Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Лекция «Философия истории»
Термин ФИ ввел Вольтер. Этот раздел ф-и разрабатывает следующие проблемы:
- Что заставляет развиваться человеческое общество?
- Есть ли у истории направленность?
- Определяет ли история настоящее и будущее?
- Есть ли будущее у человечества?
-Подчиняется ли история законам, которые поддаются определению, и можно ли их использовать в общественной жизни?
- Имеет ли история личностный смысл и значение?
«Народы и правительства никогда ничему не научались из истории и не действовали согласно поучениям, которые можно было бы извлечь из нее».
Гегель
Таблица:
Термин «история» используется в двух значениях:
1. История как реальный процесс жизнедеятельности людей во временной последовательности.
2. История есть наука, отражающая процесс жизнедеятельности людей.
В соответствии с двоякой интерпретацией истории выделяют двоякое понимание философии истории:
1. Философия истории есть учение о предельных основаниях бытия общества, учение об обществе, как саморегулирующейся целостности, саморазвивающемся организме. Философия истории есть философия общества. В этом смысле изучается статика общества, его структурные компоненты, механизмы функционирования.
2. Философия истории как учение о смысле и направленности развития общества. В этом отношении изучается динамика и направленность развития общества.
История понятия. Антология
В спектр философского осмысления истории традиционно включаются вопросы о смысле и направлении исторического процесса, начале и конце истории, а также проблемы выделения внутри исторического развития существенных ступеней, фаз, эпох, специфики исторического знания, соотношения истории и природы, свободы и необходимости в историческом творчестве. Сюда же следует отнести гносеологические и логико-методологические проблемы исторической науки. Философия истории это область философского знания, охватывающая онтологические вопросы исторического процесса, философское истолкование и оценку истории.
Предметом философии истории выступает историческое измерение бытия человека.
Объектом философского анализа является всемирная история в целом или же какой-либо сегмент человеческой истории.
Системы ФИ
Важнейшими системами философии истории являются:
Немецкий идеализм видел в качестве господствующих в истории метафизические силы и идеи. Человек трактовался вплетенным в эмпирические и трансцендентальные события истории.
Всю действительность Гегель считал историей, в которой господствует мировой разум. Для него история выступает как независящий от человека объективный процесс, сущность которого проявляется в трех последовательно сменяющих друг друга ступенях: первоначальной истории, рефлективной истории, философской истории. На ступени первоначальной истории исследователь является свидетелем описываемой эпохи, проникнутый ее духом и в силу этого неспособный уловить суть исторического. На уровне рефлективной истории мыслитель осуществляет историческую реконструкцию, находясь в современной ему духовной ситуации, исповедующей иные ценности. На ступени философской истории только и возможно понять сущность истории и интерпретировать исторический процесс как целостность, развивающуюся во времени по определенной логике.
По Гегелю, философия истории предстает адекватным знанием истории, действительной наукой, т. к. именно в ней логическое совпадает с историческим. Сущность истории видится немецкому философу в обеспечении реализации человеческой свободы в области духа, сознания.
Натуралистическая философия истории в лице В. Вундта (1832 1920), В. Дильтея (1833-1911) сущность истории усматривала в психике людей, определяющих ход истории. Выяснить истинные мотивы под силу только психологии, которая и является истинной историей. Исследователей истории всегда интересуют вопросы существования и выявления исторических законов, с помощью которых возможно осуществить некую классификацию и периодизацию ее структуры и развития. Данная тенденция проистекает из наук о природе, которые объясняют и предсказывают естественнонаучные факты на основе научных законов.
Единство законов общественного развития и законов природы заключается в их объективном характере. Действие законов природы и социального развития невозможно отменить.
Марксистская версия сущности истории сводится к тому, что она обеспечивает процесс перехода человека «из царства необходимости в царство свободы», то есть выступает средством воплощения потенциала свободы.
