Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Предшкольное образование является одним из звеньев системы непрерывного образования которое находится н

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-07-10

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 20.5.2024

Социальная  адаптация  детей  с ограниченными

возможностями  здоровья  средствами  музыки.

Предшкольное образование является одним из звеньев системы непрерывного образования, которое находится на стыке двух его подсистем: дошкольного и начального. Для предшкольного образования России важными являются следующие положения: конституционное право каждого ребенка как члена общества на охрану жизни и здоровья, получение гуманистического по своему характеру образования; бережное отношение к индивидуальности каждого ребенка; адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки детей.

Термин «социальная адаптация» сегодня трактуется как система методов и приёмов, имеющих целью оказание социальной поддержки людям в процессе их социализации (приспособления к новым социальным условиям).Рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это реальность нашего времени. Поэтому так важно научить жить в современном обществе и найти  свое место тем, кто имеет особенности в развитии.

Основная проблема детей с ОВЗ – это трудности в освоении окружающего мира. Отсюда – возникновение эмоциональных проблем  у таких детей: страх, плаксивость, тревожность, замкнутость, неуверенность и др.

Особое значение в социальной адаптации детей с ОВЗ придается музыкальной терапии, сущность которой заключается в способности вызывать у ребенка положительные эмоции, в мобилизации его резервных сил, развитии  творческих способностей, повышении самооценки, формировании практических навыков  игры на музыкальных  инструментах, в успокаивающем воздействии на организм и коммуникативной функции во взаимодействии с другими детьми.

Таким образом, осуществляется один из принципов инклюзивного образования – равные возможности для всех детей, когда дети с ОВЗ воспитываются и учатся вместе со здоровыми детьми.

Введение в непосредственно- образовательную деятельность (НОД) музыкально-коррекционных занятий – это не только веяние времени, но и необходимость, вызванная задачей сохранения физического и психического здоровья детей. Данная  проблема с успехом решается в нашем дошкольном учреждении, где существуют специализированные группы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА). В программе «Детство», под ред. Логиновой  в части  образовательной области «Музыка» сказано

Большое внимание уделяется упражнениям на развитие мелкой моторики, речевых и мимических движений. Такие невербальные способы общения очень полезны. Например, популярная среди ребят игра «Звездочет», автор- С.Г. Насауленко. Суть игры заключается в том, чтобы с помощью пантомимы показать любое действие ( рисование на стекле, игра в теннис,  полив растений, мытье рук , танец  и т.д.).

Для развития мелкой моторики  использую такое упражнение: «Колечко»(автор И.Гурина)
Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца; песенку поют дети с педагогом.

 Медвежонок в гости шел.

К рыжей белке он зашел,

И на озеро, к бобру,

И к ежу зашел в нору,

Даже к комаришке

Заходил наш мишка!

 Попробовать то же упражнение выполнять пальцами левой руки;
чтобы усложнить задание, можно попытаться сделать те же движения одновременно пальцами правой и левой руки.

Мелкая моторика рук развивается также через выполнение танцевальных движений с атрибутами и без них в медленном темпе, логоритмических упражнений.

Для тренировки артикуляционного аппарата предлагаю маленькие песенки, автор О.Анисимович: 

Педагог: На лугу паслась корова – Дети:«Му-у-у, му-у-у».

      Полосатый шмель летел –          «З-з-з, з-з-з».

      Летний ветерок подул –              «Ф-ф-ф, ф-ф-ф».

      Колокольчик зазвенел –              «Динь, динь, динь».

     Стрекотал в траве кузнечик –      «Тр-р-р, тц-с-с».

     Еж колючий пробегал –                «Пх-пх-пх».

     Птичка маленькая пела –              «Тиль-ль,тиль-ль».

               И сердитый жук жужжал –           «Ж-ж-ж,ж-ж-ж».

Дети получают от таких упражнений не только пользу, но и эмоциональное  удовольствие, меняясь ролями с педагогом и друг с другом.

