Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Мировоззренческая онтологическая философия пытается ответить на все или почти все вопросы человечества

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Философия - её предмет и роль в обществе.

Философия - наука о всеобщих закономерностях, которым подчинены бытие (природа и общество) и мышление человека, процесс познания. Философия - это способ и форма духовной деятельности людей.

Задача философии - дать единое цельное представление о мире, человеке и отношениях между ними.

Предмет философии - всё сущее во всей полноте своего содержания и смысла (прежде всего человека).

Функции философии:

1. Мировоззренческая (онтологическая) - философия пытается ответить на все или почти все вопросы человечества, формирует у человека целостное представление о мире.

2. Познавательная (гносеологическая) - философия так или иначе связана с познанием.

3. Оценочная (аксиологическая) - философия всегда связана с оценкой чего-либо.

4. Логическая - философия всегда связана с логикой научного познания.

5. Методологическая - философия разрабатывает наиболее общие методы познания, исследования.

6. Социальная - философия воспитывает у человека чувство собственного достоинства, необходимость самореализации и саморазвития, формирует гражданское сознание и культуру личности.

Структура философии:

1. Онтология - учение о бытии

2. Гносиология - учение о познании

3. Аксиология - учение о ценностях морали, права, искуства, религии, и т.д.

4. Методология - учение о методах познания

5. Антропология - учение о человеке и его бытии

6. Социология - учение о возникновении, функционировании и развитии общества

Философия как наука тесно связана с искусством, т.к. отражает мир, человека и отношения между ними в образно-символической форме, поэтому философия существует и развивается не только в виде специальных философских сочинений и трудов, но и в виде произведений писателей, поэтов, художников, скульпторов, композиторов.

Особенности философского знания.

1. Недоказанность его исходных положений.

2. Оценочность.

3. Плюралистичность - наличие множества мнений по поводу чего-либо.

4. Личностность - философия для каждого индивидуальна и выражает мнение одного человека.

5. Национальность.

6. Многозначность - на один и тот же вопрос есть множество ответов.

7. Современность - философия никогда не устареет, как не устареют и не уйдут в прошлое человечества вопросы, которые называют вечными.

Мировоззрение - система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к действительности человека и общества. Философия является теоретическим ядром мировоззрения. Таким образом, понятие мировоззрения шире понятия философии.

Формы мировоззрения:

1. Мифологическое

2. Религиозное

3. Философское

Основной вопрос философии, вокруг которого всё строится - это вопрос соотношения материи и сознания.

Основной вопрос философии имеет две стороны:

1. Что первично - материя или сознание.

2. Познаваем мир или нет.

По отношению к первой стороне основного вопроса философии все философы делятся на:

1. Материалистов. Материализм - философское мировозрение, признающие основой бытия материю. Материалисты утверждают, что мир - это движущаяся материя, а сознание - это свойство мозга, который является высокоорганизованной материей. Таким образом, сознание вытекает из материи.

2. Идеалистов. Идеализм - философское мировоззрение, прзнающее основой бытия духовное начало (разум, волю), а не материю. Существует идеализм объективный - берёт за основу всего некое объективное мировое сознание, одну мировую идею, которая творит действительность; и субъетивный - берёт за основу сознание каждого отдельного человека.

По отношению ко второй стороне основного вопроса философии все философы делятся на:

- агностиков - мир не познаваем;

- скептиков - мир познаваем, но не до конца;

- гносиологов - мир познаваем:

- рационалисты - в основе познания лежит разум

- сенсуалисты - единственный источник познания - ощущения

- интуитивисты - в основе познания интуиция

H/t Подготовить реферат по теме "Представления древних об устройстве мира". Объём 10-15 листов. С титульником, листом содержания/оглавления и со списком литературы в конце (не менее трёх источников). Шрифт не больше 14, поля по уммолчанию, обязательная нумерация внизу посередине, после второго листа.

Титульник - без рамок, вверху название заведения. Схематично:

Рязанский Станкостроительный колледж.

