг разговоров связан с тем, что окружает детей, что они непосредственно наблюдают; с игрушками, транспортом, улицей, семьей. В средней и старших группах тематика разговоров расширяется за счет новых знаний и опыта, которые дети получают из окружающей жизни, книг, телевидения. С ребенком можно говорить о том, что он не видел, но о чем ему читали в книгах, о чем он слышал. Тематика разговоров определяется интересами и запросами детей.

Билет №7
1 вопрос! Развитие близкородственного двуязычия у дош. Проблема метода и методики обучения белорусскому языку.
Развитие речи у дош. осуществляется в ситуации русско-белорусского двуязычия. Для большинства детей ( первым родным языком является русский), белорусский язык выступает для них как другой. Поэтому возникает сложная проблема обучения детей белорусскому языку как родному. Овладеть правильной белорусской речью русскоязычные дош.  могут только во время специально организованного обучения национальному языку. Приучать дош. к родному слову необходимо как можно раньше-с момента посещения ДУ.  Дети в основном понимают бел. яз. и эту особенность нужно широко использовать для ознакомления дош. с бел-художественной лит., народными играми , праздниками. Без этого невозможно полноценное речевое развитие ребенка. В детском саду в группе с бел.яз. обучением нужно чтобы звучал только бел. яз. Это и будет развивающий потанциал развивающей среды. Когда обучение бел.яз. осуществляется в детском саду с русским языком обучения, очень важно создать и чисто внешние условия для использования бел.яз.
2 вопрос! Структура беседы. Методика её проведения. Методические приёмы: вопросы, указания, толкования, рассказывание воспитателя, использование литературного и наглядного материала . Требования к ответу детей. Важные для руководства беседой вопросы: 1)отбор содержания, 2) определение структуры беседы и характера вопросов, 3) использование наглядного материала , 4) индивидуальный подход к детям. Начало беседы должно быть образным, эмоциональным, восстанавливать у детей образы тех предметов, явлений, которые они видели.Начать беседу можно по-разному – с воспоминания, с рассказа педагога, с рассматривания игрушки, предмета. В основной части беседы в ходе анализа явлений раскрывается ее содержание. Вопросы, требующие простой констатации – называния или описания знакомых ребенку явлений, предметов, фактов; т.е. он должен точно назвать предмет, его части, выделить характерные признаки (кто? что? где? когда? какой?). Основные вопросы – это стержень беседы.

Билет № 8
1 вопрос! Предпосылки речевого развития детей раннего возраста. Особенности предречевого  периода в развитии слухового восприятия как предпосылки возникновения предречевых реакций. В
о втором полугодии начинает формироваться новое и самое главное средство человеческого общения — речь. В этот период складываются очень важные условия и предпосылки овладения речью.Подготовка к появлению речи идет двумя путями:1) развитие понимания речи взрослых (или развитие пассивной речи);2) развитие предречевых вокализаций ребенка, которые предшествуют собственной активной речи. Первый путь связан с развитием речевого слуха, второй — с отработкой речевых артикуляций. Овладение речью как средством общения возможно лишь на основе достаточно развитого фонематического слуха, который осуществляет определенный анализ, отделяя высоту звуков от их фонематических особенностей, и тонкое дифференцирование самих фонематических различий. Шести-семи месячный ребенок поворачивает голову в сторону этого предмета, если он находится на постоянном месте, и фиксирует его взглядом. В 7-8 месяцев младенец уже может найти названный предмет в любом месте.

2 вопрос! Виды занятий по обучению детей монологической речи. Обучение детей монологической речи (рассказыванию).1)Задачи и содержание работы по обучению монологической речи.2)Виды занятий по обучению детей рассказыванию:
- составление описательного или сюжетного рассказа по картине или набору картин;
- составление описательного или сюжетного рассказа по игрушке (предмету) или набору игрушек;
- пересказ народных сказок или рассказов;
- составление рассказа из личного опыта (по памяти);
- составление творческих рассказов (воображение). Например, «Как бы я помог маме».
3. Накопление опыта, как условие, обучение детей рассказыванию. Условия: большой словарный запас, объем знаний.
4. Приемы обучения детей рассказыванию:- образец речи (рассказа) педагога;- план рассказа;
- коллективное составление рассказа;
- составление рассказа по частям;
- вопросы, элементарные указания, упражнения;
- демонстрация наглядного материала; - оценка рассказа детей.
По содержанию рассказы можно условно разделить: 1. Фактические – составляя фактический рассказ, ребенок опирается на свои восприятие и память. 2. Творческие – здесь творческое воображение.
По форме: 1. Описательные, реально существующие. Это изложение характерных признаков какого-либо предмета или события. 2. Сюжетные: передача каких-либо событий, сменяющихся во временной последовательности, обязательны действующие лица, их диалог.

Билет № 9
1 вопрос! Задачи и содержание Учебной  программы по развитию активной речи детей. Характеристика развития словаря, грамматического строя речи, произношения звуков.
Задачи и содержание Учебной программы по развитию активно речи детей. Характеристика развития словаря, грамматического строя речи, произношения звуков. (см. программу)

2 вопрос! Беседа как вид сам-ных занятий . Тематика бесед. Подготовка воспитателя к беседе.
Предложено несколько способов классификации бесед. По назначению выделяются беседы: 1) вводные, или организующие; 2) сообщения новых знаний; 3) синтезирующие, или закрепляющие; 4) контрольно-коррекционные.По уровню познавательной самостоятельности учеников выделяются беседы репродуктивные и эвристические.Репродуктивная беседа предполагает воспроизводящую деятельность учащихся (знакомые способы оперирования знакомым учебным материалом). Эвристическая беседа направлена на организацию поисковой деятельности учащихся, поэлементное обучение творческому поиску при решении проблемных задач. Беседа строится на постоянной мобилизации детского внимания, памяти, мышления. Ребенку приходится все время следить за ходом беседы, не уклоняясь от темы, слушать собеседников, самому формулировать свои мысли и высказывать их.Беседа считается одним из наиболее сложных методов развития речи. Основным приемом в методике ее проведения являются вопросы. Эффективность беседы зависит от умелого подбора и постановки вопросов.  

