Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
ПРИМЕЧАНИЯ
Раздел пятый
ЧЕЛОВЕК И ЕГО МЕСТО В МИРЕ
1. Сущность и назначение человека
1 Надпись на пропилеях святилища Лето на Делосе. 9
2 По Н. Кузанскому, бесконечность совпадает с единством. - 10
3 ...держит волка за уши... поговорка, характеризующая трудное положение.-12
4 Овидий. Любовные элегии. Ill, II, 39 (пер. С. Шервинского).- 12
5 Ср.: Эзоп. Басни. 100. 13
6 Платон. Тимей. 69 С. 14
7 См.: Гомер. Илиада. VIII, 247; Овидий. Метаморфозы, 1, 178. - 14
8 Petitio principii (лат.) ошибка в доказательстве, состоящая в допущении недоказанной предпосылки. 44
9 A strange story (англ.) странная история. 45
10 Diamon (лат.; греч.), Daimonion - демон, божество. Так называл Сократ свой «внутренний голос», предостерегавший его от неправильных поступков. 48
11 Тема мучительных поисков нравственного идеала в приобщении к естественной жизни народа, к природе проходит через все творчество Л. Н. Толстого. При этом в его творчестве сильны христианско-морализяторские тенденции, что и отмечает Н. А. Бердяев. 50
12 Эгоцентризм - отношение к миру, характеризующееся сосредоточенностью на своем индивидуальном «Я». В философии эгоцентрическая позиция ведет к солипсизму, в этике - к индивидуализму, эгоизму. - 51
13 Тоталитаризм (от позднелат. totalis весь, целый, полный) одна из форм авторитарного государства, которая характеризуется его полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества. 52
14 Век Августа имеется в виду время правления римского императора Августа (63 до и. э. - 14 н. э.), сосредоточившего в своих руках огромную власть, но при этом сохранившего традиционные республиканские учреждения.-52
15 Век Людовика XIV (16381715)- на период правления этого короля (1643-1715) приходится расцвет французского абсолютизма. Легенда приписывает Людовику XIV изречение: «Государствоэто я».52
16 Рецепторы (физиол.) окончания чувствительных нервных волокон или специализированные клетки сетчатки глаза, внутреннего уха и других органов чувственного восприятия, преобразующие внешние раздражения в нервное возбуждение, передаваемое в центральную нервную систему. 59
17 Эффекторы (филиол.) - конечные элементы рефлекторной дуги, изменение состояния которых служит показателем осуществления рефлекса (например, сокращение мышцы, выделение секрета железой и т. д.). - 59
18 Кассирер определяет человека как «животное, созидающее символы». Разнообразные сферы культуры, обозначаемые как «символические формы» (язык, миф, религия, искусство, наука, история), рассматриваются им как самостоятельные, не сводимые друг к другу образования. - 59
19 Cassirer E. Die Begriffsform im mythischen Denken. Leipzig, 1921. - 60
20 Pars pro toto (лат.) часть вместо целого. - 60
21 Animal rationale (лат.) - животное рациональное. - 60
22 Animal symbolicum (лат.) животное, творящее символы. - 60
23 Ковентри - город в Великобритании, разрушенный во второй мировой войне гитлеровской авиацией. С тех пор руины готического собора XIV в. сохранены нетронутыми, как свидетельство фашистского варварства. - 65
24 Пайдейя (греч.) воспитание, культура. 71
25 Эллинизм период в истории стран Восточного Средиземноморья между 323 и 30 гг. до н. э. (подчинения Египта Риму). Борьба за власть между диадохами (полководцами) привела к образованию на месте державы Александра Македонского нескольких государств, политический строй которых сочетал элементы древневосточных монархий с особенностями греческого полиса. Культура эллинизма представляла синтез греческих и местных восточных культур. 71
26 «Бытие и время» (1927) основное сочинение М. Хайдеггера. 74
27 Existentia и essentia (лат.) существование и сущность.74
28 Dasein (нем.) существование, определенное бытие, наличное бытие, здесь-бытие. 74
29 Плиоцен верхнее подразделение толщи горных пород геогеновой системы, соответствующее последней эпохе неогенового периода геологической истории
Земли. 76
30 Pari passu (лат.) в том же ритме, параллельно, одновременно. 78
31 Тангенциальный прирост изменение угла касательной.78
