Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Федеральное агентство по образованию
Государственное общеобразовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Алтайская государственная педагогическая академия»
Реферат
По курсу античной литературы
«География Древней Греции»
Выполнила:
Студентка 1 курса ОЗО
Филологического фак-та
Сафонова Т.Н.
Барнаул, 2011
ГЕОГРАФИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Знакомясь с легендами и мифами Древней Греции, читатель познаёт на только особенности её культуры и быта, но и географию государства.
Сказания о фантастических существах (героях, чудовищах, божествах) охватывают территорию Греции и прилегающих к ней странах бассейна Эгейского моря.
Первоначально возникнув в различных его частях (на островах Делос, Крит, западном побережье Малой Азии, в различных частях европейской Греции Эпире, Пелопоннесе, Фессалии, Аттике, Беотии), некоторые циклы мифов слились в систему своеобразного религиозного мировоззрения, которое основывалось на обожествлении всех непонятных разуму явлений и почитании предков. Социальная функция мифа быть идеологическим оправданием и залогом сохранения существующего порядка в природе и в обществе.
По мере развития общественных отношений, возникновения различных племён, создавались всевозможные песни и гимны, одновременно появлялись сказания о богах и богинях, которые, по мнению народа, так или иначе, принимали участие в формировании их жизненного пути, а также в судьбе. Со временем на ком исторических фактов наматывался вымысел, легендарные подробности всего происходящего вокруг. Сказания переходили от человека к человеку, от племени к племени, от одного поколения к другому. Самых больших масштабов распространение мифов достигло на границе II и I тысячелетий до нашей эры, когда население Эгейского бассейна было потеснено и частично уничтожено переселенцами из других областей.
Постепенно в различных областях Греции сложились целые циклы сказаний, повествующих о тех или иных божествах или героях.
ОБЛАСТЬ ГРЕЦИИ |
ГЕРОЙ СКАЗАНИЯ |
О. Крит |
Могучий Зевс, который, превратившись в быка, похитил финикийскую царевну Европу, ставшую впоследствии прародительницей царей острова, наиболее замечательным из которых был Минос. |
Северо-запад Пелопоннеса |
Пелопс (в честь него и назван весь южный полуостров Греции). |
Арголид |
Сын Зевса Персей; правитель города Микен Атрей и его потомки - могущественный Агамемнон, завоевавший Трою, но предательски убитый своей женой Клитемнестрой и её союзниками; сын Агамемнона Орест, отомстивший матери и другим убийцам за отца. |
Беотия |
Основатель Фив Кадм и его потомки, самым известным из которых был царь Эдип, по воле судьбы совершивший страшные преступления и искупивший свою вину жестокими страданиями. |
Аттика |
Царь Тесей, считавшийся сыном Посейдона, освободивший Аттику от порабощения критским царём Миносом и, объединив её, сделал Афины столицей государства. |
Эпир |
Могучий сын Зевса Геракл, его подвиги и сила, его трагическая судьба, странствия, подчинение им о. Крита, игры в честь Зевса в Олимпии, превращение Геракла после смерти в божество. |
Иолк |
Походы группы героев из города на корабле «Арго» в дальние страны на восточном побережье Чёрного моря (Понта Эвксинского). |
Вся Греция |
Сказания об общегреческом походе племенных вождей против малоазийской Трои. |
ГОРОДА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Афины
Афины столица Греции. Располагается в Центральной Греции и является экономическим, культурным и административным центром страны. Названы в честь богини Афины, которая была их покровителем. Афины имеют богатую историю. В классический период (V век до нашей эры ) город-государство достигло вершины своего развития, определив многие тенденции развития позднейшей европейской культуры. Так с городом связаны имена философов Сократа, Платона и Аристотеля, заложивших основы европейской философии, трагиков Эсхила, Софокла и Еврипида, стоявших у истоков драмы; политическим строем древних Афин была демократия.
В древности имя «Афины» стояло во множественном числе . В 1970 году единственное число стало официальным.
Из мифологии известно, что имя богини мудрости Афины город получил после спора Афины с владыкой морей Посейдоном. Известно, что первый царь Афин Кекроп, который был наполовину человеком, наполовину змеёй, должен был решить, кто будет покровителем города. Два бога Афина и Посейдон должны были сделать подарок Кекропу, и тот, кто сделает лучший подарок, становился покровителем города.