Билет № 10
1 вопрос! Виды игр-занятий : наблюдение за окружающим, птицами, домашними животными; игры-занятия с игрушками; игры-занятия с картинками; игры-занятия по ознакомлению с художественной литературой и народным творчеством.
Наблюдение за окружающим, птицами, домашними животными:  Наблюдения проводятся в помещении или на улице. В процессе наблюдения нужно не только констатировать  то, что происходит, но и учим сравнивать предметы, устанавливать между ними равенства, сходства и отличия. Занятия с игрушками Разыгрываются какие-либо сюжеты. На этих занятиях дается много разных названий предметов, показываются действия с ними и раскрываются их предназначения. Занятия с картинками Сюжетные картины: они используются для закрепления представлений и знаний детей, полученных ранее, а также усвоения новых. Зан. По худ. Лит. Большая роль отводится слушанию и последующему воспроизведению коротких рассказов, стихов, песенок, и т. д. Один и тот же текст повторяется несколько раз как на одном занятии, таи и через два-три дня. Важное значение имеет чтение книг с иллюстрациями. Дети учатся внимательно слушать, понимать, а затем и пересказывать.

2вопрос! Задачи и содержание работы по обучению детей монологической речи.
Задачи: 1)
фор-ть умение детей составлять короткий описательный и повествовательный рассказ с помощью взрослого, 2) развивать умение пересказывать содержание сказки или короткого рассказа, 3) составлять рассказы по содержании картины, из личного опыта, 4) описывать игрушки, предметы сравнивать их,5) составлять творческие рассказы реалистического и фантастического содержания, 6) составлять описательные, сюжетные и контаминированные рассказы по игрушке, предметной картинке, серии сюжетных картин. В зависимости от функции (назначения) выделяют четыре типа монологов: описание, повествование, рассуждение и контаминацию (смешанные тексты). В дошкольном возрасте наблюдаются преимущественно контаминированные (смешанные) высказывания, в которых могут использоваться элементы всех типов с преобладанием одного из них. В зависимости от источника высказывания можно выделить монологи: 1) по игрушкам и предметам, 2) по картине, 3) из опыта, 4) творческие рассказы.

Билет № 11
1 вопрос! Методика проведения занятий, их постепенное усложнение.
Методика проведения занятия, их постепенное усложнении. (см. программу)

2 вопрос! Роль пересказов в обучении детей рассказыванию. Влияние пересказов на развитие речи детей  их моральное и этичное развитие. Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи.  Очевидно, что качество детских пересказов зависит от эффективности других видов работы по развитию речи. Пересказ художественных произведений положительно влияет на связность детской речи. Дети следуют образцу литературной речи, подражают ему. Тексты содержат образные описания, которые вызывают интерес детей, формируют умение описывать предметы и явления, совершенствуют все стороны речи, обостряют интерес к языку. Пересказ литературных произведений влияет на развитие речи, их моральное и этичное развития, дети учатся сопереживать героям произведений, узнают какие поступки совершать нельзя, как нужно относится к своим ближним; любить природу, бережного относится к объектам живой природы и др

Билет № 12
1 вопрос! Понятие и значение словарной работы в ситуации двуязычия.
В области овладения лексическим запасом есть разные формы усваивания новых понятий. При этом различают быстрое схватывание и сознательное запоминание новых слов. Большая часть словарного запаса приобретается по неуправляемому пути. Слова, которые не употребляются, подлежат „вымиранию“ и из активного словарного запаса исчезают. При освоении второго языка сами изучающие тоже отличаются между собой, среди них различают так называемых „собирателей слов“ и „собирателей штампов“. Другим важным фактором при овладении словарным запасом во втором языке является овладение образцами устойчивых звуков речи. За начальным этапом следует этап информационной надстройки; дети пытаются расширить значения, т.е. они испробуют, для каких объектов то или иное значение применимо. За этим этапом следует формирование знаний о возможности комбинирования слова с другими словами (синтагматическое ориентирование/взаимоотношения)/ . Содержание словарной работы в дош. возрасте, прежде всего, определяется тем, что в этом возрасте первоначально складывается словарный запас, обозначающий элементы присваиваемой ребенком культуры - материальной, интеллектуальной, соционормативной.Словарная работа в детском саду - это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов. Известно, что расширение словаря дош. идёт одновременно с ознакомлением их с окружающей действительностью, с воспитанием правильного отношения к окружающему. Таким образом, словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системы работы по речевому развитию детей. Вместе с тем она имеет большое значение для общего развития ребенка.

2 вопрос! Произведения для пересказа и требования к ним. Требования к детскому пересказу.

Содержанием для пересказа может быть не всякий литературный материал. Выбирать следует лишь те произведения, которые дети способны пересказать сами. При выборе произведений для пересказа учитываются следующие требования: 1)они должны иметь воспитательную ценность, обогащать моральный опыт детей; быть доступными по содержанию – в произведении 2)иметь четкую композицию с хорошо выраженной последовательностью действий. Особое значение имеет динамичность сюжета. Дети легко воспроизводят даже относительно длинные произведения с динамичным сюжетом; Требования к пересказам детей таковы:1) Осмысленность, т.е. полное понимание текста, является главным в обучении.2) Полнота передачи произведения, т.е. отсутствие существенных пропусков, нарушающих логику изложения.3) Последовательность и связность пересказа.4) Использование словаря и оборотов авторского текста и удачная замена некоторых слов синонимами.5) Плавность пересказа, отсутствие длительных, ненужных пауз.

