Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Романная «трилогия» Гончарова. Монографии: Пруцков Н.М. Мастерство Гончарова-романиста, Старосельская, Краснощек. «Обломов» Гончарова. Наряду с Тург.-м предст-ет классич. реализм. Нач-ет в рамках натур.школы. писал критику, очерки: «Физиологические очерки». Проблема утраты цельности человека в разъединённом мире ч/з все 3 романа.Р-н «Обыкнов. история» история утраты любви - Классич. модель столкнов-я ром-ка-карьериста (Алекс-р Адуев) с реальн. жизнью. Тема утрачен. иллюзий. Чел. Проходит ч/з время максим-зма, время круш-я идеалов. Хар-р конфл-та-идеологич. Роман строится на полемике героев. Точка зр-я автора выражена в тексте не от лица персонажа. Она обнаруж-ся не сразу. Столкнов-е деревни и столицы. Р-н строится послед-но на столкнов-ии Адуева-младш. и Адуева-старш., причём выясн-ся несостоятельность детск. романтич. мира Ад.-мл. Ч/з р-н проходит 3 любовн. истории: воспомин-е о дерев.любви (Софья), роман с Наденькой, осуществл-е надежды- вдова Юлия, котор. полюбила его всей душой, но она ему надоела. То, что происх-т с любовью, то же и с творч-вом(стихи) д/того, чтобы созд-ть что-то д/людей, надо обозревать жизнь спокойн. взглядом, найти, что будет интересно чит-лю, если этого нет, то он выр-ет в св. произв-ях лишь собств. «я». Это ещё и р-н воспит-я: юноша стан-ся зрелым челом. В конце р-на кульминац.поворот: видим Ал-ра, котор.стал похож на дядю- типичн. петерб. Чиновник, ему предстоит выгодн.брак по расчёту. Ад.-ст. и Ад.-мл. 2 возрастн. стадии1-го типа. Позиция ав-ра=позиция Ад.-ст. Ав-р счит., что не стоит носиться с иллюзиями по жизни. Лизавета-жена Петра Ив-ча(Ад.-ст.). Петр ив-ч верит в помощ-ка, в привычку. К жене он относится, как к той, с кем бы не стыдно было бы показ-ся, домохоз-ке. Лизе стан-ся душно от эт. жизни, она нач-ет чахнуть. П. И. поним.-т, что ей нужна любовь, нежность, он реш-ся на отчаян.шаг: на пике карьеры хоч.выйти в отставку. Но поним., что уже поздно, Лиза соглаш-ся, но апатично.(Перекличка с «Сильфидой» Одоевского: та же метаморфоза с Ад.-ст., что и с героем «Сильфиды»). Жена говорит Ад.-ст., что она не любит его, а привыкла→слово возвр-ся к нему. Получ-ся, что не только мл. превращ-ся в ст.-го, но ст. был когда-то мл-шим. Промежуточн. стадия=позиция Ад.ст. в конце. Он поним. Все недостатки св.позиции. 2 эти позиции и могут вз/действ-ть только в синтезе. Неполнота и ущербность кажд. т.зр- я в отдел-ти. Появл-ся гл. тема творч-ва Гонч.- тема поэтич. личности чела, житейской правды жизни, мечта Гонч. о реализ-ии поэтич.мечты. Сам. гл. проблема пр-ма устроения сформировавшейся личности. Пруцков: Гонч-ва интересует формир-е личности, в той или иной среде нравов, быта, обществ. уклада. Поиски полноценного деятеля России и безрезультатность их, скорбный образ ж-ны, нравств-но возвыш-яся над проч.героями- вот, что объед-ет р-ны Герцена и Гонч-ва… Безумн.страсти Ал-ра Ад.-ва Петр Ад.-в противопост-ет разум, обществ. обяз-ти. Гонч-в любит комич-ки снижать «высокое», «романтич-е», «идеальное», показать внешн. и пошлую стор. необходим. страстей и мечтаний=своеобразие р-на: слияние патетического и комического. В р-не всё подчин-но 1 задаче: разнопланово пок-ть Ад.-мл., независ-ть гер. от ав-ра, интерес Гонч-ва к духовн. Развитию. Концепция Гонч.-ва-ром-ка идея о необход-ти соедин-я того положит-го, что заключ-сь в 2х крайностях- П.А. и А.