У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

калейдоскоп; объемный календарь кристалл; карманный календарьблокнот двух видов; календарьмагнит

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 29.12.2024

By Veronika Magic.

All Rights Reserved.

Дизайн-проект

серии нестандартных календарей

к 2014 году

Вероника Мухаметшина, 2013г

Аннотация

Состав проекта:

настенный календарь-раскраска;

объемный календарь «калейдоскоп»;

объемный календарь «кристалл»;

карманный календарь-блокнот двух видов;

календарь-магниты;

плакат

Серия календарей к 2014 году была разработана с учётом актуальности нестандартного подхода к решению вопроса конкурентоспособности при помощи новизны в дизайне.

Представляет собой комплекс календарей единой стилистики, нацеленный как на повышение спроса в условиях рыночной экономики, так и на развитие творческих способностей выбранной целевой аудитории.

The summary

The composition of the project:

• graphical part on two sheets of 900 × 1800 mm

• Wall Calendar Coloring;

• volumetric calendar "kaleidoscope";

• volumetric calendar "crystal";

• pocket calendar, notepad two species;

• Calendar-magnets;

• poster

Series calendar in 2014 was designed to meet the relevance of non-standard approach to the issue of competitiveness through innovation in design.

Is a set of calendars unified style, aimed at both increasing demand in a market economy and the development of creative abilities of the selected target audience.

Содержание

[1] 1 Предпроектный анализ

[2] Сравнительный анализ аналогов

[3] Список использованных источников

[3.1] 2 Неаполитанский, С.М., Матвеев, С.А. Сакральная геометрия/С.М. Неаполитанский, С.А. Матвеев, — СПб.: Издательство института метафизики, 2004. — 632 с


Введение

На настоящий момент времени массовому потребителю доступно достаточно небольшое количество действительно необычных и интересных по дизайну календарей. Стоит задуматься об экологии вкуса: широко распространены типизированные офисные шаблонные календари, преимущественно прямоугольной формы, с использованием фотографий и прочих изобразительных материалов плохого качества, взятых, в основном, с просторов интернета, неподходящих по образу и стилю конкретно выбранной темы, отпечатанных на некачественной бумаге, невыгодно преподносящей любое печатное изображение, неграмотное использование шрифтов (отсюда — неудобочитаемость), неграмотное обыгрывание формы, модульных сеток, непрофессиональный скучный и зачастую мрачный дизайн, способствующий упадку и угнетению настроения, развитию дурного вкуса. Нет, либо сравнительно ничтожное количество календарей приятных для глаз, для души, несущие собой не только функциональность, но и оригинальность. Основное количество календарей массового производства является не столько произведением искусства, интеллекта и творческой энергии создателя, сколько макулатурой для одноразового использования.

1 Предпроектный анализ

Объект исследования: серии календарей.

Предмет исследования: выявление художественно-графической специфики дизайна календарей.

Границы исследования: время с ХIХ по ХХI вв., Россия и зарубежные страны

Цель исследования: формулирование современных принципов дизайн-проектирования графических комплексов календарей — функциональных конструкций, стилистик, графики, материалов и т.д.

Задачи исследования:

1. сбор аналогов графических комплексов календарей, а также прочих полиграфических материалов необычной конструкции и стилистики;

2. систематизация собранной информации в соответствии с существующими типами материала и границей нашего исследования;

3. сравнительный анализ аналогов, выявление общих дизайнерских приёмов формообразования графического комплекса календарей;

4.определение закономерностей визуального восприятия календаря, его взаимодействия со зрителем;

5. изучение особенностей технологии изготовления печатной продукции и видов используемых материалов;

6. изучение приёмов трансформации бумажных материалов;

7. выявление наиболее оригинальных выразительных и изобразительных средств в дизайне календарей (в соотношении текстовой и изобразительной части, игре со шрифтами, модульными сетками, масштабом, пропорциями, в цветовых и графических решениях);

8. выработка современных принципов в нестандартном дизайне календарей.

  1.  Сравнительный анализ аналогов

Россия и СНГ

XIX в.: Преобладание настенных перелистных, отрывных календарей с информацией, – по типу газеты. А также настольных часов с календарем на бумажных рулонах, встроенных в механизм. Месяцесловы и календари на 200 лет в виде книги. Постеры-календари с традиционными табличками, шрифтами и оформительской графикой.

XX в.: Традиции XIX в. переходят в XX в. Табличное линейное расположение шрифтов, – в постерах, перекидных и отрывных календарях. Появляются карманные календарики с фото-изображениями. Все разновидности несут просветительско-агитационный смысл.

XXI в.: Количество карманных календариков почти полностью сократилось. Преобладают настенные календари для офисов, сброшюрованные пружиной,  а также настольные, перекидные, с акцентом на отдельный месяц, а не на весь год, как раньше. Чтобы разнообразить рабочие будни офисных работников, дизайнеры стараются придумывать оригинальные концепции. Если они ограничены строго выбранной темой, то применяют возможности графики, а если тема свободнее, то больше пользуются возможностями полиграфии: вырубками, различной пленкой и картоном. В настольных календарях дизайнеры могут позволить себе уже поэкспериментировать с объемной формой, конструкцией. Отдельные креативщики отходят от традиционных представлений о календарях и размещают своё исчисление времени в виде в виде книг с нестандартной информацией о настоящем, собственным творческим видением реальности, используют нетрадиционные материалы: металл, пластик, полимеры, смело сочетая всё это, и создают некую игру с датами: это календари в виде магнитов на холодильник, консервных банок, жалюзи.

Зарубежье

XIX в.: Как и в России, настольные календари представлены механизмами с часами/в часах. А  также книгами-месяцесловами.

XIX – XX вв.: Настенные календари представляют собой постеры рекламного характера, с преобладанием художественно-графической составляющей.

XXI в.: Огромное разнообразие различных решений в дизайне календарей всех известных нам на сегодня видов, а также неожиданные нестандартные идеи. Использование современных материалов и графических/полиграфических возможностей по максимуму. Раскрепощенный разум, полёт фантазии, поиск нового – основные черты дизайна в XXI в.

В качестве календаря могут использовать любую плоскость: стены, одежду, канцелярские товары, платки и коврики, предметы посуды, даже упаковку для еды и саму еду.

Настольные календари позиционируют как игру, развлечение (различные виды конструктора, коробочек).

В настенных календарях дизайнеры любят рассматривать каждый день как отдельно взятый элемент, модуль, из которого в итоге составляется общая композиция. Но есть и постеры с интересным размещением ряда цифр, в виде необычных графиков, являющиеся альтернативой стандартным таблицам с последовательно расположенными днями, месяцами. С помощью таких графиков мы заставляем поработать нашу смекалку, это отличное развлечение для логической составляющей ума.

Интересны мини-книги и буклеты, содержащие порой помимо самого календаря ряд дополнительных приложений в виде серии фотографий, выдержанных в одной стилистике, либо графики (компьютерной, ручной). К ним могут также прилагаться приятные маленькие сувениры с той же графикой (значки).

Итак, в зарубежных странах на сегодняшний день есть дизайнеры, которые не боятся экспериментировать, в силу ли менталитета или экономического фундамента, но они генерируют массы оригинальных идей, далеко вышедших за пределы обыденности. Они по максимуму используют то, что доступно нам сегодня: различные материалы, зачастую не привычные для обывателя и даже удивительные. Возможно, в России просто не в каждом провинциальном городе есть оборудование, необходимое для стильного вида изделия. У нас дизайнеры работают над проектом под эгидой своего рекламного агентства, стараясь по большей части угодить фирме-заказчику и не выбиться из графика. Но и им удается порой выйти за рамки различных ограничений и предложить зрителю действительно оригинальный нестандартный проект.

Конечно, весь дизайн основан на определенной идее, которая диктует  всю концепцию. Зачастую проект являет собой нестандарт, неся идею как творческую мысль автора, новые оригинальные взгляды на окружающую действительность, тем самым формируя будущее.

1.2 Выявление наиболее оригинальных средств в дизайне календарей

Симметрия в композиции предполагает строгость, отдых, спокойствие, классицизм, силу; асимметрия означает слабость, движение, динамизм, "жизнь", свободу, как в совокупности, так и в деталях. Симметричные формы соответствуют формам "важным", "представительным". Асимметричные представляют известный уровень "приятности" [ 5]. Использование данных приёмов композиционного решения зависит от конкретной задачи дизайнера, заданной ему заказчиком, либо сформированной им самим и его творческой мыслью. В календарях, рассмотренных нами, превалирует симметричность, – линейная, либо круговая. Но существуют и более ассиметричные решения в дизайне календарей с большим хаосом элементов, что дополнительно подчеркивает разноцветие и яркость. Любят дизайнеры также и динамику, но скорее сдержанную и достаточно спокойную в своем выражении.

