Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Гуманитарно-юридический колледж КазГЮУ
Конспект лекций
для учащихся по курсу «Основы философии».
Разработала: Макурина Е.В.
Астана. 2009 г.
Содержание.
13.Литература…………………………………………………………стр.43.
Пояснительная записка.
Конспект лекций составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по дисциплине «Основы философии» для средних специальных учебных заведений и рабочей программы, разработанной Макуриной Е.В. на основе типовой программы по данной дисциплине.
Цель работы заключается в том, что бы познакомить учащихся с базовыми философскими понятиями, содействовать формированию навыков теоретического анализа проблем, стоящих перед обществом и человеком в современном мире.
План-конспект лекции «Философия и ее роль в обществе».
Мировоззрение это целостный взгляд человека на мир, общество, природу и самого себя. Три основные формы мировоззрения: мифология, религия, философия.
Мифология это форма общественного сознания, которая совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности. Миф пытается дать ответы на следующие вопросы: 1) происхождение Вселенной, Земли и человека; 2) объяснение природных явлений; 3) жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достижения; 4) вопросы долга, чести, этики и нравственности. Черты мифа: 1) очеловечивание природы; 2) наличие богов, их общение и взаимодействие с человеком; 3) отсутствие абстрактных размышлений; 4) практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач; 5) однообразие мифологических сюжетов.
Религия это форма мировоззрения, основанная на вере в наличие сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. При религиозном мировоззрении чувственная форма восприятия окружающей действительности преобладает над рациональной.
Философия это научно-теоретический тип мировоззрения, имеющий следующие черты: 1) основано на знании; 2) мысль обращена на саму себя; 3) логично, т.е. имеет внутреннее единство и систему; 4) опирается на четкие понятия и категории. Три стадии эволюции философии как мировоззрения: 1) космоцентризм (философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира через могущество, всесильность и бесконечность Космоса; характерно для философии Древнего Китая, Древней Индии, Древней Греции); 2) теоцентризм (философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство Бога; характерно для средневековой Европы); 3) антропоцентризм (философское мировоззрение, в центре которого стоит проблема человека; характерно для философии Возрождения, нового, новейшего времени и современных философских школ).
2.Специфика философского знания.
Главное отличие философии от других наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением. Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки; философия обобщает иные науки, но не поглощает их.
Научное знание в целом Философия Вненаучное знание
Особенности философского знания: 1) сложная структура (онтология, гносеология, логика, аксиология, этика и т.д.); 2) предельно общий, теоретический характер; 3) содержит базовые идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук; 4) субъективно (несет отпечаток личности философа); 5) отражает ценности, идеалы, знания эпохи; 6) изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания; 7) обращенность мысли на саму себя; 8) испытывает на себе сильное влияние доктрин, выработанных прежними философами; 9) постоянно развивается и обновляется; 10) опирается на предельно общие понятия (категории); 11) неисчерпаемо по своей сути; 12) ограниченно познавательными возможностями человека, имеет неразрешимые проблемы, которые не могут быть разрешены логическим путем (происхождение бытия, первичность материи и сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие или отсутствие Бога, смысл жизни и др.).
3. Предмет и метод философии.
Предмет философии (круг, изучаемых вопросов) это содержание четырех основных разделов: онтология (наука о бытии), гносеология (учение о познании), человек, общество. В рамках данных разделов рассматриваются следующие частные вопросы: 1) сущность бытия; 2) происхождение бытия; 3) материя и ее формы; 4) сознание, его природа и происхождение; 5) взаимоотношение материи и сознания; 6) бессознательное; 7) человек, его сущность и существование; 8) душа и духовный мир человека; 9) общество; 10) общество и человек; 11) природа; 12) природа и человек; 13) духовная сфера жизни общества; 14) материально-экономическая сфера жизни общества; 15) социальная сфера общества; 16) общественно-экономические формации и проблемы цивилизации; 17) перспективы человека и общества; 18) экология и проблемы выживания; 19) особенности познания; 20) ограниченность и безграничность познания; 21) философские категории; 22) диалектика и многие другие вопросы.
Основные методы философии (пути и средства философского исследования): 1) диалектика (метод философского исследования, при котором вещи и явления рассматриваются гибко, критически, последовательно, с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин, следствий, единства и борьбы противоположностей); 2) метафизика (метод, противоположный диалектики, при котором объекты рассматриваются обособленно, статично, однозначно); 3) догматизм (восприятие окружающего мира через призму догм раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых и носящих абсолютный характер); 4) эклектика (метод, основанный на произвольном соединении разрозненных понятий и концепций); 5) софистика (метод, основанный на выведении из ложных, но искусно поданных посылок, новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу); 6) герменевтика (метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов).
4.Функции философии и ее структура.
Функции философии это основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи и назначение. Функции философии: 1) мировоззренческая (способствует формированию целостной картины мира, представлений об его устройстве, месте в нем человека); 2) методологическая (вырабатывает основные методы познания окружающей действительности); 3) мыслительно-теоретическая (учит концептуально мыслить и теоретизировать предельно обобщать окружающую действительность); 4) гносеологическая (разрабатывает механизм познания); 5) критическая (подвергает сомнению окружающий мир и существующие знания; расширяет границы познания и разрушает догмы); 6) аксиологическая (оценивает объекты окружающего мира с толчки зрения различных ценностей); 7) социальная (объясняет общество, вскрывает противоречия и указывает пути совершенствования); 8) воспитательно-гуманитарная (культивирует гуманистические ценности и идеалы, прививает их человеку и обществу); 9) прогностическая (прогнозирует тенденции развития).