32 Радиальное лучевое, расположенное по радиусу. В книге Тейяра де Шардена речь идет о радиальной энергии. 78
33Онтогенез индивидуальное развитие организма, совокупность преобразований, претерпеваемых организмом от зарождения до конца жизни. Термин введен немецким биологом Э. Геккелем (1866).79
34 Здесь Тейяр подошел к идее генезиса сознания на базе раннесоциальных структур, но потерпел неудачу в силу недостатков своей методологии. Он признает, что появление сознания каким-то образом есть результат возрастания материальной сложности, но в то же время отмечает («парадокс человека»), что анатомическое отличие человека от других антропоидов выражено несравненно слабее, чем его «умственное превосходство». Допуская межиндивидуальное происхождение мысли, Тейяр не может сделать решающего шага к разъяснению этой межиндивидуальности, поскольку у него отсутствует трудовая теория антропогенеза. В результате он вынужден отказаться от анализа «более глубоких причин, направляющих всю игру», и скрыться под «феноменалистским покрывалом»: ему представляется достаточным позволить читателю поместить под факты генезиса сознания и интеракции любое онтологическое строение мира. «которое ему заблагорассудится», то есть как материалистическое, так и идеалистическое. 80
35 М. Шелер выделяет в «европейском культурном круге» пять «основных идей о человеке». Помимо тех трех, о которых идет речь ниже, он ставит в этот же ряд концепции Т. Лессинга, Л. Клагеса, П. Альсберга, Л. Болька, Д. X. Керлера и Н. Гартмана. Оставив в экспозиции данной работы лишь традиционные концепции, он придает совершенно иной масштаб своим рассуждениям. 81
36 Вероятно, имеется в виду так называемый «голубой трубач» (Stentor coerulens).- 82
2. Проблемы жизни, смерти и бессмертия
37 Недостаточность знаний о душе оказывается основанием для страха перед смертью. В качестве довода этой недостаточности Лукреций Кар приводит несколько гипотез о судьбе души после смерти. 87
38 Эту весьма распространенную гипотезу о переселении души, встречающуюся у пифагорейцев, Эмпедокла и др., ярко излагал римский поэт Энний.- 87
39 Ср.: Цицерон. О пределах добра и зла, V. 39; Тускуланские беседы. I. 90.-88
40 Ср.: Цицерон. О дружбе. 14; Тускуланские беседы. I. 26, 117.88
41 Сводные братья Сципиона Африканского умерли в отроческом возрасте через несколько дней после триумфа их отца, Луция Эмилия Павла Македонского. Ср.: Цицерон. О дружбе, 90; Плутарх. Эмилий Павел. XXXV.- 88
42 Тартес финикийская колония в Испании; ее главный город Гады (ныне Кадикс). Об Арганфонии см.: Геродот. История. I. 163; Валерий Максим. VIII. 13.89
43 Ср. Цицерон, Речь по поводу возвращения Марка Марцелла. 27. 89.
44 ...мудрецу нет надобности дойти до последнего «Рукоплещите». Таким обращением к зрителям оканчиваются все дошедшие до нас комедии Плавта и Те-ренция. Ср.: Гораций. Наука поэзии. 155; Светоний. Божественный Август. 99; Квинтилиан. Обучение оратора. VI.1.52. 89
45 Ср.: Плутарх. Солон. XXXI; Должны ли старики участвовать в государственной деятельности? 794Г; Цицерон. Брут. 27. 89
46 ...хвататься за эту часть жизни... не покидать ее без причины. Имеется в виду отрицательное отношение стоиков к самоубийству. 90
47 Ср.: Платон. Федон. 6; Цицерон. О государстве. VI, 3. Император во времена республики высшее почетное воинское звание, которое солдаты (также и сенат) присваивали своему полководцу после решительной победы над врагом. Здесь метафора. 90
48 Цицерон. О пифагореизме ср.: 23; 38 сл.; О государстве. VI, 15; Платон. Федон. 3. 90
49 Ср.: Цицерон. Тускуланские беседы. I. .34; 117: Плутарх. Солон и Поп-ликола, сопоставление. 1. 90
50 Энний. Эпиграммы, фр. 17 сл. Фален. Перевод В. И. Модестова. Ср.: Тускуланские беседы. I, 34, 117.90
51 Ср.: Цицерон. Тускуланские беседы. I. 14; 91; V. 15.90
52 Melleur des mondes possibles (франц.) наилучший из возможных миров формула Лейбница. 93
53 in abstracto (лат.) в абстрактном виде - 93
54 bellum omnium contra omnes (лат.) война всех против всех (лат.) формула Гоббса о естественном состоянии людей. 93