Итак, можно выделить две основные тенденции в графическом ди-зайне как календарей, так и любых других современных проектов: ми-нимализм и хаос. В первом случае мы имеем дело со сдержанными строгими симметричными геометрическими формами, преобладанием двух-трех основных цветов, чаще они ахроматичны. В композиции шрифты доминируют, либо являются единственным графическим элементом. Другой случай — некоторая динамика в ассиметричности шрифтовой композиции, с использованием палитры цветов радужного спектра. Самый хаотический вариант — в использовании сложной графики, но на простой геометрической плоскости: чем сложнее содержание, тем проще внешняя форма, и наоборот.

Произведение строится на соподчинении с главным сюжетно-тематическим центром всех менее значительных элементов построения. Предметно-смысловым элементам композиции неизменно содействуют специальные выразительные средства: освещение, тональность, колорит, ракурс, а также изобразительный акцент и различные контрасты.

«Существует бесконечное число потенциально удовлетворительных комбинаций. Но ни одна из них не является единственно правильной эстетически. Хотя некоторые могут показаться лучше прочих.» (В. Папанек)

Композиция не должна играть самостоятельной роли. Подобно тому, как речь имеет значение передатчика мысли, композиция служит лишь средством для выражения авторской мысли. Цель композиции в дизайне — утилитарно оправданная форма вещи, имеющая функциональную, конструктивную и эстетическую ценность.

1.3 Определение закономерностей визуального восприятия календаря

Прежде всего, необходимо ответить на один крайне важный вопрос: для всех ли видов произведений изобразительного искусства справедливы законы и выводы теории визуального восприятия? Ответ предельно ясен и прост. Визуально воспринимая любые произведения искусства, как и любые другие объекты и предметы окружающего мира, мозг и психика человека действуют примерно одинаково. Поэтому закономерности теории визуального восприятия, действующие на психофизическом уровне, справедливы  и творчески плодотворны для любых видов изобразительной деятельности. Общим философским обоснованием  использования  законов визуального восприятия при создании художественных композиций является  философский тезис, утверждающий, что целое всегда больше, чем сумма его частей [ 6 ].

По результатам исследований можно уверенно говорить, что характер движения глаз при визуальном восприятии любого предмета или композиции в значительной степени упорядочен. Например, из закономерности о зонах возбудимости сетчатки непосредственно вытекает, что глаза, в первую очередь, фиксируют среди других пятен, находящихся в поле зрения, наиболее контрастное пятно [ 8 ].

Итак, существует большое количество сложностей в восприятии человеком визуальной информации, многие психологи создают свои теории об этих процессах. Согласно одной из таких теорий, восприятие человеком какой-либо информации посредством зрения, — всегда творчество. Любая линия, пятно на белом холсте создают колебания среды, движение, что вызывает у человека не только, как известно, ассоциации, эмоции, но также воспоминания, заставляет человека создавать в воображении некие образы, нечто новое из того, что ему известно. Эти образы и формируют побуждения у человека к тем или иным ощущениям, мыслям, высказываниям, убеждениям, действиям.

Главная цель рекламной продукции — заставить купить товар. Значит, он должен быть броским, лаконичным, запоминающимся, и нести основную важную информацию, с помощью графического и/или текстового блока.

Современные календари зачастую носят не столько функциональный характер, сколько являются предметом рекламы: коммерческой, либо социальной. Но некоторые экземпляры являются самостоятельным ярким идейным товаром для продажи, арт-объектом. Чем интересней идея и необычней внешний вид календаря, — тем, конечно же, лучше. Главное — чтобы он нес собой положительную идею, был эстетически грамотно выполнен и/или являлся бы уникальным по своим характеристикам.

1.4 Выявление основных принципов в нестандартном дизайне календарей

В условиях развития современного российского государства основной задачей перед профессионалом в любой отрасли является выработка нестандартных подходов к решению возникающих вопросов. Именно новизна предложенного решения является основным критерием выбора заказчика. Конкурентоспособен в условиях рыночной экономики лишь тот, кто творчески мыслит, творчески решает поставленную задачу.

Дж. Гилфорд определил способность творческого мышления (креативность) семантической спонтанной гибкостью.

В настоящее время выделяют следующие структурные компоненты творческого мышления (креативности): интерес к парадоксам, склонность к сомнению, чувство новизны, острота мысли, творческое воображение, интуиция, эстетическое чувство красоты, остроумие, способность открывать аналогии, смелость и независимость суждений, самокритичность, логическая строгость, способность пользоваться различными формами доказательств.

Отечественные ученые определяют семь основных признаков креативности личности: оригинальность, эвристичность, фантазия, активность, концентрированность, четкость и чувствительность.

Одним из важных психологических критериев творческого мышления является ярко выраженное эмоциональное переживание, предшествующего моменту нахождения решения.

Психологи, разделяя мыслительную деятельность на репродуктивную и творческую, определяют четыре стадии творчества: подготовка, созревание, озарение (инсайт), проверка и сообщение (иногда: погружение – озарение – объективизация), где основным творческим моментом обозначают инсайт – интуитивное постижение искомого результата [ 7 ].

В дизайне календарей, как и в прочих дизайн-проектах важно преподнести информацию функционально и удобно, но с нового угла зрения, выразить оригинальность во взгляде на предоставляемую информацию, способную заинтриговать зрителя и даже заставить его задуматься над какими-либо вещами, расширить кругозор и даже поменять мышление в лучшую сторону.

Графический дизайнер может предложить зрителю рассмотреть информацию не столько с логической стороны, сколько с эмоциональной, привнеся в жизнь немного новых ощущений, разнообразя будни.

1.5 Изучение особенностей изготовления печатной продукции и видов материалов в дизайне календарей

Ни у кого нет сомнений, что качество зависит от множества факторов, среди которых можно выделить: технологию печати, работа оборудования, качество запечатываемых материалов, качество краски, печатной формы и других вспомогательных материалов, цеховые условия и требования заказчика. Немало значущими факторами являются профессионализм исполнителей и уровень требования заказчика.

Для изготовления красивой полиграфической продукции необходимы высококачественная печать и дополнительная обработка оттисков.

Существуют четыре основных способа печати – высокий (как правило, флексография), плоский (сегодня офсетные технологии), глубокий (сегодня глубокая автотипия) и трафаретный (как правило, шелкография).

На сегодняшний день офсетная печать самая распространенная, самая развитая как технология печати и самая обеспеченная оборудованием, материалами, технологиями, стандартами, учебной информацией и специалистами. Офсетные технологии выгодны при любом (мелком, среднем или массовом) производстве этикеток и упаковки, когда упаковку изготовляют на бумаге, тонком картоне (до 1,2 мм), на обыкновенной и металлизированной бумаге, на самоклеющихся материалах. И чем меньше послепечатных операций, такие как лакирование, тиснение, припресовку фольги и голограмм, фигурная высечка и микровысечка, ламинирование, каширование, нанесение клея, тем эффективнее и экономически выгоднее себя проявляют офсетные технологии.

Оптимальной по красочности следует считать пяти или шестикрасоч-ные машины – четыре для триадной печати (CMYK-печати) плюс фирменный цвет, пантон, печатный (офсетный) лак или металлизированные краски.

Для производства печатной рекламы на бумаге сегодня используют две технологии – цифровую и офсетную. Они обеспечивают максимально высокое промышленное качество печати: офсетная для больших тиражей, цифровая для малых и единичных тиражей, а также для печати единичных экземпляров большого формата – более чем 2 х 3 м [ 9 ].

При печати макетов в единичном экземпляре, возникают отдельные трудности. Некоторые виды послепечатной обработки дизайн-продукта не берутся исполнять для одного лишь экземпляра. Например, лакирование. Подобрать нужную дизайнерскую бумагу для каких-либо неожиданных объемных конструкций также представляет собой дополнительную преграду для осуществления эстетического вида макета ввиду плотности необходимого материала, фактуры, прочих его свойств и возможностей печатной техники в типографиях города.

При проектировании календарей дизайнер учитывает все возможности, известные на сегодня. Он может создать календарь даже на этикеточной фольге, если такова идея. В целом, теперь существует немного ограничений, так как печатают сегодня практически на всех видах материалов и на любых предметах: от кружек и карандашей до пластика и светодиодной бумаги. Вопрос лишь в экономической составляющей проекта.

1.6 Приёмы трансформации бумажных материалов

Существуют основные приемы в бумагопластике, которые необходимо усвоить для создания как простых макетных форм из бумаги, так и более сложных и богатых художественными образами. Если удастся сочетать творческую фантазию со знанием основных механизмов по созданию различных форм, можно создать необычный дизайн любого полиграфического продукта.

Чтобы выполнить объемную модель из бумаги или картона, необходимо макетным ножом надрезать лист со стороны сгиба на одну треть толщины листа, внимательно следя, чтобы не прорезать его до конца. Надрезы во всех видах разверток выполняются макетным ножом по металлической линейке. Если лист тонок, то можно пользоваться неострым, узким предметом, например, внешней стороной конца ножниц. Таким образом можно производить надсечки ребер в развертках деталей макета. Для того чтобы ребра, грани сгибов бумаги или картона были четкими без заломов и искривлений, по линиям будущего сгиба необходимо сделать надрезы с той стороны, где будет образовано внешнее ребро. После того как проведены все указанные операции, то есть бумага и картон приготовлены к работе, детали и развертки качественно вычерчены и вырезаны, сделаны нужные надсечки и надрезы, остается приступить к сборке и склеиванию.