Структура философии:
Онтология |
Учение о бытии |
Гносеология |
Учение о познании |
Философская антропология |
Учение о человеке |
Праксеология |
Учение о практической деятельности человека |
Аксиология |
Учение о ценностях |
Этика |
Учение о морали |
Эстетика |
Учение о прекрасном |
Философия истории |
Теория исторического процесса |
Философия языка |
Лингвистическая философия |
Социальная философия |
Учение об обществе |
История философии |
Исследование жизни и творчества философов |
Философия и методология науки |
Исследование особенностей и закономерностей научного познания |
Кроме этого существует: философия техники, философия образования, философия религии, философия управления, философия права, философия глобальных проблем и т.д. |
5.Основной вопрос и основные направления в философии.
Основной вопрос традиционной философии: отношение сознания к бытию, а бытия к сознанию. Это вопрос имеет две стороны: онтологическую (что первично материя или сознание?) и гносеологическую (познаваем или непознаваем мир?). При рассмотрении онтологической стороны вопроса выделяют такие направления как: 1) объективный идеализм (реально существуют только первичные идеи, мир вещей, лишь отражение идей; Платон, Лейбниц, Гегель); 2) субъективный идеализм (идеи существуют только в разуме человека, вне сознания человека ничего нет; Беркли, Юм); 3) материализм (материя самостоятельная субстанция, не нуждающаяся в своем существовании ни в чем, кроме самой себя; Демокрит, Эпикур, Бэкон, Локк, Маркс, Ленин); 4) вульгарный материализм (абсолютизация роли материи; Фохт, Молешотт); 5) дуализм (материя и идея две независимые субстанции; Декарт); 6) деизм (Бог сотворил мир, но не оказывает на него никакого влияния; Вольтер, Монтескье).
При рассмотрении онтологической стороны вопроса выделяют такие направления как: 1) эмпиризм (в основе познания лежит только опыт и чувственные ощущения; Бэкон, Гоббс, Локк); 2) рационализм (достоверное знание может быть выведено только из разума; Декарт, Лейбниц); 3) гностицизм (мир познаваем и возможности познания не ограничены; Дидро, Гегель, Маркс); 4) агностицизм (возможности человеческого разума ограничены, следовательно, мир непознаваем; Кант, Юм).
В 20 веке были заложены основы другого основного вопроса философии: проблема экзистенциализма или человеческого существования (Ясперс, Камю, Сартр).
План конспект лекции «Философия Античности и Средних веков».
1.Досократическая философия: главные черты и крупнейшие представители.
Время существования: 7 5 вв. до н.э.
Крупнейшие школы: 1)Милетская; 2)Пифагорейская; 3)Школа Гераклита; 4)Элейская; 5)Школа атомистов.
Характерные черты: 1) ярко выраженный космоцентризм; 2) повышенное внимание к проблеме объяснения явлений природы; 3) поиск первоначала, породившего все сущее; 4) гилозоизм (одушевление неживой природы); 5) недискуссионный характер философских учений.
Крупнейшие представители милетской школы: 1) Фалес (основатель; первоначалом всего сущего считал воду); 2) Анаксимандр (начало всего сущего «апейрон» вечная неизмеримая, бесконечная субстанция; сформулировал идею эволюции); 3) Анаксимен (первопричина воздух).
Крупнейшие представители пифагорейской школы: Пифагор (первопричина всего сущего число).
Крупнейшие представители школы Гераклита: Гераклит (первоначало огонь; вывел закон единства и борьбы противоположностей; мир находится в постоянном движении и изменении; относительность окружающего мира; движущая сила всех процессов борьба).
Крупнейшие представители элейской школы: Парменид, Зенон, Мелисс Самосский (изучали проблемы познания).
Крупнейшие представители школы атомистов: 1) Демокрит (материальный мир состоит из атомов); 2) Левкипп.
2.Философия Сократа.
Основные идеи философии Сократа (469 399 гг. до н.э.):
3.Философия Платона.
Основные работы Платона (427 347 гг. до н.э.): «Апология Сократа», «Горгий», «Федон», «Государство», «Законы».
Историческое значение философии Платона:
4.Философия Аристотеля.
Основные работы Аристотеля (384 322 гг. до н.э.): «Органон», «Физика», «Механика», «Метафизика», «О душе», «История животных», «Никомахова этика», «Риторика», «Политика», «Афинская полития», «Поэтика».
Историческое значение философии Аристотеля:
5.Основные черты средневековой теологической философии.
6.Главные представители средневековой философии.
Августин Блаженный (Аврелий Августин) (354 430 гг.). Основные работы: «О граде Божьем», «О прекрасном и пригодном», «Против академиков», «О порядке».
Основные идеи:
Фома Аквинский (1225 1274 гг.). Основные работы: «Сумма теологии», «Сумма философии».
Основные идеи:
Иоанн Скотт Эриугена (810 877 гг.). Основные работы: «О разделении природы». Основная идея: Бог начало и конец развития мира, но он же один из видов природы. Учение объявлено ересью и осуждено.
Аль Фараби (870-950 гг.). Основные работы: «Геммы мудрости», «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», «Большая книга музыки». Основная идея: Бог первопричина существования мира («Первый Сущий»).