Биле № 13
1 вопрос! Задачи словарной работы в детском саду : обогащение словаря, закрепление и осмысление значимости слов, активизация словаря, искоренение из речи дошкольников диалектизмов, жаргонизмов.
 Обогащение словаря включает не только расширение его объема, но и воспитание у детей внимания к содержательной стороне слова, уточнение значений слов, обогащение связей слова с другими словами. Вычленяя обогащение, закрепление и активизацию словаря как главные задачи словарной работы, Конина писала: «Руководство развитием детского словаря начинается не с обучения детей новым словам и оборотам речи, а с активизации имеющегося у них словарного запаса, с привлечением систематизации опыта детей». Под влиянием такого обучения у детей младшей группы формируется познавательный интерес к содержательной стороне слова.Овладение словарным составом родного языка является необходимым условием освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой культуры речи

2 вопрос! виды пересказов. Структура занятий по обучению детей пересказу.
Пересказ – осмысленное воспроизведение лит.  текста в устной речи.  Существуют разные виды пересказа: подробный или близкий к тексту; краткий или сжатый; выборочный; с перестройкой текста; с творческими дополнениями. В детском саду используется, главным образом, пересказ, близкий к тексту.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Типичная структура занятий по пересказу: 1. Вводная часть. Ее цель в создании интереса к занятию, подготовке детей к восприятию текста, которая может достигаться путем краткой вступительной беседы. 2. Первичное чтение произведения. Детям предлагается послушать произведение, сообщаются его название, автор. Новый для детей текст рассказывается (читается) без предупреждения о последующем пересказе, поскольку установка на пересказ ограничивает внимание ребенка, сосредоточивает его на запоминании и тем самым мешает целостному восприятию художественного произведения. 3. Беседа по содержанию прочитанного, направленная на анализ и запоминание текста. 4. Повторное чтение с установкой на последующий пересказ. 5. Пересказы детей. 6. Заключительная часть занятия. Здесь можно использовать драматизацию произведения с помощью игрушек.

Билет № 14
1вопрос! Принципы словарной работы.
Принципы словарной работы: 1. Ознакомление с окружающим миром на основе активной познавательной дея-ти        2. Развитие психических процессов и умственных способностей. 3. Задачи словарной работы решаются в единстве и определённой последовательности.
2 вопрос! Особенности методики обучения пересказа в разных возрастных группах.

В младших группах детей учат слушать и правильно воспринимать произведение, отвечать на вопросы. Дети третьего года жизни рассказывают вместе со взрослым, в ответ на его вопросы, поставленные обычно к последнему слову фразы, вставляют отдельные слова («Посадил дед что?» – «Репку». – «Выросла репка какая?»).

Дети четвертого года пересказывают хорошо знакомые сказки и рассказы, построенные на повторе («Колобок», «Репка»), тоже с помощью воспитателя. Педагог учит детей воспринимать сказку или рассказ, следить за развитием действия, отвечать на вопросы по тексту и таким образом постепенно подводит к его воспроизведению. Запоминанию литературных произведений помогает их драматизация с помощью игрушек, настольного, теневого, кукольного театров, подвижных картинок

В средней группе детей учат пересказывать короткие сказки и рассказы, впервые прочитанные на занятии, выразительно передавать диалог персонажей, слушать и замечать несоответствие тексту в пересказах других детей.  

Длинные и сложные произведения (в старших группах) читаются заранее, не менее чем за неделю до пересказа. Поэтому на следующем занятии детям сразу сообщают о пересказе, читают уже знакомое им произведение, проводят беседу по его содержанию, при необходимости читают еще раз, далее следуют пересказы детей.

Билет №15
1 вопрос! Методы ознакомления с окружающей действительностью: непосредственное ознакомление, опосредованное ознакомление.
 Методы: а) непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии; б) опосредованного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ диа-, кинои видеофильмов, просмотр телепередач.

2 вопрос! Виды занятий по составлению рассказа по игрушкам. Подбор игрушек. Методика проведения занятий в разных возрастных группах.

Виды занятий по игрушкам.

1Описание игрушки – связное последовательное описание внешнего вида игрушки, иногда с добавлением личного отношения ребенка к ней, или описание действий и образа жизни изображенного в игрушке живого существа.

2 Сюжетные рассказы (повествования)

рассказ по набору игрушек связный последовательный рассказ про группу игрушек, чаще всего сопровождаемый игровыми действиями воспитателя с игрушками по типу игры-драматизации

рассказ по отдельной игрушке  это связный последовательный рассказ о воображаемых действиях и приключениях одного героя – данной игрушки.


Билет №16
1 вопрос!
Приёмы словарной работы: 1)направленные на обогащение и уточнение словаря; 2) на активизацию словаря.
Приемамы: показ с называнием, поручения, толкование слов, толкование происхождения слова, многоразовое  повторение слова или фразы, использование нового слова в сочетании со знакомым, неоднократное повторение нового слова воспитателем в процессе занятия. Характеристика: 1) Показ с называнием Воспитатель вместе с детьми рассматривает предмет, называют качества и признаки. 2)Поручения,  которые требуют ответа детей( дай, принеси, поклади, сделай, сделай). 3)Толкование слова- подробное описание объекта, замена его знакомым словом, сопоставление с антонимом. Приемы , направленные на активизацию словаря: вопросы; дидактические игры и упражнения; загадывание и отгадывание загадок, употребление присказок и поговорок, разгадывание кроссвордов.
2 вопрос Значение картин для обучения составления  рассказа. Требования к ним. Виды рассказов по картинам. Подбирая сюжетные картинки для рассказывания, необходимо учитывать, чтобы их содержание было доступно детям, связано с жизнью детского сада, с окружающей действительностью.Для коллективных рассказов выбираются картины с достаточным по объему материалом: многофигурные, на которых изображено несколько сценок в рамках одного сюжета. В сериях, изданных для детских садов, к таким картинам относятся «Зимние развлечения», «Летом в парке» и др