Тогда, перед Кекропом, первым ударил своим трезубцем Посейдон, и тотчас из земли забил источник. Греция страна жаркая, горная, вода там нужна, но она оказалась морской, солёной. После же удара Афины из земли выросло маленькое оливковое дерево. Кекроп был впечатлён подарком Афины и выбрал её в качестве покровителя города. Таким образом Афины и взяли имя великой богини. Но так как Кекроп не выбрал Посейдона, в Афинах стало не хватать воды. Эта нехватка чувствуется и по сей день.
Другая версия гласит: слово Афины произошло от слова Афон, что созвучно со словом цветок .
Афинская Агора городская площадь Афин, занимающая территорию приблизительно пять гектаров и расположенная на пологом склоне к северо-западу от Акрополя. Греческое слово «агора» происходит от глагола со значением «собираться, созывать». Это соответствует назначению Агоры как главного места встреч в городе. В древности афинская Агора стала центром светской и общественной жизни, гражданского управления и суда, важнейшим местом торговли и предпринимательства, театральной сценой для греческой драмы, площадкой для атлетических соревнований и излюбленным местом для интеллектуальных дискуссий. С 1931 года Американской школой античных исследований под руководством Лесли Шира на всей территории Агоры были проведены археологические раскопки. Сегодня Агора стала излюбленным местом туристов, желающих познакомиться с историей древних Афин.
В Афинах, как и во многих других древнегреческих полисах, Агора, как рыночная площадь, возникла возле главного центра поклонения языческим божествам. В древних Афинах таким центром являлся Акрополь монументальное храмовое сооружение, возвышающееся над всем городом. Афинская Агора располагалась к северо-западу от Акрополя, холмы Ареопаг и Колон ограничивали её с юга и запада. Находки обломков керамики свидетельствуют о том, что люди поселились здесь уже во II тысячелетии до нашей эры. По мнению многих исследователей, в VI веке до нашей эры во времена афинского правителя и законодателя Солона решили, что здесь будет городская площадь. С установлением демократии в Афинах больше внимания стало уделяться общественной жизни. Поэтому в начале следующего столетия строительство быстро расширялось. Для Агоры началась новая жизнь, и она стала играть более значительную роль.
Всё было сделано для того, чтобы Агора стала главным местом поклонения, уступающим только Акрополю. В золотой век древних Афин религия затрагивала все стороны общественной жизни. Это означало, что в честь разных богов, считавшихся покровителями правительственных учреждений и исполнительных служб, на Агоре строились святилища. Среди подобных сооружений был известен храм Гефеста. Богиня Афина, как и Гефест, считалась покровительницей искусства и ремёсел. Изделия из металла и керамики, найденные во время археологических раскопок возле этого храма, указывают на то, что здесь поклонялись Гефесту, греческому богу огня и кузнечного ремесла. В VII веке нашей эры этот хорошо сохранившийся храм был преобразован в греческий православный храм святого Георгия, но в наши дни он уже не используется таким образом. Богом-покровителем Агоры стал Зевс, который, как считалось, вдохновлял ораторов, ему посвятили алтарь, сделанный из ценного пантелийского мрамора и украшенный резьбой. Расположенный неподалёку храм Матери богов был окружён множеством памятников героям. Путешественник Павсаний называл небольшой ионический храм храмом Аполлона Отца. Аполлон был одним из покровителей государственного устройства, особенно различных братств, существовавших в Афинах. На севере развалины меньшего по размеру храма, построенного из известняка в середине IV века до нашей эры. Здесь поклонялись Зевсу и Афине Фратрии, главным божествам родовых религиозных братств. Членство в таких братствах было почти обязательным, чтобы считаться гражданином Афин. На другой стороне улицы можно разглядеть руины алтаря Двенадцати богов. В расположенной рядом стое Зевса Освободителя главному греческому божеству воздавали почести как богу свободы и освобождения. Эта колоннада, или стоя, была излюбленным местом гуляний и встреч. Говорят, что известный философ Сократ встречался здесь со своими друзьями, где