Деятельность людей по своему освобождению происходит в сфере материального производства. Отсюда следует, что сущность исторического процесса заключается в законах, регламентирующих развитие и смену способов производства.
Таким образом, философия истории изучает общество в единстве двух сторон. Общество есть продукт взаимодействия людей. Смыслом этого взаимодействия выступает производство материальных и духовных благ.
Производство способ бытия общества: нет производства, нет и общества; нет общества нет и производства.
Способом производства называют единство производительных сил и производственных отношений.
Производительные силы (ПС) это люди плюс средства производства, орудия и предметы труда. Производительные силы выражают то, чем люди производят.
Производственные отношения (ПО) это совокупность взаимоотношений, в которые люди вступают в процессе производства. Производственные отношения характеризует то, как люди производят.
Производительные силы есть содержание способа производства, а производственные отношения форма способа производства. Они нерасторжимы, едины, но это диалектическое единство, ибо предполагает различие. Поэтому ПС и ПО могут стать противоположностями, борьба которых может вызвать противоречие.
На этой особенности К. Маркс вывел общесоциологический закон соответствия производственных отношений уровню и характеру развития производительных сил. Маркс пишет: «На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями… Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции...» (К. Маркс. Капитал: Критика политической экономии. М.: Политиздат, 1978. 907 с.).
Структура производительных сил:
1. Люди с их знаниями, умениями и навыками и нравственными чертами.
2. Орудия труда (техника, машины…).
3. Предметы труда (композитные материалы).
Структура производственных отношений:
1. Отношения по поводу собственности на средства производства.
2. Отношения по поводу организации производства.
3. Отношения по поводу распределения производственных благ.
4. Отношения по поводу обмена производственными благами.
5. Отношения по поводу потребления.
Системообразующим элементом производственных отношений является отношение к собственности.
Общество как продукт взаимодействия людей функционирует в четырех основных сферах:
1. Экономическая сфера сфера функционирования и развития производства, главным образом, материального.
2. Политическая сфера сфера функционирования и развития власти и властных отношений (государство и политические партии).
3. Социальная сфера сфера функционирования и развития индивидуальной жизни людей, сфера индивидуального бытия людей (ЖКХ, бытовое обслуживание, сфера всевозможных услуг, образование, здравоохранение и т. д.)
4. Духовная сфера сфера функционирования и развития форм общественного сознания (нравственность, религия, наука, право, политика, искусство и т. д.).
Эти сферы взаимосвязаны диалектически. Такова анатомия общества как самоорганизующейся целостности.
Философия истории в ее собственном значении выявляет смысл истории.
Философия истории есть учение о смысле истории.
Смысл истории обнаруживается, когда ставят и отвечают на вопрос: «Куда и в каком направлении движется общество?». По этому поводу предлагается три подхода (решения):
I. Регрессистские учения:
1. Учение о «золотом веке» человечества (например, «Золотой век» Афин V в. до н.э.; «Золотой век» Римской империи конец I в. и первая половина II в. н.э.), которое позади. С тех пор человечество, по их мнению, неуклонно деградирует, постоянно переживает упадок. В этих учениях реализуется присущая всем поколениям людей ностальгия по прошлому.
2. Эсхатологические учения (религиозные, особенно в иудаизме и христианстве; экзистенциальные). Эсхатология учение о конце света; об Апокалипсисе (первые пророчества об Апокалипсисе появились в конце I в.н.э.).
II. Прогрессистские учения считают, что общество неуклонно прогрессирует, то есть развивается по восходящей линии: от низшего к высшему. Выделяют три модификации этого подхода:
1. Философия истории Гегеля, которая полагает, что общество есть форма реализация идеи свободы. Прогресс является ступенькой в процессе объективации этой идеи.
Гегель делит историю на три вида: естественную, критическую и мыслящую. Последний вид называет философией истории. Естественная история саморассказ, рассказ очевидцев. Критическая история интерпретация событий. Мыслящая история осмысление прошлого.