Авиценна (Ибн Сина) (980-1037 гг.). Основные работы: «Книга исцеления», «Книга указаний и наставлений», «Книга знания», «Канон врачебной науки». Основная идея: Бог активное , а материя пассивное начало мира, но они одинаково вечные начала бытия.
Пьер Абеляр (1079-1142 гг.). Основные работы: «История моих бедствий».
Аверроэс (Ибн Рушд) (1126-1198 гг.). Основные работы: «Опровержение опровержения». Основная идея: Индивидуальная душа смертна, бессмертен лишь общечеловеческий, универсальный разум. Работы Аверроэса были запрещены католической церковью.
Уильям Оккам (1285-1350 гг.). Основные работы: «Свод всей логики». Основная идея: Сущности не следует умножать без необходимости («бритва Оккама»). Отлучен от церкви, учение запрещено.
7.Значение средневековой философии.
План-конспект лекции «Философия Возрождения и Нового времени».
Предпосылки возникновения |
|
Основные черты |
|
Основные течения философии Возрождения |
||
Течение |
Крупнейшие представители |
Главные идеи |
Гуманистическое |
|
Все внимание обращено к человеку, его достоинствам, величию и могуществу. |
Неоплатоническое |
|
Развитие учение Платона, познание Космоса и человека с точки зрения идеализма. |
Натурфилософское |
|
Новое представление о мироздании, построенное на научных и астрономических открытиях. Пантеизм учение, согласно которому понятия «Бог» и «природа» совпадают. |
Реформационное |
|
Коренной пересмотр церковной идеологии и взаимоотношений между церковью и верующими. |
Политическое |
|
Проблемы управления государством и поведения правителей. |
Утопическо - социалистическое |
|
Идеально-фантастические формы построения государства |
Течение |
Главные представители |
Основные идеи |
Эмпиризм направление в теории познания, считающее главным источником и критерием научных утверждений опыт, совокупность чувственных данных. |
Фрэнсис Бэкон (1561-1626 гг.) «Новый Органон»; «Новая Атлантида». |
|
Джон Локк (1632-1704 гг.) «Опыт о человеческом разумении» |
|
|
Джордж Беркли (1685-1753 гг.) |
|
|
Дэвид Юм (1711-1776 гг.) |
|
|
Рационализм направление в теории познания, считающее разум основой познания и критерием истинности научных положений. |
Рене Декарт (1596-1650 гг.) |
|
Бенедикт Спиноза (1623-1677 гг.) «Этика» |
|
|
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716 гг.) |
|
Представители |
Главные работы |
Основные идеи |
Иммануил Кант (1724-1804 гг.) |
«Критика чистого разума»; «Критика практического разума»; «Критика способности суждения» |
|
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831 гг.) |
«Феноменология духа»; «Наука логики»; «Философия права»; «Философия природы» |
|
Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814 гг.) |
«Наукоучение» |
|
Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775-1854 гг.) |
«Система трансцендентального идеализма»; «О сущности человеческой свободы» |
|
План-конспект лекции «Современные философские учения».
Философское течение |
Крупнейшие представители |
Главные идеи |
Волюнтаризм |
Артур Шопенгауэр (1788-1860) «Мир как воля и представление»; «Афоризмы житейской мудрости». |
|
Фридрих Ницше (1844-1900) «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Антихристианин». |
|
|
Марксизм |
Карл Маркс (1818-1883) Фридрих Энгельс (1820-1895) «Святое семейство», «Немецкая идеология». |
|
Прагматизм |
Чарлз Сандерс Пирс (1839-1914 гг.). Уильям Джеймс (1842-1910 гг.) Джон Дьюи (1859-1952 гг.) |
|
Позитивизм и неопозитивизм |
Огюст Конт (1798-1857) «Курс позитивной философии». Спенсер, Рассел, Витгенштейн, Карнап, Поппер. |
|
Экзистенциализм |
Серен Кьеркегор (1813-1855). Николай Бердяев (1874-1948). Карл Ясперс (1883-1969). Жан-Поль Сартр (1905-1980). Альбер Камю (1913-1960) |
|
Психоанализ |
Зигмунд Фрейд (1856-1939). Адлер, Юнг, Фромм, Райх. |
|
План-конспект лекции «Бытие как философская категория»
Проблемы бытия и небытия, существования и несуществования изучает онтология.
В первые проблему бытия как философской категории выделил Парменид. Досократическая философия отождествляет бытие с вечным и совершенным космосом. Понимание бытия значительно расширил Платон, который указал на то, что бытием может обладать не только материальное, но и идеальное.
Для средневековой философии «истинное бытие» Бог, неистинное бытие, сотворенное Богом.
Немецкая классическая философия ввела понятие «субстанция» некая сущность, лежащая в основе мироздания.
Философия 20 века связала понятие бытия с историзмом, человеческим существованием, ценностями и языком.
Бытие это всеобщая, универсальная и единственная в своем роде способность существовать, которой обладает любая реальность.
Современная наука предлагает следующую структуру бытия:
БЫТИЕ
Бытие неживой природы Бытие живой природы
Бытие неживой ест. Быт. Неж. Искусст. Быт. Жив. Неодухот. Быт. Жив. Од.
Бытие конкр. людей Бытие соц. Бытие идеального
Различные философские учения по-разному используют идею субстанции («то, что лежит в основе» лат.), в зависимости от того, как они отвечают на вопрос о единстве мира и его происхождении. Те из них, которые исходят из приоритета какой-то одной субстанции, получили название «философский монизм». Если в качестве первоосновы берутся две субстанции, такая философская позиция называется дуализмом; если более двух плюрализмом.