55 De cive (лат.) О гражданине. Название одной из работ Т. Гоббса 93
56 Эрида в греческой мифологии богиня раздора, подбросившая на свадебном пиру смертного Пелея и богини Фетиды «яблоко раздора» 94
57 Майя понятие древней и средневековой индийской философии. Имеет несколько значений; наиболее известное, развитое особенно в адвайта-веданте иллюзорность всего воспринимаемого мира, скрывающего под видимым многообразием свою истинную сущность брахмана как единственную реальность. 94
58 Principium individuationis (лат.) принцип индивидуализации. 94
59 Квиетнв бездейственность, созерцательность. 95
60 Илиада. XXIII. 103107.99
61 Одиссея. XI. 206207. 218222.99
62 Имеется в виду герой трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта». 110
63 Подразумевается герой романа И. В. Гёте «Страдания молодого Вертера». 110
64 Либидо (от лат. libido влечение, желание, стремление) одно из основных понятий психоанализа Фрейда, означающее преимущественно бессознательные сексуальные влечения, способные (в отличие от стремления к самосохранению) к вытеснению и сложной трансформации (патологической регрессии, сублимация и т. п.). К. Г. Юнг в полемике с 3. Фрейдом лишил либидо его сексуального характера, рассматривая его как психическую энергию вообще, своего рода метафизический принцип психики. -134
Раздел шестой
I. Чем определяется ход истории?
1 ...совсем обнаженные...как борцы в палестре. 145
2 terra incognita (лат.) неизвестная земля. 146
3 toolmaking animals (англ.) - животные, изготовляющие орудия. 167
2. Историческая необходимость и свободная сознательная деятельность людей
4 Эномотии в спартанском войске подразделения из 2536 человек, связанных взаимной клятвой. 170
5 Триады полразделения из 30 человек. 170
6 Сиссити совместные трапезы у спартанцев. 170
7 Эфоры - коллегия из 5 человек, выбиравшаяся на один год. Первоначально выполняла, по-видимому, судейские функции, а позднее функции надзора и контроля. Узурпировала даже часть царской власти. 170
8 Совет старейшин (или герусия) из 28 членов. Вместе с двумя царями
совет был высшим органом власти в Спарте. 170
9 Этот инцидент показывает полный контроль афинского народного собрания над исполнительной властью. 171
10 Т. е. не был отрешен от должности. 171
11 Этим качеством в высшей степени обладал Фемистокл. 172
12 Имеется в виду не только патриотизм, но и готовность аристократов (таких, как Кимон, Перикл, Клиний) сотрудничать с демосом. 172
13 Ср. I, 140144 и II, 13, 9. 173
14 Ср. IV, 28, 2. 173
15 Ср. речь Клеона (III, 40, 4). 174
16 Ср. слова Клеона (III, 37, 2). 174
17 Неясно, кого имеет в виду Перикл; во всяком случае - не крайних олигархов.- 174
18 Обычная сентенция: ср., например, Soph. Phil. 13161317. 174
19 Некоторые полагают, что эти слова написаны Фукидидом уже после катастрофы 404 г. (ср.: Gomme A. W., II, 178). 174
20 Алкивиад повторяет эту мысль, относя ее к самому себе. 174
21 Возможно, здесь автор имеет в виду Спинозу. 180
22 Amor intelleclualis Dei (лат.). Интеллектуальная любовь к богу. (См.: Спиноза Б. Избранные произведения. В 2 т. М., 1957. Т. 1. С. 610). 195
23 Иксион царь Фессалийских лапифов, осужденный за оскорбление Геры вечно вращаться на огненном колесе. 199
24 А. И. Герцен имеет в виду стихотворение Баратынского, начинающееся
словами: «Предрассудок! Он обломок давней правды». 203
25 Libre arbitre (франц.) свободная воля; свобода воли. 206
26 Homo homini lupus est (лат.)человек человеку волк (Плавт).207
27 Минерва в римской мифологии богиня покровительница ремесел и искусств. С конца 3 в. до н. э. Минерва, отождествленная с греческой богиней Афиной, почиталась также как богиня войны и государственной мудрости. 210
28 Катедер-социалнзм разновидность буржуазного социализма; возник в
Германии в 6070 гг. XIX в. 216
29 «Phanomenologie des Geistes» «Феноменология духа», одна из основных
работ Гегеля. 217
30 Утилитаризм принцип оценки всех явлений только с точки зрения их