ФГБОУ ВПО "Рязанский Государственный Радиотехнический Университет".

Реферат.

Представления древних об устройстве мира

Выполнил

Проверил

Рязань, 2013

Сдаём на первом занятии после каникул.

Донаучное мировоззрение и картины мира.

На заре истории человечества господствующей формой мировоззрения была мифология - фантастическое отражение действительности в первобытном сознании, отражённое в характерном для древности устном народном творчестве.

Мифология - это результат духовной потребности людей объяснить мир, разобраться в явлениях природы, дать ответ на глобальные вопросы.

Мифология в своём возникновении была наивной философией. Содержание мифа представлялось человеку вполне реальным и являлось даже предметом веры. Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, которая поддерживала соответствующие нормы поведения, взаимоотношения людей и их отношение к миру.

В мировой истории выделяют следующие основные мифологические картины мира:

- античности

- западной Европы

- мифология восточных славян

На более поздней стадии человеческой истории мифология не была единственной мировоззренческой формой. В это время формируется и религия.

Переход от мифа к религии связан с переходом от поклонения фетишам (неодушевлённый предмет - носитель "чудодейственной силы") и тотемам (животное или растение, которые обожествлялись и являлись "покровителями человеческого рода или племени"), от соблюдения табу и ритуалов к поклонению вначале многим богам (политеизм), а потом одному (монотеизм).

Религия - выражение признания абсолютного начала, т.е. бога, от которого зависит всё конечное, в т.ч. и человек; и стремления согласовать нашу жизнь с волей бога.

Особенноси религии:

- осмысление бога как абсолюта в его отношении к человеку, природе и обществу;

- нравственно-социальное служение;

- соединение объективного и субъективного миров;

- рассмотрение духовного начала в единстве с материальным;

Специфика религии обусловлена тем, что основным элементом религии является культовая система, т.е. система обрядовых действий, направленных на установление определённых отношений со сверхъестественным.

В процессе становления и развития общества сложились три мировые религии:

1. Буддизм

2. Христианство

3. Ислам

Вера - глубокая нравственная потребность души и один из стержневых устоев духовного мира человека и человечества.

Картины мира.

1. Религиозная картина мира. Человек всегда пытался создать для себя определённый образ мира. В первобытном обществе мировоззрение человека было мифологическим. Позже возникла религиозная картина мира. Мировые религии по-разному представляли устройство и существование мира, но их объединяла идея его сотворённости богом. Создав мир, бог заранее знает и предопределяет не только общие принципы устройства, но и судьбу каждой отдельной вещи.

Огромный вклад в религиозную картину мира внесла теология. Расцвет божественных представлений о мире приходится на Средневековье. Основные принципы теологии изложены в учении Фомы Аквинского, который сформулировал пять "доказательств" существования бога:

1) Если брать движение во всей его полноте, а не только как механическое движение, нельз не прийти к перводвигателю, т.е. к богу.

2) Если всё в мире имеет свою причину, то должна быть первопричина, т.е. бог.

3) Бесчисленное множество возможностей и случайностей в мире должно управляться апсолютно необходимой причиной, т.е. богом.

4) Для измерения степеней совершенства всего, что есть в мире (красота, благо, истина) должно существовать абсолютное мерило всех совершенств, т.е. бог.

5) Всё существующее в мире обладает какой-то степенью целесообразности, а значит должна существовать последняя и главная цель - бог.

Идея того, что бог непрерывно правит миром, является универсальным признаком религиозной картины мира.

2. Философская картина мира. Философия как тип мировоззрения осмысливает этот мир в плане взаимоотношений его и человека. Философия даёт себе отчёт в том, что она познаёт прежде всего человека. Отсюда вытекает основная проблема философии - проблема познания.

Философия считает, что мир бесконечен и многообразен, и поэтому использует категорию "материя". Этой категорией обозначается вся существующая действительность. Материя находится только в движении, под которым понимается не только перемещение тел в пространстве, но и вообще любое изменение. Таким образом, движение, как философская категория, является понятием абсолютным. Покой - это, соответственно, понятие относительное.