Монизм может быть материалистическим: мир изначально материален, материальность лежит в основе его единства. Идеальное это свойство материи.
Идеалистический монизм считает, что идеальное является вечной, неуничтожимой первоосновой любого бытия.
Таким образом, философия рассматривает две самостоятельные субстанции материю и сознание.
Движение это любое изменение состояний природных процессов и явлений. Движение вечно, неуничтожимо, неотрывно от материи и абсолютно. Покой относителен и имеет преходящий характер.
В науке выделяют два основных типа движения. Первый связан с переносом материи, энергии, информации в пространстве и характеризуется тем, что предметы, пребывая в движении, остаются устойчивыми в своих существенных характеристиках, т.е. не изменяют своего качества. Это количественные изменения.
Движение может сопровождаться изменением внутренней структуры предмета, что ведет к изменению качества вещи и превращению ее в совершенно другую вещь. Такой тип движения называется развитием. Если развитие сопровождается усложнением структуры, повышением уровня организации это прогресс; если оно идет от более развитых форм к менее развитым это регресс.
4. Пространство и время.
Любое тело, вещь или явление всегда соседствуют с другими предметами и явлениями действительности, обладают протяженностью, т.е. имеют пространственные характеристики. Они также непрерывно изменяют свои внутренние и внешние состояния по отношению друг к другу, и в разных конкретных случаях это происходит с различной скоростью, темпом, ритмом и длительностью. Таким образом, пространство и время, выступают как формы бытия бесконечной в своем многообразии реальности.
В философии сложилось два направления в понимании пространства и времени: субстанциональное и реляционное.
В субстанциональном направлении пространство и время рассматривались как самостоятельные, независимые от материи и сознания сущности (Аристотель, Ньютон).
Второе направление, реляционное, связывается с пониманием пространства и времени не как самостоятельных сущностей, а как особых отношений между объектами и процессами существующего мира (Лейбниц).
Современные философские представления о пространстве и времени неразрывно связаны с последними достижениями в области физики, биологии, астрономии, других естественных и точных наук и подтверждают обоснованность реляционных взглядов на их природу. Так, в соответствии с теорией относительности Эйнштейна пространство и время существуют не сами по себе, как не существуют и в отдельности друг от друга, а находятся в такой неразрывной связи с материей, что не обладают никакой самостоятельностью и выступают как атрибуты единого и многообразного целого. Образуя единый пространственно-временной континуум, они также зависят от скорости движения материальных тел, когда при увеличении относительной скорости движения тела его пространственные характеристики сокращаются, а время в отношении его замедляет свое течение.
По существу пространство характеризуется протяженностью, однородностью, многомерностью, а время длительностью, необратимостью и изотропностью (равноправность всех возможных направлений).
План конспект лекции «Познание как объект философского анализа»
Познание это процесс целенаправленного активного отражения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а так же субъект познания, человек, может исследовать самого себя (самопознание).
Раздел философии изучающий познание называется гносеология.
Результаты познания остаются не только в сознании познающего человека, но и передаются из поколения в поколение, главным образом, с помощью материальных носителей (книг, рисунков и т.д.).
В процессе жизни человек выполняет два вида действия по познанию:
В философии существует две основные точки зрения на процесс познания: гносеологический оптимизм и агностицизм.
Сторонник гносеологического оптимизма (Беркли, Гегель, Дидро, Фейербах, Маркс и др.) считают, что мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания.
Агностики (Кант, Юм) либо отрицают возможность познать мир, либо считают человека ограниченным в своих познавательных возможностях.
Разновидностью агностицизма являются релятивизм (Гераклит, Протагор) и скептицизм (Пиррон, Тимон). Релятивизм исходит из условности и относительности всяких знаний, скептицизм подвергает сомнению возможность познания мира. Релятивисты и скептики не отрицают познание полностью, они отрицают возможность достоверного познания.
Современная гносеология стоит на позициях гносеологического оптимизма и базируется на следующих принципах:
Познающим субъектом является человек. В сознании человека выделяют три подсистемы, каждая из которых решает познавательные задачи:
Объектом познания является окружающий мир.
В процессе познания человек стремится к обретению истины. Истина это адекватное отражение объекта в сознании субъекта. Истину, содержащую нравственную оценку, называют правдой. Противоположностью правды является ложь. Ложь это преднамеренное искажение знаний, ее цель ввести в заблуждение тех, кому она предназначена.
Заблуждение несоответствие знаний действительности. Заблуждение может возникать в силу самых разных причин: поспешных обобщений, одностороннего восприятия объекта, истолкования вероятных знаний как достоверных, предубеждений, несовершенства познавательных средств и т.д.
Наряду с понятием заблуждение может употребляться понятие ошибка. Ошибки принято делить на фактические (по содержанию) и логические, связанные с неправильным построение мысли. Логические делят на непреднамеренные (паралогизмы) и преднамеренные (софизмы).
Критерием истины является практика. Практика это конкретная деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого человека.
Познание можно разделить на два уровня: научное и ненаучное. Ненаучное делят на донаучное, обыденное и вненаучное (паранаучное).
Донаучное познание это исторический этап в развитии познания, предшествующий научному познанию.
Обыденное (житейское) познание основано на наблюдении и практическом освоении природы, на накопленном жизненном опыте.
К вненаучному познанию относится познание, претендующее на научность, использующее научную терминологию, но с наукой несовместимое (алхимия, магия, астрология, уфология, спиритизм и т.д.).