Коммуникативные навыки  приобретаются в процессе слушания музыки и её анализа. В своей работе я стараюсь придерживаться феноменологического принципа – погружение ребёнка в музыкальное произведение и дать  возможность  высказаться ему без наводящих вопросов и принуждения. Педагог только помогает ребенку грамотно выразить его мысль, чтобы она стала понятна всем присутствующим. Например, при слушании пьесы В.Ребикова «Медведь», педагог не говорит название произведения, а предлагает самим ребятам рассказать об услышанной музыке. С помощью музыкально-выразительных средств, общего настроения музыки дети способны проследить за развитием художественного образа и дать самостоятельные определения: «Музыка тяжелая, медленная», «Как будто чья-то тяжелая поступь…» и наконец, «Похоже, медведь пробирается через бурелом…». Такой поисковый метод активизирует мозговую деятельность, развивает воображение  и творческий потенциал ребенка. Особый смысл приобретает музыкальное произведение тогда, когда все дети хотят о нем  рассказать без давления со стороны взрослого и провести аналогию с окружающей действительностью. Например, прослушав и проанализировав «Кавалерийскую» Д. Кабалевского, мальчик заметил: «Я видел кавалеристов, они быстро едут, такие смелые, храбрые. Музыка правильно о них рассказывает. Я тоже буду смелым». 

Большую роль в музыкально-коррекционных занятиях играет оркестр, когда дети с заболеваниями ОДА, ДЦП хотят утвердиться в том, что и они смогут прикоснуться к инструментам, извлечь звуки и сотворить музыку. Дети учатся выступать перед зрителями, приобретают навыки исполнительства, раскрепощаются при игре на музыкальных инструментах, что дает импульс для раскрытия потенциальных возможностей каждого ребенка и проявления себя как человека талантливого, своеобразного, тонко чувствующего прекрасный мир музыкального искусства. 

Музыкально- коррекционные занятия направлены на творческую реабилитацию дошкольников с ОВЗ. В ходе непосредственно-образовательной деятельности  дети с удовольствием сочиняют музыку к сказкам. Так, всем известная русская народная сказка «Теремок» преображается музыкальными характеристиками героев, которые придумывают дети. Мышку изображают тихой, робкой мелодией, сыгранной на металлофоне, ёжика – шуршащим маракасом , медведя – барабаном в пунктирном ритме марша, лягушку – громкой колотушкой. На следующем этапе – сочинение мелодии или песенки на фортепиано или синтезаторе. Маленькие двустишия звучат устами детей как шедевры.

«Мышка – серенький бочок прибежала в Теремок»  - сочинила Соня Б. « У лягушки-квакушки глазки на макушке» - добавляет Семён С. « Ежик в Теремке не тужит, всем зверюшкам службу служит» - вторит Аня К. «Серый зайка прискакал – Теремочек задрожал!» - продолжает Света К. «Медведь на бок завалился – Теремок и развалился!» - заканчивает сказку Настя Г. В процессе сочинения песенок –образов, создается музыкальное оформление содержания сказки: вступление (своеобразная «увертюра») и заключение – финал. Как итог всей работы – показ сказки «Теремок» детям младшей группы с собственным музыкальным оформлением. Детям очень нравятся такие выступления, они чувствуют себя настоящими артистами и музыкантами.