Процессы, связанные с появлением необратимых качественных изменений, называются развитием.

Материя также обладает свойствами пространства и времени. Пространство характеризует протяжённость, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах. Видимое нами пространство имеет три измерения.

Время - понятие, имеющее смысл только потому, что все процессы происходят по этапам, имеют свой ритм и темп. Если процессы ускоряются, ускоряется и время, и наоборот. Время необратимо, имеет одно измерение.

Другим свойством материи является связь, под которой понимается бесконечно-многообразная зависимость всех явлений и предметов. Связи бывают причинно-следственными во времени, и системными.

3. Научная картина мира представляет собой систему взглядов о свойствах и закономерностях мира, созданную науками. В основе современных научных представлений о мире лежит идея его сложной системной организации, где каждый вид материи развивается из другого. Наука говорит о трёх конкретных формах материи: вещество, поле, физичский вакуум.

Вещество дискретно (внутренне расчленено) и структурировано, обладает массой покоя и рассредоточено в пространстве. Формы вещества разнообразны.

В отличии от вещества, поле представляет собой сложное электромагнитное образование, которое состоит из квантов. Они не имеют массы покоя и распределены в пространстве равномерно. Поле существует в различных видах - гравитационное, ЭМ, биологическое...

Особым энергетически наинизшим состоянием поля является вакуум, в котором отсутствуют какие-либо частицы.

Вещество и поле взаимопроникают и дополняют друг друга. Их синтезом является, например, плазма как особое состояние материи. Из неё состоят, в частности, небесные тела типа звёзд. Тесное взаимодействие между веществом и полем существует на уровне элементарных частиц в микромире. По сути дела, материальный мир представляет собой единство противоположностей: прерывного и непрерывного, конечного и бескрнечного. Существование аещества и поля свидетельствует именно об этом.

Философия древнего мира.

1. Становление философии как науки.

Причины становления философии как науки:

1. Экономические:

а) скачок в развитии производительных сил;

б) появление товарно-денежных отношений;

в) отделение умственного труда от физического.

2. Политические:

а) ослабление родо-племенных структур;

б) возникновение первых государств.

3. Социальные:

а) возникновение классово-сословной иерархии;

б) рост научных знаний.

Изучая первые философские трактаты, можно составить представление о совокупности вопросов, которые волновали первых мыслителей: как возник мир и из чего он состоит, что лежит в первооснове мира, развивается или покоится мир, место человека в системе мира и его основные качества, соотношение души и тела человека, проблема жизни, смерти и бессмертия человека; проблема судьбы и круговорота жизни.

Философия древнего Китая.

Древнекитайская философия представлена такими направлениями, как конфуцианство, даосизм, и др.

Конфуцианство - одно из ведущих идейных течений Китая. Основатель - Конфуций, центральное место в его учении занимает человек. Если формы бытия выстроить в иерархическую лестницу, где земля - основание, а небо - верхушка, то человек (по Конфуцию) находится посередине. Вниз его ведут самолюбие, страсти, а вверх - стремление к высшей гармонии.

В структуре учения Конфуция выделяется три нравственных принципа:

- человеколюбие

- почитание ритуала почтения к прошлому

- возвышенный человек - средоточие всех совершенств в человеке

"Если человек любит других, он не убежит в горы."
"Беспокойся о том, что ты не знаешь людей."

"Каждый человек должен ко всем относиться одинаково, судить самого себя, заимствовать у людей только хорошее"

Даосизм - учение о Дао (путь вещей). Основатель Лао-Цзынь призывал следовать природе, жить естественной жизнью. Он считал, что все вещи рождаются и изменяются благодаря собственному пути и соотношению двух начал - Инь и Янь (мужского и женского начала).

Философия древней Индии.