Картина-один из главных отрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства.Значение картины: развивает диалогическую речь, способствует развитию умственных процессов, развивает наблюдательность, способствует формированию конкретных представлений и понятий,инициатирует мышление, развив восприятие чувств. Выделяют виды рассказывания по картине:- составление описательно рассказа по предметной картине;- составление описательно рассказа по сюжетной картине;-придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине;

-составление рассказа по последовательной сюжетной серии картин;-составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту

Билет № 17
1 вопрос! Роль экскурсий и наблюдений  в ознакомлении детей с окр-щим и форм-нии их словаря.
Наблюдения и экскурсии направлены на познание, уточнение и закрепление знаний детей об окружающем. В основе наблюдений лежат непосредственные чувства и восприятия детьми предметов и их особенностей. Как самостоятельное занятие наблюдения проводятся во второй младшей и средней группах. В старшем дошкольном возрасте наблюдения проводятся в повседневной жизни (каждый день). Тематика наблюдений определяется программой : труд взрослых, кормление животных, транспорт и др. Наблюдение бывают непродолжительные ( за трудом дворника) и продолжительные ( за строительством какого-нибудь объекта). Наблюдения проводятся небольшими подгруппами. Экскурсии-  наблюдения, которые проводятся за пределами детского сада. В ходе наблюдений, экскурсий, дети пополняют свой словарный запас новыми словами, а также узнают новые значения  знакомых слов, которые имеются в лексиконе  у ребенка, учатся обобщать и приводить знания в систему.
2 вопрос Структура занятия по обучению детей рассказыванию по картинам. Методика проведения занятий в разных возрастных группах.

. Проведение занятий в смешанной по возрасту группе сложнее, поскольку одновременно решаются разные учебные задачи. Существуют следующие виды занятий:  а) занятия, которые проводятся с каждой возрастной подгруппой отдельно и характеризуются типичными для того или иного возраста содержанием методами и приемами обучения;  б) занятия с частичным участием всех детей. В этом случае более младшие воспитанники приглашаются на занятие позже или раньше уходят с него. Например, на занятии с картиной все дети участвуют в ее рассматривании и беседе. На самые сложные вопросы отвечают старшие. Затем малыши уходят с занятия, а старшие рассказывают по картине;  в) занятия с участием всех детей группы одновременно. Такие занятия проводят на интересном, эмоциональном материале. Это могут быть драматизация, чтение и рассказывание с наглядным материалом, диафильмы. Кроме того, возможны занятия с одновременным участием всех воспитанников на едином содержании, но с разными учебными задачами на основе учета речевых навыков и умений детей. Например, на занятии по картине с несложным сюжетом: младшие активны в рассматривании, средние составляют описание картины, старшие придумывают рассказ.

Билет № 18
1 вопрос! Значение занятий по ознакомлению с предметами в развитии речи детей. Обогащение их словаря, использование разнообразной лексики для хар-ки качества и свойства предметов.
Эта группа занятий относится к другому направлению словарной работы- введение в употребление слов на основе углубленных знаний про предметы и явления. Такие занятия проводятся, как правило, в средней и старшей. Методика их разработана Логиновой. Ознакомление с качествами и свойствами предметов. Под качествами понимаются как особенности предметов, которые воспринимаются органами чувств без нарушения целостности предмета( твердый, мягкий, пушистый). Свойства- те особенности предметов, которые выявляются в результате нарушения целостности предмета ( рвется, бьется, ломается. Роль пересказов в обучении детей рассказыванию. Влияние пересказов на развитие речи детей  их моральное и этичное развитие.
2 вопрос Значение составления рассказа на основе личного опыта детей. Требования к рассказам детей. .  )Значение.
2. Требования к рассказыванию детей.
3. Условия: накопление ребенком личного опыта, связь педагога с семьей.4. Тематика из личного опыта.5. Методические приемы: - вопросы на данную тему, предваряющие рассказ;- вопросы в виде плана;- выяснение знаний;- образец рассказа педагога.- указания.Дети приучаются к речевому общению, развивается умение свой чувственный опыт передавать в связанном повествовании, формируется умение четко, связанно излагать свои мысли.Требования:У детей 6-7 лет рассказы должны быть много фактического материала. Ребенок чаще сам, без дополнительных вопросов поясняет события, о которых рассказывает.


Билет № 19
1 вопрос! Роль картин и рисунков на занятиях по формированию словаря. Классификация картин для использования на занятиях.
В работе с детьми используются как предметные, так и сюжетные картины.  Ушинский отмечал, что предметные и сюжетные дидактические картины помогают понять окружающую жизнь.

Следом за К. Д. Ушинским значение картины в умственном развитии ребенка, в обогащении ее знаний и словаря раскрыла Тихеева. Она отметила, что когда есть возможность познакомить ребенка с реальным предметом или явлением ( кошкой, мышкой, птицей, машиной), нужно показать ребенку это предмет, а потом уже закрепить его восприятие через рисунок. Тихеева разработала требования к дидактическим картинам: картина должна быть графически грамотной, правдиво отражать реальную действительность: правильно передавать цвет, форму, композицию, пространственные отношения. Содержание картины должно также соответствовать возрасту детей.

