Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
71. В. ГРОПІУС
Вальтер Гропиус внучатый племянник известного архитектора Мартина Гропиуса. Его родителями были Вальтер Гропиус, который в свое время был тайным советником по вопросам строительства в Германской империи, иМанон Гропиус, урождённая Шарнвебер. В 1903 году Вальтер Гропиус поступил учиться на архитектора в Мюнхене, а позднее продолжил учёбу в Берлине[1].
В 1907 г. Гропиус приступил к работе в мастерской Петера Беренса, где вместе с ним трудились и другие известные архитекторы: Людвиг Мис ван дер Роэ и Ле Корбюзье. В 1910 г., после трёх лет работы с Беренсом, Гропиус начинает самостоятельную деятельность в качестве дизайнера и архитектора. Как дизайнер он проектирует внутреннее оборудование, обои, серийную мебель, автокузова и тепловоз. Его первой значительной архитектурной работой стало здание обувной фабрики «Фагус» («Fagus-Werke») (eng.) в Альфельд-на-Лайне, которую он проектировал вместе с Адольфом Мейером. Это фабричное здание может считаться отправной точкой в его дальнейшей деятельности по развитию архитектуры из стекла и стали, позже названной «архитектурой модернизма», а в 1920-е гг. объединявшейся под общими понятиями «Новое строительство» (Neues Bauen) и «Новая вещественность» («Neue Sachlichkeit»).
Для выставки Немецкого союза ремесленных предприятий (Deutsches Werkbund), проходившей в 1914 г. в Кёльне, Гропиус с Мейером вместе строят «Образцовую фабрику» (Musterfabrik), которая позже также оказала значительное виляние на современную архитектуру. Особенностью этого строения являются круглые застеклённые башни лестниц, которые позднее, в 1920-х гг, стали популярным художественным элементом у Эриха Мендельзона в его универсальных магазинах.
Долгие годы Гропиуса связывали дружеские отношения с Феликсом Ауэрбахом, профессором физики в Йенском университете, где он спроектировал и построил для четы Ауэрбах жилой дом.
Баухауз
Основная статья: Баухауз
После Первой мировой войны Гропиус становится основателем «Баухауза». Школа Баухауз (Государственный дом строительства) была образована в Веймаре в 1919 г. в результате объединения Саксонско-Веймарской Высшей школы изобразительных искусств и основанной Хенри ван де Велде Саксонско-Веймарской школы прикладного искусства. Будучи инициатором создания нового учебного заведения, на должность руководителя Хенри ван де Велде предлагает кандидатуру молодого берлинского архитектора Вальтера Гропиуса. Гропиус занимает должность директора сначала вВеймаре до 1926 г. и после этого в Дессау. В 1928 г. он передает пост швейцарскому градостроителю Майеру, который был отправлен в отставку по политическим причинам в 1930 г. Людвиг Мис ван дер Роэ управлял Баухаузом вплоть до его закрытия в 1933 г.
С 1926 года Гропиус интенсивно занимается жилищным массовым строительством, решением градостроительных и социальных проблем, выступает за рационализацию строительства. Он выполняет многочисленные проекты жилых домов: посёлок Дессау-Тёртен (в 19261931 гг.), Даммершток (в 19281929 гг.), жилой квартал в берлинском районе Сименсштадт (1929/30 гг.) и проекте «Береговая застройка озера Ванзе» в Берлине (1930/31 гг.).
72 Категорії онтології та морфології мистецтва
Категорії естетики найзагальніші та найістотніші поняття естетичної теорії, духовні моделі естетичної практики, естетично-го освоєння світу. В категоріях естетики як логічних формах пред-ставлено весь історичний досвід естетичного ставлення до дійснос-ті та естетичні характеристики світу культури і природи. Естетичні категорії не є нерухомими, незмінними сутностями. Вони історично змінюються і розвиваються, відображаючи етапи розвитку естетич-ного досвіду й пізнання. Система категорій як зміст естетичної тео-рії є мінливою конкретно-історичною єдністю, до того ж вона має культурно-регіональні та національні особливості.
розвиток і розширення категоріального апарату естетики відбу-вається внаслідок розвитку як естетичної та художньої практики, так і наукової рефлексії щодо них. Теоретичне поняття набуває статусу категорії естетики, якщо воно містить у собі певну закономірність ес-тетичної та художньої діяльності. Естетичні категорії містять не тіль-ки пізнавальний, а й оціночний момент. Це пов'язано із своєрідністю естетичної та художньої сфер культури, що полягає в утвердженні людського, гуманістичного змісту культури.