Наука это сфера исследовательской деятельности, направленная на производство знаний о природе, обществе и мышлении.
План конспект лекции «Природа как предмет философского осмысления».
Термин «природа» употребляется в философии в трех основных значениях: широком, узком и специальном. В широком смысле, природа это все сущее (бытие); в узком смысле, природа это окружающая человека среда, жизненное пространство человека; в специфическом контексте, под природой понимают суть, основное содержание чего-либо.
В первобытную эпоху человек был полностью «растворен» в природе и находился в полной зависимости от нее не противопоставляя себя ей. По мере появления земледелия и скотоводства человек стал отделять себя от природы, начиная воспринимать её как противостоящую враждебную внешнюю силу. Античные философы, пытаясь осмыслить природу, стали воспринимать её как ценность, с которой нужно жить в согласии, подчиняясь ее законам. В христианском мировоззрении одухотворенный человек и бездуховная природа оказались на разных ступенях мироздания. Человек возвысил себя над природой, но продолжает относиться к ней как к божественному творению. Эпоха Возрождения расценила природу как источник красоты и вдохновения, нацелив человека на ее активное познание. В Новое время природа превращается не только в объект научного изучения, но и в поприще активной деятельности человека. Уверенность человека в своем безграничном превосходстве над природой крепла по мере развития НТП. Сегодня негативное антропогенное влияние на природу достигло той границы, за которой деградация естественной среды принимает необратимый характер. Такое положение принято называть экологическим кризисом.
Школа |
Представители |
Идеи |
Географическая школа |
Тюрго |
Закон убывающего плодородия почвы: каждое добавочное вложение труда и капитала в обрабатываемую землю дает меньший по сравнению с предыдущим вложением результат, а по достижению определенного предела всякий дополнительный результат становится невозможным. |
Мальтузианство |
Мальтус |
Количество людей на планете увеличивается в геометрической прогрессии, в то время как средства существования возрастают в арифметической. Это ведет к перенаселению и социальным бедам. Поэтому допустимы «естественные» регуляторы: голод, войны, эпидемии и т.д. |
Механический географический детерминизм |
Монтескье, Бокль, Реклю, Мечников |
Жизнь людей, их нравы, законы, обычаи и политическое устройство непосредственно проистекают из географических и климатических условий в которых они живут. |
Географический индетерминизм |
Маркс |
Во взаимодействии природы и общества, человек всегда выступает как активная сторона. |
Геополитика |
Ратцель, Хаусхофер, Маккиндер, Мэхэн, Спикмен, Челлен |
Природные условия являются определяющим фактором развития государств в мировой истории, а само государство рассматривается как биологический организм, сформировавшийся под влиянием различных факторов географической среды. |
Пассионарная теория этногенеза |
Гумилев |
Этнос это биосферный феномен, тесно связанный с ландшафтом. Социальное развитие идет по спирали, а этническое дискретно, то есть имеет начало и конец. |
Теория ноосферы |
Вернадский |
Ноосфера (сфера разума) это высшая ступень интеграции всех форм существования материи, когда любая преобразующая деятельность будет основываться на научном понимании естественных и социальных процессов и согласовываться с общими законами развития природы. Это высший этап эволюции, которого еще нет, но который обязательно должен быть, если человечество хочет жить достойно и избежать потрясений. Этого состояния можно достичь если общество и природа будут эволюционировать в одном направлении (коэволюция). |
План конспект лекции «Философское понимание общества».
Самое широкое философское понятие общества звучит следующим образом: общество это совокупная деятельность людей, направленная на производство, поддержание и воспроизводство их жизни. По мере развития философии на проблему общества возникали самые различные взгляды:
Философ |
Идея |
Демокрит |
Общество возникло как результат естественных потребностей людей (необходимость делать и применять оружие, строить жилища, шить одежду и т.д.) |
Аристотель |
Человек общественное существо. Общество это развитая семья. |
Гоббс |
У общества есть два состояния: естественное и гражданское. В естественном состоянии идет непрерывная борьба всех против всех («Человек человеку волк»). Прав тот, у кого сила. Но люди стремятся к самосохранению, поэтому заключают договор и передают часть своих прав государству, в результате чего возникает гражданское общество. |
Гегель |
Гражданское общество это сфера экономических отношений, которая вытекает из права. |
Маркс |
Общество это сам человек в его общественных отношениях. |
Современная западная философия |
Общество это совместные действия людей, интегрированных в социальные группы и системы. |
Философское понимание общества включает в себя два главных признака: 1) общество есть обособившаяся часть природы; 2) будучи связанной с целым, эта часть развивается по своим собственным специфическим законам, не сводимым к законам, которые изучает естествознание.
Являясь открытой динамической системой, общество включает в себя следующие подсистемы: экономическую, социальную, политическую и духовную.
Экономической подсистемой общества является экономика, которую в широком смысле определяют как способ производства материальной жизни.
Под социальной подсистемой понимают все, что относится к разновидностям социума: семейно-родственные, национально-этнические, территориально-населенческие сообщества.
Политические отношения в своей совокупности образуют политическую подсистему.
Духовная подсистема это сложное взаимодействие индивидуального и общественного сознания. Общественное сознание это возникающая из общественной практики людей, их производственной, семейно-бытовой и иной деятельности совокупность чувств, настроений, идей, теорий, художественных и религиозных образов, различных взглядов, отражающих все разнообразие бытия. Индивидуальное сознание восприятие отдельным человеком различных сторон бытия.