А. Непосредств-ть, чистота. Сила чув-ва-те самые кач-ва души, котор. защ-ет Лиза в А.А. и Ольга в Обломове. В финале А.А. карикатура на П.И. 59г.- р-н «Обломов». Р-н-монография: 30 лет жизни героя. Чистый пример линейно-биографич. типа р-на, диахронный р-н. «Халат диван- шлёпки»- неразложим. комплекс, одна из ключев. эмблем века. У Гонч-ва др. наполнение эт. образа. При Штольце- плащ и сапоги. Ему симпатизирует ав-р. Штольц с нем. «гордый» - самостояние в образе. Обломов рус.фамилия. обломок древн. правды, сем-ка праха, распада, ухода целого врем-и. Распад целостности персонажа. Сон Обл-ва Гонч. вар-т утопии- патриархальная. Даётся в иронич.ключе. мир замкнут сам в себе. Даже элементар. прич-следств. связи у обломовцев в головах не работают. Все знания осн-ны на мифах, суевериях. В так.среде вырастает Обл-в живым мальчиком, учился «понемногу». Любовь обл-ва разбив-ся об его неспос-ть что-либо предпринять, а она единств., что могло его спасти. Переплетение соц-го, филос-го и психологич-го эл-тов. Соц.аспект. Доброл-в расценил обломовщину как соц. явл-е, негативное. Обл-в заключил собой галерею лишних людей. фамилия Ольги Ильинская= вторая половинка Обл-ва. Когда Ольга выходит замуж, то вроде бы счаст-ва, но в то же время ей чего-то не хватает. «Парад гостей» - ав-р показ. людей, котор. в противополож-ть Обл-ву заним-ся деят-тью, показ., что это за деят-ть. Гос-во само по себе, чел сам по себе. Никакой сверхцели на службе нет, чел может только обустр-ть св. мал. частн. жизнь. Поэтому Обл-в конечный рез-т, зачем раб-ть, если у него уже есть покой, ведь чел д/этого и работает, чтобы обрести покой. Штольц говорит, что надо трудиться д/ труда. Обл-щина не только рус. лень, пассив-ть,она шире. Чел не может найти св.места в общ-ве → протест против общ-ва. Обл-щина- своеобр. протест(рус. жизнь→ разн.формы протеста: романтич.бунт, самоуб-во, револ. протест, пассивность). люди, желают большего, чем просто места под солнцем, а реальность не даёт им этого сделать. Психологич.аспект: вся психич. активность Обл-ва рассредотач-ся в мечтах. Феномен обл-щины был описан в науч. лит-ре аутизм, аутич.мышление. чел живёт в усл-ях стрессов: он хоч всего достичь, но не может чел достичь всё, поэт. Живёт в состоянии неудовлетвор-ти → психологич. кризис. Но орг-зм чела выделяет защитн.реакции, одной из котор. явл-ся аутич. реакция: 1) активная деят-ть, 2) упадок сил(погруж-е в мир мечты). Чел д/ себя создаёт втор. альтернативн. реальность, где видит себя таким, каким хотел бы быть. Чел начинает жить в мечте, что и происх. с Обл-м. (Толстой «Детство», Куприн «Поединок»). Последствие чел уходит в мир св. фантазий, практич-ки перестаёт сущ-ть на земле. Компенсаторский мех-зм. след.ступень- шизофрения. Соц. и психологич. аспекты сопряжены: жизнь сама подталк-ет именно к так.выраж-ю св. сентенций. Филос.-эмоц. аспект. Обл-щина связ. с особ. позицией рус. куль-ры м/у Зап. и Вост. Пр-ма деяния/недеяния, действия/бездействия. З. внеш. мир чела, В. внутр. Самопогруж-е, самосозерц-е В. Пр-ма выбора д/ России всегда была. З.- чел должен трудиться. В. чел рождён, чтобы приспосабл-ться к миру → идея недеяния. Поэтому обл-в не может вызвать какой-либо реакции чит-ля, т.к. мы видим и ту и др. стор. Д/ В. Обл-в- идеал чела, д/ З. ленивец. Всё это делает фигуру Обл-ва неодназначной. Такова наша ментальность мы видим жизнь так, как её не видят др. народы. Заканчив-ся р-н расхождение 2х линий. В конце рожд-ся реб-к- Андрей Обломов- возм-но в будущ. будет синтез 2х героев=идеал. Сюж.