В старшей группе детям можно показывать репродукцию художественных картин.
2 вопрос Условия для успешного обучения детей составлению творческих рассказов. Виды рассказов: реалистичные, фантастические.
Условием успешного обучения творческому рассказыванию принято считать обогащение и активизацию словаря. 1. Одним из условий успеха детей в творческой деятельности является постоянное обогащения опыта детей впечатлениями из жизни. 
2. Другим важным условием успешного обучения творческому рассказыванию принято считать обогащение и активизация словаря. 
3. Творческий рассказ – продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ. Поэтому одно из условий – умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания. 
4. Еще одно важное условие – правильное понимание детьми задания «придумать», т. е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но «придумал».Начинать обучение творческому рассказыванию лучше с придумыванию рассказов реалистического характера («Как Миша варежку потерял»). Не рекомендуется начинать обучение с придумывания сказок, так как особенности этого жанра заключается в необыкновенных, иногда фантастических ситуациях, что может привести к ложному фантазированию. 
Наиболее сложным заданием является создание текстов описательного характера о природе, поскольку выразить в связном тексте свое отношение к природе ребенку сложно.

Билет № 20
1вопрос! Роль дидактических игр в обогащении , усложнении и активизации словаря детей. Виды дидактических игр.
Дидак игры - обучающие, познавательные на расширение, углубление и систематизацию представлений детей об окружающем, на воспитание познавательных интересов и развитие познавательных способностей. Дидак игры - широко распространенный метод словарной работы. Игра является одним из средств умственного воспитания. В ней ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно усваивает знания, которыми он оперирует. Решая умственную задачу в игре, ребенок упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлений по общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов. В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.3 вида дид игр: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры1Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.1 семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки. закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы.2 Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании. Самое простое задание в такой игре - нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые и по цвету, фасону, или две куклы, внешне ничем не отличающиеся.3 Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия


2 вопрос Методика обучения составлению писем. Одним из ценных приёмов РР явл составление письма.Этот приём был предложен и обоснован Техеевой,считавшей что детей надо упражнять с ранних лет в этой форме изложения собственных мыслей.Письменная речь-высшая форма связной речи,но в дошк возрасте дети не владеют ею.Однако психолог особенности письменной речи,могут быть использованы,по мнению Сохена для формирования у детей умении,преднамеренно  строить связное,умственное высказывание.Ребёнок составляет текст,взрослый записывает.Письма составляются коллективно,но каждый ребёнок даёт свой текст.Предумывается план-с чего начать письмо,о чём и в какой последовательности писать,чем закончить.Кроме содержания обсуждается и форма изложения.Отбираются более удачные предложения,более точные слова,одни слова заменяются другими.Письмо прочитывается,переписывается,заклейвается в конверт.После оформления адреса письмо опускают в почт ящик.Составления письма своеобразый,коллективный расказ детей,имеющий особое содержание и структуру.

Билет № 21
1вопрос! Лексические упражнения, упражнения с наглядным материалом, их содержание и методика проведения в разных возрастных группах.

2 вопрос Методика проведения занятий по обучению детей составлению творческих рассказов. Методические приёмы. Для методики обучения творческому рассказыванию особое значение имеет понимание особенностей формирования художественного, в частности словесного, творчества и роли педагога в этом процессе. Педагогическими условиями обучения творческому рассказыванию являются:

1. обогащение опыта детей впечатлениями из жизни;

2. обогащение и активизация словаря;

3. умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания;

4. правильное понимание детьми задания «придумать».

В формировании детского художественного творчества выделяют три этапа:

· На первом этапе происходит накопление опыта: педагог организует получение жизненных наблюдений, влияющих на детское творчество, учит образному видению окружающего, важна роль искусства.

· Второй этап - собственно процесс детского творчества (возникает замысел, идут поиски художественных средств). Важна установка на новую деятельность (придумаем рассказ, творческие задания). Наличие замысла побуждает детей к поискам композиции, выделение поступков героев, выбор слов, эпитетов.

· На третьем этапе появляется новая продукция (ее качество, ее завершение, эстетическое удовольствие). Анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность.

Варианты творческого рассказывания:

1. придумывание предложения и завершение рассказа (воспитатель сообщает начало рассказа, его завязку, события и героев придумывают дети) реалистического или сказочного;

2. придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя (большая самостоятельность в развитии содержания);

3. придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана). Ребенок выступает автором, выбирает содержание и форму, тема должна эмоционально настраивать, некоторые рассказы могут объединяться в серию по темам.

В методике развития речи не существует строгой классификации творческих рассказов, но условно можно выделить следующие виды: рассказы реалистического характера; сказки; описания природы. В ряде работ выделяется сочинение рассказов по аналогии с литературным образцом (два варианта: замена героев с сохранением сюжета; изменение сюжета с сохранением героев). Чаще всего дети создают контаминированные тексты, поскольку им трудно давать описание, не включая в него действие, а описание сочетается с сюжетным действием.

Дети учатся наглядно и образно описывать предметы, передавать чувства, настроение и приключения героев, самостоятельно придумывать концовку рассказа.

Начинать обучение творческому рассказыванию лучше с придумывания рассказов реалистического характера.

Работы по обучению детей творческому рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада.

При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.

После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.

Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.

Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.

Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.

Проблема обучения дошкольников творческому рассказыванию становится реально решаемой, если педагог, предъявляя детям новую картину, затем целенаправленно отрабатывает с ними мыслительные операции по анализу картины как целостной системы и изображенных на ней отдельных объектов.

Модель работы с картиной как целостной системой:

1. Выделение объектов, изображенных на картине.

2. Установление взаимосвязей различного уровня между объектами.

3. Представление объектов с точки зрения их восприятия различными анализаторами.

4. Описание изображенного средствами символической аналогии.

5. Представление объектов в рамках времени их существования.

6. Восприятие себя на картине в качестве объекта с заданной характеристикой.