Композиционное решение на плоскости имеет свои особенности по-строения. Главным фактором, определяющим все построение плоскостной композиции в целом, является линия. Форма, цвет и фактура находятся в соподчиненном к ней отношении. Одной из главных особенностей этих форм композиции является строгая геометричность.

Чаще всего используются сочетания:

1. прямолинейных элементов всевозможных параметров, но подчиненных какой-либо закономерности расположения или начертания (например, подчиненных прямоугольной сетке координат). Другой вариант — линии членят плоскость листа на сложные по конфигурации части, пересекаясь или врезаясь друг в друга. Возможно также использование остроугольных форм;

2. прямых и кривых (составленных из дуг различных радиусов);

3. возможно использование только окружностей различной величины и

криволинейных элементов.

Динамичность композиционного решения может быть подчеркнута цветом. Общий колорит произведения может придать всей композиции большую гармоничность или, наоборот, ввести фактор раздражающего диссонирующего восприятия. Возможно одновременное использование фактуры и цвета. Нежелательно использование цвета с целью зрительного разрушения или деформации формы.

При размещении композиции на листе необходимо учитывать соотношения масс отдельных элементов, расположение центра композиции и ее ориентацию на листе (верх и низ композиции).

Сложные объемно-пространственные композиции состоят, как правило, из простых линейных, плоскостных или объемных элементов.

Помимо соотношения размеров объемные тела имеют и другие характеристики, такие как характер очертания их поверхности. По этому признаку можно разделить все объемные тела на четыре группы: тела, образованные плоскостями, имеющими перпендикулярные ребра (кубы, прямые призмы); тела, образованные наклонными плоскостями (пирамиды, наклонные призмы и др.); тела вращения и формы, образованные криволинейными поверхностями (сфера, конус, цилиндр и др.); сложные стереометрические фигуры, имеющие прямолинейные и криволинейные поверхности [ 4 ].

Возможности трансформации бумаги занимают разных дизайнеров. Проект Силке Штайнберг для школы архитектуры и интерьера в Детмольде стоит в ряду многочисленных проектов складных «бумажных» светильников, в «семейство» которых добавился и еще один, новый концепт Miyo Lamp от немецкого дизайнера Силке Штайнберг (Silke Steinberg) [ 16 ].

Так, этот светильник, предназначенный, впрочем, скорее для декора, чем действительно для освещения помещения, изначально выглядит как сложенный треугольниками лист плотной бумаги, а это означает, что такую лампу удобно перевозить даже в маленькой сумочке или в папке для бумаг. Когда же придет время зажигать, следует открыть столько "звездочек", сколько требуется для создания соответствующей атмосферы. Чем шире они открыты, тем светлее, и тем интереснее выглядит лампа-оригами.

Таких примеров множество. Дизайнеры ищут пути решений для выхода из привычных границ использования известных всем форм и предметов. Так, известны необычные календари студии Юрия Гуцуляка: настольные календари со спичками на пирамидальной форме, рекламный календарь в виде колес, вставленных в диск. Метод соединения различных частей в единое целое встречается довольно часто. Но именно в дизайне календарей объемные фигуры как таковые практически отсутствуют.

2 Концепция проекта

2.1 Понятие и образ времени

Чтобы начать проектировать какой-либо предмет дизайна, арт-объект, необходимо иметь смысловой базис, идейный фундамент. Нужно углубиться в сам термин, над которым предстоит работать. Так, календарь необходим нам, чтобы ориентироваться во временном пространстве. Время — величина неуловимая и сложно-измеримая. У каждого народа, цивилизации в разные эпохи время определялось по-разному, в силу этнических, культурных особенностей восприятия, разностей физиологического и духовного развития, а также субъективных особенностей психологических факторов. Но если обойти все эти различия, мы придём к простым основам мироздания. «Простым» потому, что здесь нет каких-либо искусственных разграничений, это естественное явление, поддающееся законам только самой природы, или Вселенной. Изучив некоторые модели, предложенные учеными-космологами, физиками, астрономами, можно создать образ самого времени.

Стандартная космологическая теория изотропной Вселенной с однородным распределением материи была независимо разработана в 20-е годы прошлого века трудами российского ученого Александра Фридмана и бельгийца Жоржа Леметра. Эта модель допускает два основных сценария — либо вечное расширение Вселенной, либо расширение, сменяющееся сжатием. Вечно расширяющийся Мир начинает свое существование из сингулярности, но к ней никогда не возвращается. При реализации второго сценария Вселенная доходит в своем расширении до определенного предела, а потом вновь стягивается в сингулярность [ 10 ].

У самого края Большого разрыва Вселенная Баума-Фрэмптона останавливается и распадается на независимые «лоскутки», которые удаляются друг от друга со сверхсветовыми скоростями. Каждый «лоскут» превращается в самостоятельный мир, ничего не знающий о своем прошлом.

Итак, вырисовывается образ времени, а значит и внешняя форма, средство учета времени  — календарь.

Время — это поступательное изменение реальности, это вектор, рассчитанный на бесконечность. Мы осознаем, что время — понятие динамики. Можно рассмотреть расширение Вселенной, наш мир — пространство, у которого есть центр с вытекающим из него множеством векторов времени. У всего в мире есть свой центр: галактика вращается вокруг центра притяжения, чёрной дыры, в молекулах электроны и прочие частицы вращаются вокруг ядра атомов, так и у времени есть своя точка отсчета. Итак, мы приходим к центровой симметрии.

Согласно теории о лоскутном мироздании, пласты вселенных делятся на части с самостоятельной жизнью, – то есть плоскость делится на части. Поскольку мы говорим о симметрии, то части должны быть равными. Таким образом, логично — углубиться в геометрию.

2.1.1 Сакральная геометрия

 «Главной целью всех исследований внешнего мира должно быть открытие рационального порядка и гармонии, которые Бог ниспослал миру и открыл нам на языке математики». (И. Кеплер)

Сакральная геометрия — путь познания Вселенной и человека. Пифагор относился к священной геометрии, как «к самой сокровенной науки Бога». В ней исследуются не только пропорции и отношения форм, являющихся матрицами законов и структур мироздания, но и динамические процессы жизни, отражающие взаимодействие энергий и различных планов сознания.

Геометрия — удивительная наука. Она не подчиняется частным воззрениям, с трудом признает новые авторитеты, на многие вещи предлагает поразительно точный ответ и являет собой чистую красоту. Сама природа пользуется ее достижениями; примеры этого — повсюду: от спиралей раковины и маленьких цветков маргаритки до симметрии шестиугольных пчелиных сот и снежинок, и золотых пропорций естественных каменных образований.

Сакральная геометрия предопределяет формы молекул и кристаллов, которые составляют наши тела и Космос. Фактически она есть ключ к созданию и пониманию Вселенной. Этот термин охватывает всю пифагорейскую и неоплатоновскую геометрии, обращаясь также к геометрии вогнутых пространств и фракталов.

Истинный геометр не изучает чистую геометрию из-за того, что она полезна: он изучает ее, так как восхищается ее красотой. При помощи внутреннего зрения, нам раскрываются вневременные истины и, подобно великим произведениям искусства, они вдохновляют людей на самосовершенствование. Если игнорировать знания и дух достижения прекрасного, представленные в этих сложных символах и формулах, они могут быть навсегда утрачены под воздействием мощных потрясений, переживаемых современным миром.

Наука сакральной геометрии показывает качество связи между уни-кальными и индивидуальными различиями и демонстрирует, как разнообразные элементы могут быть организованы в целое — при сохранении их индивидуальности. При рассмотрении естественных природных форм и описанных геометрических тел Платоном, я пришла к выводу, что двигаюсь в правильном направлении при разработке дизайн-макетов календарей.

Творческий акт материализации духа и создания формы непрерывен.

Все естественные формы — воплощение математических принципов и процессов, которые создавали и поддерживают их. Те же самые геометрические принципы, которые являются врожденной частью природы, могут быть воспроизведены в классической геометрии через понятия круга и сферы. Три первичные формы, которые являются результатом деления круга, — равносторонний треугольник, квадрат и правильный шестиугольник, гексаграмма. Они называются правильными многоугольниками. Эти формы могут порождать другие многоугольники.

В трехмерном пространстве деления сферы ведут к созданию пяти правильных многогранников, так называемых пяти тел Платона.

Платон учил, что исследуемый геометром треугольник является не конкретным треугольником, а извечным прототипом всех других, конкретных треугольников. Треугольник и круг принадлежат не миру чувств, а миру интеллекта; они являются высшими формами. То же самое верно и в отношении нравственных понятий. Истинная справедливость и истинное добро заключаются не в расхожих мнениях, а в неизменных формах, вечно существующих в идеальном мире.

Какую форму могло бы иметь первое творение? Каковы изначально сотворенные объемные формы? Существует пять таких творений, которые являются наиболее существенными, потому что они — единственные тела, у которых все грани и все внутренние углы равны. Это тетраэдр, октаэдр, куб, додекаэдр и икосаэдр; производные от треугольника, квадрата и пятиугольника; воплощение чисел 3, 4 и 5. Все другие тела представляют собой только модификации этих пяти.