полезности, возможности служить средством для достижения каких-либо целей. Основанное Бентамом позитивистское направление в этике, считающее пользу основой нравственности и критерием человеческих поступков, в XIX в. получило широкое распространение в Великобритании. 226
31 Пария представитель одной из «неприкасаемых» каст в Южной Индии. 226
32 Инка первоначально индейское племя языковой семьи кечуа, обитавшее в XIXIII вв. на территории современного Перу. Инки создатели одной из древних цивилизаций в Южной Америке. 226
33 Авраам мифический родоначальник евреев, в библейской мифологии отец Исаака. По велению Яхве Авраам должен был принести сына в жертву богу, но в момент жертвоприношения был остановлен ангелом. 230
3. Личность и социальные общности как субъекты исторического процесса
34 Термин «полития» обыкновенно употребляется для обозначения республиканского строя, преимущественно демократического. 234
35 Эпигамия право браков между гражданами двух государств, утверждаемое особым договором. 235
36 Моисей в библейской мифологии предводитель израильских племен,
призванный богом Яхве вывести израильтян из египетского рабства сквозь расступившиеся воды «Чермного» (Красного) моря. На горе Синае бог дал Моисею скрижали с 10 заповедями. У иудаистов, мусульман и христиан Моисей - пророк. 239
37 В поэме Г. Гейне «Атта Тролль» медведь Атта Тролль (в котором Гейне сатирически изобразил немецких мелкобуржуазных радикалов) представляет себе бога творца мира в виде огромного снежно-белого медведя. 246
38 Volens nolens (лат.) хочешь не хочешь. 246
39 В «Философии истории» Гегель, рассматривая рабство как несправедливое состояние, вместе с тем утверждал, что оно является необходимым моментом для перехода к более высокой ступени развития общества. 246
40 Нарциссизм термин психоанализа. Происходит от имени Нарцисса в греческой мифологии прекрасный юноша. Отверг любовь нимфы Эхо, за что был наказан Афродитой: влюбился в собственное отражение в воде (отсюда выражение «самовлюбленный Нарцисс») и умер от неразделенной страсти. Превращен богами в цветок. 255
41 Солипсизм крайняя форма субъективного идеализма, признающая несомненной реальностью только сознающего субъекта и объявляющая все остальное существующим лишь в его сознании. 256
42 Man (нем.) неопределенно-личное местоимение. У М. Хайдеггера мир безликого неистинного существования. 261
43 Эрос любовь. У Платона и в платонизме побудительная сила духовного восхождении, эстетический восторг и экстатическая устремленность к созерцанию идей истинно сущего, добра и красоты. 262
Раздел седьмой
КУЛЬТУРА КАК ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
1. Феномен культуры: общая характеристика
1 «Тотем и табу» работа 3. Фрейда, 1913 (русский перевод 1923).--292
2 Idem per idem (лат.) то же через то же. Логическая ошибка в определении. 304
3 Obscurum per obscurius (лат.) объяснять неясное еще более неясным. 304
4 Классицизм стиль и направление в литературе и искусстве XVII нач. XIX в., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. 307
5 Барокко основное стилевое направление в искусстве Европы и Америки конца XVI середины XVIII в. Стилю свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, совмещению реальности и иллюзии, слиянию искусств. - 307
6 Славянофилы представители одного из направлений русской общественной мысли середины XIX в. Выступали за принципиально отличный от западноевропейского путь развития России на основе ее самобытности; противостояли западникам. 309
2. Наука и искусство как формы культуры
7 Речь идет о книге Д. Штрауса «Жизнь Иисуса». 328
8 Тэн И. «Философия искусства». 336
9 «Искусство для искусства» название ряда эстетических концепций, утверждающих самоцельность художественного творчества, независимость искусства от политики и общественных требований. Идеи «искусства для искусства» оформились в теорию в середине XVIII в. во многом как негативная реакция на утилитаризм буржуазных общественных отношений (Т. Готье, группа «Парнас» во Франции).340
3. Нравственные аспекты культуры
10 Homo homini dens est (лат.) человек человеку бог. - 364
11 Гнозис (лат.)познание.366
4. Социокультурная роль религии
12 Quia (лат.) так как. 376
