Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
"Греческое чудо" и проблема формирования теоретического знания в античности. Концепция Ж.-П. Вернана.
Феномен эллинской культуры зарождение философии, литературы, искусства, науки и их поразительно быстрый расцвет в Древней Греции с давних пор привлекал внимание ученых самых различных специальностей. Более ста лет назад известный французский филолог, историк религий и философ Эрнест Ренан назвал этот феномен «греческим чудом». Ренан усмотрел причину данного феномена в якобы присущих арийским языкам абстрактности, в отличие от других языков, к примеру семитских, на базе которых не могли бы зародиться ни мифология, ни эпическое творчество, ни наука, ни гражданская жизнь. Вряд ли кто-либо ныне разделяет эту, по существу, расистскую концепцию Ренана, но рожденный им оборот «греческое чудо» нашел широкое применение.
Возникновение теоретического знания основано на трех принципах.
Во-первых, образовалась новая область мышления, внешняя по отношению к религии и чуждая ей. Возникновение космоса и других естественных явлений греческие (ионийские) «физики» объясняли чисто рациональными причинами и в отрыве от религии. Они решительно игнорировали божественные силы, установленные ритуальные обряды и священные сказания, традицию которых зарепили в своих поэмах такие поэты-теологи, как Гесиод.
Во-вторых, выделилась идея космического порядка, покоящегося отныне не на мощи бога верховного правителя, монарха, басилевса (как в традиционных теогониях), но на понятии космоса, подчиняющегося закону, правилу (nomos). Nomos устанавливает для всех составляющих природу элементов (стихий) порядок, в соответствии с которым ни один элемент не может осуществлять свою власть (kratos) над другим.
В-третьих, эта мысль имеет глубоко геометрический характер. Идет ли речь о географии, астрономии или космологии, она постигает физический мир и проецирует его в пространственные рамки, которые больше не определяются религиозными категориями возвышенного и низменного, небесного и подземного, но образуются взаимными, симметричными, обратимыми соотношениями.
Эти три принципа светский и рацинальный характер вИдения мира, понятие умопостигаемого и упорядоченного космоса и геометрическая картина Вселенной тесно связаны друг с другом. В своей совокупности они определяют то новое и оригинальное, что внес греческий рационализм как по форме, так и по содержанию по сравнению с прошлыми и теми ближневосточными цивилизациями, с которыми греки могли быть знакомы.
С чем связаны эти новвоведения и почему они осуществились в греческом мире? Дать ответ на эти вопросы означало бы внимательно рассмотреть всю совокупность условий, которые привели Грецию от микенской дворцовой цивилизации к социальному и духовному универсуму полиса города-государства. Становление полиса означает не только ряд экономических и политических преобразований, но включает в себя также следующие факторы: изменение образа мышления, открытие другого интеллектуального горизонта, выработку нового социального пространства с центром на городской площади (agora), исчезновение такого персонажа, как микенский правитель (anax), возвышение слова, которое становится преимущественным политическим оружием, инструментом достижения приоритета. Оно означает далее замену старых иерархических отношений господства и подчинения новым типом общественных связей. Все изменения подобного рода свидетельствуют о том, что развитие духа творчества и критики осуществлялись в общественной практике (praxis) в то самое время, когда они получали свое выражение у «физиков» милетской школы. Греки стремились определить основы нового человеческого миропорядка, который заменил бы власть монарха или знати писаным законом, обязательным для всех. В результате город приобрел форму кругообразного и имеющего центр космоса: каждый гражданин, подобный всем остальным, подчиняясь и властвуя, должен был хронологически последовательно занимать и оставлять все симметричные положения, составляющие гражданское пространство. Именно этот образ социального космоса, регулируемого равным для всех законом (isonomia), на заре философии ранние греческие мыслители перенесли на физическую вселенную. Если древнии теогонии составляли одно целое с мифами о верховной власти, то и новая модель мира в своих геометрических рамках связана с институциональными формами и духовными структурами, свойственными полису.
Основной тезис Жана-Пьера Вернана: Существует тесная связь между новвоведениями, внесенными первыми ионийскими философами 6 века до н.э. в само мышление, а именно: реалистический характер идеи космического порядка, основанный на законе уравновешенного соотношения между конститутивными (основополагающими) элементами мира, и геометрическая интерпретация реальности, - с одной стороны, и изменениями в общественной жизни, политических отношениях и духовных структурах, которые повлекла за собой организация полиса, - с другой.