особ-ть жизнь Обл-ва движется по кругу: сон- пробужд-е-сон это обречен-ть. «Обрыв» Посвящен теме будущих идей России. Много сюж.линий. Герой проснувшийся Обл-в. Снач. идея творч. личн-ти, но потом оставил её. Лич-ть Райского - чел, котор. чем-то заним-ся, но толком не разбир-ся в св.деле. Это тоже 1 из рус.недугов. Рай-й богато разносторонне худож-но одарённый. И там, и сям, но никогда ничего не выходит окончат-го, т.к. всё требует кропотливого труда. Ему надо всё и сразу. (скрипач). Гений= 1% таланта, 99% труда. Дилетант. отнош-е к жизни Рай-й переносит на людей → когда приезж. в Малиновку. Когда же нач-ет испытывать чув-ва к Вере, тогда забывает св.философию. «Энциклопедия любви» (по Старосельской) → разновид-ти любви: 1- животная любовь- Марина: нет ничего поэтич-го, возвыш-го, просто красивая самка. 2- античная- (Сон Веры Павловны напомин-т из «Что делать?») земная Ульяна Козлова: красивая внешн. оболочка, не человеч. личн-ти. Небесная-статуя. Райский хоч. оживить. 3- бюргерская идиллия Марфенька и Викентий: чув-ва. расчит. на прочн. брачн. союз, воспит-е детей будущ. старосветские помещики.4- средневеково-платоническая- Латунин и Бережкова. Тема памяти любви. 5- пародия на любовь- Полина Критская стареющ. кокетка, кажется смешной в св.стремл-ии до сих пор нравиться. 6- любовь-страсть: Райский к Вере, Волохов к Вере. У Волохова идеологич.тщеславие, д/него важно обратить Веру в св. веру. Др.св-ва отнош-е Райского к Вере- она от него ускользает, тогда он готов поступиться всем, чтобы добиться её. 7- тема любви как заблуждения сердца- чув-во Веры к Волохову. Ведущ. тема- тема конфликта и непонимания отцов и детей, разрыв поколений. Причина эт.темы-жизнь смен-ся оч.быстро,т.е. дети уже не верят в то, во что верили их род-ли. На материале любовн. темы Гонч-в показ. гибельность чела обрубить концы со св. прошлым. Нач-ся это с истории бабушки. Если чел отвергает прошлое, то в будущ. пожинает более жестокие плоды. Ошибка обеих женщин гордость и неведение. Вера попадает в тот же обрыв. Тема необход-ть наведения мостов. Любовь может соединить концы. Но распад зашёл слишком далеко. Сцена из книги бытия: Вера застаёт Волохова в саду, срывающего яблоки. Фамилия Райский тоже оттуда- он ищет св. веру. По мысли Гонч-ва, прогресс должен вырасти из синтеза начал, котор. есть понемногу у каждого из героев. Тушин-трудолюбие, образ бабушки-вековая мудрость, Вера- поиск нового, в жизни пыт-ся найти св. дороги, Марфенька и Викентий-сохр-е традиций, быта, дом.очага, поклонения. Волохов - адвокат дьявола. Он помог этим людям испытать себя. Он вносит в жизнь эл-т движ-я. Пруцков: в финале торжест-ет «бабушкина мораль». В основе хар-ся черта рус. либерализма- единение здоровых, разумн., жизненных начал «бабушк. морали» с тем, что несут в жизнь Тушины. Здесь главн. не типы, а изобр-е жизни рус. общ-ва в мом-т кризиса борьбы старого и нового. Худож.своеобразие. Классич.реализм- сам.чистый=объективн. реализм. Близок к Писемскому. Нигде прямо не формул-ет св. позицию. Предст-ет чит-лю самому прийти к какому-либо рез-ту, размышл-ю. гонч-в живописует типажи. сложившиеся столетиями. Новое вписыв-ся в стар. почву, оно не смещает старого в этом прогресс. Гонч-в тяготел к тому, что это слож-сь десятилетиями, его это больше всего волновало.