Положительный эффект в музыкально-коррекционной работе обеспечивается  вокалотерапией. Лечебно-оздоровительное воздействие пения основывается на специальных упражнениях дыхательной гимнастики, правильного звукоизвле-чения, верной фразировки, артикуляции. Очень помогает в работе дыхательная методика А.Н.Стрельниковой. Излюбленная забава для ребятишек – рисунки  на зеркале. Ребёнок делает вдох и выдыхает на зеркало так, чтобы оно затума-нилось, после чего рисует на нем смешные рожицы, каракули и т.д. Все дети знают, что голос – это главный инструмент у человека и его надо беречь, укреплять, развивать. Песни, которые предлагаются маленьким певцам, всегда доступны по тесситуре, эмоционально окрашены и оптимальны для развития детского голоса. К тому же большое значение отводится песенному творчеству. Детям очень нравится сочинять песенки по ролям. Например, стишок И.Гуриной «Хомячок» (музыка Сахаровой М.А.) дети озвучивали так:

1-й ребёнок:-Я хомячок   2-й ребёнок:  ням-ням,
                       Я ем зерно                          ням-ням,
                       Живу я там                         ням-ням,
                       Где есть оно.                      ням-ням!
                     -Хомячок, хомячок,
                     Покажи свой бочок!
                                                                 -Нет, не покажу,
                                                                  Я на нем лежу!

Таким образом, дети больше общаются друг с другом, адаптируясь к условиям, которые им предлагают взрослые.

Музыкально-терапевтические занятия нередко заканчиваются «музыкальным отдыхом», когда расслабляется тело и хочется полежать на коврике с закры-тыми глазами, с любимой игрушкой в руках.

Во время сеансов релаксации, под специально подобранную музыку с частотой 60 ударов в минуту, дети учатся расслабляться, сосредотачиваться на создаваемых образах, сочинять, фантазировать, а затем делиться своими впечатлениями друг с другом.

Творческая реабилитация таких детей не ограничивается музыкально-терапевтическими занятиями. Дети активно выступают на праздниках и концертах с ребятами других групп, активно вовлекаются в творческие конкурсы по ИЗО искусству, развитию речи, хоровому пению, сценическому искусству.  Музыкально-эстетическая реабилитация закладывает основу для будущего интеллектуального и физического роста личности, способствует её гармоническому росту , развивает воображение, музыкальные и творческие способности, дает возможность переносить полученный на музыкально-коррекционных занятиях опыт коммуникации на другие сферы жизни. Это дает возможность не изолировать ребенка, а сориентировать общество на гумани-зацию, социальную адаптацию и интеграцию детей с ОВЗ. Поэтому, говоря об инклюзивном образовании сегодня и завтра, нужно постепенно менять социальную психологию общества, уходить от стереотипов и предрассудков по отношению к детям с ОВЗ, формировать позитивное общественное мнение о совместном образовании всех детей, независимо от  состояния здоровья или способностей.

                      Автор статьи : Сахарова Мария Александровна
                      музыкальный руководитель высшей квалификационной категории

                      МБДОУ ЦРР д/с № 66 г.Владимира.  




1. признания права; 2 восстановления положения существовавшего до нарушения права и пресечения действий н
2. горія Гірські породи типові для кожної категорії
3. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата медичних наук2
4. Статья 264 Содержание таможенной процедуры переработки для внутреннего потребления Переработка для внутре
5. Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики Факультет права Программа
6. розыскной деятельности преступления ~ от тех преступлений которые регистрируются и расследуются.html
7. реферат диссертации ~аза~станда~ы к~ші~он процестері ж~не оны~ зерттелуі 19261959 жылдар ~олжазба ы~ын
8. ПЕДАГОГІЧНА ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБИСТОСТІ ШКОЛЯРА Шеляга Максим Вікторович 8 років
9. Учет расчетов по налогам и сборам в организациях
10. топ. Тут резкий поворот
11. Методы проведения экспертиз при разработке управленческих решений
12. Пояснительная записка2
13. Скополня карннолийская (скополия кавказская)
14. ПРАВО ИНТЕЛИКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
15. О проведении исследования устойчивости работы объекта здравоохранения
16.  Концептуальні засади управління продажем
17. Тема 9 Підприємство і підприємництво
18. Гражданское общество и правовое государство
19. Художественные вопросы конструирования электронных средств
20. Два столетия назад создатели науки Адам Смит Давид Рикардо Джон Стюарт Милль построили внушительное теоре