они могли присесть или пройтись, беседуя друг с другом. Много даров и пожертвований, украшавших эту стою, таких, как щиты воинов, погибших во время защиты Афин, имели непосредственное отношение к освобождению города от врагов и защите его свободы. Храмов, статуй и памятников было очень много. Например, в честь бога Гермеса изваяния занимали целый портик стоя Гермеса. На изображениях Гермеса можно было увидеть символ плодородия и жизни. Там была также статуя Венеры Родительницы, богини плотской любви, а также Диониса. О том, что Агора «священна», говорил столб с чашей, в которой была «святая» вода для церемониального омовения, предназначенная для всех, кто приходил на Агору. Здесь побывал и апостол Павел, возмущённый изобилием капищ и жертвенников . Лучше всего на Агоре сохранилась стоя Аттала. Молодым человеком Аттал, пергамский царь (II век до нашей эры), обучался в школах Афин, как и некоторые другие отпрыски царских семей Средиземноморья. Взойдя на престол, он подарил городу, ставшему его альма-матер, стою Аттала. В основном стоя Аттала служила изысканным местом для непринуждённых прогулок и бесед. С этажей и террас было удобно наблюдать за шествиями, к тому же она была популярным местом прогулок, что гарантировало ей успех как центра торговли. Вероятно, купцы арендовали лавки у государства, так что здание было ещё и источником доходов. Восстановленная в первоначальном виде стоя Аттала является образцом геометричности форм. Её пропорциональность, приятное для глаз соотношение размеров колонн верхнего и нижнего ярусов, интересная игра света и тени, а также богатство и красота материалов, из которых она построена, делают стою Аттала уникальной. Здание не кажется однообразным благодаря использованию приёмов, особенное оживление вносят три разные вида капителей дорические, ионические и египетские.
Олимпейон храм Зевса Олимпийского самый большой во всей Греции храм, строившийся с VI века до нашей эры до II века нашей эры; располагается в Афинах в 500 метрах к юго-востоку от Акрополя и около 700 метров южнее центра Афин, площади Синтагма.
Согласно легенде храм был построен на месте святилища мифического Девкалиона, праотца греческого народа.
Возведение храма было начато в период тирании Писистрата, в 515 г. до нашей эры, в дорическом ордере. Афинская демократия интересовалась храмом мало, Фемистокл (полководец периода Греко-персидских войн 500449 г до нашей эры, государственный деятель Афин) даже использовал его части для оборонительной стены, связавшей Афины с Пиреем (её раскопанный участок виден рядом с храмом).
В 175 164 годах до нашей эры достраивать храм Зевса (уже в коринфском ордере) принялся царь эллинистической Сирии Антиох IV Эпифан. В 84 году до нашей эры римский диктатор Сулла, имевший обыкновение увозить в Рим всё, что ему приглянется, снял с колонн Зевса несколько роскошных резных капителей и употребил их для строительства храма его римского аналога Юпитера Капитолийского. Несмотря на это ограбление историк Тит Ливий почти столетие спустя называет афинский храм Зевса «единственным на свете, достойным этого божества». Легко понять его восхищение: стоящие 15 колонн относятся как раз ко времени Антиоха.
Завершён храм был только через 650 лет после начала строительства, при римском императоре Адриане, поклоннике греческой культуры. Поклоннике настолько страстном, что, желая походить на великих греков, он вопреки всем правилам императорских приличий решился даже отпустить бороду. Освящение нового храма, который Адриан посвятил Зевсу Олимпийскому, было приурочено ко второму визиту императора в Афины и стало центральным пунктом программы Всегреческих празднеств 132 года. Благодаря этому в Греции есть один из самых красивых в мире храмов.
В настоящее время у храма уцелел один угол, состоящий из четырнадцати колонн, увенчанных коринфскими капителями, две отдельно стоящие колонны и одна поваленная.
Коринф
Коринф древнегреческий полис и современный город на Истмийском перешейке, соединяющем Среднюю Грецию и Пелопоннес, с запада перешеек омывается водами Коринфского залива, с востока Саронического. Коринф находится в 78 километрах к юго-западу от Афин. Коринф является столицей префектуры Коринфии.