Общество представляет собой непрерывный процесс изменения и развития. Принято выделять следующие основные концепции исторического развития:
Философ |
Идея |
Средневековые философы |
Провиденциализм: история это божественный план спасения человечества. |
Мыслители эпохи Возрождения |
История это творчество самих людей. |
Гегель |
История это особый вид закономерности, который может реализоваться только в результате сознательной деятельности людей. |
Сен-Симон |
Определяющую роль в развитии общества играет индустрия (экономическая деятельность людей и соответствующие ей формы собственности). |
Маркс |
Теория общественно-экономических формаций: соотношение уровня развития производительных сил и производственных отношений (первобытно-общинная формация, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая). |
Конт |
Общество это социальный организм, который можно рассматривать статически и динамически. |
Органическая школа (Спенсер, Сорокин) |
Социальная динамика это социальная физиология. |
Структурно-функциональный циклизм (Парсонс) |
Общество независимая система, существующая за счет собственных ресурсов. |
Шпенглер |
История человечества это история замкнутых национальных культур, каждая из которых проходит в своем развитии два этапа: 1) восхождение и расцвет; 2) разложение и гибель. |
Тойнби |
История это существование локальных цивилизаций, замкнутых в себе и абсолютно неповторимых и уникальных. |
Ростоу |
Теория стадий роста: 1) доиндустриальное общество; 2) индустриальное; 3) постиндустриальное. |
Все изменения, происходящие в обществе, принято делить на эволюционные и революционные. Эволюция это сумма количественных изменений, которые подготавливают изменения качественные. Революция это скачок или серия скачков, которые в итоге приводят к замене старого новым.
План конспект лекции «Бытие человека как проблема философии».
Философская антропология это раздел философии, изучающий человека, его природу и сущность.
Античность |
Человек это часть космоса; микрокосм, подчиненный судьбе. Человек космоцентричен. Идеальный человек философ и олимпиец в одном лице. |
Средние века |
Человек это промежуточное существо между ангелом и животным. Бессмертная душа и смертная плоть. Человек не верит в себя, он верит в Бога. Идеальный человек образ святого. |
Новое время |
Человек поверил в себя. Главное предназначение человека познание мира. Человек господин природы. |
Человек особое существо, явление природы, обладающее с одной стороны, биологическим началом, с другой стороны, духовным способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи, высокой обучаемости, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной организации.
Личность - это совокупность врожденных и приобретенных духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание; характеризует человека как представителя общества.
Индивидуальность неповторимое своеобразие человека.
Воспитание это приобщение индивида к социальным нормам, духовной культуре, подготовка его к труду и будущей жизни.
Свобода это основанная на познании необходимости способность выбора и деятельности с учетом этой необходимости. Способность и возможность действовать в соответствии со своими интересами и целями.
Ответственность социальное отношение к общественным ценностям.
Мораль совокупность правил и норм поведения, которыми люди, руководствуются в своей жизни.
Этика философское учение о морали.
Аксиология философское учение о ценностях.
Ценности социально и культурно значимые для человека явления и предметы окружающей действительности.
Альтруизм готовность бескорыстно действовать ради блага других в ущерб собственным интересам, следуя моральному долгу и состраданию.
План конспект лекции «Глобальные проблемы и философия».
Глобальные проблемы это проблемы, которые затрагивают и интересы человечества в целом, и каждого человека в различных точках планеты, то есть проблемы, которые носят общечеловеческий характер.
Любая проблема только тогда считается глобальной, когда она является актуальной для любого региона планеты.
Особенности глобальных проблем:
Классификация глобальных проблем.
Характер проблем |
Перечень проблем |
Интерсоциальные проблемы (проблемы между государствами) |
|
Проблемы взаимодействия общества и природы |
|
Проблемы в системе «человек общество» |
|
Характеристика некоторых глобальных проблем.
Проблема |
Характеристика |
Демографическая проблема |
Неконтролируемый рост населения, создающий во многих регионах планеты избыточную перенаселенность. |
Проблема образования |
Постоянный рост количества неграмотных людей в мире. |
Проблема здравоохранения |
Появление новых серьезных заболеваний в результате антропогенного изменения окружающей среды. |
Продовольственная проблема |
Хроническое недоедание, белковый голод и витаминная недостаточность у большинства населения слаборазвитых стран. |
Проблема нового международного экономического порядка |
Разрыв в уровне социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами. |
Обеспечение человечества энергетическими и сырьевыми ресурсами |
Невозобновляемость и ограниченность естественных ресурсов. |
Проблема войны и мира |
Человечество стало смертным, поскольку любой глобальный конфликт ставит человечество на грань самоуничтожения. |
Решению всех этих проблем может способствовать философия. Поскольку именно она помогает осознать эти проблемы и указывает путь их решения: смена парадигмы мышления и системы ценностей.
Основные понятия.
Альтернативная цивилизация прогнозируемая будущая цивилизация, отказавшаяся от многих принципов современности в пользу экологического равновесия и гуманизма.
Глобалистика научное направление, использующее методы математического моделирования для изучения глобальных проблем.
Коэволюция взаимосогласованное развитие человека и природы.
Научный гуманизм понятие, выражающее настоятельную необходимость коренного изменения человеческой деятельности, ставящей научно-технический прогресс в прямую зависимость от нравственных свойств не только отдельного человека, но и человечества в целом.
Новый гуманизм мировоззрение, включающее в себя три основных начала: чувство глобальности, нетерпимость к насилию и любовь к справедливости.