Главная сложность организации и проведения такой работы с детьми 4-7 лет заключается в том, что у них еще не сформированы классификационные и системные умения работы с конкретным объектом. Поэтому необходимо параллельно осуществлять работу в данном направлении с любым (не обязательно со всеми) объектом, изображенным на этой же картине.

Основные операции анализа объекта

1. Выбор основной (возможной) функции объекта.

2. Перечисление составляющих объекта по принципу «матрешки».

3. Обозначение сети взаимосвязей одного объекта с изображенным на картине.

4. Представление «жизни» объекта на временной оси.

Представленная модель может служить основой для построения педагогических технологий при обучении детей (не только дошкольного возраста) описанию пейзажной или предметной картинки. Перспективен данный подход и при анализе литературных произведений любого жанра, если педагог ставит своей целью развитие творческих способностей ребенка.

С целью более полного понимания дошкольниками изображенного на картине необходимо обучить их элементарным приемам системного анализа выбранного объекта. Обучение проводится в игровой форме.

Использовать такие игры можно начиная со средней группы. Игры включаются параллельно работе с картиной в целом. Время их проведения и количество зависят от возможностей детей и обучающих целей педагога.

Билет №22

1 вопрос Загадывание и отгадывание загадок, их значимость в развитии словаря детей. Загадка-это кроткое описания предмета или явления, часто в поэтической форме, которые включают в себя форму прямого и косвенного вопроса. Отгадать загадку значит найти решение задачи, ответить на вопрос значит выполнить сложную мыслительную операцию. Виды загадок. Методика работы с загадками. Три вида загадок: 1) загадки в которых перечисляются приметы предмета( чтобы отгадать такую загадку дети должны быть знакомы, с перечисленными в нем приметами и способами узнавать образ предметов . 2)загадки построенные на противоположных сравнениях с другими предметами.  3)загадки материалы ( в них описание предметов ведется через другой предмет) С помощью таких загадок ребенок должен знать особенности предмета, уметь сравнивать предметы видеть у них общее. Эти загадки развивают логическое и образное мышление детей.

2 вопрос Виды художественной литературы в обучении детей. Худ лит средство умственного,нравственного и эстетич воспитания детей оказывающие огромное влияние на развития внимания,воспитывает воображение,даёт ребёнку прекрасные образцы руск лит языка.В рассказах дети познают локаничность и точность слова.В стих улавливают мухык ритмичность руской речи,в сказках раскрывает лёгкость и выразительность языка,богатство речи юмором.В детям пробуждаются гумманые чувства-способность проявлять участие,доброту,протест против несправедливости.Знакомясь с худ произведениями  дети знакомятся с такими нравственными понятиями как добро,долг,совесть,справедливость,смелость,активность,глубокое сопереживание к героям произведения.Прямое сопереживание героям умения следить за развитием сюжета,сопоставление событии описаных в произведении,с теми что емсу приходилось наблюдать в жизни,помогают ребёнку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы,сказки .Влияние худ лит на развитие образной речи детей:чтение расширяет кругозор,помогает познать окр мир,обогащает нравственную,эмоц,духовную среду,развивает мышление,внимание,воображение,памыть,любознательость.

Билет №23

1 вопрос Значение усвоения грамматической стороны речи для развития речи детей.  Усвоение детьми грам. о строя языка происходит постепенно, путём подражания. При форм- нии грамматически правильной речи детей следует различать работу над ее морфологической и синтаксической стороной. Морфология изучает грамматические свойства слова, его формы, синтаксис–словосочетания и предложение. На протяжении всего дош возр,, наблюдается несовершенство как морфологической, так и синтаксической стороны  детской речи. Освоение ребенком грам. Строя речи имеет большое значение, так как только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику, и может служить средствам общения со взрослыми сверстниками. Овладение правильной речью оказывает влияние на мышление реб., он начинает мыслить более логично, последовательно обобщать правильно излагать свои мысли,  овладение граи. Строем оказывает огромное влияние на разв. Реб. Обеспечивает ему переход к изучению языка в школе. Задачи: 1.Исправление грамматических ошибок в устной речи детей. 2.совершенствование синтактической стороны речи детей, т.е, ознакомление с некоторыми словосочетаниями .3. Предупреждение грамматических ошибок морфологического порядка- тренировка детей.

2 вопрос Виды занятий по ознакомлению с художественными произведениями: чтение произведения; чтение нескольких произведений, объединённых одной темой; чтение произведений, которые относятся к разным литературным жанрам; чтение и рассказывание с использованием наглядного материала. значение художественной литературы в обучении и воспитании детей
Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства — способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Приобщение детей к чтению художественной литературы начинается с создания предметно-развивающей среды группы. Красочно оформленная библиотечная зона группы, книжный уголок привлекает интерес и внимание детей . Художественная литература воздействует на чувства и разум ребенка, развивает восприимчивость, эмоциональность ,сознание и самосознание, формирует мировоззрение. 
Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в обществе.

Билет №24

1 вопрос Условия успешного формирования грамматически правильной речи детей: создание положительной языковой среды; формирование ориентации на звуковую форму слова; практика речевых отношений. 2в. Воспитателю необходимо четко знать содержание работы по формированию грамматически  правильной речи, особенно то, которое преподносится детям специальными методиками обучения. Грамм.  строй усваивается ребенком самостоятельно, путем подражания, в процессе разнообразной речевой практики. Ребёнок 3 лет уже пользуется такими грамм. категориями, как род, число, время, и др., использует простые и сложные предложения. казалось бы, достаточно обеспечить ребенку богатое речевое общение, идеальные образцы для подражания, чтобы он научился правильно говорить. каждая грамм. форма станет для ребенка сигналом.

2 вопрос Подготовка воспитателя к занятиям по чтению и рассказыванию художественных произведений: подбор текста; определение программного содержания; анализ текста  и подготовка к его чтению; подбор наглядного материала; подготовка детей к восприятию произведения;  составление вопросов к прочитанному.