Сучасна естетична теорія внаслідок бурхливого розвитку нових напрямів дослідження й загальнофілософських методологічних за-сад не має чітко визначеної та структурованої системи категорій, що ускладнює можливість остаточного визначення категоріального статусу деяких понять естетики. категорії естетики структуруються щодо певних напрямів естетичної теорії, які стосуються різних сфер та аспектів естетичної й художньої практики:
) категорії онтології та морфології мистецтва художній твір, артефакт, види мистецтва: архітектура, скульптура, живопис, література, музика, театр, кіно тощо; роди: епос, лірика, драма, станкове або монументальне мистецтво тощо; жанри: роман, повість, оповідання, портрет, пейзаж, натюрморт тощо;
73. Роль семантичних та композиційних акцентів в диз оф.прим.
Семантика изучает характерные особенности отношения «знак означаемое».
Семантическое (от греч. semantikos обозначающий), т.е. смысловое, содержательное значение, которое несет архитектурное произведение, не менее важно, чем его функциональное назначение и художественный облик.
Хорошо известна трехлучевая радиальная композиция улиц Версаля. Но это не просто архитектурный прием. Версаль должен был прославлять “короля-солнце” Людовика XIV. Улицы символизировали солнечные лучи, расходящиеся от дворца. Центральный луч-улица ведет в Париж, что также символично. Аналогичный смысл заложен в радиально-лучевое построение аллей Версальского парка, расходящихся от статуи Аполлона, олицетворявшей того же “короля-
солнце”.
В науковій літературі з психології досліджується не лише вплив форми на сприйняття, але й вплив кольору. Колір, як сукупність відтінків, являє собою стійку семантичну структуру, співвіднесену з емоційно-особистісними особливостями людини. Будь-яка архітектурна форма може бути сприйнята у трьох аспектах: морфологічному, щоб можна було побачити і помацати; семантичному, щоб можна було прочитати, і чуттєвому. Те, що втілено в смисловому, семантичному змісті, іноді називають «фабулою обєкта», іноді сценірyванням Узагальненість і класифікація забезпечують якість впізнавання обєкта, незалежно від його особливостей, які не виводять обєкт за межі класу. Узагальненість означає віднесення образа до певного класу обєктів, що мають назву. Вона являє собою не стільки особистий досвід, скільки мову як соціальне явище. Узагальненість дозволяє не тільки класифікувати й пізнавати предмети, але й прогнозувати деякі їхні властивості. Це семантична константа. Психосемантика розглядає дані, близькі до досліджень візуального сприйняття обєктів ДМ відносно узагальненості.
. |
||||
композ. акцент - Акцент (в дизайне) выделение, подчеркивание определенных или значимых элементов формы объекта композиционно-пластическими средствами.
омпозиционные принципы в дизайне это «три кита», без которых успех просто невозможен. Рассмотрим кратко основные композиционные принципы.
Целесообразность. Принцип целесообразности это наличие цели, смысла, идеи, задачи, в общем того, что определяет развитие и содержание произведения.
Единство. Это та самая основа, которая отвечает за целостность всего произведения. Именно этот принцип отвечает за то, что сложное выглядит не «солянкой» из не связанных между собой частей, а единым целым. Композиция здесь является связующим звеном всех связей, объединяя различные компоненты формы и содержания в цельный образ.
Доминанта. Ядро, или внутреннее начало в композиционном построении обнаруживается именно благодаря этому принципу. Именно отсюда берут начало основные связи, начинается основное действие. С такой доминанты начинается правильное восприятие произведения. Она является смысловым и структурным центром. Зачастую смысловой центр совпадает со зрительным, то есть акцент делается на центральную зону произведения, проявляясь в отдельных деталях и связывая их воедино.
Соподчинение частей и Группировка. Для всех очевидно, что в любом художественном произведении все части связаны воедино между собой и с целым, где целое представляет собой совокупность нескольких связанных между собой частей. Причем прослеживается явная взаимосвязь их между собой и подчиненность друг другу. Для восприятия целого в общем необходимо понимать определенную последовательность в восприятии отдельных частей, что обеспечивается благодаря группировке подобных (родственных) или различных (контрастирующих) элементов.
Динамизм. Как правило, движение в любой картине воспринимается сознанием на основе определенных признаков. Композиционные принципы могут усиливать это ощущение, благодаря чему даже в статичной картине проявляется ощущение жизни и движения.
Равновесие. Это самый первый принцип композиционного построения. Его суть в том, что обе стороны изображения должны находиться в равновесии относительно воображаемой оси симметрии.
Гармония. Это не только соразмерность, пропорциональность и равновесие, это еще и связь между элементами произведения, примиряющая всевозможные противоречия между формой и содержанием, материалом и формой, предметом и пространством и т.д.
Эко - офис представляет собой синтез прямоугольных и округлых форм. Формообразование меблировки выдержано в простых геометрических очертаниях. Применяемой формой является прямоугольник со скругленными углами. Благодаря такому виду предметы имеют закругленные ребра, что придает безопасности объектам экологического офиса. Используются и сложные формы, которые не являются доминирующими в количестве, однако играют роль семантических акцентов в архитектурной композиции. При проектировании мебели используются также природные образы. Их применение более целесообразно в зонах отдыха, ожидания, коммуникации. Популярны сиденья в виде бревна дерева, в форме камней и др. Стилизация предоставляет кроме функциональности, также определенную эстетичность, что важно при создании пространства, в котором человек проводит треть своей жизни.