В истории древнеиндийской философии выделяют периоды:

- ведийский

- брахмано-буддийский

Со времён раннего Средневековья сложилась традиция делить все философские школы древней Индии на ортодоксальные школы (признавали авторитет вед) и неортодоксальые школы. Ортодоксальная - например, йога, неортодоксальная - буддизм.

Античная философия.

В античной филосойии сформировался и господствовал космоцентризм как тип философского мировоззрения: окружающий человека мир - огромное, таинственное и упордоченное целое (космос), а сам человек - это микрокосмос, малая вселенная.

Раннегреческие философы природы.

Спецификой греческой философии в начальный период её развития является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Раннгреческие философы природы ищут некое первоначало, из которого всё произошло.

Анаксимен полагал, что первоначалом всего является воздух, представляя его как бесконечное и видя в нём лёгкость изменяемости и превращаемости вещей.

Гераклит эфесский считал, что образом вечного движения является огонь, у него космос - это вечно полыхающий живой огонь, тождественный божеству. Он разделял идею бессмертия души, считая смерть рождением души для новой жизни.

Философия Сократа.

Имя Сократа стало нарицательным и служит для выражения идей мудрости. Прославился как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров: диалог стал его основным методом исследования. Он поставил в центр своего философствования человека, его сущность, внутреннее противоречие его души. В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма, утверждая, что добродеятель происходит из знания - человек, знающий, что такое добро, не станет поступать плохо.

Философия Платона.

Платон - объективный идеалист. У него космос прекрасен, полон божественного смысла, это царство идей, вечных и нетленных. По Платону мир по природе двойственен: видимый мир изменчивых предметов и невидимый мир идей.

Идея - центральная категория в философии Платона. Мир идей - это истинное бытие, а вещи - тени идей, их слабые копиию. Трактуя идею души, Платон говорит, что душа человека до его рождения находится в царстве чистой мысли и красоты. Затем она попадает на грешную землю, где, временно находясь в человеческом теле, вспоминает о мире идей. В рассмотрении проблемы общества и государства Платон также опирался на теорию идей и идеала. Идеальное государство - это сообщество ремесленников-земледельцев, воинов и философов-правителей.

Философия Средневековья и Нового Времени.

Философия эпохи Средневековья.

В средневековой философии в общественном сознании доминировал теоцентризм как тип философского мировоззрения: мир - это творение Бога, как сверхъестественной и всемогущей животворной силы.

Таким образом, средневековая философия в западной Европе - это христианская философия. Её основными представителями являются Августин Блаженный и Фома Аквинский. Первый заложил мощный фундамент религиозно-философской мысли Средневековья. Его мировоззрение глубоко теоцентрично. Проблема бога и его отношения к Миру выступает как центральное. Мир, природа и человек, будучи результатом творения Бога, зависим от своего творца как сверхъестественного и внематериального абсолюта. Августин истолковывает Бога как личность, сотворившую всё сущее есть благо. Бог есть источник бытия и блага, наивысшая красота.

<...> {спасибо виндообнове, блджад}

Западноевропейская философия XVII века.

В философии Эпохи Возрождения и Нового Времени сформировался антропоцентризм как тип философского мировоззрения: человек - это венец эволюции жизни на земле, творец собственного счастья и судьбы.

Общим пафосом Эпохи Возрождения стала идея гумманизма, т.е. отстаивания принципа творческой самостоятельности человека, его достоинства, права на земные радости и счастье.

Развитие философии в Новое Время происходит за счёт углубленного изучения природы, соединения математики с естествознанием. Первым и величайшим исследователем природы в Новое Время был английский философ Френсис Бэккон - основоположник методологии, опытного научного исследования (обратил внимание на исключительную значимость и необходимость наблюдений и опытов для обнаружения истины.

Путём, ведущим к знанию, по его мнению, является наблюдение, анализ, эксперимент, сравнение. Учёный должен в своих исследованиях идти от наблюдения единичных фактов к широким обобщениям (индуктивный метод). Его девиз - "Знание - сила".