Билет №25

1 вопрос Специальные дидактические игры и игровые упражнения с грамматическим содержанием, включаемые в речевые занятия, являются очень важным средством выработки, а также закрепления грамматических навыков и умений. На занятиях посредством дидак игр и упрс грамматсодержанием дошкольн обучают таким способам речевой деят, усвоение которых в условиях повседневного общения вызывает определенные трудности: согласованию прилаг и местоимений с сущест; образованию трудных форм глаголов в повелительном наклонении, форм сущ род падежа мно числа.

2 вопрос Структура занятий по чтению и рассказыванию художественных произведений и методика их проведения  : интересное начало; вступительный разговор ; чтение текста; разговор о прочитанном; работа с картинками. В структуре типичного занятия можно выделить три части.1. Знакомство с произведением;Чтению может предшествовать краткая вводная беседа, подготавливающая детей к восприятию, связывающая их опыт, текущую образовательную тему с темой произведения. Далее нужно назвать произведение, его жанр (рассказ, сказка, стихотворение, имя автора. 2. Беседа о прочитанном.проводится беседа о прочитанном с целью уточнения содержания и литературно-художественной формы, средств художественной выразительности. В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок: почему неправильно поступили ребята, забросав шапками утят? Чем тебе понравился дядя Степа? Хотел бы ты иметь такого друга и почему? Излишне простые, однообразные вопросы не вызывают работы мысли и чувства.3. Повторное чтение.Повторное чтение всего этого материала целесообразно провести через какой-то отрезок времени. Чтение стихов, потешек, коротких рассказов повторяется чаще. При повторном чтении необходимо точно воспроизводить первоначальный текст. Основными методами являются следующие:1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий сохраняя язык автора, передаёт все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.2. Рассказывание воспитателя. Это относительна свободная передача текста (возможны перестановки слов, замена их, толкование). Рассказывание даёт большие возможности для привлечения внимания детей.3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведений.4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.

Билет №26

1 вопрос Фор-ние грамм. строя речи на занятиях по всем разделам программы и в ежедневной жизни.
Последовательность становления грамм.  стороны речи обусловлена строением языка, а также традиционными способами организации детской игровой, прак.  и познавательной дея-сти; В каждой возр. группе есть дети, имеющие очень высокий уровень владения родным языком, и рядом же находятся их сверстники, отстающие от товарищей в речевом развитии. Поэтому работа по грамматике в дет.саду должна строиться так, чтобы предоставить каждому ребенку возможность решать посильные речевые задачи. На 1 этапах усвоения грамм. средств и способов языка перед ребенком прежде всего ставят задачу понимать смысл сказанного (например, ориентируясь на окончание существительного, различать, где один предмет, а где много).  Следующая задача — использовать то или иное грамм.  средство в собственной речи, говорить так, как говорят другие. В работе с младшими дош. большой удельный вес занимают речевые задачи первого типа (на понимание и использование в речи грамм. средств) В каждой возр.группе уровень речевого развития детей неодинаков и различается в очень широких пределах, во всех возрастных группах и почти на каждом занятии следует предусматривать решение детьми и тех и других задач

2 вопрос Методика работы с книжными иллюстрациями. Рассматривание картин, как считает Е. И. Тихеева, преследует тройную цель: упражнение в наблюдении, развитие мышления, воображения, логического суждения и развитие речи ребенка.

Основная задача на занятиях с дошкольниками, при чтении книг, состоит в том, чтобы научить их слушать и слышать, т.е. правильно воспринимать речь.

 Надо, чтобы картинка следовала за словом, а не наоборот: иначе яркая картинка может увлечь ребят настолько, что они будут только ее и представлять себе мысленно, зрительный образ не сольется со словом, потому что дети "не услышат" слова, его звуковая оболочка их не заинтересует. Исключение составляет красочная обложка книги, вызывающая естественный интерес, любопытство ребят к данной книжке.

При рассматривании картины с маленькими детьми можно вводить своеобразный игровой прием, развивающий наблюдательность и речь: воспитатель путем вопросов вовлекает ребенка в соревнование - "Кто больше увидит на картинке?", побуждая его к наблюдательности и высказываниям.

Билет №27

1 вопрос Наблюдение и беседа, пересказ, дидактические игры- основные методы в формировании грамматически правильной речи детей. В  процессе наблюдения воспитатель учит детей рассматривать предмет, заботиться про то, чтобы дети умели устанавливать связи между явлениями и высказывать их в речи. Пересказ- это творческое воспроизведение литературного образа. Особенность пересказа  заключается в том, что повествование не только точно передаётся замысел, но и сюжет и сохраняет стиль произведения. Широко распространенным методам словарной работы являются дидактические игры, через  игры которые в памяти детей закрепляется знание предметов и их названия. Подбор материала для дидактических игр определяется задачами словарной работы. Дидактический материал подобранный для игры должен быть внешне привлекателен, а назначение предметов и смысл вопросов - ясны и понятны детям.

2 вопрос Значение поэзии в воспитании дошкольников. Заучивание стихотворений детьми. Подбор стихотворений для заучивания, требования к ним. 1. Значение поэзии в развитие речи детей Начинать знакомство детей с поэтическими произведениями необходимо с раннего возраста. Кроха еще лежит в коляске, а мама уже декламирует ему ритмичные «Идет бычок качается», «Наша Таня громко плачет», народные потешки, прибаутки, мелодичные колыбельные напевы. Когда чадо подрастет, этот первый, заложенный в подсознании опыт, облегчит ему сознательный подход к процессу заучивания. Поэтому, можно сказать, что материнское (семейное) общение играет большую роль в подготовке ребенка к восприятию и воспроизведению художественных произведений.