13 См.: Аристофан. Облака. 368407. 378
14 Ср.: Лактанций. Divinus Institutiones (Божественные установления), III, 24; Августин. О граде божьем (De Civitas Dei). XVI, 9.378
15 Второзаконие, XXV11I, 1530.382
16 Имеется в виду судебный процесс против маршала Марийяка, организованный по приказу французского короля Людовика XIII (16101643) и кардинала Ришелье (16241642) всесильного первого министра. 384
17 Бузирис легендарный древнеегипетский царь, убивавший всех попадавших в его страну чужеземцев и приносивший их в жертву богам.385
18 Речь идет о Ф. М. Достоевском. В статье «Достоевский и отцеубийство» 3. Фрейд представляет Достоевского сторонником воззрений такого рода. 395
19 Суд над учителем биологии Д. Скопсом в Дейтоне (штат Теннесси) в июле 1925 г. Религиозные фундаменталисты привлекли учителя к уголовной ответственности за то, что в нарушение закона штата он преподавал теорию эволюции Дарвина в школе. Процесс получил широкую известность как пример столкновения научного знания и религиозного фундаментализма с его буквальным истолкованием «творения в шесть дней». 396
20 Речь идет о вендетте, форме кровной мести, распространенной на Корсике, которая заключается в праве и обязанности родственников отомстить за убийство сородича, совершенное членом другого рода. Месть распространяется не только на самого убийцу, но и на его родственников. 397
21 Августинианство учение Блаженного Августина. - 399
22 Ex nihilo (лат.) из ничего. 399
23 Окказионализм направление в европейской философии XVII b., утверждавшее принципиальную невозможность взаимодействия души и тела без прямого вмешательства бога в каждом отдельном случае. Окказионализм исходил из дуалистической философии Декарта и картезианства. Главные представители: А, Гейлинкс и Н. Мальбранш, В философии Г. Лейбница окказионализм переработан в учение о предустановленной гармонии. 399
Раздел восьмой
РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
1. Направленность и основные этапы исторического процесса. Идеал общественного устройства
1 Пропуск в тексте. Смысл может быть восстановлен приблизительно так: «или в данном случае возможны некоторые исключения?».408
2 Пословица приписывалась Пифагору. 409
3 Иначе судит Платон (Legg. 670 с.): «...смешна толпа в своем мнении, будто она достаточно распознает, что гармонично и ритмично и что нет...» В духе Аристотеля выражается комедиограф Кратин (FCG II, 192): «Привет тебе, толпа великая, не вовремя смешливая, в день после праздника ты нашей мудрости из всех судья отменный». 410
4 По предположению С. А. Жебелева, Аристотель имеет в виду Платона (Polit. 291 d). Отрицает такую возможность Зуземиль.414
5 Т. е. поочередно властвовать и подчиняться.417
6 С. А. Жебелев, следуя Виламовицу-Меллендорфу, исключает из текста слова ё oligakis (или немного раз).417
7 Имеется в виду вознаграждение за участие в народном собрании и в суде. - 417
8 Народ означает здесь «народное собрание».418
9 Все последующее до конца главы Иммиш вслед за Зуземилем заключает в квадратные скобки. 418
10 В рукописном тексте «не имея в своем распоряжении...». С. А. Жебелев вслед за рядом издателей принимает здесь поправку Бойезена, исключающего из текста отрицание «не» (me).419
11 Вместо «и не заботятся о делах посторонних» можно перевести также «и не жаждут чужого». 419
12 Это место иногда понимают в том смысле, что на должности выбирают людей, которые могут, благодаря своим материальным средствам, подобающим образом отправлять должностные обязанности. 420
13 Согласно учению Эпикура, мельчайшие частицы мира атомы, которые разделяет пустота. Их многочисленные случайные столкновения и соединения в конце концов могут привести к возникновению той или иной вещи. Кант иронизирует по поводу мнений тех, кто полагал, что наступление идеальных отношений между государствами может быть делом случая, в частности результатом одной лишь доброй воли или разумности правителей. 442
14 О преимуществах «состояния дикости» Ж. Ж Руссо рассуждает в своих сочинениях «О причинах неравенства между людьми» и «Об общественном договоре, или Принципы политического права». 443