Платон был сильно увлечен этими пятью формами, которые составляют единственный совершенный набор симметричных точек в пространстве. Его тела являются трехмерными фигурами, чьи поверхности состоят из идентичных, правильных многоугольников.

В древней Греции было определено, что тела могут быть построены только равносторонними треугольниками. Если два треугольника встречаются вершинами в одной точке, они должны быть сопланарными. То есть, чтобы образовать тело, нужно обладать, по крайней мере, тремя треугольниками, встречающимися в одной вершине. Когда три равносторонних треугольника расположены указанным образом, их основания образуют новый равносторонний треугольник. Получается симметричное тело с четырьмя гранями, которое называется тетраэдр [ 2 ].

Так, взяв за основу и модуль правильный равносторонний треугольник, из множеств которого можно составить любую модель, я нашла форму для  каждого из серии календаря.

2.1.2 Философия постмодернизма

При поиске формы, соответствующей выбранной тематике проекта, я рассматривала близкие философские концепции.

Актуальность сегодня имеет постмодернизм, как по своей философской идее, так и по выражению этих идей в искусстве. Это широкое культурное течение, в чью орбиту в последние два десятилетия 20 в. попадают философия, эстетика, искусство, наука. Постмодернистское умонастроение несет на себе печать разочарования в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения с их верой в прогресс, творчество разума, безграничность человеческих возможностей. Общим для различных национальных вариантов Постмодернизма можно считать его отождествление с эпохой «усталой», «энтропийной» культуры, отмеченной эсхатологическими настроениями, эстетическими мутациями, диффузией больших стилей, эклектическим смешением художественных языков.

Рефлексия по поводу модернистской концепции мира как хаоса выли-вается в опыт игрового освоения этого хаоса, превращая его в среду обитания современного человека культуры. Психологи видят в постмодернизме симптом панического состояния общества, эсхатологической тоски индивида.

Выходящая за рамки классического логоса постмодернистская эстетика принципиально антисистематична, адогматична, чужда жесткости и замкнутости концептуальных построений. Ее символы — лабиринт, ризома. Теория деконструкции отвергает классическую гносеологическую парадигму репрезентации полноты смысла, «присутствия» в искусстве, перенося внимание на проблему отсутствия первосмысла. Концепция предполагает деструкцию и реконструкцию текста, разборку и сборку одновременно, намечает выход из лингвоцентризма в телесность, принимающую различные эстетические ракурсы — желания, соблазна, отвращения. Пристальный интерес к безобразному выливается в его постепенное «приручение» посредством эстетизации, ведущей к размыванию его отличительных признаков. Возвышенное замещается удивительным, трагическое — парадоксальным.

Другой особенностью постмодернистской эстетики является трактовка искусства, отличающаяся от классической своей открытостью, нацеленностью на непознаваемое, неопределенное.

Субъект как центр системы представлений и источник творчества рас-сеивается, его место занимают бессознательные языковые структуры, ано-нимные потоки либидо. Утверждается экуменически-безличное понимание искусства как единого бесконечного текста, созданного совокупным творцом. Сознательный эклектизм питает гипертрофированную избыточность художественных средств и приемов постмодернистского искусства, эстетический «фристайл».

Сдвиг в сторону большей толерантности во многом вызван новым отношением к массовой культуре, а также к тем эстетическим феноменам, которые ранее считались периферийными. Внимание к проблемам эстетики повседневности и потребительской эстетики, вопросам эстетизации жизни, окружающей среды трансформировали критерии эстетических оценок ряда феноменов культуры и искусства (кича, кэмпа и т.д.).

Пересмотр классических представлений о созидании и разрушении, порядке и хаосе, серьезном и игровом в искусстве свидетельствовал о сознательной переориентации с классического понимания художественного творчества на конструирование артефактов методом аппликации. На первый план выдвинулись проблемы симулякра, метаязыка, интертекстуальности, контекста — художественного, культурного, исторического, научного, религиозного. Тема религиозного, культурного, экологического экуменизма сопряжена с некласссической постановкой проблем гуманизма, нравственности, свободы. Признаки становления новой философской антропологии соотнесены с поисками выхода из кризиса ценностей и легитимности [ 1 ].

Наглядно концепция постмодернизма вылилась в символы и сюжеты художественно-графической части проекта.

2.1.3 Деконструктивизм. Принцип оригами

Стиль деконструктивизм является физическим воплощением идей постмодернизма и выражается в предметах различных сфер искусства, от архитектуры до графического дизайна.

Деконстуктивизм — как правило, ломанные, острые, перекрывающиеся поверхности, по контрасту к наскучившей строгой логике модернизма. В пространстве: архитектуре, интерьере, предметной среде деконструктивистские решения действительно могут обладать функциональным потенциалом, относительной простотой конструкции и острохарактерной выразительной формой. Потребитель, однако,  для которого мы все стараемся, в большинстве своем может найти деконструктивизм излишне агрессивным, дисгармоничным и даже античеловечным. Однако, проект серии календарей построен на симметрии и создает гармоничное эмоциональное состояние.

В плоскости (графдизайне) сейчас в моде, например, логотипы в стиле оригами. А также прочие элементы графики, подчиненные стилю. Древнее японское искусство оригами однозначно вдохновляет. Одних дизайнеров — на создание складного стула Flux chair, других — на идею скамейки-оригами, третьих — на проекты складного DVD-плейера или телефона. Не забудем и о многочисленных проектах складных "бумажных" светильников, в "семейство" которых добавился и еще один, новый концепт Miyo Lamp от немецкого дизайнера Силке Штайнберг (Silke Steinberg). Так, этот светильник, предназначенный, впрочем, скорее для декора, чем действительно для освещения помещения, изначально выглядит как сложенный треугольниками лист плотной бумаги.

Достаточно только один раз взглянуть на лампы In-Ei от дизайнера Issey Miyake, чтобы понять, почему на лондонской выставке Design of the Year 2012 они были удостоены наивысшей награды в категории Fashion Award! Он не подпускал других креаторов к творческому процессу и старался самостоятельно воплотить в жизнь свою неординарную идею, основанную на принципах японского искусства оригами.

Существует множество и прочих примеров созданных дизайнерами и архитекторами арт-объектов в стиле. Люди привыкают к новым неожиданным решениям представителей креативного класса, воплощающим свои идеи в предметной среде. Такие объекты, несомненно, привлекают зрителя и впоследствии пользуются спросом как товар.

2.2 Конструктивное решение проекта

Сегодня потребитель, живущий в провинции своей размеренной жизнью, более привычен к стандартизированным формам и форматам по ГОСТу. Он зачастую видит отклонение от «норм» как нарушение традиционности, выход за рамки, установленные перстом с верхушки политической пирамиды для облегчения управления жизнью населения. Однако, это отклонение — глоток свежего воздуха для них, толчок к поиску нового, для раскрепощения своего мышления, ощущения настоящей жизни без условностей.

Форма каждого вида календаря в проекте привлечет своей нестандартностью:  основополагающим элементом является правильный равносторонний треугольник, образующий ромб, а также правильный шестиугольник. В объеме правильный треугольник формирует сложные фигуры, но простые в своей гармонии и красоте за счет того, что правильный треугольник как геометрическая фигура сохраняет свою идентичность, свою идеальность в простоте восприятия через симметричность.

Настенный календарь–панно имеет форму правильного шестигранника, в верхней его части закреплена раскраска с  листами в форме ромба, которые вписываются в шестигранник.

Настольный объемный календарь «калейдоскоп» представляет собой фигуру, сложно составленную из шести тетраэдров, попарно соединенных друг с другом через общее ребро. Календарь трансформируется в зависимости от желания, — выворачивается внутрь или наружу, но всегда образует шестиугольник при виде сверху/снизу. Боковая грань — это три ромба, которые касанием вершин замкнуты в цепь. Всего в календаре 24 ребра, 24 грани — в виде правильного треугольника или 12 граней в виде ромба. При выворачивании фигуры можно насчитать всего 4 плоскости-шестиугольника (4 сезона в году), каждая из которых составлена из трех ромбов (3 месяца). Когда календарь находится у вас на столе, видно 2 сезона: 1 — полностью, другой , с боковой части фигуры — фрагментарно. Один из оставшихся двух сезонов — на «дне» фигуры, а другой — скрыт внутри, но до тех пор, пока вы не выверните календарь дальше. В развороте на плоскости этот календарь  является полотном из прилегающих друг к другу ромбов в 4 ряда.

Календарь «кристалл»,  можно вариативно использовать в пространстве впоследствии, подвесив его при помощи шнурка,  либо поставив в стакан с карандашами, поместив внутрь стержень. Форма этого календаря напоминает кристалл. Две вершины тетраэдров,  противоположно направленных, но грани, правильные треугольники, продолжаются ромбами. Свободные вершины граней, не участвующих в формировании вершины тетраэдра, соединяются с противоположными вершинами, так как имеют общую вертикальную ось симметрии.