Современный Коринф восстановлен после землетрясения 1858 года в трёх километрах к северо-востоку от разрушенного города; к северо-востоку от современного города проложен Коринфский канал (построен в 1881-93 годах; длина 6,3 км, ширина 22 м, глубина 8 м), выходящий в Саронический залив близ города Истмии.
Поселение появилось в неолите, около 6000 года до нашей эры. Согласно мифам, город основал Коринф, потомок солнечного бога Гелиоса, или Эфира, дочь титана Океана, так как в древности город носил и её имя. Существуют археологические свидетельства разграбления находившегося здесь поселения на грани IIIII тысячелетий до нашей эры.
Название города происходит из догреческого пеласгийского языка; вероятно, что в бронзовом веке здесь находился один из городов микенской цивилизации, подобный Микенам, Тиринфу или Пилосу. Мифическим основателем династии древних царей Коринфа (также иногда и города) считается Сизиф; здесь предводитель аргонавтов Ясон бросил Медею; коринфяне участвовали под предводительством Агамемнона в Троянской войне.
Главк персонаж древнегреческой мифологии, царь Коринфа. Сын Сизифа и Меропы. Зевс решил, что у него не должно быть потомства. На погребальных играх в честь Пелия принял смерть от лошадей, его сожрали кобылицы, побеждён Иолаем. На ипподроме на Истме от него назван Тараксипп.
Возможно, он же Главк из Потний, которого растерзали кобылицы у Потний в Беотии по воле Афродиты, так как он пренебрегал её священнодействиями. По истолкованию, тратил множество денег на лошадей и разорился.
Действующее лицо трагедии Эсхила «Главка Потнийский».
Главка персонаж древнегреческой мифологии, младшая дочь Креонта, невеста Ясона. Её так же называют Креуса. Еврипид имени не называет.
Медея послала ей со своими детьми подарок пеплос, пропитанный ядом, та надела его и сгорела вместе с отцом. По рассказу, ища спасения, бросилась в водоём, теперь его называют Главкой.
Аргос
Аргос город в Греции. Расположен в центре плодородной долины на вершинах холмов Аспид и Лариса, на которых находились две цитадели. Город был расположен около древнейших городов Микен и Тиринфа, которые известны по поэмам Гомера, как царство Агамемнона, но в историческую эпоху уже были разрушены, их роль как центра Арголиды перешла к Аргосу.
Мифологическая история города тесно связана с царем Адрастом и его походами против Фив, которые стали одними из излюбленных сюжетов древнегреческих трагиков. «Семеро против Фив» провалившийся поход семерых героев против Фив, в котором погибли все герои, кроме Адраста. Поход Эпигонов успешный поход детей погибших героев. Один из центральных героев «Илиады» Гомера Диомед, внук Адраста, царь Аргоса, зависящий от Агамемнона, царя Микен.
Как и весь Пелопоннес, Аргос был захвачен дорийцами, при этом Аргос, вероятно, был первым центром укрепления дорийского могущества на Пелопоннесе. Коренное население области жило на положении периеков. Царская власть в Аргосе ведет свой род от Темена, потомка Геракла. Из правителей Аргоса выделяется фигура Фидона, вероятно правившего в VIIIVII вв. до нашей эры. Он вёл активную наступательную политику, подчинил себе Арголиду, остров Эгину. После него известны тираны: Перилл и Архин. Несмотря на общее дорийское происхождение, Аргос был постоянным военным соперником Спарты.
Город был одним из культовых центров поклонения богине Геры. Святилище Геры Герейон располагалось неподалеку от Аргоса, на террасе горы. Первый храм, построенный, вероятно, в VIII в. до нашей эры, был одним из первых греческих храмов, построенных по схеме периптера. В храме велись списки жриц богини, которые греческие историки Гелланик и Фукидид использовали как отправную точку для хронологии.
Олимпия
Олимпия из крупнейших святилищ Древней Греции на Пелопоннесе, где возникли и на протяжении многих веков проводились Олимпийские Игры.
