У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

во религии мораль

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 29.12.2024

Понятие психики. Структура человеческой психики по З.Фрейду и К.Юнгу.

 

ФРЕЙД (Freud) Зигмунд (06.05. 1856 — 23.09.1939) Создатель психоанализа. Основаны на гипотезе о доминирующей роли в человеческой жизни бессознательных импульсов. Не только в индивидуальном развитии каждого человека, но и в историческом процессе, гос-во, религии, мораль. Со временем сексуальный “монизм” уступал у Ф. “дуализму”: “инстинкт жизни” — Эрос, “инстинкт смерти” — Танатос. Борьба этих инстинктов между собой и с цивилизацией. Социальную структуру он видит “вождь — элита — массы”. Главная проблема, к-рую пытался разрешить Ф.,— проблема конфликта человека и об-ва. Двойственность социальных позиций Ф.

Бессознательное.

Зигмунд Фрейд. Человеческое сознание состоит из трёх уровней: Сверхсознание ("сверх-Я" - правила поведения, родительские запреты, моральная цензура); сознание ("Я") и бессознательное ("Оно" - совокупность инстинктов, комплексов, самые значительные здесь - половой инстинкт и инстинкт агрессии. Оно - это и личное бессознательное (вытесненные переживания) и те комплексы, которые достались нам в наследство от нашего животного и первобытного состояния. Сверху на Я давят требования общества, снизу - комплексы и инстинкты. Последние подавить и подчинить сверх-Я невозможно - это и приводит к неврозам или к нарушению психики.

Самым адекватным выразителем противоречий психики является Эдипов комплекс. Два проклятия над человеческой психикой - отцеубийство и кровосмесительство. Нормальный человек выходит из этого затруднения, сублимируя(воплощая) огромную энергию своего бессознательного в науку, творчество или социальную деятельность. Религия - вид истерии, когда человек свои детские сексуальные комплексы, связанные с отцом, переносит на Отца небесного, религиозный фанатизм - психическое заболевание.

Структура личности по Юнгу. (1875-1961)

Cтруктура личности состоит из трёх частей - коллективного бессознательного, индивидуального бессознательного и сознания. Если индивидуальное бессознательное и сознание являются чисто личностными, то коллективное бессознательное является своего рода “памятью поколений”. Эмпирической базой введения идеи коллективного бессознательного было установленное Юнгом во время его психиатрической практики сходство между мифологическими мотивами древности, образами сновидений у нормальных людей и фантазиями душевнобольных.

Варианты трактовки понятия “архетип”.

Коллективное бессознательное состоит из архетипов. Наряду с инстинктами, архетипы являются врождёнными психическими структурами, находящимися в глубинах коллективного бессознательного и составляют основу общечеловеческой символики. Общим является то, что архетипы принципиально противостоят сознанию, их нельзя дискурсивно осмыслить и адекватно выразить в языке. Единственно, что доступно психологической науке, - это описание, толкование и незначительная типизация архетипов, чему и посвящена значительная часть сочинений Юнга.

Основные архетипы.

Основными архетипами Юнг считал эго, персону, тень, мать, отца, Аниму или Анимус, “старого мудреца” и “самость”, хотя, разумеется, список архетипов ими далеко не исчерпывается. Эго и персона проявляются в основном в сознательных пластах индивидуальной психики, в то время как остальные главные архетипы проявляются в индивидуальном бессознательном.

Эго  - центральный элемент личного сознания, целостное и осознанное восприятие собственной личности. Эго стремиться противостоять всему, что угрожает связности нашего сознания, старается убедить нас в необходимости игнорировать бессознательную часть души.

Персона - это та часть нашей личности, которую мы показываем миру, какими мы хотим быть в глазах других людей. Персона защищает нас от давления среды.

Тень является центром личного бессознательного. Как Эго собирает данные о нашем внешнем опыте, так тень фокусирует, систематизирует те впечатления, которые были вытеснены из сознания. Таким образом, содержанием тени являются те стремления, которые отрицаются человеком как не совместимые с его персоной, с нормами общества, при этом чем больше доминирует персона в структуре личности, тем больше содержание тени, так как индивиду необходимо вытеснять в бессознательное всё большее количество желаний.