Пределы роста ограничения в развитии современной цивилизации, которые обусловлены возможностями природы.
Римский клуб неформальная организация ученых, занимавшаяся исследованием глобальных проблем.
Экологический императив принцип, согласно которому нарушение равновесия природы может повлечь за собой неконтролируемые изменения характеристик биосферы.
Тесты для самоконтроля
А) Фалес
В) Аль Газали
С) Демокрит
Д) Сократ
Е) Чжуан-Цзы
А) Конфуций
В) Лао-Цзы
С) Мо-Цзы
Д) Чжуан-Цзы
Е) Шанкара
А) догераклитовской
В) послефалесовской
С) досократической
Д) неоплатоновской
Е) антиаристолевской
А) Конфуций
В) Лао-Цзы
С) Мо-Цзы
Д) Чжуан-Цзы
Е) Шанкара
А) «Деньги не пахнут»
В) «Познай самого себя»
С) «Знание сила»
Д) «Все течет, все меняется»
Е) «Мыслю, следовательно, существую»
А) Фалес
В) Пифагор
С) Гераклит
Д) Сократ
Е) Демокрит
А) Фалес
В) Пифагор
С) Гераклит
Д) Сократ
Е) Демокрит
А) объективного идеализма
В) субъективного идеализма
С) стихийного материализма
Д) диалектического материализма
Е) дуализма
А) Сократ
В) Демокрит
С) Платон
Д) Аристотель
Е) Эпикур
А) Ансельм Кентерберийский
В) Иоанн Скотт Эриугена
С) Августин Блаженный
Д) Пьер Абеляр
Е) Фома Аквинский
А) Аль-Фараби
В) Ибн Сина
С) Аль-Газали
Д) Ибн Рушд
Е) Аль-Бируни
А) «Великий комментатор»
В) «Источник доказательства»
С) «Просвещенный»
Д) «Чудо Корана»
Е) «Авторитет Истины»
А) Ансельм Кентерберийский
В) Иоанн Скотт Эриугена
С) Августин Блаженный
Д) Пьер Абеляр
Е) Фома Аквинский
А) Аль-Фараби
В) Ибн Сина
С) Аль-Газали
Д) Ибн Рушд
Е) Аль-Бируни
А) неомистицизма
В) неотомизма
С) неореализма
Д) неокритицизма
Е) неоматериализма
А) Руссо
В) Вольтер
С) Декарт
Д) Монтень
Е) Макиавелли
А) Кампанелла
В) Бруно
С) Спиноза
Д) Лейбниц
Е) Монтень
А) рационализма
В) эмпиризма
С) волюнтаризма
Д) дуализма
Е) квиентизма
19. Этот философ считал, что государство это результат договора между людьми:
А) Паскаль
В) Бэкон
С) Гоббс
Д) Декарт
Е) Спиноза
20. Декарт автор философского тезиса:
А) «Познай самого себя»
В) «Мыслю, следовательно, существую»
С) «Понимаю, чтобы верить»
Д) «Знание сила»
Е) «Все течет, все меняется»
21. Центральным принципом этики Канта является:
А) естественная политика
В) агностицизм
С) категорический императив
Д) практическая польза
Е) христианское вероучение
22. Философ, создатель новой формы идеализма спекулятивного трансцендентализма:
А) Дидро
В) Гольбах
С) Сен-Симон
Д) Фурье
Е) Фихте
23. Крупнейшая работа Гегеля:
А) «Критика Готской программы»
В) «Основания политической экономии»
С) «Феноменология духа»
Д) «Об изучении методов нашего времени»
Е) «Основы философии будущего»
24. Философ, автор работы «Система трансцендентального идеализма»:
А) Шеллинг
В) Чаадаев
С) Дьюи
Д) Фрейд
Е) Федоров
25. Шопенгауэр является представителем:
А) эмпиризма
В) сенсуализма
С) волюнтаризма
Д) квиентизма
Е) экзистенциализма
26. Огюст Конт является основоположником:
А) культурологии
В) научного атеизма
С) волюнтаризма
Д) социологии
Е) политологии
27. Людвиг Фейербах противопоставил идеализму Гегеля:
А) метафизический материализм
В) антропологический материализм
С) исторический материализм
Д) диалектический материализм
Е) стихийный материализм
28. Мыслитель и общественный деятель, разработавший исторический материализм и теория прибавочной стоимости:
А) Дидро
В) Смит
С) Хомяков
Д) Ницше
Е) Маркс
29. Крупнейшая работа Ф. Ницше:
А) «По ту сторону добра и зла»
В) «Тотем и табу»
С) «Умозрение и откровение»
Д) «Система позитивной политики»
Е) «Мир как органическое целое»
30. Главная идея в учении З. Фрейда:
А) психосексуальное развитие индивида
В) практическая польза знаний
С) ограничение потребления
Д) универсальное сознание
Е) повышение роли государства
31. Философ и ученый, автор работы «Научная мысль как планетарное явление»:
А) Вивеканада
В) Лосский
С) Франк
Д) Флоренский
Е) Вернадский
32. Философ, который считал, что умирая культура перерождается в свою противоположность цивилизацию, в которой господствует техницизм:
А) Карсавин
В) Булгаков
С) Флоренский
Д) Юнг
Е) Шпенглер
33. Э. Фромм является крупнейшим представителем:
А) неокантианства
В) неогегельянства
С) неомарксизма
Д) неофрейдизма
Е) неоплатонизма
34. Философ, один из крупнейших представителей экзистенциальной философии 20 века:
А) Рассел
В) Фрейд
С) Фромм
Д) Булгаков
Е) Сартр
35. Онтология это наука о:
А) сущем
В) познании
С) природе
Д) сознании
Е) материи
36. Всеобщая, универсальная и единственная в своем роде способность существовать, которой обладает любая реальность это:
А) информация
В) логика
С) бытие
Д) материя
Е) идея
37. Для обозначения первоосновы бытия философия использует термин:
А) материя
В) идея
С) дуализм
Д) субстанция