Распространенным является использование стульев, которые имеют каркасный вид (например, в виде прожилок листа), в виде сетки. Популярные круглые столики на одной ножке. Для рабочего места используется офисный стул, который должен иметь подлокотники, эргономичный изгиб спинки. Часто дополняется небольшими колесами для удобства в эксплуатации. Белый популярный для оформления столешниц, зеленый, бежевый, коричневый, цвет дерева, камня и другие природные цвета в пастельных оттенках. Концепция эко - офиса заключается как в использовании натуральных природных материалов, так и в создании стилизации среды.
При использовании природных материалов удачным моментом является уже существующая текстура. Для мебели характерны как глянцевые, так и матовые поверхности. Современный предметный мир сложно представить без синтетических материалов, в таком случае мебель эко - офиса должна быть подобрана с низким уровнем формальдегида и летучих органических веществ или их соединений. Материалом широкого применения является металл и стекло. Но, очевидно, самым экологичным офисом является тот, где для создания предметов меблировки и оборудования интерьера используются материалы вторичного использования.
74 ТВОРЧІСТЬ С. КАЛАТРАВИ
Современный испанский архитектор, инженер и скульптор, автор многих футуристических построек в разных странах мира. Признанный лидер направления, которое часто называют "романтическим хай-тэком". В своем творчестве испытал влияние ле Корбюзье. Сложное и, одновременно, новаторское конструктивное решение - отличительная черта его работ.
Калатрава черпает вдохновение в природе, его работы живы, целостны и подвижны, за что его сравнивают с великим Антонио Гауди. Ярким примером синтеза железа, бетона, органических форм и человеческого гения служит жилое здание в Мальме (Швеция) под названием «Поворачивающееся туловище». Оно было открыто в августе прошлого года, является вторым по высоте жилым зданием в Европе и составлено из девяти блоков, повернутых друг к другу под определенным углом, что позволило создать поворот верхнего блока относительно нижнего на 90°.
Еще одним выдающим творением испанского архитектора является Олимпийский комплекс в Афинах, построенный к началу Олимпиады 2004 года в Греции. Среди самых известных работ архитектора мост Bach de Roda, построенный к Олимпийским играм в Барселоне (1984), Восточный железнодорожный вокзал в Лиссабоне (1993-1998), олимпийский стадион в Афинах (2004). Калатраве присуждено бессчетное количество наград, в 2004 году газета Times включила его в число ста самых влиятельных людей на земле. В постройках Калатравы всегда явственно инженерное начало, именно конструкции являются источником скульптурных объемов и фантастических пространств в его зданиях. Большинство проектов архитектора находятся на границе архитектуры и инженерии. Сложное и одновременно новаторское конструктивное решение отличительная черта его работ.
75. ОСН. герменевтичного аналізу мистецтва До категорій герменевтичного аналізу мистецтва відносяться розуміння, тлумачення, комунікація, інтерпретація, художня мова, гра, переживання.
Під герменевтикою звичайно мають на увазі вчення про тлумачення текстів.
Спілкування обмін інформацією з допомогою мови або жестів, а також інших способів контакту. Спілкуванням це комунікаційна взаємодія людей або соціальних груп. У процесі спілкування між учасниками комунікації відбувається обмін різного роду інформацією.
Інтерпретація сукупність значень (смислів), надавати тим чи іншим способом елементам (виразами, формулами, символів і т. д.) будь-якої природно наукової або абстрактно-дедуктивної теорії |
Тлумачення-це інтелектуальний процес, спрямований на виявлення сенсу норм, доведення цього сенсу до відома інших зацікавлених осіб. Часто розяснення необхідно при неоднозначності прочитання художнього образу замовнику обєкта дизайну чи архітектури.
Комунікація смисловий аспект соціальної взаємодії. Комунікація здійснюється за допомогою художньої мови мовної форми вираження образного змісту творів мистецтва.
Комунікативна функція дизайну до кінця не досліджена, хоча розглянута в багатьох наукових роботах: книзі Черневич Є.В. (1975p.) з мови графічного дизайну, дисертаційним роботам Бренькової Г.М. (1989p.) щодо формування комунікативних засобів графічної мови дизайну, Соболєва О.В. (2004p.) по інтеграції дизайну і маркетингу в сучасній проектній культурі та ін. Аналогічно різні автори досліджують мову архітектури, наприклад Чарлз Дженкс (1977p.) - мову архітектури постмодернізму.
Для того, щоб художня мова в тому чи іншому жанрі мистецтва стала доступною, її потрібно спочатку створити, вникнувши у внутрішню сутність законів і гармонії природи