Расхождение между Юнгом и Фрейдом во многом касались именно роли тени в структуре личности, Юнг считал её одной из составляющих этой структуры, Фрейд ставил её в центр личности. Юнг не считал возможным не признавать её и человек без тени является таким же не полноценным, как и без других частей души.

Первым архетипом, начинающим формировать сознание ребёнка является, по Юнгу, архетип матери. Она воспринимается в бессознательном состоянии не как конкретная личность, а как архетип. В последующей жизни этот первичный образ тускнеет и заменяется осознанным индивидуальным образом, и кажется, что это и есть единственно возможный образ матери. В бессознательном же, мать как и прежде, остаётся могущественным архетипом.

С развитием сознания ребёнка в поле его зрения попадает также и отец, оживляя архетип, природа которого во многих отношениях противоположна архетипу матери. Отец тоже сначала является не как определённая личность, а как всеобъемлющий образ Бога. Потом отец становится имеющей границы, зачастую слишком человеческой личностью. И наоборот, образ отца распространяется на все возможные сферы, соответствующие его значению.

“Отечество” означает границы, закон, почва же - это материнская земля.

С наступлением половой зрелости проявляется новый архетип - Анима (у мужчин) или Анимус (у женщин). Это те части души, которые отражают интерсексуальные связи, представления о противоположном поле, фигуру любимого человека. Обе эти фигуры были скрыты под маской родительского образа, но теперь они появляются незавуалировано. Для Анимы характерно, что в ней отсутствуют материнские черты. “В лучшем случае она спутница и подруга, в худшем - распутная женщина”. Анима - это иррациональное чувство, Анимус - иррациональное суждение.

Еще одним архетипом является архетип старого мудреца или мага. Этот архетип восходит к образу шамана в первобытном обществе. Гермес Трисмегист герметической литературы.

Самость, с точки зрения Юнга, является центральным архетипом для личности, проявляющийся и в сознательной и в бессознательной части. Его главное значение в том, что оно не противопоставляет разные части души (сознательную и бессознательную) друг другу, но соединяет их так, чтобы они дополняли друг друга.

Анализируя формы взаимодействия бессознательно-архетипических и сознательных компонентов психики, Юнг выделял две крайности, на его взгляд, равно опасные, и для индивидуального и для социального бытия человека. Первую из них он видел в восточных религиозно-мистических культах, где личностное начало оказывается полностью растворённым в архаической стихии коллективного бессознательного. Другая крайность выражена, по Юнгу, научно-практической экспансией европейского Я, где подавляется и искажается, коллективно-бессознательная сущность психической жизни человека.

Юнг развивал учение об интеграции сознательного и бессознательного начал в психике через символическое толкование и субъективное проживание своих архитепических структур. Основу для возможности такой интеграции как раз и составляет Самость.




1.  Ардзинов ВД
2. Задания и методические указания для выполнения контрольной работы по дисциплине статистика
3. Территория 8240 тыс
4. Менеджмент і адміністрування напрям підготовки 6
5. Особенности административной дисциплинарной и гражданско-правовой ответственности в медицинской пр
6. Лекция 4. Философия эпохи Возрождения Основные черты эпохи Возрождения XIVXVI вв.
7. Вейделевская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области Согла
8. Задание ’ 1 Рефинансирование ~ Погашение долга за счет выручки от вновь размещенных выпусков ценных бумаг
9. тема сегодняшнего урока utoCD
10. Фирма образовалась недавно
11. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата економічних наук Київ ~ Дисертаці
12. XII О правах ребенка Изменения и дополнения- Закон Республики Беларусь от 3 мая 1996 г
13. Обзор литературы Вступление Однокамерные установки
14. Тема I ФИЛОСОФИЯ ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА Понятие мировоззрения
15. КОНТРОЛЬНА РОБОТА
16. Наркотики наркотическая зависимость причины и последствия потребления формирование зависимости Цель
17. Маркетингова цінова політика
18. Тема 1 ПРЕДМЕТ МЕТОДЫ И ФУНКЦИИ ЭКОНОМИКИ 1
19. Златовласка Воплотить задуманное режиссеру помогли художникпостановщик заслуженный работник культуры
20. Монетарная политика и банковский надзор ОГЛАВЛЕНИЕ Введение Денежнокредитная политика- сущн