Изначально Олимпия поселение в греческой области Элида, расположенной в северо-западной части Пелопоннеса, в долине между рекой Алфей и её притоком Кладеон. Древнейшие поселения на этой территории относятся к неолиту. В микенскую эпоху здесь господствовало племя писатов. Первоначальное святилище в Олимпии находилось у подножия холма, который позже был назван Кронион, и было посвящено богине земли Гее. Общее почитание в тех местах богини плодородия позже было связано с культами Геры, Деметры и Гипподамии, в то время как муж сей богини впоследствии отождествлялся с Зевсом, Гераклом Ахейским и Пелопсом.
Когда вместе с дорийцами в эту местность пришли эолийцы (XII век до нашей эры), им удалось достаточно быстро подчинить себе плодородную равнину. Олимпия вошла во владения полиса Илида в VII веке до нашей эры, и элейцы установили в ней прочный культ Зевса, в который влились остальные местные культы.
Кто основал в Олимпии Олимпийские игры, неясно. В мифах есть по крайней мере три разные версии, среди которых преобладает следующая: Игры основал Пелопс, который победил в состязаниях колесниц царя писов Эномая. Очевидно, что состязания в Олимпии проводились и раньше VIII века до нашей эры, но традиционная дата первой Олимпиады 776 год до нашей эры. В VII-VI веке происходили длительные столкновения между элейцами и писатами за право проведения Игр, победу в этой борьбе, в конце концов, одержали элейцы. К той же эпохе относится введение Олимпийского перемирия, на период которого все войны между греческими полисами прекращались.
VI-V века стало временем наибольшего расцвета Игр. К V веку относится знаменитая статуя Зевса работы Фидия, а также дошедший до нас фриз Храма Зевса, многочисленные постройки. После этого времени начался постепенный закат. Игры постепенно теряли религиозный характер и становились чистым спортом, перестали быть редкостью подкуп судей и прочая коррупция.
Римский диктатор Сулла в 80 году до нашей эры увёз всех атлетов к себе в Рим, чтобы они украсили один из его триумфов. Калигула собирался перевезти статую Зевса, одно из семи чудес света, в Рим, но статуя так страшно рассмеялась, что посланцы Калигулы бежали не солоно хлебавши. Нерон организовал для себя Олимпиаду на третьем году цикла (67 год нашей эры) и несмотря на то, что не финишировал вообще, был увенчан лавровым венком как победитель состязаний колесниц. В эпоху Адриана и, позднее, в короткое правление Юлиана Отступника, предпринимались попытки оживить древние игры, но безрезультатно. Христианский император Римской империи Феодосий запретил проведение Олимпийских игр в 394 году, прервав более чем тысячелетнюю традицию.
Храм Зевса был сожжён в 426 году по приказу Феодосия Второго, а разрушен окончательно землетрясениями 522 и 551 годов и разливами Алфея. Византийцы жили в этой местности до IX века нашей эры, причём с VII-VIII веков основным населением местности были пришлые славянские племена. Достаточно сказать, что в средневековье место, где была раньше древняя Олимпия, называлось Сербия. Археологические раскопки начались в 1870-е годы, этот многолетний труд осуществляли германские археологи. С перерывом на Вторую мировую войну раскопки продолжаются до настоящего времени.
Самос
Самос остров в Греции, в Эгейском море в архипелаге Восточные Спорады. Иногда остров, наряду с соседним островом Икария причисляют к архипелагу Южные Спорады.
Являлся центром ионийской культуры во времена античности. Родина ряда великих деятелей античной культуры: философов Пифагора, Мелисса и Эпикура, астрономов Аристарха и Аристилла.
Как показывают находки возле селения Пифагорио, люди на острове Самос поселились в III тысячелетии до нашей эры. Предположительно на Самосе обитали племена карийцев и лелегов. На острове сохранились следы минойской и микенской цивилизаций. Ещё со времён этих цивилизаций на острове возник культ богини Геры, которая якобы родилась на этом острове. Примерно за тысячу лет до нашей эры во время великого греческого переселения на остров высадились ионийцы. Самос стал одним из 12 членов Ионийской Лиги.