Рене Декарт поставил на первое место разум, сведя роль опыта к простой практической проерке данных интеллекта (дедуктивный метод). У него вселенная - это огромный механизм. Она изменчива и имеет историю своего развития. Материя находится в непрерывном количественном и качественном изменении, определяемом универсальными законами механики. Тем же законам подчиняется и органический мир. Животные - это сложные машины, человек, в отличие от животных, обладает душой, разумом и речью, что выводит его за пределы действия законов механики.

Бенедикт Спиноза исповедовал натуралистическиий пантеизм. Бог отождествляется с природой. Бог Спинозы неотделим от природы и не носит характер личности. Материя, начиная от камня, и заканчивая человеческим мозгом, способно мыслить, хотя и в разной степени. Мышление тем совершеннее, чес шире круг вещей, с которыми человек контактирует.

Немецкая классическая философия.

Конец XVIII и первая половина XIX веков ознаменованы крупнейшими достижениями  выдающихся немецких философов. Им принадлежит заслуга в формировании целостной системной картины мира и в разработке диалектического метода его познания. При всём различии философских позиций они, прежде всего, стремились дать интегральное представление о строении бытия, о развитии низших его форм в высшие.

Иммануил Кант разработал космогоническую теорию, согласно которой вселенная из состояния хаоса вследствии сил притяжения приходит в упорядоченное состояние и представленное небесными телами. Стремление упорядочить и жизнь людей приводит Канта к обоснованию знаменитого нравственного постулата: поступай по отношению к другим так, как ты хочешь, чтобы они поступали по отношению к тебе.

В философии Гегеля развёрнута внутренняя логика движения абсолютного духа (мирового разума) от его чистого бытия к природе, а затем к человеческому обществу. Гегель демонстрирует действие диалектических законов в этом мировом процессе: закона единства противоположностей, закона перехода количества в качество, закона отрицания отрицания.

Людвиг Вейербах в ряду немецких философов представлял материалистическое направление. Он рассматривал материю как природное объективное начало мира, глубоко анализировал такие свойства материи, как движение, протранство и время. Им разработана материалистическая теори познания с высокой оценкой органов чувств человека в познании. Обосновывая объективную ценность человека в система мира, он подверг критике основы христианской религии и разработал основные принципы гумманизма.

Все представители немецкой классической философии большое внимание уделяли анализу понятийого аппарата философии.по существу все современные философские категории уже принципиально и глубоко были представлены в их работах: материя и сознание, рассудок и разум, бытие и небытие, количество и качество, абсолютное и относительное, противоположность и противоречие, истинное и ложное, и т.д.

Русская философская мысль.

Философская мысль в России базировалась на древнерусских летописях и трактатах XI - XVII веков. В этот период значительное внимание уделялось философскому истолкованию религиозно-правлславного учения и осмыслению места русского народа в мировой цивилизации. При этом философская проблематика всегда органически сочеталась с художественно-образным освоением мира с искусством.

Значительное развитие философская мысль России получает в XVIII веке. К религиозно-философским и художественно-философским проблемам добавились проблемы философского осмысления природы и человека.

В XIX веке складываются крупные философские течения и школы, учения и концепции, представленные всемирно известными именами.Философская проблематика обогатилась учениями о культуре и цивилизации, о русском менталитете и особых путях развития России, о роли народных масс и личности в истории, о способах и формах познания природы, о человеке и его месте в мире. Философская мысль России особенно бурно развивалась в конце XIX - начале XX века. Продолжая осмысливать традицонные для русской философии проблемы, философы большое внимание уделяли вопросам познания смысла и цели жизни человека, свободы и ответственности личности, соотношению божественного и земного в человеке.

Специфическими чертами русской философии являются:

1. Космослогическая тематика, космическое осмысление человека, его включённость в мироздание, его ответсвенность за мировые вселенские процессы.

2. Анализ смысла жизненных ценностей человека, его бытия и небытия, его судьбы, смерти или бессмертия.