15 Хилиазм (от древнегреч. chiliasтысяча)в христианской теологии и религии учение о тысячелетнем царстве праведников после «второго пришествия» Христа. 444
16 Librepenseur (фр.)свободомыслящий, вольнодумец.463
17 Писарев в ряде работ высказал отрицательное отношение к тенденциозности Маколея, полагая, что в его работах слишком много «лиризма», т. е. предвзятого морализаторства. Впрочем, в статье «Идеализм Платона», заявляя: «Трудно быть субъективнее Маколея...», Писарев тем не менее отказывался упрекать его в пристрастии и узкой односторонности.465
18 В тексте «Русского слова» за этим следовало: «исторического деятеля: я честнее такого-то». 465
19 «Атлантида», точнее, «Новая Атлантида» (1624 г., первый русский перевод с французского появился в 1821 г.) незаконченная утопическая повесть английского философа Ф. Бэкона (15611626), центральное место в которой занимает описание научно-технических достижений общества «Соломонова дома» - замкнутой ученой корпорации идеального государства. 467
20 Троица один из основных догматов христианства, согласно которому бог един по своей сущности, но существует в трех «ипостасях»: бог-отец, бог-сын и святой дух. Термин появился в конце II в. Догмат о Троице закреплен на 1-м (325) и 2-м (381) Вселенских соборах.468
21 Доктринеры группа умеренных буржуазных либералов, игравшая видную роль в политической жизни Франции в эпоху Реставрации. Доктринеры были ярыми противниками демократии и республики, отрицали принципы революции и ее правомерность, но признавали новый гражданский порядок, т. е. новый, буржуазный экономический строй. 476
22 Костанжогло - персонаж из второй части «Мертвых душ» Н. В. Гоголя. 476
23 См.: Гельвеций К. А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании. М., 1938. С. 336. 477
24 Имеется в виду персонаж шеститомного романа Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». 496
25 Оперная драматургия немецкого композитора Р. Вагнера опирается на скандинавскую мифологию. Вальгалла чертог мертвых, дворец, куда после смерти попадают павшие в битве воины и где они продолжают прежнюю героическую жизнь. - 497
2. Глобальные проблемы цивилизации
26 Ортега имеет в виду стремление Ницше выразить специфические интуиции философии жизни через понятия, отражающие голос крови, язык тела и т. д. - 520
27 Неолит новый каменный век, период (ок. VIIIIII в. до н. э.) перехода от присваивающего хозяйства (собирательство, охота) к производящему (земледелие, скотоводство), хотя присвоение продолжало играть большую роль. - 525
28 Sui generis (лат.) своего рода. - 528
29 «Eppur si muove!» (итал.) «А все-таки она вертится!» Слова, приписываемые легендой Галилею и якобы сказанные им, когда он 21 июня 1633 г. выходил из судилища инквизиции после своего вынужденного отречения от принципа вращения Земли вокруг Солнца. 534
30 Weltanschauung (нем.) мировоззрение.536
31 И наоборот: он по-настоящему универсализируется, лишь сверхперсонализируясь. В этом все различие (и двусмысленность) между подлинным и ложным мистицизмом, будь он политический или религиозный. Ложный мистицизм уничтожает человека, тогда как подлинный завершает его посредством «утраты в большем, чем он сам». Прим. автора. 538
32 Ясперс имеет в виду драматургию Иоганна Фридриха Шиллера (1759 1805), пронизанную мятежным стремлением к свободе, утверждением человеческого достоинства, ненавистью к феодальным порядкам. 548
33 Автор подразумевает дидактическую поэму Лукреция Кара «О природе вещей» систематическое изложение материалистической философии древности. 549
34 Римский клуб международная общественная организация, созданная с целью углубить понимание особенностей развития человечества в эпоху научно-технической революции. Основан в 1968 г. Итальянский экономист А. Печчеи был председателем Римского клуба в 19681987 гг.564
35 Молох в библейской мифологии грозное и жестокое божество, для задабривания которого сжигали малолетних детей. В переносном смысле страшная, ненасытная сила, требующая человеческих жертв. 574