Е) монада
38. Философская позиция, согласно которой мир имеет множество начал, называется:
А) идеалистическим монизмом
В) материалистическим монизмом
С) дуализмом
Д) плюрализмом
Е) волюнтаризмом
39. Философия понимает движение как:
А) механическое перемещение различных тел в пространстве
В) любое изменение состояния природных процессов и явлений
С) переход от совершенных форм к менее совершенным
Д) силу притяжения и отталкивания
Е) эволюционные процессы
40. Движение, которое идет от более совершенных форм к менее совершенным, называется:
А) количественным изменением
В) развитием
С) прогрессом
Д) регрессом
Е) диалектикой
41. Мыслитель, который считал, что пространственно-временной континуум зависит от скорости движения материального тела:
А) Беркли
В) Юм
С) Кант
Д) Гегель
Е) Эйнштейн
42. Форма биологического отражения, основанная на способности всего живого избирательно реагировать на воздействия окружающей среды:
А) раздражимость
В) чувствительность
С) психика
Д) сознание
Е) представление
43. Теория познания это :
А) онтология
В) гносеология
С) антропология
Д) морфология
Е) социология
44. Философская позиция, согласно которой человек располагает достаточными средствами, позволяющими познать окружающий мир:
А) гносеология
В) агносеологический оптимизм
С) агностицизм
Д) когнитивизм
Е) релятивизм
45. Философская концепция, отрицающая возможность достоверного познания мира:
А) гносеология
В) агносеологический оптимизм
С) агностицизм
Д) когнитивизм
Е) релятивизм
46. Философский принцип, состоящий в признании относительности и условности всех наших знаний:
А) гносеология
В) агносеологический оптимизм
С) агностицизм
Д) когнитивизм
Е) релятивизм
47. Способность непосредственного постижения истины путем ее прямого усмотрения без рационального основания это:
А) ощущение
В) потребность
С) интуиция
Д) представление
Е) сознание
48. Адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом это:
А) правда
В) истина
С) ложь
Д) заблуждение
Е) ошибка
49. Непреднамеренные логические ошибки называются:
А) ложь
В) паралогизмы
С) софизмы
Д) заблуждение
Е) обман
50. Познание, основанное на наблюдении и практическом освоении природы, на накопленном жизненном опыте, называется:
А) донаучное
В) обыденное
С) научное
Д) паранаучное
Е) теоретическое
51. Астрологические прогнозы относятся к познанию:
А) донаучному
В) обыденному
С) научному
Д) паранаучному
Е) теоретическому
52. Гипотеза это:
А) обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения закономерностей и причин исследуемых явлений
В) образец мысли
С) объективно возникающий в ходе развития познания вопрос, решение которого представляет существенный практический или теоретический интерес
Д) восхождение от абстрактного знания к конкретному
Е) принципиальная повторяемость
53. Термин «биосфера» ввел в научный оборот:
А) Дарвин
В) Ламарк
С) Гегель
Д) Галилей
Е) Бруно
54. Природа как источник красоты и вдохновения рассматривалась в эпоху:
А) Античности
В) Средних веков
С) Возрождения
Д) Нового времени
Е) современности
55. Часть земной природы, которая вовлечена в сферу человеческой деятельности и составляет необходимое условие существования и развития общества называется:
А) географическая среда
В) земледелие
С) скотоводство
Д) хозяйственный оборот
Е) экстенсивное освоение природы
56. Естественный закон, регулирующий численность населения в зависимости от обеспеченности его продуктами питания, сформулировал:
А) Ибн Хальдун
В) Тюрго
С) Мальтус
Д) Мотескье
Е) Бокль
57. Л.Н. Гумилев автор:
А) закона убывающего плодородия почвы
В) механистического географического детерминизма
С) географического индетерминизма
Д) геополитики
Е) пассионарной теории этногенеза
58. Ноосфера это сфера:
А) жизни
В) разума
С) человека
Д) природы
Е) химии
59. Совокупная деятельность людей, направленная на производство, поддержание и воспроизводство их жизни это:
А) ноосфера
В) государство
С) общество
Д) система
Е) политика
60. Высшей стадией самосознания является:
А) самочувствие
В) самоощущение
С) осознание себя частью социума
Д) осознание себя частью человечества
Е) осознание собственного «Я»
61. Первое научное определение человека дал:
А) Сократ
В) Платон
С) Аристотель
Д) Фома Аквинский
Е) Декарт
62. В эпоху Возрождения возникла теория:
А) редукционизма
В) антропоцентризма
С) волюнтаризма
Д) экзистенциализма
Е) квиентизма
63. Автором теории цивилизационного развития общества является:
А) Маркс
В) Тойнби
С) Парсонс
Д) Ростоу
Е) Белл
64. Понятие «глобальные проблемы» вошло в науку в:
А) первой половине 19 века
В) второй половине 19 века
С) первой половине 20 века
Д) второй половине 20 века
Е) начале 21 века
Литература.