3. Развитие мировой цивилизации и её типов, взаимодействие западных и восточных культур, место культуры в системе мирового сообщества

4. Проблемы соотношения философии и религии, согласование философского и религиозного понимания мира.

5. Проблема соотношения философии и искусства, отображение художественных образов философско-мировоззренческой тематики.

Сделать реферат на тему "Философские взгляды Бакунина Михаила Александровича" - один из идеологов русского анархизма - одна тема с Касумовой. К Понедельнику 28 января. Не забыть старый.

Теория познания.

Познание - это отражение сознанием человека действительности в чувственных и логических формах. У познания две цели:

- прямая, непосредственная - получение знания, достижение истины

- косвенная, опосредованная - использование полученных знаний в практической деятельности

Вторая цель - практическая - базируется на первой - теоретической.

Можно выбелить три этапа познания:

1. Чувственное познание, когда главную роль играют органы чувств человека. Основными формами и результатами чувственного познания являются:

а) ощущения - чувственное отражение отдельных свойств предметов.

б) восприятие - чувственный образ предмета в целом, совокупность, комплекс, единство ощущений.

в) представление - образ ранее воспринятого предмета, хранимый нашей памятью.

2. Логическое познание - когда главную роль играет абстрактное мышление человека. Основными формами и результатами лоического познания являются:

а) понятие - отражение существенных общих свойств предметов в словесной форме.

б) суждение - связь понятий, дающая новые знания. Например: сознание - это свойство мозга.

в) умозаключения - связь суждений, дающая новые знания. Например: все люди обладают сознанием, я - человек, следовательно я обладаю сознанием.

3. Практический этап познания - когда полученные знания применяются на практике и проверяются, уточняются, корректируются в ходе практической деятельности человека. Практика как материальная деятельность имеет важное значение для познания.

а) она является основой и источником познания.

б) она является конечной целью познания.

в) она определяет потребность познания.

г) она является критерием оценки результатов познания, проверки из на истинность и ложность.

Методы научного познания.

Наблюдение - познания объекта в его естественных условиях.

Анализ - познание объекта на основе изучения его частей, компонентов.

Синтез - познание целостности объекта путём объединения знаний о его составных частях, элементах.

Эксперимент - изучение объекта в искусственных, контролируемых условиях.

Экстраполяция - познание объекта путём переноса знания с одного изученного объекта на другой, неизученный.

Моделирование - изучение объекта не в непосредственном виде, а на основе познания кго моделей, заместителей натурального бытия объекта.

Индукция - подведение частных знаний к общему выводу.

Дедукция - выведение частных знаний об объектах из общих положений.

Системный метод - изучение объекта как системы (совокупности компонентов) и структуры (способа связи компонентов).

Проблема истины в философии.

Результаты познания могут быть различными. В ходе познания человек может приходить не только к знанию, но и к незнанию, т.е. появляются новые вопросы, новые проблемы.

Само получнное знание может быть вероятностным (гипотеза) и достоверным (теория). Знание может быть истинным (истина) и ложным (заблуждение). Истина в философии понимается как знание, соответствующее действительности, верно отражающее реальность. Ложные знания искажают реальность, неверно отражают действительность. Различают два вида ложного знания: заблуждение и ложь. Ложь - это преднамеренное, умышленное, осознанное искажение действительности. Заблуждение - это ошибка, неумышленное, бессознательное, напреднамеренное искажение реальности.

Культура и цивилизация.

Культура есть совокупность положительных достижений общества в его материальном и духовном развитии, используемых обществом, составляющих культурные традиции и служащих дальнейшему прогремму человечества

Культура - созданная и развиваемая человеком система материальных и духовных ценностей, служащих социальному прогрессу и развитию  личности.

Состав культуры.

Можно выделить следующие основные структурные элементы культуры:

1. Совокупность духовных и материальных ценностей.

2. Исторически сложившиеся технологии их создания - навыки, умения, приёмы, и т.д.

3. Развитие способности населения воспринимать, оценивать, использовать созданные ценности.