Между верхней и нижней частью «кристалла» — еще три грани, ромба, вогнутые вовнутрь.

Карманный календарь-блокнот имеет форму правильного треугольника в сложенном виде, но и каждый модуль-страница имеет ту же форму. Все листы сложены гармошкой, и в развернутом виде представляют собой монолитную «полосу» в форме зигзага.

Календари-магниты с цифрами имеют форму правильного треугольника, и их можно складывать по желанию в абсолютно любые те или иные геометрические фигуры либо абстрактные формы.

2.3 Художественно-графическое решение проекта

Если основная форма календарей выполнена в духе геометризма, де-конструктивизма, то концепция постмодернизма развернута в художественно-графической части проекта: в иллюстрациях. Это касается отсутствия первосмысла. Факты и явления, предметы современного мира выражены через неопределенное, безличное понимание. Графика представляет собой эстетический «фристайл», игровое освоения хаоса в мире при помощи свободной плавной линии, витьеватой и почти непрерывающейся, уходящей за границы области формата листа. Графике чужда жесткость, что объясняется толерантностью по отношению к любым явлениям в мире. Внимание к проблемам эстетики повседневности и потребительской эстетики неклассической постановкой проблем гуманизма, нравственности, свободы. Методом аппликации, коллажа изображены реальные сущности современного мира. Связываясь в единое целое, разнородные подчас предметы создают общую смысловую игру, вызывая у зрителя удивление и заставляя задуматься, включить ассоциативно-интуитивный анализ, фантазию…

Эффект недосказанности за счет выходящих изобразительных элементов за границы формата приводит к впечатлению самостоятельной «жизни» независимо от зрителя. Происходит вовлечение, аттракционность.

Все сюжеты созданы как реальные знаки постмодернистской культуры и общества нерефлексивно. Воздержание от суждения как путь к душевному покою и невозмутимости в каждой иллюстрации.

Итак, наиболее ярко и масштабно графика представлена в некоторых календарях: настенном календаре-раскраске, «калейдоскопе», а также присутствует в «кристалле» и нескольких магнитах.

Описывая настенный календарь, следует сказать о художественном решении самого панно как подложки или фона для листов раскраски и календаря. Он разделен прямыми линиями на несколько равных секторов: в основную фигуру, правильный шестиугольник, вписан другой шестиугольник, меньший, правильный треугольник с вершиной, обращенной вверх и вершиной, обращенной вниз. Эти два треугольника, наложенные друг на друга, образуют третий шестиугольник, который поделен на шесть равных правильных треугольника. При пересечении всех этих фигур образуется также шесть ромбов с общей вершиной в общем центре всех фигур, и шесть мелких ромбов. Если продлить некоторые линии, можно получить и больше и любоваться множеством правильных геометрических фигур. Эти полученные сектора, начиная с края листа, заполнены фактурой из мельких равносторонних треугольников. Центральная вертикальная линия служит отсчетом для симметрии основного композиционного рисунка.

Один из трех ромбов, составляющих главный шестиугольник–панно, в верхней его половине — раскраска, иллюстрации на каждый месяц в году. Если можно в словах определить то, что здесь изображено, то это:

1. Январь: хаос, праздник, табуретки, мандарины, фейерверки, взрывы, цветочные горшки и подставки под них, трубы, линии, лабиринты, соединение, объединение, разложение, отчуждение.

2. Февраль: юрты, дома, конус, дух, таинство, воины, медведь, ружье, охота, росписи, орнаменты, путь, дым, отдых, медитация, ветер, свобода, независимость, мужество, спокойствие, самоконтроль, терпение, сила, крепость, жизненность, ожидание, перерыв, остановка, стол, мышление, сообщество, клан, семья.

3. Март: свет, небо, голубь, мир, свобода, любовь, облака, полет, весна, устремленность, содружество, благодарность, семья, традиция,  белизна, открытость, дружелюбие, помощь.

4. Апрель: бутоны, цветы, красота, яркость, цвет, весна, цветение, привлекательность, возрождение, новизна, раскрытость, обилие.

5. Май: луг, весна, поляна, ручьи, река, поток, вода, кораблик, легкость, лес, тени, свет, деревья, радость, возрождение, движение, бодрость, живость, пробуждение, беззаботность.

6. Июнь: велосипед, вело-тапочки, кеды, орнамент, яркость, божья коровка, полет, движение, мороженое, эскимо, цвет, событийность, беззаботность, свобода, живость, деятельность, красота, тепло, лето.

7. Июль: городок, крыши, провинция, окна, двор, жизненность, событийность, движение, активность, граффити, трубы, провода, субкультура, беспечность, тепло, стены, дома, время, ветхость.

8. Август: плоды, фрукты, цвет, сочность, спелость, богатство, черепашки, ромашки, цветы, гранат, груша, бананы, киви, арбуз, бабочки, отцвет, семечки, вразброс, обилие, кусочки, польза, питание, витамины, яркость, сытость, благодать.

9. Сентябрь: семечки, плоды, сухоцвет, барашек, материнство, рождение, дитя, благодать, продолжение, осень, отцвет, род, тепло, любовь, мать, таинство, перерождение.

10. Октябрь: пеликан, черный кот, кошка, берег, паром, грязь, слякоть, сырость, влага, зонт, форма, люстра, дождь, капли, балкон, свет, блик, игра, сухость, продолжение, зыбкость, прохлада, осень, данность, борьба, замирание, пассивность, тяжесть.

11. Ноябрь: девушка, платье, леди, время, нимфа, женщина, венок, осень, плоды, ягоды, рябина, природа, спокойствие, незыблемость, вечность, гармония, красота, размеренность

12.  Декабрь: город, лодки, камни, зима, время, окна, старость, ветхость, история, дома, река, лед, сон

Вертикальный ромб в панно в его нижней половине — место расположения функциональной составляющей календаря. В верхней его части закреплены кисть и цветные карандаши, являющиеся также продолжением рисунка вертикальных линий внутри ромба. В нижней части — блок листов в форме правильного треугольника с календарной сеткой на каждый месяц. Внутри него продолжен рисунок вертикальных линий, делящих лист на 7 строк для дней недели. С левой стороны от линовки — номер месяца и само его название, с правой — графический элемент сообразный иллюстрации в верхней части панно.

Настольный объемный календарь «калейдоскоп» содержит 12 иллюстраций, ограниченных форматом ромба, отличных от настенного лишь несколько иной сюжетной линией. Этот календарь — калейдоскоп современной культуры: самые передовые тенденции в жизни молодых людей со своими взглядами и вкусами, со специфическим нестандартным взглядом на жизнь, на настоящее и будущее, творчески-независимых и свободных.

Иллюстрации дополняет ряд сугубо специфичных терминов, относящихся к различным сферам: философии, психологии, социологии, искусству, даже политологии и религии. Это современные лексические единицы, вероятно, еще незнакомые простому обывателю.

Каждый термин прямо или косвенно описывает то, что мы видим на иллюстрации к каждому месяцу.  При помощи новых непонятных до сих пор для нас терминов мы учимся находить в простых вещах ту суть, которая скрыта. Мы учимся заново понимать настоящее, размышлять, искать.

Сюжеты иллюстраций косвенны, и хоть календарь разделен на 4 части по сезонам, не зависят от времени года, а лишь являются звеньями в цепи времени, рассказывающими о новых элементах современного бытия. За год вы узнаете больше нового, открыв для себя нестандартное в повседневном.

В декабре вы посмотрите на мир под новым углом зрения, узнав про такие явления, как хипстер, винил, аудиофил, винтаж. В январе — вегетарианство, ахимса, нью-эйдж. В феврале — постмодернизм, гендер, андрогин. В марте — коммуникация, социализация. В апреле — скейтбординг, мода, брадолюбие, рокабили. В мае — отчуждение, интроверт, интуиция. В июне — инновации, аттракционность, нетократия. В июле — дауншифтинг, анархизм. В августе — традиционализм, вафуку, кимоно. В сентябре — абстракционизм, инсайт, креативный класс. В октябре — бихевиоризм, трейнхоп, эпохе, личность. В ноябре — гносеология, экзистенция, эгалитаризм.

Сами изображения можно описать словами также, как и выше описывался настенный календарь.