По Гегелю, человечество подразделяется на три мира по степени выраженности свободы:
восточный мир (свободен один монарх, остальные не свободны);
греко-римский мир (свободны лишь избранные, остальные не свободны;
германский мир (свободны все, включая прусского монарха и народ).
2. Философия истории Маркса формационное учение, учение об общественно-экономических формациях как ступеньках общественного прогресса. По Марксу, история есть последовательная смена общественно-экономических формация посредством социальной революции. Источником развития общества является противоречие между производительными силами и производственными отношениями. Движущей силой классовая борьба.
3. Теории стадий роста и постиндустриального развития общества, представленные соответственно У. Ростоу, Д. Беллом и О. Тоффлером, Р. Ароном, А. Туреном. Сутью этих учений является признание развития общества в качестве единого поступательного цивилизационного процесса, где решающим фактором выступают техника и технология, являясь средствами реакции (ответа) на вызов исторического времени.
Так или иначе, все названные авторы считают, что человечество развивается на пути прогресса. Однако каждый из них содержание и характер этого пути понимает по-своему. Для Р.Арона прогресс неоднозначен, он противоречив: возможна дисгармония между идеалами демократии и технократическими принципами функционирования индустриального развития. Д. Белл полагает, что на стадии индустриализма цивилизация станет технотронной. Уолт Ростоу различает в развитии человечества «стадии роста», противопоставляемые им общественно-экономическим формациям. Эти стадии таковы: «традиционное общество», «переходное общество», «период сдвига», «период зрелости», «эра массового потребления». Олвин Тоффлер развитие человечества разбивает «на волны». Две первые «волны» называет «аграрной» и «промышленной», а третью «индустриальной». На этой «волне» создается надындустриальная цивилизация, которой соответствует информационное общество. Тоффлер прогрессист, футуролог-оптимист. Ален Турен теорию постиндустриализма обогатил идеями о «программируемом обществе», об «информационном» характере развития и т.д.
III. Циклические учения считают исторический процесс круговоротом (циклом). Это направление представлено:
1. Учением о культурно-исторических типах Н.Я. Данилевского.
2. Учением О. Шпенглера о цивилизации.
3. Циклическим учением А. Тойнби.
4. Учением о социокультурных типах П. Сорокина.
Первым, кто предложил идею исторического кругооборота, был Николай Яковлевич Данилевский. Он создал учение о «культурно-исторических типах» (цивилизациях). Каждая цивилизация проходит в своем развитии периоды возмужания, старения и гибели. История это смена вытесняющих друг друга культурно-исторических типов.
По Шпенглеру, исторический процесс цикличен: культура, как и всякий организм, возникает, развивается и отмирает. Культура отрицается цивилизацией ступенью, в которой окостеневает интеллект, а культура становится массовой, вырождается в технологию.
Арнольд Тойнби полагает, что человечество в своем развитии проходит определенный цикл (возникновение-рост-надлом-распад). Любая цивилизация более или менее полно реализует этот круг. Каждая из них проходит свой путь. В ХХ веке, по Тойнби, пять крупных цивилизаций: индийская, китайская, исламская, русская и западная.
Питирим Александрович Сорокин, американский социолог российского происхождения, исторический процесс рассматривал как циклическое движение, как смену разнообразных типов культур, в основе которых лежит тип мышления. В частности он выделяет три типа культуры: чувственный, основанный на образном мышлении; идеациональный на рациональном мышлении; идеалистический на интуитивном познании. Человечество проходит в своем развитии через эти социокультурные типы.
Таким образом, философия истории выявляет направленность общего развития и описывает это в трех моделях:
1) регрессистской;
2) прогрессистской;
3) циклической.