Можно выделить два крупных типа культур: материальную и духовную. К материальной культуре общества можно отнести все предметно-вещественные образования, обладающе объективным бытием. К духовной культуре относятся идеальные образования, существующие или в сознании человека (знание), или в материальных формах воплощения (картины, книги, и т.д.).

Закономерности культуры.

В развитии культуры можно выделить ряд закономерностей, среди которых важнейшей является общая зависимость культуры от экономического и социально-политического строя общества.

Относительная самостоятельность в развитии культуры выражается в следующих её закономерностях:

1. Неравномерность развития отдельных сторон культуры - духовная культура в своём развитии может либо отставать от экономического строя, либо опережать его.

2. Преемственность - на кажном историческом этапе культура опирается на предшеструющие достижения, вбирает из прошлого необходимое, способное к развитию.

3. Взаимодействие культур - культура есть сложное социальное явление, которое развивается благодаря внутренним взаимодействиям различных сторон: каждая сторона испытывает на себе воздействие других, и в тоже время влияет на них сама.

4. Взаимопроникновение культур разных народов. Процесс взаимообогащения культур разных народов происходит на основе их экономических, политических, торговых, спортивных связей, способствующих всё более широкому общению народов.

Следует также иметь в виду, что возможно существование т.к. локальных культур, где связи между культурами народов не развиты или развиты слабо.

Можно также выделить региональную культуру - арабская культура, европейская культура, культура стран Латинской Америки, культура народов севера, и т.д.

Виды познания.

1. Житейское - основывается прежде всего на наблюдении и смекалке, носит опытный характер и согласуется с общепризнанным жизненным опытом.

2. Научное - заключается в понимании действительности в достоверном обобщении фактов.

3. Практическое - состоит в создании новой вещи (прибор, устройство, компъютерная программа, пром. технология) на основе уже известных и зафиксированных научных принципов.

4. Художественное - заключается в специфическом целостном отражении мира и человека в мире, которое строится на образе, а не на понятии.

5. Чувственное - это знание в виде ощущений и восприятий свойств вещей, непосредственно данных органом чувства человека.

Наука и её роль в жизни человека и общества.

Еаука - сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлениии включающая в себя учёных, научные учереждения, экспериментальное и лабораторное оборудование, методы научно-исследовательской работы, всю сумму знаний. Основная задача науки - познание с целью расширения горизонтов видения мира, природы, частью которой является сам человек.

Типология наук:

1. Естественно-технические - изучают законы природы и способы её освоения и способа преобразования.

2. Общественные - изучают различные общественные явления и законы их развития.

3. Гумманитарные - изучают человека как существо социальное.

Границы между науками в достаточной степени условны.

Функции науки в общстве.

Социальные функции науки исторически развиваются и изменяются, как и сама наука. Говоря о современной науке и её взаимодействии с различными сферами жизни человека и общества, можно выделить три группы да. Алё. Ща. выполняемых ею социальных функций:

1. Культурно-мировоззренческие

2. Функции производительной силы

3. Функции социальной силы

В период становления науки как особого социального института её влияние сказывалось на мировоззрении, когда шла острая и упорная борьба между теологией и наукой. Процесс превращения науки в непосредственную производительную силу осуществляется на основе синтеза науки, техники и производства. В современном обществе наука непосредственно включена в процессы социального развития общества.

Глобальные проблемы человечества.

Особенности глобальных проблем:

1. Имеют планетарный, общемировой характер, затрагивают интересы всех народов мира.

2. Угрожают деградацией и гибелью всего человечества.

3. Нуждаются в неотложных и эффективных решениях.

4. Требуют коллективных усилий всех государств, совместных действий народов.

1. Проблема сохранения мира и угроза ядерной войны.

2. Демографическая проблема.

3. Продовольственная проблема.

4. Энергетическая и сырьевая проблемы.

5. Экологические проблемы.

6. Проблема освоения космоса и мирового океана.

7. Проблема болезней.

8. Проблема терроризма.