Заучивание стихотворений для дошкольников имеет огромную пользу: расширяется кругозор, рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию, развивается
память, формируется культурный уровень маленького человечка. Каждое словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный фонд,
формирующий его собственную речь. Выразительность исполнения развивает технику речи: дикцию, дыхание; овладение орфоэпией.
2. Подбор стихотворений для заучивания Заучивание стихов на разных возрастных этапах имеет свои особенности. Малыши быстро запоминают короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где есть конкретность образа, динамика действия. В старших группах дети запоминают значительно большие по объему стихи (два четверостишия) с эпитетами и метафорами. Существуют определенные рекомендации, составленные на основе психо-возрастных особенностей детей, по подбору стихотворений для заучивания в детском саду. В «Программе воспитания в детском саду»педлагается список произведений, разработанный с учетом этих рекомендаций. Кроме того, воспитатель может сам подбирать стихи из вновь вышедших, учитывая интересы детей. В младшем дошкольном возрасте требования подбора стихов для занятий следующие: 1) простота и четкость ритма; 2) краткость самого стишка и
отдельных строк; 3) простота и ясность знакомых детям образов; 4) отсутствие описательного и созерцательного моментов при ярко выраженной действенности. Так как мышление ребенка в этом возрасте (3-4 г.) отличается образностью, то им легче запоминать стихи с яркими, конкретными
образами. Слушая такие произведения, дети могут мысленно «нарисовать» себе его содержание. Для заучивания можно использовать коротенькие потешки и стихи (например, А. Барто «Игрушки»; Е.
Благинина «Огонек»; Д. Хармс «Кораблик», стихи С.Маршака и др.). В них описываются хорошо знакомые игрушки, животные, дети. По объему – это четверостишия, они понятны по содержанию, просты по композиции, ритм пляшущий, веселый, с явно выраженной рифмой. Часто есть момент игрового действия. Эти особенности стихов облегчают процесс их заучивания. Наличие игровых моментов, небольшой объем стихов дают возможность часто повторять текст и использовать игровые приемы в процессе заучивания стихов. Также не стоит забывать и материал народного творчества. Прелестные народные песенки, шутки, прибаутки, потешки как по содержанию, так и по форме и языку отлично отвечают требованиям, которые должны предъявляться к стихам для маленьких. В среднем дошкольном возрасте рекомендуются более сложные по содержанию и форме стихи, увеличивается их объем (например, Е. Благинина «Мамин день», «Не мешайте мне трудиться»; С. Маршак «Мяч» и др.). В стихах этой возрастной группы уже могут встречаться художественные образы, элементы сравнения, метафоры, эпитеты (например, в стихотворении Е. Серовой «Одуванчик» есть такие образные эпитеты: одуванчик белоголовый, ветер душистый, цветок пушистый). В старшем дошкольном возрасте совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявлять инициативу и самостоятельность. Для заучивания рекомендуются достаточно сложные по содержанию и художественным средствам стихи (А. С. Пушкин «Ель растет перед дворцом»; И. Суриков «Зима»; Е. Благинина «Посидим в тишине»; Е. Серова «Незабудки»; С. Есенин «Белая береза»). В подготовительной к школе группе даются для заучивания басни И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица», «Лебедь, Рак и Щука». Ребята очень любят их слушать и рассказывать, хотя конечно им еще сложно понять аллегорический смысл басни. Но для этого, воспитатель должен провести подготовительный анализ басни, подвести детей, с помощью сравнений с нашей повседневной жизнью, к пониманию басни. Л.А. Панкратова разработала несколько примеров объяснений басен Крылова. Одно такое объяснение можно найти в книге Н.А.Стародубовой «Теория и методика развития речи дошкольников». Кроме психо-возрастного критерия подбора поэтических произведений, в методиках по развитию дошкольников (в основном это книги, пособия для воспитателей и родителей, статьи из интернета) встречается метод подбора стихов по психо-эмоциональному критерию. Чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать не только возрасту, но и темпераменту ребенка. Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, деткам спокойным - размеренные, плавные. Молчаливым детям тоже можно предложить ритмичные стихи, потешки, песенки (так они смогут выплеснуть стесняющую их энерги
ю). Застенчивым будет приятно услышать свое имя в потешке, поставить себя на место действующего лица. Внимания требуют дети со слабой восприимчивостью к ритму и рифме стиха. Конечно, в школе с их темпераментом никто считаться не будет, но, пока они только учатся учить стихи, воспитатель может помочь им в этом именно таким «эмоциональным» подбором. Ведь ребенку необходимо понять технику запоминания, а это легче делать на том материале, который «сердцу ближе».




1. технических и специальных мероприятий направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновен
2. Заготовка витаминного сена
3. Тема- автоматизация звука [р'] в связной речи
4. Введение в догматическое богословие - лекция 1
5. больше или меньше 4
6. 20р І ПЕРЕСКЛАДАННЯ зимової заліковоекзаменаційної сесії факультету економіки та інфо
7. Дипломная работа- Антон Луцкевич и общественно-политическая деятельность
8. а группы проходил а практику с по на базе
9. Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и выполнению письменных работ
10. free zone is prt of the territory which is regrded s being outside the Customs territory
11. Персептивная система человек
12. Техника графики
13. Быков Василь
14. Орган в России
15. м наукВОвсянников канд
16. Молодежный центр Содействие Ярославского муниципального района
17. Worked with Kerry between 2005 nd 2007
18. ІВ Подкопай РВ Посилаєва ДОСЛІДЖЕННЯ ОПЕРАЦІЙ Навчально ~ методичний посібник
19. Людвиг Фейербах 18041872 Иммануил Кант ~ родоначальник классической немецкой философии
20. это равенства которое будет верным при любых допустимых значениях переменных