Особняком изучается работа американского социолога японского происхождения Фрэнсиса Фукуямы «Конец истории». В этой работе история человечества представлена как история войн, вооруженных конфликтов, революционных преобразований. С развалом СССР и крахом мирового коммунизма, по мнению Фукуямы, мир становится монополярным, поскольку ценности либеральной демократии торжествуют там, где они отрицались. А это значит, что история лишается своей движущей силы, поскольку только глобальное противоречие способно заставить вращаться колесо исторического процесса. Локальные противоречия и конфликты большой роли не играют. Поэтому общемировая история прекращает свое развитие. С другой стороны, в современных условиях, когда накоплено столько вооружения, столько средств массового поражения, когда природа становится такой хрупкой, жизнь настолько опасной, кажется, что история теряет свой смысл. Фукуяма говорит о конце истории человечества в традиционном понимании, но не предлагает, как дальше Человечеству развиваться.
Философия истории так или иначе касается проблем будущего, что и отражается в представленных моделях. Перспективы развития человеческой цивилизации активно обсуждаются учеными всего мира. В настоящее время мировое сообщество ищет новые модели развития, которые условно можно разделить на следующие:
1. Экопессимистическая (антисциентская) модель (Ж. Эллюль, Б. Скиннер, Л. Мэмфорд, А. Азимов).
2. Технооптимистическая (сциентистская) модель (Н. Луман, А. Турен, Ю. Хабермас, Д. Белл, А. Печчеи).
3. Альтернативистская модель (идеологи антиглобализма, пацифизма, экологизма и т.д.).
Проблема соотношения личности и массы
Одной из важнейших проблем философии истории является обоснование субъектов истории. Среди главных действующих субъектов называются личность, отдельные социальные общности, элита общества, классы, народ. В каждом типе философии истории данная проблема решается по-своему. Так, Г. В. Плеханов (18561918), разрабатывая теорию личности в истории, пришел к выводу, что «великий человек является именно начинателем, потому что он видит дальше других и хочет сильнее других. Он решает научные задачи, поставленные на очередь предыдущим ходом умственного развития общества; он указывает новые общественные нужды, созданные предыдущим развитием общественных отношений; он берет на себя почин удовлетворения этих нужд» (Избр. филос.произведения., М. Т.2. С. 333).
Проблема личности в марксизме свое конкретное содержание получила в анализе роли народных масс, классов, партий, вождей и руководителей. Деятельность личности протекает в конкретной исторической обстановке борьбы классов и политических партий, членом которых является конкретная личность. Партии, в свою очередь, выдвигают политических руководителей и вождей своего класса, которые как бы персонифицируют борьбу различных групп общества. Деятельность лидера зависит от возглавляемой им социальной общности. Эффективность общественной деятельности партии зависит от качеств их руководителя, его способности глубоко понимать происходящие процессы, предвидеть события, учитывать расстановку сил, умения формулировать и ставить реальные задачи и цели движения, руководить их реализацией. Отдавая должное лидерам, марксизм вместе с тем в теории решительным образом выступает против культа личности.
В западной философии главное действующее лицо истории абсолютное «Я» (М. Штирнер), «великие личности» (Т. Карлейль), «сверхчеловек» (Ф. Ницше), «творческая элита» (В. Парето, Г. Моска), «технократическая или управленческая элита» (Дж. Бернхем, Г. Лас-суэл) и «выдающиеся личности» в современных теориях лидерства.
К. Ясперс (18831969), исследуя проблему субъектов истории, противопоставлял личность народу как усредненной, безличностной массе.
Л. Н. Гумилев (19121992) разработал теорию пассионарных (нем. Passion страсть, увлечение) личностей и показал их влияние на этнические и иные коллективы, роль в истории. Ученый отмечал, что формирование нового этноса всегда связано с наличием у некоторых индивидов необоримого внутреннего стремления к целенаправленной деятельности, всегда связанной с изменением окружения общественного или природного, причем достижение намеченной цели, часто иллюзорной или губительной для самого субъекта, представляется ему ценнее даже собственной жизни. Каждый из субъектов в свое время на своем месте в определенных условиях творит историю.
Вопросы:
PAGE 8