9. Проблема противостояния религий.

Реферат по проблемам запилить до понедельника. Иметь план и/или знать содержание.

Вопросы к контрольной работе.

1. Философия как наука, предмет, задача.

2. Методы научного познания.

3. Особенности русской философской мысли.

4. Глобальные проблемы человечества.

5. Философская картина мира.

6. Функции философии.

7. Три этапа познания.

8. Особенности философского знания.

9. Состав культуры.

10. Виды познания.

11. Закономерности культуры.

12. Основной вопрос философии и две его стороны.

13. Идеализм и материализм.

14. Глобальные проблемы человечества.

15. Религия, вера, основные религии мира.

16. Наука, её роль, функции.

17. Мифология.

18. Структура философии.

Когда будет объявлена К.р. - принести три двойных листа, обязательны поля. 6 вариантов по три вопроса. Телефоны поскладываем в начале.

{Следующая пара - контрольная, принести три двойных листа с полями}

Индивидуальный жизненный путь человека.

Человеком не рождаются, а становятся. Человеческие качества не передаются по наследству генетически, биологически, как и животных. На свет появляется не человек, а "кандидат в человека". Ребёнок - это потенциальный человек. Ему предстоит стать человеком за счёт освоения общечеловеческой культуры. Сложный путь от потенциального человека до личности предстоит пройти каждому в ходе процесса, именуемого социализацией - передачи обществом и освоения индивидом социального опыта человечества.

На этом пути можно выделить четыре этапа:
- потенциальный человек

- человек

- индивидуальность

- личность

Процесс идентификации - превращение потенциального человека в реального человека за счёт освоения общечеловеческого опыта.

Два моста связывают поколения людей: генетическая программа наследственности, по которой передаются биологические качества от поколения к поколению, и социальная программа наследования, по которой передаются социальные качества, социальный опыт.

Социальный опыт человечества включает в себя три системы ценностей:

- знание - информационная культура

- умение - операциональная культура

- установки - мотивационная культура

Следовательно, в ходе идентификации (первичной социальзации). Ребёнок должен освоить знание, умение, социальные установки, убеждения, ценностные ориентации. Это осуществляется тремя педагогическими механизмами:

- образование - передачаи освоение знаний

- обучение - передача и освоение умений

- воспитание - передача и освоение социальных установок

В результате формируется человек, обладающий всеми общечеловеческими родовыми качествами.

Процесс индивидуализации - процесс превращения человека в индивидуальность, социально неповторимого, самобытного специфического человека. В обществе существуют социально-психологические механизмы, которые мешают человеку обрести индивидуальность, самобытность, неповторимость.




1. Варіантр 5Теоретичні питання1.html
2. Социокультурная методология анализа российского общества
3. Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние запрещенное настоящим Кодексом
4. Контрольная работа- Классификация технологических процессов обработки изделий в машиностроении
5. Начальный этап обучения игры на аккордеоне
6. НАУКОВИЙ ІНСТИТУТ ПРАВА Кафедра кримінальноправових дисциплін ЗАТВЕРДЖУЮ Перший проректор Д
7. Религия и медицина
8. шахматной Играющий белыми начинает партию
9. Розвиток туризму в Єгипті
10. текст. Стилистические ресурсы используемые при его создании
11. тематическая модель инфекционного заболевания
12. Статья 256 Незаконная добыча вылов водных биологических ресурсов Обьектобщественные отношения обеспечив
13. неудобства недостаточная невозможность измерения площадей и линий части которых расположены на разных аэ
14. Конструкторскотехнологическое обеспечение машиностроительных производств
15. Развитие химии высокомолекулярных соединений
16. 00 Drummperformnce в исполнении Юрия Попова 18
17. Педагогическое эссе «Моя педагогическая философия»
18. ТЕМА 1. Загальні відомості та визначення ГІІ Лекція 1.html
19. Реферат- Экономика и организация производства
20. Анализ системы управления персоналом и разработка мероприятий по ее совершенствованию