1. Январь: рука, ладонь, нож, острие, рогатый скот, неразумие, власть, единосущность, плоть, смерть;

2. Февраль: мужчина, парень, женщина, девушка, модель, молодость, пол, гендер, мода, стиль, внешность, признак, одежда, символ, принадлежность, равенство, различие, однородность;

3. Март: клуб, парень, молодежь, времяпрепровождение, дверь, стены, пространство, окно, замкнутость, общение, одиночество, гаджет, ноутбук, компьютер, телефон, интернет, сообщение, диски, музыка, информация, развлечение, реклама, идеалы, навязывание;

4. Апрель: парень, мужчина, самореализация, индекс, стиль, деятель-ность, мода, скейт, скейтбордист, цели, бессмысленность, нерефлексивность, борода, очки, одежда, аксессуары, самоидентификация, личность, взгляды;

5. Май: девушка, мышление, одиночество, отстраненность, интровертность, ибис, природа, пространство, время, пассивность, замедление, бездеятельность, активность, самопознание, ощущение, осмысление, соединение, релаксация, расслабление, пустота, нагота;

6. Июнь: инновации, телевизор, телевидение, дом, комната, замкну-тость, растворение, влияние, информация, поток, управление, сознание, история, деятельность, наивность, винтаж, стиль, начало, конец, экран;

7. Июль: автостоп, дорога, стиль, молодость, человек, парень, мужчина, знак, культура, мышление, самореализация, самоидентификация, независимость, свобода, пустота, отчаяние, диван, история,  мусор, природа, движение, стремление, бесцельность, целеустремленность, одиночество, характер;

8. Август: девушки, дамы, совершеннолетие, костюм, традиция, японки, молодость, идентификация, символ, мода, одежда, наряд, праздник, гуляние, пышность, утрата, поколение;

9. Сентябрь: элита, художник, дизайнер, картина, мольберт, полотно, комната, стиль, эпоха, творение, деятельность, мышление, уют, интроверт-ность, интеллект, краска, материал, искусство, скульптура, арт-объект, вещь, предмет, знак, человек;

10. Октябрь: человек, молодежь, молодость, стремление, цель, движе-ние, энергия, поиск, активность, пассивность, стимул, реакция, психология, становление, существование, поведение, ситуация, бессмысленность, позна-ние, время, окно, поезд, дорога, скейтборд, турник, упражнение, гимнастика, ожидание, путь, путешествие, независимость, пространство, самоощущение, личность, выбор;

11. Ноябрь: обучение, информация, память, восприятие, культура, знание, поиск, парты, тетради, книга, чтение, кассеты, знак, предмет, человек, равенство, нация, обогащение, мышление, понимание;

12. Декабрь: пластинка, винил, проигрыватель, музыка, информация, искусство, стиль, одежда, винтаж, джинса, принт, блузка, девушка, хиппи, культура, история, эпоха, время, понимание, мода, рассказ.

Календарь «кристалл» содержит три чёрно-белые иллюстрации, заключенные в формат вертикального ромба в центре. Верхняя и нижняя часть фигуры — календарная сетка.

В каждой композиции изображены противоположные стихии: человек и природа, человек и искусство, которые будто перетекают одна в другую, когда мы поворачиваем фигуру календаря. Верхнюю часть каждой иллюстрации занимает образ человека отстраненного от зрителя, как бы его не замечающего, занятых своими собственными делами, чувствами, целями. Будь то пара молодых парней на балконе, и их затылки и спины или видные нам лишь ноги из-под юбки девушки, перегнувшейся через ограду, или силуэт скейтера, выполняющего трюк. В каждом сюжете мы видим какой-либо процесс, собственную историю, неизведанный мир. Стихия, в которой находится персонаж, показывает то, что всё в мире условно: жаркая страна, лилии в озере, старинный архитектурный памятник, каменная башня с множеством колонн и арок или ваш дом, устроенный каким угодно образом, может быть лишь вашим временным пристанищем. Всё меняется во времени, и эти изображения могут заставить зрителя задуматься, что то, кто он и где он зависит только от него. Предметный мир условен и иллюзорен, всё, что мы видим в окружающем мире зависит лишь от ряда условий: психо-эмоциональных факторов, погодно-климатических условий и т. д. Предложено по-новому взглянуть на мир настоящего и будущего.

Карманный календарь-блокнот представлен в двух минималистичных вариантах. Палитра ограничена чёрным и белым, как и в календаре «кристалле», что объясняется выбранной целевой аудиторией и эргономичной составляющей. Первый вариант блокнота — с чёрной обложкой и пространством для записей в линию, другой — с белой обложкой, пространство для заметок дополнено ромбовидной сеткой, по-вторяющей форму самих листов-разворотов. Календарная сетка в двух вариантах различается направлением: в одном варианте месяцы расположены справа налево, в другом — наоборот. Каждый месяц занимает площадь одного треугольника.

Можно использовать каждый календарь, развернув полностью всю полосу с календарной сеткой, либо сеткой для записей с другой стороны (например, для памятных дат), а можно листать как обычный блокнот.

Календарь-магниты на холодильник имеют вид правильных треугольников с цифрами разных фирменных цветов. Помимо самих чисел на треугольниках, из которых можно сложить любой месяц и любую фигуру, также есть ромбики с иллюстрациями различных отвлеченных сюжетов в разной цветовой гамме: красной, кармин, зеленой, черной, сине-голубой.

3 Технологический раздел

3.1 Задачи эргономики в графическом дизайне

Широкое определение эргономики, принятое в 2010 году Международной Ассоциацией Эргономики звучит так: «Научная дисциплина, изучающая взаимодействие человека и других элементов системы, а также сфера деятельности по применению теории, принципов, данных и методов этой науки для обеспечения благополучия человека и оптимизации общей производительности системы».  Эргономика органически связана с дизайном, одной из главных целей которого является формирование гармоничной предметной среды, отвечающей материальным и духовным потребностям человека. При этом отрабатываются не только свойства внешнего вида предметов, но главным образом их структурные связи, которые придают системе функциональное и композиционное единство с точки зрения как изготовителя, так и потребителя [ 3 ].

Учет эргономических рекомендаций и требований при проектировании позволяет избежать ряда ошибок и субъективизма, особенно в моментах, касаемых размерных параметров объектов проектирования и психофизиологических, эмоционально-эстетических факторов, так как основная цель дизайнера — спроектировать предмет, который пользовался бы наибольшим спросом, конкурировал бы на рынке сбыта и был востребован.

Главную задачу эргономики в графическом дизайне можно выразить как создание полиграфической продукции с учётом особенностей визуального восприятия, усвоения информации, эксплуатации, длительности хранения и прочих психофизиологических и эмоционально-эстетических аспектов.

Сегодня рынок предметов первой необходимости в постиндустриальных странах уходит в прошлое. Бум рутинных покупок «по-необходимости»  оставлен далеко позади новым рынком — «рынком удовольствия», «рынком эмоциональных покупок». Дизайнеры и конструкторы, не забывая о функциональности, удобстве и безопасности в эксплуатации, делают акцент на оригинальности формальных признаков (пластике, цвете, фактуре) — на впечатлении от изделий, их эффективности… С упором на подсознание проводятся исследования по выявлению эмоций потребителей не только при эксплуатации изделий, но и мотиваций по выбору тех или иных моделей. Американские психологи подтверждают,  что при «эмоциональных покупках» не действуют критерии полезности, надежности, практичности, а превалируют образные, ассоциативные моменты [ 3 ].

Появляется всё больше предметов, изделий, предназначенных не столько «для продажи». Их объявляют арт-объектами, предметами искусства, демонстрируя на выставках и в музеях. Арт-дизайн – искусство дизайна. Это вид творчества, основанный на знании всех законов гармонии, известных искусству, а также естественнонаучных основ организации природы и цивилизации, находящихся в тесном единстве и взаимном проникновении.

«Арт» стоит на первом месте не случайно. Ведь по-настоящему красивое явление (вещь, процесс, действие) всегда целесообразно и экономично, полезно, практично и лаконично. Гармония – предмет арт-дизайна  [ 11 ].

3.2 Минимализм в проекте

С точки зрения семиотики и теории информации с учетом социально-технического контекста можно утверждать, что графический дизайн превращает информацию в визуальные сигналы, которые должны быть интерпретированы однозначно. В структуру визуальной коммуникации входит: источник текста, который задает невизуализированное содержание, визуальный коммуникатор, визуальный текст, канал связи, приемник текста; современный дизайнер-график становится визуальным коммуникатором.

Важно учесть минимализм в графическом дизайне, который касается восприятия: это упрощение композиции, использование свободного пространства, акцент производится на главных деталях, выделение, простое преподношение тематики, условий, продукции.

В этой связи в нашем проекте на тему «серия нестандартных календарей к 2014 году» мы придерживались принципа минимализма, характеризующегося простотой и «пустотой» стиля. На наш взгляд, он является самым актуальным ввиду переполненности информацией современного мира.

Придерживаясь одного или пары основополагающих критериев минимализма, нами разработан проект, отличающийся новизной. Добиться наиболее «правильного» дизайна можно, убирая всё лишнее, создавая свободное пространство. Такая композиция с использованием мягких тонов и оттенков, единственная в проекте строгая простая шрифтовая гарнитура, придание акцента шрифту (размер, отступы, позиционирование и размещение, соотношение с другими элементами), правильное положение элементов и выделение важных деталей — всё это гарантия эргономичности изделия [ 12 ].

Серия календарей, которые входят в состав проекта, имеет четыре вида возможной фиксации: настенный, настольный, подвесной, карманный. В то же время у некоторых из них при необходимости можно менять способ фиксации и метод использования. Два из них ограничены только чёрным и белым цветами, тогда как в двух других, помимо ахроматической палитры присутствуют цветовые «пятна» — иллюстративные акценты, призванные заинтересовать потенциального потребителя уже более детальными данными, на которых тот может остановить свой взгляд и не оторваться от изучения. Эту цветную палитру подчеркивает простая минималистичная строго геометрическая форма календаря. Оттенки выбраны сложные, не «кричащие» и не создающие раздражающий эффект. Цвета приглушенные, но насыщенные, говорят о своей ценности.