К VIII веку до нашей эры остров Самос, а точнее одноимённый полис в юго-восточной части острова, стал цветущим торгово-ремесленным и коммерческим центром. Ионийцы сохранили почитание культа Геры и около 720 года до нашей эры на развалинах древнего храма доисторических времён соорудили ставший впоследствии знаменитым как одно из чудес света храм Геры.
Положение острова, находящегося на транспортных путях из Греции в Малую Азию способствовало развитию мореплавания. Самос играл важную посредническую роль в торговле текстилем между Малой Азией и Грецией. Самосцы развивали и торговлю с отдалёнными областями, такими как берега Чёрного моря и Древний Египет. Моряки Самоса были первыми из греков, кто достиг берегов Гибралтарского пролива. На судоверфях острова был впервые создан новый тип корабля из 50 вёсел «самена» (самосский корабль).
До VII века до нашей эры остров управлялся царями. Затем власть перешла к аристократам, так называемым геоморам. Но известны случаи и установления тирании, сначала Демотела, а затем около 560 года до нашей эры Силосона.
Трезен
Трезен в древней Греции главный город Трезонской области, лежавшей в юго-восточном углу Арголиды. Сейчас это небольшой город на севере Пелопоннеса. Расположен на юго-востоке Пелопонесса. Приблизительные координаты: 37,5° северной широты, 23° восточной долготы. Вдающаяся в море часть Трезенской области образовала полуостров Мефану, с городом того же имени.
По преданию, сообщаемому Павзанием, первым царём Трезена был Ор, по имени которого страна была названа Ореей; вторым царём сын Посейдона и дочери Ора Леиды Алфеп, по имени которого страна была наименована Алфепией. В царствование Алфепа произошел спор из-за страны между Посейдоном и Афиной, но по воле Зевса состоялось между ними примирение, и оба божества водворились в стране. После Алфепа царствовал Сарон, утонувший в заливе, который омывает Арголиду и который по имени царя стал называться Сароническим. При царях Гиперете и Анфе были построены города Гиперея и Анфея, из которых последняя сыном Анфа Астием была переименована в Посейдониаду. Когда к Астию прибыли сыновья Пелопа Тройдзен (Трезен) и Питфей, они прочно основались в стране; по смерти Трезена Питфей соединил оба города Гиперею и Посейдониаду в один и дал ему, в память брата, имя Трезен.
Фивы
Фивы в древности главный город области средней Греции, Беотии, расположенный на невысоком холме, среди плодородной Аонийской равнины. Возле Фив протекал ручей, воспетый Вергилием. Возможно, его воды были задействованы вместо рва. Город имел круглую форму и был окружён стеной с семью воротами, из-за чего город часто назывался Семивратными Фивами. В настоящее время является самым большим городом Беотийской префектуры.
История Фив, как древнейшего города Эллады, восходит к героическому периоду; к Фивам примыкает целый ряд сказаний, повествовавших о Кадме (основателе Кадмеи), о Зете и Амфионе (основателе Фив), о Дионисе, о Геракле, о Лабдакидах и Эдипе, о походе семи царей против Фив, о походе эпигонов сказаний, занимающих видное место в сокровищнице древнегреческого эпического материала. Хотя в наслоениях этих сказаний многое является чисто поэтическим вымыслом, однако, есть возможность отыскать и некоторые исторические воспоминания. Так, в сказании о походе Семи отражаются воспоминания о борьбе Сикиона и Аргоса с Фивами, в сказаниях о Геракле воспоминания о доисторической борьбе двух соперничавших городов Беотии, Фив и Орхомена Минийского.
Флиунт
Флиунт независимый город в северо-восточной части древнего Пелопоннеса; область его (Флиасийская область) граничила на Западе с Аркадией, на Севере с Сикионом, на Востоке с Клеонами, на Юге с Аргосом.
По свидетельству Страбона, в древности главным городом области была Арефирея на горе Койлоссе; но этот город был рано покинут жителями, которые поселились в нескольких километрах, на Асопе, основав Флиунт.
В городе находился акрополь, с храмами Ганимеда или Гебы, Деметры и Артемиды; храм Гебы служил, между прочим, убежищем. По Павзанию, флиасийцы были аргивского происхождения. При вторжении дорян Флиунт доризировался, причём часть жителей переселилась на Самос и в Клазомены.