3.3 Размеры элементов проекта. Формат и пропорции

Размер элементов проекта  изделий должен соответствовать антропологии и психофизиологии человека. Однако размер влияет на физический комфорт, а не на психологический и духовный склад человека: кому-то нравится маленькая вещь, а кому-то помасштабнее. При разработке серии календарей, имеющих обширную целевую аудиторию, необходимо найти «золотую середину», чтобы угодить каждому. Поэтому продукция дизайн-проектирования должна соответствовать многим факторам, от которых зависит спрос. Так, размер может быть в этом случае не основопо-лагающим фактором в определении принадлежности предмета к арт-дизайну, тогда как форма и формат, пропорции могут выходить за привычные рамки.

Антропометрические факторы обуславливают соответствие размеров объекта, его элементов структуре, форме, размерам и массе человеческого тела, соответствие характера форм изделия анатомической пластике человеческого тела. То есть важно, чтобы предмет дизайна был удобным в использовании, хорошо «сидел» в руке, комфортно себя чувствовал на рабочем столе и т.д.  Важно учитывать размеры помещения, в котором будут находиться объекты, размеры ручной клади, в которую он будет, возможно, помещен, и кисти человека, который будет держать объект, исследуя его.

Наш проект основан на принципе  геометрии и пропорциональности форм. Правильный треугольник, являющийся основополагающим элементом в построении форм всех видов календарей в проекте, — одна из первых базовых фигур в геометрии, строении мира, в том числе человека. Образованный им ромб и шестиугольник — основные формы в проекте. Объемные календари, составленные из этих фигур могут быть использованы в доме и офисе: размер рассчитан для удобства держания в руке, их можно разместить просто на столе, и они займут места не больше, чем карандашница, либо можно сэкономить пространство и подвесить их к полке с помощью шнурка. Сторона равностороннего треугольника, из которого собраны объемные формы — 8 см, что соответствует размеру кисти руки. Календарь-блокнот и магниты на холодильник также в форме треугольника, имеют сторону 7,5 см.

Исключением по размерным показателям является настенный календарь-раскраска. Само панно в ширину имеет 48 см, в высоту 55 см и займет площадь листа формата А2, что равноценно плакату. Иллюстрации же для раскрашивания занимают формат А3, что также удобно. К тому же, листы можно снимать с панно и раскрашивать на столе, либо оставить на подложке и раскрашивать отдельные элементы в любой удобный момент: к календарю прилагаются карандаши, которые можно вынуть из резинок, с помощью которых они держатся на панно, а потом убрать обратно. Треугольные листы с календарной сеткой занимают площадь формата А5.

3.4 Психофизиологический и эмоционально-эстетический аспект

Передать зрителю информацию без искажения сложно из-за  зависимости содержания и направленности восприятия от опыта человека, его интересов, отношения к жизни, установок, богатства знаний. Известно, что восприятие рисунка, мелодии, кинокартины у разных людей отличается своеобразием. Бывают случаи, когда человек воспринимает не то, что есть, а то, что ему хочется. Апперцепция — одно из важнейших свойств восприятия. Воспринимает не сам по себе глаз, не изолированное ухо слышит звук, не обособленный язык различает вкусовые качества. Все виды восприятия осуществляются конкретным, живым человеком. В восприятии всегда проявляются особенности действующего, познающего человека, обнаруживаются его желания, интересы, чувства и определенное отношение к предмету восприятия.

Апперцепция придает активный характер восприятию личности. Воспринимая предметы, человек выражает определенное отношение к ним.  Поэтому следует изучить тех, для кого делается данный продукт, разрабатывается проект. В моем случае аудиторией, для которой я создавала серию нестандартных календарей была молодежь. И больше юношей. Возраст условно разделены на две основных группы: младшая — от 14 до 18; старшая — от 18 до 25. Но при этом, в ходе разработки, я убедилась в том, что объекты проектирования представляют интерес и для более старшей возрастной группы: от 25 и старше. Это легко можно объяснить «вечно молодой душой», тем, что вся жизнь любого человека — игра. Ребенок постигает мир при помощи игры, которая является самым доступным творческим актом в жизни каждого. Разделив, таким образом, аудиторию потенциального массового пользователя продуктом на группы, легче изучить особенности каждой и учесть их свойства. В том числе особенности их восприятия.

Так, два календаря из серии в моем проекте предназначены для младшей возрастной группы (школьников): все явления, предметы, сущности, изображенные в них должны быть известны школьнику, если тот интересуется общественной жизнью, и, вместе с тем,  расширить области его знаний. Для этих целей нами разработан например, в настольный календарь-калейдоскоп, где содержится ряд терминов, которые необходимо самостоятельно изучить. Развитию ряда качеств ребенка (например, творческих способностей) будут способствовать настенный календарь-панно с книжкой-раскраской [ 13 ].

Цвет в минималистских графических работах является важным критерием, а именно цвет способствует восприятию. Часто для одной работы используется 1-2 основных цвета и несколько оттенков выбранных цветов. Чаще используются белый, чёрный, а также серый и жёлтый цвета. Но это не есть правило, никто не ограничивает использовать только классические цвета.

В серию календарей входят пять видов. Два ограничены только чёрным и белым и предназначены скорее для старшей группы, тогда как в двух других, для школьников и студентов, помимо ахроматической палитры присутствуют цветовые «пятна» — иллюстративные акценты, призванные заинтересовать потенциального потребителя уже более детальными данными. Однако, эту палитру подчеркивает простая строго геометрическая форма самого календаря. Да и оттенки выбраны сложные, не «кричащие» и не создающие раздражающий эффект. Цвета приглушенные, но насыщенные, говорят о своей ценности. Дополнительные к черно-белой гамме цвета и их оттенки — красный, оранжевый, голубой, зеленый — выглядят ненавязчиво за счет тонких линий графики на большом количестве белого пространства фона. Приглушенность оттенков достигнута также способом печати: на акварельной бумаге, которая хорошо впитала краску. Краска принтера является нетоксичной и не может причинить вреда при использовании календарей.

3.5 Особенности тактильного восприятия

Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений и представляют собой процессы отражения отдельных свойств, признаков предметов и явлений окружающего мира, непосредственно воздействующих в данный момент на органы чувств. Через ощущения мы узнаем о таких свойствах предметов, как цвет, запах, вкус, гладкость, шероховатость и т.д.

Всестороннее развитие ощущений у детей связано с разнообразными видами деятельности: с рисованием и лепкой, в которых развиваются зрительные и двигательные ощущения. Процесс восприятия в данных примерах связан и с другими психическими процессами личности: мышлением, речью, чувствами, волей.

Полнота и точность восприятия зависят от общественной практики и опыта людей, накопленных знаний о свойствах предметов. В своей познавательной деятельности ребенок приобретает знания, уточняет их, расширяет, сверяет свои знания с теми, которые известны обществу  [ 13 ].

Учитывая все эти факторы, при разработке  серии нестандартных календарей использованы различные техники, с помощью которых целевая аудитория — школьники и студенты — смогут наиболее ярко для себя воспринять информацию, способствующую их развитию. Всего в состав проекта входят четыре вида календаря, которые условно можно разделить на 2 части: два из них предназначены для школьников: настенное панно с книжкой-раскраской и вертушка-калейдоскоп (хотя данный объект идеально воспримется прежде всего студентами и даже более старшей возрастной группой). Другие два предназначены для следующей возрастной группы и больше несут собой функциональность, нежели обучающее-развивающую игровую составляющую (календарь в форме кристалла для дома или офиса и карманный календарь-блок для записей). Но так или иначе, все элементы серии объединяет именно развивающая функция. И тактильное восприятие — пожалуй, самый основной момент в этом проекте. С каждым видом календаря человек будет «близко» знакомиться: не просто ставить или подвешивать его куда-то и смотреть порой на календарную сетку, нет — эти календари являются неотъемлемой частью окружающего пространства потребителя, его маленького мирка в домашней комнате или на рабочем месте, являются элементом, с помощью которого человек воспринимает окружающую действительность, и надеюсь, который станет его другом.

Каждый календарь участвует в жизни потребителя в течение года, вовлекая его в совместную деятельность.. Настенный календарь-панно — не просто картинка с блоком отрывных календарных сеток, — развивающая игра. Это раскраска, а не просто иллюстрации. Каждый месяц школьник узнает для себя что-то новое: он видит новые изображения, рождающие новые образы, развивающие мысль и воображение, он раскрашивает какие-то элементы в иллюстрации, узнавая о своих новых возможностях и способностях, и, конечно, узнает о новых техниках и материале (фактуре бумаги, краске, карандашах и их свойствах).

Вертушка-калейдоскоп — это календарь, который можно использовать и как вещь «антистресс», не просто как календарную сетку на год. Ощущая объемную форму этого календаря, открывая для себя необычайное его свойство вечного «выворачивания», школьник или студент узнает о мире с нового угла обзора, и эта «игра», несомненно, способствует гармоничному развитию его души и тела, будто восстанавливая сознание после каких-либо повреждений в мире, переполненном информацией, в том числе, ему сейчас, возможно и не нужной. Гармония форм, плюс свойства фактуры бумаги, лакированные некоторые элементы работают на успокоение, восприятие всего, что происходит в мире, как обычную суть жизни. Нет плохого и хорошего, есть жизнь, — человек настраивается на мирное существование в гармонии с самим собой. Бумага для данного календаря выбрана плотностью 300 гр. и имеет приятную на ощупь фактуру.

Два других календаря также работают на форме и непосредственном участии потребителя с ним: календарь крутят/вертят, ставят/подвешивают, раскрашивают/записывают, сворачивают/отрывают.

Поверхность материала здесь уже более гладкая и ровная, нежели бумага в книге-раскраске, например. Игра матовости и глянцеватости поверхности позволяет выделять некоторые элементы с помощью контраста, что придаст календарю большую интригу для зрителя.

3.6 Способы кодирования информации

При выборе вида алфавита нужно опираться на знания, сложившиеся и закрепленные опытом. Эффективным способом кодирования является использование цвета и формы. Наименьшее время поиска объекта затрачивается при кодировании его цветом, наибольшее — при кодировании размером и яркостью.

При буквенно-цифровом кодировании важным условием различимости букв и цифр является выбор их формы. Легко распознаются простые геометрические фигуры. Фигуры, состоящие из прямых линий, различаются лучше, чем фигуры, имеющие кривизну и много углов.

Фигура и фон восприятия динамичны. Контрастность, необычность предметов позволяют быстро выделить их из фона [ 13 ].

Итак, учитывая нюансы зрительного восприятия, я стремилась выделить важную информацию, при помощи некоторых приемов, работающих на контрасте шрифта и фона. Вся форма построена на геометрии, четко усваивающейся при взгляде, тогда как иллюстрации использованы как цветовое пятно в общей композиции.

Выбор шрифтовых гарнитур зависит от тематики или назначение работы. Шрифт должен быть осмысленным, визуально доступным и не нести в себе зрительную нагрузку. Поэтому в проекте использована гарнитура Consolas, так как она наиболее соответствует стилистике разработанных календарей: ясный и чёткий рубленый, но вместе с тем достаточно мягкий шрифт без засечек.  Ему присуща удобочитаемость в любом размере и цвете, а также оригинальность в некоторых элементах начертания (перечеркнутое пространство внутри цифры ноль).

3.7 Конструкторско-технологическое решение проекта

Каждый вид календаря был максимально экономически выгодно вписан в стандартный формат бумаги по ГОСТу (А1-А6), были учтены возможности типографий. Кроме того, были разработаны модели наиболее удобными для сборки из плоского листа в объемную форму. Каждый из объемных календарей вписывается в формат листа с наименьшей утратой материала, причем из одного цельного листа. Фиксация на месте (стене, столе) осуществляется самим потребителем продукта проектирования по его усмотрению.

Таким образом, в проекте при разработке серии календарей были учтены антропометрические, психологические, психофизиологические факторы, обеспечивающие удобство их эксплуатации, безопасность в использовании.

3.8 Выводы по эргономичности проекта

Проект серии календарей выполнен с учётом основных эргономических требований: удобен и прост в использовании, не содержит токсичных, либо других опасных материалов. Кроме того, он эффективен в усвоении информации зрителем, согласно особенностям психо-физиологии человека.

Заключение

Проект выполнен с учетом эргономических, технических, экономических и эстетических требований.

Проект очень актуален как с внешней стороны: законы симметрии, порядок и визуальный баланс лежат в основе современного дизайна, так и по смысловому содержанию: формирование системы знаний, обогащение опыта, воспитание интересов, убеждений, потребностей, навыков и привычек морального поведения, т. е. всестороннее развитие ощущений у детей и молодых людей.

В проекте использованы различные техники, с помощью которых целевая аудитория сможет наиболее ярко для себя воспринять информацию, способствующую их развитию. Социальная полезность и значимость, оригинальность графического оформления, экономическая доступность.


Список использованных источников

1 Ивин, А.А. Философия: Энциклопедический словарь/А.А. Ивин. — М.: Гардарики, 2004

2 Неаполитанский, С.М., Матвеев, С.А. Сакральная геометрия/С.М. Неаполитанский, С.А. Матвеев, — СПб.: Издательство института метафизики, 2004. — 632 с

3 Рунге, В.Ф., Сеньковский, В.В., Основы теории и методологии дизайна. Учебное пособие (конспект лекций)/В.Ф. Рунге, В.В. Сеньковский. — М.: М3-Пресс, 2001

4  Сотников, Б.Е., Макетирование: методические указания для студентов специальности М15 «Дизайн архитектурной среды» по дисциплине «Объемно-пространственная композиция»/Б.Е. Сотников. – Ульяновск: УлГТУ, 2008

5 Рекламный сайт со статьями. – Режим доступа: http://template.ouverture.ru

6 Рекламный сайт художественной студии «VITA» со статьями. – Режим доступа: http://vita-studia.com

7 Сайт национального института системных исследований проблем гражданского общества. – Режим доступа: http://nisipgo.ru

8 Cайт МГУ им. М.В. Ломоносова, Социологический факультет, Кафедра социологии организаций и менеджмента, Информационные технологии управления. – Режим доступа: http://vladimir.socio.msu.ru

9 Сайт со статьями. – Режим доступа: http://www.shkola-rt.ru

10 «Элементы большой науки». Новости науки. – Режим доступа: http://elementy.ru

11 Учебный центр «Полис-дизайн». – Режим доступа: http://polis-design.narod.ru/art.htm

12 Аналитика, графический и веб-дизайн. Минимализм в графическом дизайне. – Режим доступа:

http://ironner.ru/design/minimalism_in_graphic_design

13 «Дидактика средней школы». Ощущения и восприятие как первичная основа познания и обучения. – Режим доступа: http://didaktica.ru/psixologicheskie-osnovy-obucheniya/163-oshhushheniya-i-vospriyatie-kak-pervichnaya.html

14 «Википедия», свободная энциклопедия. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org

15 «Академик», словари и энциклопедии. – Режим доступа:  http://dic.academic.ru

16 Промышленный дизайн: Оригами-лампа из светодиодной «бумаги». Проект Miyo Lamp от Silke Steinberg – Режим доступа:  http://www.artrss.ru/Promyshlennyj-dizajn-Origami-lampa-iz-svetodiodnoj-bumagi-Proekt

Приложение А

( Справочное)

Анализ концептуальных аналогов

Рисунок А. 1 – Геометрия оригами в графдизайне

Рисунок А. 2 – Геометрия оригами в промдизайне

Рисунок А. 3 – Геометрия постмодернизма в дизайне одежды

Рисунок А. 4 – Геометрия постмодернизма в интерьере

Рисунок А. 5 – Геометрия постмодернизма в дизайне архитектурной среды

Рисунок А. 6 – Сакральная геометрия

Рисунок А. 7 – 1-5. Правильные выпуклые многогранники (тела Платона). 6-9 Правильные невыпуклые многогранники (тела Пуансо). 10-24. Полуправильные многогранники (тела Архимеда). 25-29. Выпуклые параллелоэдры (тела Федорова).

Приложение Б

( Справочное)

Проектные поиски и эскизы

Рисунок Б. 1 – Поиски формы

Рисунок Б. 2 – Поиски моделей использования (блокнот, магниты)

Рисунок Б. 3 – Поиски стиля графики

Рисунок Б. 4 – Поиски сюжетной стилистики

Рисунок Б. 5 – Поиски календарной сетки




1. е изд испр и доп
2. технічна база дозволяють виокремити в Україні такі зони
3. Тема бала в русской класической литературе
4.  01 акушерство та гінекологія А в т о р е ф е р а т дисертації на здобуття наукового ступеня ка
5. Статья- Инновационные процессы в языке современной прессы
6. десяти століть з VIV ст
7. Колебания и волн
8. задание убить профессораантифашиста Квадри который обосновался в Париже и у которого Марчелло когдато учи
9. тема ДОУ ГС ДОУ состоит из четырех разделов
10. Тема- Обобщений знаний по теме- Тип Хордовые
11. Вариант экзаменационного текста VII семестр Muy bien pensdo dijo l Se~or
12. Лабораторная работа 4 Создание таблиц 1 Цель работы В данной лабораторной работе рассматривается
13.  1 101 Для всех живых организмов характерно 1 образование органических веществ из неорганических2 погл
14. реферату Документи плануванняРозділ Фізкультура Документи планування Усі документи планування можна п
15. 1 Сущность и виды цен мирового рынка [4] 1
16. Путин
17. ЗАДАНИЕ 21 Необходимо дать на вопрос развернутый ответ отражающий ваш взгляд на проблему
18. Понятийная составляющая концепта язык в русской и английской лингвокультурах
19. лирического вступления нужно упомянуть компоненты Delphi которые умеют работать с файлами
20. РАЗРАБОТКА МОДУЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ИМЕННОГО СКЛОНЕНИЯ ДЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